По ментальной арифметике. Возможности ментальной арифметики для детей. Для занятий потребуются специальные счеты

Ментальная арифметика предназначена для обучения младших и старших дошкольников быстрому счету. Методика допускает занятия дома при условии должной теоретической и практической подготовки родителя. Оптимальный возраст для начала занятий — от 4 лет.

Метод помогает развить оба полушария головного мозга. В дальнейшем это позволит человеку эффективно использовать свои интеллектуальные способности.

Сначала для математических вычислений используется абакус. Затем ребенок, мысленно представляя это приспособление, сможет решать примеры любой сложности при помощи пальцев рук, а после – и в уме.

Методика позволяет решать задачи при помощи логического подхода, одновременно используя творчество и интуицию. Упражнения выполняются как на абакусе, так и на специальных online-платформах. Занятия проводятся в игровой форме, которая позволяет привлечь внимание ребенка и удерживать концентрацию внимания на протяжении всего периода обучения.

Результаты занятий выглядят следующим образом:

  • увеличение объема памяти;
  • повышение самооценки;
  • способность к быстрому принятию решений;
  • повышение концентрации внимания.

На 1 этапе ребенок учится работать с абакусом. На втором осваиваются 4 математических действия – сложение, вычитание, умножение, деление. Понятия ментальной и обычной арифметики не являются взаимозаменяемыми. Авторская методика относится к полезным дополнениям дошкольного образования.

Продолжительность 1 занятия – 30 мин. Оптимальная периодичность – 1-2 раза за 7 дней. Длительность обучения – до 36 месяцев.

Что нужно для занятий с ребенком в домашних условиях

Для занятий потребуются специальные счеты.

Абакус или Соробан – это разделенная перекладиной рамка. Сверху располагается 1 линия. Каждая находящаяся там косточка обозначает цифру «5». Снизу располагаются ряды, включающие в себя по 4 косточки. Каждая из них обозначает цифру «1». С целью развития мелкой моторики косточки на абакусе были заострены. Счеты имеют обозначения от единиц до миллионов.

Ментальная арифметика предполагает не только покупку абакуса, но и его самостоятельное изготовление в домашних условиях.

Для этого потребуется:

  • маркер;
  • линейка;
  • лист A4;
  • одинаковые мелкие предметы (камушки, монеты, конфеты).

Сделать счеты дома можно следующим образом:

  • Расчертить лист на несколько линий. 1 линия означает единицы, 2 – десятки, 3 – сотни, 4 – тысячи. Примерное расстояние между линиями – 5-6 см.
  • Начертить 1 линию поперек. Расстояние от начала листа – 6-7 см.
  • Взять 5 одинаковых камушков. 4 камня разложить по крайней линии внизу, 5 – вверху, до поперечной линии.
  • То же самое проделать с остальными камнями.
  • Для удобства можно сдвинуть нижние камни вверх на 5-10 см.

Верхние камушки («братья») по порядку обозначают следующее: 5 единиц, десятков, сотен, тысячных. Остальные камни («друзья») обозначают единицы, десятки, сотни и тысячи.

Ментальная арифметика в домашних условиях предполагает использование специальных пособий. Они предназначаются для родителей, обучающих детей.

Полный комплект включает в себя следующие материалы:

  • учебник по ментальной арифметике для учителей и родителей;
  • методика для занятий (этапы);
  • ментальная арифметика: как научиться складывать и отнимать;
  • ментальная арифметика: как научиться умножать и делить;
  • flash-cards для тренировки памяти (до ста).

Флеш-карты являются основой в запоминании и распознавании. Им следует уделить особое внимание.

  1. Знакомство с абакусом.
  2. Сложение.
  3. Повторение и продолжение.
  4. Прибавляем 1, 2, 3, 4.
  5. Прибавляем 6, 7, 8, 9.
  6. Двузначные и однозначные числа.
  7. Сложение двузначных чисел.
  8. К двузначным прибавляем трехзначные.
  9. Сложение трехзначных чисел.
  10. Сложение и вычитание.
  11. Умножение.
  12. Продолжаем умножать.
  13. Дополнительный урок. Вычитание.
  14. Деление.
  15. Продолжаем делить.

Система обучения для детей от 3 лет

К 3 годам ребенок переходит от младенчества к детству. В этом возрасте заниматься ментальной арифметикой еще рано.

