Какой флот был создан при екатерине 2. Сила «из ничего». История создания Черноморского флота России. Образование и наука

Таблицы воинских званий Русского Флота

Русский Флот 1764-1798 гг.

Ю.Веремеев, И.Крамник

Рассматриваемый период относится к годам правления императрицы Екатерины II (1762-1796). Сама слабо разбирающаяся в делах военных, а тем более военно-морских, она все же сумела окружить себя дельными и умными помощниками. Среди них достаточно назвать князя Григория Потемкина, графа Орлова, генерал-фельдмаршалов Румянцева, Суворова.
В этот период предпринимаются попытки навести порядок во флоте и в том числе в системе флотских чинов. Увольняется со службы главнокомандующий флотом адмирал Мишуков, которому в 1757 году исполнилось 73 года, а в море он не был с 1727 года! Увольняется в 1762 году "за крайней ветхостью" генерал-адмирал князь Голицин М.М. в возрасте 81 год! Чин генерал-адмирала присваивается наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу (10 лет от роду). С этого времени чин генерал-адмирала получали только члены императорской фамилии. Фактом назначения цесаревича генерал-адмиралом Екатерина II попыталась поднять престиж флота и флотской службы. Делами флота стал заниматься энергичный и умный граф И.Г.Чернышев.

В 1764 году отменяется навсегда чин капитана 3 ранга (это звание вновь вернется во флот только в советские времена в 1935 году), чин капитан-командора переименовывается в капитана бригадирского ранга. Отменяются чины корабельного секретаря (по некоторым данным он просто переместится в систему гражданских чинов специально для флотских офицеров перешедших в гражданскую службу) и унтер-лейтенанта. Чин мичмана из XIII класса перемещается в XII. Чин поручика перемещается в обер-офицерский IX класс, а в VIII класс вводится чин капитан-поручика.

Хотя до конца упорядочить систему флотских чинов так и не удалось (в отличие от армии, где первый офицерский чин был XIV класса, во флоте первый офицерский чин был XII класса, а между двумя смежными чинами остался провал в два класса; кроме того, флотский поручик оказался на два класса выше армейского поручика), но все же это было куда лучше неразберихи пятидесятых годов.

Следует отметить, что реформирование флота Екатериной II без всякого сомнения было успешным. Развитие флота в этот период по масштабам можно сравнить лишь с тем бурным ростом боевой мощи, который пережил в 60е-80е годы уходящего века ВМФ СССР. Аналогия очень близкая - в обоих случаях на базе прибрежного, оборонительного флота, состоящего в основном из легких и устаревших кораблей, создаются мощные ВМС, способные проводить боевые операции и «демонстрации флага» в удаленных от метрополии регионах. Схожесть наблюдается даже в основных точках противостояния - и в XVIII и в XX веках такой точкой стало Средиземное море. Во времена Екатерины II Русские эскадры ходили в Средиземное море, проводя боевые операции против турецкого флота, и обеспечивая «баланс сил» в своеобразной «холодной войне», противостоя флотам Франции и Великобритании. Во второй половине XX века, к счастью, боевых операций советскому ВМФ проводить не пришлось, но противостояние с флотами США, Франции, Великобритании и той же Турции было весьма напряженным, готовым в любой момент взорваться военными действиями.

Флот во время правления Екатерины II проводит также операции по поддержанию «вооруженного нейтралитета», защищая Русскую торговлю с восставшими против британской короны североамериканскими колониями от нападений британских каперов, и обычных пиратов. Русские эскадры, обеспечивающие нейтралитет, ведут патрулирование в водах Северного моря и Атлантики - на торговых маршрутах от Европы к американскому континенту. Таким образом, в развитии Русского флота наступает принципиально новый период - из орудия обеспечения господства на прибрежных направлений и поддержки сухопутных войск - он превращается в инструмент глобальной политики, средство обеспечения экономического и политического развития державы не только в военное, но и в мирное время.

Код Класс по Табели Категория Наименование чина
Нижние чины Матрос 4 статьи
Матрос 3 статьи
Матрос 2 статьи
Матрос 1 статьи
4 Унтер-офицеры Унтер-офицер
5 Шхипер
8 XII Обер-офицеры Мичман
9 IX Поручик
10 VIII Штаб-офицеры Капитан-поручик
11 VII Капитан 2 ранга
12 VI Капитан 1 ранга
13 V Капитан бригадирского ранга
14 IV Адмиралы Контр-адмирал
15 III Вице-адмирал
16 II Адмирал
17 I Генерал-адмирал

* Подробнее о кодировке флотских званий читайте































Идея создания большого флота на Чёрном море возникла сразу же после окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Памятуя о том, что турки никогда «не ставили себе в стыд» отказываться от своих собственных слов и постановлений, трактуя их по своему усмотрению, русская императрица Екатерина II резонно рассудила, что «полезнее всегда было, когда говорили с ними сильным тоном», для чего следовало укреплять там военное присутствие, в том числе и на Чёрном море. Однако маломерные суда Азовской флотилии были не способны противостоять турецкому флоту в открытом море.


