Литературный праздник "В гостях у С.Маршака". Сценарий утренника по творчеству С.Я. Маршака материал (старшая группа) на тему Сценарий спектакля по произведениям маршака

Сценарий праздника

С.Я. Маршак – детям

Ход праздника

Ведущий : Встреча с произведениями Маршака- это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребенка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает « Детки в клетке»,замечательную книжку с картинками зверят-малышей из зоопарка.

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: -Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Белые медведи

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Совята

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Эскимосская собака

На прутике – записка:

« Не подходите близко!»

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец Самуила Яковлевича Маршака работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. После переезда с родителями в Петербург, С.Я.Маршак поступил учиться в гимназию, рано, еще будучи гимназистом, начал писать стихи и сказки. В 1912 году отправился в Англию, где учился на факультете искусств Лондонского университета, основательно изучил английский язык, что помогало ему делать литературные переводы.

После переезда семьи в Краснодар в 1920 году, организовал там театр для детей. Сам писал пьесы для этого театра: «Теремок», «Кошкин дом», «Петрушка». Это были первые произведения Маршака для детей, но с той поры работа с детьми захватывает его все больше и больше. Через два года, вновь вернувшись в Петербург, Маршак всецело посвящает себя творчеству и работе с детьми.Организовывает журнал «Воробей», где помимо его произведений печатаются работы других детских писателей. Создает детское издательство. По состоянию здоровья, Маршака не призывают на фронт в Великую Отечественную войну, он переезжает в Москву, где не перестает заниматься и творчеством для детей, в 1943 году выходит его сказка «Двенадцать месяцев».

До последних дней Самуил Яковлевич Маршак занимался литературной деятельностью, писал детские книги. С. Я. Маршак был умным, добрым и талантливым поэтом. Он писал для детей, которых очень любил. Стихи Маршака легко запоминаются и надолго сохраняются в памяти, т.к. написаны простым и ясным языком.

Сегодня мы совершим путешествие по детским произведениям С.Я.Маршака. И начнем с того, что попробуем разгадать загадки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

(Очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

(Пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью – под кроватью.

(Сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Была зеленой,маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

(Вишня)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Календарь)

Ведущий : С. Я. Маршак делал замечательные литературные переводы на русский язык произведений зарубежных писателей. Еще в одиннадцать лет, будучи гимназистом, он перевел произведения древнеримского поэта Горация. А мы сегодня послушаем старинную английскую песенку в переводе С.Я. Маршака.

Дом, который построил Джек

Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот.

Которая в темном чулане хранится

В доме,
Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак написал много сказок для детей. Одну из этих сказок мы сегодня вам покажем.

Инсценирование сказки

Сказка о глупом мышонке

Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка- мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

И-го-го! – поет лошадка. –

Спи мышонок сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень страшно ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука-

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать…

Ведущий: Сегодня мы познакомились только с несколькими произведениями С.Я. Маршака, надеюсь вы будете читать его произведения самостоятельно. А наш праздник хочется завершить словами этого замечательного писателя, обращенными к своим читателям:

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – викторины по

произведениям С.Я.Маршака

Материал разработала и провела мероприятие

Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.

Г. Москва ЮВАО

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям

поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:

  1. Книга - лучший друг.
  2. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  3. Испокон века книга растит человека.
  4. Кто много читает, тот много и знает.
  5. Ум без книги - что птица без крыльев.
  6. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  7. Больше узнаешь - сильнее станешь.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака

Из книги «Детки в клетке»

В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)

С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.

А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?

С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет….

Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.

В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.

Мы, юноши глухого городка,

Давно запоем Горького читали,

Искали в каждом вышедшем журнале,

И нас пьянила каждая строка.

Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)

1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «

Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

  1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

3.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью- под кроватью. (сапоги)

4.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

5. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.(календарь)

6. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (очки)

2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
  2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
  3. Мой весёлый, звонкий….(мяч)
  4. Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
  5. Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)

3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»

Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)


2.Но тут, встревоженный прутом,

Он вылез из корзины,

Вскочил на стол, махнул хвостом

И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)

3.Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)

4.Принесла овсяной кашки-

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски-

Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)

5.Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)

6.Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)

4КОНКУРС КАПИТАНОВ:

Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.

  1. Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
  2. Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
  3. Засмеялась кошка Мурка:

Ах ты, дымчатая шкурка!

