За какие проступки наказывали женщин в Средние века, и какие были наказания? Наказания и виды смертной казни в средние века Самые ужасные пытки женщин в истории человечества

Самая страшная средневековая пытка

"Посажание на кол"

Румынский господарь Влад Басараб, более известный как Дракула, практиковал в качестве наказания за проступки «посажение на кол». Он приказывал провинившемуся человеку садиться на толстую заостренную палку, которая медленно пронзалась в тело, доставляя жертве невыносимую боль. Сохранившиеся с тех жутких времен записи очевидцев подобных издевательств указывают на то, что такая жуткая смерть постигла более 20 тысяч человек. Причем, по словам современников Дракулы, Владу особенно нравилось наблюдать за страданиями жертв во время приема пищи.

Обвиненные в супружеской неверности или совершившие аборт женщины в эпоху Средневековья буквально лишались своей груди. В качестве орудия для наказания использовали специальный резак, называвшийся в те времена «пауком». Раскаленные щипцы конструкции прикреплялись к стене, между них помещалась оголенная грудь жертвы. Крепость захвата при этом обеспечивали впивающиеся в кожу шипы. Палач резко оттягивал женщину от стены, отчего ее грудь либо сильно калечилась, либо отрывалась совсем. В большинстве случаев результатом пытки была гибель жертвы.

"Колесо Екатерины"

Использование в качестве орудия пытки так называемого дробильного колеса, или колеса Екатерины, всегда приводило к смерти провинившегося. Человека привязывали к спицам огромного деревянного колеса, во время вращения которого палач ударял по конечностям жертвы металлическим молотом, раздалбливая кости. После проведения мучительной пытки человека оставляли умирать на колесе. В редких случаях палач получал приказ о нанесении контрольного смертельного удара по груди или животу жертвы, называемого в средние века «ударом милосердия», для облегчения страданий и без того обреченного на гибель человека.

Основным орудием этой пытки служила своеобразная конструкция, представляющая собой пирамиду на трех опорах и называемая во времена Средневековья «колыбелью Иуды». Жертву садили на верхушку садистского приспособления, а к ее ногам и рукам привязывали тяжелые грузы. Человек медленно насаживался на острие «колыбели» и, как правило, уже через несколько часов предоставлял проводящему пытку всю интересующую его информацию. Однако и после признания шансов на выживание у него оставалось немного - в большинстве случаев жертвы умирали от сепсиса, ведь острие пирамиды никогда не чистилось от фекалий и крови предыдущих страдальцев.


Смерть в металлической клетке ожидала жителей Средневековья, совершивших такие тяжкие преступления как богохульство и ересь. Жертву закрывали в «гробу» и подвешивали на дерево в качестве приманки для хищных птиц и животных. Заприметив помещенного в «гроб для пыток» преступника, «неравнодушные» прохожие порой бросали в бедолагу камнями и гнилыми овощами, тем самым еще больше увеличивая его и без того нелегкие мучения.


Одним из самых жутких приспособлений для проведения средневековых пыток считается дыба. Конструкция ее включает в себя деревянную раму с привязанными к ней четырьмя веревками и контрольной рукояткой. Проводя истязание, палач поворачивал ручку дыбы, заставляя веревки натягиваться и увлекать за собой руки жертвы. Все кости бедолаги под таким напряжением вывихивались с громким хрустом, а иногда конечности и вовсе отрывались, обрекая человека на гибель.


«Грушу» использовали в Средневековье для наказания сделавших аборт женщин, богохульников, лжецов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Орудие пытки, по форме напоминающее грушу и состоящее из четырех металлических лепестков, засовывали во влагалище женщины, рот лжеца или богохульника, анальное отверстие гомосексуалиста. Поворачивая винт у основания «груши», палач запускал процесс раскрытия лепестков инструмента. В лучшем случае такая пытка приводила к разрыву кожи, в худшем - к изувечиванию вагинального, анального или ротового отверстия жертвы и смещению расположенных поблизости от него костей.


Распиливание пополам

Одной из самых простых технически, но при этом жестоких пыток в эпоху Средневековья было распиливание человека, обвиненного в богохульстве, прелюбодеяниях, воровстве, убийстве, колдовстве и других страшных, по мнению законов тех времен грехах. «Преступника» привязывали вверх ногами к высокому столбу или виселице и распиливали его обычной пилой. Продолжительность пытки могла исчисляться часами. Некоторых людей полностью разрезали пополам, большая же часть жертв распиливалась лишь до живота (для оттягивания момента смерти и доставления максимальных страданий).

Внебрачная беременность - повод отправиться в исправительный дом.

