Медный всадник — образ-символ. Смысл названия по поэме Медный всадник (Пушкин А. С.) Образы символы в поэме медный всадник

гранит , бронза . Высота: 10,4 м Сенатская площадь

Ме́дный вса́дник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге .

Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года .

Позднее памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина , хотя на самом деле изготовлен из бронзы .

История памятника

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в - . Голову Петра лепила его ученица, Мари-Анна Колло . Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев . Отливка статуи осуществлялась под руководством мастера Емельяна Хайлова и была закончена в 1778 году . Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю. М. Фельтен .

В августе 1766 года русский посланник в Париже Д. А. Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе , рекомендованном Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Д. Дидро . Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен : он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

«Гром-камень»

Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости » было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшем об этой глыбе и имевшем намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшем для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.

Место, где найден был Гром-камень, до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что это было лесистое и весьма сырое место в районе деревни Лахта , и что путь камня до места погрузки был равен приблизительно 8 верстам, то есть примерно 8,5 километрам. Учитывая, что путь камня неоднократно менялся, и перемещали его не по прямой, следует ожидать, что камень был найден в следующих современных границах: на западе - посёлок Лисий Нос , прямо на север - до нынешней Кольцевой автодороги , по дороге и южнее её на восток до речки Чёрной и затем на юг через Юнтоловской лесной дачи , включая его весь, до северного берега Лахтинского разлива .

Транспортировка «Гром-камня»

Началу перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка. Были приняты во внимание рекомендации, которые разработал И. И. Бецкой , проведено исследование модели «машины», предлагаемой для перевозки камня. При этом было найдено, что наиболее соответствующей задаче является установка камня на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых шаров. Посредством эксперимента был выбран достаточно прочный материал для этих шаров, состоящий из сплава на основе меди, и отработана технология его изготовления. Разработан технологический процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых была построена деревня. Камень весил 1600 тонн. Его транспортировка до берега Финского залива осуществлялась несколькими воротами. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым. Работавшие на камне постоянно во всё время движения каменотёсы в количестве 46 человек лишь придавали ему надлежащую форму.

Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года . Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.

Транспортировка камня по воде осуществлялась на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года . Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.

Несмотря на все принятые меры за всё время пути неоднократно создавались аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию, за которым следила с интересом общественность всей Европы. Тем не менее руководители работ всегда находили выход из положения. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Эта перевозка действительно была уникальна и уникальна до сих пор: это перемещение самого большого монолита (самого большого не только в первоначальном виде, но даже и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком, причем монолиты хотя бы сравнимой массы перемещались лишь в древности.

Памятник

Открытие монумента Петру Великому . Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» . Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Литература

  • Бакмейстер,И. Г. библиотекарь Имп. Академии наук перевод статьи из «Neues St. Petersburgisches Journal» (1782. Т. 4. С. 1-71), вышедшей отдельным изданием в 1783 г. («Nachricht von der metallenen Bildsäule Peters des Grossen»).Русское издание 1786 г.
  • Памятники архитектуры Ленинграда. - Л. : Стройиздат , 1975. .
  • Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. - М ., 1993. .
  • Иванов Г. И. Камень-Гром. Историческая повесть. - СПб.: Стройиздат -СПБ, 1994. - 112 с. - ISBN 5-87897-001-5 .
  • Топоров В. Н. О динамическом контексте трехмерных произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I // Лотмановский сборник. 1. М., 1995.
  • Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Пётр Первый Екатерине Второй // Новое литературное обозрение . - 2005. - № 72.
  • Доклад императрице Екатерине II от Сената о месте для постановки монумента императору Петру Великому / Сообщ. Жан-Жанк // Русская старина, 1872. - Т. 5. - № 6. - С. 957-958.

