Суд признал экстремистскими высказывания юрия андропова. Современные проблемы науки и образования Карачаевские националисты

" парламент Карачаево-Черкессии захотел, чтобы в Уголовном Кодексе появилась статья за "отрицание сталинских" репрессий. За отрицание репрессий карачаевские депутаты хотят наказания от одного до двух миллионов рублей штрафа, либо присудить "виновного" к обязательным работам на срок до 320 часов. Эту писульку разослали по всем кавказским республикам и везде, кроме Северной Осетии, получили согласие. Разумеется с этой паскудной инициативой в Думе нашлись согласные личности.

"Я не думаю, что найдутся люди, отрицающие сталинские преступления,- заявил глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Павел Крашенинников.- Но если такие примеры есть, то я считаю возможным законодательно оформить наказание за это".

Зачем это кавказцам нужно? Послушаем самого инициатора писульки некоего Ахмата Эбзеева.

"Предлагаемый нами закон имеет цель впредь оградить незаконно репрессированных и их потомков от спекуляций по поводу преступления, которое было совершено Сталиным и его режимом,- заявил господин Эбзеев.- Подобные нормативные акты действуют во всем мире, запрещая, например, отрицание холокоста".

Вон даже как, оказывается потомкам кавказских фашистов и карателей не нравится, что их предков постигло заслуженное наказание за предательства и преступления и они требуют за это наказания. Даже не за отрицание сталинских репрессий как таковых, а именно напоминание представителям кавказских народов о службе фашистским оккупантам.

Карачаевцы на службе вермахта.

А зачем этот закон вообще нужен? Ответ простой, чтобы любой кавказский фашист, националист или моджахед мог безнаказанно обвинять Россию и русский народ в геноциде и преступлениях против его народа, не получая в ответ ничего. Этакой "исторической виной" хотят обложить русский народ, да еще рот заткнуть на все грязные обвинения в геноциде их предков. Уже представляется диалог из будущего:

Карачаевец: Ты, русский, ты виноват в репрессиях против моего деда!

Русский: Но постой, твой дед служил в легионе СС.

Карачаевец: Ты отвергаешь сталинские репрессии? Я на тебя в суд подам и получу миллион!

Перед нами фактически диверсия кавказских сепаратистов и националистов против Российской Федерации и русского народа. И нужно просто удивляться наличию в Думе безмозглых индивидуумов, которые этого не видят.

Чтобы не быть голословным приведу отрывок из статьи "Мы отомстим!" кавказских коллаборационистов "Газават" от 11 августа 1943 года :

"В июне 1941 года в горах Кавказа прозвучала радостная весть: Германия начала войну против большевиков, Германия протягивает руку братской помощи угнетаемым большевиками народам Восточной Европы. Опустели аулы Карачая. Сотни, тысячи карачаевцев ушли в горы и там под руководством Кады Байрамукова организовали повстанческие отряды. Крупнейший из этих отрядов, непосредственно руководимый Кады, вскоре вырос до 400 человек. Далее, когда фронт был еще далеко, карачаевцы-повстанцы уже вели мужественную борьбу против большевиков, которым приходилось держать в Карачае многочисленные гарнизоны. Когда же фронт приблизился к горам Кавказа, действия руководимых Кады Байрамуковым повстанцев настолько активизировались, что они смогли отрезать для красных все пути отступления, в частности, Клухорский перевал, через который несколько тысяч красных пытались уйти в Сванетию. Сотни убитых комиссаров, тысячи пленных красноармейцев, большие отары отбитого у отступающих большевиков скота, огромное количество воинского снаряжения и оружия - таковы были трофеи повстанцев. При активной помощи карачаевцев германские войска заняли Карачай обходным движением без единого выстрела. По тропинкам, известным только сынам гор, вошли германские солдаты-освободители в аулы"

Тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Предательство среди карачаевцев было и предательство массовое. И вот теперь потомки этих предателей хотят запретить мне напоминать про предательство их предков. Они хотят заставить меня забыть про то, как их предки служили Гитлеру и убивали моих предков. Я должен, оказывается по воле карачаевских националистов, помнить только о сталинских репрессиях и вечно каяться перед потомками гитлеровских прислужников. А не много ли они хотят, физиономия не треснет от хотелок?

Карачаевские каратели отдыхают после боя.

Что я, как и любой другой гражданин Российской Федерации, могу ответить на писульку кавказских националистов. Эта писулька нагло попирает мои конституционные права. Согласно статье 29 Конституции РФ мне, как гражданину РФ, гарантируются права:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Отрицание сталинских репрессий не является пропагандой, возбуждающей какую-либо ненависть. Русский народ от репрессий пострадал не меньше, если не больше других народов. В репрессиях одинаково участвовали все представители народов СССР. Сам спор о репрессиях - это спор из области истории. Пусть историки спорят, кто, кого, в каком количестве и за что репрессировал. Это не является ни фашизмом, ни национализмом. Наша власть давно осудила репрессии и реабилитировала невинно осужденных. Этот вопрос закрыт раз и навсегда.

А вот когда потомки прислужников фашистов запрещают мне вспоминать о том, как их предки служили Гитлеру - это уже является преступлением против конституционного строя Российской Федерации и прямое нарушение моих гражданских прав.


Бойцы одного вспомогательных кавказских батальонов вермахта.