Внебрачная беременность порицалась не только в Средневековье, но еще буквально в прошлом столетии. В Британии, заметив чрезмерно выпирающий живот у незамужней девушки, семья незамедлительно отправляла ее в специальный родильный дом. Там несчастная была обязана стирать белье, драить полы и выполнять другую черновую работу вплоть до самых родов. А после - когда ребенка забирали на усыновление - еще долго отрабатывать дорогостоящие услуги родильного дома. Но даже после выплаты всех долгов выбраться из спецзаведения было не так просто. Большинство родивших до брака женщин признавали асоциальными личностями и закрывали в сумасшедших домах на десятки лет.


Удары палкой за порицание мужниной бороды.

Одним из самых нелепых, пожалуй, был закон средневекового Уэльса о неуважительном отношении к бороде или зубам мужа. Женщин, забывающих похвалить растительность на лице своих супругов, или обвиняющих их в чрезмерной грязи на зубах, наказывали битьем палкой.

Процесс четко регламентировался: законом предопределялись длина и толщина орудия возмездия, а также количество допустимых ударов. Согласно правилам, провинившуюся жену можно было хлестнуть не более трех раз, используя для этого палку толщиной в средний палец мужа, а в длину не превышающую его руку.


Наказание за измену - отрезание носа.

Нельзя сказать, что в прошлом браки были более крепкими и счастливыми, однако супружеская неверность действительно встречалась реже. Все дело в том, что женщины неохотно вступали во внебрачные связи, опасаясь наказания.

На Сицилии времен правления Фредериго II замужней даме за адюльтер отрезали нос, а также отбирали все имущество и детей. С аристократками церемонились немногим больше. Им не наносили физических увечий, однако могли отправить в монастырь, а уже там подговорить нужных людей подсыпать в бокал яду или придушить изменницу во сне. Что интересно, похождения женатых мужчин никак не обнородовались и, более того, негласно поощрялись.


За связь с иноверцем - костер.

Испанский король Альфонсо X Кастильский испытывал невероятную страсть к созданию новых законов и кодексов. Самый наглядный пример - свод правовых норм под названием Семь партид. Им регулировались не только гражданское, правовое и каноническое право, но также отношения женщин с мужчинами.

Согласно кодексу Семи партид, испанкам запрещалось делить ложе с иудеями и маврами. Приятные минуты в обществе мужчины-иноверца грозили им большими неприятностями. Если незамужняя девушка или вдова была впервые замечена в порочной связи, у нее сразу же отбирали половину всего имущества. Для проституток, несмотря на характер их заработка, наказание ужесточалось: избиение розгами.

Обычно этого было достаточно, чтобы отбить у женщин охоту влюбляться не в тех мужчин. Если же чувства вспыхивали с новой силой, второй раз становился последним. При повторном уличении в нарушении закона род деятельности и сословие женщины не играли никакой роли: их осуждали на смертную казнь через сожжение на костре.

К замужним дамам Альфонсо Мудрый был более милосердным. Их личное имущество не конфисковалось, а решение о выборе наказания полностью перекладывалось на плечи супруга. Многие видели в этом спасение и надеялись дома выпросить помилование. Однако мольбы раскаявшихся блудниц редко вознаграждались прощением. Обманутые мужья считали себя опозоренными и зачастую после первого же раза отправляли неверных жен на костер.


У «холодных» матерей отбирали детей.

На фоне историй о жестокости, царившей в средневековой Европе, зверства современников выглядят еще более ужасно. Буквально в двадцатых годах прошлого века американские женщины панически боялись обнаружить у своих детей психическое заболевание. В диагностированной шизофрении или аутизме ребенка ученые незамедлительно обвиняли мать и, как следствие, лишали ее родительских прав. Вердикт был един для всех и без того несчастных матерей: к болезни привела их излишняя холодность.


Погружение в воду за излишнюю сварливость.

В средневековой Европе серьезным женским проступком считалась излишняя сварливость. За разжигание склок с соседями, ругань на рынке или недовольство мужем женщине грозила страшная расплата. Подозреваемую в провинности силой волокли в суд, а там осуждали на позорное наказание. Для этого даже существовал специальный юридический термин: communis rixatrix.

В темные средневековые времена казни и экзекуции возводились в ранг народных забав, поэтому их выполнение проходило публично. Обвиненную женщину на глазах толпы привязывали к специальному стулу, обмазывали грязью и нечистотами. Затем ее, на потеху городским зевакам, протаскивали по главным улицам к ближайшей реке и резко скидывали в ледяную воду. Одним разом дело не ограничивалось - в зависимости от серьезности проступка судья назначал разное количество погружений. Однако больше десяти обычно никто не переживал, так как женщины погибали от шока и переохлаждения.


