«Двойная роль букв е, ё, ю, я» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему. Видеоурок «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Сказки про двойную роль гласных я е

Некоторые буквы в русском языке обозначают как один, так и два звука. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются в данном случае особенными, потому что в слове они могут играть двойную роль: обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного или два звука, один из которых является согласным.

Употребление букв для обозначения мягкости

Стоя после согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я будут указывать на его мягкость и обозначать один гласный звук. Например, ме[м"и]те[т"э]ль, лё[л"о]гкий, п[п"и]елё[л"о]нка, рю[р"у]кзак, лю[л"у]стра, ре[р"и]бя[б"а]та, ля[л"и]гушка. Но нужно помнить, что после букв Ж, Ш, Ц, которые всегда обозначают твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] (же[жы]стяной, жи[жы]раф, шё[шо]рстка, шё[шо]лковый, це[цэ]лый, це[цы]ховой), эти буквы обозначают только гласный звук, но не указывают на мягкость предыдущего согласного. Также в некоторых заимствованных словах (например, моде[дэ]ль, парте[тэ]р, те[тэ]ннис, те[тэ]мп) буква Е употребляется после твёрдых согласных звуков.

Два звука в слове

Но буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать и два звука (гласный и звонкий непарный, мягкий непарный согласный [й"]), если стоят:

  • в начале слова, например, е[й"и]да, е[й"э]ль, ё[й"о]мкость, ё[й"о]жик, ю[й"у]ла, ю[й"у]ркий, я[й"а]года, я[й"а]ркий;
  • после разделительного твёрдого или мягкого знака, например, съе[й"и]добный, Вье[й"и]тнам, съё[й"о]мка, серьё[й"о]зный, подъю[й"у]бник, вью[й"у]нок, объя[й"и]вление, друзья[й"а];
  • после гласной буквы, например, пое[й"и]зд, бое[й"э]ц, каё[й"о]мка, поё[й"о]т, каю[й"у]та, сою[й"у]з, мая[й"а]к, струя[й"а].

Таким образом, в зависимости от позиции в слове буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют ту и иную функцию в слове. Поэтому при транскрипции или фонетическом разборе слова нужно обязательно обращать внимание на данные буквы и их местоположение, чтобы правильно определить их роль, звуки, которые они обозначают, и общее количество букв и звуков в слове. Например: ярмарка [й"армарка] - 7 букв, но 8 звуков; пёрышко [п"орышка] - 7 букв, 7 звуков; семья [с"им"й"а] - 5 букв, 5 звуков.

6. Сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук:

СТН = [си]: грустный

ЗДН =[зн]:звёздный

РДЦ = [рц]: сердце

ЛНЦ = [нц]: солнце

7. Особенности произношения некоторых сочетаний согласных

ЧН - [ШН] в словах: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный, Ильинична

ЧТ = [ШТ] в словах: что, чтобы, что-либо, кое-что и др.

СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.

СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.

ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др. ГК = [ХК], [Х"К"]: легкий ГЧ = : легче

8. Особенности произношения некоторых грамматических форм

В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-) имен прилагательных, причастий и местоимений произно­сится согласный звук [В]: прекрасного, летящего, своего.

Специфика букв Ъ и Ь

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

Алгоритм выполнения задания А4:

1. Если требуется определить соотношение в слове букв и звуков, следует помнить о том, что

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают;

Буквы Е. Ё. Ю. Я могут обозначать два звука

а) в начале слова (ЯМА, ЁЖИК);

б) после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ);

в) после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).

Следующие буквосочетания произносятся как один звук:

а) СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.;

б) СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.;

в) ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др.

В следующих буквосочетаниях имеются непроизносимые согласные:

а) СТН = [сн]: грустный;

б) ЗДН = [зн]: звёздный;

в) РДЦ = [рц]: сердце;

г) ЛНЦ = [нц]: солнце.

2. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки твердые или в каких словах все согласные звуки мягкие, помните о том, что

Буквы Е, Ё, Ю, Я, Ь указывают на мягкость предшествующего согласного;

В буквосочетаниях ШЬ, ЖЬ буква Ь (мягкий знак) не указывает на мягкость соглас­ного (звуки Ж, Ш всегда непарные, твердые), а указывает на определенную грамма­тическую форму:

а) рожь, мышь - Ь знак показывает, что перед нами имена существительные 3-его склонения;

б) ешь, режь - Ь знак показывает, что перед нами форма повелительного наклоне­ния глагола;

в) едешь, говоришь - Ь знак показывает, что перед нами форма 2-го лица единствен­ного числа глагола;

В слове может быть всегда мягкий непарный звук-невидимка [Й"], обозначаемый на письме при помощи букв Е, Ё, Ю, Я, если они идут в начале слова (ЯМА, ЁЖИК); после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ); после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).

Примечание: иногда учащиеся забывают о существовании этого звука и поэтому ошибочно полагают, что, например, в слове ЯБЛОКО все согласные звуки твердые.

3. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки звонкие или в каких ювах все согласные звуки глухие, помните о том, что

все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой: ДУБ [ДУШ; СКАЗКА [СКА С К А].

Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий: ПРОСЬБА [ПРОЦБА].

ЗАДАНИЕ А5

Что должен знать ученик, выполняя задание А5 : правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непро­веряемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударени­ем в однокоренных словах или формах этого слова:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Пример: сериал - серИйный; выстиранный - стИрка, смиренный - смИрный, зачарован­ный - чАры, честолюбивый - чЕсть.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путем подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

У существительных изменить число: весна - вЁсны, паруса - пАрус;

У прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - он нАг, босой - он 60с;

У глаголов:

A) изменить число: я брожу - мы брОдим;

Б) изменить время: показал - покАжет;

B) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвЁл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, на раз­личные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

1. старожил нашего города (= стАрый житель) - он сторожил склад (= стОрож)

2. умолять о пощаде (= он мОлит) - умалять значение (делать мАлым)

3. разрядить ружье (= разрЯд) - разредить морковь (= рЕдкий)

4. раздражать поведением (= кто-то дрАзнит) - задрожать от холода (дрОжь)

5. благословить на подвиг (= сказать благое слОво) - прославлять героя (= слАва)

6. покарать врага (= кАра) - покорить природу (= покОрный) - укорять за лень (= укОр)

7. посвятить стихотворение (= свЯтость) - посветить свечой (= свЕт)

8. увидать издали (= увИдит) - увядать без влаги (= увЯнуть)

9. утихать постепенно (= утИхнуть) - утешать ласково (= утЕшить)

10. флаг развевается (= вЕять) - ребенок развивается (= развИтие)

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Предмет: русский язык

Класс: 5 «Б»

Учитель: Чайковская Е.Н.

Дата проведения: 12.12 .2012г.

Цели урока:

    Продолжить работу по теме «Фонетика».

    Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.

Задачи урока.

Образовательные.

    Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких — два.

    Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.

Развивающие.

    Развивать умение применять теоретические знания по теме «Фонетика» в практике письменной речи.

    Работать над развитием речи учащихся.

Воспитательные.

    Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.

    Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Оборудование: сигнальные карточки, презентация, тексты для самостоятельной работы, тесты.

Ход урока.

I . Организационный момент . (Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, творческий. Откроем тетради, запишем число.) (Слайд №1)

II . Работа над каллиграфией . (Прописать большую и маленькую букву Е.)

III . Мотивация обучения. (Ребята, прослушайте стихотворение.)

Как часто мы, надеясь на авось,

Не учим правила и не читаем книжек.

А смотришь — вот тебе уже пришлось

Прослыть неграмотным, а это не престижно.

Что наша жизнь? Игра иль лотерея?

А может бой за каждый переход?

Билет счастливый выхвати скорее,

Но ведь не каждому в игре везёт.

Поэтому, чтоб обмануть судьбу-злодейку,

Дерзай, учись и все наверняка.

Пусть неучи играют в лотерею,

А ставка знаний выиграет всегда.

Учитель: Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения?

Ответы учащихся.

Учитель: Чтобы стать умниками и умницами, вы при изучении темы «Фонетика» должны обратить своё внимание на очень интересные буквы Е, Ё, Ю,Я. И именно этим буквам посвящен сегодняшний урок. Буквы эти не простые, а очень загадочные. Посмотрите на доску, запишите тему урока. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.(Слайд № 1)

Учитель: Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску. Какие звуки обозначают буквы Е,Ё,Ю,Я? Правильно, они обозначают два звука. [ й‘э ], [ й‘о], [й‘у], [й‘а]. (Слайд №2) Но в некоторых словах буква «й» пытается спрятаться. И делает это очень хорошо. Посмотрите на доску.

