Амет-Хан Султан – летчик, национальный герой крымскотатарского народа Украины. Крымчанин Амет-Хан Султан – дважды герой Советского союза. Биография Ахмед хан султан дважды герой советского союза

Амет-Хан Султан стал одним из самых результативных и известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Немцы прозвали его Черным дьяволом, а когда видели его самолет в небе, то тут же передавали по рации своим летчикам, находящимся в данноим в квадрате: «Ахтунг! Ахтунг! Всем возвращаться на базу - в небе Амет-Хан Султан». Отличить самолет было не сложно - на нем был нарисован орел. Право иметь подобный отличительный знак на машине в Советской армии получить было нелегко, но Амет-Хану дал разрешение сам командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин.

Уникальный таран

Свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал 31 мая 1942 года во время обороны стратегически важного объекта - железнодорожного моста через Волгу под Ярославлем. Звено советских истребителей не должно было допустить вражеские бомбардировщики к переправе.

“Харрикейн” Амет-Хана (наши летчики к этому времени летали на британских машинах) уже отстрелял все боеприпасы, но в этот момент один из вражеских “Юнкерсов” прорвался сквозь заслон и пошел к переправе. Тогда наш летчик решился на таран. И это ему удалось, да так, что истребитель застрял в фюзеляже бомбардировщика. Машины камнем полетели вниз, но Султан в последний момент смог выпрыгнуть с парашютом.

За этот подвиг летчика-истребителя наградили орденом Ленина, а благодарные жители Ярославля подарили ему именные часы.

Полк асов

Во время Сталинградской битвы нашим войскам было необходимо овладеть инициативой в небе. Специально для этого уже упомянутый командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационно подразделение, которое окрестили “полком асов”. Создали его на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка: набирали лучших из лучших. Попал в соединение и Амет-Хан Султан, который к этому времени уже зарекомендовал себя летчик высшего класса.

Однако один из боев под Сталинградом чуть не стоил ему жизни. Полк получил срочную задачу вылетать на прикрытие одной из переправ, которая подверглась атаке немцев. Амет-Хан пошел на очень рискованный шаг: вместе со своим ведомым он бросился вперед, чтобы отвлечь на себя истребители прикрытия, пока остальная эскадрилья расправляется с бомбардировщиками. В бою Султан смог сбить два “Мессера”, но и его самолет получил повреждения и загорелся. Выход был один - прыгать. Спускаясь на парашюте, ас увидел, как к нему направляются немецкие истребители. У пилотов люфтваффе было грязное развлечение: расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков. Внезапно строй "Мессершмиттов" дрогнул и рассыпался - ведомый не бросил своего командира, отогнал фашистов и “проводил” его до самого приземления. Хорошо, что внизу были позиции наших войск, которые и помогли ему добраться до своей части.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:

“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
- Получите подарок от наших истребителей.
- Чей самолет? Откуда?
- Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится...
- Так мы же могли тебя сбить!
- Не успели бы.”

Это “не успели бы” показывает, что на самом деле добродушный и веселый парень обладал невероятным мастерством, воинской выучкой и профессионализмом.

Конец войны, начало мира

Амет-Хан Султан прошел всю войну. Свой последний боевой вылет он совершил 29 апреля 1945 года над Берлином. В том бою он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего за всю войну он провел 603 боевых вылета, участвовал в 150 боестолкновениях в воздухе, лично сбил 30 истребителей противника.

После войны Амет-Хан Султан, как и все летчики-асы, был направлен на учебу. Но уже вскоре он понял, что быть слушателем военно-воздушной академии в Монино - не для него. Он бросает учебу и увольняется в запас. Как и многих фронтовиков, гражданская жизнь застала его врасплох, и столкнувшись с её трудностями, он впал в депрессию. Его не привлекала гражданская авиация, а военные учреждения его не брали, даже несмотря на многочисленные награды. Причина проста - по матери Амет-Хан был крымским татарином, а его брат во время оккупации полуострова служил полицаем, сотрудничая с немцами.

Ситуацию спасла случайность. Однажды на улице его встретил Владимир Лавриненков - фронтовой товарищ и тот самый ведомый, который отогнал от него фашистские "Мессеры" под Сталинградом. Владимир продолжал поддерживать связь с генералом Хрюкиным - отцом “полка асов”, который, в свою очередь, очень ценил Амет-Хана. По протекции генерала Султану как бывшему фронтовику удалось стать летчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Он приложил руку к разработке практически всех воздушных судов, а многие технические решения, которые он проверял, используются и по сей день.

