Какие партии в думе. У "единой россии" в госдуме конституционное большинство, новички не прошли. Как начинался российский парламентаризм

/ Владимир Федоренко

Помните 2014-15 годы? Когда Крым стал наш, а экономика опять затрещала по швам, мотивируя граждан приобретать третий телевизор на кухню. Официальные лица рассказывали, что для тех, кто живёт в "рублёвой зоне", ничего не изменится, но генетическая память предков неумолимо гнала людей в магазины и обменники – спасать стремительно обесценивающиеся рублёвые сбережения. С тех пор прошло несколько лет, и официальные лица в какой-то момент начали оптимистично рассказывать, что очередной кризис (как и ужасы 90-х) остался позади, и теперь российская экономика демонстрирует впечатляющий рост на уровне самых развитых стран Европы. Но эта логическая уловка оказалась не очень понятна широким массам. Люди довольствуются телевизионной повесткой, предпочитая не запоминать то, что было несколько минут назад. Но если чуть-чуть покопаться в прошлом, можно наткнуться на большое количество занятных цифр и фактов, демонстрирующих, насколько у одних граждан России всё хорошо, а у других не очень.

"Нам не надо обращать внимание на чужих идиотов, у нас своих хватает. В конце концов, это право любой страны – иметь сумасшедшего депутата".

Виталий Милонов


Одним из ярких эпизодов 2015 года стало демонстративное единение слуг народа с народом, когда все подряд люди из телевизора начали урезать свои зарплаты: мол, "раз уж простой народ живёт всё хуже, мы тоже должны продемонстрировать затягивание поясов." 27 февраля 2015 года был подписан указ о сокращении на 10% зарплат президента, премьер-министра, членов правительства, генерального прокурора и председателя Следственного комитета. О снижении зарплат самим себе заявили и депутаты Госдумы. В апреле 2015-го она понизилась на 10% .
"Считаем, элита тоже должна испытывать негативные последствия кризиса наряду с населением России".

Первый зампред фракции эсэров Михаил Емельянов


"Мы понимаем, что 10% не спасут страну от экономического кризиса. Мы готовы сокращать зарплату и больше. Если завтра спикер скажет, что нужно урезать её, к примеру, на 30–35%, – мы готовы".

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев

Однако если посмотреть на зарплаты и бонусы слуг народа на протяжении нескольких лет, жертва выглядит уже не столь значительной.

Так, в 2012 году депутат нижней палаты парламента получал в месяц 165 тысяч рублей . В соответствии с президентскими указами в сентябре 2013-го и сентябре 2014 года депутатские зарплаты были повышены, и к концу 2014 года составляли 420 тысяч рублей в месяц . Это голый оклад без премий, поощрений и многочисленных бонусов за государственный счёт. После снижений зарплат в 2015 году средняя зарплата депутата составила 390 тысяч рублей. В 2016 году - уже всего 383 тысячи. Однако 2016 год отметился выборами в Госдуму и "золотыми парашютами" для депутатов, которые не переизбрались в новый состав. Народным непереизбранникам единоразово выплачивалось по 1,586 млн рублей , а также до декабря сохранялось депутатское страхование, медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение, право на пользование служебным жильем в Москве (для иногородних) и служебными машинами.

5 июля 2018 года Госдума решила опровергнуть слухи об огромных зарплатах депутатов и опубликовала на официальном сайте размер жалованья, которым приходится довольствоваться слугам народа. За первые шесть месяцев 2018 года после всех сокращений и урезаний депутат получал 388,5 тысяч рублей в месяц . Чистыми после уплаты налогов – 338 тысяч. В рамках дискуссий о пенсионном возрасте нам заодно раскрыли и размеры депутатских пенсий. Депутат, "отсидевший" один срок, получает пенсионное обеспечение в размере 46 тыс. 626 рублей . Народный избранник, сходивший на два срока и более, получает уже 63 тыс. 581 рубль . Сами депутаты эти зарплаты высокими не считают. "Если приравнять оплату депутатов к средней зарплате по стране, в Госдуме будут работать непрофессионалы", – отмечали представители Госдумы.

