Что такое гендер? Гендерный признак и его отличие от полового

18 522

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека (Берн, 2001). Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, органы правосудия). Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов. Ведь помимо конституционального аспекта эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что – женщине. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами (Laquer, 1992).

Сегодня обоснованность жесткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют несколько уровней сексуальной организации человека (Келли, 2000):

– генетический пол (определенный набор генов);

– гонадный пол (железы внутренней секреции);

– морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

– церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей данного человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие соответствующего детородного органа. В сознании большинства людей присутствует скрытая установка, заставляющая считать основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола именно гениталии. Поэтому характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека структурируются в восприятии вокруг гениталий.

В биологии пол определяют как совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Наличие двух полов предполагает различие в строении и функционировании организмов, относящихся к каждому из них. Внешние и внутренние различия мужского и женского организмов называют половым диморфизмом. Иными словами, половой диморфизм – это различия между полами, обусловленные биологическими факторами (Слободчиков, Исаев, 1995).

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера (Берн, 2001). Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин « гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в контексте определенной культуры.

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена (Воронцов, 2002). В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека как мужчину либо женщину. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане далеко не однозначна, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками – анатомо-морфологическими признаками, по которым различаются и дополняют друг друга в процессе репродукции человеческие особи. Термин «гендер» должен был подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т.е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них (Stoller, 1968).

Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества: групповой статус и

Связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т. д. То есть личностные характеристики, которые в обыденном сознании тесно связаны с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию гендера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик.

Появление нового термина, отражающего факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических особенностей мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Однако необходимо учитывать, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была проведена до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить употребление понятия «пол» и его производных («половая роль», «половая идентичность», «половые различия» и т. п.) при анализе социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин. Однако и в классической социальной психологии используется термин «гендер», где ему придается особое содержание.

В самом общем виде выделяют три парадигмы в социальной психологии, дающие определение и трактовку понятию «гендер»: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования.

Классическая парадигма в социальной психологии трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Гендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, как социальная «надстройка» пола. В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция гендера, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины обладают преимущественно экспрессивными личностными характеристиками, тогда как мужчины – инструментальными. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе предстает в следующем виде: биологический пол – это данность, а гендер – это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности, согласно этой методологической парадигме, заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, в его воспроизводстве и укреплении (Воронцов, 2002).

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и постоянному поиску биологических коррелятов для социально-психологических данных, причем биологические факторы рассматриваются как причина наблюдаемых различий и основа для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности характеризуется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода принято думать, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие «гендерная схема» было введено американской исследовательницей С.Л. Бем (см. раздел 1.7.2). В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим, из разных гендерных схем.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование отношений власти в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер (Лорбер, 1994).

С позиций социального конструирования гендера и пол, и гендер являются достижимыми социальными статусами. Так же как раса, этническая принадлежность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Жизнь каждого человека с самого рождения формируют социокультурные нормы и правила. В своей совместной работе Д. Лорбер и С. Фаррелл (2000) подчеркивают, что, хотя некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в гендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, как только пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации (Лорбер, Фаррелл, 2000).

Даже во взрослый период жизни, когда гендерный статус стабилен, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро– до макроуровня (Лорбер, Фаррелл, 2000). Как считают К. Уэст и Д. Зиммерман (1997), будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, тут всегда существует потенциал изменений.

Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:

– гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;

– гендерный брачный статус – осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;

– сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, соответствующих практики и идентичности;

– гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

– гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

– гендерные убеждения – принятие господствующей в обществе гендерной идеологии или сопротивление ей;

– гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, телесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Гендер личности в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Г. Гарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, где требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что люди демонстрируют в процессе межличностной коммуникации, структурируя его в соответствии с конвенциальными моделями взаимодействия. Любое взаимодействие включает в себя параметр отношений власти, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендерные различия отражают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов (см. раздел 1.7).

