Отношение молодежи к образованию в современной россии. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров Мнение о проблеме отношения молодежи к образованию

Аннотация

Статья посвящена одному из важнейших ресурсов инновационного развития нашего общества – мотивации молодежи к образованию, ее устремленности в учебные заведения. Анализ осуществляется на материалах проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации». Представлены данные о том, какое образование молодые люди считают необходимым для жизненного успеха, какой уровень образования они предпочитают; рассмотрена мотивация предпочтения уровня образования и учебных заведений. Обсуждаются представления молодежи о мире профессий: о престижности, общественной значимости и прибыльности различных занятий; анализируется соотношение оценок по этим критериям. Приводятся результаты изучения выбора будущей профессии молодыми людьми, оканчивающими школу; описаны и проанализированы мотивы выбора. Анализируются данные об уверенности в правильности выбора профессии и отсутствие решения относительно будущего у значительной части выпускников школ. Показана дифференциация предпочтений уровня образования, оценок профессий и выбора дальнейшего пути молодежью из поселений с разным уровнем урбанизации, а также в зависимости от статуса семьи. В заключение обращается внимание на значимость ориентации молодежи на получение образования. Массовая устремленность к высокому уровню образования приобретает огромную ценность в современном мире.

Ключевые слова:

образование рынок труда молодежь выбор профессии социальное поведение образовательные и профессиональные траектории education labor youth choice of profession career choice social behavior educational and professional trajectories

Рубрики:

Социология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
  • D. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.

  • Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 261 - 278.

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологическое исследование на тему «Отношение молодежи к сфере образования»

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.

Отношение молодежи к сфере образования

Предлагаем ознакомиться с мнением молодежи о сфере образования - вашему вниманию результаты исследования «Отношение молодежи к сфере образования», проведенного МБУ ММЦ «Шанс» в октябре – ноябре 2017 года.

Для начала мы выяснили, необходимо ли в современном обществе высшее образование. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку. Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения.

Затем мы решили проанализировать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург).По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти.

В заключительном блоке вопросов мы ставили перед собой цель более подробно узнать о профессиональной ориентации молодежи. Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда. В ходе анализа полученных данных на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %.

Социологический опрос проведён в октябре-ноябре 2017 г. МБУ ММЦ «Шанс». Опрошено 500 человек, в возрасте от 14 до 30 лет, в г.о. Тольятти. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.

Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов. Среди них 48 % мужчин (241 человека) и 52 % женщин (259 человек)

Диаграмма №2 «Укажите Ваш возраст »

По возрасту респонденты разделились на следующие группы: 14-18 лет – 60 % (300 человек), 19-23 лет – 29 % (145 человек), 24-30 лет – 10 % (55 человек).


Диаграмма №3 «Укажите Ваш социальный статус»

1.Учусь – 379 респондентов (78 % респондентов).

Школьник – 222 респондента (46 %)

Студент колледжа – 54 респондента (11 %)

Студент ВУЗа – 103 респондентов (21 %)

2. Работаю – 96 респондент (20 %)

Работаю в сфере услуг – 63 респондента (13 %)

Работаю в сфере производства – 33 респондента (7 %)

3. Учусь и работаю – 107 респондентов (22 %)

4. Другое – 7 респондентов (1 %). Среди ответов встречаются такие, как: не работаю, не учусь и не работаю.


Диаграмма №4 «Как Вы считаете, нужно ли человеку высшее образование?»

Личность формируется в процессе социализации. Как известно, процесс социализации неразрывно связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества.

По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему. В связи этим мы решили узнать мнение молодежи по поводу необходимости получения высшего образования в современном обществе. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку.

Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения. Считают, что в высшем образовании скорее нет необходимости 10 % респондентов. Они отмечают, что многие работодатели смотрят на человеческие качества, а не наличие «корочки».

С тем, что образование в современном мире нужно лишь для получения «корочки» согласились 9 % ответивших. Наименее распространенным оказалось мнение о том, что сегодня высшее образование «не дотягивает» до необходимого уровня и нужно обучаться самому. Данный вариант выбрали 7 % респондентов.


Диаграмма №5 «Укажите Ваши мотивы получения высшего образования»

О роли высшего образования для молодежи можно судить по тому, какие мотивы движут молодым поколением при его получении. Оказалось, что основная часть молодежи присваивает образованию практическую функцию и выделяет такие мотивы как стать специалистом в определенной области» - 50 %, «получить высокооплачиваемую работу» - 42 %.

