Что такое социальный портрет. Социальный портрет современной личности. Вопросы для самопроверки

Мустафаева А.А., Актаулова Б.Ж.

Алматы, Казахстан

Термин «социальный портрет»: понятие, значимость и его особенность в проведении исследования

Несмотря на столь широкое применение «портрета», он в первую очередь ассоциируется с живописью и представляет одного из ее жанров. Цель формирования портрета также определяет и тип портрета, так среди основных разновидностей выделяется и литературный портрет, который дает характеристику своему персонажу «изображая» внешний вид человека, включая черты лица, одежду, фигуру, жесты и мимику. Целью литературного портрета является воссоздание целостного облика героя, включающего не только физические, но и духовные стороны. Наряду с литературным портретом, можно выделить исторический, творческий, историографический портреты. В последнее время отдельного внимания заслуживают и другие разновидности, такие как философский, культурологический и социальный портреты. Нередко наблюдаются и смешанные типы портретов, к примеру, историко-политический, культуролого-философский, социально-демографические портреты.

Понятие «портрет» функционирует во многих сферах, не стала исключением и социология. В социологии портрет применяется для исследования поведения и (или) характера портретируемой группы людей. Особенность социального портрета определяется в первую очередь коллективностью, то есть коллективным характером. Следует подчеркнуть и то, что с практической стороны невозможно создать социальный портрет, способный охватить или охарактеризовать все стороны. Так Р. Арон считает, что социальный портрет, требует глубокого знания оригинала и приходит к выводу, что портрет не может быть абсолютно завершен . Среди основных трудностей, с которыми сталкивается академическая среда при составлении социального портрета некоторые факторы трудно зафиксировать. К примеру, при формировании социального портрета предпринимателя исследователи обнаружили, что как личные качества, так и мотивы каждого предпринимателя отличаются друг от друга. Соответственно, сформировать единый обобщающий социальный портрет нелогично и невозможно. В данном случае вполне возможным и логичным является выявление наиболее общих черт внешности и внутренности, в том числе образа жизни.

При создании портрета той или иной разновидности важнейшим условием, пожалуй, единым, является сходство созданного «изображения» с оригиналом или так называемой моделью, что осуществляется не только абсолютной трансформацией внешности портретируемого объекта, но и передачей духовности, свойственных черт, функционирующих в определенную эпоху и месте, порой отражающие социальную среду портретируемого и даже национальность и вероисповедание.

Наряду со стремлением портрета передать наружный (внешний) образ, немаловажно для него раскрыть и психологические характеристики портретируемой группы, при помощи последнего выявляются типические черты или особенности, присущие рассматриваемой группы людей и которые берутся за основу формирования социального портрета с учетом особенностей ментальности, образовательных, возрастных, гендерных и профессиональных характеристик. Таким образом, созданный социальный портрет способен оценить как социальную принадлежность, так и характер объекта. Однако в данном случае необходимо учитывать и методологию исследования, то есть перечень вопросов анкетирования или опроса при в результате которого создается портрет. Так как при формировании такой анкеты некоторые характеристики в зависимости от цели исследования не определяются.

Описать представителей конкретной группы, ее развитие и отличительные стороны дает возможность наука «социология». Поэтому социология воспринимается в роли художника, способного написать и нарисовать портрет группы людей, общества или целого народа. Однако рассмотрение группы людей по профессии, образованию или религиозной принадлежности отличается от всего общества или народа. Так как в первом случае портрет создается на основе единых характеристик. Общество в настоящее время настолько многообразно, что нелегко подвергается к обобщению для создания портрета.

Рассмотрим ряд определений термина «социальный портрет»:

§ жанр, применяемый в социологическом исследовании, где детально рассматриваются особенности какой-либо социальной группы;

§ жанр, функционирующий в научном исследовании и описывающий основные аспекты жизнедеятельности портретируемой социальной группы.

Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» . Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).

В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.

Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов.

Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Общ. ред и предисл. П.С. Гуревича. М., 1992.

2. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1986

3. Словарь иностранных слов. М., 1996.

4. Советский энциклопедический словарь, 1989

Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы так и всего общества.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.

Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случае речь пойдет о правоохранительной деятельности.

Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, т.к. они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства как: самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержание труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.

Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.

В условиях демократизации всех сфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.

Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психоло-гическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта - все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39.8%; некультурный - 31.8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19.1%; профессионально - подготовленный – 9.1%.

В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?

Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации. Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «план о-во войти» порой не лучшим образом в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями. Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агенств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям как профессиональный долг, честь, неподкупность. Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей. Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемых спецификой службы и произвести их классификацию. Первая группа: «правовое невежество»;

вторая - «правовой нигилизм»; третья - «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний. При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.

Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемые сотрудниками ОВД являются следующие: - совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественнополезной целью - изобличить и наказать преступника, забывая о норме мере, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.

Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:

1. Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности;

2. Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократить область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике - это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.

В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т.е. правду. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а, напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого - силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно не мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность - это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность". Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позиции его социальных качеств.

Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.

Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность и подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.


Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий: "человек" - "индивид" "индивидуальность" - "личность"?

2. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

3. В чем проявляется сущность личности?

4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?

5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?

6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности.

7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?

8. Что представляет собой процесс социализации индивида?

9. Каковы основные этапы социализации?

10. Какие факторы обуславливают процесс социализации?

11. В чем проявляется социальная активность личности?

12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации?

13. Что такое первичная и вторичная социализация?

14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: l968.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.

Асмолов А.Г Психология личности. М.: 1990.

Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений, Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: 1995.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Коган А.Н Человек и его судьба. М.: 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. М.: 1994.

Кон И.С. Социология личности М.: 1967.

Кон И.С. Открытие «Я». М: 1978.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: 1979.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: 1984.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

Кравченко А И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.: 1995.

Кравченко А И Социология. Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: 1997.

Краткий словарь по социологии. М.: 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

Смелзер Н Социология. М.: 1994.

Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

Социология. Учебное пособие. (МГИМО Университет) МИД РФ. М.: 1995.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л.Ядова.Л.: 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1984.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.

1

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся . Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью .

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 - частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки . В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях . Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей . Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) .

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности .

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили - 49 %, женского - 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет - 3 %; 20 лет - 6 %; 21 год - 50 %; 22 года - 22 %; от 23 лет до 29 лет - 11 %; старше 30 лет - 8 %. При этом средний возраст учащихся составил - 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов - 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное - 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) - на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, - либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % - состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» - 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» - 53,8 %, «двое детей» - 38,5 %, «трое детей» - 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее - 10 % матерей, среднее специальное - 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют - 11 %, среднее специальное - 31 %, другое - 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими - 14 %, домохозяйками - 22 %, пенсионерками - 9 %, другое - 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие - 54 %, служащие - 8 %, военно-служащие - 3 %, предприниматели - 13 %, пенсионеры - 9 %, другое - 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % - в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» - 18 % респондентов, «двое детей» - 56 %, «трое детей» - 14 %, «более трех детей» - 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4-5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее - 19 %, среднее специальное - 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими - 9,5 %, студентами - 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % - редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1-2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % - снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым - 61,5 %; стремление к карьере - 34,6 %; желание помочь родителям - 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии - 25 %; заработать на карманные расходы - 25 %; другое - 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают - 34,7 %; зарплата - 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков - 13,5 %; карьерный рост - 7,7 %; успехи в трудовой деятельности - 5,7 %; нерутинность работы - 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий - 51,9 %; тяжелый - 28,9 %; опасный - 9,6 %; другое - 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю - 3,8 %; в ночную - 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % - в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5-6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов - 3,8 %; 8 часов - 17,4 %; 9 часов - 1,9 %; 10 часов - 7,7 %; 11 часов - 1,9 %; 12 часов и больше - 13,6 %; ненормированно - 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % - с 3 курса, 21,2 % - с 4 курса, 13,5 % - с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные - не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % - помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» - 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % - больше 15 тыс. руб., 21,2 % - 20-25 тыс. руб., 15,4 % - 30-35 тыс. руб., 11,6 % - 40-45 тыс. руб., 7,7 % - 50 тыс. руб., 1,9 % - больше 50 тыс. руб., 9,7 % - 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20-25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1343-1347;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Пермский государственный университет»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО КРАЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ

МОНОГРАФИЯ

Под общей редакцией и

УДК 316.334/531)

ББК 60Рос – 4 Пер)

Проект осуществлен при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект № а/У

Культура, культурное потребление и культурная жизнь в регионе (ценности, стиль жизни, субкультуры);

Социальные проблемы развития образования;

Досуговая деятельность населения в регионе;

Социальные проблемы конфессий;

Социальные проблемы экологии;

Межнациональноые отношения;

Социальные аспекты здравоохранения;

Экономическая деятельность предприятий;

Деловая жизнь региона, в частности деятельность финансовых структур;

Состояние экологии в регионе;

Экономические связи предприятий региона;

Экономико-географическое районирование.

Определение состава информации, необходимой для построения социологического портрета региона, связано с решением еще двух групп проблем. Во-первых, область, край, автономия как регион делится на районы. А эти районы различны по целому ряду характеристик: степени удаленности от центра и основных транспортных магистралей; уровню развития промышленности и сельского хозяйства ; по тому, являются районы дотационными или нет; по уровню жизни населения, степени урбанизации, национальному составу населения и т. п. Подробное описание каждого из районов существенно увеличит объем всей работы, сделает социологический портрет региона в целом мозаичным и лишит его необходимой целостности. Преодоление этих трудностей возможно при условии предварительного построения социально-экономической типологии районов (или использования готовой, если таковая существует и удовлетворяет целям и требованиям работы) и детального анализа каждого из типов на примере одного какого-либо его представителя.

Во-вторых, не ясна временная (историческая) глубина анализа информации. Необходимость в подобной исторической информации связана с задачей понимания и объяснения процессов и явлений, происходящих в регионе. Здесь возможны две ситуации: первый вариант – в данном регионе экономика достаточно стабильна, переход к рыночным отношениям и всему, что с ними связано, получил полное развитие. В этом случае потребность в привлечении исторического материала является минимальной. Второй вариант – в данном регионе «перестройка» только еще идет (или затянулась). В этом случае на поведение и сознание людей очень сильно воздействуют институциональные и культурные структуры, возникшие еще в советском обществе. В такой ситуации привлечение исторических данных за последние десять – двадцать лет становится совершенно необходимым.

Указанные выше различные сферы жизнедеятельности региона при составлении социологического портрета не должны описываться отдельно, независимо друг от друга, поскольку, как уже было показано, регион является социальной системой. Обладая признаком самодостаточности, он характеризуется определенным уровнем интеграции, открытости, иерархичности, которая выражается в наличии уровней и подсистем, объединяемых в целостную систему с характерными признаками. Различные подсистемы региона имеют свои особенности, характеризуются своеобразием процессов и структур; каждую из этих подсистем можно рассматривать как относительно самостоятельный слой жизни региона. Все слои располагаются друг над другом, причем порядок этого расположения определяется следующим образом. Если слой А (подсистема социальной системы) задает основные структурные параметры процессам и явлениям (или запускает эти процессы), которые относятся к слою В, то мы считаем, что слой А лежит ниже слоя В. Тогда социологический портрет региона можно представить как совокупность лежащих друг на друге слоев (сфер) социальной жизни. Порядок анализа информации и представления ее результатов в качестве социологического портрета лучше начинать с нижних слоев, однако существующая иерархия слоев не является жесткой. Поэтому может возникнуть необходимость объяснения каких-то особенностей в жизни слоев, лежащих внизу, с помощью закономерностей и процессов, протекающих в плоскости слоев социальной жизни, которые расположены выше. Например, культура может детерминировать или менять характер процессов и явлений в экономической жизни населения, в сфере миграции и т. п.