Но не зарплатой единой одаривает народ своих слуг. 450 народных избранников имеют много других благ. Например, иногородние депутаты получают жильё. С мебелью, техникой и всеми необходимыми в жизни вещами вплоть до постельного белья, пепельниц и рюмок, которые регулярно обновляются. После выборов 2016 года на дооснащение 107 депутатских квартир были заявлены траты в размере 58,9 миллиона рублей на ремонт и 50,9 миллиона рублей на мебель. Сами же депутаты оценивают предоставляемое жильё как спартанское. Однако десятки депутатов в каждом созыве не спешат вовремя покидать эти суровые квартиры после окончания своих полномочий. Говоря о жилье для депутатов, стоит упомянуть и действующую сейчас программу по строительству 125 226 кв. метров жилья для чиновников высших органов власти из администрации президента, правительства, Совета Федерации и Государственной думы, высших судов, Центризбиркома и Счётной палаты. Затраты на строительство восьми домов оцениваются в 11 млрд рублей .

"Те, кто думает, что депутатские квартиры – это рай на земле, ошибаются. Все на среднем уровне, евроремонта нет. Окна пластиковые, но поставили их в конце девяностых. В квартирах предоставляется белорусская мебель невысокого качества, многие ее меняют и докупают шкафы, полки и т.д. Посуда ветхая. До недавнего времени входные двери в квартиры были деревянными, был просто проходной двор. Недавно только заменили на железные, люди же с детьми живут. И никакой охраны не было толком, только недавно появился шлагбаум. На территории комплекса есть гостиница, любой может заселиться и делать с депутатами, что хочет".

Всего расходы на содержание Госдумы в 2018 году составят 10,69 млрд рублей . Но Госдума – это не самая затратная структура. На Совет Федерации в 2018 году уйдёт около 5,9 млрд рублей , что на 300 млн рублей больше, чем в 2017-м. На Управление делами президента в 2017 году ушло около 107 млрд рублей . В 2018 году будут израсходованы почти 114 млрд рублей . Интересно, что из этих миллиардов Управления делами президента по статье "президент РФ" в 2017 году был израсходован всего 91 млн рублей, в 2018 году на "президента РФ" хотят потратить 137 млн рублей . А ещё в России есть Генпрокуратура (73,5 млрд рублей на 2018 год), Следственный комитет (40,6 млрд рублей), Конституционный суд (681 млн рублей), Верховный суд (5,1 млрд рублей) и Судебный департамент при Верховном суде (195,8 млрд рублей).

Тем временем в окружающей слуг народа России средняя зарплата в 2018 году официально составляет 41 650 рублей. Однако за МКАДом этим цифрам обычно удивляются. Страна в телевизоре и в реальности отличается. Как и пять лет назад, в регионах 20 000 рублей на руки – не такие уж и плохие деньги. Простые люди перебиваются от "получки" до "получки", не всегда имея возможность оплатить даже коммуналку. По итогам первого квартала 2018 года долги россиян только за услуги ЖКХ составили 1,4 трлн рублей. Это на 5,3% больше , чем в прошлом году. Единения депутатов с народом не получается. Парламентарии и чиновники продолжают жить существенно лучше простых людей.

И нет ничего плохого в больших бонусах. У топ-менеджера, у руководителя высокого ранга зарплата должна быть выше, чем у простого исполнителя. Такой человек должен эффективно работать, не задумываясь о бытовых мелочах, отвлекающих от куда более серьёзных задач. Однако чиновник как нанятый руководитель должен делами оправдывать свою зарплату. На деле же эти прекрасно обеспеченные люди в первую и вторую очередь заботятся собственном благосостоянии. А многочисленные просчёты и ошибки всегда можно свалить на мировые кризисы, США, Украину, коммунистов, монархистов, либералов, беспощадный прогресс и других врагов России. Почему-то рядового гражданина эти оправдания устраивают, и он раз за разом выбирает в депутаты людей, которые постоянно доказывают, что своим зарплатам они профессионально не соответствуют.

Москва. 19 сентября. сайт - В понедельник было подсчитано большинство голосов на выборах в Госдуму, местные парламенты и глав российских регионов, которые прошли по всей стране в Единый день голосования - 18 сентября. Лидерами голосования в законодательные органы вновь оказались представители "Единой России", а на выборах губернаторов - действующие главы регионов или временно исполняющие их обязанности.