Примечания

Ссылки

  • Медный всадник в Свадебной энциклопедии

Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных
Литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.
Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.
Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I (“Медный всадник”), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Что
Касается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великого
Человека, прорубившего “окно в Европу”. Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из “тьмы лесов и топи блат”.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С другой стороны,

Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорого
Обошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.
Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленной
Параше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.
“Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой –
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят.
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят.”
К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению
Удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать
Состояние прошедшей ночи.
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,
Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.
В порядок прежний все вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медному
Всаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.
Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,
Которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось.
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне.
В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.
Остров малый.
А чуть позже, Евгения не стало в общем.
У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Подводя итог, хочется отметить, что поэма “Медный всадник” является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, его
Реформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю
Творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.

  1. В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся финансы и сколько...
  2. (по стихотворению А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет.”) (1) Мне нравится поэзия А. С. Пушкина. Когда читаешь его стихи, понимаешь, что это не просто отражение внутреннего мира поэта, но...
  3. Передо мною лежит замечательная книга “Ваш Пушкин”, написанная под редакцией Николая Скатова. В ней, главным образом, повествуется о жизни Александра Сергеевича и опубликованы его произведения. Большое впечатление на меня произвела...
  4. А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина...
  5. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал...
  6. Историческая повесть “Капитанская дочка” – последнее произведение А. С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место “маленького” человека в исторических событиях,...
  7. Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина –...
  8. В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События...
  9. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой-то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник...
  10. Именины Татьяны Лариной – один из ключевых эпизодов в сюжетной линии “Евгения Онегина” А. С. Пушкина, так как служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе. Этому эпизоду предшествует объяснение Онегина...
  11. Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении “К Чаадаеву”. Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П....
  12. 6 июня 1999 года Пушкину исполнилось 200 лет, а мне 6 июня – четырнадцать. Для меня это двойной праздник. Мы с Пушкиным родились в один день в Пушкинских Горах, на...
  13. Белогорская крепость, в которой предстояло проходить службу молодому офицеру Петру Гриневу, находилась ” в сорока верстах от Оренбурга”. Она представляла собой деревушку, окруженную бревенчатым забором. У ворот стояла чугунная пушка;...
  14. “Капитанская дочка” – наиболее значительное произведение на историческую тематику, принадлежащее перу А. С. Пушкина. Автор провел огромную исследовательскую работу, встретился с людьми, правдиво характеризующими ожесточенное противостояние враждебных сторон, ознакомился со...
  15. Эта повесть входит в число замечательных “Повестей Белкина”. Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события. Повесть “Выстрел” разделена...Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная атмосфера помещичьего быта ограниченных, примитивных “поместных владетелей” – та среда, неприятие которой объединяет главных героев романа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и сочувствие....
  16. “Повести Белкина”, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Кроме того, в этих...
  17. Роман “Евгений Онегин” создан с удивительной тонкостью поэтического мастерства, которое нашло выражение и в композиции и в построении сюжета, и в ритмической организации роман С. Пушкин создал роман в стихах....

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» - художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности самодержавной власти были воплощены в исторической фигуре первого российского императора. Наряду с другими важнейшими философскими вопросами, в своем произведении поэт рассматривает вопрос о последствиях безграничной власти одного человека над многими, о необходимости соблюдения вечных законов нравственности и морали «властелинами мира», поэтому Петр является одним из главных героев поэмы.

Чтобы сделать образ Петра «чистым воплощением самодержавной мощи», иными словами, образом символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием, что является одним из интереснейших художественных решений поэмы. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ, который «взнуздал» Петр. Примечательно, что задними ногами конь давит змею (символ недоброжелателей России) и таким образом Фальконе сравнивает императора с Георгием Победоносцем. Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ: под образом «кумира на бронзовом коне» нельзя понимать только личность Петра I. Этот образ намного шире и несет в себе «контуры большого философского смысла» (В.Г. Белинский).

Несмотря на то что памятник работы Фальконе выполнен из бронзы, Пушкин называет изваяние «Медным всадником». Эпитет «медный» чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Литературовед Ю.Б. Борев справедливо заметил: «Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью».

