Технологии в учебной деятельности при обучении иностранному языку. Веб технологии в образовании Функциональность Систем онлайнового обучения

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ И WEB -ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ниматулаев Магомедхан Магомедович

канд. пед. наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва

E - mail : mshru @ mail . ru

Ниматулаев Шамиль Магомедович

аспирант, «Институт содержания и методов обучения» РАО, г. Москва

E - mail : mrwy @ mail . ru

Перспективным направлением развития современного образования является, возможность создания комфортных условий, с точки зрения обеспечения организации учебной деятельности, за счет создания информационно-коммуникационной образовательной среды. Основными составляющими этой среды должны стать достижения качества образования, диктуемые обновляющимися стандартами образования нового поколения и дидактическими возможностями средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Web-технологий.

Процесс развития компьютерных технологий, Web-технологий и телекоммуникаций неизбежно привел к информатизации различных видов образовательной деятельности, в частности создания информационно-образовательного пространства. Уровень развития образования, предъявления новых требований к качеству образования мирового сообщества предусматривает формирования у учащихся личного опыта присутствия в информационно-образовательном пространстве. Приоритетными направлениями создания информационно-образовательного пространства является, внедрения и использование дидактических возможностей ИКТ, Web-технологий (Web-сервисы, образовательные Web-ресурсы, сетевые сообщества) в учебный процесс среднего и высшего образования.

ИКТ с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией образования и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с модернизацией в учебных заведениях современных компьютерных технологий и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта использования ИКТ у все большего количества учителей.

В то же время, по мнению Л. А. Подопригоровой «использование Интернета на занятиях не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться». Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку.

В условиях информатизации образования, использование информационно-коммуникационных технологий, Web-технологий в системе обучении иностранного языка, позволяет значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания учащимся условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

На основе анализа методической литературы в области применения Web-технологийв процессе изучения иностранного языка, мы выделили три основные сферы его использования в данном аспекте:

1. В качестве средства поиска информации и доступа к знаниям. Поисковые системы «WWW» позволяют учителям использовать на занятиях аутентичные аудио, видео и текстовые материалы, знакомиться с художественными произведениями авторов из страны изучаемого языка, приобщиться к культуре и т. д.

2. В условиях индивидуальной работы учащихся, в Web-пространствеможно выполнять задания на написание web-квестов,которые впоследствии можно использовать при индивидуальной или групповой работе в классе. С помощью различных Web-редакторов и программ переводчиков можно создать собственные web-страницы, и размещать их в сетевом пространстве школы, вуза и в Интернет.

Подбирая информационные Web-ресурсы для уроков иностранного языка, учитель должен проводить анализ и экспертизу таких ресурсов, потому, что большинство из них не имеет учебного предназначения. Экспертиза должна осуществляется комплексно, исходя из:

· источника информации (достоверность, надежность, аргументированность и т. д.);

· актуальности информации;

· языковой сложности материала;

· исторической сложности текста (упоминание текстах исторических фактов, незнание которых влияет на понимания смысла текста);

· психолого-физиологическим особенностям информации (соответствия возрастным и психологическим особенностям учащихся, значимости для воспитания и развития);

Отобранные по данным критериям материалы хранятся либо в медиатеке, на образовательном портале (информационный центр школы), либо в домашней коллекции медиа-базы учителя. Необходимо систематизировать имеющийся фонд образовательных Web-ресурсов, программ, электронных обучающих программ по классам и разделам, создав электронный каталог материалов по типу медиа-объектов (тексты, картинки, аудиофайлы, анимационные объекты и т. п.).

Используя образовательные Web-ресурсы в учебной деятельности, учителю необходимо продумать целесообразность их применения, т.е. на достижение каких целей и решение дидактических задач направлено использование того или иного ресурса, поскольку бессистемное применение Web-ресурсов не даст желаемого результата. А также оказать учащимся необходимую помощь (создание детальных инструкций, проведение консультаций и технических тренингов). Образовательные Web-ресурсы можно использовать в различных видах учебной деятельности: использование аутентичных Web-ресурсов в рамках соответствующей темы урока, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации в рамках заданной темы (создание web-квестов).

