Переживание горя утраты. Психология горя и утраты. Эмоциональные стадии горя
Реакции горя
Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие причины:
- потеря любимого человека;
- утрата объекта или положения, которые имели эмоциональную значимость, например потеря ценной собственности, лишение работы, положения в обществе;
- потеря, связанная с болезнью.
Психологические переживания, которые сопровождают потерю ребенка, могут быть более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины и беспомощности иногда бывает всепоглощающим.
Проявления скорби в ряде случаев длятся всю жизнь. До 50 % супругов, переживших смерть ребенка, разводятся. Реакции горя часто встречаются у лиц пожилого и старческого возраста.
Главной при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости той или иной утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки - трагедия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого - горе, но поправимое: «можно завести другую»). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, например злоупотребление алкоголем.
Варианты выделения различных стадий горя представлены в табл. 8.
Помощь лицам с реакцией горя включает психотерапию, психофармакотерапию, организацию групп психологической поддержки.
Тактика поведения медперсонала с пациентами их в состоянии горя должна основываться на следующих рекомендациях и замечаниях:
Стадии горя
Стадии по Дж. Баулби | Стадии по С. Паркере |
I. Оцепенение или протест. Харак теризуется тяжелым недомогани ем, страхом и гневом. Психологи ческий шок может продолжаться мгновения, дни или месяцы. II. Тоска и желание вернуть поте рянного человека. Мир представ ляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о по терянном человеке; периодически возникает физическое беспокойст во, плач и гнев. Такое состояние может длиться несколько месяцев или даже лет. III. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бес цельных действий. Усиление бес покойства, уход в себя, интровер- тированность и досада. Постоян ные воспоминания об ушедшем человеке. IV. Реорганизация. Появление но вых впечатлений, объектов и целей. Горе ослабевает и сменяется доро гими сердцу воспоминаниями | I. Тревога. Состояние стресса, ха рактеризующееся физиологиче скими изменениями, например повышением артериального давле ния и учащением сердцебиения. Идентична I стадии по Дж. Баулби. II. Оцепенение. Неглубокие пере живания по поводу утраты и фак тическая самозащита от тяжелого стресса. III. Томление (поиск). Стремле ние найти потерянного человека или постоянные воспоминания о нем.Идентична II стадии по Дж. Баулби. IV. Депрессия. Ощущение безна дежности при мыслях о будущем. Невозможность продолжать жить дальше и отдаление от близких людей и друзей. V. Выздоровление и реорганизация. Понимание того, что жизнь про должается - с новыми привязанностями и новым смыслом |
- следует побуждать пациента к обсуждению его переживаний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспоминать положительные эмоциональные эпизоды и события прошлого;
- не следует останавливать пациента, когда он начинает плакать;
- в случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента;
- частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посещения;
следует учесть возможность наличия у пациента замедленной реакции горя, которая проявляется через некоторое время
Роль переживаний в кризисных и экстремальных ситуациях
Общей целью работы переживания является повышение осмысленности жизни, «пересоздание», реконструкция человеком собственного образа мира, позволяющая переосмыслить новую жизненную ситуацию и обеспечить выстраивание нового варианта жизненного пути, обеспечить дальнейшее развитие личности.
Переживание - это некая восстановительная работа, которая позволяет преодолеть внутренний разрыв жизни, помогает обрести психологическую возможность жить, это и «возрождение» (из боли, из бесчувствия, из состояния безнадежности, бессмысленности, отчаяния). Психологическим содержанием процесса восстановления и основной задачей психологической помощи является реконструкция субъективного образа мира личности (в первую очередь, переидентификация, создание нового образа Я, принятие бытия и себя в нем).
Необходимо отметить, что хотя переживание может реализоваться и внешними действиями (носящими нередко ритуально-символический характер, например, перечитывание писем умершего близкого, установление памятника на его могиле и т.д.), основные изменения происходят прежде всего в сознании человека, в его внутреннем пространстве (горевание, пересмотр жизни и осознание вклада ушедшего в свою жизнь и др.) (Н.Г. Осухова, 2005).
Таким образом, можно утверждать, что человек прибегает к переживанию (переживание становится ведущей и наиболее продуктивной для человека стратегией) в особых жизненных ситуациях, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности, когда преобразования во внешнем мире невозможны, в ситуациях, которые невозможно преодолеть и от которых человек не может уйти. Горевание является естественным процессом, и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной помощи. В силу относительной частоты переживания кризиса утраты и недостаточного знания людьми стадий его переживания именно нарушения в течение данного кризиса являются наиболее частым поводом обращения за психологической помощью.
Комплексы симптомов горя :
Эмоциональный комплекс - печаль, подавленность, гнев, раздражительность, тревога, беспомощность, чувство вины, безразличие;
Когнитивный комплекс - ухудшение концентрации внимания, навязчивые мысли, неверие, иллюзии;
Поведенческий комплекс - нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с утратой, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;
Возможны комплексы физических ощущений, потеря или увеличение веса, алкоголизация как поиск комфорта (Е.И.Крукович, 2004).
Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. Скорбь становится патологической, когда «работа скорби» неудачна или не завершена. Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Трансформируясь в нормальные реакции, они находят свое разрешение.
Кратко представлю проявления динамики переживания утраты (горя) в схематичном виде (6 этапов ).
Особенности динамики переживаний при утрате (потери)
1 Стадия кризиса утраты: Шок - оцепенение
Типичные проявления переживания горя :
Ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность: "как будто это происходит в кино". Речь невыразительная, малоинтонированная. Мышечная слабость, замедленность реакций, полная отрешенность от происходящего. Состояние бесчувствия длится от нескольких секунд до нескольких дней, в среднем - девять дней
:
«Анестезия чувств»: неспособность эмоционально реагировать на происшедшее в течение длительного периода времени - более двух недель с момента утраты
2 Стадия кризиса утраты: Отрицание
"Это происходит не со мной", "Не может быть!" Человек не может принять происходящее.
