Ценность детства и жизни человека эссе. Сочинение. Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

(1) Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку.

По Д.А. Гранину

Сочинение

Все мы родом из детства, и у каждого оно происходило в индивидуальном порядке. О том, в чем заключается ценность детства, предлагает нам порассуждать в своем тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик, рассуждая над проблемой, окунает читателя в мир своего детства. Герой с радостью на сердце вспоминает те беззаботные времена, когда «не было еще чувства долга, не было обязанностей», и каждый жил так, как хотел, в своем отдельном мире, «среди муравьев, травы, ягод, гусей». Писатель подводит нас к мысли о том, что в детстве мы могли быть кем угодно, постоянно меняясь и развиваясь. Сверху на нас не нависали такие понятия как «долг» и «обязанность», было лишь «чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом», которое очень редко появляется у взрослых.

Мысль писателя такова: детство – это самая яркая и запоминающаяся пора в нашей жизни, неслучайно именно она вспоминается нам в старости. Человек рожден и предназначен для детства, потому что только в эту пору он может быть по-настоящему счастливым. «…Детство – самостоятельное царство, отдельная страна… она, если угодно, и есть главная часть жизни…».

Нельзя не согласиться с Д.А. Граниным. Я тоже считаю, что самой счастливой и беззаботной порой в нашей жизни является самое её начало. Ценность детства заключается в том, что лишь в этот период жизни человек имеет возможность по-настоящему любить и ценить жизнь, быть свободным от суеты внешнего мира и от надуманных рамок, предрассудков и проблем.

Например, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов», будучи уже взрослым мужчиной, засыпает с мыслями о том, насколько сладким и беззаботным было его детство. В этом сне Илья Ильич вспоминает ту волшебную атмосферу, в которой жила его семья, то «сонное царство», погрузиться в которое было одно удовольствие. Детство Обломова проходило в любви и заботе, родители старались максимально оградить маленького Илью от любых трудностей, и потому так радостно этому герою вспоминать те счастливые, но, к сожалению, ушедшие года.

О своем детстве любил писать Эдуард Асадов. В стихотворении «Ах, как же я в детстве любил поезда…» писатель выражает своё восхищение тем эмоциям, которые в те времена вызывали самые обычные вещи. Он любил верхние полки поездов за те приключения, которые на них происходили. При этом лирический герой искренне не понимает, почему взрослые ведут такие скучные разговоры в поездах, почему не видят такие прекрасные вещи в мелочах. Ребенка в этом стихотворении восхищает все: «особенный чай в стакане», проносящиеся кадры, шлагбаум и, в целом, вся атмосфера путешествия. Ведь за что еще можно любить жизнь? В детстве такого вопроса не возникает.

В заключение хотелось бы сказать, что начало жизни обычно запоминается самыми яркими и счастливыми деталями. Да, возможно, не у каждого было счастливое детство. Однако плохое запоминается редко, но то, как видит и чувствует мир ребенок, забыть сложно, потому что это исключительно и неповторимо.

«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

С. Маршак

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Мы все учили в школе на уроках биологии, что появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. В дальнейшем, человек по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции становится наиболее совершенным существом в природе. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Проработав в школе 10 лет и начав свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Само ценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал известнейший педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.

Каптерев П.Ф. писал: «… забота воспитателей должна быть направлена на предупреждение рановременного, скороспелого развития детского ума. Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное. Истощение энергии и жизненных сил в ранние годы непременно отзовется на всей последующей деятельности вялостью и слабостью. … Нормальный человек должен пережить все свойства возрастов, только тогда он и будет настоящим естественным человеком, а не сделанным… [ ]

Слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет», несомненно подтверждают, что игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. [ ]

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. [ ]

Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

1.поддержка разнообразия детства;

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. [ ]

В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

Д етство - это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя!

Вариант сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Д.А.Гранина

(вариант 27 из сб. И.П.Цыбулько)

Какова роль добрых воспоминаний детства? Как они способны повлиять на всю дальнейшую жизнь человека? Над этими вопросами размышляет современный русский писатель Д.А.Гранин. Вслед за автором текста и мы, читатели, задумываемся о проблеме влияния детских воспоминаний на нашу жизнь.

Свои размышления Д.А.Гранин ведет, опираясь на пример из классической литературы. Его внимание привлекают слова Алеши Карамазова, любимого героя Ф.М.Достоевского, о том, что «какое-нибудь прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть» (предложение №3). Чтобы подчеркнуть важность высказываний Алёши о значении детских воспоминаний, автор текста использует различные средства выразительности: ряды однородных членов «называет, очерчивает, выделяет, закрепляет» , эпитеты « беззащитно-высокими, торжественными, умиленными» и многие другие. Высказывание героя Ф.Достоевского о роли воспоминаний, вынесенных из детства, Д.Гранин не только разделяет, но и считает «великим с точки зрения педагогики делом». Писатель достаточно откровенен с читателем, поэтому делится своими личными наблюдениями и выводами, сделанными после размышления над словами Алеши Карамазова. Он приводит в пример людей, которые, несмотря на все сложности своей жизни, сумели остаться человечными, добрыми, не поддались ни злобе, ни цинизму. Д.Гранин признается, что теперь он придерживается мысли о том, что помогли этим людям сохранить в себе всё самое хорошее именно воспоминания о чем-либо хорошем, совершенном в детстве (предложение 20).