  • развитие пространственного мышления;
  • формирование умственных действий;
  • развитие конструктивных умений;
  • формирование логических приемов.

Оптимальная периодичность – 1 занятие в неделю. Длительность 1 урока – 5-15 минут. Она может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

Ментальная арифметика для ребенка 5 лет

Возраст 5 лет определяется как «базовый». В это время закладывается до 95% всех личностных черт.


Занятия ментальной арифметикой на начальном этапе предполагают использование ребенком обеих рук, что способствует стимуляции обоих полушарий головного мозга

Пятилетний ребенок стремится познавать мир, расширять кругозор. Информация впитывается им как губкой. По мнению педагогов, в 5 лет человек запоминает такое количество материала, какое не сможет запомнить в дальнейшей жизни.

Ментальная арифметика в домашних условиях на начальной стадии предполагает использование ребенком обеих рук для операций с абакусом. Это способствует стимуляции обоих полушарий мозга.

В результате занятий ребенок сможет:

  • решать простые задачи;
  • давать ответ на элементарные математические вопросы («Сколько?» «Какой по счету?»);
  • считать от 0 до 10 и от 10 до 0;
  • вычитать простые числа;
  • складывать простые числа.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Длительность 1 занятия – 15-20 минут.

Ментальная арифметика для ребенка 6 лет

Формируется возможность самостоятельной регуляции. Ребенок предъявляет к себе те требования, которые ранее предъявлялись им родителями и преподавателями. Работа, даже самая скучная, доводится шестилетними детьми до конца.

Подробная характеристика ребенка в 6 лет выглядит следующим образом:

В результате регулярных занятий дома ребенок сможет:

  1. Соотносить цифру с количеством предметов.
  2. Проводить сравнительный числовой анализ.
  3. Из неравенства делать равенство.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Продолжительность 1 занятия – 20-25 минут .

Ментальная арифметика для ребенка 7 лет

Формируется определение морали. В этом возрасте ребенок обучен элементарным навыкам самостоятельного обслуживания. В играх отражаются сложнейшие социальные события.

Подробная характеристика выглядит так:


Занятия способствуют укреплению навыков выполнения арифметических действий, помогают развить математические способности ребенка.

Как обучить ребенка сложению

Нужно правильно расположить счеты на рабочей поверхности. Отступ от края стола – 4 пальца. Работая с абакусом, требуется фиксировать его рукой в зависимости от того, какая именно конечность является рабочей.

Если рабочая рука – правая, то абакус фиксируется левой рукой, 3 пальцами. Если рабочей рукой является левая, то счеты фиксируются 3 пальцами правой руки.

Примеры сложения чисел

Алгоритм сложения выглядит так:

  1. Начинать считать надо с центральной точки. Первые примеры должны быть простыми: 5 (верхний камешек) + 2 (2 нижних камня). Важно знать состав числа «5» — 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.
  2. Зная состав числа, решить следующий пример: 3+2 – состав числа «5». Поэтому нужно прибавить «5», подвинув верхний камешек вниз, и отнять «3». Ответ будет «5».
  3. Решить пример «4+1». Для этого надо прибавить «5», подвинув верхний камешек книзу, и отнять «4». Ответ – «5».
  4. Решить пример «9+1». Для этого следует перейти ко второй колонке (десятки). Необходимо отнять «9», получить «0». Во второй колонке прибавить 1 камешек снизу. Получится «10».
  5. Узнать состав числа «10»: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.
  6. Решить пример «9+5». Для этого к 9 надо прибавить 10, передвинув вверх 1 камешек из второй колонки. Затем требуется отнять 5, передвинув кверху камешек в первой колонке. Ответ – 14. Это обусловлено тем, что число 10 состоит из суммы чисел 5 и 5.
  7. Решить пример «1564+1348». Для этого надо перейти к колонке тысячных. 1 камешек снизу (1000) передвинуть кверху. В колонке сотен верхний камушек (500) сдвинуть книзу. В колонке десяток сдвинуть вместе верхний и первый снизу камушек (60). В колонке единиц сдвинуть кверху 4 камня. Далее в колонке тысячных добавить 1 камень (1000). В колонке сотен – 3 камня (300). Для того чтобы «сделать» число «48», вспомнить состав числа «10» (2+8). Для этого в колонке десяток отнять 6, а в колонке сотен прибавить 1. Затем в колонке единиц отнять 2 и добавить 1 в колонке десятых. Ответ будет «2912».