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Ее суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организму на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол как объективный феномен не существует: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании различия репродуктивных систем. Гендер и пол оказываются разными способами репрезентации сексуальности личности посредством социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образования, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В европейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и на категоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также научных представлений о поле/гендере. В этом смысле гендер никогда не является статическим продуктом культуры: он есть динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и связанной с этим дискурсом социальной перцепции индивидуально-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, то и определяет, каковым он и является.

До начала 1990-х гг. гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ, на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.

Существует две группы научных предпосылок развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для создания гендерной психологии (Клецина, 2004).

Первая группа предпосылок – это собственно научные (в традиционном понимании) предпосылки, то есть те научные области знания, в русле которых зарождалась и формировалась проблематика, близкая к гендерному направлению, среди которых выделяют социологию пола и психологию пола.

Вторая группа предпосылок связана с феминизмом. К ним относятся феминистские концепции, женские исследования и гендерные исследования. Именно эти источники знания определили специфику нового направления в психологической науке, задали вектор научного поиска для решения актуальных социальных проблем. Эта группа предпосылок исполняет роль базовых основ не только для гендерного направления в психологии, но и для других сопутствующих областей знания, например гендерной социологии, гендерной лингвистики, гендерной политологии. Внутри этой группы наиболее значимыми являются гендерные исследования, которые составляют смысловую основу современного гендерного анализа в психологии. Сюда же относятся феминистские теоретические концепции, благодаря которым возникли исследования женщин, а впоследствии – гендерные исследования.

Н.Л. Пушкарева

Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций)

Прежде всего, откуда взялось само слово. Дословно "gender " переводится c английского как "род " в лингвистическом смысле слова (род имени существительного) и происходит от латинского «genus » («род»). До 1958 г. это лексема “gender” употреблялась в английской лингвистике только в этом смысле и только так использовалась в словарях. Но в 1958 году в университете Калифорнии в Лос-Анжелесе открылся центр по изучению гендерного самоосознания, занимавшийся проблемами транссексуальности. Сотрудник этого центра психоаналитик Роберт Столлер обобщил резульаты своей работы в нескольких книгах, впервые использовав этот лингвистический термин для обозначения понятия "пол в социальном смысле" . Р. Столлер выступил с предложением ввести термин, обозначающий ‘пол в социальном контексте’ в 1963 году на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме. Там он сделал доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: “пол”, считал Р. Столер, относится к биологии (гормоны, гены, нервная система, морфология), а “гендер” – к культуре (психология, социология). Тем самым Р. Столлер дал гуманитариям лингвистический инструмент, позволяющий отделить понятие “пол” в социокультурном смысле слова от того же понятия в биологии (в том числе биологии и физиологии сексуальности) .

Любопытно, что термин “гендер” был взят на вооружение сторонницами “женских исследований” поначалу не в том (или не совсем в том) его значении, которое предложил мужчина Р. Столлер. Американская феминистка Шерри Ортнер в своей статье “Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным”, вы­шедшей в 1974 году в нашумевшем сборнике "Женщина, культура, общество", собранном и отредактированном М. Розальдо и Л. Ламфер , а также первые исследования Роды Ангер , Андриенн Рич, Гейл Рубин (также - начала 1970-х гг.) толковали гендер не просто как стратификационную категорию, но именно как "знак позиции субординации" (А. Рич), как усвоение определенного, а для женщины – «приниженного места в сложившейся иерархии социаль­ных ролей» (С. де Бовуар).

Иными словами: гендер поначалу соотносился только со специфически женским опытом. В тех ранних работах философов-феминисток термин “гендер” употребялся в тех случаях, когда речь шла о социальных, культурых, психологических аспектах "женского" в сравнении с "мужским", то есть “при выделении всего того, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин . Исследования, которые именовались “гендерными” и были опубликованы 25-30 лет назад, были практически "женскими исс­ледованиями" и велись они женщинами-учеными, открыто заявляю­щими о своих феминистских пристрастиях . Для того, чтобы термин обрел свое нынешнее содержание, лег в основу целостной концепции, феминистские воззрения должны были обогатиться рядом новейших теоретических концепций. При этом, несмотря на «общее прошлое» различных гендерных концепций, развиваемых современными западными феминистками, «настоящее» их различно.