С. Торелли. Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами. Фрагмент. 1772 г. Государственная Третьяковская галерея

В связи с этим 11 (22) декабря 1775 г. был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. Предусматривалась постройка «двадцати больших военных кораблей с надобными для них малыми». С этой целью командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман для отыскания удобного места под сооружение верфей.

В июле 1776 г. командующим Азовской флотилией и начальником всех работ на Дону был назначен участник Чесменского сражения контр-адмирал Ф.А. Клокачёв. Под его руководством за год в Таганроге было построено семь фрегатов и бомбардирский корабль. А на следующий год решили продолжить изыскания, начатые Сенявиным в соответствии с указом от 11 (22) декабря 1775 г., для чего генерал-контролеру С.Б. Шубину было поручено приискать место для кораблестроения на Днепре. Он остановился на местечке Александр-шанц, расположенном недалеко от урочища Глубокая пристань, в 30 верстах от устья реки. Здесь и решили заложить верфь.


Контр-адмирал Клокачев Федот Алексеевич

На верфи предписывалось иметь не менее 15 эллингов, расположенных достаточно близко друг к другу для удобства окружения их совместно с адмиралтейскими зданиями системой защитных укреплений.

Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину.


Князь Григорий Александрович Потемкин. Гравюра А. Сассо по рисунку Г. Бозио. 1784 г.

18 (29) июня высочайше повелевалось на месте верфи у Александр-шанца основать порт и город Херсон. Здесь под руководством генерал-поручика флота И.А. Ганнибала началось сооружение эллингов для строительства кораблей.

26 мая (6 июня) 1779 г. там был заложен первый 60-пушечный линейный корабль «Св. Екатерина» и начата закладка ещё четырех эллингов. А для того чтобы «обезопасить себя на будущие времена от опасного соседства с очаковской крепостью», указом Екатерины II от 21 июля (1 августа) Адмиралтейств-коллегии было предписано часть судов Азовской флотилии, базировавшихся в Керчи, исключая необходимые для защиты пролива, перевести в Херсон. Это решение обосновывалось ещё и тем, что Днепровский лиман предполагалось использовать как главную базу создаваемого флота. Осенью того же года туда перешли пять фрегатов и два бота.

В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило Российский кабинет искать пути и способы их разрешения. В Зимнем дворце зрел план присоединения Крыма к России.

В октябре 1782 г. в Крым вступили российские войска под командованием генерал-поручика Антона Богдановича де Бальмена, который распределил их по полуострову и занял Ахтиарскую бухту. А.В. Суворов укрепил Кинбурн, прикрывающий Днепровский лиман, и заставил ретироваться в море турецкий флот под предводительством самого капудан-паши.

Принятые меры сдержали агрессивные устремления турок и усмирили крымских татар. Но стало совершенно ясно, что независимость Крыма долго не просуществует. Рано или поздно Крым станет или турецким, или российским. Выбора для Екатерины II не оставалось, что беспрестанно внушал ей Г.А. Потёмкин. «По сим обстоятельствам польза Вашего Императорского Величества, — писал он, — требует занимать то, чего никакая сила из рук Ваших отнять не в состоянии и чего требует необходимость, то есть взять навсегда полуостров Крымской... Порта не упустит, выждав свободное время, захватить сей полуостров в свои руки. Тогда тяжелее он будет России, нежели теперь... Я уверен, что они не осмелются высадить в Крым войска, когда он будет назван русским, ибо сие было бы начать прямо войну».

По его мнению, присоединение Крыма решило бы целый ряд проблем. Это привело бы к созданию непрерывной границы между Чёрным и Азовским морями, что коренным образом изменило бы саму оборону южных рубежей; усилило бы влияние России на Чёрном море, в руках которой оказались бы контрольные функции за устьями Дуная и Днепра.

Не менее важным аргументом в пользу присоединения Крыма было то обстоятельство, что там находилась превосходная Ахтиарская бухта, не имеющая ограничений по вместительности судов любого класса, с прекрасными климатическими и метеорологическими условиями, что делало её первоклассной базой для создаваемого Черноморского флота. В отличие от Днепровского лимана, где российские корабли в любое время могли быть заблокированы турецким флотом, из Ахтиарской бухты всегда имелся свободный выход в море.

