Экономическая политика Петра I. Торговля в России в конце XVII - первой четверти XVIII века Главные торговые порты при петре 1

Публикации, 11:00 06.08.2019

© Борис Михайлович Кустодиев. Купец. 1920

Купцы при Петре I: привилегии, субсидии и регламентация с коррупцией

Превращение России в абсолютистское государство изменило классовый состав населения. Особенно заметно увеличилось число представителей торговых профессий. Купцы стали для царя важнейшим источником развития страны, но это привело только к ограничению их прав и возможностей.

О последствиях многочисленных реформ Петра I для купеческого сословия рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Переход России в стадию абсолютизма внес существенные изменения в правовое положение всех без исключения социальных слоев российского общества. Радикальные реформы Петра I коснулись самых разных сфер жизни. Серьезнейшей ревизии подверглись и права купечества.

С одной стороны, Петр I поддерживал купцов как создателей новой экономики страны, оказывал им огромную помощь и содействие, защищая и расширяя их права и привилегии. Но с другой стороны, этот реформатор думал прежде всего о расширении и укреплении государства. А для создания абсолютистского государства в обязательном порядке нужна была колоссальная бюрократическая машина с большим числом чиновников и постоянная многочисленная регулярная армия и флот.

На формирование и содержание двух новых опор абсолютной монархии требовались гигантские средства в объемах, которые и не снились казне предыдущих периодов. И за создание этого нового государства заплатили все: и крестьяне, получившие обременительную подушную подать с массой новых налогов, и духовенство, которое, по мнению священников, было просто «ограблено» царем-антихристом, и аристократия, и богатое купечество.

Однако, «грабеж» купечества Петр I проводил расчетливо и с пониманием того, что купцы - это курочка, которая регулярно несет золотые яйца. А посему ей надо было всемерно помочь в этом процессе непрерывного воспроизводства денег. И Петр I со всей своей неуемной энергией и размахом начинает не просто поддерживать купцов в их занятиях, но и весьма настойчиво подталкивает их к новым видам деятельности. Форсировано из купцов при содействии государства формируется класс промышленников-предпринимателей.

Собственно, и до Петра купцы занимались не только сугубо торговлей. Сплошь и рядом они основывали промыслы и мануфактуры. Известно, как поднялись купцы на добыче соли, руд и других полезных ископаемых. Занимались они и переработкой сырья. Торговля для многих будущих промышленников была этапом первоначального накопления капитала. И это было естественно.

Так вот Петр во многих случаях не стал дожидаться того самого, медленного на его взгляд, накопления стартового капитала, а стал им наделять купцов чуть ли ни в принудительном порядке, буквально заставляя их заниматься новым делом. Субсидии и привилегии посыпались на купцов-промышленников как из рога изобилия. Петру срочно было нужно создавать торговый и военно-морской флот, для чего и необходима была медь, парусное полотно и многое другое.

Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными новыми налогами, что не могло не сдерживать ее оборота.

Кроме того, желая извлекать из торговли максимальную прибыль для казны, Петр I объявил продажу части товаров на внутреннем рынке государственной монополией. К этой категории были отнесены соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

Петровская эпоха известна прежде всего стремлением государства к регламентации экономической, общественной и даже частной жизни. Царским указом 16 января 1721 года было определено и правовое положение купечества. Этим документом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей» было поделено на две гильдии. Корпорации гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен оказались ликвидированы.

К первой гильдии были отнесены крупные купцы, банкиры, шкиперы купеческих кораблей. Во вторую гильдию попали среднее купечество, торговцы мелочными товарами и «харчевыми припасами», а также ремесленники.

Но этот указ не только провел новые социальные и правовые границы между лицами различных уровней состоятельности: он серьезным образом коснулся интересов купечества, фактически ущемив их исключительные права на занятие торговлей. Указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось еще со времен Соборного Уложения 1649 года. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам «всякого звания», за исключением военных.

Конкурентов купцам наплодил и петровский Указ о единонаследии 1714 года. Царь обеспокоился дроблением помещичьих имений при смене поколений и запретил их делить между сыновьями. Отныне все землевладение по смерти хозяина могло перейти только целиком к старшему из братьев. Младшим же сыновьям дворянских фамилий прямо рекомендовалось заняться торговой деятельностью.

Разумеется, различные субсидии и прямое финансирование государством торговли и предпринимательства способствовало оживлению и подъему экономики в целом. Но такое активное прямое вторжение государства в экономическую жизнь страны с вливанием туда громадных сумм казенных денег с неизбежностью повлекло за собой невиданный рост коррупции, кумовства и казнокрадства.

Правила свободной честной конкуренции зачастую нарушались, и многие добропорядочные купцы, не включенные в правительственные программы, не могли тягаться с торговыми заведениями, которым протежировало правительство. А многие из высших правительственных чиновников сами ринулись в торговлю и производство, спешно создавая предприятия на казенные деньги.

Так, князь Александр Меншиков соорудил на Клязьме парусную фабрику, а другие ближайшие сподвижники Петра I (Апраксин, Толстой, Шафиров) учредили шелковую компанию. Она получила огромные субсидии от государства и право беспошлинной продажи своих товаров в течение 50 лет, а также свободу от податей, постоя и другие привилегии.

Ударил по интересам и правам многих русских купцов и протекционистский тариф 1724 года. Сделано это было с целью создания благоприятных условий для зарождения и развития новых отечественных производств - предприятий обрабатывающей промышленности.

Защищая такие производства правительство устанавливало крайне высокие и даже запретительные пошлины на ввоз подобных заграничных товаров. Если обычные ввозные пошлины составляли 10-20%, доходя до 30-40%, то заградительные пошлины повышались до 50-75% от стоимости ввозимого товара. Это затронуло интересы тех русских купцов, которые в основном торговали данными группами товаров. И они жаловались на ущемление их интересов и прав, на то, что они были поставлены в неравные условия с другими купцами.

В то же время Петр I создавал максимально благоприятные условия для купцов, занимавшихся экспортом российских продуктов и изделий. С товаров, вывозимых из страны, в большинстве случаев взималась низкая (до 3%) пошлина. А если русские купцы вывозили товары на собственных судах, пошлина снижалась втрое.

Откровенно копируя западноевропейский опыт, Петр принялся сколачивать из разрозненных предпринимателей различные компании («на манер ост-индской».) Эти компании кредитовались казной и находились под жестким контролем государства. Торговые же компании в России не прижились в царствование Петра I. Купцы предпочитали торговать отдельно друг от друга, через своих приказчиков.

Таким образом, период петровских преобразований сопровождался неким «огосударствлением» торговой деятельности и ее жесткой регламентацией. Царь стремился подчинить всё в стране интересам государства. Отсюда многие купцы испытали на себе как покровительство правительства, так и многие налагаемые им ограничения.

Однако далеко не все сферы торговли попадали в поле зрения Петра I, поэтому средние и мелкие купцы свободно торговали традиционными товарами. Для них регламентация торговой деятельности со стороны государства выражалась в большинстве случаев во взяточничестве государственных служащих. От коррупции страдали и крупные купцы, причем «по-крупному».

Сам Петр, зная о распространившемся пороке и о массовом нарушении прав торгового люда, решительно боролся с этим злом, но создать эффективную систему защиты прав купечества ему не удалось.

  • 17 января 2015 в 14:16, Александр Акимов

При Петре I были построены медеплавильные заводы в Олонецком крае - Петровский и Повенецкий (1707г.) , Конгозерский (1707г.) . На Урале Н. Демидов строит 13 чугунолитейных заводов. Выплавка серебра и золота (в основном для монетного двора) в значительных размерах стала осуществляться лишь в начале XVIII в. В 1721 г. заработал Нерчинский завод, а с середины XVIII в. серебро выплавляет Колыванский завод Демидова .

Промышленность при Петре 1.