Дефиниция «гендер» понимается разными феминистскими философами и культурологами по-разному .

Историк Джан Скотт призвала видеть в гендере «исторически первую форму фиксации властных отношений», образующих некую «сеть властных отношений » . Она впервые обратила внимание на то, что значение понятий «мужественности» и «женственности» сконструировано с помощью языка, и призвала обратить особое внимание на процессы конструирования властных отношений через язык. Ее концепция не случайно совпала с эпистемологическим поворотом на Западе – периодом «сращивания» истории и литературы, смены конструктивистских идей идеями «прозрачности фактов» и множественности толкований, что было характерно уже для постконструктивизма и постмодернизма .

Несколько слов о термине «эпистемологический поворот ». Сама дефиниция ‘эпистемология ’ стала необычайно популярна в научном словаре вначале во Франции, а затем и во всей Европе благодаря французскому культурологу Мишелю Фуко и его книге “Слова и вещи”. Именно в этой книге он проблематизировал “археологию знания”, занимался раскапыванием неотраженных сознанием предпосылок рождения наших знаний от средневековья до современности. Для описания истории развития знания М.Фуко и ввел термин “эпистема” (греч. – знание, познание), который в его понимании означает “образец”, “модель” или, точнее, некая “структурированная область познания”. Первая рассмотренная им эпистема – эпистема сходства, которая с его точки зрения, относится к Ренессансу (тогда предметы изучались и описывались по принципу сходства). Эпистема Нового времени – XVII в. – это эпистема, для которой характерны поиски особенностей, когда аналогия уступает место анализу, появляются первые классификации (Линнея и др.). Очередной поворот – начало XIX в. – появление ощущения историчности знаний, каждая из наук уже имеет свою небольшую историю, кроме того, человек становится главным субъктом познания. В известном смысле понятия эпистема близка понятию парадигма .

Социолог и философ Джудит Лорбер определила гендер как социальный институт , который «производит группу, которая может эксплуатироваться как работники, социальные партнеры, матери, воспитатели на рынке труда и в домашней сфере». С другой стороны, в конкретном контексте гендер выступает у Дж. Лорбер как социально достигаемый статус . Как социальный институт, гендер у Дж. Лорбер включает в себя и гендерные статусы («социально-признанные нормы, проявляющиеся в поведении, жестах, языке, эмоциях, физическом облике»), и гендерное разделение труда и многое другое: гендерные родственные связи («семейные права и обязанности каждого пола, равно как сексуальные предписания»), гендерный социальный контроль («формальное или неформальное поощрение конформного социального поведения в соответствии со своим полом и стиматизация, изоляция, наказание, медицинское лечение нонконформистского социального поведения, не соответствующего своему полу»), гендерную идеологию («оправдание гендерных статусов»), гендерные репрезентации в символическим языке, искусстве, культуре и др. На уровне индивида и личности Дж. Лорбер говорит о существовании гендерной идентичности («личного восприятия своей половой принадлежности»), гендерных убеждений («принятия или сопротивления господствующей гендерной идеологии»), гендерной презентации себя по определенному типу, гендерного брачного и репродуктивного статуса .

Вышеупомянутые социологи Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Циммерман определяли гендер через понятия психологии общения – гендер у них выступал как система межличностного взаимодействия , посредством которого создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка. Согласно представлениям этих социологов, гендер – это достигаемый статус (в отличие от биологического пола, который является физиологической данностью: «гендер – культурный коррелят пола, следствие биологии и научения»). С точки зрения этих социологов, гендерная константа, конструируемая психологическими, культурными и социальными средствами, формируется у ребенка в раннем детстве и оформляется к пяти годам, после чего индивид либо живет в согласии с ней, либо (что встречается несравненно реже) старается ее изменить.