Взвесив все «за» и «против», Екатерина II начала интенсивную дипломатическую и военную подготовку к присоединению Крыма к Российской империи.

8 (19) декабря 1782 г. секретным указом она повелела Коллегии иностранных дел рассмотреть вопрос о присоединении Крыма и завершении дел с Портою, а также «начертать генеральную систему в рассуждении поведения нашего со всеми другими державами».

Проанализировав военно-политическую ситуацию в Европе и учитывая возможную реакцию каждой из европейских держав, Коллегия иностранных дел пришла к выводу о настоятельной необходимости присоединения Крыма, указав на благоприятные к тому обстоятельства. При этом оговаривалось, что уступка Турцией Крыма будет мера вынужденная и, следовательно, необходимо предпринять все усилия, чтобы Порта постоянно чувствовала угрозу возмездия. На этом основании был сделан вывод, что «содержание на Черном море почтительного флота долженствует для нас быть лучшим залогом оттоманской доброй веры в наблюдении обетов ея.

Действительное на Черном море появление из оного 12 линейных кораблей и многих фрегатов, кои пред Константинополем лучшими стряпчими тяжбы нашей служить могут». Но здесь же было замечено: «Однако нельзя нам не чувствовать, что для всегдашнего обуздания турков нужно иметь другой военный порт, откуда бы во всякое время свободный выход иметь было можно... Настоящее занятие Ахтиарского порта представляет собой и лучший случай к утверждению там твердой ноги и к приведению его в образ и оборону военной пристани».

В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи.


Портрет императрицы Екатерины II — законодательницы в храме Фемиды. Последняя треть XVIII в. Неизвестный художник

Во исполнение рекомендаций Коллегии иностранных дел и Г.А. Потёмкина, Екатерина II повелела вице-адмиралу Федоту Алексеевичу Клокачёву, назначенному в январе 1783 г. «для командования флотом, заводимым на Черном и Азовском морях», обследовать Ахтиарскую бухту на предмет возможности базирования в ней кораблей Азовской флотилии и всего создаваемого Черноморского флота. Для этих целей туда из Керчи был отправлен фрегат № 8 (впоследствии — «Осторожный») под командованием капитан-лейтенанта Ивана Берсенёва.

Получив донесение Берсенёва об удобности Ахтиарской бухты, Клокачёв отдал команду кораблям Азовской флотилии сняться с якоря и начать переход из Керчи в Ахтиарскую бухту. 2 (13) мая 1783 г. авангардный отряд флотилии в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, полаки, шхуны и бота вошёл в бухту.


Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту

Клокачёв пришёл в восторг от увиденного в Ахтиаре и в одном из своих донесений сообщал: «Подобной еще гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место».

Того же мнения был и Потёмкин, который в письме императрице от 13 июня писал: «Не описываю о красоте Крыма, сие бы заняло много время, оставляя для другого случая, а скажу только, что Ахтияр лутчая гавань в свете. Петербург, поставленный у Балтики, северная столица России, средняя — Москва, а Херсон Ахтиярский да будет столица полуденная моей Государыни. Пусть посмотрят, какой Государь сделал лутчий выбор».

В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.


Контр-адмирал Мекензи Фома Фомич

Сегодня дату входа сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту принято считать днём основания Севастополя и Черноморского флота. Однако следует заметить, что юридические решения по этим вопросам состоялись несколько позже.

После подписания 2 (13) февраля 1784 г. документов об окончательном присоединении Крыма к России, в тот же день был подписан указ об учреждении Таврической области. А уже 10 (21) февраля был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». Таким образом, Севастополь официально стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью. К переходу в Севастополь готовились корабли, сошедшие со стапелей Херсона.


Вид Севастополя. Альбом «Восточная война». Флоренция, 1856.

Таким образом, именно эту дату следовало бы считать за основание города Севастополя. Формальным документом, закрепившим образование Черноморского флота, стал указ императрицы от 13 (24) августа 1785 г. об утверждении его штата. Согласно этому штату Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных, десяти 66-пушечных линейных кораблей; восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных, шести 22-пушечных фрегатов; пяти 12-пушечных судов и восьми транспортов с общей численностью личного состава 13 504 человека.

