Понятие личностной зрелости. Психологическая зрелость. Устойчивые моральные нормы

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

автора

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

автора Ильин Евгений Павлович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Время на чтение: 3 мин

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, рационализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание.

В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, не смотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.

Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Л.С. Выготский полагал, что формирование личности -это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И.Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А.Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А.Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека

П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н.Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности -- как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры

М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением

Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает

формирование иерархической мотивационно потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания

Согласно И.С.Кону, зрелая личность -«это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя»

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистичской и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация -- желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек - это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность .

Согласно К.Роджерсу, самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К.Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У.Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости

Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э.Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э.

Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э.Фромма -это чувство согласия, единения с миром. К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность .

Согласно когнитивно генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества

В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.

Аннотация

В статье предлагается авторская точка зрения относительно сущности и структуры личностной зрелости. Феномен личностной зрелости раскрывается в соотношении с понятиями саморазвития и эго-идентичности. Дается определение личностной зрелости, а также рассматриваются детерминирующие ее психологические механизмы. Обосновываются черты личностной зрелости, раскрывается их значимость для эго-идентичности личности.

Ключевые слова: личностная зрелость, черты личностной зрелости, динамическая структура

Личностная зрелость представляется одной из социально положительных и значимых характеристик человека. Вместе с тем, определение личностной зрелости как психологического понятия, по нашему мнению, остается скрытым за авторскими перечнями черт зрелой личности.

Нам представляется целесообразной задача более четкой дефиниции личностной зрелости. Это дало бы возможность согласовать научные взгляды относительно понятий «зрелая личность» и «личностная зрелость», а в дальнейшем решить задачи психологического сопровождения процесса достижения личностной зрелости.

Предлагаем рассматривать личностную зрелость как динамическую личностную структуру, которую детерминируют некоторые механизмы, а содержанием являются черты, взаимоактивизирующие друг друга. Нам представляется, что динамичность личностной зрелости состоит как в особенности проявления самого феномена, так и в его внутренней структуре. Поэтому важно продемонстрировать, при воздействии каких психологических механизмов взаимодействие черт создает феномен личностной зрелости.

На рис. 1 показано становление личностной зрелости как динамической структуры, мы предлагаем начать ее рассмотрение с понятия личностного потенциала. По нашему мнению, наличие личностного потенциала обеспечивает естественность личностного роста. То есть человек развивается и самоактуализируется за счет собственных внутренних ресурсов. Тогда содержанием личностного потенциала, являющегося первопричиной становления личностной зрелости, мы видим долг, смысл и веру.

Личностно зрелого человека можно назвать ресурсным, который сам в себе находит силы для преодоления жизненных обстоятельств и самого себя. По нашему мнению, триада внутренних ресурсов обеспечивает личностно зрелому человеку компетентность во времени, то есть способность видеть и ощутить свою жизнь целостной.

Следствием кризиса долга, смысла и/или веры мы видим трансценденцию. Критические жизненные события являются условиями, во время которых формируется новый взгляд на действительность. Пытаясь понять самого себя, человек «сам задает себе нормы и связывает себя ними» (Г. Марсель, 1999), «совершает трансценденцию от себя как эмпирической индивидуальности к себе как к самобытной самости» (К. Ясперс, 1999). Таким образом, способность к трансценденции дает возможность личностно зрелому человеку не попадать в ситуации, а создавать сами ситуации для самосовершенствования, то есть быть «своим собственным «проектом» (А. Сартр, 1999).

Выход за рамки привычных жизненных правил, способов переживания личностного смысла отображается в экзистенциальном кризисе. Он может проявляться как «тоска от неадекватности жизненной стратегии» (Н. Хамитов, 2000). Выбор в экзистенциальной ситуации возможен при наличии сформированной личностной структуры, под которой мы понимаем личностную зрелость, которая, в свою очередь, необходима для построения эго-идентичности.

Формирование личностной зрелости мы склонны отнести к периоду 11 – 20 лет, который, в соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона (2002), отмечен нормативным кризисом эго-идентичности. Тогда личностную зрелость можно рассматривать, как одну из границ континуума эго-идентичности («инфантильность» – «личностная зрелость»). Мы думаем, что личностная зрелость периода юности – это, говоря метафорично, больше «возможность быть», чем «ответственность быть».