Нетипичные признаки горя (патологические симптомы) :
Отрицание утраты длится более чем один- два месяца с момента утраты
3 Стадия кризиса утраты: Острые переживания
(фаза острого горя)
Это период наибольших страданий, острой душевной боли, самый тяжелый период. Множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, злость, вина, страх и тревога, беспомощность, раздражительность, желание уединиться.Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Создание образа памяти, образа прошлого - основное содержание «работы горя».Основным переживанием выступает чувство вины. Сильные нарушения памяти на текущие события. Человек в любой момент готов заплакать.
Нетипичные признаки горя (патологические симптомы) :
Затянувшееся интенсивное переживание горя (несколько лет).
Появление болезней психосоматического характера, таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма.
Суицидальные намерения, планирование суицида, разговоры о самоубийстве
Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, зачастую сопровождаемая угрозами.
4 Стадия кризиса утраты: Печаль - депрессия
Типичные проявления переживания горя:
Подавленное настроение, происходит «эмоциональное прощание» с утраченным, оплакивание, горевание.
Глубокая депрессия, сопровождаемая бессонницей, чувством никчемности, напряжением, самобичеванием.
5 Стадия кризиса утраты: Примирение
Типичные проявления переживания горя:
Восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты, принимает его. Боль становится терпимей, человек понемногу возвращается к прежней жизни. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без утраты.
Нетипичные признаки горя (патологические симптомы):
Сверхактивность: резкий уход в работу или другую деятельность. Резкое и радикальное изменение стиля жизни.
Изменение отношения к друзьям и родственникам, прогрессирующая самоизоляция.
6 Стадия кризиса утраты: Адаптация
Типичные проявления переживания горя:
Жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность. Утрата постепенно входит в жизнь. Человек, вспоминая об утраченном, переживает уже не горе, а печаль. Происходит осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Появляются новые смыслы.
Нетипичные признаки горя (патологические симптомы):
Устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность.
Помощь человеку, понесшему утрату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства. Достаточно информировать близких, как вести себя с ним, каких ошибок не совершать.
Несмотря на то, что потери являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты угрожают личным границам и способны разрушить иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя может трансформироваться в болезнь: человек как бы «застревает» на определенной стадии горя.
Чаще всего такие остановки происходят на стадии острого горя. Человек, испытывая страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся ему неконтролируемыми и бесконечными, не верит в свою способность их преодолеть и старается избежать переживаний, тем самым нарушает работу горя, и кризис углубляется.
Для того, чтобы болезненные реакции горя, являясь искажениями нормального горя, трансформировались в нормальные реакции и нашли свое разрешение, человеку необходимо знание о стадиях переживания горя, о важности эмоционального отреагирования, о способах выражения переживаний.»
В этом и может помочь психолог: определить где человек застопорился в своих переживаниях, помочь найти внутренние ресурсы справиться с горем, сопровождать человека в его переживаниях.
Черепанова "Психология горя"
Горе - это не просто одно из чувств, это одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить - значит быть человеком. Но хоронить - это не отбрасывать, а прятать и сохранять. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить - творить память.
В принципе подобное переживание и симптомы не обязательно могут возникать только в случае смерти близкого.
Через аналогичные состояния (хотя они могут быть выражены слабее) проходит человек при любой утрате близкого - разлуке с ним или, например, при уходе родителя из семьи при разводе. И даже в случае смерти или потери собаки или кошки (тоже ведь почти член семьи!) или при ссоре с близким другом.
Особенно важно различение "нормального" и "патологического" горя, ибо горе, как и любая травматическая реакция, - представляет собой нормальный процесс. На примере горя можно проследить естественную динамику течения любого травматического стресса, т.е. то, как происходит преодоление психологической травматизации при оптимальном случае Этапы естественного течения горя, или, как еще говорят, нормальная "работа горя" (так как человек действительно как бы работает над своей травмой) , характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести травмы, а также в зависимости от других факторов.
ОБЩИЕ СИМПТОМЫ ГОРЯ
Соматические нарушения. Специфические нарушения дыхания. Дыхание становится прерывистым, особенно на вдохе, появляются симптомы физического переутомления, утрата аппетита, нарушения сна (повторяющиеся кошмары, бессонница), возможна симптоматика той болезни, от которой умер близкий .
Психологическая сфера. Чувство вины (основное переживание при любой травме, а при горе - доминирующее), погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира, раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее злость. Эта злость вступает в конфликт с идеализацией, вызывая сильные противоречивые чувства. Человек, чувствуя свою злость и ее несправедливость, пытается сдерживаться, и возникает как бы "одеревенелость", желание уйти от контакта. Вначале - избегание разговоров об умершем, затем - назойливое рассказывание.
Что это за злость? Откуда она берется? Обычно горюющим тяжело признаваться в этом чувстве, но оно очень важно. И понимание этого позволяет более точно чувствовать человека, потерявшего близкого.
Дети особенно часто склонны воспринимать смерть близкого человека как предательство , как то, что их бросили, обещав всегда быть рядом. Это очень болезненное переживание, вызывающее внутренние конфликты и противоречивые чувства.
К другим общим симптомам горя относятся специфические нарушения в смысловой сфере. Вдруг обнаруживается: на что ни посмотри, все было связано с умершим. Появляется странная забывчивость в обыденной жизни - умершему ставится, например, тарелка, и это вновь вызывает ухудшение состояния. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственной малоценности.
ФАЗЫ ГОРЯ
Начальная фаза горя - шок и оцепенение. "Не может быть!" - такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем - девять дней. Оцепенение - наиболее заметная черта этого состояния.
Как это ни странно, человек на этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже "проходят" беспокоившие заболевания. Человек настолько ничего не чувствует, что даже рад был бы почувствовать хоть что-нибудь. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. От горюющего требуется бурное выражение эмоций, если же человек не может заплакать, его упрекают и винят. Между тем именно такое "бесчувствие" свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот "светлый" промежуток, тем дольше и тяжелее будут последствия.
