Понятие, сущность и цель современного образования. Основная цель российского образования Цели образования в российском праве

Основная цель российского образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Стратегия 2020 Наша новая школа Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Основы школьного стандарта Общественный договор (запрос семьи, общества и государства) Идеологическая и методологическая основа Научная основа Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Фундаментальное ядро содержания основного общего образования Методологическую основу составляют принципы фундаментальности и системности; Определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач. Базовые национальные ценности, передаваемые из поколение в поколение; Основные элементы научного знания: ключевые теории, понятия, факты, методы; Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс;

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство) гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания) семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (в виде культурологических представлений о религиозных идеалах) искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную. Задача школы – не дать объем знаний, а научиться. Стандарт фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. от предметной разобщенности к интеграции школьных дисциплин от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, к развитию активной учебнопознавательной деятельности учащихся от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных способов действий

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: Основы системы научных знаний Коммуникативные: Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации В традиционной системе образовательного процесса Новое качество образования Учитель Транслирует информацию Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Понятие УУД умение учиться, т. ·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Смысловое чтение Поиск информации Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Структурирование знаний моделирование Выбор способов решения задач Построение осознанного или произвольного речевого высказывания в письменной и устной форме

Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД 5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 1 постановка вопросов 4 УУД 2 управление поведением партнёра 3 разрешение конфликтов

Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, региональной общности; Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Понимание культурного многообразия мира, толерантность. Метапредметные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и тп), использовать современные источники информации; Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия и др.

Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, УМЕНИЯ 5. Анализ, объяснение: o. Различать факт и его описание; o. Соотносить единичные факты и общие явления; 1. Знание хронологии, работа с хронологией. o. Называть характерные, существенные 2. Знание исторических фактов, работа с признаки событий и явлений; фактами: o. Раскрывать смысл, значение важнейших oхарактеризовать место, обстоятельства, исторических понятий; участников, результаты исторических o. Сравнивать исторические явления и событий; события; oгруппировать(классифицировать факты по o. Излагать суждения о причинах и следствиях различным признакам. исторических событий. 3. Работа с историческими источниками: 6. Работа с версиями, оценками: oчитать историческую карту; o. Приводить оценки событий и личностей; oпроводить поиск информации в одном или o. Определять и аргументировать свое нескольких источниках; отношение к наиболее значимым событиям и oсравнивать данные разных источников. личностям. 4. Описание (реконструкция): 7. Применение знаний и умений в общении, oрассказывать об исторических событиях, социальной среде: участниках; o. Применять исторические знания для oхарактеризовать условия и образ жизни, раскрытия причин и оценки сущности занятия людей; современных событий; oна основе текста, иллюстраций, o. Использовать исторические знания в дополнительной литературы, макетов общении как основу диалога в поликультурной составлять описание исторических среде; объектов, памятников. o. Способствовать сохранению памятников истории и культуры.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА В УМК В УЧЕБНИКЕ: -Рубрики: термины, В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ: -разнообразные задания (работа с даты, вопросы и задания, документы; -Иллюстрации (рисунки, фото, плакаты); -карты; картами, текстом, иллюстрациями и тп.); - рубрика «Подготовка к ЕГЭ» - схемы. В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ: -материалы, дополняющие текст учебника; -дидактические материалы; -сформулированы цели, план, рекомендации по изучению темы; - на каждый урок предложены 2 варианта планирования.

Основные виды учебной деятельности: Слушание музыки Пение Инструментальное музицирование Музыкально-пластическое движение Драматизация музыкальных движений Функции изобразительного ряда: Иллюстративная Информативная Аналитическая

Формирование УУД 1. Личностные. - Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 2. Предметные. - Формирование начальных представлений о роли музыки в жизни человека. - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней. 3. Метапредметные. - Использование музыкального образования при создании театрализованных представлений, исполнении вокально-хоровых произведений, импровизации.

Состав системы «Вертикаль» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИСКУССТВО Учебный предмет «Музыка» Предметная линия: Науменко Т. И. , Алеев В. В. Искусство. Музыка. 5 - 9 кл.