Для определения связи и зависимости между разными слоями удобно воспользоваться вариантом системного анализа , предложенным

Кратко данный подход можно охарактеризовать следующим образом. В основе некоторой системы лежит определенный материал, субстанция (для социальных систем это – люди), из которого можно сформировать самые разные системы. Сам по себе материал представляет собой нечто бесформенное. Образует, конституирует данную систему определенный основной процесс. Он реализуется в данном материале. Процесс протекает во времени и имеет временные характеристики. Но если этот процесс зафиксировать в какой-то момент времени, то мы получим структуру . Структура – это изображение процесса в какой-то определенный момент времени. Как и процесс, структура реализуется на материале: наложение структуры на бесформенный материал приводит к появлению определенных организованностей. Организованность материальна, но в отличие от материала она обладает определенным строением. Множество организованностей материала образуют морфологию системы. Эти организованности обеспечивают протекание процесса на материале.

В качестве примера рассмотрим систему расселения. Люди в регионе образуют материал, сама система расселения – структуру с множеством «пустых мест», куда можно приехать и где можно жить. В процессе расселения люди занимают эти места. В результате возникает система расселения, в которой организованностями будет плотность населения в разных точках региона с заброшенностью маленьких деревень и скученностью крупных городов. Эта структура расселения (морфология) определяет процесс расселения – урбанизацию, когда люди больше стремятся поселиться там, где больше плотность населения.

Организованный материал приобретает определенные свойства: он хранит следы прежней структуры. И если на него воздействует новый процесс, который пытается на нем отпечатать свою структуру, результатом являются организованности, хранящие следы обеих структур – старой и новой. Таким образом, одна социальная подсистема, лежащая в верхнем слое, пытается «воздействовать» на подсистему из нижнего слоя.

Но если на данную структуру одновременно с первым процессом действует другой, то общая картина меняется. Второй процесс также воздействует на данную структуру, меняя ее по-своему. От этого происходит изменение характера протекания первого процесса. В этом случае можно говорить о том, что второй процесс меняет форму и темпы первого процесса, а значит, и выступает его механизмом.

Возвращаясь к социологическому портрету региона, представленному в виде ряда взаимосвязанных слоев, можно сказать следующее: процессы, а также структуры (поскольку они являются снимками, отражением этих процессов на определенном материале) нижнего слоя воздействуют на материал слоя, лежащего выше, формируют на нем определенные структуры, а значит, и запускают определенные процессы. По мере развития структур и процессов верхнего слоя они приобретают относительную самостоятельность и начинают формироваться в соответствии с собственными закономерностями, т. е. закономерностями своего слоя. А поскольку субстрат, материал всех этих структур и процессов один – население данного региона, то на его структуру накладывают отпечаток и процессы нижнего слоя, и процессы слоя верхнего. Таким образом, структура субстрата носит отпечаток всех процессов, проходящих в обоих слоях. Благодаря этому процессы верхнего слоя оказывают воздействие на процессы слоя нижнего. Учитывая все указанные взаимосвязи, приходится совершать итерацию: снова возвращаться к анализу нижнего слоя, чтобы понять, как мог воздействовать на характер его процессов и структур верхний слой.

Порядок (иерархию) слоев a priory установить можно только отчасти. В значительной степени связь между разными слоями и подсистемами социальной системы устанавливается на основе анализа конкретных данных исследований. Может оказаться так, что некоторые из этих слоев придется располагать и рассматривать параллельно. В любом случае предложенный здесь порядок рассмотрения и представления социальной информации о регионе следует воспринимать как возможный, указывающий путь решения задачи в особо трудных случаях.