Наказанная женщина в «сварливом» колпаке.

Альтернативный вариант наказания был не лучше, хотя и менее радикальным. На осужденную в сварливости женщину надевали тяжелый металлический колпак с импровизированным острым кляпом в области рта. Конструкция колпака была разработана таким образом, что снять его самостоятельно не представлялось возможным, и женщине приходилось всюду носить позорную маску до того момента, пока судья не признавал ее исправившейся.

В Средневековье, как и в любую другую эпоху, власть карала преступников, причем делала это публично. В любом городе имелось место, а то и несколько, где проходила церемония наказания. Именно в городе, тем более крупном, были все условия, в которых процветала криминальная среда: 1) здесь легко было затеряться среди населения; 2) всегда было, что украсть. Однако провести расследование, найти и покарать преступника, добившись от него признания, было не так-то просто.

Казнь в средневековом городе

С другой стороны, неверно думать, что казни в Средние века проходили без суда и следствия. Напротив, судебные власти в своей деятельности руководствовались законами, и когда им удавалось уличить правонарушителя, делали все возможное, чтобы триумф правосудия стал известен как можно большему количеству горожан. Поэтому ритуал казни в Средние века имел двоякую цель: устрашения и демонстрации силы судебных властей.

Публичные экзекуции в ту эпоху были частью повседневности, и обычный горожанин в течение жизни присутствовал на многих из них. Из сохранившихся документов следует, что, например, в Лионе и Дижоне казнили по 1 преступнику в год (нач. XV в.), в Ферраре – по 4-5, а столетием ранее в Авиньоне – по 15-20. Такие зрелища были настолько привычны, что впору назвать их любимыми народом развлечениями.

Впрочем, если смотреть с этой точки зрения, то развлечений на долю средневекового обывателя выпадало немало. Ведь, кроме казней, были еще и церковные праздники, приходившиеся на половину календарных дней в году. К слову будет отмечено, что никакая публичная экзекуция не могла проводиться в эти дни.

***

Виды казней в Средние века были многообразны: сожжение, четвертование, утопление, отсечение головы, повешение и пр. Выбор экзекуции зависел от совершенного преступления. Так, за детоубийство приговаривали к утоплению, за колдовство, ересь и скотоложство – к сожжение, за политические преступления – к отсечению головы, а за все уголовные – к повешению. Рассмотрим ритуал публичного наказания на последнем примере.

Как уже отмечалось, в каждом городе было установленное место для публичных экзекуций. Например, в Венеции – это была площадь Святого Марка, в Тулузе – площади Сен-Этьен и Сен-Жорж, в Париже – Гревская площадь и Свиной рынок. Таким образом, узнав о предстоящей казни, горожане знали, куда идти. Для судебных властей это было очень важно, так как давало возможность продемонстрировать силу закона как можно большему числу народа.

С этой же целью выбирался день и время проведения казни. Рыночные дни около полудня считались самыми подходящими, поскольку были удобны подавляющему большинству потенциальных зрителей. Заслышав крики глашатаев, бой барабанов и звуки труб, горожане знали, что час экзекуции приближается, следовательно, пора занимать места вокруг места ее проведения.

Заметим, что эшафот возводился только в тех случаях, когда приговоренному должны были отрубить голову и лишь потом повесить – наказание предусмотренное за измену королю. В остальных случаях виселица вкапывалась прямо в землю посреди площади. Однако этот момент был уже финальной частью ритуала казни. Начинался же он у ворот тюрьмы.

Символизм играл большую роль в жизни средневекового общества, что нашло отражение и в процедуре наказания. Так, на всем ее протяжении изменялся внешний вид осужденного, что служило знаком его расставания с теми благами, коими он пользовался при жизни. Например, из тюрьмы преступник выходил в своей одежде, по которой сразу можно было определить его социальную принадлежность.

Иногда осужденный нес в руках крест, проходя мимо церкви, мог просить стражу остановиться для молитвы. Но чаще всего путь от тюрьмы до места казни использовался судебными властями с «информативно- воспитательной» целью. Во-первых, одежда осужденного давала понять, что наказания не может избежать никто, как бы высоко он ни стоял на социальной лестнице.

Например, в октябре 1409 года Жан де Монтегю, начальник королевских финансов, обвиненный в изменене монарху, прошел по улицам Парижа в красно-белом широком плаще, такой же шапке и туфлях, то есть в полном соответствии со своим общественным положением до ареста.