3. В качестве средства овладения письмом и письменной речью. Интернет-технологии позволяют вступать в письменную коммуникацию в режиме реального времени, создавая уникальную аутентичную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Помимо этого, Интернет-технологии обеспечивают возможность реализации коммуникативного подхода к обучению, письменным видам речевой деятельности. В связи с тем, что сообщения в сети Интернет становятся, потенциально доступны всем пользователям, значительно повышается ответственность в познаниях языка (например, Chat, ISQ, Skype).

Можно выделить следующую типологию сообщений в образовательном пространстве, посредством Интернет-технологий :

Тиражирования новостей, материалов о проблемах в сфере образования, передовом опыте и др. (для учителей);

Размещения материалов к урокам, учебно-демонстрационных материалов, домашних заданий и др. (для учеников);

Средство общения учителей и учеников (режимы «вопрос-ответ», форумы, секции тестирования, голосования и др.).

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета и Web-технологий в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета и Web-технологий в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы эффективнее применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

Список литературы:

1. Ахмедов Н. Б. Формирование модели применения ИКТ в школе. Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2004). –М., 2004. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/III/3/III-3-4153.html

2. Подопригорова Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // ИЯШ.-2003.-№ 5

WEB-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

А.П. Ефремов, Б.Г. Строганов

Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье изложены основные принципы построения современного учебного интернет-портала (web-портала), представлены его основные возможности в области повышения эффективности учебного процесса, обсуждаются вопросы и проблемы его внедрения и эксплуатации.

Ключевые слова: учебный процесс, компьютерные технологии, » нтернет, внедрение и эксплуатация.

Современное обучение на уровне средней и, тем более, высшей школы невозможно без использования информационных технологий. Наиболее мощными информационно-образовательными ресурсами обладают Интернет и Интранет, которые существуют и развиваются на базе web-технологий.

Среди множества разнообразных программных оболочек, предназначенных для активизации процесса обучения, наиболее универсальными и вместе с тем простыми в освоении являются информационные web-ресурсы .

Другим важным преимуществом использования в образовательном процессе информационных web-ресурсов является тот факт, что для их внедрения не требуется закупка и установка на компьютеры пользователей (в компьютерных классах) специального программного обеспечения, а достаточно лишь предустановленной операционной системы, например, MS Windows, и наличия стандартного пакета офисных программ. Кроме того, сама разработка учебных и обучающих web-ресурсов обычно проводится на базе бесплатного (свободно распространяемого) программного обеспечения.

Главное место среди образовательных web-ресурсов безусловно занимают учебные web-порталы . Таким учебным порталом обычно называют совокупность web-сайтов, объединенных общей системой администрирования, позволяющей основным пользователям (в нашем случае преподавателям и студентам) самостоятельно обмениваться учебной и организационной информацией, представленной в самых разнообразных видах: текст, рисунки (в том числе активная анимация), звук, видео.

Иногда учебным порталом, порталом образования и т.п. называют набор web-ресурсов, отсортированных в каталогах по рубрикам. Такое понимание, по-нашему мнению, более соответствует определению сайта, а не портала.

Главное назначение учебного портала состоит в переносе части учебного процесса из аудиторий на его страницы, расширяя возможности преподавателей и слушателей. В этом случае значительно сокращаются непроизводительные затраты

времени на лекциях и семинарах. Процесс обучения становится наглядней, разнообразней и интересней. Повышается его эффективность с точки зрения восприятия материала слушателями.

Первые учебные порталы появились в западных университетах в середине 90-х гг. и стали бурно развиваться в ведущих университетах с начала XXI в. (например, учебный портал Гарвардского университета - http://www.harvard.edu).

По своей структуре учебные порталы западных университетов строятся, в основном, по закрытой схеме, когда доступ к учебным материалам и вся организация учебного процесса строго привязаны к индивидуальному слушателю. Такая система может успешно использоваться только при наличии:

а) высокого уровня владения компьютером у преподавателей и слушателей (и, безусловно, наличия самих компьютеров в индивидуальном пользовании);

б) разветвленной компьютерной сети университета (включая WI-FI с охватом практически всех помещений университета), обеспечивающей свободный доступ в любое время преподавателей и слушателей к учебному порталу и другим web-ресурсам;

в) всесторонне разработанной программы обучения, обеспеченной электронными учебными материалами и другими web-ресурсами (например, системой компьютерного тестирования знаний);

г) отработанной организации электронного учебного процесса.