Этим документом и было юридически закреплено образование Черноморского флота. Командование флотом поручили его основателю — наместнику императрицы на юге России генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потёмкину. По этому указу было создано и Черноморское адмиралтейское правление, получившее фактическую независимость от Адмиралтейств-коллегии в решении вопросов по управлению Черноморским флотом. Старшим членом правления стал капитан 1 ранга Н.С. Мордвинов. В честь столь знаменательного события была выбита медаль.


И.К. Айвазовский. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г.


И.К. Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии. 1890 г.

Вот уже 230 лет Черноморский флот несет свою службу на южных рубежах нашей Родины. Сквозь толщу лет отчетливо видно, что без морских сил Россия в те далекие времена не смогла бы ни отвоевать, ни отстоять Северное Причерноморье, присоединить Крым и выйти в Средиземное море. Воочию подтвердились пророческие слова Петра Великого о том, что «Всякий патентат, коий едину армию имеет, — одну руку имеет, а коий и флот имеет, — обе руки имеет!»


Вид на Севастополь и русскую эскадру. Раскрашенная гравюра по оригиналу Г. Гейслера. Конец XVIII в.

Мы по праву гордимся славными страницами истории Черноморского флота, и с благодарностью вспоминаем имена первопроходцев его создания: Григория Потёмкина, Алексея Сенявина, Федота Клокачёва, Якова Сухотина, Фёдора Ушакова, Николая Мордвинова, а также многих других флагманов и командиров, увековечивших в веках свои славные трудовые и ратные подвиги. И ныне Черноморский флот продолжает оставаться одной из основных группировок Вооруженных Сил Российской Федерации, и есть все основания верить в то, что у него есть будущее.


Церковь-памятник святого Николая Морского. Сооружена на Братском кладбище, являющемся комплексным историческим памятником. Здесь покоятся тысячи участников первой и второй обороны Севастополя, а также моряки, трагически и героически погибшие в мирное время, в том числе члены экипажа линкора «Новороссийск» и атомной подводной лодки «Курск». Построена в 1870 г. Архитектор — А.А. Авдеев. Художники — А.Е. Корнеев, А.Д. Литовченко, М.И. Васильев

Капитан 1 ранга Владимир Овчинников, ведущий научный сотрудник 11 отдела 1 управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

.
Значение флота в связи с задачами национальной политики России в царствование Екатерины II. Меры для возрождения русской морской силы
Царствование императрицы Екатерины II, продолжавшееся 33 года, является одной из самых блестящих эпох в истории отечественного флота. За этот период русская морская сила, возродившаяся после 40-летнего небытия, блестящей своей деятельностью и боевыми подвигами на водах Балтийского, Средиземного и Черного морей успешно выполнила поставленную ей национальной политикой задачу, возведя Россию в ряды могущественных морских держав.

Хорошо ознакомленная с положением флота еще до вступления на престол, императрица с первых же дней своего воцарения могла начать постепенное возрождение отечественной морской силы. Имея перед собой пример Петра, поняв всю сущность его деятельности и намерений, императрица твердо решила пойти по его стопам.
Прежде всего резко чувствовалась необходимость воскресить на флоте угасший петровский
дух и тем положить начало воссозданию утраченной морской школы.

Императрица первым долгом своим почла обратить особенное внимание на его личный состав и на восстановление его морской школы. С целью повысить общий уровень военно-морского развития среди командного состава, значительно отставшего от науки и техники за 40 лет, императрица по примеру Петра решила начать с посылки молодых морских офицеров за границу. Лучшим флотом того времени считался, конечно, английский, и потому внимание императрицы остановилось на нем.
Уже в конце 1762 г., по сношению с английским правительством, Адмиралтейств-коллегия получила приказание Сената о немедленной посылке партии в 20 чел. молодых дворян из Морского кадетского корпуса для службы на судах английского флота. Несколько позже, по представлению адмирала Мордвинова, были посланы в Англию в несколько очередей выразившие на это желание и офицеры: от мичмана до капитана 2 ранга включительно.
Все они, расписанные по прибытии на военные суда, были зачислены на действительную английскую службу, получая одновременно пособие и от русского правительства.
По настоянию императрицы английское адмиралтейство назначило всех командированных на суда «дальнего вояжа» - в Восточную Индию и Америку.