Законопроект кавказских националистов по наказанию за отрицание сталинских репрессий - это по сути есть оправдание фашизма и кавказского сепаратизма. Этот закон им необходим для легитимных репрессий против всех недовольных националистической и исламистской плесенью, разъедающей единство нашей страны. Не говоря уже о том, что сам законопроект является прямым оскорблением русского народа. Единственное к чему приведет принятие этого закона - это к подрыву единства Российской Федерации и посеет межнациональную рознь среди народов России. Нужно быть крутым идиотом, чтобы этого не понимать. Я еще могу понять кавказских националистов, ведущих тайную борьбу против нашей страны. Но как мне прикажете понимать индивидуумов в Думе, которые одобряют антироссийский закон? Это глупость или измена? Если это глупость, то таким личностям нечего делать во власти, а если измена, то им одна дорога - на нары. Если тот же Крашенинников не в состоянии сделать выводы и просчитать последствия предложенного закона, то делать ему во власти не чего. А вот всякими борцами со "сталинским наследием", должен разговаривать уже следственный комитет и ФСБ, чтобы стало понятно на кого они работают против России.

Карачаево-Черкесская республика – ещё одна кавказская автономия, которая до сих пор тщетно пытается преодолеть и забыть непростое наследие выселения в годы Великой Отечественной войны. Однако, как оказалось, не менее трудно забыть и тот период, который принято называть «первой волной возвращения». Она пришлась на 1955-1965 годы и практически совпала с драматическим переделом границ после повторного объединения Карачая с Черкесией в единую автономную область в составе Ставрополья, которое было оперативно провёрнуто по указке из Кремля в феврале 1957 года.

На самом деле в Кремле фактически шли только вслед за процессом – сами многочисленные кавказские «наместники» после XX съезда КПСС торопились отчитываться перед Москвой в «преодолении последствий культа личности» самого разного рода. По национальным проблемам в том числе. В многочисленных письмах, уходивших тогда в Москву, но до неё, как правило, не доходивших, местные жители, в основном из числа тех, кого не депортировали, писали, что черкесов опять «положили под Карачай». Последствия такого интернационального решения сказываются и в наши дни.


При желании в Кавказа можно найти "обоснование" под любые территориальные переделы

Совсем недавно инициативные группы черкесов и абазинов заявили о своих планах создать на севере Карачаево-Черкесской республики отдельную двуединую автономию в составе Ставрополья. Причины такой инициативы известны, хотя и не очень активно освещаются центральными СМИ: в республике растёт социально-экономическая, языковая и политическая дискриминация менее многочисленных народностей со стороны карачаевцев.

Эти заявления стали по сути попыткой продолжить дело, начатое с направлением в Москву открытого письма президенту В. Путину практически с тем же содержанием. Как известно, его подписали Абу-Юсуф Банов, представляющий "Совет старейшин черкесского народа", Джанибек Кужев из общественной организации "Абаза" (самоназвание абазинов) и Рауф Дауров из "Центра черкесской культуры".

Необходимо напомнить, что всё это уже было, и было довольно давно. С теми же предложениями представители коренного населения ряда районов Карачаево-Черкессии выступали ещё четыре десятилетия назад. Показательна оценка, которую дал подобного рода инициативам председатель КГБ СССР Юрий Андропов, направивший 9 декабря 1980 года служебную записку в Политбюро. У неё абсолютно характерное для той эпохи, наверное, не случайно получившей название «эпохи застоя», название: «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской АО».

Итак, выдержки из документа.

«Среди определенной части коренного населения автономной области отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, особенно антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления. На характер этих процессов оказывают влияние также враждебные элементы из числа лиц старшего поколения, принимавшие ранее участие в вооруженной борьбе с советским строем, в т.ч. в 1942-1943 гг.
Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев, наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины. Черкесское население и другие национальные группы проявляют недовольство тем, что они фактически «отдалены» от большей части руководящих должностей в области в различных сферах…»

Как видим, национальные проблемы, какими бы назревшими они ни были, никак не решались ни в период развенчания культа личности, ни при развитом социализме. Есть ощущение, что и сейчас многое в федеральном центре хотели бы просто спустить на тормозах. Более того, на вооружение порой берётся отнюдь не самый удачный опыт из советской истории.

А советское руководство (истинные ленинцы, а значит, интернационалисты) изначально не было сторонником того, чтобы плодить на Северном Кавказе многочисленные этнические автономии, действуя по принципу «потом собирать замучаемся», озвученному ещё Серго Орджоникидзе.

Не слишком многочисленные этносы просто объединяли, не принимая во внимание, насколько близки они друг другу этнически и культурно. Религиозные предпочтения в стране государственного атеизма вообще игнорировали, главное, чтобы территориально всё получалось пристойно. Впрочем, обычно именно из-за территорий разгорались конфликты на национальной и религиозной почве, как это стало всё чаще случаться и сейчас. На базе именно такого подхода была сформирована не только Карачаево-Черкессия, но и Чечено-Ингушетия, и Кабардино-Балкария. А вот Осетию поделили на Южную и Северную, и даже после августа 2008 года там ещё очень и очень далеко до всеобщего национального счастья.

Сама же Карачаево-Черкесская автономия, сначала в статусе области, была образована в 1922 году. Её основой стал Карачаевский национальный округ из состава тогдашней Горской АССР. Но в 1926-м область было решено разделить на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ в составе Ставрополья, тогда ещё Северо-Кавказского края, который в конце 30-х годов получит имя того самого знатока национального вопроса – Орджоникидзевский. При этом в Карачае сохранится достаточно крупный черкесский анклав, точнее, если подходить формально, - эксклав.

Эксцессы между черкесами и карачаевцами возникли почти сразу, хотя они, вообще-то, не прекращались практически никогда, просто теперь появился достаточно серьёзный повод. При этом разного рода антисоветские группы, которые стали формироваться в горах, легко объединяли представителей обеих этносов. И те, и другие активно пытались срывать коллективизацию, боролись против ликвидации частной собственности, всеми возможными средствами противодействовали наступлению властей на Ислам. Кроме того, враждующие народности единым фронтом выступали против внедрения русского языка и других советских мероприятий, а главное - против обязательного военного призыва, хотя при царе служить отнюдь не отказывались.