Среди прочих тенденций - ослабление позиций "Справедливой России" и КПРФ за счет роста популярности ЛДПР среди избирателей, низкая явка на выборы в Москве и Петербурге, а также снижение числа нарушений в ходе голосования.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены в пятницу, 23 сентября, но, как считают в ЦИК, никаких существенных изменений относительно уже подсчитанных результатов ожидать не стоит.

Изменения

Главной особенностью выборов этого года стало возвращение смешанной системы голосования - из 450 депутатов Госдумы седьмого созыва 225 человек выбирают по партийным спискам и столько же - по одномандатным округам. На 95.836 избирательных участках по всей стране можно было проголосовать за 14 политических партий (перечислены по порядку размещения в бюллетене): "Родину", "Коммунистов России", "Российскую партию пенсионеров за справедливость", "Единую Россия", "Зеленых", "Гражданскую платформу", ЛДПР, ПАРНАС, "Партию Роста", "Гражданскую силу", "Яблоко", КПРФ, "Патриотов России" и "Справедливую Россию".

Примечательно, что в этом году отказались и от практики "паровозов", когда во главе списка на выборах по пропорциональной системе выставляется популярный и авторитетный человек (высокопоставленный политик, спортсмен, актер и так далее), за счет которого рейтинг его партии и количество отданных за нее голосов растет. Впоследствии лидер списка отказывается от своего мандата в пользу менее именитого однопартийца.

Выборы в Госдуму

Как сообщили в Центральной избирательной комиссии (ЦИК РФ), по итогам подсчета 93,1% протоколов "Единая Россия" получает 140 мест в Госдуме по партийным спискам и 203 места по одномандатным округам. Таким образом, по предварительным данным, у "Единой России" будет 343 места в Госдуме из 450 (то есть 76,2%).

Больше всего голосов правящая партия получила в регионах с максимальной явкой на избирательные участки: например, 88% в Дагестане, 81,67% - в Карачаево-Черкесии, 77,71% - в Кабардино-Балкарии, 77,57% в Кемеровской области. В некоторых регионах "Единая Россия" хоть и стала лидером голосования, но не добилась столь высоких результатов. Так, в Челябинской области за нее проголосовали , а в Москве - .

Таким образом, "Единая Россия" уже может рассчитывать в Госдуме на конституционное большинство (более двух третей кресел), которое позволит партии принимать поправки в Конституцию (за исключением нескольких глав), а также преодолевать президентское вето.

Второй по числу мандатов партией, по предварительным данным, оказывается КПРФ. По партийным спискам она получает 13,45% голосов - то есть 35 мандатов, по одномандатным округам - семь мандатов. Далее с небольшим отрывом следует ЛДПР - за нее по единому федеральному округу проголосовали 13,24%, что соответствует 34 мандатам, по одномандатным спискам эта партия получает пять мандатов. "Справедливая Россия" по партийным спискам набрала 6,17% голосов, а по одномандатным получила семь мест в парламенте.

Большинство нижней палаты российского парламента останется в основном четырехпартийным, и даже снижение барьера для прохождения в Госдуму с 7% до 5% не помогло непарламентским партиям пройти по общепартийным спискам. Только "Родина" и "Гражданская платформа" смогут получить по одному месту в нижней палате, так как два их кандидата смогли победить в своих одномандатных округах. Кроме того, в состав Госдумы войдет один самовыдвиженец - Владислав Резник.

Выборы глав регионов

В рамках Единого дня голосования также прошли выборы глав девяти регионов - в Коми, Туве, Чечне, в Забайкальском крае, а также в Тверской, Тульской и Ульяновской областях. При этом в Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии глав регионов избирают региональные парламенты.

Для победы в первом туре кандидату было необходимо набрать более 50% голосов. Это удалось Сергею Гапликову, за которого проголосовали 62,17% избирателей. Явный лидер определился и в Чечне - после подсчета 93,13% бюллетеней, выяснилось, что за врио главы региона проголосовали почти 98% пришедших на выборы, а его ближайший соперник - уполномоченный по защите прав предпринимателей Чечни Идрис Усманов - получил лишь 0,83% голосов.

