Мультимедиа технологии в современном образовании. Мультимедийные средства обучения Применение мультимедиа технологий в образовании

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 156

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Болбаков Р.Г., к.т.н., доцент, МГТУ МИРЭА, E-mail: [email protected] Москва, Россия

Аннотация. Статья анализирует состояние и развитие мультимедийных образовательных технологий. Показаны причины появления мультимедиа-технологий в образовании. Раскрывается содержание понятия "мультимедийное образование".

Статья раскрывает полисемическое значение термина "мультимедиа". Статья показывает когнитивность мультимедийного образования. Показаны отличия технологий обучения при использовании мультимедиа. Показаны преимущества технологий обучения при использовании мультимедиа.

Ключевые слова: Образование, информатика, информационные технологии, информационные образовательные технологии, мультимедиа, мультимедийное образование.

MULTIMEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Bolbakov R.G., PhD., MSTUMIREA, E-mail: [email protected] Moskow, Russia

Annotation. The article analyzes the state of multimedia educational technologies. The article analyzes the development of multimedia educational technologies. The article analyzes the reasons for the application of multimedia technology in education. The article reveals the meaning of "multimedia education." The article reveals the polysemy of the term "multimedia". Article shows cognition multimedia education. Article shows differences multimedia technologies from the classic educational technologies. . Article illustrates the use of paralinguistic units in multimedia education. Article shows the benefits of learning technologies by using multimedia.

Keywords: Education, computer science, information technology, information technology of education, multimedia, multimedia education

Введение. Развитие информационного общества привело к формированию новых образовательных моделей и средств обучения, которые включают не только традиционные вербальные и лингвистические средства, но и паралингвистические мультимедийные средства обучения. Существенным фактором, детерминирующим процессы в образовании, становится всевозрастающая роль средств коммуникаций и мультимедиа. На ранних стадиях развития продукция мультимедиа была ориентирована в области быта, культуры искусства. По мере совершенствования средства мультимедиа стали находить расширенное применение в науке, технике и образовании. В сфере образования появились мультимедийные материалы, контент которых линейно встраивался в предметные области образования . Первоначально мультимедийный контент играл вспомогательную роль и был направлен на

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 157

информационную поддержку образовательного процесса в виде аудио и видео лекций и семинаров. Постепенно мультимедийный контент становится основным средством обучения . Это усиливается с появлением и применением механизма виртуальной реальности. Появилось направление, которое можно назвать мультимедиа образованием .

Причины появления мультимедиа-технологий в образовании. Перечислим объективные причины использования мультимедиа-технологий в образовании.

1. Елобальная информатизация, становление индустрии масс-медиа, основанной на применении новых информационных технологий в массовой коммуникации, привели появлению специфического продукта их внедрения - глобальной картины мира, свободно конвертируемой потребителями массовой информации. Одной из целей образования является построение картины мира у обучаемых . Поэтому логично использование таких средств для обучения.

2. Учебные дисциплины нового поколения, - семиология, когнитология, методология (Р. Дебре), коммуникология, а также синтезированные на их основе методы познания, способы интериоризации и осмысления вызвали к жизни нетрадиционные для сферы образования методы, к числу которых относятся мультимедиа-технологии в образовании .

3. Системное применение мультимедиа-технологий в образовании определены основано на построении целостных сценариев , которые наиболее полно выражаются средствами мультимедиа.

4. Коммуникационный механизм получения образования на основе специфического медиаэффекта выступает не только как инструмент получения отдельных знаний, но главное как инструмент формирования картина мира у молодого поколения .

5. Современное образование все больше опирается на моделирование и выяснение онтологических характеристик картины мира . Формирование образовательного контента с опорой на онтологии снижает информационную нагрузку. Мультимедиа-технологии с опорой на онтологии и семантическое управление решают эту задачу.

6. Елавной причиной обуславливающей преобразование методов обучения является не только увеличение информационных потоков и включение в них новых предметных дисциплин, сколько изменение характера информационного взаимодействия в обществе и в образовательной среде. Мультимедиа-технологии с опорой семантическое управление представляют собой новый вид информационного

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 158

взаимодействия в образовании .

7. Мультимедийное обучение не является искусственным фактором. Оно является следствие социокультурного взаимодействия людей в процессе производства, обмена и потребления информации. Тем самым оно создаёт механизм зарождения и изменения совокупных представлений о мире.

8. По мере развития и усложнения информационного взаимодействия в обществе, это взаимодействие создает специфическую картину мира, что приводит к воздействию на систему образования. Мультимедийное обучение является примером такого воздействия.