Перед вами четыре слова. (Слайд № 3)

м е л [м’ э л]
м
ё д [м’ о т]
л
ю к [л’ у к]
р
я д [р’ а т]

Запишем фонетическую транскрипцию этих слов и скажем, какие звуки обозначают буквы е , ё , ю , я .

Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (Слайд № 3)

Где стоят буквы е , ё , ю , я в словах данного столбика? (После согласного .)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (
Один звук [э, о, у, а] .) Буквы «й» нет. Звук [й‘] спрятался. М.В. Ломоносов называл такие буквы «потаёнными».
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (
Мягкие .)

Сделаем вывод. (Слайд №4)

Если буквы е , ё , ю , я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв
е , ё , ю , я – это смягчение согласной.

Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях. (Слайд № 4).

Где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я в первом столбике?

Сколько звуков они обозначают?

Ответы учеников. По аналогии работа проводится и с оставшимися столбиками. А теперь выпишите слова первой строчки через запятую и подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

Из полученных наблюдений сделайте вывод.

Ответы учащихся.(Буквы е , ё , ю , я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

Учитель: Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я ? (Слайд № 5)

Если буквы е , ё , ю , я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы
е , ё , ю , я стоят в начале слова, после ъ и ь , после гласной, они обозначают два звука.

IV . Закрепление нового материала

Учитель : Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь я хочу проверить, как вы усвоили правило.

1.Фонетический анализ слов. Сделать транскрипцию слов. Определить, сколько звуков и букв с каждом слове. (Слова записаны на доске.)

Образец: маяк — [ма й’ак]- 4 б, 5 зв.

юг, баян, льёт, сел.

V . Физкультминутка

2. Работа с сигнальными карточками. Игра «1» или «2». Зеленая карточка — один звук. Красная карточка — два звука.
Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах:

лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.

3. Работа с учебником. Упражнение № 307. Прочитайте слова, помещенные в рамке. Подумайте, что объединяет эти слова?

Ответы учеников: Буква Е в них не смягчает предшествующий согласный звук.

Учитель : Все эти слова заимствованные, их можно найти в словарях иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, а слова свитер и теннис — из английского. Составьте с одним из этих слов простое предложение. С последним словом придумаем предложение вместе, всем классом, используя обращение. Как выделяется на письме обращение?

4. Проверка усвоения материала. Тест.

I вариант

1. Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

а) ель; б) если; в) въезд

а) город; б) скользкий; в) трое

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

3. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

4. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

5. В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Правильные ответы (Слайд 6)

I вариант

II вариант

1. б) ёжик

1. в) мята

2. б) если

2. в) приём

3. б) скользкий

3. а) пень

4. б) фиолетовый

4. а) кроить

5. б) каёмка

5. в) армия

«5» — 5 баллов.

«4» — 4 — балла.

«3» — 3 балла.

Взаимопроверка.

Оценивание работы товарища.

5. Лингвистическое задание.

Назвать одним словом следующие понятия, заполнить сетку. Какие буквы обозначают два звука?

    Приспособление для сиденья.

    Сочинение небольшого размера для журнала или газеты.

    То, без чего птица не летает.

    Верхняя одежда.

    Заросли высокой травы.

    Чистый отвар из мяса.

с

т

ы

т

б

о

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях у звуков речи, раскрыли тайну букв Е, Ё, Ю, Я. Хорошо поработали. Пора подвести итоги.

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— В чем состоит двойная роль букв Е, Е, Ю, Я?

7. Домашнее задание.

I. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания звуков

й + о; й + у; й + а.

II. Эти же буквы е, ё, ю, я после согласной буквы обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

1. Если они стоят в начале слова.

яблоко юла

2. Если они стоят после гласной буквы.

поём каюта

3. Если они стоят после разделительного
Ъ или Ь.

съёмка семья

Вывод:

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают 2 звука – й э, й у, й о, й а.

Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.

Звуков ю, я, е, ё нет, есть у, а, э, о.

Слог – это часть слова, произносимая одним выдыханием, толчком.