Урок ментальная арифметики: сложение:

Уроки вычитания

Основой вычитания является обратный счет. Переходить к нему нужно после того, как ребенок освоит навык сложения.

Если при прибавлении чисел нужно поднимать камешки к разделительной полосе, то при вычитании их следует вернуть на место. Когда пример задается, камни сдвигаются соответственно значениям чисел. После решения каждого примера камни нужно вернуть на исходную позицию.

Примеры вычитания

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает вычитание чисел по следующему алгоритму:

  1. Решить пример «7-4». Для этого надо отнять 5, сдвинув камень в колонке единиц кверху. В нижней части разделительной полосы остается 2 камушка. К ним следует прибавить еще 1. Ответ будет «3».
  2. Решить пример «2-2». Для этого необходимо переместить книзу 2 камушка, вернув их на прежнее место. Ответ будет «0».
  3. Решить пример «8-4» . Надо отнять 5, затем прибавить 1 камень в колонке единиц. Ответ – «4».
  4. Решить пример «10-2». Для этого надо вспомнить состав числа 10- 2+8. В колонке десяток нужно сдвинуть камень вниз (10), в колонке единиц к 5 прибавить еще 3 камня. Ответ – «8».
  5. Решить пример «15-3». Для этого нужно вспомнить состав числа 5 – 2+3. Если от 5 отнять 3, получится 2. Поэтому в колонке единиц надо отнять 5, прибавить 2. Десятка остается на том же месте во второй колонке. Ответ будет «12».
  6. Решить пример «24-12». Во второй колонке следует отнять 1 десятку (1 камень), в первой – 2 единицы. Ответ – «12».
  7. Решить пример «45-21». Во второй колонке следует отнять 2 десятка. Далее вспомнить состав числа 5 – 1+4. В первой колонке отнять 1 единицу (5) и прибавить 4. Ответ – «24».
  8. Решить пример «121-57». Вспомнить состав числа 10 – 5+5. В третьей колонке отнять 1 сотню, во второй колонке прибавить 5 десяток. Теперь нужно отнять 7. Снова вспомнить другой состав числа 10- 3+7. Надо отнять 1 десятку и прибавить 3 единицы. Ответ – «64».
  9. Решить пример «5146-2317» . Вспомнить состав числа 5 – 2+3. Отнять 5 тысяч, прибывать 3 тысячи. Вспомнить состав числа 10 – 7+3. Отнять 10 тысяч и прибавить 7 сотен. В колонке десяток отнять 1. Затем в этой же колонке отнять 10, а в колонке единиц прибавить 3. Ответ – «2829».

Как научить ребенка умножению

Учить ребенка умножению следует только тогда, когда он будет знать цифры до 100, а также после усваивания сложения и вычитания. Оптимальный возраст – 6-7 лет. В принципе умножения находится повторение или складывания одинаковых чисел.

Оптимальная периодичность занятий в неделю – 2. Длительность 1 урока – 25-30 минут. Для занятий на абакусе нужно, чтобы ребенок хорошо знал таблицу умножения.

Примеры умножения

Умножение на счетах выполняется с левой стороны от центральной точки.

Техника умножения на абакусе выглядит следующим образом:

  1. Решить пример «30х3» . Первое действие – умножить 3 на 3. Ответ – 9. На абакусе десятки умножить на единицы. Набрать число «9» на колонке десяток. Второе действие – 3 умножить на 0. Ответ – 0. На счетах единицы следует умножить на единицы. Ответ в примере – «90».
  2. Решить пример «51х5». Первое действие – 5х5 (десятки на единицы). Ответ – 25. Набрать «5» на колонке десяток. «20» набрать на колонке сотен. Второе действие – «1х5». Ответ – 5 (набрать на колонке единиц). Ответ примера – «255».
  3. Решить пример «50х8» . Первое действие – 5х8 (десятки на единицы). Ответ – 40. 0 следует набрать на колонке десяток, 4 – на колонке сотен. Второе действие – 0х8. Ответ – 0. Ответ примера – «400».
  4. Решить пример «12х2». Первое действие – 1х2 (десятки на единицы). Ответ – 2. Это число следует набрать на колонке десяток. Второе действие (единицы на единицы) – 2х2. Ответ – 4. Ответ примера – «24».