Гибель

Дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии и Заслуженный летчик-испытатель погиб 1 февраля 1971 года.

Самолет-лаборатория по испытанию нового типа двигателя, за штурвалом которого находился Амет-Хан Султан, разбился во время испытательного полета. Погибли все, кто был в самолете.

Похоронен Амет-Хан Султан в Жуковском.

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…
Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…
Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о Герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.
Сын крымской татарки и лакца из Дагестана - национальный герой и на Кавказе, и в Крыму. Местные улицы носят его имя, в музеях хранятся личные вещи.

Начало пути будущего героя

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического - 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.

Этот подвиг прославил воина. Спустя несколько дней его пригласили в Ярославль, где на Советской площади (на которую для всеобщего обозрения были выставлены остатки «Юнкерса») Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами и присвоил звание «Почетный гражданин города Ярославля». За этот подвиг Амет-Хан 24 августа 1943 года будет награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-Хан был сбит, но снова спасся на парашюте.

С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.

Воздушный спецназ

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе». Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской Bell P-39 Airacobra. Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего - Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 - на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 - в группе.

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность - крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Но вернёмся к самому Амет-Хану...

Испытатель

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", - простодушно писал он в рапорте по команде.

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года - 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.

Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился - на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.

Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.

В июне 1949 года он на двухмоторном Ту-2 выполнил первую в стране дозаправку топливом в воздухе методом "с крыла на крыло". Сколько сил и нервов отдали они вместе с А.П. Якимовым для отработки и доводки системы, разработанной В.С. Васяниным и И.И. Шелестом, теперь мало кто знает. Остались только скупые, лаконичные записи в летной книжке, глухо свидетельствующие о драматизме тех дней.

К концу того же года Верникову и Амет-Хану доверяют самое сложное - испытание опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2"). А в 1951 году прихотливая судьба летчика-испытателя усаживает его в самолет-снаряд "КС", точнее его аналог. Самолет-снаряд после отцепки с носителя Ту-4 должен был лететь на крупную надводную цель-корабль.

В январе Султан Амет-Хан выполнил первый полет на аналоге, стартовав с земли, а спустя четыре месяце - отделившись от четырехмоторного носителя. В одном из полетов двигатель не запустился сразу после отделения, и только у самой земли испытателю удалось это сделать. Ценой невероятного нервного напряжения и благодаря знаменитой выдержке пилота, испытания успешно завершились. За проявленные мужество и героизм Амет-Хан Султан в третий раз представляется к званию Героя Советского Союза. Однако утверждения в этот раз не произошло.

Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады летчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими летчикам. А чтобы все выглядело «красиво», дали распоряжение летчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: «Вот только жена категорически против». И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для испытателей оставили прежними.

В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолета парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь "неприятности" с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошел на рискованную посадку и так мягко "притер" свою крылатую "зажигалку" к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний.

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание - высочайшая награда.

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать - татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.
- Чей же ты? - спросил я его однажды.
- Я герой не татарский и не лакский, - ответил Амет-Хан, - я - Герой Советского Союза.
- А чей сын?
- Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Смерть настигнет замечательного летчика и человека спустя 10 лет. Произошло это 1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном, серийном бомбардировщике Ту-16, переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей. В этот день Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания ТРД. Испытуемый мотор помещался внутри фюзеляжа ТУ-16 и для запуска опускался вниз. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Экипаж погиб. Что произошло в тот трагический момент, до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, взорвался опытный двигатель.

К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.

В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже - в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.


Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.


Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.


После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Военная служба

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.


В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма.18 апреля1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя- орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой.


На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.

Личная жизнь

К сожалению, в сети крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей – Станислава и Арслана.

Смерть

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.

Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.


К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами , Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (награжден дважды)
  • Орден Ленина (награжден трижды)
  • Орден Красного Знамени (награжден четыре раза)
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почета»

Маленьким, в Крыму, он пытался поймать орлов на каменистых горах. Войну Амет-Хан встретил ранним утром 22 июня под Кишиневом. Взлетел на разведзадание, и обнаружил, как по мосту через...