Дальнейшее становление, «обновление» личностной зрелости мы видим через призму ненормативных кризисов, связанных с ситуациями выбора. На наш взгляд, динамика личностной зрелости связана с ощущением человеком своей социальной и личностной перспективности. Изменения в жизненной перспективе человек склонен воспринимать как стрессовые или кризисные, которые требуют от него выбора. Как нам кажется, такие жизненные ситуации можно отнести к ненормативным кризисам идентичности, когда снижается уровень самопонимания личности. В целях сохранения собственной целостности человек вынужден отказаться от понимания себя через отождествление с критериями внешнего мира. «Найти себя» он может через соотнесение себя с самим собой. Логично предположить существование некоторой личностной структуры, которая обеспечивает человеку возможность принять себя как смысл, быть аутентичным. В нашем понимании, этой структурой является личностная зрелость.

Такой ход рассуждений привел нас к определению личностной зрелости как эффекта самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект представляет собой динамическую личностную структуру, проприум, важный для эго-идентичности.

Мы определяем личностную зрелость как эффект, поскольку видим ее как следствие ненормативного кризиса. Акцент на самостоятельности, а не конструктивности переживания ненормативного кризиса поставлен потому, что именно самостоятельность (состоятельность себя, в состоянии быть собой – авт .) показывает способность человека без посторонней помощи, полагаясь только на себя, выйти из сложной ситуации. Важно, что именно эта способность задекларирована в определении общей зрелости, которое было дано в гештальтпсихологии (В. Кондрашенко, Д. Донской, С. Игумнов, 1999).

Наиболее ярким показателем сформированной личностной зрелости является самодетерминация, которая, на наш взгляд, проявляется во взаимоактивации свободы и ответственности, которые можно рассматривать, как инструменты мировоззрения человека. Таким образом, самодетерминация не только сопутствует построению собственной системы ценностей человека, делает выбор психологически возможным, но и активизирует процесс трансформации, благодаря которому личность обретает завершенность и целостность – зрелую эго-идентичность. Возможно, окружающим этот результат виден как личностный рост. У человека появляется ощущение полноты внутренних ресурсов, новой жизненной перспективы, стремление к которой сопряжено с новыми ненормативными кризисами.

Поскольку мы рассматриваем личностную зрелость как динамическую структуру, считаем важным рассмотреть вопрос о механизмах, детерминирующих ее проявление. Авторское видение механизмов детерминации личностной зрелости проиллюстрировано рис.2.

Причину «возникновения» личностной зрелости мы относим к имманентному для личности саморазвитию. Саморазвитие рассматриваем как стремление человека сформировать в себе определенные качества и способности, при наличии которых, по его мнению, он сможет реализовать свой внутренний потенциал наиболее полно.

Таким образом, неизбежен самоанализ, который возможен за счет внутренней диалогичности человека. Дуальность человеческой сущности порождает внутренний конфликт, который может быть движущей силой развития при стремлении человека построить отношение к ситуации не на противоположностях, а на взаимосвязях. По нашему представлению, такая гармонизация внутреннего мира человека обеспечивается механизмами интенциональности и когерентности.

Интенциональность предлагаем рассматривать как направленность личности на создание самой себя и самоопределение. Создание себя может осуществляться или в рамках адаптации человека к заданным обстоятельствам, и, вследствие этого, проявляются новые качества личности, или путем выхода за рамки ситуации. Тогда человек меняет социальную роль, способ самопрезентации, отношение к себе таким образом, что он становится субъективно другим, таким, который компетентен преобразовать ситуацию внутреннего конфликта в ситуацию приобретения жизненного опыта.

Продуктивное решение внутреннего конфликта обуславливается, на наш взгляд, особым механизмом – когерентностью, которую мы склонны рассматривать как операциональный аналог жизненной компетентности. В когерентности проявляется самодостаточность: человек доверяет самому себе, поэтому собственного мнения ему достаточно для принятия решения. Это решение, как нам кажется, касается смелости быть самим собой.

Таким образом, возникает необходимость в личностной структуре, содержащей индикаторы аутентичности – личностной зрелости. Сформированная личностная зрелость создает возможность для самоизменения, самосоздания через самодетерминацию. Поле деятельности последней находится исключительно на сознательном уровне, тогда как целостность личности возможна при тотальности ее психики. Поэтому, мы думаем, включается следующий механизм – прегнантность.