Причем до половины этих групп, в основном карачаевских, сумели продержаться в таком своеобразном подполье вплоть до германской оккупации Северного Кавказа в августе 1942 года. А когда немецко-фашистские войска в феврале-марте 1943 года были с Кавказа выдворены, карачаевцы и черкесы тут же вернулись к партизанской деятельности. При поддержке германской и турецкой разведок они сумели продержаться ещё три-четыре года. Есть достаточно обширная информация о тех диверсионных группах, которые ухитрились получить помощь и от западных, прежде всего английских спецслужб, на их ликвидацию потребовалось ещё больше времени.

Стремительное продвижение германских войск к Главному Кавказскому хребту вызвало буквально шквал новых антисоветских эксцессов. Ответом спецслужб стали жестокие репрессии, которые зачастую явно запаздывали. Почти сразу, порой ещё до прихода немцев, большинство выходцев из зажиточных этносоциальных слоев, а также из тех, кто в Гражданскую воевал и против большевиков, и против белогвардейцев, выйдя из подполья, оказывались в рядах коллаборационистов. Туда же двинулись и «пострадавшие» при атеистических мероприятиях, жертвы раскулачивания, а также весьма многочисленные сторонники независимости так называемой единой адыго-черкесско-балкарской республики.

Из представителей именно таких слоев германскими властями были сформированы осенью 1942-го «Карачаевский национальный комитет» во главе с К. Байрамуковым и «Черкесская национальная управа» во главе с А. Якубовским. В этой связи характерно, что в Берлине, в отличие от Москвы, сразу учли сложные отношения между черкесами и карачаевцами, создав там по этническому принципу не одну, а две марионеточные структуры.

«Карачаевский национальный комитет» при этом получил конкретные властные полномочия: ему была «передана советская государственная, колхозная и общественная собственность, также руководство экономикой, культурой и пропагандой (под немецким контролем)». Он, по тем же данным, соучаствовал в оккупационных репрессиях, материально помогал оккупантам, установил связи с другими коллаборационистами в регионе, с национальными формированиями СС и вермахта. Об этом, ничуть не стесняясь, в период оккупации региона сообщали и местные марионеточные газеты и журналы.

Комитет даже успел провозгласить объединение Карачая и Балкарии в «единый Карачай» со столицей где бы вы думали - в русском Кисловодске!

В ноябре 1943 года в докладе начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. Леонтьева на имя замнаркома внутренних дел СССР С. Круглова отмечалось: «Вскоре после оккупации немецкое командование в Карачае установило тесную связь с местными националистами, главарями банд, руководителями духовенства и мюридских сект. И из их представителей создало так называемый «Карачаевский национальный комитет». Во главе комитета были утверждены Кады Байрамуков и Муратби Лайпанов (заместитель. – Авт.), впоследствии (с мая 1943 по апрель 1944 года. – Авт.) работавшие в немецкой разведшколе в Бешуе под Симферополем».

Всё это свидетельствует лишь об одном: основания, и немалые, для массовой депортации у советского руководства были. Для тогдашней практики это было вообще почти нормой. А по сравнению с депортацией черкесов ещё при царизме - и вовсе цветочки. Само выселение было проделано очень быстро: со 2 по 22 ноября 1943 года десятки тысяч человек (считается, что общая численность депортированных карачаевцев превышает 65 тысяч) «переехали» в Казахстан и Киргизию. Достоверной статистики по погибшим и пропавшим без вести в ходе депортационных перевозок нет. До 85% территории Карачая было передано Грузии (остальное – в Черкесскую АО и в Ставрополье).

Тем не менее, огульно обвинять карачаевцев в сотрудничестве с оккупантами – это всё же, мягко говоря, гипербола. По данным Обобщённого банка данных «Мемориал» и ряда других источников, на фронтах Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести свыше девяти тысяч выходцев из Карачая. На фронт ушли более 17 тысяч карачаевцев. 11 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

В военные годы жители Карачая собрали и отправили на фронт в 1941-1943 гг. шесть вагонов коллективных, индивидуальных подарков и дополнительно 68 650 единиц различных шерстяных и кожевенных изделий (а также национальный сыр, баранину, козье молоко, кумыс, минеральные воды, лекарственные травы). В боях за перевалы Главного Кавказского хребта участвовало 17 партизанских отрядов, девять из них были почти исключительно карачаевскими. Смертью храбрых пали в этих боях партизаны карачаевской и карачай-абазинской национальностей Р. Романчук, З. Эркенов, М. Исаков, З. Эркенова, И. Акбаев, X. Касаев, Я. Чомаев, многие другие.

Сам же факт реабилитации, а затем и репатриации карачаевцев, как, впрочем, и других кавказских народов, свидетельствует лишь о сомнительной принципиальности тогдашнего советского правосудия и полной беспринципности спецслужб и высшего руководства страны, пришедшего на смену сталинскому. Решение о возвращении было принято по личному указанию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва уже в 1955 году.