Маленьким, в Крыму, он пытался поймать орлов на каменистых горах. Войну Амет-Хан встретил ранним утром 22 июня под Кишиневом. Взлетел на разведзадание, и обнаружил, как по мосту через Прут идут чужие танки. Через трое суток, полк, где служил Султан, уничтожили вражеские бомбардировщики.

Обозленный до нельзя гибелью многих товарищей, Амет-Хан так быстро освоился в горящем небе, что уже в октябре получил первую боевую награду – орден Красного Знамени. Вручая награду, о нем сказали, что летчик в бою настойчиво, упорно и неутомимо преследует противника до полного уничтожения.

Он мгновенно принимал решения, считался мастером боевой разведки. Одним из первых провел бой в глубоких сумерках, практически, ночью. Освоив английский «Харрикейн», в мае 42 он на огромной высоте свыше семи тысяч метров, атаковал Ju-88.

Но фашист попался опытный. На огромной скорости он уходил от атаки. Зайдя с задней полусферы, пилоту удалось расстрелять пулеметную точку врага. Но кончились патроны. Мгновенно он принял решение таранить врага. Немец сразу понял намерение советского летчика. Краснозвездный самолет неудержимо мчался вперед.

Амет-Хан не упустил врага. Ему было стыдно вернуться домой без победы. И не упрекнет никто, а вот стыдно и все. Правым крылом на огромной скорости рассек плоскость гитлеровца. Юнкерс ушел в пике с дымным хвостом, а советский ас выбросился на парашюте из горящего самолета.


Плененные немецкие летчики сокрушенного сетовали, что «не по правилам» их сбил советский ас. Он сказал: «Наше небо – наши правила». Решив прогуляться по Ярославлю, он увидел свой сбитый Юнкерс. Его привезли сами горожане на главную улицу города, чтобы наглядно показать мертвый самолет.

Люди с удовольствием рассматривали самолет, обсуждали статью в газете о бесстрашном летчике. Амет-Хан, смутившись, покинул площадь неузнанным. Ему было неловко. Он ведь ничего такого не сделал. Просто воевал. Комитет обороны Ярославля наградил его именными часами. Он носил их всю жизнь.


Победы летчика все прибывали. В августе, пересев на новый Як-7А, и одержав несколько боевых побед, он стал легендой в войсках, как летчик, не знакомый со страхом. Получалось, что он за секунды успевал перестроиться, увидев врага и атаковать его. А как он замечал немецкие самолеты быстрее всех, не знал он и сам.

Очень веселый, он оставил нам несколько солдатских каламбуров. Получая другой боевой самолет, приговаривал – меняем ишака на скакуна. Имя из восточной сказки легко запоминали в войсках. Искрометный юмор создал ему славу весельчака. Боевые друзья говаривали о нем: «Авиация без Султана, что свадьба без вина и музыки».

По-восточному ласковый, мягкий и вкрадчивый на земле, он сражался в воздухе с гитлеровцами жестоко и безжалостно. Небо принадлежало Амет-Хану. Немцам не стоит забывать об этом. Невысокий, с кудрявыми смоляными волосами, очень темными глазами, он всегда смотрел в глаза собеседнику.


Получая первую Звезду Героя, в августе 43-го, он узнал, что совершил более трехсот пятидесяти боевых вылетов, провёл 79 боёв, и сбил 11 фашистских самолётов лично. В составе боевой группы – 19 машин. Сам летчик не вел счет сбитым самолетам. Всегда смеялся, что найдутся счетоводы получше его.

Любил шахматы, но легко соглашался на игру в карты и шашки. Отличался особым шиком на земле — носил галифе и хромовые мягкие сапожки, начищенные до блеска. Довоенный коверкот на гимнастерке, и не снимаемый летный реглан. Перед вылетом был он нервным, но взлетев, становился хладнокровным и методичным бойцом.


Султан не признавал сомнений в бою. Личные качества послужили поводом к переводу в элитный полк авиационных асов – 9 Гвардейский истребительный батальон. Пропуск стоил пяти сбитых самолетов противника. Его рекорд был значительно больше.

Характеристика довольно своеобразная дана боевому летчику: «С первого дня в войсках. Все бои выиграны, уходит из боя последним. Но объяснить свои действия не может. Помнит только, что бьет врага». Он любил смеяться над чужими анекдотами, был мастером боя, и увлекал товарищей личным примером.

Командир элитного авиаполка Лев Шестаков, блистательный летчик, однажды в паре с Султаном оказался в бою. Вернувшись, летчик, лежа на земле, сказал: «Шестаков не ЛЕВ, он дьявол». Возвращаясь из полетов, Амет-Хан стрелял в воздух и выкрикивал: «За живущих».