Самовыдвиженец Алексей Дюмин, исполняющий обязанности главы Тульской области, по итогам обработки 100% протоколов набрал 84,17%, а действующий глава Республики Тува Шолбан Кара-оол - 86%. Аналогично ситуация сложилась и в Забайкальском крае - кандидат от "Единой России", врио губернатора Наталья Жданова получила 54,22% голосов, и в Ульяновской области - врио губернатора Сергей Морозов, выдвинутый "Единой Россией", по результатам обработки 82% протоколов избирательных комиссий, набирал 53,91% голосов. Врио губернатора Тверской области Игорь Руденя также лидировал в своем регионе.

Выборы в региональные органы власти

В 39 субъектах РФ состоялись выборы в региональные парламенты, в частности, в Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Чечне, Чувашии, в Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском и Ставропольском краях; в Амурской, Астраханской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской и Тюменской областях; в Петербурге, в Еврейской автономной области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Чукотском автономном округе.

В рамках Единого дня голосования также выбирали главу города Кемерово, депутатов муниципальных собраний в столицах 11 регионов - в Уфе, Нальчике, Петрозаводске, Саранске, Грозном, Перми, Ставрополе, Калининграде, Кемерово, Саратове и Ханты-Мансийске.

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что получили в региональных парламентах по стране в общей сложности 16 мест. Так, "Патриоты России" получили четыре мандата, "Яблоко" - пять, "Партия Роста" и "Пенсионеры за справедливость" - по три и "Родина" - один.

Явка по стране

Для россиян, оказавшихся во время выборов за пределами родины, традиционно организовываются избирательные участки за границей. Тем не менее президент Украины поручил проинформировать Россию о невозможности проведения выборов в Госдуму РФ на украинской территории. В Киеве заявили, что могут изменить свою позицию, если Москва откажется от проведения выборов в Крыму, который Украина считает оккупированной территорией. Тем не менее россияне смогли проголосовать в посольстве в Киеве и в генконсульстве в Одессе, однако процесс их волеизъявления сопровождался беспорядками. Во Львове и Харькове обошлось без нарушений правопорядка. Украинский МИД призвал не признавать результаты выборов в Госдуму в части голосования на территории Крыма.

Около 10 утра глава ЦИК Памфилова назвала явку на нынешние выборы - 47,81%. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что низкой ее назвать нельзя, и добавил, что она оказалась "выше, чем в подавляющем большинстве европейских стран" и "не влияет на сами результаты выборов, на их убедительность".

Самую высокую явку избирателей продемонстрировали КЧР и КБР - более 90%, Дагестан - более 87%, а также Кемеровская и Тюменская область - 74,3% и Чечня.

Наиболее низкими показатели явки избирателей оказались и Петербурге, что Песков назвал традиционным явлением. Так, в столице на избирательные участки пришло 35,18% электората, что существенно меньше, чем в ходе парламентских выборов 2003, 2007 и 2011 годов. В Мосгоризбиркоме предположили, что на явке сказалась холодная погода и дожди, а также плохая работа партий с избирателями.

Согласно данным ЦИК РФ, в Москве "Единая Россия" набирает 37,3% голосов, КПРФ - 13,93%, ЛДПР - 13,11%, "Яблоко" - 9,51%, "Справедливая Россия" - 6,55%.

Явка оказалась еще ниже московской - 32,47%.

Нарушения

По словам Памфиловой, каждое третье сообщение связано с неправомерными действиями, каждое пятое - это жалоба на фальсификацию итогов голосования или готовящиеся массовые фальсификации. "Несколько обращений поступило от наблюдателей - об их увольнении работодателем в связи с участием в избирательной кампании. Это надо взять на особый контроль - прокуратура точно не останется без работы", - заявила она.

Одно из таких нарушений - вброс избирательных бюллетеней секретарем участковой избирательной комиссии (УИК) в Ростовской области - уже привело к возбуждению . Еще в день голосования в интернете появилось видео с камеры наблюдения, на котором видно, как две женщины и мужчина закрывают обзор ящика, а еще одна женщина вкладывает туда пачку бюллетеней.