Прегнантность обеспечивает насыщенность и завершенность формирующейся эго-идентичности подводя «недейственную» идентичность к трансформации, затрагивающей бессознательное. Прегнантность выступает механизмом сопоставления Я-реального с Я-истинным, ради которого был начат процесс самоизменений. Как стремление к содержательности прегнантность обеспечивает адекватность восприятия человеком того, что он может лишь приблизиться к Я-истинному, ощутить его в момент «пикового» опыта, но не стать им.

Результатом психологической трансформации становится обновленная эго-идентичность. Для ее сопоставления с целями саморазвития вновь включается механизм интенциональности, но уже в больше мере как активное отношение к самому себе – самоверификация.

Когда уяснено представление о значении личностной зрелости и механизмах, обуславливающих ее, предлагаем обратить внимание на содержание этой структуры, которым, по нашему предположению, являются черты – индикаторы эго-идентичности.

Признание личностной зрелости характеристикой с высоким уровнем социального признания привело нас к убеждению, что ее черты должны иметь социально-психологическую значимость. Ведь, с одной стороны, в соответствии с ними окружающие характеризуют человека как личностно зрелого, с другой, эти черты являются определяющими для эго-идентичности человека.

Результатом рассуждений стало предположение, что черты личностной зрелости можно определить как центральные диспозиции проприума личности – очевидные для окружающих черты личности, которые обуславливают готовность человека действовать с позиции зрелой личности.

С целью выделить черты личностной зрелости мы проанализировали характеристики продуктивно развивающейся личности, представленные в работах К. Юнга (2002), Г. Оллпорта (2002), В. Штерна (2001), А. Маслоу (1999), Э. Шострома (2001), Дж. Стивенса (1995), Г. Салливана (2001), А. Эллиса (1999) , К. Наранхо (2001), Ф. Перлза (1999), П. Вайнцвайга (2000), К. Холла (1999), Г. Линдсей (1999), С. Холлидея (1997), М. Чандлера (1997), П. Якобсона (2000), К. Абульхановой-Славской (2000), Н. Тутушкиной (1999), Г. Абрамовой (1999), Н. Бордовськой (2004), А. Реана (2004), Д. Леонтьева (2002), Г. Скрипкиной (2002), Н. Савчина (2002), Л. Овсянецкой (2001), Л. Лепиховой (2000), Т. Титаренко (2001). Это был первый шаг в экспликации центральных черт, характеризующих личностную зрелость. Вторым шагом было отделение от личностных черт индивидных (по А. Бодалеву, В. Столину, 2001).

Последующая экспликация – третий шаг – проводилась методом контент-анализа, который охватывал 157 единиц понятий, отображающих очевидные для психологов-ученых характеристики личности, которую, обобщенно, можно назвать зрелой. Черты были разделены по смысловым группам, в каждой группе были выделены наиболее яркие черты. В ходе последнего, четвертого шага экспликации была зафиксирована частота упоминания черт, в каждой группе была выделена одна черта-маркер.

Результатом контент-анализа личностных черт зрелой личности стали десять эксплицированных черт: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Выделенные черты личностной зрелости представляют, по нашему понятию, один полюс континуума эго-идентичности – «зрелость». Придерживаясь целостного подхода в описании личности, мы представили также черты полюса «инфантильность» (табл.1).

Таблица 1.

Психологические субстанции и акциденты личностной зрелости

Черты личностной зрелости

Проявления деперсонализации

Ответственность

Конформность

Креативность

Страх неопределенности

Децентрация

Эгоцентричность

Контактность

Отчужденность

Толерантность

Стремление доминировать

Автономность

Зависимость

Самопринятие

Самообвинение

Глубинность переживаний

Автономность – готовность доверять себе и способность к самоопределению. В эго-иденитичности функция автономности состоит в сохранении аутентичности.

Автономность проявляется в умении человека самоорганизовываться, в характерном для него своем взгляде на мир, умении видеть и реализовывать собственную жизненную миссию. Для автономного человека характерен высокий уровень целеобразования, понимания личных ценностей, видения себя источником событий своей жизни. В отношениях с окружающими проявляет ассертивность, умеет достигать свои цели, используя собственные ресурсы. Результаты его деятельности оригинальны. Сотрудничая, гибко меняет лидерскую позицию на позицию помощника, не центрируется на собственном доминировании, склонен сравнивать уровень собственной компетентности, профессиональности с уровнем своих предыдущих достижений или с идеальными нормами, и, в меньшей мере – с достижениями других людей.