Ритуал казни в Средние века был не только с мельчайшими деталями разработан, но и тщательно соблюдался. Поэтому о том, за какое конкретно преступление будет наказан осужденный, горожане могли понять задолго до того, как приговор будет исполнен. Допустим, за умышленное убийство полагалось тащить преступника за ноги по улицам до места казни. Случайному убийце позволялось идти самому, но со связанными впереди руками.

Как правило, на животе или голове осужденного помещались таблички, на которых красными буквами сообщалось о совершенном им преступлении и мере наказания. Однако, поскольку далеко не все умели читать, информация дублировалась в устной форме. Происходило это по-разному, в зависимости от решения суда. Осужденный сам мог объявлять о своем преступлении либо проходя по городским улицам, либо на месте казни, или же это могли делать чиновники суда.

Толпа, сопровождавшая приговоренного, не безмолвствовала, чем усугубляла его нравственные страдания.Например, флорентийцы в XV веке сопровождали процессию криками осуждения, ужаса и слезами. Бывало, что от слов толпа переходила «к делу», устраивая поножовщину, как нередко происходило в Оксфорде или Венеции. Поэтому функция стражи заключалась не только в предотвращении побега приговоренного, но и в защите его от самосуда разъяренной толпы.

***

Наконец процессия достигала места казни, окруженного стражей. С этого момента осужденный окончательно расставался с миром живых, переходя в руки палача. Начиналась последняя часть ритуала, соблюдаемая неукоснительно. Палач снимал с осужденного одежду, переодевая его в белую рубаху смертника. Снова оглашался состав преступления и мера наказания, после чего осужденному предоставлялось последнее право оспорить приговор.

Существовали разные возможности избежать наказания. Например, иногда преступнику разрешалось затеять с палачом борьбу. В большинстве случаев это было фикцией, однако если преступник выходил из схватки победителем, толпа требовала его освобождения. Такие редкие казусы для средневекового человека были не чем иным, как проявлением Высшего Суда и рассматривались, как указание на невиновность осужденного.

К «божественному» вмешательству относили и другие происшествия, например, когда лестница оказывалась коротка или веревка обрывалась в момент казни. Во Франции был еще один обычай, позволявший осужденному избежать смерти, – девушка могла перед всеми заявить о своем желании выйти замуж за преступника. В таком случае церемония бракосочетания проходила сразу же у подножия виселицы. Впрочем, такие «божественные» вмешательства, судя по сохранившимся источникам, были крайне редки. Чаще всего приговор приводился в исполнение.

Преступник, смирившись, со своей участью, прощал палачу свою смерть, признавая, таким образом, в нем не убийцу, а представителя судебной власти. Однако наказание не заканчивалось в момент казни. Согласно закону, тело повешенного преступника нельзя было хоронить, оно оставалось на виселице по многу лет до полного разложения. «Воспитательная» цель такого подхода ясна – полуразложившийся труп напо минал обывателям о том, что за преступлением неотвратимо следует наказание.


Таким образом, казни в Средние века служили двум целям: с их помощью судебная власть пыталась сдерживать рост преступности в городах и укреплять свой авторитет.

В средние века ключевая роль в политике и общественной жизни принадлежала церкви. На фоне расцвета архитектуры и научных технологий инквизиция и церковные суды преследовали инакомыслящих, применяли пытки. Доносы и казни носили массовый характер. Особенно беспомощными и бесправными были женщины. Поэтому сегодня мы вам поведаем про самые ужасные средневековые пытки для девушек.

Их жизнь не была похожей на сказочный мир рыцарских романов. Девушки чаще обвинялись в колдовстве и под пытками признавались в поступках, которых не совершали. Изощренные телесные наказания поражают дикостью, жестокостью и бесчеловечностью. Женщина всегда была виноватой: за бесплодие и большое количество детей, за внебрачного ребенка и различные телесные дефекты, за врачевание и нарушение библейских правил. Публичные телесные наказания применялись для получения информации и устрашения населения.

Самые ужасные пытки женщин в истории человечества

Большинство орудий пыток были механизированы. Жертва испытывала ужасную боль и умирала от полученных травм. Авторы всех жутких инструментов неплохо знали строение человеческого тела, каждый способ доставлял нестерпимые страдания. Хотя конечно эти инструменты применялись не только к лицам женского пола, но они страдали больше других.

Груша страданий

Механизм представлял собой металлическую грушу, разделенную на несколько сегментов. Посередине груши находился винт. Прибор вставляли провинившейся женщине в рот, вагинальное или анальное отверстие. Винтовой механизм раскрывал сегменты груши. В результате повреждались внутренние органы: влагалище, шейка матки, кишки, глотка. Очень страшная смерть.