Для этой фазы характерна утрата аппетита, нередко возникающая мышечная слабость, малоподвижность, иногда сменяющаяся минутами суетливой активности.
В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда, в последующем, нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде . Как объяснить все эти явления? Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме..
Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается так называемыми дереализационными и деперсонализационными ощущениями ("это происходит не со мной", "как будто это происходит в кино".)
Внешне на этой фазе человек выглядит, в общем, как всегда. Ведет себя как обычно, выполняет свои обязанности - учится, работает, помогает по хозяйству. Конечно, если внимательно присмотреться, то можно заметить некоторые особенности. Так, движения его несколько механические (как будто бы робот), лицо амимично, неподвижно. Речь невыразительная, малоинтонированная. Немножко запаздывает с реакцией: отвечает не сразу, а чуть-чуть помедлив. Двигается и говорит немного замедленно. Сильных чувств не проявляет вовсе, временами может даже улыбаться и т.п.
Так вот, несмотря на все внешнее обманчивое благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о стену, выбрасываться из окна, т.е. становится "буйным". Окружающие, чья бдительность "усыплена, не всегда могут оказаться готовы к этому.
Чем могут помочь близкие человеку, переживающему горе и находящемуся в фазе шока? Что они должны и чего не должны делать?
1. Разговаривать с таким человеком и утешать его совершенно бесполезно. Он все равно вас "не слышит", а на ваши попытки его утешить лишь удивленно скажет: "Я себя чувствую хорошо".
Но то, что действительно вы можете сделать, - это ходить за ним повсюду "хвостиком", ни на секунду не выпуская его из поля внимания, не оставляя его одного. При этом не обязательно с ним говорить, можно это делать молча. Важно лишь не оставить человека наедине с собой, если вдруг начнется острое реактивное состояние.
2. Если это ребенок, который учится в школе, лучше его не пускать в школу , даже если он будет утверждать, что вполне справится.
3. Постарайтесь как можно больше и чаще касаться человека, тяжело переживающего горе. Тактильный контакт возникает у нас чрезвычайно рано. По сути дела это самый первый контакт младенца с внешним миром. Поэтому, как бы ни были нарушены взаимодействия горюющего с внешним миром, тактильная связь чаще всего сохраняется. Иногда бывает достаточно одних тактильных контактов, чтобы вывести человека из тяжелейшего шока. Особенно, если это такие символические действия, как поглаживание по голове. В этот момент большинство людей начинают чувствовать себя маленькими, беззащитными, им хочется заплакать, как плакали в детстве. Если же вам удалось вызвать слезы, значит, человек переходит в следующую фазу.
4. Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока. Сильную радость у человека в такой ситуации вызвать, по-видимому, непросто. Но сгодится и злость. Иногда даже помогающему стоит "вызвать огонь на себя", разозлив горюющего.
Существующие культурные ритуалы способствуют и помогают человеку пережить горе. Поэтому продолжительность фазы в среднем соответствует ритуальным датам.
Фаза страдания и дезорганизации продолжается 6 - 7 недель . В среднем 40 дней. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего. Звонок в дверь - мелькнет мысль: это он; его голос, оборачиваешься - чужие лица; вдруг на улице - это же он входит в телефонную будку. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, естественно, пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.
Сохраняются и первое время могут даже усиливаться различные телесные реакции - затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей и чувств. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках . Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое -то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.
Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Это самый тяжелый период.
Основным переживанием выступает чувство вины. Возникают так называемые патогенные цепочки, когда человек, вспоминая событие, усматривает разнообразные намеки, которые были ему даны, - раз я знал, я мог предотвратить событие.
Как я уже говорила, чувство вины - чрезвычайно непродуктивное чувство. Человек, испытывающий чувство вины, ничего не будет делать, чтобы облегчить свое состояние. Наоборот, чем ему хуже, тем больше удовлетворяется чувство вины. Поэтому такие люди очень редко сами обращаются к психологу за помощью. И родные и близкие должны помочь им в этом. Если речь идет о ребенке, взрослым следует быть особенно внимательными к его состояниям, что даст возможность точно определить тот момент, когда может понадобиться помощь профессионала. В эмоциональной сфере такой ребенок ощущает подавленность, страх. Актуализируется, в частности, страх смерти. Ребенку начинает казаться, что все в жизни хрупко и в любой момент может закончиться, он начинает бояться за жизнь близких.
Часто дети, потерявшие близкого, требуют, чтобы мать или отец были с ними все время, даже сопровождали в туалет. Иногда родители интерпретируют это как боязнь одиночества. Это так. Но главное, они боятся, что пока их нет, с родителем может что-то случиться, он может умереть. Они со страхом отмечают признаки приближающейся старости родителей: седые волосы, морщины и т.п.
Очень характерны для данной фазы сильные нарушения памяти на текущие события. Это бывает выражено настолько сильно, что ребенок не может учиться в школе. Поэтому очень важно вовремя оказать ребенку необходимую психологическую помощь.
Окружающие замечают, что даже внешне человек, переживающий горе, сильно меняется. Амимичности как не бывало. Лицо становится очень выразительным, на нем застывает маска страдания. Походка меняется, человек горбится ("горе пригнуло к земле"), даже волосы становятся тусклыми. Появляется масса проблем со здоровьем. Все время что-то болит. На этой фазе появляется эмоциональная лабильность - очень легко вызываются чувства, в любой момент человек готов заплакать.
Чем можно облегчить страдания горюющего?
1. Если на первой фазе вам следует постоянно быть вместе с горюющим, то здесь можно и нужно дать человеку, если он того хочет, побыть одному .
2. Но если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже если вы слушаете это все в сотый раз и вам самому тяжело) и поддержать.
3. Как уже говорилось, эти люди часто раздражительны, тем не менее, понимая их состояние, надо относиться к ним более мягко , прощая многое (но не все!).
4. Если человек плачет, вовсе не обязательно совершать то, что мы называем "утешением". Слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Наши слезные железы устроены таким образом, что слезы способствуют выработке успокоительных веществ. Успокаивая человека, мы не даем возможности этому процессу завершиться.