Ряд американских феминисток склонен видеть в гендере идеологическую систему. Среди них – и Мойра Гетенс, считающая гендер «манифестацией исторически обоснованной, культурно разделяемой фантазии о мужской и женской биологии» , и антрополог Гейл Рубин с писательницей Андриенн Рич , и социолог Нэнси Чодоров , а также французский культуролог Моник Виттиг, полагающие, что гендер является особой идеологией , задачей которой является поддержание принудительной гетеросексуальности («гендер является социально навязанным разделением полов» – Г. Рубин).

Поддержание гетеросексуальности в традиционном обществе, с точки зрения Г. Рубин, обязательно: деление традиционного общества на мужчин и женщин служит его экономическим потребностям. В своем знаменитом эссе «Торговля женщинами» Г. Рубин (опира на идеи Леви-Стросса о структурах родства) доказывала, что вся история – не что иное как гомосоциальный контракт, основанный на обмене (купле-продаже) женщин мужчинами и конструирующий два пола как различные, взаимодополнительные (комплементарные), но неравные в этой комплементарности сущности. Семья – по мнению Рубин – есть место власти, охраняющей благосостояние мужчин. Американская публицистка, поэтесса и философ Андриен Рич продолжила концепцию Гейл Рубин, увидев в принудительной гетеросексуальности институт, поддерживающий систему неравенства женщин, а Моник Виттиг назвала женщин «вечно угнетенным классом», «отвратительным и другоценным товаром», который существует лишь для стабилизации и объединения бинарного и оппозиционного. Если женщиной не рождаются, а становятся, – рассуждали перечисленные выше сторонницы радикального феминизма – можно стать «третьим полом», отказавшись от брака и гетеросексуальных отношений, создав (через переходный этап «диктатуры амазонок») «безгендерное общество ». Г. Рубин, М. Виттиг в своем осуждении принудительной гетеросексуальности смыкаются с еще одной феминисткой, философом Джудит Батлер, введшей в гендерную психологию понятие cathexis ’а – то есть «удержания» от гомосексуальных влечений, инцеста и других общественно (а по сути – маскулинно!) осуждаемых «перверсий». Отказавшись воссоздавать традиционные брачные структуры, разоблачив принудительную гетеросексуальность, женщина может себя утвердить как субъекта истории, поскольку не отказываясь от отношений, в которых она остается предметом обмена между мужчинами, она вечно будет оставаться объектом эксплуатации, сексуального желания, источником присвоения любых продуктов, включая детей (“Привязывание женщин к детям и мужчинам служит мужской потребности биологического наследования”).

При всех «перегибах», перечисленные феминистки выступили с рядом вполне здравых идей и предложений. Например, Н. Чодоров («Воспроизводство материнства») одной из первых усомнилась в том, что существует материнский «инстинкт», показав, что воспроизводство материнства – это продукт социализации половых ролей, из чего следовало ее требование обеспечить симметричное участие мужчин и женщин в воспитании детей, как домашнем, так и внесемейном.

Культуролог и философ Тереза де Лауретис , категорически отвергнув биологические детерминанты гендера, отметила: «Гендер – это, скорее, составной эффект различных репрезентаций, продукт разных социальных институций – семьи, системы образования, масс-медиа, медицины, права, но также – что менее очевидно – языка, искусства, литературы, кино, научных теорий» , таким образом, гендер у нее – это технология и результат (эффект) представления (перформанса) определенных идей , от нормативной половой идентичности до полной ее смены, в том числе через промежуточные стадии (трансгендеры, тансвеститы и проч.). В данном контексте логично вспомнить и И. Гоффмана, который писал о гендере как об «инсценировке социального сценария культурных представлений о мужском и женском естестве» а также, между прочим, немало цитируемый Джудит Батлер труд психоаналитика Джоан Ривьер 1929 г. – «Женственность как маскарад» .

Именно Т. де Лауретис дала название исследованиям всех странностей и аномалий, связанных с гендерной идентичностью – квир-исследования (queer studies). Они в настоящий момент включают в анализ все практики изменения своего тела (то есть не только «исправление» пола на нужный, но и пирсинга, татуировок, нанесения декоративных шрамов – скарификации, боди-билдинга).