Противоположностью автономности является зависимость. Человек, проявляющий характеристики зависимости, как правило, не воспринимает и не хочет принимать окружающий мир таким, каким он есть. Он хочет жить в иллюзорном мире, наполненном ожидаемыми радостями. В реальном мире он ищет людей, которые бы заботились о нем, спасали его, и, таким образом, перекладывает на них ответственность за себя и свои действия. Создается впечатление, что люди, склонные к зависимости, боятся проживать собственную жизнь, поэтому стремятся навязать ее окружающим.

Контактность – способность быть откровенным в содержательном общении со значимыми людьми. В эго-иденитичности функция контактности состоит в готовности к самораскрытию.

Контактность проявляется в умении быстро налаживать взаимоотношения и сохранять их ценность на длительное время. Контактный человек умеет найти взаимопонимание с окружающими, склонен к открытому общению с людьми, которые для него интересны, с которыми у него схожие жизненные ценности. Располагает к себе тактичностью и искренностью общения, склонностью к помощи, инициативности и сотрудничеству. Запоминается как человек, которому характерен некоторый «магнетизм» личности, а также умением заинтересовать собой других и проявлять искренний интерес к окружающим. Контактный человек проявляет ненавязчивость и дипломатичность во взаимоотношениях, умеет предоставить обратную связь, то есть вовремя сообщить свое мнение относительно рассматриваемого вопроса. В общении стремится развивать философские, экзистенциальные темы, склонен рефлексировать относительно высказанных мыслей, поэтому общение для него – это источник самоизменения, личностной трансформации.

Люди, для которых характерна отчужденность, выстраивают собственное видение мира, в котором другие воспринимаются как чужие, а значит враждебные. Отчужденность закрывает для человека всю яркость и разнообразие мира, переживаний, смыслов. Психологическими причинами отчужденности могут быть трудности в становлении идентичности и аутентичности, когда человек не ощущает осмысленности жизни.

Самопринятие – способность относиться к себе, как к перспективному проекту. В эго-иденитичности функция самопринятия состоит в обеспечении самообъективации.

Самопринятия проявляется в умении человека признавать соразмерность собственных сильных и слабых сторон. Человек, которому характерно самопринятие, определился в собственных ценностях и уважает себя за то, что реализовывает свою миссию, позволяет себе быть счастливым безусловно, поэтому у него высокая самооценка. Он относится к себе с философским чувством юмора, то есть понимает относительность собственных успехов и, вместе с тем, не центрируется на неудачах. В отношениях с окружающими уважает их достоинство, терпимо относится к их недостаткам, считает, что заслуживает уважения к себе, спокойно воспринимает конструктивную критику.

Противоположностью самопринятия является самообвинение, при котором человеку характерно своеобразное «злорадство» над собой. При этом может прослеживаться некоторая фатальная обреченность, когда человек, все причины своих неудач только себе, даже не пытается что-то изменить. Люди, склонные к самообвинению, как будто ставят себе условие, при котором, чтобы жить полноценной жизнью, они должны «отстрадать». В увлечении самокритикой им кажется, что каждая следующая проблема недостаточно значительна, чтобы после ее решения позволить себе быть счастливым. Возможно, единственная проблема, которую они должны решить на пути к аутентичности – это отказ от самообвинений, ретрофлексии в пользу рефлексии.

Креативность – способность воплощать собственный взгляд на жизнь в результатах деятельности. В эго-иденитичности функция креативности состоит в самосотворении.

Креативность проявляется в способности человека реализовывать собственный потенциал, умении донести до окружающих авторское видение мира. Решения креативного человека характеризуются как целесообразные, оптимальные, поскольку он действует соответственно ситуации. Креативный человек способен больше, чем жить, он создает жизнь: вещи, проекты, ситуации, самого себя. Ему характерно стремление понять идею и реализовать ее. В общении с окружающими креативный человек умеет быть интересным, раскрепощенным, спонтанным.

Противоположность креативности – страх неопределенности, проявляющийся в избежании любых ситуаций выбора, прогнозирования и планирования будущего. Человек склонен воспринимать только все привычное, ему характерен низкий уровень адаптивности.

Толерантность – готовность к непредвзятому, безоценочному, аксиологическому восприятию людей и событий жизни. В эго-иденитичности функция толерантности состоит в понимании неконфликтности себя и окружающего мира.

Толерантность проявляется в способности реалистично воспринимать жизненные события и поступки окружающих. Толерантный человек принимает аутентичность других людей, поэтому не стремится доминировать над ними. Ему характерны неконфликтность, демократический стиль общения, уважение ценностей других людей, с которыми он умеет находить что-либо общее, не центрируясь на отличиях. Толерантность создает основу для безоценочного, многокритериального восприятия мира. Значимой становится уникальность человека или события.