5. В конце этой фазы нужно начать потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашней работой. Это очень полезно, так как дает возможность отвлечься от своей основной проблемы. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен.
6. Считается, что с горюющим человеком надо быть чрезвычайно бережным, я бы сказала, трепетным. Но это не так. Попытайтесь представить себя в окружении людей, каждый из которых смотрит на вас жалостливым, сочувствующим взглядом. Да вам захочется сбежать от них как можно скорее! Потому что все вам будет напоминать о вашей утрате.
На самом деле на этой стадии с человеком можно уже обращаться вполне нормально и иногда даже можно с ним ссориться . Особенно замечательный метод - формирование у человека чувства реальной вины. С виной выжившего вы ничего не можете сделать, так как она иррациональна по своим механизмам. Зато можно перенести центр тяжести в реальность. Например, можно сказать человеку, слишком, на ваш взгляд, увлекшемуся переживанием горя, примерно следующее: "Как тебе не стыдно! Ты занят своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которые вокруг и которым нужна твоя помощь. Ты - эгоист!" Уверяю вас, эти слова будут для горюющего как бальзам на рану. Ему будет очень приятно их услышать. Он не обидится на вас, а даже будет чувствовать благодарность, так как вы как бы "позволили" ему завершить работу по переживанию горя.
7. И конечно, человеку надо постоянно демонстрировать, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку, не давая ему никаких скидок и послаблений. Это тоже будет оценено очень высоко и поможет в реадаптации. Конечно, вы должны понимать, что этот человек находится в "состоянии горя", но ничем не показывайте ему это.
В целом фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего его переживания, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути. То, как она будет преодолена, определит и стратегию дальнейшей жизни. Если позитивно - то это будет очень важный эмоциональный опыт. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (патологическое горе), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется профессиональная Жертва.
Фаза остаточных толчков и реорганизация . Эта фаза наступает дней через 40 после события и продолжается примерно год.
На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде редких отдельных приступов. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно воспринимаются как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события ("Новый год впервые без него", "весна впервые без него", "день рождения"), или события повседневной жизни ("обидели, некому пожаловаться", "на его имя пришло письмо").
Эта фаза длится, как правило, в течение года . За это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.
За этот период утрата постепенно входит в жизнь . Человеку приходится решать множество новых задач, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, "что бы он сказал". Так, девочка отказывается есть конфеты, потому что ее умерший братик не может делать того же. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми делятся с близкими, друзьями. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.
Поэтому основная психологическая помощь на данном этапе состоит в том, чтобы помочь, способствовать этому обращению к будущему, помочь строить всевозможные планы.
Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу.
Фаза завершения. Здесь человеку приходиться порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение "работы горя". (Это один из примеров, когда культурные традиции не способствуют оптимизации состояния.) Например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему.
Смысл и задача "работы горя" в этой фазе состоят в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в нашей жизни. Признаком этой фазы является то, что человек, вспоминая об умершем, переживает уже не горе, а печаль - совершенно иное чувство. И эта печаль уже останется навсегда в сердце человека, потерявшего близкого.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ
Нормальная "работа горя" может стать патологическим процессом, если человек "застревает" на одной из фаз. Как правило - на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя - самую тяжелую, самую болезненную . Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.
Причины возникновения патологического горя:
Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью.
Невыполненные обещания. Например, сын обещал матери приехать к ней, но откладывал, пока не стало слишком поздно...
Определенные обстоятельства смерти близкого.
Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах и не имеет возможности попрощаться.
Наконец, ситуацией, в значительной мере вызывающей патологическое горе (я бы даже сказала - в максимальной степени), являются так называемые "непохороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким, и т.п.
Жизнь - это череда не только приобретений, но и потерь.
Г. Уайтед
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Переживания
Потери. Как часто мы что-то утрачиваем в жизни? Расстаемся с друзьями, теряем вещи, отказываемся от возможностей, делаем выбор в пользу одной возможности, при этом теряя другие? Каков удельный вес приобретений и потерь в нашей жизни?
Парадокс жизни заключается в том, что каждый раз, приобретая что-то, мы одновременно, осознавая это или нет, что-то теряем. Развитие - единый процесс созидания и разрушения. Каждый год природа являет нам естественность этого процесса и его постоянную цикличность (от осени к весне, от умирания к возрождению и наоборот). С момента рождения мы развиваемся, расставаясь (Баканова, 2001).
Новорожденный физически отделяется от матери, чтобы начать жить и развиваться самостоятельно. На протяжении развития ребенка мать ощущает постепенную утрату полной его зависимости от себя. Молодой человек покидает родительскую семью, чтобы создать свою.
Приобретениями и потерями заполнены все стороны нашей жизни. Порой такие «замены» кажутся неравноценными.
Мы теряем работу, приобретая возможность реализовать свои возможности в другой области. Мы расстаемся с друзьями, приобретая новый опыт идти по жизни без их помощи и поддержки.
Можно потерять записную книжку, близкого человека, семью, деньги, время, доверие, веру в справедливость, в светлое будущее.
Потери могут быть большими и маленькими, личными и глобальными, изменяющими жизнь и почти незаметными. Единственное, что их объединяет, - это то, как мы их переживаем.
Переживания. Порядок естественного проживания чувств, тот эмоциональный путь, по которому проходит человек от момента потери до полного восстановления, един для разных ситуаций. Обычно при его описании используется замечательное русское слово - «пережить».
Переживание - великий дар, данный человеку. Мы переживаем или прживаем все события в нашей жизни. Радостные, грустные, счастливые и трагические. Переживаем, чувствуем - значит живем. Пережить - значит пройти, преодолеть сложный участок жизни и... снова жить. Приставка пере- отражает конечность этого участка, связывает периоды жизни «до» и «после» события, подразумевая сложность периода, который заключен «между» ними.