Многие слышали о заслугах Петра I, однако мало кто знает, что изначально в его распоряжение было государство со слабо развитой экономикой - сельское хозяйство, промышленность и торговля были в зачатке, либо в упадке. Тем не менее, и тогда приоритетной задачей было завоевать «выход к морю», в связи, с чем была начата война со Швецией . Для успешных военных действий необходима была армия и флот . Петр I создал свою собственную новую армию. Но все расходы покрывались за счет налогов. Данный факт заставил царя задумать над благосостоянием народа. Путь решения, по мнению некоторых историков, нашелся во время Великого посольства, результаты которого показали огромную разницу между Россией того времени и Европой.
Идея того, что Россия нуждалась в развитии промышленного комплекса, была известна задолго до появления Петра, однако так как для осуществления этой мысли необходима были сила воли и огромные усилия со стороны государя, начать ее реализацию удалось только ему.
Свои преобразования Пётр осуществлял согласно принципам меркантилизма, который он усвоил, побывав за границей. Согласно этому пути была поставлена цель - обучить простой народ передовым методам разработки и освоению новых видов производства.
Свои преобразования Перт 1 начал смело и с большим энтузиазмом, но народ воспринял их как очередное бремя и прихоть правителя. Так же некоторые вопросы развития страны, которые требовали тщательно продуманной программы преобразования, проводились Петром слишком быстро и необдуманно. И как результат многие его идеи не принесли тех плодов, которые ожидались, и практически приостановились после его смерти.

Начало реформ в промышленной сфере.

Для развития промышленности, необходима была сырьевая база, в связи с этим были начаты геологоразведочные работы по всей стране, привлекались как иностранные, так и местные специалисты. В этот период были открыты залежи сердолика, селитры, торфа, угля, хрусталя и т.д. Были введены новые предприятия (в Рязанском крае - каменный уголь добывали братья Римины, торф - фон Азмус).
Преобразования проводились на горных и железодательных заводах, шелководства и овцеводства, кожевенное производство и другие отрасли хозяйства.
Согласно реформам Петра Первого выходили указы, в которых содержались такие указания как «что именно?», «каким образом?», «сколько?» и «из чего?» производить товары. Не исполнение указов наказывалось наложением больших штрафов, а в некоторых случаях смертной казнью.

Результаты реформ в промышленной сфере.

В результате петровских реформ, возникло несколько крупных заводов мануфактурного типа. Наиболее известные были в Олонецком крае. Заводы этого края отличались своим техническим уровнем оснащения и полным рабочим составом.
Для обеспечения деятельности горных заводов на Урале и Перми был построен город Екатеринбург. Такому широкому развитию послужило издание «Берг-привилегии», согласно которой каждый мог по своей воле разрабатывать земли в поисках благородных металлов, при этом уплачивать десятую доли от стоимости добычи, как додать государству и 32-х долю собственнику земли. Таким образом, к концу правления царя Петра первого на данных заводах обрабатывали ежегодно семь миллионов пудов чугуна и более двухсот пудов меди, также в разработку вошли месторождения драгоценных металлов - золото и серебро.
Так же стоит отметить оружейные заводы в Туле и Сестрорецке. Благодаря этим заводам Россия перестала покупать оружие и производила все необходимое сама.

Решение кадрового вопроса при Петре I

Пётр I не скупился и приглашал из Европы специалистов, предлагая им весьма выгодные условия: высокое жалование, бесплатное жилье и право вывоза накопленного состояния через определенный период. На его предложения отвечали тысячи мастеров, например с одного Амстердама было нанято примерно тысяча человек.
Так же были приняты меры для повышения образованности и активности местного населения, в плане их технического участия в развитии промышленности:
- обучение молодых россиян за рубежом
- обучение свободных, крепостных и беглых (с 1720 годов) крестьян на мануфактурах.
Однако, желающих работать на заводах было мало, поэтому царь периодически выпускал указы о наборе учеников на мануфактуры. В дальнейшем было решено поощрять помещиков в их стремлении заняться мануфактурным производством. Данный шаг позволил решить вопрос заполняемости рабочих мест (крепостных крестьян заставляли работать на заводах). Однако для самих рабочих были созданы следующие условия:
- четырнадцатичасовой рабочий день
- жалование получали в основном свободные граждане, которых было мало. Остальным платили едой и одеждой.
- жалование на казенный предприятиях было выше, чем на частных.
Качество продукции .
В таких условиях, неудивительно было то, что качество продукции было низкое, в виду сохранившихся простых способов обработки и малой заинтересованностью самих рабочих.
Однако, продукция местного производства, хоть и медленно, но реализовывалась. Так как царь, следуя законам меркантилизма, вводил высокие пошлины для иностранных товаров.

Результаты реформ.

Несмотря ни на что, Петр I заложил основу для развития промышленности в России, ее экономическому росту. Появилось много новых видов производства, что, несомненно, повышало качество жизни народа. Свидетельство тому то, что народ смог вынести двадцатилетнею войну с Швецией.

В области экономики Петр проводил политику западноевропейского меркантилизма.Сущность меркантилизма сводится к мелочной опеке и надзору государства за промышленностью и торговлей, к предоставлении различных привилегий (ссуд, разного рода преимуществ) торговым компаниям и промышленным предприятиям, к мерам для развития сельского хозяйства с тем расчетом, чтобы вывоз страны превышал ее ввоз.

Для этого необходимо было организовать в стране такую промышленность, чтобы не ввозить посторонней продукций из-за границы.Ближайшая цель меркантилизма сводилась к тому, чтобы удерживать внутри страны ценный металл—золото и серебро. Принудительные мероприятия присущи были и западноевропейскому меркантилизму в Англии , Франции и других странах Маркс писал о меркантилизме Западной Европы : «...поистине характерно для заинтересованных купцов и фабрикантов того времени... что... ускоренное развитие капитала... достигается не так называемым естественным путем, а при помощи принудительный средств» («Капитал», т. III, 1938, стр. 691).

Петровский меркантилизм ближе стоит к меркантилизму Центральной Европы, для которой, как и для России , характерна слабая роль городов и торгово-промышленного класса.

Меркантилистская политика проводилась Петром во всех мероприятиях как в отношении сельского хозяйства, так и в торговле и промышленности.В области сельского хозяйства была улучшена техника (косьба хлеба вместо уборки его серпами), вводились новые культуры, преимущественно для вывоза,—табак и виноград на юге, лекарственные травы; разводились новью породы скота (холмогорская порода молочных коров, овцы-мериносы) и т. д.

Наибольшее внимание Петр обращал на развитие торговли, о которой говорил, что «торговля-верховная обладательница судьбы человеческой».В интересах развития торговли Петр предоставлял субсидии торговым компаниям. Так, например, купец Докучаев получил субсидию в 30 тыс. рублей; компания Апраксиных— 46 тыс.; десятки других торговых компаний получали субсидии от 20 до 5 тыс. рублей.

С целью увеличения вывоза и сокращения ввоза по тарифу 1724 г. были установлены высокие пошлины на ввозимые товары, доходившие до 37,5% стоимости их; пошлина с ввозимых товаров взималась в иностранной валюте. К концу царствования Петра ввоз равнялся 2 100 тыс. рублей, а вывоз 4 200 тыс. рублей.

Внешняя торговля шла, главным образом, через балтийские порты, из которых наибольшее значение имел Петербург . В 1722 г. в порты на Балтийском море пришло 116 иностранных торговых кораблей; в 1725 г. их было 914.Петр всячески поощрял русское купечество к организации компании и к торговым связям с заграницей, но лишь немногие из купцов умели учитывать спрос западноевропейского рынка, у 1715 г. учреждены были русские консульства за границей, «поимке добрый порядок в коммерции и предостережение всяких трудностей требует».

Мало-помалу русские купцы начинали осваиваться с условиями европейского рынка. Для изучения купе¬чеством коммерческих наук Петр посылал ежегодно в Голландию и Италию на казенный счет сначала по 12, а с 1723 г. по 15 купеческих сыновей из Москвы и Архангельска.

Петр I заключил выгодный торговый договор с Персией . При ном значительно расширилась торговля с Китаем черев Кяхту и со Средней Азией .В целях развития внутренней торговли в стране Петр особенно поддерживал ярмарки.

В регламент Главного магистрата 1721 г. была внесена специальная глава «ярманках», даны также указания об организации бирж, маклеров и пр.В интересах развития внутренней торговли было предпринято устройство каналов. В 1698 г. была начата постройка канала между Волгой и Доном,недалеко от Царицына.

Волго-Донской канал при Петре.

На постройку Волго-Донского канала было согнано 20 тыс. работных людей. Работы велись под руководством иностранного инженера. С началом Северной войны Волго-Донской канал был заброшен, а после основания Петербурга было приступлено к спешной постройке Вышневолоцкого канала , на постройку которого было согнано около 40 тыс. крестьян. Вышневолоцкий канал был закончен в 1708 г. и соединил Каспийское море с Балтийским.

В 1718 г. начались работы над обводным каналом вокруг бурного Ладожского озера , законченные уже после смерти Петра.