9. Специфика отражательной деятельности в образовании заключается в том, что любая картина реальности раскрывается лишь в когнитивном пространстве человека, играющего ключевую роль в онтологизации. Это ставит задачу развития когнитивных способностей обучаемых, что частично решается применением мультимедийных образовательных систем.

10. Новые реальности общества: информационное мультимедийное

взаимодействие, информационное поле, информационное образовательное

пространство, информационное образовательное сетевое общество - требуют включения их в систему образования. В противном случае система образования будет отставать от образования других стран мира.

Понятие мультимедиа. Термин "мультимедиа" полисемическое понятие. Он имеет следующие трактовки :

Технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

Информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

Компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

Компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

Особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает совокупность информационных технологий, использующих одновременно различные каналы воздействия на обучаемого. Технологии мультимедиа получили широкое применение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 159

в сфере образования, поскольку средства обучения, основанные на этой технологии способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Это обусловлено тем, что при мультимедийном обучении подключаются дополнительные информационные каналы у человека, что повышает эффективность познавательного процесса .

В аппаратном мультимедийном обеспечении существует семейство средств, особенностью которых является возможность обработки и представления различных видов информации . К числу таких средств, относят устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений и в последнее время лазерной графики.

Понятие мультимедиа с одной стороны связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации. С другой стороны, что обусловлено вариабельностью представления образов и сценариями, понятие мультимедиа лежит в основе функционирования средств обучения, влияющих на эффективность образования. Внедрение в сферу образования средств мультимедиа приводит к появлению новых программных средств и требует их содержательного наполнения при разработке новых методов обучения.

Когнитивные аспекты мультимедийного образования.

Коммуникационный механизм информационного взаимодействия в современном обществе, в который включено мультимедиа как фактор развития общества, создаёт новые медиаэффекты, детерминирующие социальную систему и систему образования. В рамках информационного взаимодействия для субъектов, участвующих в коммуникационном процессе образования можно ввести термин коммуниканты, которым обозначаются как обучающие так и обучаемые .

В ряде научных публикаций доказано, что в мультимедийном образовании большое значение имеет когнитивность. Это понятие связано с познанием и способностью к познанию, которая развивается применением мультимедиа. В широком смысле термин «когнитивность» используется для обозначения меры познания или меры достижения знания . В этом аспекте термин связывают с эпистемелогией.

В узком смысле термин «когнитивность» используется для обозначения меры приращения так называемого «контекстного знания», то есть приращения предметного знания в предметных областях, где фигурируют такие понятия, как знание, умение или обучение (образование, информатика).

Объединение понятий «когнитивность», «синтактика» и «семантика» позволяет

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 160

формализовать объективно-смысловую сторону изучаемых дисциплин и формировать оценки результата обучения как результата процесса познания. Такое объединение позволяет проводить оценку учебного материала как семантической конструкции, по критериям: оперативности, целостности и удобства её восприятия учащимся.

Понятие «когнитивная семантика» можно интерпретировать как направление, изучающее влияние формы мультимедийной подачи смыслового содержания учебного материала учащемуся для усиление его познавательной способности воспринимать и осваивать учебную информацию

Информацию по видам передачи разделяют на следующие основные группы:

Визуальная символическая (языковая) информация ;

Визуальная образная информация (иллюстративная или когнитивная);

Визуальная паралингвистическая информация ;

Звуковая языковая информация (лингвистическая);

Звуковая паралингвистическая информация;

Контекстная информация на уровне подсознания;

Тактильная информация на основе механического воздействия.

Информацию по видам восприятия разделяют на директивную и ассоциативную.

Директивная информация передает целостные информационные объекты, легко интерпретируемые получателем информации и не требующие дополнительной обработки. К такому виду информации могут быть отнесены: приказ командира подчиненному, изображение известного объекта, известное слово, формализованное условие известной задачи. Средства мультимедиа могут представлять директивную информацию.

Ассоциативная информация передает информационные объекты, интерпретируемые неоднозначно и требующие дополнительного анализа от получателя информации. Чаще всего используется метод сравнения с известными образами, стереотипами или ассоциациями. Ассоциативную информацию можно определить как информацию, восприятие которой основано раннее усвоенной информации или ассоциациях о ней. К такому виду информации могут быть отнесены: неразборчивая речь, изображение неизвестного объекта, фрагмент непонятного изображения, изображение или сообщение передающее сочетание известного с неизвестным, неизвестное слово. Средства мультимедиа могут представлять ассоциативную информацию

Информацию по видам понимания разделяют на сигнификативную, ассоциативную и контекстную (подсознательную). Сигнификативная трактуется

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 161

однозначно с помощью словарей . Ассоциативная информация допускает неоднозначность трактовки. Кроме того, ассоциативная информация может усваиваться на основе рефлексии и саморефлексии. Контекстная информация дает результат, но процесс ее получения неясен обучаемому. Она часто трактуется как неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из подсознания, но при этом она служит инициацией формирования нового понятия, новой идеи.