Защиты от переживаний. Инстинктивно люди избегают боли, как физической, так и душевной. Каждая потеря несет свою маленькую или большую боль расставания, и на протяжении жизни человек вырабатывает защиты, чтобы с ней справляться.
Можно сказать: «Он был вовсе и не друг, раз мог так поступить», «Все люди злые и неблагодарные, не хотят понимать меня», тем самым защитить себя от естественного процесса переживания утраты, например, теплых отношений, своеобразной прививки от более глубоких переживаний.
Когда мы оказываемся лицом к лицу перед смертью близкого человека, все наши защиты, обманные конструкции складываются как карточный домик, не оставляя малейшего шанса зацепиться за них и спастись от переживаний утраты.
Проблема переживания смерти близкого человека связана с категориями жизни и смерти и отношения к ним.
Двое близнецов перед рождением в утробе матери. «А что там будет, не знаешь?» - спрашивает один другого. - «Не знаю, еще никто не возвращался».
Отношение людей к смерти менялось на протяжении хода всей истории человечества. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания.
Смерть завораживает своей неизбежностью и в то же время своей бесконечной непознаваемостью. Естественной реакцией на незнакомое является страх. Люди боятся не только говорить о смерти, но и думать о ней. Отрицание смерти создает иллюзию ее отдаления, отсрочки. Однако, пытаясь обмануть себя, человек затрачивает огромное количество жизненной энергии на защиту от этой мысли.
Осознание собственной смертности способно кардинально перевернуть привычную жизнь. Способно вызвать ужас, тоску, депрессию от осознания конечности или наполнить жизнь смыслом, новыми яркими красками, ощущением полноты и радости бытия.
Таким образом, страх смерти через страх изменений напрямую связан с отношением человека к собственной жизни.
Если жизнь и смерть рассматривать не как противоположные понятия, а как разные стороны (или, скорее всего, состояния) одного и того же процесса, то страх смерти в действительности - это все тот же страх изменений, который сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. Просто в данном случае человека пугает самое большое и самое важное изменение в его жизни - смерть.
По мнению С. Грофа, одним из наиболее распространенных способов защиты себя от болезненных переживаний является «механистический» подход к существованию. Проживающие жизнь подобным образом испытывают непреходящее глубокое чувство недовольства собой и ситуацией, в которой находятся, в результате чего основная часть их размышлений направлена на прошлое и будущее и отсутствует в «здесь и сейчас». Вне зависимости от успехов и достижений, испытываемая ими горечь и ощущение неисполнения желаемого остаются и требуют разработки новых честолюбивых планов и целей. Подобный цикл никогда не завершается и лишь закрепляет неудовлетворение, ибо люди, попадающие в эту категорию, неверно понимают природу своих потребностей и концентрируются на внешних заменителях.
А. Ксендзюк считает, что страх смерти есть один из важнейших детерминантов человеческого поведения. Он рассматривает трансформацию страха смерти в социальные формы деятельности: влечение к чувственным удовольствиям и впечатлениям; страх потери времени; страсть к деятельности (трудоголизм); волю к славе и борьбу за лидерство и власть; влечение к сексуальному пресыщению.
Основатель экзистенциальной психотерапии В. Франкл в своих произведениях достаточно подробно освещал вопросы значения осознания смертности для поиска смысла человеческой жизни: «...Конечность должна являться тем, что придает человеческому существованию смысл, а не тем, что лишает его этого смысла. Перед лицом смерти, как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей, мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни одной из возможностей, сумма которых в результате сделает нашу жизнь действительно полной смысла».
Психотерапевт, много лет проработавшая с онкологическими больными, Дж. Рейнуотер пишет: «Я пришла к убеждению, что для каждого из нас чрезвычайно важно осознать факт неизбежности собственной смерти, ибо наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни... Мы должны быть благодарны тому, что существует смерть. Именно она заставляет нас искать смысл жизни».
Независимо от идеологических, религиозных воззрений, сформированного или несформированного отношения к этой теме, столкновения с «маленькими и большими смертями» происходят на протяжении всей нашей жизни, если понимать смерть как окончание одних и наступление других этапов жизненного пути (детства, юности, молодости, зрелости), отмирание старых способов реагирования и приобретение других, разочарование в старых отношениях, появление новых значимых людей в жизни.
Из-за потребности человека в структуре и постоянстве, из-за нежелания принимать мир таким, каков он есть, из-за стремления видеть его лишь привычным, понятным и предсказуемым, прямое столкновение со смертью (например, в ситуации угрозы гибели, неизлечимой болезни, участия в боевых действиях, смерти близкого человека) способно совершить переворот в сознании человека.
Вероятно, на каком-то высоком духовном уровне развития личности возможна ситуация принятия известия о смерти с глубоким смирением, спокойно, без внутренних душевных метаний и терзаний, с полной уверенностью в правильности и справедливости происходящего (здесь может идти речь о предельной свернутости нижеописанных этапов горевания).
На практике, как бы человек ни готовил себя к этой ситуации, это всегда большое испытание. Оно становится еще большим, когда ситуация внезапна (скоропостижная смерть), противоречит законам природы (преждевременная смерть, гибель детей). В этих случаях путь переживания проходит через страдание и душевную боль, которая буквально «выжигает» человека изнутри («горе» - от слова «горит»). Но это единственный путь к исцелению.
И несмотря на то, что выделяются общие закономерности переживания, каждый человек - это особый случай, беспрерывный процесс изменений, наполненных жизнью, страданием и поиском. Ясно одно - человек, прошедший все приведенные ниже стадии, выходит на новый уровень осмысления жизни, мироощущения и миропонимания.
Психология горя. Реакции горя - это нормальная реакция человека на любую значимую потерю. Самыми большими потерями объективно и субъективно для личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности и смертью близкого человека.
Процесс горевания в литературных источниках (Василюк, 2002) часто называют работой горя. Это и есть, по сути, большая внутренняя работа, огромный душевный труд по переработке трагических событий. Итак, горевание - это естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое».