Довольно близкое Т. де Лауретис понимание гендера демонстрирует ее соотечественница современница автор «Энциклопедии феминизма» Лиза Татл , которая именует гендер «способом интерпретации биологического, закрепленным писанными и неписанными законами данного общества» .

Американская феминистка, философ-постмодернист Джудит Батлер увидела в гендере процесс и результат конструирования индивидуальной идентичности , который «постоянно пересекается с расовой, классовой, этнической, сексуальной, региональной формами дискурсивно установленных идентичностей…» . С ее точки зрения конструирование половой идентичности «невозможно отделить от политических и культурных пересечений, в которых он неизменно производится и подкрепляется» , гендер – с ее точки зрения – сугубо индивидуальный антрибут, показатель (макер) различия с другими индивидами, показатель подвижный и изменчивый. Поэтому, считает Дж. Батлер, у «пола нет истории», и у женщин нет своей общей истории – у каждого индивида она своя.

Донна Харауей – представительница неофеминизма социалистического толка – полагает, что в современном мире на смену мужчинам и женщинам постепенно приходят «кибернетические организмы», киборги, не имеющие – как легко догадаться – пола. Размышляя о путях преодоления противоречий, возникающих между полами, Д. Харауэй останавливает свое основное внимание на значимости существующих различий между ними и видит как раз в гендере «поле структурированного и структурирующего различия », те «точки пересечения, изгибы в ориентациях и ‘ответственность за эти различия’ в материально-семиотических полях значений» .

Сара Хардинг еще одна из признанных теоретиков и методологов американского феминизма - как бы подводя итог всем своим предшественницам, подчеркивает, что понятие «гендера» можно рассматривать на трёх уровнях – индивидуальном, структурном и символическом. Причем уровни эти, считает С. Хардинг, могут быть не симметричными (например, женственность может играть заметную и даже ведущую роль в системе символов, в то время как на структурном уровне женщины подчинены мужчинам). Другой способ систематизировать изложенные выше концепции гендера – разделить философов на тех, кто видит в гендере некий мыслительный конструкт [то есть на­учную дефиницию, определяющую социально-культурные функции пола и позволяющую различать эти функции от функций биологи­ческих, от биологического пола, от sex ; к тем, кто желает определять «гендер» именно так, будут в этом случае отнесены и те, кто видит в гендере структуру неких символов] и тех, кто видит в гендере конструкт социальный [то есть как реально (а не только мыслительно) существующую систему межличностных (или каких-то иных, социальных) взаимодействий ].

Не откажу себе в возможности повторить то определение понятия «гендер», которым я пользуюсь в процессе преподавания:

Гендер – это система отношений, которая является основой стратификации общества по признаку пола. Как фундаментальная составляющая социальных связей (одновременно устойчивая и изменчивая) гендер позволяет создавать, подтверждать и воспроизводить представление о «мужском» и «женском», наделять властью одних (как правило, мужчин) и субординировать других (женщин, так называемые сексуальные меньшинства и т.д.).

Мне представляется важным наличие такого определения, которое было бы достаточно широким для «пользователей» и в то же время включающим наличие властной «компоненты» в описываемых социальных взаимосвязях. В присутствии этой «компоненты» – главное отличие гендерной концепции от теории социально-половых ролей и половой дихотомии, на которых веками базировались многие науки, в том числе – до поры до времени – и этнология, и социология, и демография, и многие другие – отказывавшиеся признавать системную и проникающую природу социополового угнетения в различных обществах и предпочитавшие говорить о «разумности» и взаимодополнительности социально-половых ролей.

Дефинирование гендера как «системы отношений» позволяет включить в это определение и понятие гендера как социальной конструкции, и понятие его как стратификационной категории, и как культурной метафоры (а именно это триединство в определении гендера предложено российским философом О.А. Ворониной , близкой – как можно видеть – концепции С. Хардинг). Мне думается также, что оно подчеркивает невозможность установить, что такое «мужчина» и «женщина» во всех смыслах, в любую эпоху. Понятие «мужчины» и «женщины» исторически контекстуально.

