Отношение человека к человеку: сочинение о важном. Сочинение на тему «Сострадание, любовь к ближнему А.И. Солженицын «Матрёнин двор Размышление о важности к ближнему

Сочинение на тему «Сострадание, любовь к ближнему А.И. Солженицын «Матрёнин двор»» 4.67 /5 (93.33%) 3 votes

Тема: Сострадание, любовь к ближнему
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Сердце, в котором жила любовь

О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей
к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не
повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке,
чтобы боль и потребности другого он чувствовал как свои, а еще лучше, чтобы не
причинял боль другому.

Федор Михайлович давно вывел формулу бесполезности пустых слов о
всеобщей любви и равенстве, он утверждает, что любить все человечество – это значит
ненавидеть ближнего. И это так. Нет смысла, и лукавство одно в лелейных речах о
жалости, любви и уважению, если тот, кто говорит, не замечает людей, которые его
окружают, и делит всех на друзей и врагов.

А вот что бы было в мире, если бы все относились к жизни как Матрена Васильевна
из рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»? Не умеет она говорить
красиво, неученая совсем, доля выпала ей горькая, а сердце имела огромное, в котором
жила только любовь. Такое ощущение, что автор не рассказ писал, а житие святой
праведницы на бумагу перекладывал, недаром и название у произведения должно было
быть другим: «Не стоит село без праведника». Наверное, пока есть хоть один вот такой
бескорыстный праведник на земле, будет жить и Россия. Праведность Матрены не в
проповедях, а в жизни, отданной людям.

Матрена совсем одинока: в доме у нее живут тараканы, мыши да больная кошка, которую
хозяйка приютила из жалости, а на дворе старая коза. А еще отличалась героиня рассказа
небывалой любовью к труду: вставала всегда затемно, топила печь, готовила еду,
обихаживала козу, а потом всегда находилась для нее бесплатная работа у соседей. Всю
жизнь проработала она в колхозе за «палочки», но, даже когда состарилась, в страду
всегда звали ее на помощь, но опять же денег не платили.

Не могла Матрена никому отказать, но не из-за слабости характера, а по зову души: если в
ней нуждаются, то как не помочь? В труде получала она радость и новые силы для жизни.

А жизнь била ее нещадно. Началось все с того, что жених Матрены сгинул на
первой мировой войне, и она решилась выйти за его брата, трех месяцев не прожили
молодожены, как вернулся в деревню Фаддей. Вот и считала Матрена себя виновницей
всех остальных бед: все шестеро детей умерли еще в младенчестве, муж не вернулся с
войны (никакой весточки не было), а потом много лет жила без пенсии.

Но не завидовала Матрена Васильевна никому, не озлобилась и не закрылась в себе, так
и жила с открытой душой. Даже и счастье ей выпало: выпросила она на воспитание дочку
Фаддея, племянницу Киру, вырастила ее и в жизнь отправила.

Для Солженицына Матрена – идеал русской женщины, так как именно она является
носительницей русской духовности. Ее святость не понимают люди, она им кажется
плохой хозяйкой, потому что не копит имущества, потому что денег за работу не берет,
потому что хитрить не умеет да приспосабливаться, потому что жалеет всех и прощает
всем.

И смерть свою Матрена принимает, помогая другим. Отдала она Фаддею горницу свою:
и разбирать помогала, и перевозить со всеми увязалась, а на переезде сани застряли перед
приближающимся поездом. Погибла Матрена вместе с племянником и своей горницей.
За зря – сказали люди. И не поняли они, что Матрену забрал Господь, освободив от
дальнейших страданий и мучений, а им всем урок оставил: не в накоплениях жизнь
человеческая и не в суете за нарядами, потому как никто не знает, когда и в какой момент
вот налетит огромный локомотив, подомнет под себя, размечет по сторонам все добро, а
потом придется держать ответ за все.

Матрена-то ответит, а вот чем Фаддей, погубивший сына и Мартену ради бревен,
оправдываться будет?