Ко времени написания поэмы Пушкин вполне осознал губительность абсолютизма для России. Несмотря на то что Евгений ничем не мешает ни безраздельной власти Петра, ни ходу истории, он уничтожен государственной машиной и ходом исторического прогресса. Читатель видит, что абсолютная власть настигает и губит «маленького человека». С этой точки зрения показателен эпизод преследования Евгения «горделивым истуканом»: герой «бежит и слышит за собой – как будто грома грохотанье». Именно так, должно быть, чувствует себя «маленький человек» под давлением тирана, владеющего его судьбой. Поэтому в отличие от памятника работы Фальконе, где Петр величествен (героический пафос), в поэме «Медный всадник» он еще и ужасен и загадочен: «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе!». Кроме того, Пушкин намекает на неясность грядущей судьбы пришпоренного Петром и стремительно несущегося коня (символ России): «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?». В этом вопросе, ответ на который поэма не дает, - ее магистральная проблема.

Медный всадник – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Петр – великий реформатор, «строитель чудотворный», по мановению его руки «вознесся» Петербург. Но детище императора – чудо, сотворенное ценой человеческих жертв. Город, выросший «из тьмы лесов, из топи блат» плохо приспособлен для жизни. Катастрофическое наводнение – это результат столкновения цивилизации и природы, жертвой которого оказывается бедный Евгений. А укротитель стихии Петр становится виновником этого конфликта. «Строгий, стройный» Петербург, таящий в себе разрушительную силу, олицетворяет личность своего создателя.

Итак, новаторство поэмы Пушкина заключается в объективном изображении исторической личности Петра Великого. Основная идея, которой руководствуется поэт в постижении деятельности самодержца заключается в следующем высказывании: «Достойна удивления разность между государственными утверждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.» («История Петра Великого», 1833 год). Такое осмысление образа царя-реформатора отражено в его материальном воплощении – величественном и «кровавом» Медном всаднике. Петр, как и его «материальный лик», действительно «Россию поднял на дыбы», но сделал он это «уздой железной», да еще и «над самой бездной». Таким образом, героический пафос аллегории Фальконе в поэме Пушкина материализуется в трагический.

Кого символизирует «Медный всадник» в одноимённой поэме Пушкина? Три Иудейских и три Исаакиевских храма. Кто такой «маленький человек» в русской классической литературе? Смысл «вавилонской ивы» и «багряницей прикрытой лжи». Кто такой граф Хвостов? Какой сон видит Евгений и кто такая Параша? Умирающий и воскресающий бог у чёрного куста.

И во всю ночь безумец бедный
Куда стопы ни обращал,

С тяжелым топотом скакал.

А.С Пушкин «Медный Всадник»

Как объяснил Великий Инквизитор, уравнения движения цивилизации можно понять, как закон всемирного притяжения к «хлебам», «чуду» и «мечу кесаря». При этом становится видна разница между задачами «пустынного сеятеля свободы» и путями «искушений». Понятие «счастья» часто не совпадает, а иногда и прямо противоположно стремлению к свободе. Тяга к «хлебам» может перевешивать нравственные нормы, «чудо» имеет больший вес перед объективной наукой, а «меч кесаря» всегда готов к ликвидации врагов народа и инакомыслящих для утверждения своей «правды». Чтобы выяснить - на какой стороне человек, он должен быть поставлен в «критические условия», когда требуется выбирать «Или - или».

Или пляжи, вернисажи или даже
Пароходы, в них наполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи…
Или просто - деревянные костюмы .

Законы, по которым живёт материальный мир изменить невозможно, как невозможно изменить, например, законы высшей математики. Если полезные изменения вносятся в систему без тщательного анализа динамических параметров, это чревато очень неприятными последствиями. То что верно в состоянии стабильности, ведёт себя совершенно иным образом, когда вся стабильность летит в хлам. Одно дело изучение самолёта, стоящего в ангаре, и совсем другое - это управление самолётом в воздухе.