А в феврале 1957 г. была воссоздана Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставрополья. За всё это время внутренние границы автономии менялись не меньше пяти раз, а границы со Ставропольем – и того больше. В то же время Москвой были приняты и решения о максимальном благоприятствовании карачаевцам, как, впрочем, и другим «ссыльным» народам. А это, в свою очередь, спровоцировало многочисленные конфликтные ситуации между ними, с одной стороны, и черкесами, русскими, абазинами – с другой. Эти конфликты тлеют и по сей день, всё чаще разгораясь до прямых столкновений с применением

в станице Преградной трое русских парней Евгений Стригин, Виталий Гежин и Виктор Мироненко решили съездить в клуб на елку. По дороге решили заехать домой к Евгению, взять флеш-карту. У его жены назавтра, 3 января, был день рожденья. Она готовилась, делала салаты. По мере сил помогали и дети: сын Виталий 4 лет и дочь Виталина 2 лет. Подъехала машина мужа, Женя оставил машину с включенными фарами и ушел в дом. Ему надо было найти и взять флеш-карту для фотоаппарата. Друзья сидели в кабине. Но тут едут «Жигули 2105» с группой веселых карачаевцев: ездили в ночной магазин за водкой. Русский «УАЗ» им мешал проехать, карачаевцы вылезли и начали кричать, что мол, убирайте машину. Виталий Гежин вышел и сказал: «Подождите немного, хозяин выйдет и отгонит». Но те ждать не хотели и выйдя из своей машины бурно требовали чтобы русский «УАЗ» убрали немедля…

Потом горцы полезли в драку. Однако Гежин, - спортсмен-борец, - их просто расшвырял. Один из карачаевцев расшиб затылок. Все вроде успокоились. Выбежал Стригин, спросил: «В чем дело»? Ему сами карачаевцы сказали что «все нормально» и попросили принести зеленки и ваты. Стригин сбегал домой принес кусок наволочки и водку, смочил ею ткань. Промыли ссадину, и на этом вроде все закончилось. Среди карачаевцев была женщина - Жанна Узденова, которая успокаиваться не захотела, бегала вокруг, и выкрикивала угрозы. Русские этим угрозам значения не придали. Как писал потом в инете Виталий Гежин :

«Потому что это у этих народов «как за хлебом в магазин сходить» звучат часто угрозы и запугивание».

Не придав значение угрозам, все трое русских «уехали на центральную елку, хотели в новом году как обычно сфотографироваться с друзьями». Однако карачаевцы решил отомстить за обиду и поехали собирать подкрепление.

И вскоре уже две машины до отказа набитые ждущими мести молодчиками приехали к крохотному домику Стригных. Как потом говорила Кристина, из двух машин вылезло не менее десятка карачаевцев. Окружили дом, зашли даже в огород. Двое начали ломать дверь вернады, а Жанна Узденова разбила окно и начала кричать, что убьет Кристину и ее детей. Именно так. Кристина Стригина, схватив в охапку кричащих детей, спряталась в дальней комнате и закрыла внутреннюю дверь на ключ. После чего набрала на мобильнике номер мужа и позвала его на помощь. За это время карачаевцы смогли открыть дверь в прихожую и уже начали выламывать внутреннюю дверь. Но тут, получив сигнал о помощи, подъехали Евгений и его друзья Гежин и Казаков. Первым вышел Виталий Гежин и попытался начать разговор, мол «что вы творите»… Но его тут же сбили с ног и начали избивать ногами несколько «мстителей». Вышедших из машины двух других русских парней, также повалили и начали бить. На трех русских приходилось не менее десяти карачаевцев. Евгений Стригин сумел подняться и бросился в дом. А там открыл сейф, собрал ружье и выйдя на крыльцо, начал стрелять...

После первого выстрела в воздух карачаевцы бросились в свои машины. Но Евгений опустил ружье и сделал еще два выстрела. В одном случае дробь попала в автомобиль и, как потом выяснилось, был убит один из нападавших: Бостанов.

Евгений Гежин эти события описал так: «Видя, что два его друга лежат на земле, а их избивает толпа народа, [Евгений Стригин] произвел выстрел в воздух, и два в сторону машины нападавших, после этого их машины стремительно разъехались, как «шакалы по норам». Мы поднялись все избитые с переломами челюсти, рук, многочисленными синяками и ссадинами. Женя, опасаясь повторного нападения на его дом и семью, забрал жену, детей и уехал к родителям, мы тоже поехали каждый по своим домам».

Когда утром до Евгения Стригина и его жены дошли сведения о смерти одного из «мстителей», они бросились в лес. И двое суток без еды сидели в январском лесу в кабине УАЗа. Потом вернулись в станицу, где Евгений сдался милиции. Ему было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве. Зверски избитого Евгения Гежина милиция арестовала 3 января утром.

Но история эта имела продолжение. После того как Кристина смогла дозвониться мужу, он, выехав с друзьями к своему дому, позвонил своему другому другу - лейтенанту милиции Алексею Козырю - и сказал, что что-то неладно. Алексей Козырь с участником первого инцидента Мироненко на своем УАЗе ночью решил заехать к Стригиным; еще на подъезде, на соседней улице он был остановлен сотрудниками милиции карачаевской национальности, на него надели наручники и, вместе со своими спутниками, доставили в РОВД. (С момента стрельбы до ареста Козыря прошло около 3 часов).

Всех задержанных в РОВД начали зверски избивать. Выбивали признания в организованном, спланированном групповом убийстве из националистических побуждений.