Желанием получить новые знания и саморазвитием при получении образования руководствуются 35 % и 34 % респондентов соответственно. На 1/5 часть опрошенных в данной ситуации оказало влияние требование родителей и желание получить диплом о высшем образовании. 15 % молодежи высшее образование, прежде всего, дает возможность уехать и жить в другом городе.

Незначительное число респондентов видят в высшем образовании возможность избежать службы в вооруженных силах (7 %) и не работать в период обучения (6 %). Свои варианты предложили 1 % опрошенных. Среди них: «получить образование другого профиля», «нет мотива», «образование мне не нужно».


Диаграмма №6 «Какое образование Вы считаете для себя достаточным?»

Об отношении молодежи к сфере образование говорит и то, какой уровень образования они считают для себя достаточным. Выяснилось, что больше половины респондентов (70 %) считают для себя достаточным высшее образование (57 %).

Среди них были и те, кто отмечает для себя высшее образование за границей (13 %). Остановится на среднем профессиональном образовании (колледж, техникум, училище) хотят 18 % молодежи, а на среднем (9-11 классов) – 11 %.

Свои варианты предложили 1 % молодежи. Среди них: «несколько высших образований», «СПО, но если будет необходимо, то получить ВПО», «высшие бакалавр + магистр», «самообразование».


Диаграмма №7 «Как Вы считаете, существует ли необходимость послевузовского образования (магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации)?»

Послевузовское профессиональное образование – это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. Мы решили узнать у молодежи, как они относятся к послевузовскому образованию и считают ли его получение необходимым.

Полученные данные свидетельствуют о высокой роли послевузовского образования для современной молодежи. Так, большинство ответивших (64 %) считают, что оно является необходимым.

Из них 19 % выбрали вариант ответа «да», а 45 % - «скорее да, чем нет». Отрицательно на данный вопрос ответили 28 % и 8% молодежи, выбрав ответы «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно.


Диаграмма №8 «Учитесь ли Вы на данный момент?»

В ходе нашего исследования мы хотели узнать, какое количество молодежи обучаются в настоящее время в учебных заведениях.

Оказалось, что основная часть респондентов (78 %) в данный момент обучаются. Не учатся лишь 22 % молодежи.


Диаграмма №9 «Если Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?»

Так как среди респондентов были те,кто в настоящее время не обучается, нам было важно узнать, в чём заключаются причины.

Мы выяснили, что основной причиной является наличие у участников опроса высшего образования (52 %). 12 % респондентов сообщили о том, что им трудно сочетать работу и учебу.

Для такого же количества молодежи препятствием в получении высшего образования являются материальные условия. 8 % молодежи на получение образования либо не хватает времени, либо не позволяет возраст.

Отмечают, что не учатся и не собираются учиться в связи с отсутствием для этого стимула 6 % респондентов. Стоит отметить, что среди молодого поколения были и те, кто не может учиться из-за состояния здоровья (2 %).


Диаграмма №10 «С каким из ниже перечисленных высказываний Вы больше всего согласны?»

В настоящее время все более актуальным становится вопрос о качестве современного образования в России. Под качеством образования принято понимать востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Качество образования может быть определено целым рядом признаков:

Оно должно давать значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;

Предоставлять условия для комфортного проживания;

Обеспечивать хорошее материальное оснащение для учебного процесса;

Обладать достаточным финансовым снабжением;

Иметь достойный преподавательский состав;

Соответствовать запросам потребителей; и т. д.

В связи с этим мы решили узнать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург). Далее следует суждение о том, что качественное высшее образование можно получить во всех ВУЗах других городов (Самара, Казань). С этим согласились 26 % опрошенных.

По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в Тольятти. Стоит отметить, что среди респондентов были и те, кто высказался в пользу образования за рубежом. Они считают, что хорошее и качественное образование можно получить только за границей (17 %). Среди молодежи были и те, кто высказал личное мнение по данному поводу. Ответы были следующими:

- «зависит от человека», «при большом желании человек будет учиться везде, вне зависимости от того столица это или провинция»;

- «университет дает не знания, он дает навык "Успевать всегда и везде". Учит крутиться. В дальнейшем эти навыки мне очень помогли в работе»;

- «хорошее и качественное высшее образование можно получить в тех вузах, в которых готовят к данной специальности лучше», «не в каждом городе можно получить качественное образование по специальности, например, маркетолог. И не только в Москве и Петербурге можно получить качетвенное образование. В каждом городе есть профессия, которой обучают лучше всего именно в этом городе»;

-«можно получить в процессе самообучения».

Диаграмма №11 «Возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования?» Как известно, квалифицированный специалист имеет возможность зарабатывать хорошие деньги.