В наших передовых университетах в указанный период времени перечисленные условия практически отсутствовали, что привело к созданию учебных порталов открытого типа, в которых учебные web-ресурсы включались в существующий учебный процесс.

Один из первых таких порталов - Учебный портал РУДН (УПР) - был разработан нами в 2002 г., запатентован и установлен сначала в Интранет РУДН, а затем в Интернет (см. рис. 1) по адресу http://web-local.rudn.ru.

Из скриншота главной страницы на рис. 1 видно, что УПР представляет собой мощный web-ресурс, содержащий в своей оболочке более 2000 сайтов преподавателей, более 3000 сайтов преподаваемых дисциплин, более 300 сайтов кафедр, факультетов (подразделений) и специальностей. Ежедневное количество посещений страниц УПР превышает 1000, а за месяц более 30 000.

Однако эти показатели характерны лишь для последних лет, когда значительно повысился уровень компьютерной подготовки преподавателей и возросли требования руководства университета к использованию современных информационных технологий в учебном процессе.

Особенности структуры и основные возможности УПР. Одной из главных задач реального подключения в учебный процесс современных информационных технологий передачи знаний является решение проблемы освоения преподавательским составом особенностей работы с web-интерфейсом учебных порталов и других web-ресурсов, т.е. ежедневное «онлайновое» использование их в учебном процессе.

Рис. 1. Главная страница УПР

Обеспечить решение поставленной задачи возможно лишь при следующих условиях:

а) начальной компьютерной подготовки пользователей (преподавателей и студентов);

б) наличии простого и доступного web-интерфейса УПР, позволяющего начальному пользователю персонального компьютера (ПК) проводить размещение на своем web-сайте УПР учебной и организационной информации, подключать на свои страницы учебные электронные материалы (УЭМ) и запускать учебные компьютерные программы (УКП), проводить тестирование знаний студентов, по-

в) осуществлении свободного доступа в любое время к учебным ресурсам через компьютерную сеть университета и Интернет.

В связи с указанным выше структура УПР изначально была выбрана открытой, и для просмотра web-сайтов факультетов, кафедр, преподавателей, читаемых дисциплин и специальностей требуется введение одного общего для всех логина и пароля - ш и ш4002 (см. рис. 2-6). Каждому принятому на работу преподавателю автоматически создается сайт на УПР (в соответствии с приказом о зачислении).

Рис. 2. Главная страница сайта факультета

Рис. 3. Главная страница сайта кафедры

Рис. 4. Главная страница сайта преподавателя

Рис. 5. Главная страница сайта дисциплины

Рис. 6. Главная страница сайта специальности

Рис. 7. Страница поиска сайтов преподавателей, кафедр, дисциплин и специальностей

Необходимость ввода логина и пароля была введена только для редактирования и обновления авторами информации web-сайтов УПР. Каждый из перечисленных типов сайтов мог заполняться авторами независимо друг от друга. В то же время в УПР имеется механизм, использующий доступ пользователей к базовым таблицам общей базы данных, благодаря которому:

Факультеты сами могут подключать к себе сайты относящихся к ним кафедр, дисциплин, специальностей;

Кафедры сами могут подключать к себе сайты преподавателей, читаемых дисциплин, специальностей;

Преподаватели могут подключать к своему сайту сайты читаемых ими дисциплин, УЭМ из общей базы университета и другие информационные ресурсы УПР и Интернета.

Указанные типы сайтов имеют целый ряд служебных сервисов и фиксированный набор разделов меню. Такой подход упрощает слабо подготовленным пользователям процедуру редактирования и обновления информации. Кроме того, однотипность разделов меню упрощала поиск информации на различных кафедрах и факультетах. Однако внутреннее содержание разделов может оформляться весьма разнообразно, в том числе с использованием HTML-разметки (см. рис. 3).

Мощная система поиска позволяет одним щелчком по первым буквам названия найти сайт преподавателя (см. рис. 7), кафедры, дисциплины или специальности.