Вот как описывает свои злоключения Виталий Гежин: «И вот утром ко мне ворвались в дом милиционеры, видимо родственники погибшего, сказали: будет обыск и где я прячу ружье, я попросил их не кричать, ведь у меня двое малолетних детей и они спят, ведь еще 7 часов утра. Меня забрали в отдел там мне сказали: «руки за спину» и надели наручники, потом меня стал избивать один сынок местного карачаевского миллионера, хотя у меня на лице и так были сильные гематомы, но им на это было плевать. Потом доставили в следственный комитет в качестве свидетеля, там тоже постоянно угрожали, на просьбы показать меня врачу, «так как у меня было, как потом выяснилось, сотрясение мозга и перелом челюсти, про другие травмы можно уже не писать» или вызвать мне адвоката - смеялись, требуя, чтобы я написал, что это было организованное убийство группой лиц, но я отказался это делать, за что был задержан на двое суток, потом еще на трое. На все мои просьбы снять с меня побои и показать врачу мне отказывали следователи, хотя работники ИВС неоднократно об этом им заявляли, потому что они все были Русскими людьми. Слава БОГУ! там меня избить им не дали. только на четвертые сутки меня отвезли в больницу на рентген и выяснилось что у меня перелом левого угла нижней челюсти и мне нужна срочная госпитализация, после этого в этот день «вдруг» появился суд-мед эксперт «так же по национальности карачаевец» и сделал заключение, что мне нанесен средний вред здоровью. На пятые сутки меня выпустили, а Женя до сих пор сидит в тюрьме, и шьют ему вплоть до пожизненного. Создан следственный комитет из пяти человек. Говорят, среди них есть даже один русский человек, которого ни один из нас в глаза не видел. Я представляю, как прессовали моих друзей, не сомневаюсь еще сильнее меня».

Конечно, гибель человека - трагедия. И тот факт, что Евгений Стригин открыл огонь, это очень прискорбный факт. Но как бы поступил кто-нибудь иной в ситуации, когда за спиной страшным криком кричат ТВОИ дети, а перед твоим домом убивают друга? Толпой на земле человек забивается ногами очень быстро. Причем Гежина целенаправленно били по голове.

После стрельбы начались аресты. И самого начала карачаевские «правоохранители» организатором, и даже соучастником, убийства требовали признать друга Евгения Стригина - лейтенанта милиции Алексея Козыря, который вообще не присутствовал при обоих драках и стрельбе. Планировалась явная фабрикация «громкого дела». В чем же провинился инспектор ДПС Козырь?

В том, что он - честный милиционер. Не пьющий алкоголь, даже пиво. Не курящий. Не берущий взяток. И именно по этой причине ставший неугодным начальству. Как пишет сам Алексей Козырь .

«Я, Козырь А. В. работал инспектором ДПС ОГИБДД Урупского РОВД, в звании лейтенанта милиции с 2002 года. В 2010 году Урупский РОВД объединили с Зеленчукским районом, с мая нахожусь в распоряжении МОВД «Зеленчукский». Выявил следующие факты:

Ежемесячно вымогаются денежные средства в размере 3000 (Трех тысяч) рублей с каждого инспектора ДПС, «неугодные» устраняются различными способами. Фабрикуются служебные проверки, «неугодные» сотрудники вытаскиваются на аттестацию, вынуждают уволиться по собственному желанию, в противном случае увольняют по статье…. Имеется доказательная база в виде аудио записи разговора состоявшегося в здании ГИБДД в момент сбора денежных средств. За назначение на должность в МОВД «Зеленчукский» руководство вымогает денежные средства в размере от 30-70 тысяч рублей, в зависимости от занимаемой должности. Таким образом, формируется штат ГИБДД ОВД «Зеленчукский». Сотрудники милиции опасаются кому-либо докладывать о происходящем, так как боятся потерять свое место работы и кого-либо из близких родственников». В опубликованном в инете заявлении Алексея Козыря много интересной информации, можно сходить по ссылке.

В результате действий карачаевских правоохранителей АБСОЛЮТНО НЕПРИЧАСТНЫЙ к делу об убийстве Бостанова Алексей Козырь провел в заключении 9 дней: с 3 по 12 января. Пять дней в заключении провел Виталий Гежин.

И ПРИ ЭТОМ ВСЕХ ЗВЕРСКИ ПЫТАЛИ. Постоянно избивали. Алексея Козыря помимо избиений держали в камере с +5 градусами тепла. У него воспалились почки: хронический пиелонефрит. Виталию Гежину с поломанной челюстью не оказывали медпомощи и при этом избивали. Лишь Когда в КПЗ сменилась смена охраны с карачаевской на русскую, Гежину в камеру родители смогли предать антибиотики. Русские милиционеры сами ему кололи уколы, что позволило как-то сбить воспаление сломанной челюсти. Виктору Мироненко, присутствовавшему при первой драке, раздробили скуловую кость и перебили нерв на правой стороне лица…

Сейчас же грубо сфабрикованное дело против Алексея Козыря уже развалилась, он признан непричастным, но ему угрожают убийством. И это не пустые угрозы.

Никто из пытателей, а их фамилии известны, и жалобы подавались, к ответственности не привлечен. И, в рамках карачаево-черкесской «правоохранительной системы, привлечен не будет никогда… Тем более, что один из садистов-истязателей - сынок местного олигарха.

Правда по поводу избиения Виталия Гежина возбуждено отдельное уголовное дело, но следователи-карачевцы относятся, по его словам «как к скотине», оскорбляют и унижают, явно показывая, что никакого расследования они выполнять не будут.

Само же дело по убийству Бостанова признано «делом особой важности», сформирована следственная бригада из семи следователей, лишь один из которых русский. Его проходящие по делу люди в глаза не видели. И защищавший своих детей русский человек, Евгений Стригин лишен всякой надежды на справедливость расследования.

Но и это еще не все. События, связанные со стрельбой произошли в ночь со 2-го на 3-е января. А уже 4-го января на центральной площади казачьей станицы Преградной вышли стройные колонны жителей карачаевской национальности. С двумя требованиями:

1.Выдать для самосуда Евгения Стригина и его семью.