Наводнение о котором рассказывается в поэме «Медный всадник» произошла 7 ноября 1824 года… В совейское время на этот день приходился один из самых важных праздников - день Великой Октябрьской Социалистической Революции. После революции 1917 года вся инфраструктура Российской Империи, создававшаяся столетиями, оказалась уничтоженной. На месте старого государства возникло что-то совершенно иное. Что это было? Величайшее событие российской истории, как считали семьдесят лет, или наоборот страшнейшая трагедия, как считают сейчас?

Как классифицировать события в начале нашей эры, когда возникло христианство? Для сторонников этого религиозного направления произошло величайшее событие в истории человечества. В истории евреев это разрушение Второго Храма, иудейского государства и окончательное изгнание в диаспору. Ислам, обращаясь к библейским сюжетам, критически относится и к теологии христианства и к евреям. В общемировой истории происходит переход от «Древнего Мира» к «Средним векам». Если внимательно рассмотреть поэму «Медный всадник», можно обнаружить очень любопытную символику, имеющую отношение к событиям того времени.

В книге Достоевского «Подросток», Аркадий Долгорукий выходит туманным утром на улицы Петербурга и рассуждает:

В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германна из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип - тип из петербургского периода!), мне кажется, должна еще более укрепиться. Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».

Почему бронзовый всадник останется на «загнанном» коне? Что это может означать? В представлении Аркадия весь город - это, созданный «Медным всадником» виртуальный и иллюзорный мир. Если иллюзии рассеются, то вместе с ними, как за гнилым и сырым туманом, исчезнет всё построение. Ведь от тепла, от тепла человечьего даже туман поднимается вверх . Российская империя исчезла после наводнения 1917 года. Советская Россия исчезла после наводнения инициированного Горбачёвым. Не исчезнет ли цивилизация, построенная на принципах «чуда», «хлебов» и «меча кесаря», если эти принципы вдруг перестанут работать?

Поэма начинается со вступления, которое можно считать своеобразным гимном Петербургу. Пётр I, повторив подвиг Эхнатона, на пустом месте, посреди финских болот, основал и построил новый город, сделав его новой столицей всей Российской Империи. Пушкин пишет:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,

Если вступление к «Медному всаднику» описывает реальный город Петра, основная часть поэмы использует историю наводнения в Петербурге чисто символически и к самому городу Петербургу имеет лишь косвенное отношение. В конце первой части поэмы, Евгений показан сидящим верхом на «звере мраморным » без шляпы и сжав крестом руки. Где именно находится Евгений? Действительно, Сенатская площадь, некоторое время называлась «Петровой» в честь находившегося на ней памятника Петру I, созданного по проекту Монферрана. На одной из сторон этой площади в 1817-1820 годах был построен дом Лобанова-Ростоцкого, который в 1824 году, когда произошло описываемое наводнение, вполне мог бы быть назван «новым» и действительно, над возвышенным крыльцом этого дома как живые стояли два сторожевых льва. Некоторые так и считают, что Евгений забрался на одного из львов дома Лобанова-Ростоцкого, что выглядит довольно странно. Простой анализ показывает, что реальное положение Евгения «на звере мраморном» отнюдь не имеет отношения к этому дому. Памятник Петру «обращён к нему спиною», а спина Петра обращена на Исаакиевский собор. В 1824 году Исаакиевский собор стоял в разобранном виде, что явилось источником многих насмешек в обществе. Во время наводнения, это был лишь мраморный фундамент, обнесённый забором . Старый собор был разобран, а проект нового собора ещё не был утверждён.