Уже в 1712 г. была организована Коллегия для торгового дела, «чтоб оную в лучшее состояние привесу к чему надобно один или два человека иноземцев, которых надобно удовольствовать, дабы правду и ревность в том показали с присягой, чтобы лучшие порядки устроить, ибо без прекословия есть, что их торги не сравнительно лучше есть наших».

Позднее делами торговли стала ведать Коммерц-коллегия.Еще в XVII в. на базе местного крестьянского ремесла создались первые крепостнические мануфактуры—тульские, каширские, олонецкие, в которых наряду с крепостным существовал и вольно¬наемный труд работных людей.

Сильный толчок к развитию промышленности дала Северная война .В промышленности Петром I были созданы новые предприятия, необходимые для того, чтобы освободиться от иностранной зависимости.

Укреплялись и усиливались предприятия уже существующие.Товарищ Сталин следующим образом характеризует политику Петра Великого в развитии промышленности: «Когда Петр Великий, имея дело с более развитыми странами на Западе, лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны, то это была своеобразная попытка выскочить из рамок отсталости» (Сталину Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б), 1937, стр. 5—6).

Действительно, развитие металлургической промышленности тесно связано с войнами Петра I. Например, в связи с Азовскими походами Петром в интересах развития военной промышленности был использован возникший около 1694 г. в районе Воронежа частный Боринский железоделательный завод.

Петр расширил тульские и каширские заводы.С начала Северной войны Петр особое внимание обращал на олонецкие заводы, к которым для заготовки дров и угля было приписано 12 тыс. крестьянских дворов. Заводы должны были изготовлять пушки, якоря и пр.

В Петербурге и Москве были построены пушечные заводы (в Петербурге вновь, а в Москве реконструирован); был также построен Сестрорецкий завод , изготовлявший, кроме оружия якоря, гвоздя и проволоку, на нем работало 629 работных людей.

Наибольшее внимание Петр обратил на уральскую промышленность. Построенный в 1699 г. Невьянский завод Петр в 1702 г. передал тульскому мастеру Демидову, который расширил этот завод и вскоре построил новый Тагильский завод.

Уральское железо оказалось качеством выше заграничного. Фокеродт говорит, что «русское железо—хорошее, мягкое, оно лучше шведского, что лучшего железа и не отыщешь». В 1718 г| производство чугуна достигло на уральских и других железоделательных заводах 6 641 тыс. пудов. Из этого чугуна 13% было выплавлено на казенных заводах, а остальное количество, 87%, на частных. В 1726 г. из Петербурга и Архангельска, не считая остальных балтийских портов, было вывезено за границу 55 149 пудов железа.

По словам Фокеродта , в 1714 г. число пушек медных и железных во всем Русском государстве достигало нескольким тысяч. Пушки отливались в Москве, Петербурге, Воронежем Олонце, Сестрорецке.Для наблюдения над развивающейся уральской промышленностью Петр направил на Урал инженера де-Генина. К 11 уральским заводам было прикреплено 25 тыс. крепостных крестьян. Все крестьянское население на 100 верст в окружности должно было обслуживать заводы: заготовлять лес, возить продукцию к рекам и пр.

Это подчеркивает крепостнические черты Петровских предприятий. Для снабжения армии при Петре возникли 15 суконных и шерстяных предприятий. Заветной мечтой Петра было обмундировать русскую армию при помощи русской промышленности.Кроме того,при Петре было организовано 15 полотняных заводов, 15 шелковых мануфактур, 11 кожевенных, 5 бумажных. Были выстроены медеплавильные заводы и впервые организована добыча серебро-свинцовых руд в Нерчинске. По мнению Фокеродта, «Петр I еще при жизни довёл разные фабрики до того, что они в изобилии доставляли, сколько было нужно для России, таких товаров, как, например, иглы, оружие и разные льняные ткани и в особенности парусину, которою могли не только снабжать флот, но и ссужать другие народы».

Проводя политику меркантилизма, правительство учреждало фабрики, поощряло учреждение их купцами, снабжало предпринимателей средствами и предоставляло им различные льготы и выгоды.

Вместе с тем правительство, давая средства, сохраняло контроль и вмешивалось в технику производства. При этом надо иметь в виду, что эта Петровская промышленность имела свои корни в ремесленном и кустарном производствах и в крепостных предприятиях XVII в.

К концу царствования Петра I, по данным его современника— секретаря Сената Ивана Кириллова, было 233 промышленных предприятия. Некоторые- предприятия были довольно крупными. Так, например, на суконной фабрике в Москве работало 730 человек, на суконно-парусиновой—1 162 человека.

Наряду с крупной промышленностью Петр принимал меры и для развития мелких ремесел, но правительственное вмешательство в этой области не всегда было удачным. Так, в целях увеличения вывоза холста и полотна за границу Петр приказывал крестьянам устраивать широкие станы для ткань это распоряжение но соответствовало наличной технической базе и через два года было отменено.

В 1722 г. Петр ввел для ремесленников цеховое устройство. Ремесленники объединялись в цехи, выбирали в цехах старост для наблюдения за качеством товаров; был даже установлен семилетний срок для ученичества, однако без ограничения количества учеников и установления размеров производства, что характерно для цеховых организаций Западной Европы.

Вначале к промышленным предприятиям для работы приписывали «татей, мошенников и пропойц», «винных (виновных) баб и девок», прикрепляли к предприятиям «гулящих людей», нищих и праздношатающихся. Такие кадры не могли содействовать развитию производительности предприятий. Работных людей обычно вербовали из разорившихся посадских ремесленников по вольному найму.Указом 18 января 1721 г. в ответ на просьбы промышленников а купцов им было разрешено покупать к предприятиям крепостных крестьян.

Такие крепостные крестьяне, купленные к преде приятиям, получили название посессионных. Они числились не владельцами предприятия, а за тем предприятием, к которому были куплены. Так, например, крепостные, купленные Демидовым , числились принадлежащими Невьянскому или Тагильском заводам .

Завод продавался вместе с принадлежавшими ему крестьянами.Кроме этого, практиковалась приписка к заводам государств венных крестьян окрестных деревень, а также «го ревизии Я выявлявшихся «бесхозяйных » крестьян для пополнения рабо! чей силы. Приписывались крестьяне не только ближайших, а иногда и отдаленных мест.

Так, к уральским заводам были прав писаны крестьяне, жившие за несколько сот верст. Часть года! приписные крестьяне работали на заводах и лишь на некоторое! время отпускались для своих сельскохозяйственных работ.Петр старался создать местные русские кадры работных мастеров. Для этого иностранцам инженерам, приезжавшим в Россию ставилось условие обучить несколько человек русских своему делу.

В 1711 г. Петр приказал учредить ремесленные школы прм крупных предприятиях для обучения определенному мастерству и Указ гласил: «Государь указал прислать из церковников и из мастеровых детей 100 человек, которым было бы лет по 15 или 201 и умели бы писать, чтобы итти им в учение к мастерам разных дел».

Положение рабочего люда было чрезвычайно тяжелое. Они получали солдатский паек, равнявшийся 6 рублям 20 копейкам в год. Работа продолжалась от рассвета до заката солнца. Во время работы надсмотрщики часто применяли телесные наказания.

Особенно тяжелые условия были на уральских железоделательных заводах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

С одержание

Введение

1. Состояние и развитие промышленности России при Петре 1

2. Реформа системы управления при Петре 1

3. Внутренняя и внешняя торговля при Петре 1

4. Изменения в финансовой системе при Петре 1

5. Военная реформа Петра 1

Заключение

Список литературы

Введение

В данном реферате будет рассматриваться тема: «Россия при Петре 1».

В период правления Петра 1 Россия превратилась в великую державу с эффективной экономикой, мощной армией и морским флотом, высокоразвитой наукой и культурой. Все эти достижения очень бы хотелось увидеть и в современной России.

Продвижение России вперед было быстрым, решительным. Петр поддерживал в своих единомышленниках бодрость, веру в успех, он торопился успеть многое сделать, и недаром петровскую эпоху называют «Россия молодая». Но все эти преобразования происходили зачастую путем насилия, через страдания народа, через крутую ломку обычаев, привычек, психологии людей, через экстремизм, нетерпимость, нежелание считаться с внутренними условиями для реформ. Насаждение нового шло через жестокую борьбу со старым. Несмотря на то, что Петр был сторонником западного пути развития и западного рационализма, свои реформы он проводил по-азиатски.

Следует также подчеркнуть, что в попытках приблизиться к западноевропейской цивилизации, внедряя все передовое и полезное, Петр забывал о самобытности России, о ее двойственной евразийской сущности. Он считал, что все истоки ее отсталости лежат в азиатских корнях. Стремясь к Европе, Петр зачастую перенимал только внешние формы прогрессивных идей, игнорируя внутреннюю сущность вековых традиций.