Средства мультимедиа могут представлять все три вида информации. Контекстная информация часто представляется в интенсифицированных

мультимедийных потоках.

При мультимедийном обучении из процесса коммуникации часто выпадает привычно сканируемый глазом текст. Представление образовательной информации в других знаковых и символьных формах требует мобилизации когнитивных способов постижения действительности. Определяющим условием «перевода» информации из одной знаковой модели в другую становится когнитивный механизм ассоциативной связи, обеспечивающий совпадение смысловых и образных полей коммуникантов.

Особенность асооциативного восприятия состоит в неоднозначности восприятия. Мультимедийная образовательная модель не приведет к одинаковому восприятию растения всеми обучаемыми. Каждый обучаемый представит мультимедийный образ по-своему.

Когнитивистика или когнитология - междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. В этом направлении совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга. Мультимедийное образование является инструментом решения когнитологических задач.

Одним из видов информационного взаимодействия с применением мультимедиа является интерактивное взаимодействие. Это информационное взаимодействие в сфере информационных технологий и систем «оставляет следы», что дает возможность проводить когнитологический анализ таких взаимодействий и процессов.

Интерактивность является одним из преимуществ мультимедиа-средств. Она позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: обучающиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 162

могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Интерактивность является одним из механизмов управления потоками мультимедиа в образовательном пространстве, включая семантическое управление.

Технологии обучения при использовании мультимедиа. В настоящее время количество созданных средств мультимедиа измеряется тысячами наименований. Мультимедиа-технологии и соответствующие средства информатизации образования развиваются очень быстро.

Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации школьного обучения и повышение мотивации школьников к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как :

"манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией;

Контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;

Реализация анимационных эффектов;

Деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

Дискретная подача аудиовизуальной информации;

Тонирование изображения;

Фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";

Многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" -видеофильм, в другом - текст);

Демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении существенно возрастает роль графики, в частности иллюстраций.

Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

Иллюстрация (иллюстрирование) - :

Введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 163

(изображения и звука),

Приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

Оба толкования термина иллюстрация в равной степени имеют отношение как к обычным бумажным учебникам и учебным пособиям, так и к современным мультимедиа-средствам. Необходимость иллюстрирования приводит к тому, что теперь все средства информатизации обучения должны быть использованы для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому.

В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

Появление в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, используемых при издании традиционных учебников на бумажных носителях. В области иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных книг для общего среднего образования накоплен значительный опыт, согласно которого определяются особенности пространственной группировки элементов издания, осуществляется акцентирование (визуальное выделение) отдельных элементов, учитываются физиологические стороны восприятия и другие факторы. Этот опыт с успехом применяется и при разработке современных мультимедиа-средств для обучения.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

За счет этого, большинство преподавателей могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 164

систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в обучении, таких как :

Изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

Видео, сложные видеоэффекты;

Анимации и анимационное имитирование.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - обучающийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Работая с мультимедиа-средствами, обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Е1рименение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса в школе.

Мультимедиа способствует [ 2-7]:

Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

Повышению мотивации у обучающихся;

Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

Развитию у обучающихся более глубокого подхода к обучению, и,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 165

следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в образовании относят :

Одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

Возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;

Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

Визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;

Возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией обучающихся.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей . На эффективность образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.).

В таких условиях мультимедиа-средства информатизации образования могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения. Такая среда применима в многочисленных образовательных проектах, в которых обучаемые размышляют об изучаемой предметной области, участвуют в диалоге со своими сверстниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты обучения.

Заключение.

На сегодняшний день информационные и, в частности, мультимедиа технологии в большей или меньшей степени применяются в учебной и организационнопедагогической деятельности практически всех средних учебных заведений. Работа школьников в компьютерных и Интернет-классах как при изучении информатики, так и на занятиях по другим предметам, планирование учебных занятий с помощью компьютера или электронное компьютерное тестирование знаний школьников и абитуриентов стали повсеместными. Использование компьютерных мультимедиа технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 166

положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.