«Сценарии детских музыкальных спектаклей» и дневники музыкальных размышлений Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Особое место уделено описанию быта и нравов, ценностей русского народа, рассказу о важнейших достижениях отечественной культуры

Структура учебного материала «Виды художественной деятельности» Восприятие произведений искусства Рисунок Живопись Скульптура Художественное конструирование и дизайн Декоративно-прикладное искусство «Значимые темы искусства» Земля- наш общий дом Родина моя –Россия Человек и человеческие взаимоотношения Искусство дарит красоту «Азбука искусства» Композиция Цвет Линия Форма Объем Ритм «Опыт художественнотворческой деятельности» Различные виды изобразительной, декоративно - прикладной, художественноконструкторской деятельности

Состав системы «Вертикаль» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИСКУССТВО Учебный предмет «Изобразительное искусство» Предметная линия: Ломов С. П. , Игнатьев С. Е. Искусство. Изобразительное искусство. 5 – 9 кл.

Особенности: Учтены и использованы достижения современных наук; Проблемный характер подачи материала; Наличие альтернативных точек зрения по различным вопросам; Тщательный отбор материала (отобраны факты наиболее важные в воспитательном и познавательном значении); Чёткость изложения, аргументированность, научность;

Проектная деятельность Личностные УУД: правосознание. Познавательные УУД: сравнение, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: формулирование собственной позиции и умение ее обосновать. Личностные УУД: умение соотносить поступки с принятыми моральными нормами. Познавательные УУД: понимание текста, установление причинноследственных связей. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и его обоснование.

Продуктивные, разноуровневые задания Курсы реализуют важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам учебного процесса. Возможность организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся путем работы картами, иллюстрациями Альтернативные точки зрения по спорным вопросам позволят учащимся научиться формулировать собственную позицию, давать оценку событиям Реализуются внутрипредметные и межпредметные связи (география, литература, обществознание, история,

Развитие навыков проектной деятельности Формирование регулятивных УУД Планирование путей достижения цели Умение представлять информацию в наглядносимволической форме

Поиск и выделение необходимой информации Умение высказать свою точку зрения и обосновать её Умение осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе Умение определять событийность

Подготовьте презентацию о скульптуре Навыки поиска информации Умение систематизировать выделять главную и избыточную информацию Развитие ИТК технологий Составьте портрет Леонардо да Винчи используя дополнительную литературу Организация своей учебной деятельности (регулятивные УДД) Чем характеризовалось развитие архитектуры - обоснуйте свой ответ Поиск и выделение необходимой информации (познавательные УДД) Систематизация и представление информации в виде рефератов и сообщений Анализ и выявление причинно-следственных связей (познавательные УДД) Формирование собственного мнения и обоснование его (коммуникативные УДД)

Единое художественное оформление и внутренняя структура организации основного и дополнительного материала Цивилизационный подход к изучению Разнообразные вопросы и задания, авторские карты, документальные материалы, яркие и образные иллюстрации, уникальные фотографии Большой объем информации о жизни, быте людей, их достижениях.

ие делен к и вы оение оис остр УД: п ные У рмации, п ьменной ель ват ис фо Позна одимой ин вания в п ы необх го высказ рме. ние о фо ствле речев суще тельной: о е УУД нава остны енной поз ичн Л л и. но е точ аправ ятельност е целен умени д Д: ые УУ ли. ативн свои мыс ник у Комм выражать ение ествл осущ ательной Д: ые УУ знав ностн енной по. Лич л и аправ ятельност: поиск целен де УД ие. ные У писан атель рмации, о гание, в а Позна й инфо лепол мо Д: це троль. оди У необх тивные У, кон точно гуля вание Д: умение Ре иро план вные УУ и. мысл ти уника жать свои Комм выра Используя текст параграфа, иллюстрации и дополнительную литературу, составьте рассказы: «В консерватории» , «Рассказ композитора о тайнах своего занятия» .

Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения, знание моральных норм. Познавательные УУД: поиск информации, сравнение, анализ. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: сравнение, анализ, раскрывать характерные существенные черты событий и явлений. Коммуникативные УУД: высказывать свое мнение и обосновывать его. Личностные УУД: осуществление целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: решение проблемы, поиск информации, анализ. Личностные УУД: осуществление целенаправленной познавательной деятельности, формирование Российской идентичности. Познавательные УУД: поиск, структурирование, преобразование информации, установление причинноследственных связей. Личностные УУД: осуществление целенаправленной познавательной деятельности.

Методический аппарат Рубрики: «Калейдоскоп мнений» (здесь можно встретить спорные, неоднозначные суждения. Необходимо выбрать те мысли, которые наиболее дороги учащемуся, и те, с которыми он не согласен, а затем объяснить свою позицию), «Это полезно знать» , задания для самостоятельной работы (различные по уровню сложности), словарь урока, темы для рефератов, сообщений, дискуссий. В тексте параграфов очень много схем, которые, несомненно, помогут учащимся разобраться в соответствующих темах.

1. 2. 3. 4. 5. Позволяют осуществлять дифференцированный подход; Содержание учебника построено с учетом разумного баланса между теорией и знаниями, которые могут быть востребованы в повседневной жизни подростка. Включают совокупность необходимых и достаточных знаний, рассчитанных на активное творческое включение учащихся в учебный процесс. Рубрики: «Мнения, суждения, факты» , Тесты и задания, темы для рефератов, сообщений, дискуссий. Словарь терминов, список рекомендуемой литературы, вопросы и задания для итоговых семинаров по курсу.

Cлайд 1

С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373

Cлайд 2

* * * Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Cлайд 3

Cлайд 4

Что такое Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Cлайд 5

Какие требования выдвигает новый ФГОС 1. К структуре образовательной программы 2. К условиям реализации образовательной программы 3. К результатам освоения образовательной программы

Cлайд 6

Принципиальное отличие НОВЫХ СТАНДАРТОВ НОВОЕ в учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач, а не получение готовой информации. Обязанность УЧИТЕЛЯ – учить работать с информацией. Нормирование внеурочной деятельности. Цель образования – развитие личности.

Cлайд 7

Метапредметные универсальные учебные действия - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, Социальные компетентности, саморазвитие, Мотивация Какие требования к результатам начального обучения устанавливает Стандарт Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира

Cлайд 8

Универсальные учебные действия (УУД) личностные; познавательные; регулятивные (саморегуляция, самооценка); коммуникативные (общение). Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Cлайд 9

Примерный учебный план 1 класса Образовательные области Учебные предметы Предметы, изучаемые интегративно Число часов в неделю при равномерном распределении Филология (языки и литература) Русский язык Литературные чтение Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) 8 Математика и информатика Математика и информатика ИКТ 5 Обществознание и естествознание Окружающий мир Естествознание, литературное чтение, обществознание, ИКТ, ОБЖ, технология 2 Физическая культура Физическая культура ОБЖ, ИКТ 2 Технология Технология ИЗО,ОБЖ, ИКТ, литературное чтение 1 Искусство Изобразительное искусство ИЗО,ОБЖ, ИКТ, литературное чтение 1 Музыка литературное чтение, ИКТ 1 Внеурочная деятельность 10

Cлайд 10

В новых стандартах будут использоваться: ИКТ-технологии; Проектная деятельность; Портфолио (содержит таблицы личных результатов ученика) .

Cлайд 11

Обязательная внеучебная деятельность организуется по направлениям: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, индивидуальные и групповые консультации (дистанционные), экскурсии, кружки, секции, соревнования, конференции, олимпиады, школьные научные общества, поисковые и научные исследования.

Cлайд 12

«Портрет выпускника начальной школы» любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи и общества; любознательный, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Cлайд 13

Всё это будет реализовано с помощью утвержденных Учебно-методических комплексов учебных программ (УМК).

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель , в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация , которая вызвана двумя обстоятельствами.

Прежде всего – необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонент: федеральный, национально-региональный и школьный .

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. они относятся к компетенции регионов и учреждения образования.

Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

    общеобразовательный характер учебного материала;

    гражданская и гуманистическая направленность содержания;

    связь учебного материала с практикой перемен в обществе;

    основообразующий и системообразующий характер материала;

    интегративность изучаемых курсов;

    гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

    развивающий характер учебного материала;

    взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

    эстетические аспекты содержания образования.

Учебный план общеобразовательной средней школы – это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемых педагогическим советом школы ежегодно).

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:

    перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

    распределение по семестрам и последовательность изучения;

    трудоемкость их изучения;

    формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работы);

    виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

В учебном плане также определяется:

    Перечень учебных дисциплин .

    В каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. Эта информация помогает преподавателю правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисциплинами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

    Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины (в российской высшей школе трудоемкость измеряется в академических часах). В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начинает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц, которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образование.

    Формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса преподаватель должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

    Виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи преподавателю необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной аттестации, проводимой по завершению всех образовательной программы.

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебная программа обычно содержит:

    наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

    пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

    краткое описание содержания изучаемых тем;

    список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Существует три способа построения учебных программ : линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирования материала. Этот способ обычно используется в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположением материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних, и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерный особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейных структуры при спиральной построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия . В учебной литературе подробно раскрывается содержание образования. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учащихся и учителей, сборники тестов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики. Исследуя проблемы написания школьных учебников Д.Д. Зуев выделил следующие их функции:

    мотивационная – заключается в создании стимула к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации, примеры, оригинальные задания и др.);

    информационная – обеспечивает детей необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

    трансформационная – состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения;

    систематизирующая – реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

    закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля – проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

    интегрирующая – состоит в том, что учебник помогает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;

    координирующая – способствует привлечению в процессе работы над материалом учебника разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты);

    развивающе -воспитательная – заключается в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслите6льная активность и др.;

    обучающая – проявляется в том, что работа с учебником развивает умение и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

В структуру учебника входит текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д.Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели.

К учебнику предъявляют следующие требования:

    организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться;

    отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета;

    быть информативным, энциклопедическим, связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству;

    быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащенным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал;

    быть доступным учащимся, ориентированным на особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;

    излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов;

    язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности;

    быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним;

    должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала;

    быть красочным, снабженным необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем Средневековье и соотносятся с понятием «образ», «образ Божий». В религиозной модели мира человек рассматривается как созданный но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценностей и установок. Образование становится способом создания своего образа, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность . Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности . Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев.

Образование в современном обществе - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса - структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, принятыми в обществе в данный момент времени. Эти структурные элементы определяют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необходимо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества.

Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности .

Педагогическая наука, которая позволяет не только анализировать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса.

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей.

Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педагогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики показывает, что государство через систему образования способно инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России




Стратегия 2020 Главная цель – новое качество жизни: - модернизация демократии - формирование новой экономики - построение социального государства – сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан 4


5 Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан


Основы школьного стандарта 6 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020




8 Новая роль педобразования в системе общего образования страны Российское гражданское общество Наша новая школа Стратегические цели и задачи развития общества и государства Стратегия 2020 Педагогическое образование Новый Учитель Новый школьный стандарт Гражданин России


Школьные перегрузки (85%), конфликтные ситуации (65%), безопасность ребенка пока он в школе (61%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%), качество образования (48%), отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%). По мнению родителей на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют: 7


Школьные перегрузки (55%), конфликтные ситуации (65%), безопасность ребенка пока он в школе (61%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%), качество образования (88%), отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (25%). По мнению педагогов на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют: 7


Школьные перегрузки (95%), конфликтные ситуации (70%), безопасность ребенка пока он в школе (62%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (40%), качество образования (70%), отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (40%). По мнению обучающихся на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют: 7


НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) XXI Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.


НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.


Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта – развитие личности ребенкности формирование универсальных способов действий Основной результат –развитие личности ребенка на основе учебной деятельности


Российский Учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями Работник, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ 15