Для интолерантного человека ситуация, в которой что-то происходит не так, как он этого хотел, становится дискомфортной. И не потому, что создается когнитивный диссонанс, а потому, ставится под сомнение первенство этого человека. Интолерантным людям характерно восприятие мира сквозь призму жестких стереотипов, с помощью которых раз и навсегда определено, что является правильным, а что нет, в какой последовательности должны происходить события. Стремление держать все под контролем продиктовано низкой оценкой собственной компетентности. Такие люди проявляют предвзятость по отношению к другим, воспринимая их односторонне, склонны разделять людей на «своих» и «чужих» и не признают других только потому, что они чем-то отличаются.

Ответственность – признание человеком себя автором и опекуном некоторого проекта, которым может быть какое-то дело, сам он или его жизнь. В эго-иденитичности функция ответственности состоит в реализации человеком смелости быть.

Ответственность проявляется в способности к поступку и самостоятельному принятию решения, в умении рисковать, а также завершать начатое дело. Ответственный человек свободно берет на себя обязательства, поскольку ей характерно чувство самоэффективности. Долг не воспринимается ею как бремя, провоцирующее самообвинения. Скорее, ответственный человек воспринимает необходимость патронировать некоторое дело, как возможность сделать что-то по-своему. Ему присуще ощущение свободы своей воли, поэтому он проявляет спонтанность в принятии решений и не ощущает ограниченности стереотипами или правилами. Вместе с тем, ответственность обеспечивает самопоследовательность, потому что человек видит взаимосвязь между своим поступком и его последствиями. В отношениях с окружающими ответственность проявляется как готовность к сотрудничеству, способность поддержать, быть надежным, самостоятельным.

Ответственности можно противопоставить конформность, понимаемую как приспособление человеком своего поведения и мыслей к правилам некоторой социальной группы. Человек побаивается самостоятельно упорядочить свою жизнь, все время ждет, чтобы за него приняли решение другие.

Глубинность переживаний (термин авт.) – способность к экзистенциальному восприятию мира. В эго-идентичности функция глубинности переживаний состоит в сохранении ощущения смысла собственного существования.

Глубинность переживаний проявляется в способности ощущать взаимосвязанность разнообразных аспектов жизни, проявлять заинтересованность к широкому кругу событий. Для человека, характеризующегося широким кругом переживаний, задекларированные им ценности являются действенными . Он не наблюдатель, а активный участник жизни. В общении с окружающими проявляет заинтересованность в их личности, способен любить людей и стремится заботиться о них, ценя их уникальность. У такого человека есть опыт духовных переживаний, благодаря которому он убежден, что жизнь имеет смысл во всех своих проявлениях.

Трудности преодоления эмоционально сложных переживаний могут быть причиной предпочтения регрессивных ценностей (термин А. Маслоу, 2001), то есть таких, к которым человек вернулся после того, как имел возможность пережить ценности бытия – смысл, добро, красоту, истину, человеколюбие, милосердие, познание, мужество, любовь. Человек мог испугаться силы переживаний, которая возникла в связи с этими ценностями, или разуверился в некоторых из них. Выбор регрессивных ценностей – комфорта, потребления, безопасности – без направленности на самосовершенствование и интерперсональное переживание ценностей делает жизнь человека более предвиденной, оберегает от «порывов души». Ценности безопасности и комфорта естественны для человека, когда они понимаются как жизненно необходимые для физического существования человека рядом с высшими ценностями, необходимыми для его духовной жизни.

Децентрация – способность к внутреннему диалогу и умение быть разным, оставаясь самим собой. В эго-иденитичности функция синергичности состоит в обеспечении самоверификации.

Децентрация проявляется как условие для самоанализа и понимания окружающих. Человек, умеющий децентрироваться, способен рассматривать явления с разных сторон, понимать и принимать то, что разные люди могут воспринимать что-то по-своему, умеет воссоздавать мысль собеседника, а также согласовывать различные взгляды и объяснять их. Для него характерно относиться к результатам своей работы без претензии на их совершенство, при решении проблем центрируется на задании, а не на собственной значимости. Децентрация предполагает соразмерность эгоцентричности и эмпатии: умеренный уровень эгоцентричности обеспечивает фиксацию собственной точки зрения, а высокий уровень эмпатии – возможность признать и понять другую точку зрения.