Уроки деления чисел

Деление хорошо усваивается после сложения, вычитания и умножения. Желательно работать не с абстрактными образами, а с реальными предметами.
Оптимальный возраст – 7 лет. Ребенок должен уяснить, что деление – это умножение наоборот. Для того чтобы узнать ответ, ему будет нужно «перевернуть» умножение.

Примеры деления

С правой стороны от центральной точки выполняется деление. Работать нужно с первыми 3 колонками от центральной точки.

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает следующий алгоритм деления:

  1. Решить пример «368:8». Набрать на абакусе 300 (сотни), 60 (десятки), 8 (единицы). Первое действие – 36:8. Ближайшее число к 36 – 4. Его следует набрать с левой стороны от центральной точки (десятки). Второе действие – 4х8. Ответ – 32. С правой стороны от точки нужно отнять 32. Остаток – 48. Ближайшее число к 48 – 6. Его следует набрать на центральной точке. Справа отнять 48. Ответ примера – «46».
  2. Решить пример «804:3». Набрать справа 800 (сотни), 4 (единицы). 8 больше трех. Ближайшее число к 8 – 2. Это число следует набрать с левой стороны, на колонке сотен. Первое действие – 2х3. Ответ – 6 (отнять на сотнях справа). Остаток – 204. 2 не делится на 3, поэтому следует взять двузначное число – 20. Ближайшее число к 20 – 6 (набрать на десятках слева). Второе действие – 6х3. Ответ – 18 (отнять на сотнях и десятках справа). Остаток – 24. Ближайшее число к нему – 8 (набрать на центральной точке). Третье действие – 8х3. Ответ – 24 (отнять на десятках справа). Ответ примера – 268.

Ментальная арифметика принесет ребенку пользу, если:


Самый главный принцип домашнего обучения – регулярность.

Ментальная арифметика принесет больше пользы, если перед началом занятий в домашних условиях проконсультироваться с психологом и пройти бесплатное пробное занятие в развивающем центре. Это поможет выявить начальный интеллектуальный уровень ребенка.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: ментальная арифметика

Знакомство с ментальной арифметикой:

Добрый день, мои уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.

Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению! Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.

План урока:

Откуда взялась ментальная методика?

Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.

Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.

Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.

У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.

Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.

Как считать ментально?

Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.


В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года! А стоит ли оно того?


Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо. Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!

Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.

Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или можно всё-таки найти отрицательные моменты?

Нужно ли учиться ментальной математике?

Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерю интереса к обучению вообще.

Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.

Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».

И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.

В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же – наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.

Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара. А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить. Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!

Ищем золотую середину

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.

  • Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку. Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
  • Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
  • Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют и , иностранные языки и кроссворды. Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.

А сейчас предлагаю познакомиться с мальчиком, за которым не успевают калькуляторы)

Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки? Жду комментариев!

Ну а наша группа «ВКонтакте» ждет вас в числе своих подписчиков! Присоединяйтесь)

Всегда ваша, Евгения Климкович.

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

Понятие «ментальная арифметика» появилось сравнительно недавно. Мы понимаем, что ажиотаж вокруг этого понятия создается с целью рекламы.

Но, чтобы выяснить, настолько ли она хороша, или это просто очередной рекламный ход, надо изучить информацию о ней.

Методы счета в ментальной арифметике только кажутся новыми. Если заглянуть в историю, то можно убедиться, что техника применялась уже давно. Упоминания о ней имеются в книге «Восточная династия Хан» в 190 году н.э.

Данная методика появилась более 2000 лет назад в Азии. Отличительной её особенностью являлся счёт при помощи счётов абакуса. Это изобретение в Китае повлекло за собой развитие методики быстрого счёта.

Что такое абакус

Абакус (Abacus) – слово латинского происхождения, от греческого abax, которое означает таблица.

Это разновидность деревянных счётов. Даже внешне он похож на обычные счеты. Всё тот же четырехугольник, те же вертикальные спицы, только, в отличие от обычных, у него есть еще длинная горизонтальная перегородка.

История возникновения абакус

Как утверждают ученые, возникновение первого счетного инструмента относится к третьему тысячелетию до нашей эры. Предположительно они возникли в Месопотамии. Древний Рим увидел абаки ближе к пятому веку до нашей эры.