Факультеты и кафедры имеют возможность размещать на своих сайтах новости, информацию о структуре обучения, особенностях дисциплин и специальностей, о своих преподавателях, об успеваемости студентов и пр.

Наиболее интересными являются сервисы общения преподавателей со своими студентами и тестирование знаний через Интернет. В настоящее время УПР снабжен общим форумом, на котором есть в качестве разделов форумы факультетов и кафедр. Такой форум можно использовать как для объявлений факультетского и кафедрального характера, так и для общения студентов и преподавателей. В дальнейшем предполагается организовать личные (закрытые) форумы преподавателей и, возможно, чаты. Использование ресурсов общения такого рода сильно сдерживается недостатком точек подключения пользователей к компьютерной сети и Интернету.

Преподаватели на своих сайтах УПР имеют возможность использовать две системы компьютерного тестирования. Первая из них - интернет-тестирование - встроена в систему портала и позволяет преподавателям создавать тесты, открывать их в Интернете для проведения удаленного тестирования слушателей, получать и обрабатывать результаты тестирования (см. рис. 8).

Вторая, более мощная система компьютерного тестирования - Ментор-РУДН - существует автономно со своим сервером в локальной сети РУДН (см. рис. 9).

Через УПР осуществляется связь преподавателей с этой системой, загрузка тестов, получение результатов тестирования и т.п.

ТСИ-£Г Тестирование на странице преподавателя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"

Для студентов

Для преподавателей

Редактировать тесты

Краткая инструкция

Рис. 8. Главная страница интернет-тестирования сайта преподавателя

Рис. 9. Окно системы компьютерного тестирования «Ментор-РУДН»

Она позволяет создавать интеллектуальные и обучающие тесты, проводить тестирование с использованием всех существующих в настоящее время мультимедийных приложений и проводить статистическую обработку и анализ результатов тестирования. Студенты один раз в учебный год регистрируются в этой системе, в своей группе. Каждый преподаватель, имеющий свой сайт на УПР, может подготовить тесты по своей дисциплине, самостоятельно через УПР загрузить их на сервер, протестировать студентов, получить и обработать результаты тестирования, после чего опубликовать их для студентов на своем сайте в УПР.

Рассмотренные системы компьютерного тестирования дают преподавателю мощный и универсальный инструмент обучения и контроля знаний.

Организация поддержки пользователей УПР. Помимо проведения специальных курсов практического обучения преподавателей работе с УПР на самом портале была разработана и установлена система обучения и помощи пользователям.

Система обучения включает несколько обучающих программ, которые по шагам разбирают различные аспекты работы с порталом и системами компьютерного тестирования (см. рис. 10).

Рис. 10. Окно программы, обучающей работе с УПР

Помощь пользователям организована также через справочные, иллюстрированные рисунками электронные материалы, размещенные в разделе «Возможности».

В организационном плане для всех пользователей УПР функционирует «горячая» телефонная линия и страница отправки писем с вопросами по различным аспектам работы УПР.

Администрирование УПР. Одним из главных преимуществ рассматриваемого учебного портала является самостоятельное существование и оформление пользователями всех сайтов (факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей). Причем пользователи сами устанавливают связи между этими сайтами путем выбора ссылок - адресов из соответствующих таблиц общей базы данных портала. Например, факультеты в соответствующие разделы своего сайта выбирают из общей базы ссылки на сайты своих кафедр, дисциплин, специальностей, а кафедры выбирают ссылки на сайты своих преподавателей, дисциплин и специальностей. Такая система позволяет перевести все сайты на самообслуживание своими пользователями. Иначе для поддержки такого портала (содержащего более 5000 сайтов) потребовался бы целый отдел сотрудников.

Администрирование УПР в нашем случае состоит:

а) в поддержании и обновлении общей базы данных факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей;

б) в сборе и публикации статистики использования УПР;

в) в поддержке пользователей (консультации, обучение);

г) в постоянной модернизации сервисов, предлагаемых пользователю;

д) в технической поддержке программ и оборудования УПР.