Противоположная черта – эгоцентризм – характеризует человека, склонного жестко придерживаться одной точки зрения – собственной, считая ее наиболее правильной. Такой человек не обязательно эгоист, но он центрируется только на своих ценностях и переживаниях. Создается впечатление, что эгоцентрики должны были бы быть успешными, благодаря направленности на себя. Но из-за нежелания и неумения рассматривать некоторую ситуацию или проблему разнопланово, они теряют эффективные способы решений.

Жизненная философия – осознавание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поиске смысла жизни. В эго-иденитичности функция жизненной философии состоит в обеспечении самопротяженности.

Жизненная философия характеризуется четкостью сформулированных человеком собственных жизненных принципов, жизненной позиции и жизненного кредо. Жизненная философия личности проявляется в стремлении понять смысл жизни, а также в наличии осознанной концепции жизни и представлениях о человеческой природе. Человек со сформированной жизненной философией мыслит и относится к жизни позитивно, не смешивает цели и способі их достижения, самореализуется и определился в том, что именно он может изменить в своей жизни.

Если не сформировалось активного и неравнодушного отношения к жизни или оно искривилось из-за отчаяния, можно говорить о десакрализации, бессмысленности существования. Чаще всего к десакрализации приводит отчаяние – разочарование, влекущее за собой состояние угнетенности и бездействия. Человек утрачивает ощущение чего-то очень важного для себя, ощущает трудности в понимании границ своих возможностей, его не активизируют тайны познания, он закрывается от причастности к чувству величия (Бога, задума жизни, природы), заметной становится утрата значимости интенциональности как создания себя.

Можно отметить, что некоторые качества проявляются аккордно в нескольких чертах. На наш взгляд, это свидетельствует о взаимоактивации черт личностной зрелости.

Придерживаясь тезиса о том, что личностный рост – это научная метафора, отображающая изменения в уровне личностной зрелости, мы провели теоретическую верификацию выделенных черт личностной зрелости, соотнеся их с критериями личностного роста (С. Братченко, М. Миронова, 2002). Черты «ответственность», «децентрация», «автономность», на наш взгляд, сопоставимы с критерием ответственной свободы, «креативность» - с динамичностью, «контактность» и «толерантность» - с пониманием и принятием других, социализированностью, «самопринятие» - с принятием себя, «глубинность переживаний» - с открытостью внутреннему опыту переживаний, «синергичность» - с целостностью. Затруднения возникли с аналогом проявления в личностном росте жизненной философии личности. Предполагаем, что изменения содержания этой черты слишком приватны, чтобы быть очевидными в измеримых показателях.

В заключение представленного теоретического анализа феномена личностной зрелости представляются возможными такие выводы.

1. Личностная зрелость - эффект самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект проявляется как динамическая личностная структура, которая детерминируется механизмами интенциональности, когерентности, прегнантности, и содержит центральные черты проприума, важные для эго-идентичности: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Данная дефиниция позволяет пересмотреть соотношение понятий «личностная зрелость» и «зрелая личность». Нам представляется, что для гуманистической парадигмы понятие «зрелая личность» в большей мере можно считать такой же научной метафорой, как и «личностный рост». Личность психологи-гуманисты определяют как индивидуума, обладающего внутренними ресурсами изменения Я-концепции (К. Роджерс, 2001), самоопределяющуюся целостность (Т. Титаренко, 2001), человека, свободно и ответственно определяющего свое место среди других (Е. Исаев, В. Слободчиков, 1995). Исходя из этих определений, зрелость имманентна человеку, которого можно назвать личностью. При этом зрелость как возрастная характеристика является отдельной координатой развития человека.

Тогда личностная зрелость выступает критерием готовности личности к саморазвитию.

2. Наличие черт самоактуализирующейся личности среди эксплицированных черт личностной зрелости, по нашему мнению, обосновывает, что самоактуализирующаяся личность не обязательно является личностно зрелой. Отделить черты самоактуальзиции представляется нецелесообразным, так как это обязывало бы провести четкую границу между личностной зрелостью и ее операциональным аналогом, а в связи с этим поставить под сомнение динамичность ее структуры.

Актуальна задача о некоторой «разноуровневости» черт личностной зрелости. На наш взгляд, она может иметь несколько решений, в зависимости от выбранных подхода к определению черты и концепции типологии . В разноплановой структуре черт, входящих в личностную зрелость, мы видим своеобразный стержень структуры личности, обеспечивающий ее целостность.