В музее Афин вы можете увидеть знаменитую мраморную доску 75 см в ширину и 149 см в ширину. Несколько проведенных линий указывают на то, что перед вами настоящий абак. Найденные археологами позже, абаки имеют небольшие изменения во внешнем виде.

Сделанные углубления заменили линии, куда клались счетные камни. Они стали прообразом косточек. Сегодня абакус является достижением не только китайской, но и мировой культуры.

Соробан современный абакус

Японцы творчески подошли к абакам и немного их видоизменили. Они убрали один камушек и по-другому назвали «соробан», что в переводе с японского звучало как «вычислительная доска».

Счеты быстро завоевали популярность, так как в Японии активно развивалась торговля. Это привело к высокой потребности получения математических навыков.

Соробан считают современным абакусом. Единственным отличием соробана является соотношение бусинок, оно другое — 1/4.

В современное время абакус-соробан может купить любой заинтересованный человек. Их делают из различных материалов, разных размеров и цветов. В соробанах различают основные части:

  • рама;
  • поперечная смычка;
  • спицы, которые проходят насквозь перекладины;
  • костяшки, которые надеты спицы.

Рассматривая счеты, вы заметите, что на любом стержне — пять косточек. Один стержень находится над перекладиной, а четыре — под ней. Верхняя спица указывает на первую линию.

Любая косточка, находящая там, представляет цифру «5». Внизу идут ряды, которые включают в себя по 4 кругляша. Всякая из них представляет цифру «1». Таким образом, счет идет от единицы до миллиона.

Наличие спиц в соробане варьируется. Допустим, семнадцатиразрядный соробан имел 17 спиц, а в тринадцатиразрядный – 13 и так дальше.

Важно отметить, что в 17-разрядном абакусе спица, на которой располагались единицы, была в центре, а в 13-разрядный имел единички на стержне, который находился на правой стороне. На левой стороне вы увидите стержень десятков, затем сотен, дальше тысяч и т.д.

Инструкция по пользованию счетами абакус

Очень важно, как вы двигаете пальцами. Поэтому, работая на счётах, надо делать упор только на большой и указательный пальцы.

Итак, начнем осваивать счёты.

Обратите внимание на положение счётов.

Счеты абакус надо повернуть так, чтобы наверху у вас оказался ряд с бусинами с наименьшим количеством, т.е. по одной или по две.

Внизу вы видите ряды с наибольшим количеством бусин. Помните, что перед началом любых математических действий, расположение всех бусин предопределено: в верхних рядах они подняты вверх, а нижних рядах — вниз.

Не забудьте, что бусины в верхних рядах несут значение 5, а бусины в нижних рядах — число 1.

Необходимо присвоить числовой разряд.

Это означает, что каждой колонке с бусинами надо определить разряд, который будет определять число.

Например, последний столбик с правой стороны счётов можно присвоить разряд единиц (1-9), следующий ряд – десятки (10-99), следующий – сотни (100-999), и так далее. Если вы будете производить расчеты с десятичными числами, то можно присвоить десятичный разряд.


Например, вам надо набрать число 11 234, 56. Тогда при наборе цифры 6 будет задействован первый столбик, 5- второй, 4- третий и т.п. Самое главное, не надо забывать, следить и отмечать нужную позицию на счетах.

Попробуйте ввести нужное число.

Например, чтобы набрать «три», надо переместить три бусины с нижнего ряда последнего столбика с правой стороны вверх.

Если «четыре», то переместите таким же образом четыре бусины. Если надо набрать «пять», то надо произвести замену 4 на 5. В этом случае, надо передвигать одну бусину верхнего ряда вниз, а в нижнем ряду — все четыре тоже вниз. Это будет на счётах означать «пять».

Давайте потренируемся. Вам нужна цифра «семь». Одна бусина внизу в верхнем ряду и две бусины наверху в нижнем ряду будут обозначать «семь».

Чтобы составить число «девять», надо передвинуть одну бусину верхнего ряда вниз, а все четыре бусины нижнего ряда — вверх. А как составить число «десять» вы уже, наверное, догадались.

Правильно, надо по одной бусине с верхнего ряда поднять, а с нижнего — опустить. Придерживаясь этого принципа можно образовать любое число.

Когда вы меняете разряд, будьте внимательны!

Обратите внимание на нижний ряд, его надо опустить вниз. Иначе, на доске будет показано неправильное число.