Перенимая на Западе передовые технологии, научные, военные и иные достижения, Петр как бы не замечал развития там идей гуманизма, тем более не желая их привнесения на русскую почву.

И все же значение великих перемен в жизни России, осуществленных в эпоху Петра, трудно переоценить.

1. Состояние и р азвитие промышленности России при Петре 1

Несомненно, на решимость молодого царя начать кардинальные реформы повлияли неудачи в войне со Швецией и Турцией за выход в Балтийское и Черное моря. Военные неудачи показали прежде всего отсталость отечественной металлургии. Ведь до самого начала XVIII века Россия ввозила, в основном из Швеции, железо, медь, олово, оружие. Война в Прибалтике прекратила эти поставки, поэтому развитие собственного металлургического производства становилось стратегической проблемой.

Правительство прилагало огромные усилия по строительству железоделательных мануфактур за счет казны на Урале и в Олонецком крае. Первое десятилетие XVIII века можно охарактеризовать как период активного вмешательства государства в экономику и поощрения частного предпринимательства. Стало распространенным явлением передача казенных предприятий, особенно убыточных, частным «партикулярным» владельцам, иностранцам или торгово-промышленным компаниям -- кумпанствам. Государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов на эти предприятия. Для особо важных отраслей давались различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки для строительства новых заводов.

Следует подчеркнуть, что эти экстренные меры сыграли решающую роль в создании мощной материальной базы для армии, что позволило победить Швецию в Северной войне. В результате Россия получила выход в Балтийское море и вернула свои земли, входившие издавна в Новгородское княжество. В 1703 году был основан город Санкт-Петербург, ставший в 1713 году новой столицей России. Исаев И.А. История государства иправа России: Учеб. для вузов по спец. и направлению Юриспруденция» / Моск. гос. юрид. акад. - М.: Юристъ, 1998. - С.235.

Первые мануфактуры появились в России еще в XVII веке, но они не сыграли в то время заметной роли в экономике. Именно с XVIII века начинается мануфактурный период в народном хозяйстве, поскольку мануфактурная система стала преобладающей по сравнению с ремесленным производством. С XVII века мануфактуры в России стали называться позападному - «фабрики», хотя, как известно, фабрики основывались на системе различных машин и вольнонаемном труде, которых в России в тот период почти не было.

Так как в стране почти отсутствовали свободные работники, то главной проблемой при организации мануфактур было обеспечение их наемной рабочей силой. Если в первые годы XVIII века еще удавалось найти свободных («гулящих», беглых) людей, не попавших в крепостную зависимость, то позже, когда процесс закрепощения усилился, а сыск беглых крестьян стал более строгим, в стране резко сократилось количество «шатающихся» людей. Правительство увеличило масштабы принудительного труда, когда к предприятиям приписывались целые деревни и села сначала только на осенне-зимний период, а потом и насовсем. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2002. - С.218.

Помимо казенных и вотчинных, стали появляться посессионные, или условные, мануфактуры (лат. possessio - условное владение). С 1721 года по указу Петра I разрешалось покупать крепостных крестьян недворянам (купцам, богатым горожанам из числа ремесленников). В таком случае крестьяне приписывались к предприятию и составляли единое целое. Этих крестьян уже нельзя было продать отдельно, т.е. такие мануфактуры покупались и продавались только на определенных условиях. За деятельностью владельцев посессионных мануфактур велось государственное наблюдение. Эти владельцы впоследствии освобождались от обязательной государственной службы, имели налоговые и таможенные привилегии. Продолжали развиваться и рассеянные мануфактуры, которые возникали на основе купеческого капитала и привязывали домашнее крестьянское производство к торгово-промышленному капиталу.

В первой четверти XVIII века наблюдался заметный рост мануфактурного производства. И если в конце XVII века в стране насчитывалось около 20 мануфактур, то в середине 1720-х годов - уже 205 мануфактур и крупных предприятий ремесленного типа, среди которых 90 принадлежали казне и 115 - частному капиталу. Особенно много было металлургических предприятий: 52 - в черной металлургии, 17 - в цветной, которые в основном находились на Урале и в Туле. На берегу Онежского озера в 1703 году был сооружен чугунолитейный и железоделательный завод, положивший начало городу Петрозаводску. Кроме того, в 1720-х годах существовало 18 лесопильных мануфактур, 17 - пороховых, 15 - суконных, 11 - кожевенных, а также предприятия по производству стекла, фарфора, бумаги и др. Ливщиц А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. - М.: Проспект, 2001. - С.111.

Превращение Урала в крупнейший мировой центр металлургии стало заметным экономическим событием России того времени. В 1699 году по инициативе Петра были построены железоделательные заводы на реке Неве, которые с 1702 года были переданы бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. Уральские заводы Демидовых и других предпринимателей находились на передовом техническом уровне даже по европейским критериям. Продукция металлургических заводов была высокого качества, ее стали вывозить в Европу, и вскоре Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна. Если в 1700 году было произведено 150 тысяч пудов, то в 1725 году - около 800 тысяч пудов чугуна (1 пуд = 16кг).

Для обеспечения металлургического производства сырьем в стране всячески поощрялись поиски различных природных ископаемых. Всем удачливым «рудознатцам» за открытие новых месторождений полагалась щедрая выплата. В 1700 году был создан Рудный приказ, позже переименованный в Берг-коллегию, в чьем ведении находилось не только металлургическое производство, но и геологоразведочные работы. Чтобы стимулировать поиск природных ресурсов, правительство объявило принцип «горной свободы», по которому любой желающий мог разрабатывать недра за небольшую плату в пользу государства или частного собственника земельного участка.

Помимо крупных мануфактур в российской экономике еще оставался большой ремесленный сектор в городах, а также домашние промыслы на селе как составная часть натурального феодального поместья, хотя и эти производители все больше попадали в зависимость от рыночных отношений в лице скупщиков продукции. Городские и сельские ремесленники производили ткани, кожаную и валяную обувь, глиняную посуду, седла, сбрую и другие изделия. В XVIII веке появились ремесленные специальности, связанные с новым бытом, принесенным из Европы Петром I: позументщики, табакерщики, часовщики, каретники, шляпочники, парикмахеры, переплетчики и т.д. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2002. -

При Петре I была сделана попытка поставить под государственный контроль мелкое ремесленное производство. Так, в 1722 году по указу царя ремесленники должны были вступать в цеха. В цехах избирались старшины, которые наблюдали за качеством продукции, за процедурой приема в цеховую организацию. Ученикам нужно было осваивать дело в течение семи лет, чтобы стать подмастерьем, а те, в свою очередь, могли стать мастерами не ранее, чем через два года. Правда, эти цеховые организации не имели той жесткой регламентации по производству и сбыту продукции, которая существовала в средневековой Европе, и в целом эта система не имела такого распространения, как на Западе.

2. Реформа системы управления при Петре 1

Петр I стремился провести внутренние преобразования в России, чтобы вывести ее на европейский уровень. Помимо военных и дипломатических проблем он глубоко вникал во все вопросы российского государственного управления. За 25 лет - с 1700 по 1725 годы - им было принято почти три тысячи различных законов и указов, касающихся экономических, гражданских, бытовых сторон жизни населения, в том числе и управленческих структур государства. Так же как и реформы в промышленном производстве, реформирование системы государственного и местного управления было связано прежде всего с военными нуждами страны. В первые годы правления молодой царь занимался этими вопросами изредка, второпях. И лишь в последние семь-восемь лет правления благодаря его усилиям деятельность всех административных учреждений получила нормативную основу и была отрегулирована по определенной системе.

Радикальные всеобъемлющие реформы в сфере управления были обусловлены необходимостью укрепления абсолютной монархии. Прежде всего следовало создать стройную административную вертикаль, полностью подчинявшуюся верховной власти. На это была направлена коренная реорганизация всей структуры государственного управления сверху донизу. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. - М.:

Главным объектом реорганизации была Боярская дума, которая постоянно вмешивалась в дела предшественников Петра и которая уже не соответствовала режиму абсолютной монархии. В 1699 году вместо Боярской думы Петр учредил Ближайшую канцелярию из восьми доверенных лиц для помощи в решении государственных дел, которую назвал Советом Министров.

В 1711 году он упразднил и эту структуру, создав правительствующий Сенат из девяти человек, назначаемых им самим. Это был высший государственный орган, обладавший законодательной, административной и судебной властью. В январе 1722 года были учреждены новые должности генерал-прокурора и обер-прокурора Сената для надзора за деятельностью Сената.