Войска шли с боями на Запад. Туда же летели советские самолеты. Полк получил разрешение делать рисунки на фюзеляже. «Небо принадлежит орлам» — сказал Амет-Хан. На машинах его эскадрильи распластались орлы.


«Что мне фоны и бароны? Я сам Хан и Султан». Он считал, что высота друг пилота и ближайший помощник. В ночных боях Амет-Хан с товарищами сбивали до десятка машин. На запрос командования о новом ведении боя, Амет-Хан сообщил: «Нового нет ничего. Где видим противника, там его и бьем».

Совершенно уникальный случай. Летчики, отдыхающие от полетов, вольготно лежали на траве. Вдруг странная кавалькада показалась на горизонте. Летел одномоторный немецкий Fi-156 «Шторх». Он шел у самой земли, а над ним висели два истребителя с орлами на фюзеляже.

Немец не пытался даже удрать. С ходу сел на поле. Открылась кабина и выпрыгнул …Амет-Хан. Искрометно улыбаясь, сказал – Вдруг пригодится. Летчика я тоже привез.

Он вылетел на дуэль с немецким пилотом, получив вызов. Два самолета, два высококлассных пилота сражались за небо. Не делая ни одного выстрела, два самолета кувыркались в воздухе. И все таки, Амет-Хан сбил немца одним выстрелом через 15 минут. Как оказалось, до это момента немец уничтожил 50 советских самолета.

Вторая Золотая Звезда ему вручена 29 июня 1945 года. Личные трофеи Султана составляли тридцать самолетов немецкой авиации. Он вышел из страшной войны победителем. Дважды Герой Советского Союза поступил и с успехом окончил Академию ВВС.

Две Звезды Героя, невероятное число орденов (12) и медалей сияло на груди прославленного летчика. Амет-Хан стал летчиком-испытателем. Работа вполне соответствовала его боевому, смелому характеру. Он погиб в 1971 году. Он любил небо, друзей, самолеты, страну. Он любил жизнь.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в с. Алупка, погиб 1 февраля 1971 года в Московской области во время испытательного полета самолета Ту-16. Национальный герой крымскотатарского народа Украины, советский летчик-ас, сбивший лично 30 самолетов противника и еще 19 в группе. Заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.

4 подвига Амет-Хана Султана.

1. Амет-Хан Султан - один из прославленных летчиков-ассов 2-й Мировой войны , совершивший 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Кроме того

70 боевых вылетов совершил в начале войны, как летчик-штурмовик, летая на устаревших истребителях И-153;

В мае 1942 г., израсходовав боекомплект, совершил таран немецкого бомбардировщика в небе над Ярославлем, в результате которого чуть не погиб: Харрикейн Ахмет-Хана застрял в хвосте падающего от тарана «Юнкерс-88», лишь в последний момент летчик успел выпрыгнуть с парашютом (за подвиг награжден орденом Ленина);

Прошел путь от рядового летчика-младшего лейтенанта до гвардии майора - заместителя командира истребительного полка все 4 года войны с первого до последнего дня на передовой, которому за личное мужество командующий 8-й воздушной армии генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла, что разрешалось лишь лучшим летчикам-асам.

Как итог в 25 лет: 2 звезды Героя, 3 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, по одному ордену Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды на 29 июня 1945 г.

2. Амет-Хан Султан спас свою семью от департации 18-20 мая 1944 года. В годы сталинского беззакония это был подвиг, в результате которого НКВД могло расстрелять и самого Амет-Хана Султана. События того времени показаны в художественном фильме Хайтарма, вышедшего на экраны в 2013 г.

В реальности сюжет фильма чуть расходится с историей: в мае 1944 года во время поездки к родителям в Алупку он попадает на спецоперацию НКВД по принудительной депортации крымских татар. НКВД хотело депортировать мать летчика. В дело вмешался генерал Хрюкин, который сумел договориться с НКВД о не выселении матери Султана в Узбекистан, учитывая его боевые заслуги. Когда это удалось сделать, генерал отправил родителей аса в Краснодарский край к своим родителям, где они прожили до окончания войны, после чего вернулись в Алупку.