Потому что при простых арифметических расчетах это легко проследить, а вот при сложных – труднее. Необходима тренировка!

Примеры действий на абакусе

Простое сложение и вычитание

Сначала будем складывать числа. В отличие от традиционного счета, где мы складываем справа налево, на счётах делаем наоборот, слева направо. Например, надо сложить 22 и 41.

Набираем на абакусе число 22. Теперь к двум десяткам прибавляем ещё четыре или к двум бусинам добавляем ещё четыре бусины. Получилось шесть десятков.

Значит, десятые мы сложили. Также поступаем с единицами. К двум единичкам прибавляем одну, получилось три или к двум бусинам добавляем одну бусину. В итоге, у нас получилось 63.

Теперь приступим к вычитанию. Его осваивать надо после того, как усвоено сложение. Обратный счет является основой вычитания. Чтобы выполнить вычитание, надо забирать цифру из столбика, а не переносить.

Например, вам надо вычесть 755 из 821. Сначала на счетах набираем число 821 (в столбике, где сотни – наверху одна бусина вниз, в нижней части — три бусины вверх, где десятки — наверху одна бусина вверх, две бусины вверх в верхней позиции, где единицы – наверху одна бусина вверх, одна бусина вверх в верхней позиции).

Теперь начинаем вычитать. 8-7=1, надо оставить одну бусину, где сотни. Далее, вы не можете отнять 5 из 2. Тут надо забрать 1 из сотни и оставить там 0, теперь отнимаем 5 из 12, получается 7 (наверху верхняя бусина и 2 нижние бусины находятся вверху).

Теперь переходим к единицам. Так как из 1 нельзя вычесть 5, мы забираем бусину из десятков, получаем 5 из 11. Ответ – 6, значит единиц шесть. Таким образом, 821 — 755 = 66. Вот так, постепенно, вы научитесь производить математические вычисления на абакусе.

Как пользоваться пальцами

Обучаясь на абакусе, очень важно научиться правильно двигать пальцами во время учебы. Счеты абакус надо положить на стол, т.е. горизонтально.

Придерживаем их пальцами правой руки: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Действия производим указательным и средним пальцами. После многократных повторений пальцы будут двигаться автоматически, но без тренировок этот навык быстро теряется.

В правом кулаке пальцами захватываем карандаш так, чтобы острие смотрело вниз. Он нам нужен для записи результатов. Большой и указательный пальцы оставляем свободными, они нужны для счета.

В ментальной математике существуют различные приемы обучения технике счета. Но все они направлены на использование абакуса на начальной стадии обучения, затем счет переносится на воображаемый абак, который находится у обучающихся в голове. Отсюда название — ментальная.

Когда начинать обучение ментальной математике

Методика рассчитана на обучение быстрому счету детей младшего и старшего дошкольного возраста. Занятия можно начинать и в 4 года. Главное условие – счёт до 10.

Возрастной диапазон ребят — от 4 до 16 лет. Именно в этот период формируются клетки мозга и выстраиваются нейронные связи, которые помогают освоить ментальный счет. Чтобы закрепить навыки, необходимы 15 — минутные ежедневные уроки дома.

Ментальная арифметика в домашних условиях для ребенка

В принципе, обучать малыша ментальной арифметике в домашних условиях возможно. Главное, соблюдать этапы продвижения от несложных заданий к более трудным.

Во-первых, надо взрослому овладеть тонкостями этой методики. Он должен досконально изучить весь материал и пройти этап закрепления при помощи самоучителя.

Обсудите просмотренное видео о данной методике, порассуждайте о том, как происходит арифметические действия с числами, простимулируйте его на выполнение задания.

Если начальный этап пройден, то после закрепления основных умений необходимо переходить на более высокий уровень.

Доведенные до автоматизма навыки позволяют переходить на следующий этап. Вычитание можно начинать тогда, когда малыш будет уверенно справляться с примерами на складывание чисел.

Длительность урока не превышает 30 минут. Структура занятия должна включать в себя упражнения, в которых ребенок считает, используя пальчики. Соблюдайте принцип постепенности, т.е. пока он не научится работать на счетах, нельзя переходить к сложению числовых значений.

Тут вам помогут примеры из учебных пособий. Сначала эти примеры решаете вы сами, потом предлагаете своему ребенку.