Главой государственной власти стал император. Этот титул Петру пожаловал Сенат в 1721 году после победного окончания Северной войны со Швецией, а Россия была провозглашена империей. Отныне Петр и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти, правом вводить строгую регламентацию в управление, идеологию, общественную жизнь, культуру.

Много времени уделял Петр I реформированию устаревшей приказной системы. В1717-1718 годах почти вся многочисленная, сложная, запутанная бессистемная «толпа» приказов была заменена коллегиями - новыми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего было создано одиннадцать коллегий: Военная ведала армией, Адмиралтейская - флотом, Юстиц-коллегия - законодательством, Мануфактур-коллегия - промышленностью и т.д. Позже правами коллегии был наделен святейший Синод, руководивший церковными делами, а также Главный магистрат, ведавший городскими делами. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. - М.:

Коллегии были созданы по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В каждую из них входил президент, вице-президент, советники, помощники, секретарь. Президент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент - иностранцем. Работа в коллегиях была четко организована, в отличие от приказной путаницы и неразберихи. Петр искренне надеялся, что коллегиальная система не будет нести в себе старые пороки: произвол, злоупотребления, волокиту, взяточничество. Но надеждам царя было не суждено сбыться, поскольку в условиях невероятного усиления роли бюрократии масштабы этих пороков только разрастались.

В 1708-1710 годах была проведена губернская реформа, по которой вся страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. В руках губернатора были сосредоточены административные, судебные, полицейские, финансовые функции, в соответствии с которыми проводился сбор налогов, набор в рекруты, поиск беглых крестьян, рассматривались судебные дела, обеспечивались продовольствием войска.

Впоследствии Петр неоднократно возвращался к проблеме реорганизации местного управления. В 1719 году была проведена вторая губернская реформа, число губерний увеличилось до одиннадцати, губернии были разделены на 50 провинций, которые подчинялись непосредственно коллегиям и Сенату. В соответствии с реформой власть губернатора распространялась лишь на провинцию губернского города, а в остальных провинциях у власти были воеводы, которые подчинялись губернаторам по военным и судебным делам.

Одновременно с губернской предполагалось провести и городскую реформу. Петр хотел предоставить городам полное самоуправление, чтобы там могли выбирать бургомистров. Однако в отличие от Западной Европы в российских городах начала XVIII века еще не сложилась богатая и влиятельная буржуазия, которая могла бы взять на себя городское управление. В 1720 году в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был руководить городскими сословиями в России. Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 2000.

Стоит отметить, что созданная в ходе петровских преобразовании административная система оказалась весьма прочной. В главных чертах она сохранялась (с некоторыми изменениями) вплоть до 1917 года. Структура управления, механизм власти и ее функции оставались незыблемыми практически в течение двух веков.

Петровские реформы, несомненно, были направлены против старой боярской аристократии, не желавшей перемен и укрепления сильной централизованной власти. При этом Петр опирался на поместное дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на укрепление абсолютной монархии. С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году Петр издал Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие - «недвижимая собственность». Оба вида хозяйств уравнивались во всех отношениях, поместье становилось также наследным, а не условным хозяйством, их нельзя было дробить между наследниками. Имения передавались по наследству только одному из сыновей, как правило старшему. Остальные дети получали наследство деньгами и прочим имуществом, они были обязаны поступать на военную или гражданскую (штатскую) службу.

К этому Указу вплотную примыкало введение в 1722 году Табели о рангах. По этой Табели все должности государственной и военной службы подразделялись на 14 классов-рангов от низшего - четырнадцатого, до высшего - первого. В соответствии с Табелью служащие из числа дворян или мещан обязаны были проходить эти ступени для повышения в должности. Этот документ вводил принцип выслуги и окончательно устранял отмененный ранее принцип местничества, все еще негласно существовавший в стране. Наиболее заинтересованными в введении этого порядка были дворяне, которые могли теперь дослужиться до высших государственных чинов, реально приобщиться к власти. Павленко н.И. Петр Великий. - М.: Знание, 1990. - С.72.

Уместно вспомнить, что при Петре дворяне не были тем привилегированным сословием, которым оно стало во второй половине XVIII века. Они все еще были служилыми людьми, состоявшими на государственной службе. Если в допетровские времена дворяне после военных походов возвращались домой, то при Петре они должны были с 15 лет поступать в регулярные полки, пройти продолжительную солдатскую службу «с фундамента» и только после этого получить офицерский чин и служить в армии до старости или инвалидности. С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицера, получал потомственное дворянство.

Кроме служебной повинности, на дворян возлагалась и учебная повинность. Сотни молодых дворян должны были учиться военному или морскому делу в России или за границей. Все дворянские дети мужского пола были обязаны учиться грамоте, цыфири (арифметике) и геометрии, в противном случае им не разрешалось жениться. Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 2000. - С.289.

Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь все дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерквленное государство. Сам царь выступал одновременно и как верховный правитель церкви, и как глава государства; религиозные идеи были главными и в светской жизни.

Петр I разрушил эту традицию и провел церковную реформу, полностью подчинив церковь государству. После смерти главы Русской православной церкви патриарха Андриана в 1700 году было упразднено патриаршество (которое было восстановлено лишь после Февральской революции 1917 года). В 1721 году был учрежден Святейший Синод - особая «духовная коллегия» по управлению делами церкви. Во главе Святейшего Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило из гвардейских офицеров. Всех членов Синода назначал сам царь. Были заметно ограничены экономические права церкви, урезаны ее огромные земельные наделы, часть ее доходов стала изыматься в государственный бюджет. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. - М.: Юристь, 2002. - С.158.

Начиная с Петра I, государство стало вмешиваться в религиозную жизнь, следило за обязательным причащением всех православных. Через Синод была отменена тайна исповеди, священникам вменялось в обязанность сообщать в Тайную канцелярию о признаниях прихожан, сделанных во время исповеди, если они касались интересов государства. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах подчиняться распоряжениям светской власти.

3. Внутренняя и внешняя торговля при Петре 1

Для поддержания и упорядочения внутреннего рынка в 1719 году была создана Коммерц-коллегия. Позже были учреждены Главный и городской магистраты, в функции которых входила всяческая помощь купечеству, их самоуправлению, созданию гильдий.

В целях улучшения торговых путей правительство впервые в истории страны приступило к строительству каналов. Так, в 1703-1709 годах был сооружен Вышневолоцкий канал, начато строительство Мариинской водной системы, Ладожского (1718) канала, завершенного вскоре после смерти Петра, Волго-Донского (1698) канала, строительство которого закончилось лишь в 1952 году. Сухопутные же дороги были очень плохими, в период дождей и распутицы они становились непроходимыми, что, конечно же, тормозило развитие регулярных торговых связей. К тому же в стране все еще существовало множество внутренних таможенных сборов, которые также сдерживали рост всероссийского рынка.

Следует отметить, что развитие внутреннего товарооборота сдерживал «денежный голод», страна по-прежнему испытывала острую нехватку денежных металлов. Денежный оборот состоял в основном из мелких медных монет. Серебряная копейка была очень крупной денежной единицей, зачастую ее рубили на несколько частей, каждая из которых совершала самостоятельный оборот.

В 1704 году Петр I начал денежную реформу. Стали выпускаться серебряные рублевые монеты, или просто рубли, которые до Петра оставались лишь условной счетной единицей (рубля как монеты не существовало). За весовую единицу рубля был принят серебряный талер, хотя содержание серебра в рубле было меньше, чем в талере. На рубле был выбит портрет Петра I, двуглавый орел, год выпуска и надпись «Царь Петр Алексеевич». Коломиец А. Г. История отечества. - М.: БЕК, 2002. - С.326.

В основу новой денежной системы был положен очень простой и рациональный десятичный принцип: 1 рубль =10 гривенников = 100 копеек. Кстати, к такой системе многие западные страны пришли гораздо позже. Были выпущены полтинники - 50 копеек, полуполтинники - 25 копеек, пятаки - 5 копеек. Позже к ним добавился алтын - 3 копейки и пятиалтынный - 15 копеек. Чеканка монет стала строгой и безусловной монополией государства, был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов за рубеж. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М.: Юристь, 2002. - С.161. В этот же период увенчались успехом поиски отечественных месторождений серебра в Забайкалье, в районе Нерчинска. Укреплению денежной системы способствовало также увеличение экспорта и положительное внешнеторговое сальдо.