Как тебя не называть,

Мышке кошкой не бывать.

Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»

4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.

Будешь жить да поживать.

Только, чур, не поджигать!

Вот тебе на память кошка.

Посуши её немножко!

5.Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Эти строки из произведения «Пожар?», верно?

Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»

5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»

Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.

ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)

чецападри (падчерица)

6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.

За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (жираф)

2.У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа,

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой! (белые медведи)

3.Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (зебры)

4.Правда,дети, я хорош!

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду. (пингвин)

Подведение итогов, награждение победителей.


Литературная гостиная

"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",

посвященная творчеству С. Я. Маршака

Цели:

    расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;

    прививать интерес к чтению;

    пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность;

    развивать воображение, мышление, культуру общения;

    воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, презентация, плакаты,

выставка детских книг.

Ход праздника.

Жулдуз

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный С.Я.Маршаку.

Выступление ученикок 3 «Д» класса.

Слайд 1

Он со мной идет по свету
От зимы – к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.

Он стихами день встречает,
Головой седой качает,
Если что-то вдруг не так…
Строгий,
Бережный Маршак.

Не чудак ли он? Нисколько!
Размечтается вот только
И – взлетает… просто так!
Кто?!
Учитель мой, Маршак!

Слайд 2

Нуржамал

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно.

Слайд 3

Отец поэта, талантливый самоучка-изобретатель, работал мастером на различных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место.

Мать – Евгения Борисовна была домохозяйкой. Учиться в школе он начал в городе Острогожске, а когда ему было 13 лет, его семья переехала в Петербург, и он стал посещать занятия в гимназии.

Слайд 4

Жулдуз

В детстве маленький Маршак много читал. Так рассказывает он о себе: “Поэзию я полюбил очень рано. Первая детская книжка, которая попала ко мне в руки, была “Степка-растрепка”. Я полюбил смелые и задорные строчки. Когда в первом классе гимназии нам было задано стихотворение Тютчева, меня пленили стихи, и я стал обращать внимание на подпись автора под стихами. Но самое сильное впечатление, такое, которое осталось на всю жизнь, произвели на меня сказки Пушкина”.

А когда же он начал писать стихи? Как вы думаете, ребята?

Слайд 5

Нуржамал

Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Было ему тогда всего лишь четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а с двенадцати лет писал целые поэмы. А в двадцать лет его первые стихи были напечатаны в различных журналах.

Слайд 6

Жулдуз

Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась –

“Детки в клетке” и была выпущена в 1923 году.

Слайд 7

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Демонстрация книг для маленьких детей.

Слайд 8

Нуржамал

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В 1923 году появилась и "Сказка о глупом мышонке" - это было еще одно направление исканий. Трудно определить жанр этого стихотворения. Колыбельная? Пожалуй. Поэт рассказывает, как убаюкивали мышонка, общий строй вещи лирический; четырехстопный хорей, который часто у Маршака задорен и предельно динамичен, здесь течет спокойно и неторопливо. Но что-то есть в вещи несвойственное "убаюкивающим" стихам, какой-то сдвиг тональности. Да и названа она не колыбельной, а сказкой. Сдвиг в том, что, не теряя лиричности, стихотворение в то же время немного иронично, немного шутливо, немного грустно и нравоучительно, как басня.

Слово предоставляется 2 «З» классу.

Инсценировка сказки «Глупый мышонок»


Слайд 9

Жулдуз

Маршак писал стихи для детей и о детях. О мальчиках– лодырях и о говорящем коте, поэт рассказал в стихотворении “Кот и лодыри”.

Слово предоставляется 2 «Д» классу со стихотворением

«Кот и лодыри».

Слайд 10


Нуржамал

В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории.

И еще один пейзажный цикл - "Разноцветная книга".

Он написан в другой тональности. Это подписи к рисункам, но своеобразные: каждая страница, посвященная какому-нибудь цвету, - большое стихотворение, от трех до десяти строф. Поэт дает картины лета, зимы, моря, пустыни, ночного города. Стихи не проигрывают, напечатанные без иллюстраций, потому что это, в сущности, не подписи, а словесные картины.

Слово предоставляется 2 «Ж» классу «Разноцветная книга».