Особенности экзаменационных материалов для участников государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (ОВЗ) РУССКИЙ ЯЗЫК Зинина Елена Андреевна, ученый секретарь ФГБНУ «ФИПИ» Вебинар 25 апреля 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)


Категории обучающихся с ОВЗ, в первую очередь нуждающиеся в создании особых условий при проведении ГИА 1. Глухие обучающиеся 2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся 3. Слепые обучающиеся 4. Слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся 5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи. 6. Обучающиеся с нарушениями опорно- двигательного аппарата 7. Обучающиеся с задержкой психического развития 8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра


Нормативные документы Приказ Минобрнауки России 1394 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» Новые изменения на Приказ Минобрнауки России от, регистрация в Минюсте России от). Разъяснения даны в письме Рособрнадзора от Приказ Минобрнауки России 1400 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (с изменениями)


Методические материалы, определяющие особенности ЭМ ГВЭ Методические рекомендации (приложения к письму Рособрнадзора от /10-01) МР по проведению ГВЭ-11 (письменная форма) МР по проведению ГВЭ-11 (устная форма) МР по проведению ГВЭ-9 (письменная форма) МР по проведению ГВЭ-9 (устная форма) комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов описываются экзаменационные модели и типы заданий формулируются требования по организации и проведению экзамена даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена приводятся образцы заданий


Маркировка экзаменационных материалов (ЭМ) ГВЭ по русскому языку (письменная форма) Номер ЭМ маркирован буквами «К» - ЭМ для глухих участников, для участников с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи (в текстах слуховые образы сведены к минимуму) экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения (по выбору выпускника); требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены; тексты сюжетны и адаптированы с учетом категории экзаменуемых; формулировки заданий упрощены; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ). «С» - ЭМ для слепых участников (визуальные образы сведены к минимуму) «Д» - ЭМ в форме диктанта (пишут только участники с расстройствами аутистического спектра (те, кто не могут писать сочинения и изложения) «А» - ЭМ предназначен для всех остальных категорий участников ГВЭ (с ОВЗ и без ОВЗ)


ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма) в 2016 году Альтернатива форм (выбор обучающимся в день экзамена): сочинение (выбор из 4 тем: 3 свободных, 1 литературная) или изложение с творческим заданием Для участников с расстройствами аутистического спектра - диктант Использование орфографических и толковых словарей. Минимально необходимый объем сочинения «А»: от 250 слов (менее 200 слов – 0 баллов); «К» от 100 слов (менее 70 – 0 баллов) изложение с творческим заданием: сжатое изложение «А» - от 70 слов (менее 50 слов – 0 баллов); «К» от 40 слов (менее 30 – 0 баллов) творческое задание «А» - от 200 слов (менее 150 слов – 0 баллов.); «К» от 70 слов (менее 50 – 0 баллов.) Оценка: используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. Третья проверка назначается, если два эксперта разошлись на 8 или более баллов (при несущественном расхождении окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов) Рекомендуется шкала перевода в пятибалльную отметку «2» 0 – 4 «3» 5–10 «4» 11–14 «5» 15–17


Отличия ГВЭ-11 от ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма: ИЗЛОЖЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ) Другая формулировка творческого задания к изложению ГВЭ-9 проблема сформулирована ГВЭ-11 проблему должен сформулировать сам участник (задание нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции). Требования к объему повышены в комплекте «К» ГВЭ-9 сжатое изложение «К» от 40 слов (менее 30 – 0 баллов) творческое задание «К» от 70 слов (менее 50 –0 баллов) ГВЭ-11 сжатое изложение «К» от 50 слов (менее 40 – 0 баллов) творческое задание «К» от 100 слов (менее 70 –0 баллов)


Отличия ГВЭ-11 от ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма: СОЧИНЕНИЕ) Требования к объему повышены ГВЭ-9 сочинения «А»: от 250 слов (менее 200 слов – 0 баллов); «К» от 100 слов (менее 70 – 0 баллов) ГВЭ-11 сочинения «А»: от 300 слов (менее 250 слов – 0 баллов); «К» от 150 слов (менее 100 – 0 баллов) Другая комплектация тем сочинений. ГВЭ – свободные (философская или этико-нравственная проблематика). 4 - литературные (произведения, изученные в рамках курса «Литература»). ГВЭ-11 Включены не 4, а 5 тем: литературные (произведения, изученные в рамках курса «Литература»). 3-5 – свободные (философская или этико-нравственная проблематика).