Этапы «нормального» горевания. Для «нормального» горевания характерно развитие переживаний по нескольким стадиям с комплексом симптомов и реакций, характерных для каждой. В главе 8 мы схематично обозначили этапы горевания. Остановимся в этом разделе на них подробнее.
Картина острого горя схожа у разных людей. При нормальном течении горевания характерны периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль, поглощение образом умершего. Длится стадия острого горя около 4-х месяцев, условно включая в себя 4 из описанных ниже стадии.
Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно, в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей работы горя.
1. Стадия шока. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство - сужаться.
В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.
Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита; могут наблюдаться некоторые изменения сознания - легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими («как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда существует смерть и она так близко»).
Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.
2. Стадия отрицания (поиска) характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «он скоро вернется» и т.д. Здесь характерно не отрицание самого факта потери, но отрицание факта постоянства потери (Василюк, 2002).
В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность воспринимается как бы через прозрачную пелену, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: лицо в толпе, похожее на родного человека, звонок в дверь - мелькнет мысль: это он. Такие видения вполне естественны, но пугают, принимаются за признаки надвигающегося безумия.
Сознание не допускает мысли о чьей-то смерти, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что все осталось как прежде.
Отрицание - это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше - оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль - как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.
3. Стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, и др.
Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем.
Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства, что он не сделал для умершего всего, что мог (не вовремя дал лекарство, отпустил одного, не был рядом и т.д.). Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Чувство вины может отягощаться ситуацией конфликта перед гибелью.
Картину переживаний существенно дополняют реакции клинического спектра. Вот некоторые из возможных переживаний данного периода:
Изменения сна.
Панический страх.
Изменения аппетита, сопровождающиеся значительной потерей или приобретением веса.
Периоды необъяснимого плача.
Усталость и общая слабость.
Мышечный тремор.
Резкие смены настроения.
Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить.
Изменения сексуальной потребности/активности.
Недостаточная мотивация.
Физические симптомы страдания.
Повышенная необходимость говорить об умершем.
Сильное желание уединиться.
Спектр переживаемых в это время эмоций также достаточно широк; человек остро переживает утрату и плохо контролирует себя. Однако какими непереносимыми ни были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это - естественный процесс переживания утраты. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.
4. Стадия депрессии (страдания, дезорганизации) - тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.
Именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощать его и себя.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация - подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.
Память как нарочно прячет все неприятные моменты отношений, воспроизводя лишь самые замечательные, идеализируя ушедшего, усиливая этим болезненные переживания. Часто люди вдруг начинают понимать, как на самом деле они были счастливы и насколько не ценили этого.
Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться.
Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.
В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим («он купил эту книгу», «ему нравился этот вид из окна», «мы вместе смотрели этот фильм») и каждая из них увлекает его сознание в «там-и-тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность (Василюк, 2002).
Это чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя. Наше восприятие другого человека, в особенности близкого, с которым нас соединяли многие жизненные связи, его образ, пропитано незавершенными совместными делами, нереализованными замыслами, непрощенными обидами, невыполненными обещаниями. В работе с этими связующими ниточками и заложен смысл работы горя по перестройке отношения к умершему.
Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически в приступе острого горя не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя...» и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль. Боль острого горя - это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и постепенно исчезает боль (Василюк, 2002).
Предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.
5. Стадия принятия произошедшего. В литературных источниках (см. Дж. Тейтельбаум, Ф. Василюк) эту стадию подразделяют на две:
5.1. Стадия остаточных толчков и реорганизации.
На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни.
Переживание горя теперь протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).
Эта стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.
За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, «что бы он сказал». Но постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности.
5.2. Стадия «завершения». Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу. Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой любви к умершему).
Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в семейной истории, семейной и личной памяти горюющего, как светлый образ, вызывающий лишь светлую грусть.
Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно человек осуществляет работу горя, то есть выходит из состояния крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.
Большое значение для протекания реакции горя имеет интенсивность общения с умершим перед смертью.
Причем такое общение не обязательно должно основываться на привязанности. Смерть человека, который вызывал сильную враждебность, особенно враждебность, не находившую себе выхода вследствие его положения или требований лояльности, может вызывать сильную реакцию горя, в которой враждебные импульсы наиболее заметны.
Нередко, если умирает человек, игравший ключевую роль в некоторой социальной системе (в семье мужчина выполнял роли отца, кормильца, мужа, друга, защитника и др.), его смерть ведет к дезинтеграции этой системы и к резким изменениям в жизни и социальном положении ее членов. В этих случаях приспособление представляет собой очень трудную задачу.
Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление горюющих избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов и возможно появление болезненных реакций горя.
Болезненные реакции горя. Болезненные реакции горя являются искажениями процесса «нормального» горевания.
Отсрочка реакции. Если тяжелая утрата застает человека во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше.
В крайних случаях эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда людей, недавно перенесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад.
Искаженные реакции. Могут проявляться как поверхностные проявления неразрешившейся реакции горя. Выделяются следующие виды таких реакций:
Повышенная активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни (человек себя ведет так, как будто ничего не произошло), может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в свое время занимался умерший.
Появление у горюющего симптомов последнего заболевания умершего.
Психосоматические состояния, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астма.
Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.
Яростная враждебность против определенных лиц (врача); при резком выражении своих чувств, почти никогда не предпринимается никаких действий против обвиняемых.
Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение - формальным.
Из дневника: «...Я выполняю все мои социальные функции, но это похоже
на игру: реально это меня не затрагивает.
Я не способна испытать никакого теплого чувства. Если бы у меня и были какие-нибудь чувства, то это была бы злость на всех».
Утрата форм социальной активности. Человек не может решиться на какую-нибудь деятельность. Отсутствуют решительность и инициатива. Делаются только обычные повседневные дела, причем выполняются шаблонно и буквально по шагам, каждый из которых требует от человека больших усилий и лишен для него какого бы то ни было интереса.
Социальная активность в ущерб собственному экономическому и социальному положению. Такие люди с неуместной щедростью раздаривают свое имущество, легко пускаются в финансовые авантюры и оказываются в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. Это растянутое самонаказание не связано с осознанным чувством вины.
Ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Люди в этом состоянии могут совершать попытки самоубийства.
Вышеописанные болезненные реакции являются крайним выражением или искажением нормальных реакций.
Перетекая друг в друга по нарастающей, эти искаженные реакции существенно затягивают и отягощают горевание и последующее «выздоровление» горюющего. При адекватном и своевременном вмешательстве они поддаются коррекции и могут трансформироваться в нормальные реакции, а затем найти свое разрешение.
Один из видов патологического горевания -реакции горя на разлуку, которые могут наблюдаться у людей, перенесших не смерть близкого, а лишь разлуку с ним, связанную, например, с призывом сына, брата или мужа в армию.
Общая картина, возникающая при этом, рассматривается как синдром предвосхищающего горя (Э. Линдеманн). Известны случаи, когда люди так боялись известия о смерти родного человека, что в своих переживаниях проходили все стадии горевания, вплоть до полного восстановления и внутреннего освобождения от близкого. Такого рода реакции могут хорошо предохранить человека от удара неожиданного известия о смерти, однако они также являются помехой восстановлению отношений с вернувшимся человеком. Эти ситуации нельзя расценивать как предательство со стороны ожидающих, но по возвращении требуется большая работа обеих сторон по построению новых отношений или отношений на новом уровне.
Задачи работы горя. Проходя по определенным стадиям переживания, горевание выполняет ряд задач (по Г. Уайтеду):
Принять реальность потери. Причем не только разумом, но и чувствами.
Пережить боль потери. Боль высвобождается только через боль, а это значит, что непережитая боль потери рано или поздно все равно проявится в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических.
Создать новую идентичность, то есть найти свое место в мире, в котором уже есть потери. Это значит, что человек должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим, найти для них новую форму и новое место внутри себя.
Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни. Во время горевания человек поглощен умершим; ему кажется, что забыть о нем или перестать скорбеть равносильно предательству. На самом деле возможность отпустить свое горе дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.
Человек должен принять боль утраты. Он должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим и признать изменения своих собственных эмоциональных реакций.
Его боязнь сойти с ума, его страх перед неожиданными изменениями своих чувств, особенно появление резко возросшего чувства враждебности, - все это должно быть переработано. Он должен найти приемлемую форму своего дальнейшего отношения к умершему. Он должен выразить свое чувство вины и найти вокруг себя людей, с которых он мог бы брать пример в своем поведении.
«Лечение» горя. У разных народов, в разных религиях выработаны отношения к смерти, существуют свои ритуалы прощания с ушедшим. Ритуалы, поминальные даты: 9 дней, 40 дней, годовщина - эти события психологически очень точно помогают проходить процессу горевания.
Ритуал оплакивания. В деревнях еще сохраняется помощь «плакальщиц» - женщин, которые пронзительными голосами плачут вместе с близкими покойного. Таким образом они нагнетают эмоциональную обстановку, помогая лучше отреагировать близким их утрату, совершать горюющему работу горя, продвигая его с фазы шока на фазу реакций.
Кроме этого, тривиальное «На кого ты нас оставил», звучащее хором, на бессознательном уровне может являться информацией, что рядом люди, понимающие и разделяющие боль, способные помочь. К сожалению, в крупных городах этот обычай почти исчез. Все чаще практикуется накачивание страдающего человека транквилизаторами до полубессознательного состояния, что препятствует нормальному отреагированию.
На первых фазах плач является и реакцией и лечением. Не нужно останавливать, успокаивать человека, именно через плач происходит высвобождение. Желательно подтолкнуть человека к посильному участию в организации похорон и всех необходимых мероприятий, например: сходить в церковь и поставить свечу, заказать отпевание и т.д. Часто родные из лучших побуждений ограждают горюющего от любой деятельности, оставляя его тем самым наедине с невыносимыми страданиями. Включение в деятельность позволит ему частично отвлекаться от внутренних болезненных переживаний.
На первых фазах лучше не оставлять горюющего одного, оказывая больше безмолвную поддержку, касаясь рукой, обнимая его, тем самым давая поддержку на телесном уровне.
На фазе реакций желательно подтолкнуть человека на конструктивную деятельность: можно сделать мелкий ремонт в доме или хотя бы переставить мебель, иногда уехать на время или сменить квартиру, выйти на работу и постепенно начать заниматься повседневными делами, пусть сначала это будет происходить автоматически.
Часто близкие из уважения к чувствам человека стараются не допустить в присутствии горюющего разговоров и обсуждений повседневных дел, забот, прячут нечаянную улыбку, боясь оскорбить человека. Начиная с третьей фазы, это делать можно и даже нужно - аккуратно, постепенно возвращая горюющего к жизни, подводя к моменту ответственности живого перед ушедшим и оставшимися близкими людьми. Если, например, у матери погиб взрослый сын, она может взять на себя ответственность воспитывать его детей так, как если бы это делал он.
В случаях, когда горюющий «застрял» на стадии неприятия случившегося, иногда полезно спровоцировать гнев и затем это чувство направить в русло какой-либо деятельности.
Достаточно часто у людей, находящихся в состоянии горя, развивается заученная беспомощность. Родные и близкие, переполненные любовью и заботой к горюющему, своим поведением закрепляют эту реакцию. В этих случаях необходимо объяснять родственникам, что человека, переживающего горе, необходимо загружать делами, теребить любыми способами, не обращая внимания на вначале негативную реакцию со стороны горюющего.
Переживания детей. У детей другие представления о жизни и смерти, не такие, как у взрослых. Как пишет С. Левин, «возможно, многие не боятся небытия потому, что совсем недавно пришли оттуда». Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между двумя и шестью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам.
Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии - шок, отрицание, гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.
Среди особенностей поведения детей, переживших утрату родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего.
Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не принесет ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
энурез, заикание, сонливость или бессонница, обкусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
длительное неуправляемое поведение;
острая чувствительность к разлуке;
полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
депрессия (у подростков - это гнев, загнанный внутрь).
