Неопределенные глаголы в русском языке. Что такое неопределенная форма глагола? Глаголы-инфинитивы в русском языке. Морфологический разбор инфинитива в предложении

Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? , например:

(что делать?) играть, гулять, смотреть

(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти , например:

стоять , плести

Глаголы, корень которых заканчивается на -чь , не имеют суффиксов -ть и -ти , например:

лечь , стричь

Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:

Мы играем в прятки.

Играть - весело.

Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами нужно, можно, нельзя , например:

нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить

Вспомогательные глаголы

Глаголы могу, начинаю, буду, хочу и умею называются вспомогательными . Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:

могу играть

начинаю говорить

буду вредничать

хочу гулять

умею рисовать

Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:

Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом . Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, то есть эти признаки не определены.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (петь, танцевать, идти, выйти, найти, везти, ползти). Это суффиксы. Неопределенную форму можно получить при помощи других словоизменительных суффиксов: -сть (украсть), -сти (нести, грести).

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы – часть корня: стерегут – стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу – прилечь (корень ляг-, лечь-). В некоторых учебниках за начальную школу -чь считается суффиксом, а в старших классах учат, что -чь входит в корень.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается НЕ на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола .

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь . Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»). Примеры: купаться, прислушаться.

Существует путаница с неопределенной формой глагола и глаголами, употребленными в сложном будущем времени. Будущее сложное время образуется как раз от глаголов несовершенного вида и отвечает на вопросы что буду делать?, что будут делать?, образованные от глагола быть (буду писать, будет улыбаться). Хотя при этом инфинитив остается инфинитивом, учителя в начальной школе учат, что это будущее время, а не начальная форма. В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам только глагол "быть".

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив или неопределенная форма глагола является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

Вид – совершенный, обозначающий законченное действие (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать).
Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть).
Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога : действительный залог (Мама решила приготовить лазанью); страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Тренируемся в образовании глаголов неопределенной формы

Найдем в тексте глаголы в неопределенной форме.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству. Я (что буду делать? ) буду отлично проводить (сложное будущее время, ед.число, а не н.ф.) время летом.

Поставим глаголы в неопределённую форму.

Возьмём - что сделаем?, что сделать? взять

Прибавим - что сделаем?, что сделать? прибавить

Взобьём - что сделаем?, что сделать? взбить

Выльем - что сделаем?, что сделать? вылить

Добавим - что сделаем?, что сделать? добавить

Перемешаем - что сделаем?, что сделать? перемешать

Печём - что делаем?, что делать? печь

Потекла – что сделала?, прош.в., что сделать? потечь (корень тек-течь)

Стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

Сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

Увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-. Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-. Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Владение любым языком немыслимо без знания основных единиц речи. Не менее важны и грамматические правила, которые позволяют все части речи гармонично связывать между собой с помощью падежей, предлогов, спряжения. Русский язык - предикативный, в нем чаще используются категории действия или глагольные конструкции. При знакомстве с этой частью речи учащиеся узнают, как она образуется и что такое неопределенная форма глагола.

В учебнике за 4 класс, когда дети знакомятся с этим понятием, приведено правило.

Неопределенная форма глагола - это начальная и неизменяемая форма, от которой образуются все отглагольные части речи (причастия, отглагольные прилагательные) и формы глагола, образующиеся при спряжении.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма: что делать? (что сделать?).

Называется неопределенная форма в лингвистике термином «инфинитив» (от лат. Infinitus). По инфинитиву невозможно сказать, кто и когда совершает какое-либо действие (например, «ходить»: не понятно, кто и когда это делал, нет указания ни на , ни на число, ни на время). Его морфологическими признаками являются суффиксы –ть (-ти) (например, идти , сказать ) или окончание корня на –чь (например, лечь, сечь ).

Особенности

Неопределённая форма глагола не изменяется. В этом заключается особенность инфинитива, поэтому его нельзя проспрягать или как-то иным образом изменить.

Начальная форма у глагола может иметь только постоянные признаки:

  1. Спряжение (1-е, 2-е, разноспрягаемые).
  2. Возвратность (возвратный, невозвратный).
  3. Переходность (переходный или непереходный).
  4. Вид (несовершенный или совершенный).

Инфинитив лишен признаков лица, времени или числа, поэтому по нему невозможно сказать, кто и когда совершает действие.

Как найти инфинитив

Для осваивающих русский язык в качестве иностранного или для детей, которые недостаточно читают, вопрос поиска инфинитива может представлять некоторые сложности. Как найти неопределенную форму глагола.

Те, кто знает русский язык на уровне родного, как правило, не испытывают с этим особых трудностей. Как поставить глагол в неопределенную форму: мысленно задать вопросы инфинитива — «что делать?» или «что сделать?».

Также инфинитив можно определить еще одним способом:

  1. Узнать, к какому виду относится глагол в предложении.
  2. «Отсечь» личные окончания, которые появляются при спряжении, и (в случае необходимости) суффикс прошедшего времени –л-.
  3. Подставить к оставшейся части суффикс инфинитива –ть (-ти) или просто задать соответствующий вопрос.