Помимо решения основных задач, связанных с повышением эффективности учебного процесса, УПР является своего рода полигоном, на котором преподаватели приобретают и совершенствуют свои знания и умения работы с компьютером и информационными ресурсами. Студенты в процессе обучения через УПР осваивают современные электронные web-ресурсы для получения знаний и навыков по своим специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. - С. 197-288.

Солоницын Ю., Холмогоров В. Интернет: Энциклопедия. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. - СПб.: Питер, 2008.

Вандшнайдер М. Основы разработки веб-приложений с помощью PHP и MySQL. - ЭКОМ Паблишерз, 2008.

Строганов Б.Г., Исайкин О.В., Теплов А.В., Бурканова Т.И. Учебный Web-портал. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

WEB-TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

A.P. Efremov, B.G. Stroganov

Chair of Computer Technologies Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is devoted to main principles of construction modern the educational Internet a portal, are presented its basic possibilities in the field of increase of efficiency of educational process, are discussed questions and problems of its introduction and operation.

Key words: educational process, computer technologies, the Internet, introduction and operation.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Web-Quests технологии в образовательном процессе

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей в образовании. Однако время и практика показали, что ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, так как они направлены на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

Как добиться качества образования на практике? Центральное место в методической системе занимают проблемное и проектное обучение, которые органично соединяет в себе все остальные ее компоненты: исследовательскую деятельность; предпрофильную и профильную подготовку; метапредметные связи; работу с одаренными детьми; внеурочную деятельность по предмету; подготовку учащихся к итоговой аттестации.

Ведущим источником получения информации для учащихся в наше время стал Интернет. Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.

По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам при работе с проектами различной направленности возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется «web-квест».

Web-Quests является одним из новых направлений проектной деятельности, хотя для Запада она уже не нова. Первые упоминания о ней относятся к началу 90-х годов прошлого столетия. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:

Введение

предназначено для привлечения интереса учащихся

Задание

описывает конечный продукт деятельности

Процесс

пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация

Оценка

в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся

Заключение

подведение итогов проектной деятельности

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

B.Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов:

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

  • Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
  • Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
  • Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.

Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:

  • повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
  • повысить мотивацию обучения;
  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
  • наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
  • воспитывать информационную культуру учащихся.

Для решения каких задач может быть использована данная технология?

1. Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.

2. Систематизировать усвоенные знания.

3. Сформировать навыки самоконтроля.

4. Сформировать мотивацию к учению в целом.

5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Преподаватель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:

  • легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;
  • реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
  • уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
  • проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
  • осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
  • уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы со студентами;
  • сделать более эффективной самостоятельную работу студентов, которая становится и контролируемой, и управляемой.

С использованием квестов обучаемый получает возможность:

  • вести работу в оптимальном для него темпе;

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  • · возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  • · возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  • · сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  • · корпоративный;
  • · ДО в системе высшего и среднего образования;
  • · ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию IDC, европейский рынок обучения навыкам ведения бизнеса будет расти в течение пяти лет ежегодно на 14,9% и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. IDC оценивает также, что к 2005 г. 27% образовательной информации будет доставляться через системы онлайнового обучения. IDC считает, что наиболее подготовленными странами в Европе к использованию систем онлайнового обучения являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Согласно отчету eMarketer, в 2001 г. 24% организаций США используют онлайновые системы для организации обучения своих сотрудников. В 2000 г. эта цифра составляла 16%.

1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В статье рассматриваются аспекты использования Web-технологий как педагогических форм приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к определению понятия Web-технология. Выявлены игровые, исследовательские и образовательные Web-квесты по математике. Описывается форма обучения математике, способствующая приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения. Устанавливаются также компоненты информационного контента образовательного Web-квеста, в которых могут быть использованы задания, с целью приобщения к математическому творчеству в практике обучения учащихся средних школ.

методика обучения математике

формы приобщения

web-технологии

математическое творчество

образовательный Web-квест

познавательная самостоятельность школьников

1. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 80-85.

2. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза // Дис. канд. пед. наук. – М., 2011 – 238 с.

3. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии Веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2010. – 217 с.

4. Воробьёв Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. Монография.  Пятигорск: ПГЛУ, 2007 – 168 с.