История собора стоит подробного описания. Первый Храм Исаакиевского собора был построен в 1707 году. Это была главная церковь в городе. Здесь Пётр I обвенчался с Екатериной Алексеевной. Только в Исаакиевском храме, по императорскому указу, могли приносить присягу моряки Балтийского флота. Археологические исследования на территории города Давида в Иерусалиме не обнаруживают следов никаких огромных зданий и вполне вероятно, что иудейский храм времён Соломона был тоже небольшой церквушкой. Второй Храм Исаакиевского собора был построен в 1727 году. Храм находился на том самом месте, где сегодня находится Медный всадник. В 1766 году был издан указ о строительстве Третьего Храма на новой площадке. Оригинальный проект Ренальди осуществлён не был. Строительство было остановлено и новый проект значительно отличался от оригинального. Собор получился приземистым, а в художественном отношении нелепым - на роскошном мраморном основании высились безобразные кирпичные стены. Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников, которые очевидно включали и Пушкина. Приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный

При попытке прикрепить листок с этим четверостишием к фасаду храма, Акимов был арестован. Ему отрезали язык и сослали в Сибирь. Эпиграмма имела множество модификаций. Существует версия её народного происхождения.

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

Когда при Александре I для исполнения окончательного проекта Монферрана стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой:

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.

К 1824 году, когда происходило наводнение, Исаакиевский кирпичный храм был полностью уничтожен а, следовательно, Евгений сидел на мраморном фундаменте разрушенного строения. Проецируя это на иудейские истории, получается, что действие происходит уже после разрушения иудейского храма Римской империей в 70 н.э., а наводнение можно сравнить с иудейскими войнами. «Известие, составленное В.Н. Берхом» проецируется на произведения Иосифа Флавия. Современная версия Исаакиевского собора напоминает внешним видом собор Святого Петра на площади Святого Петра, то есть «Петровой площади» в Риме. Сама фраза «сидеть на звере» ассоциативно связана с Откровением Иоанна Богослова. Зверь, на котором восседает блудница: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель» (Откр. 17:8). Блудницей сидящей на звере, иногда называют католическую церковь.

Евгений сидит на звере с «руками сжатыми крестом». В кабинете Онегина стояла статуэтка Наполеона в шляпе и с руками «крест на крест». Такой жест называется «сложить руки на груди», а не «сжать крестом». Более точное изображение такого жеста можно найти на скульптурах фараона Эхнатона. Он именно сжимает свои руки «крестом», а не складывает их на груди, поэтому жест «сжать руки крестом» имеет ассоциативную связь с фараоном Эхнатоном и его великими замыслами переустройства человечества. Правда, во время наводнения сжимать руки уже поздно: с божьей стихией даже царям не совладать.

В начале первой части поэмы, Евгений описан, как вариант «маленького человека». Он «где-то служит», придя домой снимает «шинель». Повесть Гоголя с таким названием появилась после смерти Пушкина и описывает ограниченный подход к решению проблем . Не исключено, что повесть Гоголя возникла под влиянием образа Пушкина, а может быть и как иллюстрация к нему. Во второй части поэмы, Евгений в результате уроков, преподнесённых ему наводнением, противостоит один на один с «чудотворным строителем», чьей волей роковой был создан город, допускающий такие наводнения. До наводнения, Евгений мечтал о тихой жизни, «Жениться? Ну… зачем же нет?». Он думал устроить себе «смиренный приют», получить «местечко », перепоручить хозяйство и воспитание ребят свой Параше. Девушка живёт со своей матерью - вдовой. Вдова и дочь появляются у Пушкина также в поэме «Домик в Коломне» и в романе «Евгений Онегин».