Разберем на следующем примере: «Они старательно прописывали в тетради буквы». Начальная форма в данном случае будет «прописывать».

Как мы ее определили:

  1. Задаём вопрос: Они (что делали?) прописывали.
  2. Вопрос «что делали?» указывает на то, что глагол несовершенного вида (без приставки «с»), значит, для определения инфинитива тоже нужно спрашивать без приставки «с»: «что делать?».
  3. Убираем окончание –и и суффикс прошедшего времени –л-. Имеем: прописыва-.
  4. Подставляем к оставшейся части слова суффикс инфинитива -ть: (что делать?) – прописывать.

Заметьте, что в данном случае можно ошибиться и назвать в качестве ответа «прописать», это будет неправильно, поскольку «прописать» отвечает на вопрос «что сделать?», то есть стоит в совершенном виде.

Важно! При определении начальной формы ставить вопрос к глаголу нужно в самом предложении, чтобы определить его вид.

Подсказка, как не ошибиться при определении (не)совершенного вида: в инфинитиве сохраняются все приставки и суффиксы (за исключением суффикса прошедшего времени –л-) той формы глагола, с которой вы работаете в тексте.

Обратите внимание! В процессе поиска Н.Ф. можно пойти двумя путями: задать вопрос — «что делать?» или «что сделать?», либо следовать вышеуказанному способу.

Синтаксическая функция

Какова роль неопределенной формы глагола в предложении. Она может выполнять различные синтаксические функции. Сводная информация о возможных членах предложения, выраженных инфинитивом, приведена в таблице:

Инфинитив в качестве дополнения почти не встречается. Тем не менее, в предложении «Он распорядился подать кофе» можно трактовать «подать» как дополнение (распорядился о чем?).

Определение онлайн

Если вы затрудняетесь самостоятельно определить начальную форму или не уверены, что сделали это правильно, можно проверить себя с помощью онлайн-сервисов для .

Поскольку определение инфинитива является его обязательной частью, можно зайти на любую интернет-страницу, которая предлагает эту услугу, и ввести нужный глагол в том виде, в каком он употреблен в предложении.

Первое слово, которое будет указано, и будет Н.ф. глагола..

Отметим, что в целом умение определять части речи, изменять их по лицам, числам, временам, во многом зависит от врожденной грамотности и языкового чутья. Но даже если с этим не все в порядке, выучить, на какие вопросы отвечает неопределенная форма, не так уж сложно. В остальном следует придерживаться приведенных выше схем и советов.

Для закрепления (или формирования) знаний по указанной теме можно рекомендовать ряд заданий и упражнений:

  1. Различение частей речи со схожими концовками (поставить чугунок в печь (сущ.) - печь пироги (гл.), Петь, иди сюда! (имя собств.) - петь песни (гл.)).
  2. Преобразование глагола несовершенного вида в совершенный вид и обратно.
  3. Образование глагола от существительного (например, путешествие - путешествовать, еда - есть, поездка - поездить).

С практикой придут и необходимые умения.

Полезное видео: Неопределенная форма глагола

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Когда речь заходит о форме глагола, мы говорим: “Глагол строите в форме 2 лица множественного числа будущего времени”. Исходя из этого, можно сказать, что форма глагола – это лицо + число + время. Строя свой ответ по этой формуле, вы никогда ничего не упустите. А теперь перейдем к определению всех трех слагаемых.

Лицо и число, чтобы определить форму глагола

Лицо – тот, кто совершает действие. Чтобы определить его, задаем к глаголу вопрос кто? или что? Если ответ:

  • я/мы – то это глагол 1 лица, он относится непосредственно к говорящему или группе лиц, в которой он состоит. Например: я варю, мы строим;
  • ты/вы – то это глагол 2 лица, он относится к тому/тем, с кем мы говорим. Например: ты лежишь, вы идёте,
  • он/она/оно/они – то это глагол 3 лица, он относится к кому-то другому (не к говорящему и не к собеседнику). Например: он бегает, она пьет, они дружат.

Время, чтобы определить форму глагола

Определить время очень просто: это делается почти интуитивно:

  • в глаголах настоящего времени действие происходит сейчас, сию минуту. Даже если время не указано в предложении, его можно понять самостоятельно. Например: леплю (когда?) сейчас, строят (когда?) сегодня,
  • в глаголах прошедшего времени действие происходит в прошлом: вчера, неделю назад и т.д. Например: рисовал (когда?) вчера,
  • в глаголах будущего времени действие только будет происходить через час, завтра и т.д. Например: выучу (когда?) завтра.


Неопределенная форма глагола

Глаголы в неопределенной форме не имеют рода, лица и числа, но у них есть вид. Такие глаголы оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Их вид определяется с помощью вопроса:

  • что делать? , то он несовершенного вида. Например: (что делать?) читать;
  • если к глаголу задается вопрос что сделать? , то он совершенного вида. Например: (что сделать?) прочитать.

Вид имеют и другие глаголы, но это не указывается при определении их формы. Стоит отметить, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. подразумевается, что действие либо завершено в прошлом, либо завершится в будущем.


Определить форму глагола просто, так как все делается почти интуитивно, главное – запомнить алгоритм: лицо+ число + время.