Всем им было предписано вести во время своего плавания подробные журналы, изучить английский язык и, по возвращении, сдать полный экзамен всех морских наук для производства в следующий чин и получения права на командование судами.
Одновременно было обращено внимание и на реорганизацию Морского корпуса, который гоже находился в сильном упадке. Понимая, как важно начать морские реформы с улучшения дела подготовки молодых поколений моряков, императрица озаботилась прежде всего составлением плана реорганизации корпуса как с учебной, так и воспитательной сторон.
Выбор ее остановился на одном из образованнейших и энергичнейших моряков, молодом капитане 2 ранга И. Л. Голенищеве-Кутузове, ни чин, ни лета которого не помешали государыне назначить его директором корпуса с самыми обширными полномочиями.
Обещав последнему полное свое содействие, императрица, дав главные директивы, предоставила последнему полную свободу инициативы, не стесняемую ни прежними уставами и инструкциями, ни вмешательством центральных управлений флота.
Штат корпуса был увеличен, значительно расширена учебная программа, увеличены средства на содержание, усилено практическое обучение кадет и гардемарин в море.
Каждое нововведение Кутузова встречало полную поддержку императрицы, и эпоха его управления корпусом по справедливости должна считаться одним из лучших времен в истории нашей морской школы.
Для того же восстановления морской школы прибрежные летние плавания кадет были заменены дальними посылками в Балтийское море под командой лучших командиров, причем суда с кадетами доходили и до Архангельска.
В деле управления флотом и морским ведомством выбор Екатерины остановился на трех лицах, известных ей своей полезной деятельностью в предшествовавшее время.
Первым был вице-адмирал С. И. Мордвинов, один из немногих моряков, сохранивших в себе дух петровской школы, весьма умный и образованный человек, прошедший всю свою службу с мичманского чина на палубе корабля и потому имевший громадный запас практических и научных знаний.
Ученик французской морской школы, где он находился около 6 лет, Мордвинов был и почти единственным русским морским писателем того времени. Ряд его трудов но астрономии, навигации, морским эволюциям доставили ему почетную известность, и не только в России.
Вторым помощником и советником императрицы являлся гр. И. Г. Чернышев, хотя и не
моряк, но человек редкого здравого смысла, известный как один из талантливейших дипломатов того времени. Екатерина отдавала полную справедливость его государственному уму и дипломатическим талантам, а потому не замедлила приблизить его к себе в качестве советника по вопросам, касающимся флота и морской политики России.
Определенный в 1763 г. членом Адмиралтейств-коллегий, он был впоследствии назначен вице-президентом ее, в каковой должности и управлял флотом.
Назначение Чернышева - не моряка - на столь ответственную должность весьма типично для Екатерины. Имея весьма ограниченный выбор помощников среди высшего командного состава флота, Екатерина не пожелала приближать к делу управления лиц, коим их ценз или занимаемое положение давали на это формальное право.
Для нее было важнее иметь около себя одного человека с здравым смыслом, чем ряд лиц, коих затянула профессиональная рутина и коим поддержание своего авторитета было делом слишком трудным в момент коренной реорганизации морских сил России.
Назначение Чернышева имело и еще один глубокий смысл. Поставив себе целью вывести Россию на путь национальной политики, императрица не могла иначе смотреть на флот, как на средство осуществления политических замыслов. Поэтому участие в делах управления флотом человека - дипломата по призванию, человека с большим политическим талантом - обеспечивало императрице уверенность, что создание морской силы, ее подготовка к предстоящей боевой деятельности будет вестись не формальным образом, а в соответствии с политическими задачами государства.
Таким образом, и с этой стороны в основу создания морской силы ложилась в высшей степени логичная мысль о соответствии требований политики с вооруженными средствами государства.
Третьим помощником императрицы являлся контр-адмирал Спиридов, настоящий боевой моряк, много плававший, любимый флотом, подававший большие надежды стать флотоводцем, оправдавший впоследствии эти надежды своими подвигами в Средиземном море.
Итак, императрице удалось окружить себя людьми, которые совместными силами, под ее руководством, могли приняться за сложное дело воссоздания флота по всем его частям. Теперь оставалось только приложить старания, чтобы обеспечить государству необходимое спокойствие хотя бы на короткий срок, чтобы дать возможность поставить на ноги пошатнувшееся детище Петра.