Также серьезный инцидент зафиксирован в Дагестане - группа молодых людей во время голосования разгромила избирательный участок под предлогом того, что там проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов.

Кроме того, выборы на одном из участков Нижегородской области признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги оказались под сомнением. Телефон с включенной камерой, оставленный одним из наблюдателей, помог зафиксировать сброс бюллетеней , и теперь результаты голосования на этом участке отменены.

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. "Единая Россия" одержала на прошедших выборах в Госдуму одну из самых своих убедительных побед, получив более 54% голосов избирателей и обеспечив себе конституционное большинство с рекордным количеством мандатов. Вместе с ней в нижнюю палату парламента проходят КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Остальные партии не смогли преодолеть не только 5%-ный барьер, необходимый для попадания в Госдуму, но и 3%-ный, позволяющий претендовать на госфинансирование. Однако "Родина" и "Гражданская платформа" все же будут представлены в нижней палате — по одному из их одномандатников удалось победить в своих округах.

Опрошенные РИА Новости политологи считают, что "Единая Россия" может уступить часть руководящих постов оппозиции, а также поддерживать предложенные другими партиями законопроекты.

Исторический результат и конституционное большинство

Выборы-2016: регионы выбирают в парламенты "Единую Россию" "Единая Россия" со значительным отрывом обошла своих конкурентов на выборах в региональные законодательные собрания. Основная борьба развернулась за вторые и третьи места выборной гонки между ЛДПР и КПРФ.

"Единая Россия" получает в Госдуме 140 мест, которые причитаются партии за результат по общефедеральному списку, и еще 203 места для одномандатников. Таким образом, общее число мандатов "Единой России" составит рекордные для российской политической истории 343 депутатских кресла из 450.

В партии и ЦИК уже заявили, что ЕР будет располагать в Думе конституционным большинством — сможет менять ряд глав Конституции и преодолевать президентское вето.

Лучший результат по доле проголосовавших за нее избирателей "Единая Россия" показала на думских выборах 2007 года, когда под руководством президента Владимира Путина получила 64,3% голосов. Тогда она получила конституционное большинство, заняв 315 депутатских кресел — и стала первой российской партией, набравшей такую парламентскую силу. На выборах 2011 года ЕР набрала 49,3% — и получила 238 мандатов.

КПРФ и СР в проигрыше, ЛДПР набирает очки

Нарышкин: выборы-2016 состоялись, ЕР завоевала конституционное большинство По итогам подсчета чуть более 93% протоколов и по федеральному округу, и по одномандатным округам ЕР получает на думских выборах 343 мандата в нижней палате парламента.

По последним данным ЦИК после подсчета 93% протоколов, КПРФ отдали голоса 13,45% избирателей, ЛДПР — 13,24%, эсерам — 6,17 %. Кроме того, КПРФ и СР одержали победу в семи одномандатных округах каждая, ЛДПР — в пяти.

Таким образом, КПРФ получит 42 мандата, ЛДПР — 39, а СР — 23. Для коммунистов и справороссов это серьезное снижение их представительства в Думе — в 2011 году КПРФ досталось на 50 мандатов больше, а СР — на 41. Зато ЛДПР в выигрыше — они прибавили в Думе нового созыва 17 мест.

По итогам выборов в одномандатных округах, которые проводились впервые за последние годы, в Госдуму пройдут и по одному представителю "Родины" и "Гражданской платформы", а также один самовыдвиженец, Владислав Резник.

Единороссы отдадут оппозиции часть руководящих позиций в Госдуме в качестве жеста доброй воли, считает политолог Глеб Кузнецов. "Единая Россия" дала нам одномандатные округа и, в общем, многое делала для развития конкуренции на этих выборах, поэтому я полагаю, что какие-то руководящие должности в комитетах и в Госдуме в целом оппозиции будут отданы в рамках жеста доброй воли, что позволит создать такую достаточно интересную палату с точки зрения представительства", — отметил он.

Кроме того, подчеркнул Кузнецов, несмотря на конституционное большинство ЕР, в Думу избраны представители совсем малых партий, которые не прошли 5%-ный барьер, то есть Дума выглядит "достаточно полноценно".