Можно выделить следующие подсистемы региона, значимые для составления социологического портрета, и расположить их в соответствии с иерархией слоев (снизу – вверх):

1) география региона (рельеф, природные ресурсы, климат);

2) население региона (система расселения, демографическая ситуация, социально-демографическая структура, национальный состав, религиозный состав);

3) политическая подсистема (политическое устройство региона, политическая жизнь в регионе и политическая культура его населения, особенности администрирования и местного самоуправления);

4) экономическая подсистема (промышленность, занятость населения, экономическая активность, рынок труда, мотивация трудовой деятельности, уровень жизни населения);

5) инфраструктура (сеть образовательных учреждений, больниц, досуговых центров);

6) социальная стратификация и социальная мобильность;

7) культурные особенности региона (культурный капитал человека и его реализация в регионе, субкультуры, образ жизни, культурное потребление и культурная жизнь в регионе);

8) социальное самочувствие населения (включая уровень социальной напряженности, особенности общественного мнения, социальное настроение).

Для исследования каждого слоя целесообразно использование как социологических методов (массовые опросы, экспертные интервью), так и статистических данных (например, данные Госкомстата). Это обусловлено тем, что одни подсистемы региона возможно характеризовать через систему объективных показателей (население региона, уровень рождаемости, число разводов, количество образовательных учреждений и зарегистрированных некоммерческих организаций и пр.), а другие – только на основании субъективных оценок населения. Последнее касается, например, культурной подсистемы региона. Массовый опрос населения позволит определить превалирующие в сознании населения ценности (выявить существующее ценностное ядро, определяющие образцы, стандарты поведения), а глубинное экспертное интервью с представителями общественных организаций, властных структур, средств массовой информации региона, специалистами в области изучения общественных процессов позволит проследить, как исторически сформировалось социокультурное ядро, а также продемонстрировать его реализацию на разных уровнях жизнедеятельности региона: в экономической деятельности и деловой активности , в политических предпочтениях и электоральном поведении, управлении и самоуправлении, на уровне преступности и социальных отклонений.

Челябинские социологи провели любопытное исследование студентов-отличников, их взглядов на жизнь, учёбу и вообще, как говорится. Поскольку я сам, в своё время, относился к таковым, то мне было очень интересно почитать. Всем «коллегам» краснодипломникам тоже рекомендую прочитать и проверить на соответствие себе любимому)

Итак, студенты-отличники составляют особенную и весьма специфическую по характеру социальной позиции группу, которая наиболее активно включается в статусно-ролевые отношения и в большей степени выражает успех-ориентированное жизненное кредо молодых россиян. Вместе с тем, трансформация социальной структуры российского общества в значительной степени изменяет положение, основные модели социализации и общественные перспективы студентов-отличников. Существующая система высшего образования не гарантирует успешной профессиональной социализации отличников учебы. Высшее образование приобрело ярко выраженный коммерческий оттенок, стало массовым и доступным. Исчезли механизмы распределения, отсутствуют четкие, конкретные перспективы социальной реализации отличников. Соответствующая ситуация складывается и на отечественном рынке труда. В результате сегодняшние отличники рискуют в социальном плане, не имея гарантий получения «билета в жизнь» по результатам успешного окончания вуза. С другой стороны, ценностные ориентации и социальные ожидания отличников перемещаются в сторону саморазвития, создания «общего» социального капитала (а не четких вариантов профессиональной социализации) в виде подтверждения ими личностно-профессиональных навыков, коммуникативных компетенций и т. д.

Социологическая ролевая модель личности студента отличника.

Как известно, роль задает индивиду образцы его действий в конкретных ситуациях. Исходя из такого понимания, общество можно представить также как сложную ролевую систему, состоящую из шаблонов (форм) поведения, устанавливающих стандарты тех или иных ситуаций, упорядочивающих социальную структуру, воспроизводящих различные социальные отношения и взаимосвязи. В ходе проигрывания тех или иных ролей, индивид принимает правила общественного поведения: становится частью взрослого мира; занимает свое место в обществе, осваивая профессии; достигает успеха в жизни и т. д.

