Предложение – одна из основных единиц синтаксиса. Синтаксические единицы. Фундаментальные понятия синтаксиса Основные синтаксические единицы привести примеры

Чтобы понять, что именно является единицами синтаксиса, достаточно вникнуть в определение этой науки о языке где указывается, что она изучает правила построения словосочетания, предложения и текста. Именно эти три единицы и являются основными в данной науке. Чтобы действительно хорошо понять структуру русского языка, уметь грамотно строить устную и письменную речь, а также осознанно ставить знаки препинания – школьник должен досконально разобраться в данном вопросе.

Основные единицы синтаксиса

Итак, их три. И первая – словосочетание, оно же – сочетание слов, которые соединяются в его пределах по смыслу и грамматически. Это минимальная единица синтаксиса. который особое внимание уделяет изучению различных форм связи слов в словосочетаниях. Основная функция словосочетания – номинативная.

Следующая единица – это предложение. Оно представляет собой соединения слов, организованное по грамматическому принципу. Два его главных признака – это смысловая и интонационная законченность.

Предложение может состоять только из одного слова и при этом обладать всеми характерными признаками данной синтаксической единицы. Если же в нем больше двух слов, оно легко делится на словосочетания.

Основная функция предложения – коммуникативная.

Ну, и самая крупная синтаксическая единица – это, конечно же текст. Он состоит из ряда предложений (которых должно быть как минимум два), которые объединены не только по смыслу, но также лексически и грамматически. Это развернутое высказывание, где предложения объединены темой и основной мыслью и располагаются в определенном порядке. Смысловая целостность и связность – вот два основных признака текста.

Тема текста – это то, что отображено в тексте, тот предмет речи, который был выбран автором для словесного изображения, а его основная мысль – это отношение автора к данному предмету, то как он его оценивает.

Текст также необходим для того, чтобы обменяться мыслями и чувствами, он необходим для общения, то есть, как и предложение, выполняет коммуникативную функцию. Он обязательно отражает какой-то конкретный фрагмент действительности.

Синтаксис изучает также и отдельные слова, но они интересуют его не как лексические единицы и не как части речи, а как члены предложения.

Что мы узнали?

Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы – это словосочетание, предложение и текст. Все они состоят из слов но они изучаются в пределах данной науки только как структурные элементы более крупных единиц. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, за ним следует предложение (хотя оно и может состоять всего из одного слова), а самой большой является текст. Синтаксис рассматривает все эти единицы и формы связи слов в предложении и словосочетании, а также предложений в тексте. Словосочетание как языковая единица выполняет номинативную функцию, а предложение и текст – коммуникативную, то есть необходимы для общения.

§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

Раздел 6. Синтаксис

I. Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования.Основные понятия синтаксиса .

Синтаксис (с греч. Syntaxis – связь, соединение) – раздел грамматики, который изучает единицы, более протяженные, чем слова, а именно:

1) способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

2) сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер их взаимодействия.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису.

Синтаксис – высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения и способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.

В изучении синтаксиса существует несколько подходов:

1) словоформа → словосочетание → предложение → сложное синтаксическое целое;

2) сложное синтаксическое целое → предложение → словосочетание → словоформа.

1) вставание учеников при появлении учителя.

2) При появлении учителя ученики встают.

3) Когда учитель появляются, ученики встают .

Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Но в первом случае нет предикативности (предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью; предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации). Во втором примере – единичная, а в третьем – предикативность выражена дважды.

Словосочетание – непредикативная единица; выполняет номинативную функцию (называет предметы, явления и т.д.), в коммуникативной функции участвует в составе предложения.

Предложение – коммуникативная единица, на уровне предложения осуществляется общение.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.

Сложное синтаксическое целое - сверхфразовая единица; особая синтаксическая единица, которая служит для выражения сложной законченной мысли, имеет в составе контекста относительную независимость, которой нет у отдельного предложения.

Синтаксическая словоформа синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка; т.е. слово, вступающее в синтаксические отношения в предложении и словосочетании.


Отличительные признаки синтаксемы:

2) соответствующая морфологическая форма;

3) способность реализоваться в определенных синтаксических позициях.

Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество передвижение исх. пункт конечн. пункт

Человек быстро идет от калитки к дому

пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

двигаться (перен.)

Время быстро идёт.

Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть:

− активной (валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова);

− пассивной (способность слова подчиняться другим словам).