Однако сегодня лишь немногим, оканчивая университет, удается устроиться по выбранной специальности. В связи с этим нам было важным узнать, возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования.

Мы выяснили, что лишь незначительная часть респондентов считают необходимым условием хорошего заработка высшее образование. Остальные 83 % молодежи согласны с тем, что в наше время для получения достойной заработной платы высшее образование не нужно.


Диаграмма №12 «Что для Вас является наиболее важным при выборе профессии?»

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и в жизненных целях в целом.

Когда современная молодежь встает перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество факторов. Нашей целью было узнать, какие именно факторы в первую очередь оказывают влияние на молодое поколение при выборе профессии.

Нам удалось выяснить, что основными критериями профессионального выбора для молодежи является высокая заработная плата (56 %) и интересная работа (53 %).

Хорошие условия труда стоят в приоритете у 36 % респондентов. Такие факторы, как возможности профессионального роста и разнообразие, творчество отметили по 24 % участников опроса. У 1/5 части опрошенных на первом месте при выборе профессии стоит возможность карьерного роста. Такие критерии как гибкий график и престиж профессии для себя выделили по 12 % молодежи, а пользу для общества – 11 %. Оказалось, что наименее значительным в выборе профессии для молодого поколения являются социальные гарантии. Данный вариант выбрало 9 % респондентов.


Диаграмма №13 «Какие факторы влияют (влияли) на Ваш профессиональный выбор?»

Помимо вышеуказанных критериев выбора профессии нами была выделена еще одна группа факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи.

Родителей, как фактор, влияющий на выбор профессии, выбрали 42 % респондентов. Затем следуют система образования (30 %) и территориально положение учебного заведения. Рейтинг учебного заведения оказывает влияние на ¼ часть респондентов, а СМИ на 1/5. Наименее влиятельным в этом плане оказались друзья (8 %).

Свои варианты предложили 8 % молодежи.

Среди них многие выделили личное мнение. Так же встречаются такие варианты, как интерес, качество получаемых знаний, бесплатное обучение, знакомство с профессией и кафедрой до поступления в ВУЗ.


Диаграмма №14 «Как Вы думаете, сложно ли выпускникам ВУЗов устроиться на работу?»

В современном обществе существует мнение о том, что выпускникам ВУЗов достаточно тяжело устроиться на работу. Мы решили узнать у молодежи, так ли это на самом деле.

Оказалось, что молодое поколение согласно с этим утверждением. Так, большая часть респондентов (41 %) высказалось в пользу того, что работодатели ищут работников с опытом, а 35 % считают, что многие работодатели не хотят тратить много времени и денег на обучение персонала.

Другого мнения придерживается приблизительно ¼ часть участников опроса.

По их мнению устроиться на работу сразу после окончания ВУЗа скорее не составит труда, так как многие работодатели с удовольствием принимают на работу молодых специалистов с целью получения знаний и современных подходов к работе.

Важно обратить внимание на то, что лишь 1 % респондентов полагают, что выпускники с легкостью смогут найти любую интересующую их работу.


Диаграмма №15 «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь помогает получить хорошую работу

В ходе нашего исследования было важно проанализировать те качества, которые в первую очередь помогают получить хорошую работу. Примечательно, что больше половины респондентов (57 %) основным условием в данной ситуации считают связи и знакомства. Следующим по популярности среди молодежи оказался такой критерий как высокий уровень образования и квалификации.

Данный вариант выбрали 51 % респондентов. Опыт работы как необходимое условие приема на работу отмечает 39 % молодежи. Далее респонденты выбирали такие варианты как обладание актуальной специальностью (28 %) и готовность трудиться с полной отдачей (26 %).

Наименее востребованными, по мнению молодого поколения, оказались такие качества как дисциплинированность и исполнительность (19 %) и инициативность, предприимчивость (18 %).


Диаграмма №16 «Как Вы считаете, какие специальности сегодня более востребованы на рынке труда?»

Завершая свое исследование, мы хотели узнать, какие специальности, на взгляд молодого поколения, являются более востребованными на рынке труда.

В ходе анализа полученных данных мы получили следующие результаты: на первом месте оказались информационные технологии (ITспециалисты, системные администраторы, инженеры) – 62 %, затем следует экология и медицина (профессионалы в области нано технологий).

На третьем месте оказалась такая специальность как строительство (архитектура, дизайн) (23 %). Экономику и юриспруденцию отметили 1/5 часть респондентов. Наименее востребованными на рынке труда специальностями, по мнению молодежи, являются гостиничный сервис, туризм (9 %) и банковское дело, маркетинг (6 %).

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.


III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.