Имя его девушки примечательно. Параша - это уменьшительная форма от женского имени Параксева. С именем Параксева связана святая Параксева Пятница в честь, которой были написаны иконы «Симеоново пророчество» и «Умягчение злых сердец». «Параша» называется абзац в свитке Торы: в еврейской традиции текст каждой из книг Пятикнижия делится на отдельные абзацы двух видов, называемые «паршийот». По неизвестной причине «Парашей» сегодня называют также сосуд для испражнений в тюремных камерах. Блатной жаргон России известен своей изобретательностью и фантазией, поэтому не исключено, что пришла «параша» в тюрьму именно из иврита, на котором это слово означает «отрывок», «порция». Ещё одно значение слова «параша» - это боевой топор у богов в индуизме. Так что… с какой стороны посмотреть…

Мечта Евгения живёт в «ветхом домике за некрашеным забором», где стоит «ива ». Возвращаясь к своей девушке после наводнения он замечает «вот ива, были здесь ворота». Ворота Иштар находились в Вавилоне. Их установил царь Навуходоносор в честь богини Иштар. В библии, ива ассоциируется прежде всего с «вавилонской ивой» из Псалма 136. Еврейская свадьба символизирует брачный союз бога и народа. Во время каждой свадьбы евреи вспоминают вавилонские реки.

При реках Вавилона,
там сидели мы и плакали,
когда вспоминали о Сионе.

На вербах (ивах), посреди его
повесили мы наши арфы.

Там пленившие нас
требовали от нас слов песней,
и притеснители наши - веселья:
«пропойте нам из песней Сионских».

Как нам петь песнь Господню
на земле чужой?

Нужно заметить, что Вавилонский Талмуд, главная религиозная книга талмудического иудаизма была в основном создана в Вавилоне и, согласно псалму 136, песней Господней не является, если Вавилон - это «земля чужая». Однако, междуречье было родной землёй для вымершего народа Шумера и если последователи талмуда - это своеобразная реинкарнация древних шумеров, тогда такая песнь вполне может быть «Господней» по определению. В поэме «Медный всадник» У Пушкина опять появляется образ «погибшей любимой девушки». У Владимира Высоцкого в песне, которую часто исполняла его жена Марина Влади, есть такие строки:

И Беда с того вот дня
Ищет по свету меня.
Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками.
А что я не умерла,
Знала голая ветла
Да еще перепела с перепелками.

Ветла - это разновидность вавилонской ивы. Далее в тексте возникает образ «зла прикрытого багряницей »:

Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.

Этимология слова «багряница» примечательна. В древности так называлась не только самая дорогая ткань, но и краситель, которым окрашивались ткани. Первыми научились пользоваться багряницей, как краской, финикийцы. Изготовление пурпура являлось самым прибыльным промыслом Финикии и велось с большим размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся отходы производства. Возможно, пурпур они придумали не сами, а адаптировали технику его изготовления у других народов. Само название «Финикия» восходит к греческому «красный, багряный». Согласно одной из гипотез, та часть «древних евреев», которая составила государство Израиль, происходила из финикийцев в отличие от жителей Иудеи, которые произошли от древнеегипетских старообрядцев, участвовавших в «Исходе». Не исключено, что финикийцы возникли как осколок Древнего Шумера.

Во времена Древнего Рима, одеяние, окрашенное в багряный (кроваво-красный) цвет означало высшее, царское отличие. В Новом завете описано, что при осмеянии Иисуса, римские солдаты надели на него, багряницу, красный плащ римских воинов. Так солдаты создали карикатуру на римского императора. Только императоры носили пурпурную багряницу. Вместо царского венца ему надели на голову терновый. На многих иконах Иисус изображается в багрянице, поэтому фраза «багряницей прикрытое зло» может иметь отношение и к христианству: его торжественным и красивым обрядам. Интересен в данном контексте образ «графа Хвостова». Отрывок поэмы:

Свозили лодки. Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

Может быть просто изменён на:

Свозили лодки и Мухаммед,
Пророк, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

Примечательным событием в биографии графа Хвостова, был брак на А.И. Горчаковой, племяннице Суворова. Как и в случае с пророком Мухаммедом супружество с известной и богатой женщиной значительно подняло его социальный статус. Он был произведён в подполковники и назначен стоять при Суворове. В 1820-е годы граф Хвостов служил популярной мишенью для насмешек и адресатом многочисленных эпиграмм. Пушкина он считал своим приемником.