Между тем обеспечить мир при том повороте на юг операционной линии русской политики, который, следуя заветам Петра, наметила себе императрица, было очень трудно, не поступаясь своими целями и достоинством государства. Возрождение России и обращение ее к чисто национальной политике сейчас же почувствовалось в Европе и возбудило там серьезные опасения. И действительно, эти опасения держав имели полное основание.
Первые шаги Екатерины в области международной политики ознаменовались актом, показавшим, что Россия ни в коем случае не останется безучастным зрителем в европейских делах.
Таким шагом являлся проект, известный под именем «Северного аккорда», или системы, по которой Россия предполагала в противовес существующему в Европе союзу католических держав - Франции, Австрии и Испании - создать из всех северных держав - Англии, России, Пруссии. Швеции и Польши - политическую систему, могущую на основах взаимной дружбы и выгоды влиять на ход политических событий и противодействовать замыслам католической Европы.
Внутренней целью Екатерины и автора проекта Панина при проведении этого проекта было создание такого союза на севере, который, с одной стороны, мот бы обеспечить России продолжительный мир, с другой - дать ей возможность мирным же путем занять подобающее место в европейском концерте.
Все державы, как те, коим предлагался этот союз, так и те, против которых он создавался, увидели в этом шаге первый пробный шар России занять определенное место в политической системе Европы и положить начало своему политическому влиянию. Это не могло улыбаться никому.
Все сознавали, что Россия, вступая в тесную создавшуюся семью европейских держав, где все места и роли были распределены и заняты, каждый раз при выдвигании на сцену своих интересов должна была нарушать интересы других, раздвигать своих соседей и соперников и, следовательно, теснить многих из них.
Проект «Северной системы» явился, по их мнению, предупреждающим явлением, за которым нужно было ожидать уже и более действительных шагов.
Отвергнув общий союз, державы, тем не менее, каждая в отдельности, предлагали себя в союзники с целью получить возможность влияния на русскую политику, но императрица категорически отвергала все эти искания, твердо решившись вести ее самостоятельно, не принимая вперед никаких обязательств, могущих связать руки в предстоящих шагах.
И действительно, не прошло еще и двух лет с воцарения Екатерины, как Европа почувствовала, по словам Панина, «что русский двор начал играть в общих делах роль, равную роли главных держав, а на севере и первенствующую», а европейские дипломаты, пытавшиеся утвердить свое влияние при дворе Екатерины, в один голос доносили своим правительствам, что «Россия вышла из политического повиновения, имевшего место прежде, и никаких целей, кроме целей своей собственной выгоды, не хочет знать».
Первое время никто не хотел верить, что все шаги Екатерины самостоятельны. Большинство видело в них влияние Фридриха II, который своими дипломатическими талантами успел якобы склонить Россию на свою сторону и заставлял делать Екатерину II то, что ему было выгодно. Однако сама Екатерина, узнав о столь нелепом подозрении, писала Панину: «Все сие не иное, как ревность, а время всем покажет, что мы ни за кем хвостом не тащимся».
Первым крупным политическим шагом Екатерины было охлаждение России к ее долговременному традиционному союзнику Австрии и начавшееся тяготение к Пруссии, вызванное общностью интересов по польским делам. Этот поворот прежде всего сильно озаботил и озлобил против России Францию, которая, как и в проекте «Северного аккорда», так и в охлаждении к Австрии не могла не видеть явно нежелательных для себя симптомов.

А.А. Лебедев

У ИСТОКОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ.

Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768-1783 гг.)

Введение

Государство, обладающее выходом к морям, развивается быстрее и гармоничнее, чем государство, не имеющее такого выхода.{1} История России изначально и неразрывно связана с мореплаванием и флотом. Уже Древнерусское государство имело прочные позиции на Балтийском и Черном морях. При этом значение последнего для Киевской Руси очень сложно переоценить: через него шли контакты с важнейшим политическим и культурным центром того времени - Византией. Однако затем наступили трудные времена: за право выхода на Балтийское море развернулась многовековая борьба, а выход на Черное море с XIII в. вообще был потерян. В конце XV в. это море превратилось во внутреннее для могущественной Османской империи, а для России наступил период изнурительной борьбы с набегами крымских татар на юге. В начале XVII в. был потерян выход и на Балтику. В результате, несмотря на ряд очевидных успехов в развитии государства, достигнутых на протяжении XVII столетия, к его концу Россия в экономическом и военном плане серьезно отставала от развитых стран Европы, где в то время были широко распространены мануфактурное производство, большие наемные армии и регулярные флоты. И борьбу за возвращение на моря Российское государство повело с черноморского направления.

Эта борьба оказалась долгой и кровавой, но в итоге при Екатерине II Россия вернулась на Черноморское побережье. Более того, она присоединила и Крым. Однако, несмотря на обилие и сложность событий, связанных с этой борьбой, в отечественной историографии были освещены лишь наиболее яркие из них. Правда, на этом фоне иногда кажется, что рассмотрено практически все, но, к сожалению, данное впечатление обманчиво. В частности, за подробным изучением Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в таких аспектах, как действия войск на Дунае, Балтийского флота в Архипелаге и дипломатическая борьба вокруг условий мирного договора, скрываются существенные лакуны и в военной, и в дипломатической истории. Мы имеем в виду степень взаимодействия армии и флота на разных театрах войны, анализ военно-морского искусства и планов использования флота, наконец, историю военных действий на Азовском и Черном морях и в Северном Причерноморье. Так, история Азовской флотилии практически полностью обойдена вниманием.