Попросту же говоря, гендер это социокультурные проявления пола (совокупность социальных репрезентаций, связанных с полом, культурная маска пола, значения, смыслы, выражения и проявления пола, или же просто: пол в социальном смысле). Понятие «гендера» представляет собой важный инструмент социального анализа и анализа культуры, с другой стороны – это еще один инструмент борьбы с дискриминацией.

Вместе с понятием гендера и перечисленными выше социологическими теориями, сформировавшими гендерную концепцию, в мировое гуманитарное знание были введены и основные связанные с ними понятия.

Гендерная стратификация процесс, посредством которого половые различия наделяются социальным значением, после чего гендер становится основой социальной стратификации .

Гендерная роль – социальные ожидания, а также поведение в виде речи, манер, одежды, жестов, сопутствующих репрезентации (представлению) того или иного пола в социуме.

Гендерный контракт – порядок взаимодействия полов друг с другом, включая символические и культурные значения, формальные и неформальные правила и нормы отношений . Базовый гендерный контракт патриархатной системы – контракт женщины-«домохозяйки» и мужчины-«кормильца», «добытчика» (breadwinner), спонсора жизни. Гедерный контракт постиндустриального и постпатриархатного общества – контракт равных статусов

Гендерная система совокупность гендерных контрактов; коммуникационные процессы между полами и внутри каждого пола, совокупность социальных институтов, культурных и правовых элементов ментальности, которые выражают отношение всего социума к проблеме пола и отношений полов между собой . Понятие гендерной системы подразумевает, что есть – по крайней мере – 2 основные сферы, в которых «конструируются» социально-половые различия – сфера работы и сфера сексуальности. Как разделение труда, так и выживание семьи, рода делают оба пола зависимыми друг от друга, они разделены, но связаны – причем связаны асимметрично (в этом взгляды гендерологов отличны от взглядов традиционных этнографов, социологов и т.п.). Впрочем, часть исследователей, не склонных разделять феминистские взгляды, предпочитают говорить о том, что социальные роли в гендерной системе объединены не по принципу неравенства , а по принципу неодинаковости . Гендерологи, однако, видят в такой позиции «терминологический зонтик» : «гендер есть обобщенная форма сексуализированного неравенства», отмечают они, «вначале появляется неравенство, и лишь затем оформляется различие» . И поясняют: в основе гендерной системы можно найти два направления логических рассуждений: первое – дихотомическое (существует два пола, и ‘мужское’ нельзя смешивать ‘женским’), второе – иерархическое (социальная норма – это мужчина, все женское – есть отклонение от нормы, недостаток, нехватка, нетипичное, необщезначимое). С появлением гендерного неравенства гендерная система идеологически обосновывает его через эти два направления логических рассуждений.

Исследования, основанные на гендерной концепции, заставили «потесниться», а в конце-концов и вовсе отойти в тень концепцию «различения полов» (взаиморазличий и взаимодополнения их друг другом), на которой веками основывалась гуманитаристика, так как концепция «различения полов» базировалась на биологических предпосылках. Однако в области дефиниций есть (и сохраняется в гуманитаристике в целом и в исторических науках в частности) одна опасность, связанная как раз с «мирным сосуществованием» полоролевой концепции и концепции гендерной в современной российской науке.

Речь идет об использовании термина «гендер» как социально-демографической категории – и такое использование российский философ О.А. Воронина совершенно справедливо назвала «ложной теорией гендера» . Речь идет о проведении под видом гендерных исследований традиционных исследований социально-половых ролей, а также статуса женщин и детей. Подобный подход характеризуется – пишет О.А. Воронина – комбинацией идей традиционной социологии, этнологии и психологии, изучавщих пол не одно десятилетие, с идеями, витающими в дискуссиях о современном феминизме и новейших теоретических подходах в гуманитаристике. Авторы подобных работ, как правило, с трудом расстаются (или не расстаются вовсе) с идеей того, что «пол – это биологический факт», и в конечном счете уверены в том, что «природа» мужчин и женщин различна настолько, что их можно разнести по разным социально-половым категориям и даже говорить о двух противоположных «гендерах», которые в настоящем являются данностью.