Наряду с учебной деятельностью возможна информатизация и различных внеучебных мероприятий, которые всегда сопровождают обучение школьников и играют огромную роль в воспитании молодежи, выработке у детей стремления работать в коллективе, расширении "информационного багажа" будущих выпускников школ. К сожалению, данная область образовательной деятельности до сих пор остается не достаточно компьютеризированной, а исследований в области информатизации внеучебной деятельности практически не существует. Обширной сферой применения мультимедиа технологий в современной образовании является организационноуправленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие средства, так или иначе, основанные на мультимедиа.

Список литературы

1. Ц,ветков В.Я. Паралингвистические средства в дистанционном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - №10. - 2013. - с.4- 11.

2. Анисимова. Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С.Анисимова; Под ред. Е.А.Бордовского. - СПб. : Изд-во РЕПУ им. А.И.Еерцена, 2002. - 89 с.

3. Бейт Б. Андресен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс. /Авторизованный перевод с англ. - М.: «Обучение-сервис», 2005. - 216 с.

4. Ц,ветков В.Я., Тюрин А.Е. Управление потоками мультимедиа в образовательном пространстве // Информатизация образования и науки. - 2014,- № 1. -с 170-178.

6. Воронов М.В., Пименов В.И.. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение // Университетское управление. 2000. № 1(12). с. 67-69.

7. Смолянинова О.Е. Мультимедиа для ученика и учителя // ИНФО.-2002.-№2.-с.48-54

8. Tsvetkov V. Ya. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. -2014. -31 (2). - p211-215.

9. Болбаков P.E. Открытые образовательные макромедиа системы и когнитив-

энтропия // Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 167

материалов Всероссийской научно-практической конфиренции («ИТО-Томск-2010»), -Томск, 2010. - с.471.

10. Вознесенская М.Е. Моделирование образовательных проектов// Славянский форум. - 2012. - 1(1). - с. 122-127.

11. Цветков В.Я. Моделирование в автоматизации научных исследований и проектировании,-М.: ЕКНТ, ВНТИЦентр, 1991. - 125с.

12. Цветков В.Я. Извлечение знаний для формирования информационных ресурсов. -М.: Еосинформобр. 2006. - 158с.

13. Бахарева Н.А. Информационное взаимодействие в автоматизированных системах мониторинга и кадастра // Славянский форум. - 2012. - 1(1). - с.58-62.

14. Цветков В.Я. Разработка и исследование моделей и методов семантического управления интенсифицированными потоками мультимедиа в образовательном пространстве - М.: МГТУ МИРЭА, 2013. - 178 с., электронное издание, номер государственной регистрации 0321302879 от 28 июня 2013 года.

15. Майоров А. А. О разработке учебно-методического комплекса для повышения квалификации в области наук о Земле // Славянский форум. 2013 1(3) - с.87-91.

16. Tsvetkov V.Ya. Cognitive information models. // Life Science Journal -2014. -11(4). -pp.468-471.

17 Шорыгин C.M. Элементы языка визуального моделирования // Славянский форум. -2014.-2(6). - с. 18-22. - с.171 -175.

18. Маланин В.В., Суслонов В.М., Полянин А.Б.. Информационные технологии в учебном процессе // Университетское управление. 2001. № 4(19). - с. 18-21.

Мультимедиа технологии в образовании

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

Использование мультимедиа технологий

Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации обучения современного школьника 1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.; 2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого; 3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы); 4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности; 7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему; 8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала; 9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа; 10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

    допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета "Информатика" школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали – чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст, изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему. Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика, искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру , при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

    резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;

    развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

    учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

4. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

4.1 Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач.

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов(учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация . Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка учебной цели . Школьник самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка . В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них: - распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Использование известных авторитетных источников, марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

4.2 Разработка сценария мультимедийной презентации

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

    Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

    При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

Указания по созданию эффективной презентации

Приведенный ниже план будет вам полезен при работе над собственной презентацией.

    Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

    В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

    Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.

    Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.

    Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

    Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации

    Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

    Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

    Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

    провести разбивку урока на небольшие смысловые части –модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;

    подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

    моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);

    проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));

    составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму включает в себя:

    Текст психологического настроя

    Цели изучения модуля

    Учебные вопросы

    Учебный материал

    Набор ключевых проблем по теме модуля

    Лучшие работы учеников прошлых групп

    Новые работы учеников

    Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями)

    Структурно-логическая схему модуля

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока

и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков).

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.

и др.) для выделения элементов текста(маркированные списки). Например: Целесообразно применение различных маркеров

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого.

Один из способов решения этой задачи - ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.

При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач:

Необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;

Определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.