Причем флотилии не повезло дважды: с одной стороны, в войне 1768–1774 гг. ее действия заслонили более крупные и яркие победы на других театрах, а с другой - история соединения в 1768–1783 гг. померкла на фоне событий, связанных с созданием и блестящими успехами уже формально учрежденного Черноморского флота в следующей Русско-турецкой войне 1787–1791 гг. В итоге Азовская флотилия оказалась в значительной степени забытой.

Между тем, данная флотилия сыграла как в войне 1768–1774 гг., так и в истории русского флота весьма значимую роль. В кампании 1771 г. она внесла неоценимый вклад в операцию по овладению Крымом, что стало важнейшим событием всей войны. В 1772–1774 гг. Азовская флотилия успешно выдержала противостояние с турецким флотом на Черном море, отразив тем самым все попытки Турции вернуть Крым. В эти годы она фактически выполняла большинство функций флота, одержав верх во всех столкновениях с соединениями турецких линейных кораблей и заложив победные традиции Черноморского флота. Появившиеся в 1771–1774 гг. 32–58-пушечные фрегаты положили начало крупному российскому судостроению на Черном море. Наконец, в 1769–1771 гг. был решен вопрос о заведении на Черном море линейного флота. Созданная же в 1769–1774 гг. судостроительная база позволила продолжить развитие русской морской силы на Черном море и после войны, что впоследствии сыграло важную роль при фактическом перерастании флотилии в Черноморский флот.

Но вот парадокс - в целом историки отмечают значение Азовской флотилии, однако целостного и подробного исследования не проведено до сих пор, ни по вопросу создания флотилии, ни по ее боевой деятельности. В общем затрагиваются лишь отдельные наиболее красочные аспекты.

Приведем лишь два показательных примера. Обычно рассмотрение судостроения в интересах флотилии сводится к бесстрастной фиксации ее корабельного состава (и то с многочисленными ошибками), с приведением первых данных на 1771 г., при этом 1768–1770 гг. либо опускаются вовсе, либо даются в общем виде. А ведь в 1768 г. у России не было на Азовском и Черном морях ни кораблей, ни баз, ни верфей, ни даже выхода на подходящие участки побережья. Между тем, в 1771 г. флотилия имела в Таганроге боеспособную эскадру «новоизобретенных» кораблей, а на одной из верфей строились два 32-пушечных фрегата! Как это стало возможно и как это было создано? Каких стоило усилий? Ответа в литературе нет.

Не лучше ситуация и с изучением боевой деятельности флотилии. Здесь дело фактически ограничивается кратким перечислением ее успехов и разбором побед на нескольких строчках. Вот как, например, обычно описывается Балаклавский бой - первая победа флотилии на Черном море: «23 июня Кинсберген с отрядом из двух новоизобретенных кораблей, находясь вблизи Балаклавы, усмотрел идущие к Крымскому берегу три 52-пушечных неприятельских корабля и 25-пушечную шебеку. Несмотря на огромное неравенство сил, Кинсберген атаковал турецкую эскадру и после шестичасового боя заставил ее отступить».{2} И все!

Похожая ситуация и с периодом так называемой мирной борьбы с Турцией в 1774–1783 гг. Здесь весьма подробно рассмотрены борьба на суше и дипломатическое противоборство, но опять-таки очень скупо и путано проанализирован морской фактор. Причина же банальна: историю Черноморского флота начинают вести с не обоснованной должным образом даты - 2 мая 1783 г. Соответственно получается, что морской фактор имел большое значение лишь в борьбе за сохранение достигнутых позиций в войне 1787–1791 гг.

Между тем, Азовская флотилия не только сыграла существенную роль в сохранении достигнутых в 1774 г. результатов, дважды способствовав отражению попыток Османской империи вернуть Крымский полуостров и подавлению спровоцированных на нем восстаний, но и стала важнейшей составной частью процесса появления на Черном море линейного флота.

Так о чем же эта книга? В целом - о рождении русского Черноморского флота и его влиянии на перипетии борьбы за Крым и Черное море в 1768–1783 гг., причем речь пойдет не просто о создании флота, а о его появлении и развитии в контексте общей морской и внешней политики России в данное время. Наконец, нами будет предпринята первая попытка тщательного анализа опыта использования морских сил в русско-турецкой борьбе XVI–XVIII вв., что позволит судить о степени эффективности военно-морской политики России на южных морях.

