План по самообразованию. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда" Развитие мелкой моторики дошкольников план

Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

    Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

    Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

    Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

План работы по самообразованию

Муслиховой Гульфии Фаритовны

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через продуктивные виды деятельности»

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкол ьного возраста;

    Улучшить общую двигательную активность

    Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

    Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

    Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

    совместная работа с детьми;

    индивидуальная работа;

    свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

    Динамика развития мелкой моторики.

    Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

    Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

    Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

    Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

    Пальчиковый игротренинг

    массаж кистей рук

    пальчиковая гимнастика, физкультминутки

    пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

    пальчиковый театр

    театр теней

    Использование элементов ТРИЗ

    лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

    нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

    конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

    различные виды аппликаций

    Развитие графической моторики

    рисование по трафаретам

    штриховка

    дорисовка (по принципу симметрии)

    лабиринты

    графические диктанты

    Дидактические игры

    шнуровка М. Монтессори

    игры с мелкими предметами

    пазлы, мозаика

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Раздел

плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ)

Теоретический

В течении года

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме

Создание информационной базы по теме

Создание предметно-развивающей среды по данной теме

Разработать перспективное планирование по теме

Изучение опыта работы других пед аго-

гов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Изучение инновационных нетрадиционных технологий(криотерапия, иглотерапия, пуговичная терапия, массаж Су-Джок)

Разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

Проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года

Составление картотеки игр, статей

Перспективные планы

Подготовки материала по данной теме и консультаций

В течении года

Введение инновационных технологий по тематики в образовательную деятельность

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику,

физкультминутки, в свободную деятельность детей.

Планирование индивидуальной работы

Использование дидактических, развивающих игр, нетрадиционных атрибут:

игрушки-шнуровки

кубики

пластилин

рисунок из фасоли

мозайка

цветная манная крупа

Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д
В свободное время с детьми: сортировка семян

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра «Тактильный мешочек»

Упражнение с пипеткой

Упражнение с пинцетом

Помпоны и щипцы

Коробочка с прищепками

Упражнение с дыроколом

Трубочки для коктейля

Конспекты занятий

Изготовление наглядно-методических пособий

Выставки

Фотоотчет

Картотека пальчиковых игр

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук

Работа с родителя

В течение года

Проведение анкетирования Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями

Подготовка и проведение родительского собрания

Совместные изготовление атрибутов, оборудования

Конспект родительского собрания, презентация

Самореализация

Участие в методическом объединении:

проведение мероприятия,

подготовка презентации

Участие на педагогическом совете

Разработка конспектов

Отчет о проделанной работе

Показ мероприятий и презентации на базе образовательного учреждения

Консультации для воспитателей по тематике

ние методи

ческой литера

В течении года

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

2.Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

7.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.

8.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

10.Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

14. Бармакларны уйнатыйк, туган телне өйрәник/Р. Ф. Харрасова-Казан:Хәтер, 1997.

15. . Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006

16. Бармакларны уйнатабыз-сөйләм телен үстерәбез./Л.Х. Дәүләтшина-Казан: Школа,2009.


План работы на 2018 - 2020 учебный год.

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте

Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток . Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: « Влияние мелкой моторики на речь детей » .

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей .

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки) .

Цель: ; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа) .

Цель: развивать мелкую моторику и речь .

- Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику , развивать конструктивные способности детей .

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: « Пальчиковые игры для малышей» .

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Фотовыставка: « Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Нетрадиционное рисование : «Солнышко лучистое» .

Цель : Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук .

-Игра : «Солнечные зайчики» .

Цель : научить детей играть в соответствии с текстом.

Поставить с детьми инсценировку сказки : «Колобок» .

Цель : учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь , память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек является актуальным напрвлением в моей работе. Перед собой я ставлю ряд приоритетных задач:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;

Развивать тактильную чувствительность рук детей;

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста".»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

ПЛАН

профессионального самообразования

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель 2 младшей группы

Кондратова Н.Е.

Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Изучить литературу по данной теме

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек

Развивать тактильную чувствительность рук детей

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом

Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Изготовить наглядно-методическое пособия по развитию мелкой моторики,

Отчетность по данной теме.

Теоритический этап

Изучение литературы по данной теме:

- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009;

-Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт – Петербург, 2014;

-Крупенчук О.И. Тренируем пальнчики – развиваем речь, Санкт – Петербург, 2013

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детство – ПРЕСС, 2013

Практический этап

Использование различных форм работы с детьми

Формы работы с детьми:

-совместная работа,

-индивидуальная работа

Методы и приемы работы:

- пальчиковые гимнастики,

-изготовление дидактических игр, шнуровок,

-лепки из пластилина,

- работа с тестом,

- игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой,

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов

в течение года

Предоставление отчета о работе

Форма отчетности:

- Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

- составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик,

- огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики»,

- изготовление папки - передвижки

План работы по самообразованию воспитателя

2015– 2016г. г.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

Этапы работы.

II. Практический этап.

Рисование, лепка

В течение года

Создание картотеки пальчиковых игр

октябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста»

Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики

октябрь

Д/и.: «Прищепки»

Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

ноябрь

Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку»

Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки).

ноябрь

Д/и. «Шнуровка», «Бусы»

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

ноябрь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

декабрь

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

декабрь

Д\И: «Массажный мячик»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

декабрь

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

декабрь

Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста

январь

Настольная игра «Мозаика».

Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

январь

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.

февраль

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

февраль

III. Оценочный этап.

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки

май

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


Предлагаю Вашему вниманию план работы по самообразованию. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - важная часть развития речи детей, формирование навыков самообслуживания и подготовки к письму руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Работа с воспитателями

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

ноябрь

Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

февраль

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»

Апрель

Мастер-класс «Волшебные пальчики»

Март

«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук .

Май

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Октябрь

листки-памятки

«Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,

«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,

«Как развить мелкую мускулатуру рук» ,

«Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,

«Игровой самомассаж для кистей и пальцев» ,

«Чтобы пальчики писали.» ;

В теч. года

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Март

Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей»

Декабрь

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Апрель

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Январь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

Март

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Май

Работа с детьми

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

Использование игр

  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пришей пуговицу",
  • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
  • "Одеваем кукол",
  • "Поиграй на пианино",
  • "Пальчиковый театр",

В теч. года

Литература:

  • Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  • Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  • - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  • - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  • - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.