5. Гусева Н.В. Теоретические и методические основы раскрытия эстетического потенциала школьной математики при обучении в 5-6 классах // Дис. ... канд. пед. наук. – Арзамас, 1999 – 212 с.

6. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2010 – 174 с.

7. Напалков С.В. О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 8. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – С. 131-135.

8. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.

9. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе // Дис. канд. пед. наук / Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2013. – 166 с.

10. Напалков С.В., Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С. 51-53.

11. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И.В. Роберт. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2012. – 374 с.

12. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39-42.

Сегодня наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет школьная дисциплина ‑ математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Такой вид деятельности направлен на подготовку учащихся, умеющих самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию или подход к решению той или иной проблемы, владеющих приемами умственной деятельности .

Учитывая тот факт, что содержание школьного курса математики в основном связано с изучением числовой линии, целесообразно было бы предлагать учащимся задания, взятые из других разделов математики: теории множеств, логики, комбинаторики и так далее. Поэтому необходимо использовать дополнительные возможности разных видов внеклассной работы для приобщения школьников к математическому творчеству. Среди различных форм внеклассной работы особый интерес представляют интерактивные формы обучения, в частности Web-технологии.

В настоящее время происходит расширение возможностей информационного взаимодействия в условиях Интернета, которое определяется развитием Web-технологий. Основой Web-технологии является гипертекстовая информационная система типа «клиент-сервер». Web-технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по всем школьным предметам, в частности и по математике, поскольку используют различные формы предоставления математической информации с применением электронных средств учебного назначения .

В работах С.Ф. Катержиной рассматриваются вопросы, связанные с развитием познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий, под которыми понимается технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой для организации различных форм дистанционного образования . И.В. Роберт под Web-технологией понимает такую технологию, которая «интегрирует и унифицирует решение задач в области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера и мультимедийных задач» .

Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиа технологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.

Технология Web-квест была разработали в 1995 году профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. В скором времени она стала известна и была усовершенствована в Швейцарии. В последнее время внимание исследователей приковано к педагогическим возможностям образовательных Web-квестов. Выполнен ряд диссертационных исследований по их использованию в обучении, в том числе математике (О.В. Волкова , Г.А. Воробьёв , Е.И. Багузина , С.Ф. Катержина и др.)

Как известно, использование Web-квестов в обучении изначально предполагало такой способ организации поисковой деятельности учащихся, при котором вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть, поступает из Интернет-источников, дополняясь видеоконференцией (Б. Додж).

В настоящее время в связи с расширением сферы применения Web-квест технологий уточняется сущность данной категории, появляются различные типологии Web-квестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности. Само название Web-квест происходит от двух составляющих: веб - (от англ. Web - паутина) - это Всемирная Система, которая предоставляет доступ к связанным между собой документам, находящимся на разных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирная паутина состоит из миллионов Web-серверов, которые расположены по всему миру. Web-сервер - это программа, которую используют для передачи данных на подключенных к сети компьютерах; и квест (от англ. Quest - поиск, приключение) в современной педагогической литературе трактуется как поиск, исследование; обозначает выполнение заданий с элементами ролевой игры при использовании информационных ресурсов: «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации в Сети по указанным адресам».

Существует ряд определений Web-квестов:

  • созданный преподавателем или учащимися сценарии проектной деятельности по различным актуальным (интересным для обсуждения, острым, проблемным) темам при использовании многочисленных информационных ресурсов;
  • организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности с использованием возможностей Интернета;
  • организованная специальным образом Web-страница;
  • инновационный способ организации самостоятельной работы учащихся;
  • разработанный самостоятельно на основе дидактической структуры и предложенный для выполнения ресурс Интернета;
  • дидактическая модель осмысления, толкования рациональной работы с персональным компьютером и информационными ресурсами Интернет, служащая в качестве способа активизации учебной деятельности .

Е.И. Багузина, рассматривая Web-квест как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности, определяет его как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета .

Г.А. Воробьёв, описывая процесс формирования социокультурной компетенции посредством Web-технологий, характеризует Web-квест как виртуальный проект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, по мнению автора, может находиться на различных Web-сайтах .