Читателю также предлагается знакомство со многими историческими фигурами, крупными и не очень, создавшими Черноморский флот и присоединившими Крым, приводится богатый опыт управленческих решений, как положительных, так и провальных, что позволяет понять их природу и особенности. А опыт действительно большой и ценный: создание и деятельность Азовской флотилии демонстрируют образец успешного создания морского соединения в тяжелейших условиях, поиск и нахождение, казалось бы, невозможных организационных решений при правильном использовании опыта и инициативы (и показательных провалов при косности и формализме ведения дел), а также яркий пример достижения больших успехов крайне ограниченной в силах флотилии в борьбе против военно-морского флота на морском театре военных действий. Ознакомиться со всем этим опытом управления полезно и в наши дни.

Наконец, не менее важны и приложения к данному исследованию. Здесь представлены полная галерея флагманов, стоявших у истоков Черноморского флота, и попытка сравнительного анализа состояния русского флота на фоне других европейских флотов середины XVIII в., что поможет, с одной стороны, понять и оценить тех, кто создавал Черноморский флот, а с другой - сориентироваться в положении флота Российского среди других военно-морских флотов середины XVIII столетия.

Хронологическими рамками исследования являются 1768–1783 гг. Однако, поскольку при создании флотилии широко использовался предшествующий опыт борьбы за Крым и южные моря, в первой главе нами проведен его анализ, особенно применительно к истории деятельности предшествующих Азовской флотилии морских соединений. Кроме того, была предпринята попытка и всестороннего изучения состояния как русского, так и турецкого флотов накануне войны. С турецким флотом Азовской флотилии предстояло воевать, а Балтийский флот должен был, с одной стороны, выделить моряков (с их взглядами, подготовкой, привычками), а с другой - сам принять участие в войне. Да и в целом Екатерина II с самого начала войны рассматривала действия и Балтийского флота в Архипелаге, и флотилии на Азовском и Черном морях как элементы единой политики борьбы против Турции.

17 ноября 1796 года умерла Екатерина II. 34-летнее правление императрицы ознаменовалось как неудачами, так и заметными успехами. В частности, было построено 144 города и одержано 78 военных побед. Во время ее правления активно развивались медицина, образование и наука. Мы решили рассказать о пяти славных делах Екатерины II.

Образование и наука

Екатерина с восторгом воспринимала идеи Просвещения и придавала большое значение образованию. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища.

Кроме того, при Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования. В 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

Однако историки отмечают и негативные стороны екатерининских инициатив в области образования и науки. В частности, они указывают на то, что работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых.

Медицина и социальная политика

При Екатерине в России развивались новые направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

В губерниях были открыты приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

При царице было введено обязательное оспопрививание. Борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената.

Собирание земель и прирост населения

В период правления Екатерины у Польши и Турции были отвоёваны земли с населением до 7 млн человек. Екатерина Великая утвердилась на берегах Черного моря, отодвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров.

В екатерининскую эпоху расцвел талант полководца Александра Суворова. В июле 1789 года он разбил турок при Фокшанах, а в августе 1789 года — на реке Рымник. Ранним утром 11 декабря 1790 года русскими войсками был начат штурм крепости Измаил. Через 6 часов Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул.

Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий молодым Черноморским флотом Ушаков в 1791 году разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. После этого турки поспешили сесть за стол переговоров. Согласно мирному договору, Османская империя признавала Крым владением России; в состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань; Турция признавала российское покровительство Грузии.

В период правления Екатерины общая численность населения империи увеличилась с 19 млн человек (1762 год) до 36 млн (1796 год).

Укрепление армии и флота

Военных успехов невозможно было бы добиться без укрепления армии и флота, что тоже является заслугой Екатерины. В период ее правления армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. Флот, в 1757 году состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 году насчитывал в своём составе 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов. Расходы на армию выросли при Екатерине в 2,6 раза.

Строительство городов

Считается, что благодаря Екатерине Великой было построено 144 города. В 1794 году Екатерина II издала указ, благодаря которому на берегу Черного моря началось строительство Одессы, нового портового города. Строительство города императрица доверила талантливому военному инженеру Францу де Воллану. Город назвали Одессой, в честь когда-то находившегося в этой местности древнегреческого поселения Одессос. Императрица всячески покровительствовала ему и выделяла огромные средства на строительство порта, школ, гимназий и других учреждений.