На то, что ЕР будет сотрудничать с оппозицией, указывает и член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Мы сможем наблюдать уже наработанный ранее опыт межпартийного сотрудничества в законодательной сфере, когда единороссы поддерживали некоторые законопроекты, разработанные оппозицией", — считает он.

Причин проигрыша много

Проигравшие партии — и те, кто значительно уступил "Единой России", и те, кто не прошел в Госдуму, — по-разному оценивают причины своего неуспеха. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов считает, что высокий результат ЛДПР связан с желанием избирателей проголосовать против всех. В связи с этим он выступил за пересмотр избирательного законодательства — отмену открепительных талонов, досрочного голосования и возвращение графы "Против всех" в бюллетени.

В ПАРНАС полагают, что не смогли убедить избирателей прийти на выборы, заявил РИА Новости зампред партии Константин Мерзликин, отметив, что выборы прошли при низкой явке. С ним согласились заместитель председателя партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович и зампред партии "Патриоты России" Надежда Корнеева — они также считают невысокую явку одной из причин проигрыша.

Вместе с тем, по последним данным ЦИК, явка по России составила 47,81%, что является очень хорошим показателем для парламентских выборов.

Выборы легитимны, нарушений мало

По оценке главы ЦИК Эллы Памфиловой, состоявшиеся выборы легитимны, а нарушений было "на порядок — два порядка меньше", чем во время предыдущих кампаний.

"У меня нет никакой эйфории или шапкозакидательских настроений, давайте дождемся, но в любом случае уже есть полная уверенность, что все-таки выборы проходят вполне легитимно, и много мы для этого сделали", — сказала она.

По ее словам, нельзя сказать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы поставить под сомнение легитимность этих выборов.

Вместе с тем ЦИК все же зафиксировал три вброса бюллетеней в трех регионах, в частности в Нижегородской и Ростовской областях, а также в Дагестане. Итоги голосования на этих участках будут отменены. Также комиссия направила в Генпрокуратуру материалы на одного из кандидатов за возможное неправомерное ведение избирательной кампании.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Так сколько в России депутатов?

Сколько депутатов в Государственной Думе?

Всего в РФ, с учётом состава Госдумы, а также депутатов областных, городских, окружных, краевых и республиканских образований, получается 4 508 избранников.

При подсчёте не учитывались члены Совета Федерации, поскольку они уже были учтены при подсчёте по регионам.

По состоянию на 2018 год, в России проживает 146 880 432 человек. Следовательно, по России отыскиваемый коэффициент составит 32 582 чел. на 1 депутата.

Следует упомянуть также о том, что в составе каждого субъекта России имеются муниципальные образования, например, муниципальные районы, городские округа, в которых также присутствуют советы депутатов. Расходы на оплату труда депутатов муниципальных образований закладываются в муниципальный бюджет.

О депутатах в муниципальных образованиях

Муниципальных образований в России на 1 января 2015 года было почти 23 тысячи, согласно с данными Росстата. Вряд ли ситуация сильно поменялась к 2018 году. Таким образом, муниципальных депутатов ещё больше, чем депутатов федеральных и депутатов субъектов. Следует отметить, что местные бюджеты наполняются, в т.ч., за счёт земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.

Так вот, что касается муниципальных образований. Самое малочисленное МО России — Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 677 человек. У образования есть своя Дума, состоящая из одного депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности.

Самое густонаселеное МО — городской округ Новосибирск. Тут обитает 50 муниципальных депутатов, коэффициент получится где то 30 000 чел. на депутата. Но таких образований в стране не много.

По самым скромным подсчетам, если брать по 3 депутата на МО, общее количество муниципальных избранников будет около 70 тысяч. Это битком забитый стадион Санкт-Петербург, второй по вместимости после московских Лужников.

Вот такая картина получается. Как вы полагаете, много это или мало? Данные остаются актуальными на 2019 год. Таким образом, ответом на вопрос «сколько в России депутатов?» будет цифра — минимум 7.5 тысяч человек.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года.

Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.

Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы.

При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ.


Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей.

Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования.

Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

  • Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:
    • согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против.

Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы.

Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.
Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.
В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп.

В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы.

При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав.

Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований.

Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей.

Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д.

Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения.

Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства. Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.
На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.

Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий. Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях.

В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.