2. Выселить ВСЕХ русских их Урупского района, райцентром которого является Преградная.

Митинг собрал до 250 человек. Была выбрана «инициативная группа» из примерно 20 человек, которая пошла к руководству района (состоящему, само собой, из карачаевцев) с требованием «удовлетворить справедливые требования людей». Русские при этом митинге боялись выйти на улицу. К слову о «нашем районе»: карачевцы в этих местах появились только в 1958 году, по возвращении из Казахстана. До этого тут с 1861 года жили только казаки.

Через несколько дней после митинга, на той же центральной площади пьяный милиционер-карачаевец с криком: « Твой брат - убивал наших людей», - открыл огонь из пистолета по шедшему мимо Василию Козырю - брату Алексея. Стрелка «по-тихому» уволили без последствий…

Читатель может спросить: «А может это отдельный случай? Стоит ли «тянуть тенденцию» ? Тогда надо сказать, что еще творится в Преградной. Ранее зверски была изнасилована русская девушка Оксана Ф. из соседнего с Преградной поселка Медногорского. Насильник, некий Алиев, получил пять лет колонии. Условно.

В 2010 году было совершено нападение двух карачаевцев на русского охранника Медногорского горно-обогатительного комбината. Ему было нанесено одиннадцать (!) проникающих и даже сквозных (!!!) ножевых ранений. Как выжил - знает Бог. «Резателю» дали год. Условно. Напарнику не дали и этого.

В центре станицы были обнаружены нецензурные надписи оскорбляющие русскую нацию и требующие «уходить русским свиньям из нашего района». Возбудили административное дело. Идет до сих пор.

Снесли два православных поклонных креста. Последствий никаких.

И вот последнее, мартовское, сообщение из Преградной - ночью обстрелян дом русских людей Слядниковых на улице Красной. На той же улице, где в страхе живет Кристина Стригина.

То, что творится в Преградной - настоящая линия фронта. Фронта, направленного на «очищение жизненного пространства»; на сознательное и планомерное вытеснение русских из республики. Карачаевский митинг в Преградной, кстати, организовывал специально присланный «массовик-затейник» из города Карачаевска.

Но вернемся к опубликованному в инете письму Виталия Гежина. Вот что он пишет: «Я долго не хотел писать это письмо, ведь я не националист, в радикальном проявлении этого слова. Да я люблю свою нацию, горд тем что я Русский человек! как и мои друзья пострадавшие от этого конфликта, но никто из нас не страдал и не страдает проявлением и нетерпимости к другим народам, боле того у меня много друзей из этих народов, все они порядочные люди.

Но сейчас в КЧР ведется давление и выживание русского населения, сжигаются православные храмы и церкви, совершаются тяжкие преступления: убийства и изнасилования. Число тяжких преступлений совершенных в нашем районе карачаевцами составляет 80 % , а русскими 20 %. Все руководящие посты - силовые посты, занимают кавказские народы, в нашем районе, где 80% русские люди, исторически кубанские казаки, соотношения руководящих 80% к 20% не в пользу русского населения».

В Карачаево-Черкесии есть представляющее интересы русского населения организация: Региональное Общественное движение «Русь». Издается газета «Русь». И по материалам этой газеты, и по рассказам людей, ситуация в КЧР для русских просто катастрофическая.

Доля русского населения в КЧР, по данным переписи 2002 года составляет 33,6 %. До 1991 года их было 50, 7%. Русские бегут, республика становится мономусульманской. Минимум 1500 человек русского населения покидает республику в год. И это, в подавляющем большинстве, молодежь. Ей места в республике нет, у нее нет будущего. Работу дают только своим. Негласный запрет существует для русских на работу в казначействе, налоговой инспекции, КРУ, счетной палате, -везде где «пахнет деньгами».

В вузах КЧР русские студенты сейчас составляют всего 5%. Причем эти 5% - это только учащиеся из Черкесска. В университете Карачаевска русских студентов нет. На стенах этого учебного заведения уже, по чеченскому примеру, пишут: «Русские не уезжайте, нам нужны рабы»… В Карачаевске вообще не осталось русской молодежи, если раньше там проживало довольно много русских, то теперь остались одни старики.

«Высшей точкой» сознательной и планомерной дерусификации республики стал «сеанс одновременного сожжения» христианских храмов. 1 ноября 2010 года в Карачаевске и соседнем с ним поселке Орджоникидзевском были сожжены две православные церкви, а также баптистский молельный дом. И это был явный, открытый поджог. И все промолчали. Ставропольский епископ Феофан, патриарх Кирилл - все промолчали. В Думе промолчали, в СМИ промолчали. Русские на Кавказе не нужны никому. Уничтожение поклонных крестов в станице Преградной и сожжение христианских церквей - все это явления одного порядка. Как и групповое нападение на дом Евгения Стригина, и митинг с лозунгами выгнать русских из «нашего района».

«С молчаливого согласия руководства республики вольготно чувствуют себя националистически настроенные лица, которые своими псевдотрудами, экстремистскими высказываниями негативно настраивают свою молодежь против других народов. На бытовом уровне идет выдавливание русских с мест их компактного проживания», - это цитата из обращения Президиума Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Русь» к Президенту РФ Медведеву . Это обращение было опубликовано в октябре 2010 года, ДО СОЖЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ. И ДО СОБЫТИЙ В ПРЕГРАДНОЙ.