Чтобы ребенку было легче освоить счет, распечатайте ему схемы расчетов, дайте возможность пользоваться ими в начале обучения. Когда ребенок усвоит принципы счета, подсказки ему будут не нужны.

Чтобы занятия принесли пользу вашему ребенку, необходимо сходить на консультацию к психологу и пройти пробное обучение на бесплатном занятии.

Развивающие центры обычно практикуют такую форму обучения. Так вы определитесь в необходимости занятий по ментальной арифметике и выявите возможности своего ребенка.

Как проходит обучение ментальной математике

Если говорить о полной программе обучения, то она может длиться 2-3 года. Обычно она делится на несколько уровней:

  • Дети знакомятся с абакусом, затем получают навыки счета на нем. На первых занятиях надо дать ребенку возможность познакомиться с абакусом, потрогать его. Игровая форма занятий помогает ребенку легко освоить задания. Закрепление умений первого этапа – залог успешного обучения в дальнейшем.
  • Дети учатся представлять абак в уме и производить счет на пальцах без использования абакуса. Всё, что делал малыш пальцами на счетах, он начинает представлять и делать мысленно, при помощи воображения. При вычислениях даже двигает пальцами в воздухе. Так он считает на воображаемом абаке. На этом уровне дети делают простые математические операции с трёхзначными числами. Затем идёт отработка сложных арифметических действий – умножения и деления.
  • Высший уровень – визуализация, т.е. умение быстро решать арифметические примеры ментально, используя многозначные числа.

Замечено, что успехи в ментальном счете у детей видны через 2-3 месяца. Это происходит, если ребенок каждую неделю посещает занятия и выполняет домашние задания. Говорить о том, что он освоил технику можно только через два года.

Ментальная арифметика плюсы и минусы

Как и в любом процессе можно выделить как положительные стороны, так и отрицательные. Давайте разберем положительные стороны рассматриваемого метода обучения:

  1. Развиваются мыслительные операции и мелкая моторика. Тренируются мышцы пальцев — стимулируется речь.
  2. Развивается быстрота умственных действий. Это помогает ребенку быстро усваивать любой материал в школе.
  3. Развиваются все виды памяти. Ребенок лучше и больше запоминает, быстро применяет на практике полученные знания и умения.
  4. Улучшаются качественные характеристики внимания. Умение концентрироваться на занятиях по ментальной арифметике развивает практический подход к другим занятиям, к осознанному выполнению домашних заданий.
  5. Повышается интерес к учебной деятельности. Из-за неординарного подхода к вычислениям, школьник успешно выполняет задания. Повышается мотивация к учёбе, уровень самостоятельности и самооценки.

Какие минусы выделяют при обучении ментальной арифметике? Пожалуй, несколько моментов:

  1. Когда у малыша имеются успехи в освоении быстрого счета, он начинает спешить и нередко делает ошибки. Чтобы это предотвратить, надо больше тренироваться. После многочисленных тренировок ошибок не бывает.
  2. В погоне за успехами есть опасность перегрузки чрезмерными занятиями по ментальной арифметике, что может привести к переутомлению ребенка. Тут необходимо придерживаться правильного режима дня, чередовать занятия с отдыхом. Иначе из-за плохого самочувствия ребенок потеряет интерес к урокам.

Мнение и отзывы родителей о ментальной арифметике

По поводу необходимости ментальной арифметики для детей мнения родителей разделились. Многие считают, что ничего особенного в этой методике нет. Это простое выкачивание денег. Они говорят, что метод оторван от реальной жизни.

Ведь есть калькуляторы! Зачем мучиться и делать вычисления таким древним способом? Другие подмечают одиночный тип работы, а современный мир запрашивает умение работать в команде.

Обучение дома требует определенных знаний и навыков, а так же желательно достаточной практической базы, чтобы справиться с возникающими вопросами. В сегодняшней статье мы самостоятельно прикоснемся к основам системы, научимся ментальной арифметике в домашних условиях, точнее их азам – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Работа предстоит не простая, а требующая концентрации, усидчивости и внимания. А если вы решили дома обучить своего ребенка, то должны первыми овладеть этой системой.

Зачем нужна ментальная арифметика?

В век компьютеров, калькуляторов и искусственного интеллекта мы все равно возвращаемся к обычному счету. Казалось бы, зачем все усложнять, ведь дитя в школе и так научат считать. Однако изучение ментальной арифметики имеет ряд преимуществ перед обычными уроками. А именно:

  • улучшается память и уровень концентрации;
  • развивается вычислительная способность;
  • создается уверенность, что все получится;
  • развиваются логические и аналитические навыки мышления.