При Петре I выпускались и золотые монеты: цесарские рубли и червонцы. Первые из них часто использовались в качестве военной награды низшим чинам - солдатам, при этом рубль вешался как медаль на шею. Червонцы же в основном обслуживали внешнеторговый оборот и внутри страны хождения почти не имели.

Первоначально петровский рубль был достаточно полноценным и равнялся 8 1/3 золотника чистого серебра (1 золотник = 4,3г). Позже, в результате негативных экономических изменений в стране рубль постепенно «худел», сначала до 5 5/6, а потом - до 4 золотников. Коломиец А.Г. История отечества. - М.: БЕК, 2002. - С.327.

Петровские преобразования коснулись и внешней торговли, которая стала активно развиваться благодаря, прежде всего, выходу к Балтийскому морю. Усилению внешнеторговой ориентации экономики России способствовала целенаправленная политика меркантилизма, проводимая правительством. Одним из идеологов меркантилизма был русский мыслитель-экономист И.Т. Посошков, который в 1724 году выпустил «Книгу о скудности и богатстве». В ней он подчеркивал, что стране необходимо создавать технически передовые предприятия, основанные на отечественном сырье, чтобы можно было уверенно выходить на внешний рынок.

Сторонники меркантилизма считали, что страна должна достигнуть активного внешнеторгового баланса, т.е. превышения доходов от вывоза товаров над расходами по ввозу товаров в страну. Например, в 1726 году вывоз из России через основные морские порты - Петербург, Архангельск, Ригу - составлял 4,2 миллиона рублей, а ввоз - 2,1 миллиона.

Обязательным элементом меркантилизма является установление жестких таможенных барьеров для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Так, в 1724 году был установлен таможенный тариф, по которому на ввоз таких иностранных товаров как железо, парусина, шелковые ткани устанавливалась пошлина до 75% их стоимости, чтобы стимулировать их производство у себя в стране. До 50% устанавливалась пошлина на голландское полотно, бархат, серебро и другие товары, до 25% - на те товары, которые производились в России в недостаточном количестве: шерстяные ткани, писчая бумага, до 10% - на медную посуду, оконное стекло и т.д.

Высокими экспортными пошлинами облагалось сырье, необходимое для отечественных предпринимателей, чтобы оно не уходило за пределы страны. Государство держало в основном всю внешнюю торговлю в своих руках через монопольные торговые компании и откупы. Основной валютой, используемой во внешнем обороте, по-прежнему оставался серебряный талер (ефимок). Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. - М.: Юристь, 2002. - С.160.

Заметные изменения происходили и в структуре внешней торговли. Если в начале XVIII века вывозилась преимущественно продукция сельского хозяйства и сырье, то к середине 1720-х годов больший удельный вес стала занимать продукция мануфактурного производства: уральское железо с демидовских заводов, льняное полотно, канаты, парусина. В импорте по-прежнему наибольший объем занимали предметы роскоши для членов царской фамилии и дворян, а также колониальные товары: чай, кофе, пряности, сахар, вина. Благодаря энергичным действиям Петра, Россия с 1712 года впервые в истории перестала покупать оружие в Европе.

За первые десятилетия XVIII века изменилась и география внешнеторговых российских центров. Если в XVII веке основную роль в торговле с Западом играл Архангельск, то вскоре его место занял Санкт-Петербург, а позже - Рига, Ревель (Таллин), Выборг, Нарва. Торговые связи с Персией и Индией велись по Волге через Астрахань и Каспийское море, с Китаем - через Кяхту. Коломиец А.Г. История отечества. - М.: БЕК, 2002. - С.328.

4. Изменения в финансовой системе при Петре 1

Северная война со Швецией, южные походы к Азовскому морю, строительство флота, мануфактур, каналов, городов постоянно требовали огромных государственных расходов. Бюджет России находился в критическом состоянии. Была поставлена задача по изысканию все новых налоговых поступлений. Специально уполномоченные люди - прибыльщики - направлялись на поиски новых объектов налогообложения. Начиная с 1704 года один за другим устанавливался бесконечный ряд новых налогов: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный - с печей, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, извозчиков, постоялых дворов, с бороды, продажи съестного, точения ножей и другие «мелочные всякие сборы».

К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа, ревеня, клея добавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбная ловля становилась объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках.

Главные доходы поступали от прямых налогов, которыми облагались только «подлые» сословия. В конце правления Петра многие мелочные сборы были отменены. А для увеличения государственных доходов вместо подворного обложения, существовавшего с 1679 года, в 1718 -1724 годах была введена подушная подать с ревизской души, которая выплачивалась не только с работоспособного мужчины, но и с мальчиков, стариков и даже умерших, но все еще числившихся в ревизских списках. Помещичьи крестьяне платили в год в пользу казны 74 копейки, да плюс еще дополнительно 40-50 копеек своему помещику, а государственные крестьяне платили в год 1 рубль 14 копеек только в казну. Карамзин Н. М. Предания веков. - М.: Знание, 1988. - С.133.

Для более точного учета по стране стали проводить переписи мужского населения через каждые 20 лет. По итогам переписей составлялись ревизские сказки (списки). В ходе переписи увеличилось количество крепостных, так как к этой категории были приравнены и бывшие кабальные холопы, которые раньше получали свободу после смерти своего хозяина.

Кроме того, податью облагались черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы среднего Поволжья, прежде не платившие налоги, поскольку не были крепостными. К ним добавлялись однодворцы, т.е. бывшие служилые люди (пушкари, стрельцы), ранее освобожденные от налогов. Подушную подать теперь были обязаны платить также и горожане - посадские, мещане.

Различные сословия изыскивали всевозможные привилегии, чтобы освободиться от выплаты налогов. Сбор налогов проходил всегда с большим трудом, с огромными недоимками, так как платежеспособность населения была очень низкой. Так, в 1732 году недоимки составили 15 миллионов рублей, что в два раза превышало сумму доходов.

Основную статью доходов государственного бюджета, как уже упоминалось, составляли прямые налоги с населения - до 55,5% в 1724 году. Кроме этого, как и в XVII веке, большую роль играли косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности, такие как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне также были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог. Карамзин Н. М. Предания веков. - М.: Знание, 1988. - С.134.

Особую роль в пополнении доходов казны играли манипуляции с мелкими медными монетами. Так, например, рыночная цена одного пуда меди равнялась 7 рублям, но из этой массы в начале XVIII века чеканилось медных денег на 12 рублей, а к 1718 году - на 40 рублей. Громадная разница между рыночной ценой меди и номиналом медной монеты приводила к их бесконечным нелегальным подделкам - «воровским деньгам», росту цен и обесценению денег, обнищанию населения.

Основную статью бюджета составляли военные расходы. Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80-85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. В период петровских реформ систематически

возрастали расходы на государственный аппарат, на строительство Санкт-Петербурга и дворцов вокруг него, на различные торжественные мероприятия по случаю военных побед - «викторий», пышные празднества и пр. Постоянно растущий бюджетный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфляции, а также государственных займов, особенно после кончины Петра I.

Для упорядочения и строгой централизации финансовой системы в 1719-1721 годах были созданы высшие государственные органы: Камер-коллегия - для управления доходами страны, Штатс-коллегия - для управления расходами, Ревизион-коллегия - для контроля за финансовой системой в целом. Все это было сделано в противовес прежней системе, когда каждый приказ имел свои источники доходов. Карамзин Н. М. Предания веков. - М.: Знание, 1988. - С.135.

5. Военная реформа Петра 1

Одним из самых значительных преобразований Петра I следует назвать военную реформу, которая позволила приблизить русскую армию к европейским стандартам того времени.

В конце XVII века Петр I расформировал стрелецкие войска не столько из-за их военной несостоятельности, сколько по политическим мотивам, так как стрельцы в своей массе поддерживали оппозиционные Петру силы. В результате царь остался без армии. Наспех сформированные в 1699-1700 годах полки под руководством иноземных офицеров в боях под Нарвой показали полную неспособность противостоять шведам. При помощи своих соратников по «потешным войскам» Петр энергично принялся за комплектование и обучение новой армии. И уже в 1708-1709 годах она показала себя на уровне армий любой европейской страны.

Прежде всего был отменен прежний принцип формирования армии случайными солдатами из гулящих, охотников, даточных людей и др. Впервые в России была создана регулярная армия на основе рекрутской повинности, которая устанавливалась с 1705 года. Всего до 1725 года было проведено 53 набора, по которому в армию и на флот было мобилизовано более 280 тысяч человек. Первоначально в армию брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 года их стали набирать в соответствии с принципами, положенными в основу подушной подати. Рекруты проходили воинскую подготовку, получали обмундирование, вооружение, тогда как до XVIII века воины - и дворяне, и крестьяне - должны были являться на службу в полном снаряжении. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. - М.: Логос, 1999. - С.244.