Слайд 11

Жулдуз

Писатель Валентин Берестов вспоминает: “Как-то я смотрел любительские киносъемки. Маршак ждет кого-то на скамейке. Еще несколько кадров, и рядом с ним уже сидят двое ребят, еще кадр – их пятеро, а потом они уже не помещаются на скамейке, чуть ли не висят на плечах у поэта”. Дети очень любили общаться с Самуилом Яковлевичем. Кто его знает, может, вот так сидя на скамейке и загадывал детям он свои загадки. Давайте и мы попробуем отгадать эти загадки.

Викторина по произведениям С. Я. Маршака.

Выходят ученики 2 «Ж» класса.


Слайды 12–19

Вова

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)

Кристина

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу? (Очки.)

Нуржан

Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила.)

Лейла

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом– под столом,
А ночью под кроватью. (Ботинки.)

Абдурахим

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)

Юля Д

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья. не бейте нас. (Часы.)

Влад

В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг.)

Слайд 20

Нуржамал

Знакомство с выставкой книг по произведениям С.Я.Маршака. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Слайд 21–22

Очень много произведений писатель посвятил школьной жизни детей. Это такие произведения, как «Веселый счет» - стихи забавные и серьезные: они учат, воспитывают и развлекают. Эти произведения словно вывод из всей работы Маршака над циклами детских стихов - вывод, который открывает новые пути для работы над познавательными произведениями и показывает, как обширны возможности формы цикла, «Веселая азбука», «Знаки препинания»,

«Про одного ученика и шесть единиц».

Слово предоставляем 3 «Г» классу

со стихотворением «Про одного ученика и шесть единиц».

Выступление 2 «Ж» класса

со стихотворением «Знаки препинания».


Слайд 23

Жулдуз

Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: “Не печалься. Будет и на твоей улице праздник”. Или: “Не бойся! Бывают вещи и пострашнее”. Или: “Не обижайся! Будь умнее своего обидчика”. Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. Маршак писал “А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки...” И Самуил Маршак сочинял такие книжки всю свою жизнь.

Игра. По набору ключевых слов узнать произведение .



1) Поле, домик, вoрота, совместное проживание 4-х героев, с распределением обязанностей. («Теремок»)

2) Саквояж, корзина, картонка, собачонка, чемодан, картина, диван. («Багаж»)

3) Лед, холодильник, узенькая ложечка, клубничное, земляничное, ананасное, апельсинное. («Мороженое»)

4) Лес, королевский дворец, весенние цветы, корзина, елочка, колечко, большой костер. («Двенадцать месяцев»)

5) Складной, из стали, штопор, отвертки, шило, ножнички, пилки, сверло.

(Нож. «Мастерская в кармане»)

6) Вода, мыльная пена, соломинка, надутые, разноцветные, прозрачнее стекла, нарядные, надменные. («Мыльные пузыри»)

Слайд 24

У Маршака есть произведение “ Пожелание друзьям”.

Выступление учеников 3 «Д» класса.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!”

Слайд 25


Нуржамал

До последнего дня своей жизни Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой. Он скончался 4 июня 1964 года и был похоронен на

Ново - Девичьем кладбище в Москве.

Нет с нами сегодня Маршака, но его постоянно ощущаешь рядом. Не только книги - образ поэта остался с нами. Напор его энергии, мощь непрерывного, всепоглощающего труда, беспощадная требовательность к себе и настойчивая, но добрая к соратникам, ученикам - высшее мерило и пример для всех, кто создает нашу культуру.

Классик советской поэзии для детей, ее родоначальник и полвека ее вожатый - не сосчитать, сколько путей он открыл, сколько взрастил талантов. Поэт, деятель, человек неповторим. Но подхватить, продолжить

его подвиг необходимо общими силами всех поколений писателей, строящих нашу литературу для детей.

Ребята, мы надеимся, что после нашего праздника вам захотелось прочитать книги Маршака.

Средняя школа № 37

имени Сырбая Мауленова

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ

среди учащихся начальных классов, посвященная творчеству С.Я. Маршака

Подготовили:

Дюсенова Н.Б.

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание

произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,

мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские

способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.

Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,

элементы декораций к сказкам и стихам.«

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

3 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака, со дня рождения которого в этом году исполняется 128 лет.

Человек Рассеянный . ( выбегае т) Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

( оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?