Осваивая ролевой репертуар с соответствующими идентификациями, индивид становится личностью, и его положение в обществе определяется количеством, а также сложностью освоенных ролей. Таким образом, общественная жизнь человека является чередой социальных драм – театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. В процессе освоения ролей формируется ядро личности, возникает его «Я». Таким образом, не «Я» определяет состав роли. Наоборот, «Я» подобно мозаике составляется из различных ролей – образцов, шаблонов социального поведения.

Роли, освоенные индивидом в ходе социальной практики, составляют его ролевую систему или ролевой набор, который детерминирует линию поведения, жизненную стратегию, иные «параметры жизни». При этом с различными ролями индивид идентифицирует себя по-разному – с одними, личностно значимыми, больше (ролевая идентификация), с другими, второстепенными, меньше (дистанцирование от роли). Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми, предусматривая непохожие на другие отношения. «Правильное» исполнение роли вознаграждается, «неправильное» – наказывается обществом.

Ролевая теория наглядно демонстрирует, как тот или иной человек играет драматические роли в «грандиозной пьесе общества», и, говоря языком П. Бергера, личность – «есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли». Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

Т. Парсонс писал: «Роль – есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями».

В основу динамической модели роли «отличника» может быть положена теория социального действия М. Вебера, поскольку она раскрывает и описывает «социальные формулы роли» или сам принцип ролевой социализации индивида: «сделай то, что от тебя требуется – получишь то, что тебе обещано», реализованный в четко определенных социально-психологических механизмах. Социализация в таком понимании может быть определена как процесс освоения социальных ролей, умелое исполнение которых позволит человеку найти свое место в обществе (приобрести социальный статус).

В рамках социальной роли студента-отличника происходит систематизация норм его поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую данная роль обслуживает. Например, отличник – и это его отличает от остальных студентов – поддерживает хорошие отношения с преподавателем, всегда идет ему на помощь, активно участвует в общественной жизни вуза. И все это благодаря тому, что он обладает высокой «социальной» ответственностью, берет повышенные обязательства и т. д. Кроме того, отличная учеба предполагает демонстрацию «лучшего» знания предметов, прилежного выполнения всех заданий, близкую к ста процентам посещаемость, наличие в срок пройденных контрольных точек и т. д.

Таковы формальные ожидания-требования общества и ключевых социальных институтов (семья, система образования, включая администрацию вуза и студенческое сообщество). Именно родители и учителя напрямую участвуют в создании образцов выполнения социальной роли отличника, вменяя обучающемуся четкий набор моральных, трудовых и других качеств, которым он должен соответствовать (чтобы чего-то добиться в жизни). Большинство из общественных ожиданий относительно поведения отличника, его типовых стремлений и гарантированного вознаграждения принимают вид жестких формализованных требований и стандартов, следовать которым строго обязательно. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Как показывают авторские исследования по данной проблематике, практически каждый отличник осознает, что условием его успеха является соблюдение ролевых инструкций. Так, каждые семь из десяти опрошенных отличников, независимо от пола, возраста и профиля, отметили, что существует четкий алгоритм учебы на отлично, когда соблюдая определенные правила, следуя «несложному алгоритму», студент сдает сессии на отлично.Среди таких принципов, правил и т. д. были отмечены:

– работа «на автомат» (93 %);

– выполнение всех домашних заданий в срок (83 %);

– контакт с преподавателем (76 %);

– отсутствие пропусков (74 %);

– участие в НИРС (74 %);

– подготовка не менее 3–5 докладов по каждому предмету за семестр (61 % – гуманитарии, 45 % – технические и иные) и т. д.