Ударение – это произнесение какого-либо слога с наибольшей силой голоса. яблоко, день.

У русского ударения разноместный характер.

Фонетический разбор слова – это характеристика в слове звуков речи.

Порядок фонетического разбора.

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими буквами обозначены.

4. Количество звуков и букв.

Широка страна моя родная.

род-ная 2 слога родная – 6 букв, 7 звуков.

р – р – согласный, звонкий, твёрдый

о – а – гласный звук, безударный

д – д – согласный, звонкий, твёрдый

н – н – согласный, звонкий, твёрдый

а – а – гласный, ударный

я – й – согласный, звонкий, мягкий

а – гласный, безударный.

дрожжи – 6 букв, 5 звуков, т.к. 2 буквы ж – один долгий звук ж.

длинный – 7 букв, 6 звуков, т.к. 2 буквы н образуют один долгий звук н.

смеётся – сме-ёт-ся, 3 слога, 7 букв, 7 звуков.

м – м – согласн., звонк., мягкий

е – и – гласн., безуд.

ё – и – гласн., безуд.

о – гласн., ударн.

с ц – согласн., твёрд., глух.

я а – гласн., безударн.

устный уст-ный, 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

у – у – гласн., ударн.

с – с – согласн., глух., твёрд.

н – н – согласн., звонк., твёрд.

ы – ы –гласн., безуд.

й – й – согласн., мягк., звонк.

40. Лексика – это словарный состав того или иного языка, то есть слова языка.

Лексикология – это раздел науки о языке, в которых изучается лексика.

Слово – это основная единица языка, которая изучается в лексикологии.

Звуки, слово, предложение – это основные единицы языка. Слова служат в языке для названия предметов, действий, количества, признаков предмета.

Лексикон – это запас слов и выражений у одного и того же человека.

Лексическое значение слова – это его смысл, значение, это то, что слово обозначает.


У слова есть 2 значения: лексическое и грамматическое.

Полисимия – это многозначность слова.

Однозначные слова – это такие слова, у которых одно лексическое значение.

Многозначные слова – это такие слова, у которых несколько лексических значений. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные.

Различия между однозначными и многозначными словами

1. Однозначное слово называет один предмет (признак, действие), а многозначное несколько.

2. У однозначного слова одно лексическое значение, а у многозначного – несколько лексических значений.

Урок – сказка

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Учитель Лачугина Е.В.

Цель занятия : помочь усвоить новую тему детям.

Данная тема, как показывает опыт, вызывает у детей большие затруднения, поэтому для объяснения важно подключить яркие сказочные образы, установить ассоциациативные связи между правилом и сюжетом сказки.

Первая часть поможет запомнить, какие именно буквы могут обозначать два звука(являются йотированными).

Вторая часть поможет запомнить, что эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного и в этих случаях обозначают один звук.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного

Что случилось в Азбучном королевстве.

В некотором царстве, в Азбучном государстве жила была буква Й . Однажды отправилась она в лес и там повстречала двух страшных, мохнатых чудовищ, которые сразу решили ее съесть. Буква Й припустила во все лопатки, а чудовища бросились ей в погоню. Вдруг первое чудовище зарычало: «Яю её! Яю её!» На языке чудовищ это «яю » значит «хватай, лови», а «её» у них значит то же самое, что у нас. Выходит, чудовище кричало: «Лови ее! Хватай её!» «Я ю её!» - ответило второе чудовище. И это означало: «Я за Ю бку ЕЁ схвачу!» Потому что на языке чудовищ «я » обозначает то же самое, что и у нас, а юбка называется сокращенно – ю ; слово «схвачу» чудовище просто проглотило на бегу.

Но буква Й отлично бегала. Ни жива ни мертва влетела она в свой дом, а на ушах её все звенело: «Я ю её

Прошли годы. Буква Й вышла замуж, и у нее родились 4 дочки – 4 буквы. В паять о своем спасении мама так и назвала их:

Я Ю Е Ё

Каждая дочка была немного похожа на свою маму.

Буква Я звучала как [й"а]

Буква Ю звучала как[й"у]

Буква Е звучала как [й"э]

Буква Ё звучала как [й"о]

Ребята, вслушайтесь в слова ЯБЛОКО, ЮБКА, ЁЖ, ЕЛЬ – и вы услышите звук [й"]

Итак, все 4 буквы: Я Ю Е Ё – обозначали два звука, первый из которых был звук [й"] – в честь мамы.