Требования к формулировкам тем сочинений и комплектации Темы сочинений должны быть стимулом для написания сочинения-рассуждения нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке) соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.) быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-9 «А» Комплект тем сочинений А9-1 1.«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский) 2.«Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль) 3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека? 4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-9 «К» Комплект тем сочинений К9-1 1.«Природа… будит в нас потребность любви». (И.С. Тургенев) 2. Размышление о важности взаимопонимания между людьми. 3. В чём разрушительность эгоизма для личности? 4. Какие человеческие пороки высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на художественное произведение и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-11 «А» Комплект тем сочинений А Как образы помещиков соотносятся с названием поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? 2. Драма любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 3. «Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям» (Ф.Н. Глинка) 4. Размышление о важности внимания к ближнему. 5. Как следует относиться к собственному таланту? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора первой или второй темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. В случае выбора третьей, или четвёртой, или пятой темы сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Образец комплекта тем сочинений ГВЭ-11 «К» Комплект тем сочинений К Какие стихотворения Ф.И. Тютчева Вам интересны и почему? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 2. Какими чертами характера обладает главный герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»? 3. Какую роль в духовном воспитании человека играет книга? 4. Какие жизненные цели Вам представляются наиболее важными? 5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «подвиг»? Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 150 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. В случае выбора первой или второй темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. В случае выбора третьей, или четвёртой, или пятой темы сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). Продумайте композицию сочинения.


Общие требования к текстам для диктантов и изложений Текст для изложения (диктанта) выбирается из произведений отечественных авторов и представляет собой адаптированный под задачу фрагмент литературного произведения с социальной, нравственной проблематикой) Текст должен обладать смысловой завершенностью быть понятным и соответствовать возрастным особенностям выпускников не включать развернутые диалоги (допускается несколько предложений с прямой речью) обладать позитивным воспитательным потенциалом; быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности (не должен быть излишне трагичным, содержать жестокие, натуралистические подробности) не дискриминировать обучающихся с ОВЗ иметь примерный объем 280–400 слов (для диктанта не более 350 слов) иметь проставленные Ё и не содержать опечаток


Требования к текстам для изложений и творческому заданию Текст для изложения должен быть стимулом для написания сочинения-рассуждения позволять сделать сжатый пересказ быть повествовательным, сюжетным (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать) быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением) соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть ни слишком сложным, ни слишком примитивным, тексты не должны строиться на сказочных или фантастических сюжетах) Текст для изложений с пометой «К» должен обладать ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержать сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. не включать сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики Творческое задание должно быть связано с одной из проблем текста корректно сформулировано посильно для участников ГВЭ


Критерии оценивания Используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему сочинение на свободную тему изложение с творческим заданием диктант Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6.1, для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – таблица 6.2).


Разные письменные формы ГВЭ-11 по русскому языку и аспекты оценивания экзаменационной работы. Форма Аспекты оценивания БаллыМакс. балл Сочинение Содержание Грамотность Изложение с творческим заданием Изложение Творческое задание Смысловая цельность изложения и выполнения творческого задания Грамотность Диктант Грамотность Точность записи текста


ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку (устная форма) в 2016 году Сдают обучающиеся с ОВЗ (любые категории) 15 билетов: каждый билет включает текст и три задания, которые проверяют умения: понимать смысл прочитанного текста проводить анализ текста (определять тему, основную мысль) проводить разные виды языкового анализа создавать высказывание на лингвистическую тему, используя в качестве иллюстрации примеры из текста Ответ экзаменуемого оценивается по специальным критериям. критерии оценки выполнения задания 1 – 2 балла критерии оценки выполнения задания 2 и 3 – по 6 баллов критерии оценки речевого оформления ответа – 3 балла Рекомендуется шкала перевода в пятибалльную отметку «2» 0 – 4 «3» 5–9 «4» 10–14 «5» 15–17


Тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Разработаны группы сборников (опубликованы на сайте и доступны по ссылке 28 сборников тренировочных материалов для подготовки к ГИА-9 и ГИА-11 по 14 учебным предметам обучающихся с ОВЗ; 28 сборников тренировочных материалов для подготовки к ГИА-9 и ГИА-11 слепых и поздноослепших обучающихся по 14 учебным предметам. Сборники включают в себя набор заданий, аналогичных экзаменационным, критерии оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом, шкалы перевода суммы первичных баллов за работу в пятибалльную систему оценивания. По ряду предметов тренировочные сборники для слепых участников ГИА представлены в формате, совместимом с программами экранного доступа для слепых пользователей. Тренировочные сборники не дают полного представления об экзаменационной модели, поскольку отдельные задания сгруппированы по типам.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тел/факс +7 (495)

Одной из самых распространенных и обсуждаемых тем является отношение человека к человеку. Сочинение об этом пишут даже школьники. Хотя эту тему включают в программу старших классов. И это правильно, поскольку говорить об отношениях до подросткового возраста (то есть до того времени, пока у детей не сформируется хоть какое-то сознание) - практически бессмысленно.