Повторим еще раз: гендер – это система отношений и взаимодействий, разделяющих общество на властвующих и подчиненных. В этом смысле гендер подобен классу, расе, возрасту. То есть гендер – категория стратификационная , иерархизирующая. Главное отличие методик гендерной экспертизы социальных явлений от обычных исследований пола, которые велись этнографами, социологами, психологами – в задачах, которые они ставят, и в целях, которые они преследуют. Традиционная наука описывала разницу в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и находила обоснования «взаимодополнительности» основных половых ролей. Таким образом традиционная наука служила патриархатной идеологии – идеологии, обосновывавшей превосходство мужчин.

Гендерная экспертиза социальных явлений служит феминистской идеологии как идеологии равенства возможностей и права на выбор модели жизни и поведения для любого индивида, независимо от его половой принадлежности. В отличие от традиционной науки, гендерологи изучают отношения власти и доминирования, утверждаемые через гендерные роли. Они исследуют, каким образом общество выстраивало традиционную патриархатную иерархию власти, какие нормы, ценности, роли оно предписывало исполнять женщинам, а какие – мужчинам, как использовало для этого систему социализации, разделение труда, стереотипные образы и культурные нормы.

В завершение не откажусь от возможности сделать несколько замечаний об использовании дефиниции “гендер” и “гендерный” в русском научном тезаурусе. Стоит напомнить, что в английском языке для обозначения пола – вплоть до конца 50-х гг. и концепции Р. Столлера – существовало только одно слово – “sex” (оно означало и пол, и половые, сексуальные отношения). В русском же языке, в отличие от английского, понятие пол не идентично понятию секс; аналогичная ситуация – и в немецком: слово «Sex» означает именно секс, сексуальные отношения, а лексема «Geschlecht» – пол. Тем не менее, несмотря на существование двух лексем со своими содержательными особенностями, производные от обоих слов употреблялись и у нас, и в Германии как синонины (словосочетание “половые отношения” долго тактовалось именно как “сексуальная связь”, ср. в нашем законодательстве советского времени: «вступление в половые отношения»). Заимствованная лексема секс («область взаимодействия полов, связанная с репродуктивной функцией») и производные от нее (сексуальный, сексуальность) в связи с нерусской этимологией использовалась лишь в специальных научных трудах (как будто кто-то мог не понять слова «сексуальный»!).

С начала 1960-х гг. в советской научной литературе (прежде всего социологической) стал употребляться термин “социополовые отношения” (не путать с словосочетанием “социогендерные отношения” – “терминологическим уродцем”, как иронично назвал дефиницию “социогендерный” философ С.А. Ушакин).

Дефиниция “социополовые отношения” несколько «разгрузила» лексему пол , но не сняла проблемы короткой и емкой лексемы для выражения социальной составляющей отношений между полами. Русский язык, несмотря на все свое богатство, так и не нашел аналога английскому термину «гендер» и оказался вынужден принять это – кажущееся неблагозвучным для русского уха – слово в свое семантическое поле. Французские историки и филологи (протестуя против американизации своей культуры) сумели устоять: во французском языке слово «гендер» стараются не употреблять, заменяя его многословными словосочетаниями – «социально-организованные отношения пола», «властные отношения между мужчинами и женщинами», «социальные отношения мужчин и женщин».

В чем общее методологическое (не меньше) значение феминистского подхода, всегда заметного в гендерных исследованиях, в том числе – и исторического прошлого? Можно ли говорить о складывании к началу 70-х гг. новой методологии? Если понимать под методологией «методы, которыми добываются знания об отдельных элементах исследуемой системы» – то гендерная концепция не была новой методологией. Именование гендерного подхода в исследованиях прошлого и настоящего «новой методологией» представляется мне неточным.

Но если гендерная концепция – не методология, то что это?