Буквы Я Ю Е Ё были особенными и ни на кого не походили, потому что ни одна ни другая гласная не могла обозначать два звука сразу.

Но вот однажды в Азбучном королевстве случилась беда. Откуда ни возбмись прилетела колдунья Отвердина и напустила на все согласные звуки ужасную болезнь: они все окаменели - стали твердыми. И никто не знал, как лечить отвердение – окаменение.

Узнав об этой беде, буквы Я Ю Е Ё бросились умолять колдунью Отвердину, чтобы она расколдовала несчастные согласные, но Отвердина была тверда и неумолима. «Ни за что, твердила она. – Разве что… Вы дадите мне выкуп. Пусть каждая из вас отдаст мне самое дорогое, что у вас есть, - звук [й"] ». «Мы согласны!» - сразу ответили Я Ю Е Ё

Так им было жалко заколдованные согласные. «Хорошо, - сказала Отвердина. - Отныне будет так: когда каждая из вас встаёт после согласной, она теряет свой дорогой звук [й"] , зато согласная становится мягкой».

Так и случилось. Теперь, когда буквы Я, Ю, Е, ё оказываются в слове после co гласной, они лишаются звука [й"] , зато согласная немедленно смягчается . Рядом с расколдованной мягкой согласной

Я звучит как А, Ю - как У, Е как Э, а Ё - как О.

Вот послушайте: МЯТНЫЙ, МЯГКИЙ, ТЯНЕТ, ЛЮБИТ, ВЕТКА, МЕТКА, ЛЕС, ЛЁГКИЙ, ТЁПЛЫЙ, МЁРЗНЕТ.

Не смогли помочь наши буквы только согласным Ш, Ж, Ц - они ведь всегда твёрдые.

Потом примеру Я, Ю, Е, Ё последовали ещё две буквы: И и Ь. Они тоже научились смягчать согласные. Правда, им ничем не пришлось жертвовать - у них же не было любимого звука [й"] . Вот как И и Ь смягчают согласные: ПИТЬ, ЛИТЬ, МИЛЫЙ, НОЛЬ, ПЕНЬ, КОРЬ.

Правда, буквы Я, Ю, Е, Ё гоже не навсегда лишились своего до­рогого звука [й"] . Когда они не рядом с согласными, они по-прежнему обозначают два звука.

    Это бывает, когда буквы Я, Ю, Е, Ё стоят в начале слова: им никого не надо смягчать и не нужно отдавать Отвердине свой звук [й"] . Поэтому в начале слова буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают, как и прежде, два звука. Послушайте сами: ЯМА, ЯРКИЙ, ЮНЫЙ, ЮГ, ЕДА, ЕХАТЬ, ЁЛКА, ЁРШ.

    Когда буквам Я, Ю, Е, Ё доводится стоять после гласных, они тоже обозначают два звука, ведь гласные не нужно смягчать. Гласные же не бывают твёрдыми или мягкими, верно? Послушайте, как звучат буквы Я, Ю, Е,Ё посла гласных : МОЯ, ШЕЯ, ПОЮ, РОЮ, ВОЕТ, НОЕТ, ТВОЁ, МОЁ.

    И еще буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. Ведь Ь и Ъ вообще не обозначают никаких звуков, зачем же их смягчать! Они специально разделяют согласную и буквы Я, Ю, Е, Ё, чтобы эти добрые буквы их случайно не смягчили! Вот послушайте, как звучат Я, Ю, Е, Ё после разделительных Ь и Ъ: ОБЪЯТЬ, ПЬЯНЫЙ, ПЬЮ, ШЬЮ, СЪЕЗД, ОБЪЕХАЛ, ВЬЕТ, РУЖЬЕ, БЕЛЬЕ.

Вот такие удивительные события произошли в Азбучном королевстве.

А теперь, ребята, подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

А теперь переходим к упражнениям, которые будем выполнять письменно в тетради.

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

    Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

    Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

    Куда улетают птицы? (юг)

    Самый младший матрос на судне?(юнга)

3. Упражнение 312 в цучебнике.

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Задание на дом.

Д.З упражнение 314, параг.61 стр.142-143