Основная цель предлагаемого подхода – сделать акцент на изучение процесса организации содержания и представления его в форме, наиболее удобной для восприятия обучаемой аудиторией.

Важный момент – выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения.

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации .

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя . Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: учащиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.

Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийный компьютер от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека .

Однако при использовании мультимедиа в образовании должны быть учтены многие аспекты. Даже принимая во внимание повсеместное распространение средств мультимедиа в современном мире, нужно осознавать, что доступность учебных материалов и аппаратного обеспечения для учащихся варьирует в очень широких пределах.

Далее, с тем, чтобы в полной мере реализовать академический потенциал мультимедийных технологий, учащимся требуется поддержка исключительно компетентных преподавателей . Помимо прочих обязанностей, преподаватели должны быть способны руководить процессом обучения учащегося и указывать ему эффективные стратегии обучения.

Подобно использованию учебников, применение учебных средств мультимедиа обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает учащемуся в учебном процессе.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью цифрового компьютера представлять знания в различных формах, таких как:

– изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

– видео, включая сложные видеоэффекты и анимационное имитирование человеческого лица .

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными умами - некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. .

К тому же, использование мультимедиа позволяет учащимся работать над учебными материалами по-разному - учащийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса . Учащиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, и их интересам. Индивидуальное обучение является реализацией принципа активного, самостоятельного обучения, при котором студенты сами выбирают, на какие вопросы отвечать, и какие темы изучать.

Мультимедийное обучение - это общепринятое название, используемое для описания когнитивной теории мультимедийного обучения. Эта теория включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа .

Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по иностранному языку, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков иностранного языка (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т.п.), созданные преподавателем для конкретного урока.

Информационно-справочные материалы преподавателя и учащегося на CD или DVD содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счет анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами .

Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а преподавателю они дают возможность работать на уровне гипертекста (в широком смысле), обеспечивая тем самым текстовую и изобразительную наглядность для всего класса и управляя процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала .

Электронные наглядные пособия и методические материалы представляют собой ресурс преподавателя, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения навыками и умениями .

Интернет-ресурсы объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения .

Программные продукты, представляющие собой, обучающие программы или электронные учебные пособия, являются наиболее законченными и самодостаточными видами электронных ресурсов и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в учебном заведении или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а мониторинг осуществляется преподавателем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы. В силу широкого выбора учебных ситуаций изучаемый материал может прорабатываться более глубоко за счет многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма. Однако такие программные средства отторгают преподавателя от учащегося, сводя их сотрудничество к минимуму. А ведь именно активное сотрудничество учащегося и преподавателя способствует повышению эффективности познавательного процесса на уроке. Этот фактор многие противники внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс вменяют в вину электронным учебникам .

Очевидно, что применение мультимедийных технологий в учебном процессе следует непременно дозировать, т. е. отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике и учебному материалу урока, подходу преподавателя, возрасту и интересам учащихся, и обладали всеми преимуществами мультимедийных электронных ресурсов.

Большинство из перечисленных видов программных продуктов довольно широко представлены на рынке образовательных электронных ресурсов и предоставляют той или иной группе потенциальных пользователей возможность широкого выбора.

И технически, и содержательно эти продукты бывают, как правило, достаточно высокого качества, поскольку создаются профессиональными программистами в содружестве со специалистами-предметниками. Однако, можно отчасти согласиться с несколько категоричным мнением В.П. Беспалько, который отмечает, что «принятая в настоящее время методика, когда программисты остроумно и изобретательно создают так называемую «оболочку» обучающей программы, а затем предлагают методистам наполнить эту оболочку учебно-воспитательным процессом, похоже на педагогическое прокрустово ложе для дидактики… Только «следующий» путь создания компьютерных обучающих систем имеет будущее: … сначала проектирование дидактического процесса, а затем создание его компьютерной оболочки». Это вовсе не означает, что все, что создается не преподавателем - бесполезно и малоэффективно. Речь идет о необходимости создания преподавателем собственных разработок, без которых невозможно провести ни один мало-мальски успешный урок, не говоря уже об эффективном современном уроке, и которые могут быть качественно созданы только с привлечением имеющихся на образовательном рынке программных продуктов, созданных профессиональными программистами .

Применение мультимедиа в образовании не обязательно требует инновационных методов оценки знаний . По усмотрению педагога могут быть использованы и стандартные методы оценки. Однако, традиционные методы оценки могут быть дополнены специальными приемами, основанными на использовании информационных и коммуникационных технологий. Подобные методические приемы основаны на том, что обучаемые собирают вместе и систематизируют все выполненные ими работы, письменные доклады, чертежи, расчеты, и созданные ими мультимедийные продукты, а также комментарии по поводу этих работ, полученные от преподавателей, свои собственные попутные учебные заметки (журналы или дневники).