Может возникать вопрос относительно того, как люди с одинаковым набором черт, важных для эго-идентичности, могут быть аутентичными. Мы предлагаем обратить внимание, что черты личностной зрелости, рассматриваемые как диспозиции, отображают готовность человека сделать выбор быть собой, в то время как в аутентичности, на наш взгляд, проявляется смысл его выбора – зачем быть собой, а поиск этого смысла очевидно индивидуален.

Литература

1. (1999) Возрастная психология. − Екатеринбург: Деловая книга

(2004) Методологические основы практической психологии. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» , (2004) Педагогика. − Спб.: Питер, (2002) Личностный рост и его критерии //http://www. *****/lib/ppsl_1.html Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия / Сост. (2000) − Мн.: Харвест, М.: АСТ, (2001) Психологический словарь-справочник. − Минск: Харвест, Москва: АСТ Философский словарь (2000) / Пер. с франц. − М.: Междунар. отношения

8. , (1995) Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. − Москва: Школа-Пресс

, (1999) Общая психотерапия. − Мн.: Высш. шк. (2001) Теории развития. Секреты формирования личности. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 (2002) Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. . Вып.1/Под ред. , //www. institut. *****/article/16.php (2002) Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002 Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА (1999) – Санкт-Петербург, Издательство «Дидактика Плюс» Психология личности в трудах отечественных психологов (2000) − СПб.: Изд-во Питер Психология личности. Т. 2. Хрестоматия (1999) − Самара: Изд-ий Дом БАХРАХ (2000) Психология доверия. − М.: Издательский центр «Академия» Стивенс Дж. (1995) Приручи своих драконов (Как превратить свои недостатки в достоинства). − СПб.: Питер Пресс (2001) Личность: теории, эксперименты, упражнения. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК Холл Линдсей Гарднер. Теории личности (1999)/ Пер. с англ. − М.: -во ЭКСМО-Пресс (1997) Психология интеллекта: парадоксы исследования. − Томск: Изд-во Томск. Ун-та, Москва: Изд-во Барс (1999) Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – Спб.: Питер Ком Лєпіхова Л. (2000) Соціалізація та соціально-психологічна компетентність як рівні особистісної зрілості // Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство: науково-методичний збірник / Ред. кол. Н Софій (голова) та ін. − Київ: Контекст (2001) До питання про психологічні критерії зрілої особистості // Актуальні проблеми психології. Том 1: Соціальна психологія. Психологія управління. Організаційна психологія. − Київ: Інститут психології АПН України Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією, (2001) − К. : Рута (2002) Духовні кризи: їх причини та деякі шляхи подолання // Спадкоємність та інновації в українській психологічній науці (Матеріали міжнародної науково-практичної конференції) (частина 1), Київ − Хмельницький − Кам’янець-Подільський (2003) Життєвий світ особистості: у межах і за межами буденності. − К.: Либідь Хамітов Н.., (2001) Історія філософії. Проблема людини та її меж. − Київ: Вид-во Наукова думка Antonovski A. (1999) Rozviklanie taemnici zdrovia. − Warshava

Рис.2. Механизмы детерминации личностной зрелости

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Такая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;
  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;
  • умение оценивать людей объективно;
  • умение брать ответственность за свою жизнь;
  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет и не зависит от мнения окружающих.

Психолог К. Обуховский выделил четыре критерия развития личности, которые дополняют друг друга.

Появление новых способностей

Новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мироустройства.

Рост умения

Личность сталкивается с противоречием в процессе жизни: чем выше умения, тем сложнее задачи, а ситуация еще и ухудшается старением. Поэтому такой человек понимает, что ему требуется постоянно повышать свои навыки.

Способность к самоконтролю

Чтобы научиться самоконтролю и стать зрелой личностью, человек должен научиться дистанцироваться по отношению к любви, страху и вине – все это может контролировать нас и изменять наше поведение.

Ощущение удовлетворенности жизнью

Несмотря на неприятности и неудачи, зрелая личность должна научиться иметь общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В этой статье вы узнаете, что думали о понятии зрелой личности такие титаны психологии как Зигмунд Фрейд, Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Зрелая личность по Маслоу

Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Он называл их качественными личностями, психологически здоровыми и максимально выражающими человеческую сущность.

Следующий список будет интересен тем, кто поддерживает свой интеллектуальный рост и стремится стать лучше.