Как выглядит учеба?

Ментальной арифметике, как правило, учатся дети в возрасте от 4 до 16 лет. Но так же могут обучаться студенту ВУЗов и взрослые. Занятия состоят из 12 уровней. Каждый уровень это несколько месяцев уроков 1-2 раза в неделю по часу. Приоритет отдается малышам, так как они еще ни чему не научены и этот материал становится для них основой знаний. А вот деткам старшего возраста приходится перестраивать свое мышление, чтобы все получилось. Вы и сами увидите на примере домашнего обучения, дорогие читатели, что мыслить придется иначе.

Все начинается со знакомством со счетами Абакус, с ними можно вычислять сложнейшие примеры. Затем детей учат считать без счетов. Они должны их представлять и использовать, как будто они реальны (этот метод называется визуализация). При постоянной практике и усложнении заданий только после освоения предыдущего материала достигаются прекрасные результаты. А именно, возможность считать быстрее калькулятора сложные математические задания.

Но есть маленькое но! Чтобы результаты были высокими необходимо постоянно тренироваться. Это как игра в шахматы, которая требует постоянных тренировок. Если не заниматься, навык теряется.

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

Мой ответ такой, можно научиться пользоваться счетами для сложения, вычитания, умножения и деления. Но на этом обучение не заканчивается. Дело в том, что самое главное научиться самостоятельно визуализировать примеры для того, чтобы научиться вычислять, не используя счеты. Вот это главное преимущество, которое получают детки в специальных обучающих центрах.

Задача ментальной математики не в том, чтобы считать на счетах, а чтобы делать упражнения без них.

Но в любом случае, попробовав систему дома, вы поймете, на сколько вашему малышу это интересно, сможет ли он несколько лет обучаться этой науке, познакомитесь с ее основой. Это прекрасное начало. А далее, когда поймете, что знаний не достаточно и хотелось бы еще, сможете пойти на специальные курсы. Но у вас уже будет преимущество – вы уже точно будете знать, за что платите деньги.


Как обучить ребенка основам ментального счета?

  1. Начинайте обучение со знакомства со счетами Абакус;
  2. Затем переходите к сложению простых чисел;
  3. Пусть кроха решает самые простые примеры, вас не должно это смущать;
  4. Если вы видите, что малыш не справляется, не стоит усложнять задания, у вас есть время;
  5. Затем можно приступать к вычитанию;
  6. Усложняйте примеры постепенно;
  7. Лучше будет, если кроха будет заниматься два раза в неделю по 30 минут;
  8. Пусть для вас это станет системой, например, два раза в неделю во вторник и пятницу в 18-00 вы занимаетесь 30 минут ментальной арифметикой.
  9. Следующая задача, убрать счеты и пользоваться своими пальцами, как Абакусом и таким образом считать, как это делается я покажу чуть ниже;
  10. Конечной целью обучения является научиться визуализировать. Начинайте практиковаться приблизительно после четырех занятий сложения, по 10 минут один раз в неделю.
  11. Родители, прежде чем обучать ребенка, пройдите все задания сами. И если вы успешно с ними справились, вы можете пробовать обучать своего кроху.

Видео и задания по домашним тренировкам

О том, есть отдельная статья с видео уроком №1.

Обучение сложению

Сейчас мы рассмотрим, как правильно складывать цифры.


Видео урок №2 подробно объясняет все основные действия:

Урок №3 поможет повторить изученный материал и так же усложнит задания:

Как пользоваться пальцами без использования счетов?

Второй этап, как я и говорила выше это научиться считать не используя счеты. в начале для этих целей подойдут пальцы. Не пугайтесь, сейчас я объясню как это происходит на практике.

Вы должны представить, что ваши пять пальцев это и есть счеты Абакус. Так, пальцы правой руки это счет от 0 до 9. При этом большой палец равен пяти и соответствует бусинке в верхнем поле счетов. А остальные пальчики это счет от 0 до 4. Вот и получается:



А вот так выглядит подсчет от 5 до 9:


Обучение вычитанию

  • Мое мнение, этому необходимо заниматься со специалистом, в центрах по обучению. Так как их работа целостная и продуманная.