Главное - понять суть

Итак, что же это такое - отношение человека к человеку? Сочинение на эту тему написать не очень просто, если хочется изложить свои мысли так, чтобы они были поняты и, что самое главное, прочувствованы другими.

Издавна суть человеческих отношенияй интересовала мыслителей. Они старались найти как можно больше способов, чтобы достичь баланса и гармонии друг с другом. Но эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Какие бы советы не давал Фрейд, Достоевский, Сократ или Соломон - отношения всегда будут даваться с трудом. Иногда, в особенности в начале, так не кажется, однако практика показывает обратное - трудности есть у всех.

Что ж, для написания действительно интересного эссе со смыслом, стоит задуматься над самой сутью темы. Выявить для себя её проблему, проанализировать жизненные случаи и ситуации, попробовать изложить их на бумаге в черновом варианте, а затем сделать из этого определенные выводы, желательно даже с советом.

Оформление

Соблюдать традиционную структуру сочинения нужно, однако будет оригинально, если основную часть составить из нескольких мини-эссе. Чтобы было понятнее, можно привести пример. Итак, введение написано, теперь нужно приступить к главному.

Чуть выше говорилось, что для лучшего изложения своих мыслей стоит описать конкретные жизненные ситуации. Можно вкратце рассказать о чём-нибудь, например, о том, что порой даже самые крепкие отношения, проверенные не одним десятком лет, рушатся из-за того, что один из пары перестал слушать другого. Сказать, как важно прислушиваться к мнению близкого человека, идти на компромиссы, иначе из-за собственного эгоизма можно всё разрушить.

Вот и пример. К написанию эссе на такую животрепещущую тему нужно подойти не с точки зрения отработки слога или грамотности. Здесь нужен психологический подход. Необходимо думать, вспоминать, анализировать и ставить себя в те или иные ситуации, рассматривая их под разными углами. Тогда сочинение "Отношение к людям" станет не только интересным, но и, возможно, поучительным.

Тонкости психологии

Подавляющее большинство, услышав слово "отношения", сразу думают о парах "мужчина+женщина". Это логично, поскольку эта тема волнует практически всех. Но стоит заметить, что данным словом обозначаются ещё и многие другие межличностные контакты.

В психологии существует масса терминов. Виды отношений к человеку многочисленны - тождественные, дуальные, тонизирующие, расслабляющие, побуждающие, параллельные, противоположные, зеркальные - и это только малый список терминов, под которыми скрывается подробная и разноплановая характеристика. Но для сочинения это всё не нужно. Даже если школьник знает терминологию и сможет объяснить суть каждого понятия - то эссе получится чересчур объемным. И не каждый сможет его понять. Так что для сочинения вполне подойдёт тема любви, приятельства, семьи, товарищества, дружбы, работы. Всё это соответствует такой теме, как "отношение человека к человеку". Сочинение, конечно, пишут чаще всего о своих друзьях или родителях, реже - о возлюбленных, в силу возраста. Однако можно написать и рассуждение о том, в чем ещё нет личного опыта, но зато имеются кое-какие мысли по этому поводу.

Изложение мысли и его специфика

"Отношение человека к человеку" - сочинение, которое должно заставить задуматься. Очень уж тема подходит для размышлений. Не стоит впадать в отчаяние, если на первый взгляд покажется, что никаких мыслей нет. Они есть, так как материала для написания много, даже чересчур. Он вокруг нас.

Мы ежедневно наблюдаем со стороны отношение людей друг к другу, сами принимает непосредственное участие в межличностном контакте. Для того чтобы написать об этом, необходимо только приложить некоторые усилия и вспомнить то, что впечатлило. Это может быть хорошая ситуация, в которой проявилась доброта и человеколюбие, или то, что задело душу в плохом смысле слова - это тоже нужно освещать.

К слову, эссе на подобные морально-этические темы запоминаются лучше, если в них было прокомментировано что-то аморальное, нечеловеческое. Такие тексты заставляют задуматься, а иногда и пересмотреть своё отношение к чему-либо. А ведь это - главная награда для автора.