Оценка, определяемая с помощью таких методов, порождает педагогическую стратегию сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание обучаемыми их собственной папки работ, например, с помощью различного программного обеспечения, может способствовать достижению нескольких целей обучения, таких как формирование самооценки и внешней оценки, развитие различных навыков владения средствами ИКТ, в целом, и средствами мультимедиа, в частности .

С целью наиболее эффективного развития требуемых навыков у обучаемых, преподаватели должны тщательно подбирать критерии оценки мультимедиа-материалов, собранных учащимися и представлять эти критерии участникам курса еще до начала их работы над своими проектами.

Многие преподаватели предпочитают систему оценки всего комплекса разработок, созданных и собранных учащимися, потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития.

Такие методы позволяют проводить оценку всего учебного процесса от самого его начала, поскольку комплекс ученических разработок пополняется периодически в течение всего обучения .

Изменив или заменив конкретные задания, результаты которых предполагается собирать воедино, можно подстроить эту созидательную форму оценки под потребности конкретного открытого дистанционного учебного курса. В этом случае подобный метод позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах обучения и позволит удостовериться, что выбранная учебная стратегия ведет к поставленным целям.

Метод оценки комплекса проектов и разработок обучаемых, изготовленных с применением мультимедиа-технологий позволяет предоставить ретроспективу открытого процесса обучения и развития, определить стиль обучения, присущий учащемуся, служить средством развития навыков общения и выработки взаимной ответственности между преподавателем и участниками курса, раскрыть отношение учащихся к обучению в системе открытого образования, а также изучить факторы их мотивации .

Применяя метод оценки совокупности мультимедиа-разработок обучаемых, следует учитывать, что подобная педагогическая стратегия:

– позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому учащемуся;

– предоставляет основу для последующего анализа и планирования: изучая стиль обучения отдельного учащегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

– служит средством коммуникации, предоставляя средства и технологии информационного обмена для всех людей, прямо или косвенно вовлеченных в систему открытого образования;

– позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки, благодаря чему обучаемые могут представить свои текущие знания и определить цели, которые они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

– расширяет возможности традиционных методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения с применением мультимедиа-технологий;

– охватывает широкий спектр знания и информации разных типов из различных источников .

В то же время использование описываемого метода и соответствующее педагогической стратегии не используется для количественной или стандартизированной оценки учащихся (хотя преподаватели могут формировать на основе разработанных проектов и систем мультимедиа-продукции субъективные суждения о достижениях отдельных учеников), оценки соответствия учащихся принятым стандартным нормам. Метод может быть сочтен менее надежным и менее эффективным, нежели такие традиционные методы количественной оценки, как, например, балльная оценка контрольных работ.

Структурирование и оценка мультимедиа-материалов, собранных обучаемыми могут оказаться ресурсоемкими, а формирование собственных критериев оценки педагогами может оказаться сложным или непривычным.

Если цели курса и критерии оценки не определены достаточно четко, возможно получение всего, лишь беспорядочного собрания работ учащегося, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.

Мультимедийное сопровождение процесса обучения, все же имеет и свои недостатки, которые выражаются в следующем .

Самостоятельное обучение. Некоторые учащиеся неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что (при неумелом использовании) может отвлечь учащегося от русла изложения материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию. Более того, возможности людей по одновременному использованию органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на потенциале мультимедийных материалов.

Недостаточная интерактивность. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с программой по прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

Отсутствие выборочной «обратной связи». Возможности «обратной связи» с пользователем в компьютерных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, «обратная связь» приложения ограничивается контролем ответов на уровне «правильно / неправильно», и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное приложение не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподавателю .

Недостаточные навыки - ученики и учителя. Многие учащиеся, особенно в зрелом возрасте, могли никогда раньше не использовать компьютеры. Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемыми мультимедийными средствами, равно как и простейшим навыкам, таким как использование клавиатуры и «мыши». Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения мультимедиа, необходимых для эффективного обучения с применением мультимедийных технологий .

Сложность создания материалов. Создание аудио, видео и графики намного сложнее, чем написание обычного текста .

Времеемкость. Как применение мультимедиа на уровне конечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийной информации требует очень больших затрат времени. Особенно много времени необходимо для создания мультимедиа .