Позиция Д.А.Гранина прослеживается довольно четко и выражается в том, что значение детских воспоминаний о чем-то добром, прекрасном очень велико, ведь они удерживают человека от совершения дурных поступков, помогают сохранить в себе «запасы любви, доброты, радости, веры в будущее».

Нельзя не согласиться с мнением Д.Гранина. Действительно, важной порой в жизни каждого человека является его детство; всё, что происходит в детстве, так или иначе сказывается на всей дальнейшей судьбе человека, на его личности, его отношении к окружающим людям, миру. Если мы вынесем из детства воспоминания о добром поступке, о любви к природе, животным, людям, то перед самими собой мы будем выглядеть некрасиво, когда вдруг изменим этим воспоминаниям. Они-то и помогут нам не оступиться, не совершить что-то плохое.

В русской литературе достаточно много примеров, подтверждающих мысли Д.А.Гранина о влиянии детских воспоминаний на жизнь человека. В романе-эссе В.Чивилихина «Память» герой, вспоминая свое детство, повествует о молодой учительнице, которая приходила в дом его матери и обучала письму и чтению безграмотных женщин. Под влиянием этих занятий герой сам потянулся к чтению и сохранил этот интерес на протяжении всей жизни.

В повести С.Никитина «Падучая звезда», которая посвящена Великой Отечественной войне, герой, молодой боец, призванный на фронт со школьной скамьи, в минуты отдыха после боя лежит на земле и любуется красотой окружающего мира. При этом он переносится воспоминаниями в своё детство - в мирное время, и читатель узнает, что этого юношу всегда отличало умение восхищаться красотой русской природы и эту способность он сохранил даже на войне.

Герой повести В.Кондратьева «Сашка» помнит о том, что его с детства учили держать слово, и это становится нравственным законом, который он не может нарушить перед пленным немцем, ведь ему он обещает сохранить жизнь.

В заключение хочется сказать, что Д.Гранин затронул действительно немаловажную проблему, ведь он сумел показать, насколько ценными для человека могут быть добрые воспоминания его детства, которые вызывают ощущение счастья – ощущение, способное придать человеку силы, наполнить его жизнь смыслом.

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Детство - один из самых волшебных и запоминающихся периодов в жизни большинства людей. В тексте Д.А. Гранина, русского писателя, общественного деятеля, поднимается проблема ценности детства.

Раскрывая данную проблему, автор пишет, что «детство - самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего». Д.А. Гранин отмечает, что в этот период кажется, будто весь мир устроен для тебя, ведь тогда ещё нет ни обязанностей, ни чувства долга. Писатель обращает наше внимание на то, что в детстве лирический герой мог делать, что душе угодно: бежать неизвестно куда, лежать в поле, лететь вместе с облаками, «уплывать» в страну Фенимора Купера или Джека Лондона. Автор дает читателю понять, что детство - это время свободы.

По словам Д.А. Гранина, «детство остается главным и с годами только хорошеет». Автор пишет, что в детстве не было, ни понимания ценности любви и дружбы, ни славы, ни путешествий, была только настоящая жизнь. Автор отмечает, что «детство - это черный хлеб», которого потом не было. Русский советский писатель обращает наше внимание на то, что еда из детства обязательно куда-то исчезает. Д.А. Гранин доносит до читателя мысль, что в детстве было что-то невероятное и волшебное, что со временем у многих взрослых остается лишь в воспоминаниях.

Для доказательства моей мысли приведу в пример роман И.А. Гончарова «Обломов». Главному герою И.И. Обломову снится его родина - деревня Обломовка. Именно там он провел свое беззаботное детство, в котором не было ни суетливости, ни бурной деятельности. У маленького Обломова не было никаких обязанностей - за него все делали няньки и слуги. Илья Ильич забыл, что сначала он был очень резвым ребенком, но из-за строжайшего наблюдения и частых запретов привык к медленной и спокойно протекающей жизни. И.И. Обломов вырос мечтателем, а свою родную Обломовку, в которой он повзрослел, во сне видит земным раем.

Со временем плохое забывается, дети воспринимают жизнь иначе, чем взрослые. Приведу пример из зарубежной литературы.

В качестве второго примера, доказывающего мою мысль, приведу философскую сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Известный французский писатель восхваляет детство и пишет о том, что дети умеют видеть чудесное в обыденном. Так, например, взрослые не могут увидеть барашка сквозь стенки ящика, на это способны лишь дети. Только ребенок видит на рисунке удава снаружи и изнутри, а не шляпу. К сожалению, очень часто это умение пропадает с возрастом. Автор доносит до читателя, что детство - это время внутренней свободы.

Таким образом, детство - это и есть настоящая жизнь, прекрасное время свободы.