Петр I почти не использовал принцип наемной армии из числа иностранцев, что было широко распространено в Европе. Он предпочитал национальные вооруженные силы. Интересно, что в отношении рекрутов было установлено следующее правило: если рекрут был из крепостных крестьян, он автоматически становился свободным, и тогда его дети, рожденные после освобождения, тоже становились свободными.

Русская полевая армия состояла из пехотных, гренадерских, кавалерийских полков. Особым вниманием императора пользовались два полка - Преображенский и Семеновский, созданные Петром в Москве в юные годы, в период борьбы за престол, и позже преобразованные в дворцовую гвардию. Все дворяне должны были нести военную службу с солдатского чина. Так, по указу 1714 года запрещалось производить в офицеры тех дворян, которые не прошли солдатскую службу в гвардейских полках, что нравилось далеко не всем дворянским детям. Наиболее способных молодых дворян посылали учиться (особенно морскому делу) за границу.

Подготовка офицеров осуществлялась в военных школах, основанных в 1698-1699 годах, - Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). По указу Петра в начале 1720-х годов было основано 50 гарнизонных школ для подготовки унтер-офицерского состава. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. -8-е изд. Стер. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. - С.80.

Особое внимание Петр I уделял флоту. В конце XVII века корабли строились в Воронеже и Архангельске. В 1 704 году было основано Адмиралтейство и верфи в Санкт-Петербурге, куда переместилось строительство кораблей военного флота. На Адмиралтейской верфи, где одновременно

работало до 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 годы было построено около 60 крупных и более 200 мелких кораблей для Балтийского флота. Матросы на флот набирались также по рекрутскому набору. К середине 1720-х годов военный флот составляли 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, на которых служили около 28 тысяч членов экипажа. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, размещавшаяся в знаменитой Сухаревой башне, где готовились морские офицеры. Тимошина Т.М. Указ. соч. - С.81.

Заключение

Очень трудно оценить все преобразования Петра I. Эти реформы носят весьма противоречивый характер, им нельзя дать однозначную оценку. Самое главное заключается в том, что впервые после крещения Руси Петр I осуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации.

Петр I постоянно подчеркивал, что Россия не должна более оставаться закрытой от мирохозяйственных процессов, если она не хочет и дальше отставать в социально-экономическом развитии и постепенно попадать в тяжелую колониальную зависимость от передовых западных стран, как это случилось со многими государствами Азии, не сумевшими покончить с традиционализмом. В итоге петровских реформ Россия сумела занять достойное место в системе европейских государств. Она превратилась в великую державу с эффективной экономикой, мощной армией и морским флотом, высокоразвитой наукой и культурой.

Проводя реформы в России, Петр стремился к идеальному государству, основанному на справедливых и рациональных законах, но это оказалось утопией. На практике в стране было создано полицейское государство без каких-либо институтов социального контроля.

Перенимая на Западе передовые технологии, научные, военные и иные достижения, Петр как бы не замечал развития там идей гуманизма, тем более не желая их привнесения на русскую почву. Именно при Петре усилилась крепостная зависимость крестьян, за счет которых в основном и происходила реформаторская деятельность царя, так как в стране почти не было других источников экономического роста. Тяготы реформ, которые легли на плечи крестьян и городского населения, не раз были причинами крупных народных восстаний в Центральной России, Поволжье, на Украине и на Дону, например, восстание казаков под руководством Кондратия Булавина в 1707--1708 годах, жестоко подавленное царской властью.

Список литературы

Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. - М.: Логос, 1999. - 674с.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2002. - 896с.

Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. для вузов по спец. и направлению «Юриспруденция» / Моск. гос. юрид. акад. - М.: Юристъ, 1998. - 768с.

Карамзин Н.М. Предания веков. - М.: Знание, 1988. - 659с.

Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. - М.: Русское слово, 2001. - 577с.

Ключевский В.О. Новая русская история. Курс лекций. - М., 1888. - 542с.

Коломиец А.Г. История отечества. - М.: БЕК, 2002. - 745с.

Ливщиц А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. - М.: Проспект, 2001.- 432с.

Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Знание, 1990. - 304с.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Высшая школа, 2001. - 600с.

Пушкарев СГ. Обзор русской истории. - М.: Юристь, 2002. - 642с.

Смирнов И.И Политическая история России. - М.: Ось-89, 1999. - 318с.

Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. Проф. М.Н. Чепурина.-8-е изд. Стер. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. - 416с.

Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М: Былина, 2000. - 524с.

Подобные документы

    Общая характеристика правления Петра I. Начало царствования Петра I. Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы Петра I. Сущность военной реформы. Финансовая реформа государства. Реформа центрального и местного управления.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Социальное обеспечение в России: христианские традиции и роль государства. Петровское время и дореволюционный период. Развитие и становление современной системы государственного управления в сфере социального обеспечения в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2013

    Особенности образования прокуратуры в эпоху Петра I, которая явилась продолжением его реформ государственного управления. Основные задачи, стоявшие перед фискальной службой. Развитие прокуратуры в России и ее порядок деятельности в современных условиях.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Изучение предпосылок и обоснование необходимости реформ Петра I. Рост в экономической сфере, к которому привела реформаторская деятельность. Административные и социально-политические преобразования. Отличительные черты формирования абсолютизма в России.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности развития социальной политики в европейских странах. Предпосылки формирования социального государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Концепции и доктрины правового государства в истории человечества. Сочетание правового принципа с социальным. Развитие судебной системы. Факторы, обусловливающие необходимость проведения правовой реформы в современной России, главные задачи и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и признаки правового государства. Признаки социального государства. Функции социального государства и его современное понимание. Практика становления правового государства в России. Деятельность ОВД в условиях становления правового государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Виды безопасности государства. Главные причины возможных угроз безопасности России. Способы развязывания войны против России. Угрозы безопасности РФ на севере. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности. Классификация современных войн.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2010

    Историко-правовой анализ государственных реформ первой четверти XVIII в. как начала перестройки органов власти и управления. Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I, его централизация, реформы органов власти и управления.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2009

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Меры Петра I для развития народного хозяйства

Заботы о народном хозяйстве в деятельности Петра Великого всегда занимали очень видное место. Признаки таких забот мы замечаем и в XVII в. И предшественники Петра I были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении. Государственные финансы, бывшие для московского правительства верным показателем народного благосостояния, и до Петра, и в первое время его царствования были в неудовлетворительном положении. Петр нуждался в деньгах и должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о пополнении государственной казны постоянным бременем лежала на нем и привела Петра к той мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. К развитию торговли и промышленности он и направлял всю свою экономическую политику. В этом отношении он отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно-покровительственную систему. В стремлении Петра создать на Руси торговлю и промышленность и этим указать народу новый источник богатства заключалась новизна экономических мер Петра I. До него в XVII в. только немногие личности (Крижанич , Ордин-Нащокин) мечтали под влиянием западноевропейской жизни об экономических реформах на Руси. Само правительство, издавая Новоторговый устав 1667 г., высказывало мысль о важном значении торговли в государственной жизни. Но сознанная потребность не повела за собой почти никаких практических мер к ее удовлетворению до времени преобразований.

Трудно сказать, когда именно явилась у Петра мысль о необходимости развивать на Руси промышленно-торговую деятельность. Всего вероятнее, что он усвоил ее уже в первое заграничное путешествие. Уже в 1699 г. он заботился о торговом и промышленном классе (Бурмистерские палаты), а в замечательном манифесте 1702 г., которым Петр вызывал в Россию иностранцев, ясно выражена уже мысль о громадном значении в государственной жизни торговли и промышленности. С течением времени Петр I все определеннее и энергичнее шел к поставленной цели, сделав ее одной из главных задач своей внутренней деятельности. Мы видим ряд многообразных мер преобразователя, направленных к развитию экономической жизни. Изложение их заняло бы слишком много времени, и мы ограничимся перечислением важнейших из них:

а) Петр I постоянно предпринимал разведки с целью узнать лучше те природные богатства, которыми обладала Россия. При нем было найдено много таких богатств: серебряные и другие руды, вызвавшие развитие горнозаводского промысла; селитра, торф, каменный уголь и т. д. Так Петр создавал новые виды промышленно-торгового труда.