Зрелая личность по Маслоу имеет следующие признаки:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Отсутствие хищных, искусственных форм поведения и неприятие такого со стороны других людей.
  • Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, потребностей и предрассудков.
  • Интерес к неизведанному.
  • Деловая направленность. Это значит, что такой человек меньше занят собой и больше – своей жизненной миссией.
  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такой человек соблюдает традиции, ритуалы и церемонии, но при этом относится к ним с должным . Это правильный конформизм, а не автоматический.
  • Независимость от окружения.
  • Позиция отстраненности по отношению ко многим явлениям. Это позволяет им меньше поддаваться внешним влияниям.
  • Устойчивость под воздействием стрессовых факторов.
  • Свежесть восприятия, любопытство: умение находить что-то новое в уже известном.
  • Дружба с другими зрелыми личностями: узкий круг людей, отношения с которыми достаточно глубокие.
  • Чувство общности с человечеством в целом.
  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Такие люди обладают острым чувством справедливости, остро чувствуют добро и зло.
  • Готовность учиться у других.
  • Отношение с юмором к жизни.
  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат.
  • Креативность во всех делах.

Зрелая личность по Фрейду

Зигмунд Фрейл разумно заметил, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать – это вы сами в прошлом. И, соответственно, вы должны быть все время лучше при этом сравнении. Данной позиции придерживаются современные тренеры по личностному росту. Вероятно, это и есть первый признак зрелой личности по Фрейду.

Великий психолог также настаивал на том, что личность должна быть стрессоустойчива. Так уж сложилось, что в нашей жизни любое событие – это маленький стресс, и, если мы не научимся с этим справляться, ни о каком росте и речи быть не может. Чтобы этому научиться, нужно уметь переключать свое внимание на увлечения, спорт, путешествия.

Также нужно правильно воспринимать конструктивную критику, а не избегать ее, прятаться в иллюзиях и отрицать логику и факты, проявляя агрессию или трусость.

Необходимо научиться приспосабливаться к изменениям в жизни: социальный статус, семейное положение, место проживания, профессия.

Умение любить и отдавать – одни из главных признаков развитой зрелой личности. Нужно убить в себе эгоиста, а свой гнев научиться перенаправлять в конструктивное русло (сублимировать).

Зрелая личность по Олпорту

Олпорт был современником Фрейда и одним из первых заинтересовался составлением описания зрелой личности. Многие же психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Первое, что отличает зрелую личность от незрелой – это то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.

Остальной список выглядит следующим образом:

  • Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции, потребностям.
  • Развивает свои способности, повышает профессионализм.
  • В общении с другими людьми сохраняет естественность и непринужденность.
  • Не устанавливает незыблемых правил.
  • Способен думать о потребностях других людей.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Умеет быть благодарным.
  • Умеет принимать и отдавать любовь.
  • Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве.
  • Способен сказать «нет» в нужный момент.
  • Ему не присущи мелкая мстительность, злопамятность и обидчивость.
  • Он не страдает от лишней скромности.
  • Умеет ставить большие цели и достигать их.
  • Любит заниматься .
  • Не стремится воспитывать и критиковать других людей. Вместо этого подает пример.
  • Религиозен, поскольку вера делает человека сильнее и чище. Она дает ему решить один из самых сложных и важных вопросов – вопрос смерти.
  • Способен к длительной концентрации внимания.
  • Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой.
  • Умеет прощать.
  • Держится подальше от пессимистов.
  • Ищет опору в самом себе с трудной ситуации.
  • В любой ситуации старается найти положительные моменты.
  • Умеет управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Умеет выстраивать с окружающими доверительные отношения.
  • Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым, всем нравиться.
  • Расширяет и углубляет свои познания.
  • Из опасения испортить отношения с окружающими не ущемляет свои интересы.
  • Доверяет людям и жизни.
  • Верит в свои способности.

Стоит также сказать, что Олпорт был одним из немногих психологов, которые думали о личности с точки зрения души и веры. Он признавал, что люди по природе являются религиозными существами.

Олпорт писал: «Религиозное чувство является одним из самых сильных атрибутов нашего вида и является частью человеческой психологии, которая чаще всего игнорируется поведенческой наукой. Мы находим многих личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми этапами становления, за исключением последней задачи связать себя со смысловым образом, с творением. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом этапе. Окончательные истины религии неизвестны, но психология, которая препятствует пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосами человеческой психики».