Дибуны или Ямская?

1 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!

Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.

2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?

Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…

3ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!

Рассеянный . Да!

Девочка . ( выбегает с мячом ). Мой веселый

Звонкий

Мяч.

Ты куда

Помчался

Вскачь?

1 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!

Падчерица . ( идет с корзинкой за колечком )

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру

К новогоднему костру!

Ой! А где же братья-месяцы?
2 ведущий . Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
3 ведущий . Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и Человек Рассеянный.

Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».

Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все врем куда- то не туда попадаю.

Зал. На улице Бассейной.

Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!

1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.

Рассеянный. Мы с радостью останемся!

Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений Самуила Яковлевича.

2 ведущий . Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.

3 ведущий . А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданнуя фантазией таланливого писателя Самуила Яковлевича Маршака. Родился Маршак 22 октября 1887 г. в городе Воронеже. Отец Самуила Яковлевича часто менял место службы.В семье росло шестеро ребятишек. Они часто переезжали с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и тревоге.

1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:

В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

2ведущий . Тесновато нам немножко

Это новое жилье.

Но открытое окошко

Перед столиком --- мое.

3 ведущий . С. Я. Маршак сочинять стихи я начал лет с четырех.

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, отгадайте.

Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.(Мяч )

Рассеянный . Теперь я загадаю.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. ( Дождь )

Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь )

Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

1 ведущий . Маршак много путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Он переводил народные баллады,стихи. Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

( Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе

С. Я.Маршака)

Текст песни:

На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только "Дон" и "Магдалина" - быстроходные суда,

Припев:
Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию - далеким берегам!
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда.

Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.


Припев.

Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей.
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Припев.

2 ведущий . Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
3 ведущий .(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко посмотреть, как поживают герои Маршака?

Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у мышки.

Ты катись, катись, колечко,

По тропинке, не по речке.

Бугорок за бугорком.

Загляни-ка в мышкин дом

2 «Л» (Инсценизация отрывка из пьесы «Про глупого мышонка»)

Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит быть добрым, внимательным к окружающим.

1 ведущий . Прекрасная сказка! А вот свои стихи, Маршак писал просто, понятно и увлекательно. Давайте послушаем прекрасное стихотворение «Багаж» и посмотрим инсценировку.

Падчерица . А мое колечко может.

Ты катись, катись, колечко,

Позови гостей сердечно,

Позови их поскорей,

Чтобы стало веселей!

Что там за шум?

Дама. Где тут багажное отделение?

(Инсценизация стихотворения «Багаж»).

Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идет целая семья из стихотворения «Про одного ученика и шесть двоек».

2 ведущий. Пришел из школыученик.

А почему он запер свой дневник?

Ребята, хотите знать ПОЧЕМУ?

Тогда смотрите и слушайте.

(Инсценизация стихотворения « Про одного ученика и шесть двоек»).

3 ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке «Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны народом.Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные стихи Маршака! Послушаем еще некоторые из них.

Дети, которые читают стихи сами их представдяют.

2 «Л» «Усатый, полосатый»

2 «М» «Разноцветные страницы»

2 «Н» «Почта»

ВИКТОРИНА (Виктория Юрьевна вставит)

1 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.

2 «Л» Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условье.

2 «М» Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

2 «Н» Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошого.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

УЧИТЕЛЬ: На произведения Маршака положены не только песни, но и мультфильмы. Предлагаем посмотреть м/ф « Человек Рассеянный»

Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака в 3-4-х классах. Сценарий

Оборудование . Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагментом урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С. Я. Маршака.

Учитель : Известный поэт Самуил Маршак — автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет работы художника Мая Петровича Митурича.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре! (Ответы ребят)

Учитель: Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках мар- шаковского «Зоопарка» много. Один из них — «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи, к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».

А для кого готовится такая постелька?

— Вот тебе под спинку Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху. (Ответы учеников)

Учитель : Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

— Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй:

Я — зверек,

И ты — зверек...

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек»; «слону» — «одну»; «высок» — «цветок»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак...

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? (Возможные ответы детей) Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

Прочту другое стихотворение Маршака — «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «вакса», «близко». (Предполагаемый ответ: «детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «вакса» — «клякса», «близко» — «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «пакля». И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.

Загадки дедушки Маршака

Учитель : Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадываете.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например: «Я по ягоды иду, друга за руку веду».