В настоящее же время дети Жени Стригина лечатся от шока у психолога, а семья его бедствует. Нет денег на адвокатов. И на кого теперь надеяться Стригиным, да и всем русским и в Преградной и во всей Карачаево-Черкессии? И на всем Северном Кавказе? На кого? Не на кого…

Этого оказалось достаточно, для того чтобы после освобождения Кавказа Сталин дал команду переселить карачаевцев за «нелояльность советской власти и сочувствие оккупантам»

Депортация карачаевского народа происходила в конце 1943 года, сразу же после освобождения Кавказа от фашистских захватчиков. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, согласно данным всесоюзной переписи 1939 года, на всей территории СССР проживало 75 763 карачаевца, 92,79% (70 301) из которых жили в пределах Карачаевской АО. Во время всеобщей мобилизации 15 600 карачаевцев были призваны на поля сражений с немецкими войсками, еще 3000 человек были задействованы как т.н. «трудовые резервы». Оставшиеся в тылу карачаевцы тоже не сидели без дела: в первые годы войны они собрали и отправили 6 вагонов вещей для фронта (валенки, полушубки, бурки, шапки-ушанки, шерстяные носки и т.д.).

Однако первые дни Великой Отечественной войны обернулись для СССР весьма печальным образом. Вермахт двигался семимильными шагами и уже в августе 1942 года немецкие войска заняли территорию Карачаевской АО. Около 1200 жителей, в т.ч. женщины, Карачаевской АО сформировали порядка 17 партизанских отрядов.

Оккупировав территорию, вермахт установил свои порядки на всей области: комендантский час (с 19:00 до 4:00), использование немецкой валюты, немецкое написание названий населенных пунктов и учреждений на оккупированной территории, листовки, в которых сообщалось о ликвидации колхозов. Последнее использовалось для вербовки коренного населения Карачаевской АО: предполагалось, что ликвидация колхозов спровоцирует переход рабочих к единоличному землепользованию, что улучшило бы жизнь крестьян. Напряжение в рядах карачаевцев области сопровождалось продолжающимся ухудшением материального положения населения и новым репрессиям против него. Карачаевцы, которые в годы Гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев, раскулаченные и противники советской власти стали переходить на сторону оккупантов. Антисоветские элементы начали формировать отряды для поддержки режима оккупантов и борьбы с партизанами.

Во времена Второй Мировой войны командование немецкого вермахта зачастую прибегало к формированию на оккупированных территориях разного рода организаций с целью поддержки оккупационного режима, например, «Карачаевский национальный комитет». Этого было достаточно для того, чтобы принять решение о депортации карачаевского народа.

Обвинения в коллаборационизме были поводом для депортации не только карачаевцев, но и большинства других народов Северного Кавказа. Одной из причин переселения были антисоветские движения 30-х годов XX века в период насильственной коллективизации. «Перегибы и искривления, допущенные при проведении коллективизации» спровоцировали выступление более двух тысяч карачаевцев, среди которых были не только сторонники белогвардейцев, но и религиозные деятели и князья. Несмотря на то, что выступления были подавлены, некоторые карачаевские семьи перешли на подпольную деятельность, стали создаваться т.н. «бандитско-повстанческие организации».

Оперативно-чекистская кампания по выявлению и аресту активных членов повстанческих организаций 1941-1942 гг. не принесла особых результатов. За указанный период на территории Карачая была выявлена 21 банда и 135 ее участников. С немецким наступлением антисоветские элементы активизировали свою работу. Некоторые историки не исключают того, что антисоветские выступления карачаевцев и немецкое наступление было спланировано синхронно. На это указывают тесные контакты руководителей повстанческих организаций с немецкими оккупантами, а некоторые из них даже проходили подготовку в немецких разведывательных школах. Об этом факте свидетельствовал доктор исторических наук Иван Бугай в своем труде «Их надо депортировать».

«Карачаевский национальный комитет», созданный при оккупационном режиме, пообещал, что колхозы будут упразднены, ее собственность, равно как и руководство экономикой и культурой автономии, будет передана в руки комитета. Комитет, по задумке вермахта, должен был отчитываться перед немецким дипломатом Эрнст-Августом Кестрингом, который позже принимал активное участие в заговоре против Гитлера.

Тема антисоветских выступлений карачаевцев присутствует и в исследованиях немецкого военного историка Йоахима Хоффмана. В своем труде «Немцы и калмыки 1942-1945» он указывает на то, что итогом образований административных управлений в Карачаевской АО было «признание на основе невмешательства независимых республик карачаевцев, кабардинцев и балкарцев на Северном Кавказе, которые поднялись на борьбу с советской властью еще до прихода немцев ».

В январе 1943 года советская армия вытеснила немецкие войска с территории Карачаевской АО и начала борьбу против антисоветских элементов. Повстанцы («главари бандповстанческих формирований», «мусульманское духовенство и националисты») в результате этих мероприятий были частично ликвидированы, а скрывшиеся продолжили деятельность в подполье. В ходе столкновений 10-15 февраля 1943 года карачаевцы ликвидировали 115 солдат и офицеров Красной Армии и сотрудников Государственной безопасности. Со стороны советских вооруженных сил были привлечены порядка двух тысяч сотрудников милиции и военнослужащих. Столкновения продолжались вплоть до октября 1943 года. За этот период было проведено 37 операций, в результате которых погибли как антисоветские элементы, так и сотрудники НКВД.

В разгар этих противостояний, 15 апреля 1943 года , вышла совместная директива НКВД и Прокуратуры СССР о переселении 573 членов семей главарей повстанцев. Позднее эта цифра была уменьшена до 472 человек. 9 августа все они были выселены за пределы области.

12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о ликвидации административного устройства Карачаевской АО и переселении оставшихся представителей карачаевского этноса (62 842 человека) в Казахскую и Киргизскую ССР. Решение вступило в силу со 2 ноября 1943 года .