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:

1) синтаксическую сочетаемость (фиксирует, сколько зависимых слов и в какой они форме); факторы:

факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома → Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе);

семантическая характеристика – семантическая структура (значение) главного слова влияет на количество и форму зависимого слова : хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то);

лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами (в лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать → семантика одна – форма разная);

Иногда в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера

2) словарную сочетаемость (фиксирует, какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов); существует 2 рода ограничений на сочетаемость:

семантические ограничения: 1) если зависимое слово при той или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (арендовать / снимать дом, квартиру, гараж → помещение; арендовать дом, землю, транспорт); 2) если зависимое слово при той или иной лексеме включают лексемы без общего семантического признака, то при главном слове зависимое слово нужно подавать списком (ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи).

деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью, незнаменательные слова имеют синтаксические функции.

Синтаксические связи.

Синтаксические связи – отношения между синтаксическими единицами.

1. Сочинительная – компоненты синтаксической единицы равны, однофункциональны, ненаправленная связь.

открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.

закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил 1 , а я злобствовал 2 и продолжал 3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы (не столько…сколько)

Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц (словосочетание и ССП).

2. Подчинительная – компоненты зависят друг от друга, разнофункциональны, такая связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов, однонаправленная связь. Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Признаки подчинительной связи:

обязательность / необязательность появления зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (слыть ; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь (переходный гл.+сущ. В, Р.п.)

предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова (вход в дом). При главном слове могут появляться разные формы зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). (Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь).

Однонаправленная связь – подчинение, приосновная подчинительная связь (детерминанты), присловная подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Дуплексив.

Согласование грамматическое и смысловое, полное и неполное, прямое и обратное. Средства выражения согласования.

Управление сильное и слабое, предложное и беспредложное. Средства выражения управления.

Примыкание именное и собственно примыкание. Средства выражения примыкания.

Сопоставительная характеристика видов подчинительной связи по природе и изменению зависимого слова, синтаксическим отношениям.

Двунаправленная связь – координация, взаимозависимость. Связь в усложненных конструкциях. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное и неоднородное.

Способы выражения синтаксических связей.

Рассматривают также синтаксические отношения , среди которых выделяют:

предикативные (для подлежащего и сказуемого);

непредикативные : сочининительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

Важнейшие средства выражения синтаксических отношений :

1. Словоформа , которая своими лексико-грамматическими средствами обслуживает смысловую сторону синтаксической единицы, а формальными элементами (□, предлогами) служит для выражения отношений с другими словами. Школа. Школа находится на краю села.

2. Окончание, которое служит для выражения грамматических значений. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний, например: решение задачи, преданность родине, увлечение спортом, интересная повесть, вторая группа, наши успехи и т.д .

3. Служебные слова : предлоги (выражают отношения между словами: Вышел из комнаты – пространств.), союзы (выражают отношения между словами: Собаки и кошки – совмест.), частицы (отношение говорящего к высказыванию: Вряд ли - сомнения; могут служить средством связи между предложениями: Мы ждали этого момента и вот он настал) .

4. Интонация как средство оформления предложения. Она помогает отличить слово от предложения и словосочетания, а также служит средством различения функций слов в предложении. Он представил ЕГО ЖЕНЕ СВОЕГО брата. Вопросительная интонация помогает определить тип предложения по цели высказывания.

5. Порядок слов как средство выражения смысловых отношений между компонентами смысловых единиц; служит средством разграничения предложения и словосочетания; средством выражения синтаксической функции слов; выполняет эмоционально-экспрессивную роль.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

Различаются словосочетания Словосочетание синтаксическое синтаксические и словосочетания Словосочетание фразеологическое фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Синтаксические отношения в словосочетаниях бывают:

а)атрибутивные-последнее известие(признак),

б)обьективные(писать письмо)-некий обьект,

в)обстоятельственные-бежать быстро.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания Словосочетание свободное свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Вопрос 2.Словосочетание.Общее поятие.Слово и словосочетание.Словосочетание и предложение.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства: цивилизованное общество, полет ракеты. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т.д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Словосочетание: Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова.

Анализ словосочетания и его отношения к слову и к предложению позволяет сделать следующие выводы.

Словосочетание как грамматически организованное непредикативное объединение знаменательных слов участвует в построении предложения, подчиняясь структуре предложения; воздействие предложения на словосочетание бывает иногда столь значительным, что приводит к его распаду и перераспределению грамматических зависимостей в составе предложения; в таких случаях вышедшие из-под влияния словосочетания зависимые словоформы становятся самостоятельными синтаксическими элементами предложения. Главное отличие словосочетания от предложения - его непредикативность, т.е. отсутствие соотнесенности с ситуацией речи.

Участвующие в построении предложения словосочетания сами выкристаллизовываются в предложении и вычленяются из него.

Словосочетания строятся по принципу семантического распространения слова как определенной лексико-грамматической категории, и потому взаимоотношения составляющих его компонентов оформляются по принципу субординативной синтаксической связи.