б) Петр I всячески поощрял развитие промышленности. Он вызывал иностранцев-техников, ставил их в превосходное положение в России, давал массу льгот с одним непременным условием: учить русских своему производству. Он посылал русских за границу для изучения разных отраслей западной промышленности. И дома, в цехах, мастера должны были правильно обучать своих учеников. Пользу технического образования и самой промышленности Петр I усиленно доказывал в своих указах. Предпринимателям он давал всякие льготы; между прочим, право владеть землей и крестьянами. Иногда же правительство само являлось инициатором в том или другом роде производства и, основав промышленное дело, сдавало его в эксплуатацию частному лицу. Но, создавая льготное положение для промышленников, Петр I надо всей промышленностью учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью производства, так и за тем, чтобы оно согласовалось с видами правительства. Такой надзор нередко переходил в мелочную регламентацию производства (точно была определена, например, обязательная ширина холста и сукон), но клонился в общем к пользе промышленности. Результаты мер Петра в отношении промышленности выразились в том, что в России при Петре основалось более 200 фабрик и заводов и положено было начало многим отраслям производства, существующим в наши дни (горное дело и пр.).

в) Петр I поощрял всеми мерами русскую торговлю. Как в отношении к промышленности, так и в отношении к торговле Петр держался покровительственной системы, стремясь развить торговлю настолько, чтобы вывоз из России товаров превышал ввоз их из других стран. Как Петр стремился путем указов объяснить подданным пользу развития промыслов, так старался он возбудить в них и торговую предприимчивость. По выражению одного исследователя; при Петре "престол часто обращался в кафедру", с которой монарх объяснял народу начала общественного прогресса. Такую же регламентацию, какая прилагалась к промышленному делу, Петр прилагал и к делу торговли. Он настойчиво рекомендовал торгующему люду составлять торговые компании на манер западноевропейских. Построив Петербург, он искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Петербургскому. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей, Петр стремился завести русский торговый флот. Не надеясь на скорые торговые успехи малочисленного городского сословия, представлявшегося Петру "рассыпанной храминой", он привлекал к торговле и прочие классы населения. Он доказывал, что и дворянину можно без позора заниматься торговыми и промышленными делами. Понимая значение путей сообщения для торговли, Петр спешил соединить свою новую гавань Петербург с центром государства водными путями, устроил (в 1711 г.) Вышневолоцкий канал, а после Ладожский.

Прорытие Ладожского канала

Однако Петр не дождался результатов своей торговой политики. Оживилась внутренняя торговля, устроились кое-какие внутренние торговые компании, явился даже русский купец (Соловьев), торговавший в Амстердаме; но в общем дело внешней русской торговли не изменилось заметно, и русский вывоз оставался преимущественно в руках иноземцев. Не было заметных успехов и в торговле с Востоком, которая очень занимала Петра. Однако при отсутствии резких изменений в торговой жизни Руси оживление торговли произошло уже на глазах Петра, и он до конца не бросал своих надежд.

Дополнение

Промышленная и торговая деятельность Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Промышленность и торговля при Петре I

Подушная перепись нашла для казны много новых податных плательщиков, увеличила количество тяглого труда. Меры, обращенные на промышленность и торговлю, имели целью подъем качества этого труда, усиление производительной работы народа. Это была область преобразовательной деятельности, после войска всего более заботившая преобразователя, наиболее сродная его уму и характеру и не менее военной обильная результатами. Здесь он обнаружил и удивительную ясность, и широту взгляда, и находчивую распорядительность, и неутомимую энергию и явился не только истым преемником московских царей, хозяев-вотчинников, умевших приобретать и копить, но и государственным деятелем, мастером-экономом, способным созидать новые средства и пускать их в народный оборот. Предшественники Петра оставили ему в этой области только помыслы и робкие начинания; Петр нашел план и средства для широкого развития дела.

План и приёмы

Одной из плодотворнейших идей, какие начинают шевелиться в московских умах XVII в., было сознание коренного недостатка, которым страдала финансовая система Московского государства. Эта система, возвышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. Мысль о предварительном подъеме производительных сил страны, как о необходимом условии обогащения казны, и легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Задав себе это дело, он затронул все отрасли народного хозяйства; не осталось, кажется, ни одного производства, даже самого мелкого, на которое Петр не обратил бы зоркого внимания: земледелия во всех его отраслях, скотоводства, коннозаводства, овцеводства, шелководства, садоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства и т. д. - всего коснулась его рука. Но более всего потратил он усилий на развитие обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для войска. Он не мог пройти мимо полезной работы, как бы скромна она ни была, чтобы не остановиться, не войти в подробности. Во французской деревушке он увидел священника, работавшего в садике; сейчас с расспросами и с практическим выводом для себя: буду понуждать своих ленивых деревенских попов к обработке садов и полей, чтобы они снискивали надежнейший хлеб и лучшую жизнь.

В наследие Петру Великому от Московского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Были унаследованы от Московского государства и его задачи – завоевать выход к морю и вернуть государство в его естественные границы. Пётр быстро приступил к решению этих задач, начав войну со Швецией и решив вести её поновому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это, конечно, требовало огромных финансовых затрат. Московское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами. Пётр тоже не чуждался этого старого приёма, но рядом с этим поставил и одно новшество, которого не знала Московская Русь: Пётр заботился не только о том, чтобы брать с народа всё, что можно взять, но подумал и о самом плательщике – народе, о том, где ему взять средства на уплату тяжёлых податей.

Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. Трудно сказать, как и когда у царя появилась эта мысль, но вероятно, это произошло во время Великого посольства, когда Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств. В то же время желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было, то возникала мысль, что их надо построить, пригласив для этого знающих иностранцев и отдав им в науку «своих подданных» , как тогда выражались. Эти мысли были не новыми и известны ещё со времён царя Михаила, но осуществить её мог только человек с железной волей и несокрушимой энергией, каким был царь Пётр. Поставив себе цель вооружить народный труд лучшими народными приёмами производства и направить его на новые, более доходные промыслы в области ещё не тронутых разработкой богатств страны, Пётр «перебрал» все отрасли народного труда. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени. Своё экономическое учение основывал на двух положениях: первое – каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов; второе – каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию. Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны.

На торговлю, на лучшую постановку и облегчение торгового дела со стороны государства Пётр обратил внимание тоже очень давно. Ещё в 1690-х годах он был занят беседами о коммерции со знающими иноземцами и, конечно, торговыми европейскими компаниями заинтересовался не менее, нежели промышленными.

В 1723 году Пётр приказал составить компанию купцов для торговли с Испанией. Предполагалось устроить также компанию для торговли с Францией. Были посланы для начала русские казённые суда с товарами в порты этих государств, но этим дело и кончилось. Торговые компании не прививались и стали появляться в России не ранее половины XVIII века, да и то под условием больших привилегий и покровительства со стороны казны. Русские купцы предпочитали торговать самолично или через посредство приказчиков в одиночку, не вступая в компании с другими.

С 1715 года возникают первые русские консульства за границей. 8 апреля 1719 года Пётр издал указ о вольности торговли. Для лучшего устройства речных торговых судов Пётр запретил строить староманерные суда, разные дощаники и струги. Основу торгового значения России Пётр видел в том, что природа судила ей быть торговой посредницей между Европой и Азией. После взятия Азова, когда создавался азовский флот, предполагалось всё торговое движение России направить к Чёрному морю. Тогда было предпринято соединение водных путей Центральной России с Чёрным морем двумя каналами. Утвердившись на балтийском побережье, основав новую столицу Санкт-Петербург, Пётр решил соединить Балтийское море с Каспийским, пользуясь реками и каналами, которые предполагал построить. Предметом вывоза из русских портов были преимущественно сырые продукты: пушной товар, мёд, воск. С XVII века стали особенно ценить на Западе русский строевой лес, смолу, дёготь, парусное полотно, пеньку, канаты. Тогда же пошли усиленно на вывоз продукты скотоводства – кожа, сало, щетина, со времён Петра за границу пошли продукты горного промысла, по преимуществу железо и медь. Особенным спросом пользовались лён и пенька; торговля хлебом была слабая по причине бездорожья и правительственных запретов отпускать хлеб за границу. Взамен русского сырья, Европа могла бы снабжать нас продуктами своей обрабатывающей промышленности. Но, покровительствуя своим фабрикам и заводам, Пётр почти запретительными пошлинами сильно сократил ввоз в Россию заграничных фабрикатов, допуская только такие, которые совсем не производились в России, или только такие, которые нужны были русским фабрикам и заводам