Войска НКВД численностью 53 тысяч человек взяли в кольцо аулы и преградили пути въезда и выезда из города. В четыре часа утра чекисты начали аресты, а для выселения одного аула тратили в среднем от 3 до 6 часов.

К 5 ноября 1943 года из Карачаевской АО было вывезено 34 эшелона , каждый из которых состоял из 58 вагонов, вмещавших порядка 2-2,1 тысяч человек. Первые эшелоны из Карачаевской АО прибыли в Джамбульскую и Южно-Казахстанскую область 10 ноября. К декабрю на территории Казахской и Киргизской ССР было расселено 15 987 семей (12 500 мужчин, 19 444 женщин и 36 670 детей). На территории Южно-Казахстанской области была расселена основная часть спецпереселенцев - 25 142 человека (3689 мужчин, 6674 женщин и 14 679 детей).

Из сообщения начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина Л. П. Берии:

К моменту прибытия эшелонов на станциях разгрузки своевременно концентрировался автогужевой транспорт. Разгрузка эшелонов проходила организованно и планомерно. Как при приеме эшелонов, так и при вселении в колхозные и совхозные дома никаких эксцессов и происшествий, как со стороны прибывших карачаевцев, так и местного населения не было. Подавляющее большинство спецпереселенцев в первые же дни после расселения приступило к работе в совхозах и колхозах по уборке хлопка, свеклы, очистке ирригационной системы.

Через несколько месяцев, 3 марта 1944 года , на основании приказа Государственного комитета обороны были демобилизовано 2543 карачаевца, которые должны были направиться к месту расселения своих семей или родственников.

Специально к приезду спецпереселенцев в Казахской ССР было создано 488 спецкомендатур , к каждой из которых было прикомандировано 5-7 чекистов и офицерский состав. Особое внимание было уделено предотвращению попыток побега спецпереселенцев, однако на 1 июня 1944 года из мест поселения сбежало 77 человек, еще 19 человек было задержано.

Нехватка жилплощади для спецпереселенцев с Северного Кавказа заставило местное население уплотниться, а тем, кому не хватило мест, пришлось довольствоваться клубными зданиями, временными бараками, землянками и полуразрушенными домами. Кроме того, депортированные не имели никакой пригодной для местного климата одежды. Люди нуждались в большом количестве ткани на пошив зимней одежды и обуви, однако принятых мер было недостаточно. Стоит ли говорить, что у депортированных не было права покидать пределы района, а неповиновение жестоко каралось. Кроме того, глав переселенческих семей обязали в трехдневный срок сообщать о всех изменениях в своих семьях (побег, рождение ребенка или смерть члена семьи). Нарушение этого правила наказывалось штрафом до 100 рублей или же арестом до пяти суток. Для беглецов же указ Президиума Верховного Совета СССР предусмотрел наказание в виде 20 лет каторжных работ.

Первые годы за пределами родных земель были особенно трудны для карачаевского народа. К 1948 году у выселенных балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев родилось 28 120 ребенка , а умерло 146 892 человека .

Первые послабления для режима содержания северокавказских народов на территории республик Средней Азии были приняты в 1954 году , с граждан, рожденных после 31 декабря 1937 года, был снят статус спецпоселенцев. Это позволило детям старше 16 лет поступать в учебные заведения, выезжать за пределы пункта проживания.

16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». К тому моменту численность спецпоселенцев сильно сократилось (30 100 человек) во многом за счет указа 1954 года о снятии статуса спецпоселенцев с граждан, рожденных позже 31 декабря 1937 года.

Указы об отмене особого режима в отношении депортированных народов и других групп людей отличались половинчатостью, стремлением не подвергать ни малейшей критике проводившуюся ранее политику массовых депортаций. Речь шла о том, что люди были выселены «в связи с обстоятельствами военного времени», а теперь, мол, их пребывание на спецпоселении «не вызывается необходимостью». Из последней фразы логически вытекало, что раньше это «вызывалось необходимостью». Ни о какой политической реабилитации депортированных народов не было и речи. Они как считались народами-преступниками, так таковыми и оставались, с той разницей, что из наказанных народов превратились в помилованные.

В. Н. Земсков.

Среди карачаевцев, имеющих отношение к Казахстану, был карачаево-балкарский поэт, прозаик и драматург Альберт Узденов , который появился на свет в поселке Задарья, Арысского района Южно-Казахстанской области. Кроме него стоит отметить первого председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской республики Магомета Абрекова , третьего президента Карачаево-Черкесской республики Мустафу Батдыева , председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председателя ДУМ КЧР, муфтия Исмаила Бердиева , актера, уроженца Джамбулской области Шукура Тебуева и Героя Социалистического Труда Патию Шидакову .

Карачаевская АО была восстановлена 9 января 1957 года , но теперь Карачаево-Черкесская автономная область входила в состав Ставропольского края. Ей были возвращены некоторые районы, вошедшие в состав пограничных областей в период ликвидации области. Первые эшелоны карачаевцев прибыли на родину 3 мая 1957 года , что в истории карачаевского народа отмечается как «День возрождения карачаевского народа».

Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Численность

В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек - это Казахстан и Киргизия.

История

Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.

Язык

Основной язык - карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Жилище


Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.

Характер

Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.

Внешность

Одежда


Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

  1. Рубашка в виде туники.
  2. Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
  3. Чепкен - верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
  4. Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае - играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это - воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение - жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Свадьба


События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:

  • калым;
  • приданое со стороны невесты;
  • подарки;
  • затраты на само торжество.

Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку - его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз - до свадьбы, второй раз - после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.

Культура


Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство - у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.