Гендерная концепция, гендерно-чувствительные методики – это сумма приемов исследования, которые существенно расширяют наши возможности изучения вопросов, связанных со стратификацией общества по признаку пола . Гендерная концепция не создала новых приемов анализа, она лишь обобщила те подходы, которые существовали во многих общественно-научных теориях до нее и одновременно с ней, обнаружив такое исследовательское поле, на котором подчас противоречиво, а подчас бесконфликтно сосуществуют такие традиционные антагонисты как «микро»/«макро»; «эктор»/«структура»; «субъективизм»/«холизм» и т.д. По сути дела, создание общего поля, именуемого «гендерные исследования», положило конец той методической распре, которая отравляла жизнь нескольким поколениям создателей общественно-научных теорий. Появление гендерных исследований заставило задуматься над тем, можно ли (и нужно ли!) пытаться оксюморонно соединить несоединимое, представив это ‘несоединимое’ просто как традиции и новации, результаты и перспективы. Новый подход указал на плодотворность использования и других, а точнее – всех имеющихся приемов и способов анализа для получения всеобъемлющего знания.

Значимость гендерной концепции – в том, что она дала новый, интегративный инструмент научного исследования, который оказался релевантен (подходящ) многим общественным наукам и позволил проблематизировать темы, которые ранее считались настолько малозначимыми, что даже не обсуждались на научном уровне.

Рождение гендерной концепции в философии и социологии сходу не повлекло за собой смены общенаучных эпистем. Формирование гендерно-чувствительных методик сопровождало появление куда более заметных социальных теорий. Однако всего за десятилетие роль гендерной концепции, быстро заимствованной из социологии и психологии лингвистикой, историей, литературоведением, культурологией, – сейчас неизмеримо выросла. Без нее практически невозможно представить возникновение и развертывание постмодернистской парадигмы.

Haraway D. ‘Gender’ for a Marxist Dictionary // Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women. The Reinvention of Nature. N.Y., 1991. P. 127-148.

Harding S. The Science Question in the Feminism. L., 1986; Idem. Feminism and Methodology. Indiana, 1987.

Соловьева Г.Г. Гендерные исследования в структуре современного знания // Введение в теорию гендера. Вып. 1. Алматы, 1999. С. 12; Шакирова С. Толкования гендера // Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям, Алматы, 2000. С. 5-6.

См. об этом в работах выдающегося американского психолога Роды Ангер: Ангер Р. Трехстороннее зеркало // Введение в гендерные исследования. Т. II. СПб., 2001. С. 447; Unger R.K. Looking toward the Past: Social Activism and Social History // Journal of Social Issues. 1986. Vol. 42 (1). P. 215-227.

Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 12-14.

Уэст К. и Циммерман Д. Создание гендера // Труды СПбФ ИС РАН. Гендерные Тетради. Вып. I. СПб., 1997. С. 97-98.

Все определения даны по: COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М, 1999. Т. 1. С. 110-112.

Темкина А.А. Многоликий феминизм // Феминистская теория и практика: Восток – Запад. СПб., 1996. С. 11.

Hirdman Y. The Gender System // Moving On / ed. T. Andreasen. Aarus, 1991. Р. 14

И это не обязательно мужчины! См., например: Gemz?e L. Sex, genus och makt i antropologiskt perspektiv // Kvinnovetenskaplig tidskrift. 1989. Vol. 10. № 1.

См. подробнее: Хольмберг К., Линдхольм М. Феминистская теория... С. 252; German Feminism: Readings in Politics and Literature / ed. Altbach E.H. Albany, 1984.

MacKinnon C. Feminism, Marxism, and the State: An Agenda for Theory // Signs. 1982. Vol. 7. № 3.

Воронина О.А. Указ. соч. С. 12.

См. об этом: Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Cоциология в России. М., 1998. С. 175; термин часто используется в исторических исследованиях, см., например: Гончаров Ю.М. Русское купечество как социально-половой тип (к вопросу о социальной специфике гендерного порядка) // Гендерная история: pro et contra. Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000. С. 51-63.

Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994. № 3.

Баблоян З. Гендер – «вопль жещин всех времен» // Диалог женщин. Международный женский журнал. М., 1999. № 7 (23). С. 35-36.

Бранте Т. Теоретические традиции социологии // Современная западная социология. СПб., 1992. С. 433.