Ребенку нужно быть включенным в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок тоже должен отгоревать свою потерю. В процессе переживания ребенок приобретает опыт совладания с ситуациями потери в дальнейшей жизни.
В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать.
В любом случае, как пишет А.Д. Андреева, «невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное - исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему». Наверное, самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем - это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе (Кораблина, Акиндинова, Баканова, Родина, 2001). Для ребенка важно выразить свои переживания - будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки (Баканова, 1998).
При создании соответствующих условий работа горя у детей проходит так же, как и у взрослых. Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
хорошие отношения с родителем до его смерти;
получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Жизнь после потери. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей. Особо в этом ряду стоят переживания смерти близкого человека.
Переживания такого характера могут нести в себе объяснение собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение собственной жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.
Человек приходит к пониманию, что со смертью близкого собственная жизнь не полностью потеряла смысл, - она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Человек может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, мужество за ее продолжение - происходит возвращение себе себя самого.
Даже самая тяжелая потеря содержит в себе возможность обретения (Баканова, 1998). Принимая существование потери, страдания, горя в своей жизни, люди становятся способными более полно ощутить себя как неотъемлемую часть вселенной, более полно прожить свою собственную жизнь.
Вопросы и задания к главе 10:
Назовите этапы «нормального» горевания.
Опишите картину острого горя.
Расскажите о фазе реакций.
Что происходит на стадии восстановления?
Что составляет процесс горевания?
В чем появляются болезненные реакции горя?
Что такое синдром предвосхищающего горя?
В чем состоит смысл и каковы задачи работы горя?
9. Ритуалы прощания с ушедшим как психологическая помощь горюющему.
10. Каковы принципы помощи горюющему?
11. Особенности поведения детей, переживших утрату родителя.
12. Патологические реакции детей, переживших утрату.
13. Расскажите об условиях, способствующих проживанию горя у детей.
14. Какова роль приобретений и потерь в нашей жизни?
15. Как происходит переживание приобретений и потерь?
Литература
Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. Новосибирск: Сибвузиздат, 1998.
Александровский Ю.А. Состояния психической адаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976.
Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 87-96.
Баканова А.А. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка / A . M . Культура на защите детства. СПб.: Изд-во РГПУ им. АИ. Герцена, 1998. С. 36-38.
Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
Бъюдженталъ Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии. М.: НФ Класс, 1998.
Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 581-590.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Военная психиатрия / Под ред. Ф.И. Иванова. Л.: Изд-во ВМА МО им. СМ. Кирова, 1974.
Гнездилов А. В. Психологические аспекты онкологии в условиях хосписа. СПб.: Клинт, 1996.
Дейте Б. Жизнь после потери. М.: ГРАНД, 1999.
Грановская P . M . Психология веры. СПб.: Речь, 2004.
Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М.: Класс, 1993.
Кекелидзе З.И. Психические расстройства, возникающие при ЧС // Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: в 2 т. / Под ред. Т.Е. Дмитриевой. Т. 1. М., 2004. С. 182-222.
Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина A . M . Искусство исцеления души. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2001.
Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М.: Шанс, 1992.
Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. № 3. 1996. С. 49-56.
Кучер А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения представлений, суть явления, способы психодиагностики. Новосибирск, 1992.
Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев: София, 2001.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.
Лазебная E . O . Реадаптация личности при посттравматическом стрессе. Методическое пособие. Программа курса. М.: Ин-т психоанализа, 2003.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 591-598.
Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
О посттравматическом стрессе: Памятка. М.: Академия управления МВД России, 1994.
Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и реабилитация: Методическое руководство. Ч. 1. Составители: Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Засыпкина К.В. МЧС России. 2006.
Психология травматического стресса сегодня: Тезисы докладов международной конференции. Киев, 1992.
Психология смерти и умирания. Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск: Харвест, 1998.
Психосоциальная помощь жертвам войны: беженкам и членам их семей / Под ред. Л.Т. Арсел, В. Фолнегович-Шмалц, Д. Козарич-Ковавич, А. Марушич. Киев, 1998.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. АЕ. Тарас, К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2000.
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Р. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000.
Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., ЧермянинС.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психол. журн. 1989. № 4. Т. 10. С. 125-128.
Ромек ВЛ., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004.
Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. Т. 1. М.: Медицина, 1983.
Семенова ИД. Проблемы психосоциальной реабилитации беженцев // Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика-М, 2004. С. 312-358.
Семенова Н.Д. Групповая психосоциальная терапия больных с онкологическими заболеваниями // Сборник материалов 1-й Всероссийской конференции с международным участием «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». Москва, июнь 1997 г. С. 94-99.
Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. М.: ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002.
Тарабрина Н.В., Лазебная E . O . Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психол. журн. № 2. 1992. Т. 13. С. 14-29.
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова M . E . и соавт. Психофизиологическая реактивность у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС // Психол. журн. № 2. 1996. Т. 17. С. 30-45.
Тарабрина R . B . Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001.
Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004. С. 266-283.
Трубицина Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2005.
Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 313-318.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990.
Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981.
Черепанова E . M . Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.
Черепанова E . M . Психологический стресс. М.: Академия, 1997.
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
Alexander Н . Le vagabondage/ maladie sociale // Alienist et Neurol.
St. Louise, 1907. № 27. Allen J.G. Coping with trauma: a guide to self-understanding.
Washington: American Psychiatric Press, Inc., 1995.
Mental health and social characteristics of the homeless: a survey of mission users // Am. J. Public Health. 1986.
Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Mental health problems among homeless persons: a review of epidemiological research from 1980 to 1990 // Treating the homeless mentally ill, 1991.
Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Baltimore mission users: social networks, morbidity, and employment // Psychosoc. Rehab. J., 1986.
Semenova N .D. The somatic fasade of the post-traumatic stress disorder // Paper given at the 4 th European Conference on Traumatic Stress of the Europen Society for Traumatic Stress Studies. Psychotraumatology 1945-1995, May 9 th , Paris, France, 1995.