В результате тяжёлого душевного стресса, вызванного гибелью любимой, Евгений сходит с ума.

Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.

Какой именно сон его мог терзать? У Достоевского есть «Сон смешного человека». Главный герой хотел покончить самоубийством, поскольку решил, что уже «никогда и ничего не будет ». Он засыпает и во сне переносится на далёкую планету, вместе с которой переживает развитие её цивилизации. Всё начинается с «Золотого Века», когда все живут как в Раю, счастливы и не знают никакого горя. Потом люди медленно «развращаются» и всё приходит в такое состояние, когда уже ничего восстановить невозможно, а главного героя, аналога бога, начинают почитать за сумасшедшего. Рассказ демонстрирует, что законы развития общества совсем не так очевидны, как это может показаться на первый взгляд. Когда главный герой проснулся, то вместо самоубийства, решил помочь маленькой девочке на «немых стогнах града».

Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.

В библии «злые дети» появляются в рассказе про пророка Елисея:

И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: «Иди, плешивый! иди, плешивый!» Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Злые дети, «бросающие камни», возникают у Достоевского в эпизоде про Илюшу из книги «Братья Карамазовы». Когда Илюша перед смертью предложил своему отцу выбрать другого мальчика и назвать его «Илюшей», то капитан Снегирёв процитировал псалом 136:

Не хочу хорошего мальчика! не хочу другого мальчика! - прошептал он диким шепотом, скрежеща зубами, - аще забуду тебе, Иерусалиме, да прильпнет…

То ли это реальность, то ли бред помешавшегося Евгения, но после того, как на площади Петровой, он пригрозил Медному всаднику «Ужо тебе», тот погнался за ним по улицам города. Здесь возникает образ похожий на «Каменного гостя» из маленькой трагедии.

И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Валерий Брюсов комментирует поэму так:

Когда этот Медный Всадник скачет, раздается «тяжелый топот», подобный «грома грохотанью», и вся мостовая потрясена этим скаканьем, которому поэт долго выбирал подходящее определение - «тяжело-мерное», «далеко-звонкое», «тяжело-звонкое». Говоря об этом кумире, высящемся над огражденною скалою, Пушкин, всегда столь сдержанный, не останавливается перед самыми смелыми эпитетами: это - и «властелин Судьбы», и «державец полумира», и (в черновых набросках) «страшный царь», «мощный царь», «муж Судьбы», «владыка полумира».

Почему «тяжело-звонкое»? На память приходит композиция группы Pink Floyd «Money» из альбома «Dark side of the moon». В «тяжело-звонком» скакании отдаётся звон денег. Медь символизирует дешёвую монету и вообще денежный мир, поэтому в названии поэмы всадник именно «Медный », а не «Бронзовый». «Медный всадник» похож на «страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия» и Евгений в поэме предстоит перед памятником, как у Достоевского некто, похожий на Иисуса, предстоит перед Великим Инквизитором посреди горящих на кострах еретиков. Конец Евгения печален:

Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхий. Над водою
Остался он, как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.

Дом Параши остался на островке, как «чёрный куст». Чёрный куст в русском народном фольклоре означает «куст смородины». Смородина - это река соединяющая мир живых и мир мертвых, через неё проложен Калинов мост. «Медный всадник» был написан после окончания «Евгения Онегина», но логически может рассматриваться предисторией романа. Характер Онегина мог возникнуть под влиянием событий поэмы «Медный всадник» уже после того, как он через Калинов мост вернулся к новой жизни. А последняя восьмая глава «Евгения Онегина» заканчивается внезапно раздавшимся (тяжело-звонким) звуком шпор Татьяниного мужа, возвращающем обратно к «Медному всаднику».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,

Примечания