Заметим, что Web-квесты в работах различных исследователей анализируются с точки зрения решения общепедагогических задач вне связи с образовательным процессом. Исследователями мало освещены возможности использования Web-квест технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках. Описываются лишь некоторые из них, чаще всего в связи с обучением гуманитарным предметам.

Однако в школьной практике Web-квесты находят применение и в сфере математического образования [см., напр., 1, 7, 8, 9, 10]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать, навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или коррекционно-аналитической деятельности, а также повышению творческой составляющей при обучении математике учащихся.

Анализ научной и учебно-методической литературы, содержащей описание различных образовательных Web-квестов, позволяет выделить среди них прежде всего игровые и исследовательские [см. подр. 9].

Игровые Web-квесты могут носить образовательный характер, так как способствуют ознакомлению с определённой совокупностью математических знаний или отдельными, разрозненными математическими фактами. Они ориентированы на школьников 5-6 классов, поскольку форма предоставления информации носит игровой характер. Авторы не ставят задачу целостного охвата учебного материала какой-либо темы. Цель игровых образовательных Web-квестов очень проста и состоит в том, чтобы увлечь подростка забавной игрой, а заодно и познакомить его с простейшими математическими сведениями.

Исследовательские Web-квесты, напротив, позволяют осуществлять углубление изученных школьниками знаний по предмету, т.е. ориентированы всего лишь на одну категорию школьников, а именно на тех, кто хорошо мотивирован к занятиям математикой и стремится активно пополнять своё портфолио. Они могут охватывать содержание какой-либо одной учебной проблемы, носящей узкий характер (например, мини-проекты по арифметическим действиям) или, напротив, задействовать знания из различных областей учебного предмета (например, по алгебре, геометрии и математическому анализу). Как видим, для вовлечения всех категорий школьников в активную познавательную деятельность игровых и исследовательских Web-квестов недостаточно, необходимо задействовать принципиально иные виды образовательных Web-квестов.

В нашем исследовании сделана попытка решения общепедагогической задачи - приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике, осуществляемого во взаимосвязи с решением дидактических задач, стоящих перед учителем в образовательном процессе непосредственно при изучении учебной темы. Такого рода Web-квесты мы относим к образовательным.

Важной составляющей любого образовательного Web-квеста является его информационный контент, позволяющий вовлекать школьников в активную познавательную деятельность, обеспечивающую решение дидактических, воспитательных и развивающих целей обучения. Информационный контент любого образовательного Web-квеста сложен и многообразен, имеет, как правило, разветвленную структуру и многочисленные отделы. Основные составляющие информационного контента главным образом ориентированы на решение задач по развитию познавательного интереса к математике, навыков самообразования и совершенствования учащихся, что способствует приобщению школьников к математическому творчеству. Информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике может быть постоянным, заданным изначально, а может и пополняться в процессе выполнения поисково-познавательных заданий.

В процессе поисково-познавательной деятельности с использованием ресурсов Интернета учащиеся могут найти много дополнительного материала прикладного, исследовательского, творческого характера, что, с одной стороны, будет способствовать реализации принципа усиления прикладной направленности обучения математике, а с другой стороны, будет обеспечивать развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых. Этот процесс может также стать частью проектных заданий, определяющих наполнение одной из наиболее важных составляющих образовательного Web-квеста - проблемы.

В учебном познании математическое творчество, конечно же, не столь велико, но не менее приятное и полезное, имеет достаточную основу для проявления. Установление неизвестной зависимости, обнаружение новой закономерности, формулирование другого определения, составление математической модели реального процесса или явления, придумывание примера, иллюстрирующего то или иное отношение на рассматриваемом множестве объектов, нахождение контрпримеров - все это, пронизанное духом активного созидания, формирует творческое математическое мышление школьника.

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что сегодня в образовательной сфере де-факто имеются реальные предпосылки социально-личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного задействования Web-технологий в образовательном процессе по математике с целью приобщения школьников к математическому творчеству в процессе обучения. Таким образом, рассмотренные в работе формы обучения математике способствуют приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения.

Статья подготовлена по проекту №2954 «Видовое многообразие задачных конструкций продуктивного обучения математике» в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас;

Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Напалков С.В., Гусева Н.В. WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15838 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»