3. После войны Амет-Хан Султан стал заслуженным летчиком-испытателем СССР. Ему не удалась учеба в Военно-воздушной академии в Монино (ныне им. Ю. Гагарина) из-за нехватки образования, составившего перед войной 7 классов и железнодорожное училище. Амет-Хан Султан был уволен в запас в 1946 г., но благодаря поддержке боевых друзей был принят летчиком-испытателем в Летно-исследовательского института в Жуковском, где испытывал всевозможные новинки новейшей авиационной техники:

Бомбардировщик Ту-2;

Самолет-снаряд КС типа "воздух-корабль" в пилотируемом режиме, которую летчик отцеплял от бомбардировщика Ту-4КС и вел на цель;

Систему катапультирования на истребителе-бомбардировщике Су-7 и истребителе - перехватчике Су-9;

Амет-Хан Султан погиб в небе 1 февраля 1971 года при испытании нового реактивного двигателя на бомбардировщике Ту-16.

За время работы летчиком-испытателем Амет-Хан освоил около 100 типов самолетов, налетав 4237 часов.

4. После войны Амет-Хан Султан боролся многократно добивался реабилитации своего крымскотатарского народа.

Амет-Хан неоднократно обращался к руководству СССР с просьбой вернуть крымских татар на их родину. После 20-го съезда КПСС, он вместе со своими товарищами и работниками Крымской АССР подписал письмо к ЦК КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар. В ответ его не пустили в командировку во Францию, куда он был приглашен на празднование полка "Нормандия-Неман", бок о бок с которым воевал в годы 2-й Мировой войны. Формально запрет на его выезд был выдан в связи с участием Султана в испытаниях секретного истребителя Су-9. Тем не менее все прекрасно понимали, что отказ произошел в результате нарушения табу на крымскотатарские народы.

Биография Амет-Хана Султана.

1937 год - поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе;

1938 год - обучение в аэроклубе;

1939 - поступил в Первую Качинскую военную авиационную школу летчиков имени Мясникова;

1940 год - окончил ускоренный курс обучения со званием младший лейтенант;

3 марта - 1942 года - первая воздушная победа, для которой ему пришлось тараном сбить «Юнкерс-88» противника;

Июль 1942 года - включен в состав 8-ой воздушной армии, переброшен в Елец;

Лето 1944 года - Амет-Хан женился на Фаине Максимовне Данильченко;

29 апреля 1945 года - провел последний победный бой над аэродромом Темпельгоф, сбив «Фокке-Вульф-190»;

3 августа 1945 года - слушатель Военной академии командно-штурманского состава в Монино. Однако в связи с отсутствием базового образования, учеба летчику-асу давалась нелегко;

Апрель 1946 года - освобожден в запас в связи с его собственным рапортом с просьбой об отчислении;

Май 1949 года - уехал в Москву, где подает заявление на работу летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт. Тем не менее ответа он так и не получил, поскольку крымские татары были вычеркнуты из истории государства. А Амет-Хан никогда не скрывал своего происхождения. Работу испытателя он все-таки получил, благодаря помощи своих сослуживцев;

1949 год - летчик-испытатель 3-го класса;

1950 год - летчик-испытатель 2-го класса;

1952 год - летчик-испытатель 1-го класса;

1947-1949 годы - совершает испытательные полеты с целью изучения аэродинамических характеристик на скоростях, приближенных к скорости звука на летающих лабораториях ЛЛ-1 и ЛЛ-2;

1949 год - провел испытание автоматической дозаправки самолета в воздухе по методу "из крыла в крыло";

1951-1953 годы - испытывал пилотный прототип "К", который являлся первой авиационной прикорабельной крылатой ракетой;

1953 год - принимал участие в исследованиях устойчивости управления самолетом на сверхзвуковых скоростях;

1958-1959 годы - проводил испытание пилотированного прототипа СМ-20;

7 апреля 1959 года исполнил первый испытательный полет на самолете НМ-1, предназначенный для полетов на высоте более 30 тысяч метров;

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб. Трагедия произошла при исполнении полета летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, при испытании нового реактивного двигателя. Самолет вошел в зону испытаний, после чего бортинженер начал опускать двигатель. Радист сообщил на Землю о начале исполнения задания. Это было последнее сообщение от лаборатории. Весь ее экипаж погиб.

Похоронен Амет-Хан Султан на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Амет-Хана Султана.

Множество медалей.

Амет-Хан Султан и социальные сети.

Страница памяти Амет-Хана в социальной сети "Одноклассники".