Отрицание коммуникативной функции у словосочетания влечет за собой исключение из разряда словосочетаний пары слов, образуемой подлежащим и сказуемым, так как здесь налицо отношения, возникающие только в предложении и характерные только для предложения - отношения предикативные.

Из разряда словосочетаний исключаются и такие объединения слов в предложении, которые соединяются по принципу равноправных синтаксических элементов, т.е. по принципу сочинения. Группы однородных членов не составляют словосочетаний, так как это незамкнутые ряды слов (наименования разных явлений действительности), их нельзя считать «распространенными словами». Наличие в языке небольшого количества объединений слов с сочинительной связью, выполняющих номинативную функцию, типа ночь и день (сутки), ни свет ни заря (очень рано), отец и мать (родители), муж и жена (супруги), не нарушает этого вывода, так как такие наименования не имеют стержневого слова, и их замкнутость - явление отнюдь не синтаксическое, а сугубо лексическое. Характерно, что таких соединений слов крайне мало.

Не образуют словосочетания и конструкции, состоящие из обособленного оборота и слова, к которому он относится. Объединение этих единиц осуществляется только в предложении и отношения к словосочетанию не имеет. Ср.: Успокоенная девочка стала разглядывать картину. - Успокоенная, девочка стала разглядывать картину. В первом предложении выделяется словосочетание успокоенная девочка, которое обнаруживает связь согласования, в другом предложении соединение слов успокоенная и девочка, хотя и сохраняет признаки формального согласования, по существу, вступает в более сложные взаимоотношения, создаваемые не столько формами слов, сколько интонационной расчлененностью, значением полупредикативности, которые возможны лишь в предложении, а не в словосочетании: отношения между обособленным определением и определяемым именем сродни отношениям между словами в предложении Девочка успокоилась и стала разглядывать картину.

Главные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях и синтаксических связях. Словосочетание и предложение - это основные единицы синтаксиса. Чем же они различаются?

Возьмем, например, слово книга. Это слово - существительное, обозначающее предмет, и оно может сочетаться с прилагательными - определениями, которые называют различные признаки этого предмета:

  • 1) размер - книга (какая?) большая, маленькая, толстая и т. д.;
  • 2) назначение - книга (какая?) детская, поваренная, кулинарная, научно-популярная и т. и.

Книга может быть новой, старой, редкой, скучной, интересной и т. п. Соединяясь с каким-либо прилагательным, существительное «книга» образует словосочетание: новая книга , старая книга и т. д. Итак, перед нами примеры словосочетаний. Если из каждого ряда определений мы возьмем по одному слову (с указанием одного, определенного, признака), то у нас получится сложное словосочетание: Книга - какая? - большая, новая, интересная.

Но какой бы длинной ни была эта цепочка (главное слово + + несколько зависимых), все равно данный набор слов останется словосочетанием, а не станет предложением, потому что мы только называем предмет. В этом словосочетания похожи на слова. Словосочетание - это соединение двух (и более) знаменательных слов, связанных подчинительной связью: согласованием, управлением или примыканием.

Как видно из примеров, слово книга достаточно свободно сочетается с разными прилагательными, образуя свободные словосочетания. Но свобода эта относительная. Если мы возьмем ряд прилагательных: вкусная, интересная, прекрасная, образованная, медленная, летняя , то окажется, что из этого ряда только прилагательные интересная и прекрасная могут сочетаться со словом книга. Нельзя сказать: образованная книга. Никто просто не поймет, что вы имеете в виду! Что же ограничивает свободу сочетаемости, свободу «свободных словосочетаний»?

Казалось бы, все просто. Есть определенные модели словосочетаний - и складывай слова, как кубики: книга (какая?) интересная, читать (что?) книгу, читать (как?) быстро. Можно даже сложить из трех словосочетаний одно: быстро читать интересную книгу.

В первом случае с главным словом книга согласуется зависимое слово интересная ; во втором - главное слово читать управляет формой винительного падежа существительного - книгу ; в третьем к главному слову читать примыкает зависимое слово, наречие быстро.

Однако простота здесь кажущаяся. При образовании словосочетания прежде всего учитывается грамматическая принадлежность главного и зависимого слов к частям речи: прилагательное согласуется с существительным; глагол чаще всего управляет существительным; наречие примыкает к глаголу (смысловая связь). Кроме того, возможность сочетаемости слов определяется смысловыми отношениями, а в некоторых случаях и традицией (ср.: черные глаза, но вороной конь и т. д.).

Как мы уже говорили, словосочетания называют предметы, но ничего не сообщают. В. В. Виноградов разграничивает понятия «словосочетание» и «предложение», опираясь на их основные функции. В результате оказывается, что словосочетание - единица номинативная ".