Доступность. Не все учащиеся располагают требуемыми аппаратными и программными ресурсами. Это может ограничить применимость обучения с применением мультимедиа .

Включение / исключение целых слоев общества. Не все члены общества могут быть вовлечены в применение технологий мультимедиа из-за отсутствия доступа в Интернет, или ограниченной доступности программного или аппаратного обеспечения, требуемого для работы с учебными материалами в Интернет.

Сложности с программным и аппаратным обеспечением. Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено, дабы обеспечить прозрачное использование учебных материалов. При этом мультимедийные приложения предъявляют более высокие системные требования, нежели простые средства редактирования текстов и т.д.

Проблемы скорости доступа в Интернет. Недостаточно быстрый канал связи означает низкое качество звука, изображения, видео, а также длительные задержки при скачивании файлов, что может негативно сказаться на легкости учебного процесса .

Мультимедиа недостаточно мобильны. Печатные материалы можно читать где угодно: в трамвае, на пляже, в то время как материалы сети Интернет или мультимедийную информацию непросто «взять с собой» .

Экран компьютера - не бумага. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть прочтены от начала до конца, удобнее читать на бумаге. Также, в бумажном варианте удобнее читать журналы и книги. Часто мультимедийное приложение предоставляет средства поиска информации, и тогда пользователь может вначале найти требуемую ему информацию, и затем распечатать только ее .

Итак, мультимедийные технологии могут быть использованы для представления и обработки различных типов информации. Они также могут быть использованы как средства общения и передачи знаний.

Таким образом, использование этих технологий в образовании может помочь учащимся в формировании их собственных знаний. Учащиеся могут формировать знания и развивать практические навыки во многих различных предметных областях или создавать различные цифровые представления знаний. В частности, они могут повышать свою общую эрудицию и другие ключевые умения. Например, они могут вырабатывать мотивации обучения, коммуникационные и социальные навыки, формировать системы ценностей и этику.


Современный процесс обучения должен постоянно интенсифицироваться , так как вследствие накопленного человечеством объема знаний и поставленными обществом задачами, современный студент должен усваивать огромные объемы информации за меньшую единицу времени. На помощь приходят мультимедийные и интерактивные технологии.
Мысль о том, чтобы рассказать о технологиях, строении объектов, рельефных картах и процессов в динамике без их демонстрации вызывает улыбку. При этом возможности и эффект восприятия динамического видео или 3D изображений не сравнимы с печатными статичными изображениями.

Мультимедиа в образовании позволяют подключить максимум каналов человека к восприятию информации, так как более 70% информации мы воспринимаем с помощью зрения, и менее 30% - с помощью слуха. Мультимедиа позволяют создавать информационно насыщенную среду погружения для участников образовательного процесса, используя текстовые и графические данные, видео, аудио, возможности объемного моделирования и интерактивные инструменты.

Эффективность применения интерактивных методик в обучении давно изучена и доказана. Известно, что интерактивные инструменты позволяют увеличивать степень усвоения материала до 90%. Методика интерактивного обучения с использованием современного мультимедиа оборудования позволяет использовать новые возможности по предоставлению большего объема знаний и формированию необходимой фокусировки внимания учащихся.
При этом преподаватели получают практически безграничные возможности для применения разнообразных методик обучения: разделение учащихся по группам, командная работа, мозговые штурмы, интерактивное тестирование и опросы, трансляция видео роликов, презентаций, материалов Интернет и т.д. При этом используемые в процессе обучения материалы легко хранить и тиражировать, многократно использовать, в том числе и удаленно. Результаты тестирования и срезов знаний мгновенно обрабатываются, сохраняются и транслируются. Возможности производить видеозапись лекций для последующего использования или онлайн трансляций. И многое многое другое.

Интерактивные технологии в образовании


Интерактивная система (доска+проектор) . Доступное по стоимости решение. Позволяет нескольким пользователям одновременно писать и рисовать посредством пальца или пластикового стилуса или указки. Горячие клавиши для запуска специального обучающего программного обеспечения интегрированы в рамку интерактивной доски либо программный блок проектора. Современные ультракороткофокусные проекторы позволяют проецировать большие изображения высокой четкости даже при ярком дневном помещении и в маленьких помещениях, а также решить проблему яркого света проектора, ослепляющего выступающего.

Информационные сенсорные панели. Благодаря специально разработанному программному обеспечению инфо-панели могут стать информационным центром учебного заведения, где ученики с легкостью и без обращения к сотрудникам всегда смогут получить все необходимые сведения: расписание занятий/факультативов/курсов/внеклассных мероприятий, расположение аудиторий/классов, результаты экзаменов, информация об учениках и преподавателях, информация о родительских собраниях и инициативах, новости, планы мероприятий заведения и т.д. Кроме того, можно установить ограниченный доступ в Интернет, транслировать рекламные ролики.