Травмы, наносимые приспособлением, были несовместимы с жизнью. Обычно пытка применялась к девушкам, обвинявшимся в связи с дьяволом. При виде такого орудия подсудимые признавались в сожительстве с дьяволом, использовании крови младенцев в магических ритуалах. Но признания не спасали бедных девушек. Они все равно погибали в пламени костра.

Стул ведьмы (испанское кресло)

Применялся к девушкам, уличенным в колдовстве. Подозреваемую фиксировали ремнями и наручниками на железном стуле, в котором сидение, спинка, боковые части были покрыты шипами. Человек не умирал сразу от потери крови, шипы медленно вонзались в тело. На этом жестокие страдания не заканчивались, под стул укладывали раскаленные угли.


В истории сохранился факт, что в конце XVII века женщина из Австрии, обвиненная в колдовстве, одиннадцать суток провела в муках на таком кресле, но так и умерла, не сознавшись в преступлении.

Трон

Специальное устройство для длительных пыток. «Трон» представлял собой деревянный стул с отверстиями в спинке. Ноги женщины фиксировали в отверстиях, а голову опускали вниз. Неудобное положение доставляло страдания: кровь приливала к голове, натягивались мышцы шеи и спины. Но на теле подозреваемой не оставалось следов пыток.


Довольно безобидное орудие, напоминающее современные тиски, доставляло боль, ломало кости, но не приводило к смерти допрашиваемого человека.


Аист

Женщина помещалась в железное устройство, которое позволяло ее зафиксировать в положении с притянутыми к животу ногами. Такая поза вызывала мышечные спазмы. Длительная боль, судороги медленно сводили с ума. Дополнительно жертву могли пытать раскаленным железом.

Башмаки с шипами под пяткой

Пыточная обувь фиксировалась на ноге кандалами. С помощью специального приспособления в пятку вкручивались шипы. Некоторое время жертва могла стоять на пальцах, чтобы облегчить боль и не допустить глубокого проникновения шипов. Но в таком положении долго простоять невозможно. Бедную грешницу ожидала сильная боль, потеря крови, сепсис.


«Бдение» (пытка бессонницей)

Для этой цели был создан специальный стул с сидением в форме пирамиды. Девушку усаживали на сидение, она не могла уснуть или расслабиться. Но инквизиторы нашли более эффективный способ, чтобы добиться признания. Связанную подозреваемую усаживали в таком положении, чтобы верхушка пирамиды проникала во влагалище.


Пытки длились часами, потерявшую сознание женщину, приводили в чувство и снова возвращали на пирамиду, которая разрывала тело и травмировала половые органы. Для усиления боли к ногам жертвы привязывали тяжелые предметы, прикладывали раскаленное железо.

Козлы для ведьм (испанский осел)

Голую грешницу усаживали на деревянный блок пирамидальной формы, для усиления эффекта к ногам привязывали груз. Пытка причиняла боль, но в отличие от предыдущей, не разрывала половые органы женщины.


Пытка водой

Такой метод дознания считался гуманным, хотя часто приводил к смерти подозреваемой. В рот девушки вставлялась воронка, и заливалось большое количество воды. Затем на несчастную прыгали, что могло вызвать разрыв желудка и кишечника. Через воронку могли влить кипяток, расплавленный металл. Часто в рот или влагалище жертвы запускали муравьев и других насекомых. Даже невиновная девушка признавалась в любых грехах, чтобы избежать страшной участи.

Пектораль

Пыточное устройство похоже на нагрудное украшение. Раскаленный металл накладывали на грудь девушки. После допроса, если подозреваемая не умирала от болевого шока и не признавалась в преступлении против веры, вместо груди оставалась обугленная плоть.

Устройство, выполненное в форме металлических крюков, часто применяли для допроса девушек, уличенных в колдовстве или проявлениях похоти. Таким инструментом могли наказать женщину, изменившую мужу и родившую вне брака. Очень жесткая мера.


Купание ведьмы

Дознание проводилось в холодную пору года. Грешницу усаживали в специальное кресло и крепко привязывали. Если женщина не каялась, окунания производили до тех пор, пока она не задыхалась под водой или не замерзала.

А были ли пытки женщин в средневековье на Руси?

В средневековой Руси не было гонения на ведьм и еретиков. К женщинам не применяли таких изощренных пыток, но за убийства и государственные преступления могли закопать по шею в землю, наказать кнутом так, что кожа разрывалась в клочья.

Ну вот пожалуй, на сегодня хватит. Мы думаем, что теперь вы поняли, какими были ужасными средневековые пытки для девушек, и вряд ли теперь кто-нибудь из лиц прекрасного пола захочет перенестись в средние века к доблестным рыцарям.