В отличие от словосочетания предложение является коммуникативной единицей языка. Синтаксической категорией, формирующей предложение, является предикативность Предикативность относит содержание предложения к действительности и превращает его в единицу сообщения. Предикативные отношения (время, наклонение, лицо) выражаются в грамматической основе предложения. Грамматической основой двусоставного предложения является предикативное сочетание - подлежащее и сказуемое. Самый надежный путь при поисках грамматической основы таков: сначала надо найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос: кто? что? Слово, которое откликается на этот вопрос, и есть подлежащее. Только надо помнить, что в роли подлежащего может оказаться любая часть речи, если только это слово в предложении отвечает на вопросы (кто? что?), заданные от сказуемого. Например:

Что с возу упало, то пропало.

Подлежащие выражены местоимениями «что» и «то». Подлежащее может быть выражено и словосочетанием. Например:

Л ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят (А. С. Пушкин).

Самым распространенным типом простого предложения является двусоставное предложение, т. е. предложение, в котором имеется два главных члена - подлежащее и сказуемое.

Другим типом простого предложения являются односоставные предложения, в которых есть только один главный член с зависимыми словами или без них. Главный член односоставного предложения может соотноситься или с подлежащим {Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья... А. Фет), или со сказуемым (Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин)).

По количеству грамматических основ все предложения делятся на:

1) простые (одна грамматическая основа).

И односоставные, и двусоставные предложения, о которых мы только что говорили, - простые, потому что у них одна грамматическая основа. Только в простых двусоставных предложениях грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое, а в односоставных - либо подлежащее, либо сказуемое;

2) сложные (две и более основ).

В сложных предложениях речь всегда идет о действиях, совершаемых разными деятелями. Например:

На улице похолодало, но солнце светило достаточно ярко, поэтому мы отправились на прогулку. В этом предложении сразу три грамматические основы: похолодало, солнце светило, мы отправились. То есть оно состоит из трех простых предложений.

Выделяют четыре вида сложных предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.

Части сложного предложения могут быть связаны между собой по-разному. В одних предложениях части равноправные, а в других - есть главные части и те, которые им подчиняются, зависят от них. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними сочинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются сочинительными , а сами эти предложения называют сложносочиненными. Например:

И надо мной кричат орлы И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы вершины гор...

(А. С. Пушкин)

Но части сложных предложений не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от нее, то связь между частями такого предложения - подчинительная. Такие предложения называют сложноподчиненными: их части соединяются подчинительными союзами. Часть предложения, которая зависит от главной, называется придаточной. Например:

Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...

(А. С. Пушкин)

Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов. Такие предложения и называются бессоюзными. В них части сложного предложения соединяет интонация. Например:

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(А. С. Пушкин)

В русском языке часто встречаются и предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трех простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Важными признаками любого предложения являются его смысловая законченность и интонационное оформление.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В книге К. Г. Паустовского «Золотая роза» рассказывается о случае, который многому научил писателя:

«Я работал тогда секретарём в газете «Моряк». В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.

Однажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. <...>

Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина. Это был неразговорчивый человек, напуганный своим прошлым. Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции.

Я забрал рукопись Соболя с собой, чтобы прочесть её ещё раз» <...>

Поздно ночью в дверь квартиры Паустовского постучали.

«Я туго свернул жгут из газеты, зажег его и пошёл с ним, как с факелом, открывать тяжёлую магазинную дверь, заткнутую ржавым куском газовой трубы. За дверью стоял Благов. <...>

  • - Вот что, - сказал Благов. - Я всё думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
  • - Что же поделаешь! - ответил я.
  • - Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, и при вас я пройдусь по рукописи.
  • - Что значит «пройдусь»? - спросил я. - «Пройтись» - это значит выправить.
  • - Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
  • - Л что же вы сделаете?
  • - Л вот увидите.

В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь<...> >.

Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала ее начисто.

Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. Я посмотрел на Благова. Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.

  • - Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
  • - Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Рассказ был напечатан. Л на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнём.

  • - Кто трогал мой рассказ? - закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. Пыль, как извержение, взлетела над столом.
  • - Никто не трогал, - ответил я. - Можете проверить текст.
  • - Ложь! - крикнул Соболь. - Брехня! Я все равно узнаю, кто трогал!

Запахло скандалом. <...>

Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом:

- Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания - это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. По своей обязанности корректора.

Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.

- Спасибо! - сказал взволнованно Соболь. - Вы дали мне чудесный урок»".

После этого случая писатель убедился, с какой силой действует на читателя обыкновенная точка, поставленная именно там, где это необходимо...

  • Номинативный (от лат. потен - имя) - назывной, именующийчто-либо.
  • Коммуникативный (от лат. communicare - сообщать) - способствующий сообщению, сообщающий.
  • Предикативность (лат. praedicatum - сказуемое) - синтаксическаякатегория, формирующая предложение.