Интерактивные панели.  Это эффективный инструмент для интерактивного обучения, отображающий рисунки, данные, презентации, графические изображения. Подключите аудиторию к процессу активного восприятия посредством сенсорного экрана с технологией мультитач и прямым управлением встроенным компьютером. Трансляция видео с флэш-накопителей, с компьютера на борту, из Интернет. Совместимость с практически любыми устройствами: смартфонами, планшетами, ноутбуками. Нет необходимости устанавливать проектор, нет ограничений из-за условий освещения. Крепление на стену или на стойку.

Многофункциональные учебные аудитории и актовые залы



Дистанционное обучение


Оперативность обмена информацией для удаленной совместной работы, возможность осуществлять видео конференции с несколькими группами людей в различных точках планеты, возможность удаленного присутствия на занятиях для обучающихся, находящихся на лечении или для детей/студентов с ограниченными возможностями, определили популярность и широкое распространение дистанционного обучения как в образовательных учреждениях, так и в корпоративном секторе.
Основное оборудование для организации дистанционного образования: видеоконференцсвязь , средства видео отображения (экраны, ТВ панели, видеостены) и система озвучивания . Вы получаете возможности осуществлять запись занятий/конференций, организовывать онлайн трансляции лекций, семинаров и многое другое.

Миф о сложности ненужных «игрушек». Среди преподавательского состава бытует мнение о том, что мультимедиа являются отвлекающими развлекательными игрушками, либо сложны для использования, что для них необходим специальный контент, дополнительная конвертация материалов в цифровой формат, и все это требует дополнительных трудовых и временных ресурсов и т.д.
На практике же все совсем наоборот. Обязательное требование к устанавливаемым системам – это максимальная простота управления и использования оборудования для преподавателей и учащихся. Большинство систем поставляется с готовыми к использованию программными приложениями, загруженным учебными материалами, имеют интуитивно понятные меню (интерфейсы) управления. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы участники не отвлекались от сути образовательного процесса.

К тому же, следует учитывать, что современные студенты и учащиеся, воспитанные под влиянием информационных технологий, имеют сформированные особенности восприятия информации вследствие постоянного использования различных технических устройств и информационных сетей. Подача учебных материалов с помощью устной лекции и меловой доски для них категорически не привлекательна и недостаточна по степени насыщенности.
Мультимедийное и интерактивное оборудование позволяет успешно решить главную задачу – сделать процесс обучения ярким, наглядным, увлекательным и интерактивным, что позволяет удерживать внимание и живой интерес к изучаемым предметам, а также позволяет задействовать дополнительные возможности мозга человека для лучшего запоминания и усвоения информации.

Внедрение мультимедиа в образовательный процесс – это не только затраты , но и объективная необходимость, а при дальновидном умелом использовании – источник дополнительного финансирования. Переход к рыночной модели системы высшего образования накладывает, с одной стороны, необходимость конкурировать в сфере получения грантов на исследования и перспективные разработки, а с другой стороны, позволяет самостоятельно получать заказы от промышленных предприятий на определенные исследования, построение моделей, тестирование, проектирование и разработки. Рост числа технопарков в нашей стране обусловливает необходимость оснащения ВУЗов высокотехнологичным оборудованием, так как, в конечном итоге эффективность обучения и вклада образовательных и исследовательских институтов становится двигателем экономики страны в целом.

Любые вопросы Вы можете задать нам прямо сейчас, используя "Онлайн консультант "
Есть похожая задача? Напишите нам Ваши требования на почту

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

В настоящее время в российских школах можно встретить: * средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

  • * системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),
  • * системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),
  • * оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы),
  • * полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (принтеры, ксероксы),
  • * компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),
  • * телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.

Виды мультимедиа технологий:

Интерактивная доска;

Система интерактивного опроса;

Различные образовательные программы;

Мультимедийный экран;

Сетевые образовательные программы;

Имитационные технологии;

Диагностические комплексы.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

  • - общий опрос;
  • - мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.
  • - определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;

учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Мультимедиа способствует:

  • 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • 2. Повышению мотивации школьников к учению;
  • 3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • 4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести: * одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • * возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
  • * визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • * визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
  • * возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.

В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.

В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения и использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

  • · совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
  • · введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
  • · внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,
  • · повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
  • · организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
  • · изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,
  • · совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.