Анализ «Конь с розовой гривой» Астафьев. Нравственная проблема (Конь с розовой гривой) Астафьев конь с розовой гривой проблема воспитания

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» - честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема , которую мы составим в процессе анализа произведения .

3. Запишите тему урока . На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

Что является завязкой рассказа?

Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы .(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»).

Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой...» ? (Битая посуда - признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? (Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. (Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.)

Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.) Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

Как на это отвечает Витя ? Найдите в тексте. (с.106)

Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме сверху «Раскаяние, признание вины».

- Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу . Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание . Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)


Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» - воспоминания писателя о детстве, переданные при помощи художественного слова. Кажется, что взрослый человек наблюдает за собой со стороны. Он не просто рассказывает о поступках сорванца-мальчишки, но и анализирует их, подталкивая читателя к серьезным выводам. Школьники изучают «Коня с розовой гривой» в 6 классе. Предлагаем краткий анализ произведения, который поможет качественно подготовиться не только к урокам, но и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1963.

История создания - Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.

Тема - В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.

Композиция - Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нем отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.

Самым близким после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Ее соседом был дядя Левонтий - глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в веселые истории. Одна из них отобразилась в рассказе.

Год написания произведения - 1963. На самом деле, «Конь с розовой гривой» - часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».

Тема

В «Конь с розовой гривой» анализ стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.

Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения .

Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник - коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.

Бабушка и внук Витя - главные герои произведения . Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы - дед и мать Витьки.

Центральное событие сюжета - сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть - рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.

Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.

Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату» , но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения - ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь - символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.

В произведении раскрываются такие моральные проблемы : отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.

Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.

Основная мысль произведения : нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.

Композиция

Характеристика композиции - обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.

Начинается рассказ завязкой - просьба бабушки. Далее следует экспозиция - знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий - сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация - переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка - бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение - часть повести.

Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения В. Астафьева - рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 530.

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

редварительное домашнее задание по группам:

1 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали Витьку»;

2 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»

Ход урока:

I. Оргмомент. Полилог .

– Поговорим?

– Поговорим!

А знаете о чём?

– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

– Поговорим! Нам будет интересно!

II. Вызов.

1. Проблемные вопросы.

Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)

Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.

2. Работа учащихся со словарём.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)

3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

Прием «Корзина идей»

А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)

Что у вас получилось?

(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т. д.)

Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе «Конь с розовой гривой». (((честность, доброта, понятие долга и др.)

Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока)

III. Осмысление.

1. Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.

Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

Дома вы работали по группам. Первая группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых». Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник. Первая графа - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах - «Правила работы в группах».

Проверка работы групп.

Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:

Как воспитывали Витьку

Комментарии

Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учит зарабатывать своим трудом

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплинирует внука

“Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Неравнодушие, желание помочь

Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.

Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Сочувствие, жалость к соседке

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверие к внуку

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Испытывает угрызения совести

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Думает не только о себе

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, основательность

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Умение противостоять дурному влиянию

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Видит раскаянье внука

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Прощение - истинное - после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

Как воспитывали детей в семье Левонтия

Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Норовят цапнуть побольше

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ленивые, не любят работать, нет основательности

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

Левонтий - детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… - ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ - скажет и опохмелит”.

Сочувствует, помнит “добро”

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей - не прозевать бы

“Что такое жисть?” - после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Недовольство своей жизнью

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

Или все, или ничего… Так похожи на отца

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Нет гуманного отношения ко всему живому

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.

Похоже, что делится своим жизненным опытом

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

Причиняет душевную боль другу

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, - все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Школа выживания

!!! Нет обсуждения

Обобщите сказанное.

Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?

(Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?

Дружно ли вы разбирали задания?

Все ли активно участвовали в обсуждении?

Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

Что было трудным?

2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

Цель: обсудить содержание рассказа.

Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.

Простой вопрос:

Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

Творческие вопросы:

Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Практические вопросы:

Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Делаем выводы:

Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?

IV. Рефлексия.Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль – Витя

Аудитория – бабушка

Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

(Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)

Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)

О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа «Уроки французского». А сейчас оцените свою работу на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…

теперь я могу… почувствовал, что…я приобрел…я научился… меня получилось …

я смог…я попробую…меня удивило…рок дал мне для жизни…мне захотелось…

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недав-но. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно выне-сти? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пи-шет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Дос-тоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до-роги локтями слабых?» Этот человек написал много-численные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через мно-гие рассказы писателя.

Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, опи-санный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гри-вой», из таких.

Завязкой рассказа является эпизод, в котором ба-бушка послала героя за земляникой, и за это пообеща-ла ему «пряник конем».

Мечта героя исполняется: «по скобленому кухон-ному столу, как по огромной земле с пашнями, луга-ми и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Казалось бы, история счастливо завершена. Но ка-кова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряни-ка — того дивного коня с розовой гривой».

Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим за-работать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.

Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми края-ми, старые, наполовину изодранные на растопку бере-стяные туески... ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.

В отличие от левонтьевских «орлов», которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старатель-но». Он помнит бабушкины слова: «Главное — за-крыть дно посудины», это помогает ему, подстегива-ет: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.

Санька, как более старший и хитрый, поддразни-вает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные сло-ва и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — бо-ишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось по-казаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опо-зориться»: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить земляни-ку, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаян-ность», «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проигра-на. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что на-шли себе новое развлечение: «забегали в устье холод-ной пещеры, где жила... нечистая сила».

Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет геро-ев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».

Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятно-стей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «пригото-вился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство». Поэтому совесть начина-ет вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о мате-ри, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает перелом-ный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой ре-шает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.

Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается те-плым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к зем-ле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хру-стких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммо-фоны» . Но вот его взгляд поднимается вверх — на ли-стья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть ба-бушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.

Развязка затягивается, так как не может разре-шиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разо-брать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульмина-ционный момент: дедушка пожалел внука, и нако-пившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья...»

И все-таки бабушка купила внуку «пряник ко-нем». Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в сво-их «злодеяниях». И самое тяжелое наказание не сде-лает того, что могут сделать милосердие, доброта про-щение. Потому по прошествии стольких лет пишет

Класс : 6

Предмет : литература

Учебник : Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г.

Тема урока : «В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга »

Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература:

    Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: лексическая работа, работа со словарями

Ресурсы сети Интернет:

    Литературные имена ( )

2 -

Ход урока.

Жить надо по совести.

В.П.Астафьев

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Ребята, мы работаем в группах. Нам очень пригодится сегодня взаимоуважение, умение слышать друг друга. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу.

Само-

определение

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение , установление связи между целю учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Послушайте притчу. Подумайте, чему она учит.

Притча о Карандаше

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку и отправлен в мир.

А нужны ли нам правила жизни?

Каким должен быть человек?

Как мы называем эти правила? (нравственными)

Эмоциональный настрой на проблематику урока. Выявление основного содержания урока

Сопоставление смысла притчи с жизнью человека:

Мастер даёт установку-правила, как жить, каким быть.

Добрым, честным ответственным

Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию рассказа

Физминутка

Открытие обучающимися нового знания

Самоконтроль

Актуализация знаний

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД: , планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные:

соотношение понятий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Смена деятельности, составление новых рабочих групп

коммуникативные: умение сотрудничать в группе;

личностные : принятие всех членов коллектива, умение быстро поменять роли

познавательные : структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные : жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

Оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Обсудите в группах и составьте ответ в форме кластера, что обозначают слова «честность»

«доброта»

«долг». Пользуйтесь толковыми словарями.

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Фронтальная работа с классом по вопросам:

По каким нравственным законам живёт семья героя рассказа? (чтение фрагментов домашних сочинений)

Можем ли мы эти принципы назвать ВЕЧНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ? Почему?

Какие нравственные законы нарушает семья дяди Левонтия?

В чем, по –вашему, причины поведения «левонтьевских» ребятишек?

Как герой рассказа представляет себе понятия честность и долг ?

Когда в душе героя произошел разлад с «вечными ценностями»?

Что такое земляника?

Какие цвета есть в кустике земляники?

Для каждой группы приготовлены наборы: прямоугольники трёх цветов. Вы берете понравившийся цвет. Переходите за новые рабочие места. Теперь вы в новом составе, поэтому пожмите руки, улыбнитесь друг другу. И продолжаем работу

Работа в группах. Анализ эпизода «Сбор земляники» со слов «Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу…» до слов «Всё равно уж теперь».

Задания для групп (для того, чтобы выполнить их быстрее, лучше распределиться и работать над отдельными заданиями, затем ответить):

Группа 1 . Проанализируйте повествовательную часть эпизода. Какие события в ней изображаются? Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев? Какие поступки героев передают их нравственную сущность?

Группа 2 . Найдите в эпизоде описания (описание первой земляники, портрет Саньки, описание состояния героя-повествователя). Прокомментируйте эпитеты, которыми наделена земляника. Чьими глазами видится описанное: автора или героя? Обоснуйте своё мнение. Какое чувство вызывает портрет Саньки? Чьими глазами видится его портрет? Докажите свою позицию. Как внешность Саньки связана с его характером? Какими словами описано состояние героя в момент поедания ягод левонтьевскими? Какие детали его душевного состояния выделены автором? Какие глаголы, эпитеты, метафоры для этого использованы?

Группа 3 . Проанализируйте диалог героя и Саньки. Каков его конфликт? Как героев характеризует их речь? Как меняются интонации героя? Как они передают динамику его внутреннего состояния? Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев?

Права ли была бабушка, отдав коня провинившемуся внуку?

Какой урок преподнесла бабушку мальчику?

Помните притчу о карандашах? Мастер говорил об уроках жизни. А какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло? Какие из этих урок вы бы хотели взять себе? На цветных листочках – кирпичиках, которые вы себе выбрали, напишите по одному уроку.

А теперь давайте выстроим из этих кирпичиков дом, где фундаментом и стенами будут Законы нравственности.

Прочитайте мысли товарищей, запомните, запишите. Прочтите вслух те из них, какие считаете самыми важными?

Дома подумайте над тем, что нужно, чтобы эти законы нравственности работали в вашей жизни?

Работа в группе, выступление –ответ на вопрос

Работа в группах по заданию. Обсуждение результатов. Представление ответов по плану

Вопросы на уточнение. Рецензия ответов товарищей.

Урок наказания добротой

Формулировка в сжатом виде итогов урока

Выстраивание из кирпичиков дома

Рассматривают, читают записи других ребят, выбирают понравившиеся.

Озвучивают их.