Если отличник играет роль, нарушая социальные ожидания, то к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние меры принуждения к надлежащему исполнению социальной роли. К числу таковых, например, относятся лишение стипендии, воспитательные официальные и неофициальные беседы и т. д. Жесткость социального ролевого контроля зависит от рядафакторов. «Игра по правилам» или «принятие правил» обещает студенту в качестве вознаграждения активизацию тех или иных социальных возможностей. Активизация возможностей в нашем понимании означает общественное признание за индивидом в социально утвержденном (институционализированном) порядке тех или иных прав, дозволение на совершение тех или иных социальных действий, привилегий, часто признание за ним определенного уровня власти как возможности и способности определять действия иных.

К таковым респонденты относят:

– повышенные перспективы статусного трудоустройства (86 % среди «старшей» группы, 67 % среди «младшей» группы респондентов):

– легкость сдачи сессии – большинство предметов автоматом (78 %);

– наличие повышенной стипендии (65 %);

– гарантия бесплатной очной аспирантуры и перспективы научной карьеры (63 %);

– возможность пройти практику в хорошем месте (42 %);

– возможность стажировки (38 %);

– хорошее отношение со стороны преподавателей, администрации вуза в целом (29 %);

– возможность участия в грантах, НИР под руководством преподавателя (19 %);

– уважение со стороны одногруппников (15 %).

«Социальные формулы роли» или принципы ролевой социализации студента-отличника, как показывает проведенное исследование, таковы:

– я учусь на отлично (окончил с красным дипломом) для того, чтобы чего-то добиться в жизни (51 %);

– для того, чтобы добиться в жизни, нужно быть успешным, в том числе окончить вуз с красным дипломом. Это дает конкретные перспективы (34 %);

– красный диплом не гарантирует успеха в жизни и не дает значимых плюсов в устройстве на работу, карьере и т. д. (11 %).

Ценностное ядро социальной роли отличника формирует социальный феномен успеха. Под успехом личности обычно понимается социальная позиция, актуализирующая (активизирующая) ряд социальных возможностей и свидетельствующая о достижении индивидом общественно признанных результатов в различных сферах деятельности, которые личностью также оцениваются как значимые.

Отметим также, что успех личности является ее символическим капиталом (П. Бурдье), олицетворяя влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Успешный человек обладает значительным символическим капиталом, к его мнению гораздо чаще прислушиваются, он получает возможность влиять на принятие значимых решений. Формирование модели успеха зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою, она существенно различается у представителей высших и низших слоев современного западного и российского общества.

Институт успеха имеет два измерения: личностное и общественное. Соответственно имеет место двоякое понимание успеха. Успех социальный или общественный напрямую связан с социальной позицией в обществе. Критерием успешности жизни становится занятие выгодной социальной позиции, распоряжение большим социальным капиталом. Данная социальная позиция напрямую связана с отношениями престижа, избранности, знаменитости (популярности), власти.

Другое, личностное измерение института успеха исходит из удовлетворенности индивида собственной жизнью, степени его самореализации и т. д. Успех в этом измерении тесно связан с социальным самочувствием индивида, комфортом и удовлетворенностью теми социальными отношениями, ролями, статусом и пр., в которые он включен.

Таким образом, институциональный комплекс успеха имеет две основные оси – субъективную и объективную, в социологическом понимании этих терминов.

Залогом общественного успеха является преуспевание в общественной жизни, «в делах» и т. д. Это предполагает развитие таких коммуникативных и личностных качеств, как интуиция, коммуникативная компетентность, творческие способности, изобретательность, способность налаживать и использовать сетевые и кластерные производственные структуры и многое другое.

Итак, институциональный функционал успеха можно выразить следующим образом:

1. Успех – это нормативно-ценностная основа поведения отличника;

2. Успех – формирует ценностные рамки и критерии социализации;

3. Успех – положен в основу большинства социально-ориентированных моделей поведения (социальных ролей) студента-отличника. Необходимо выделить, по крайней мере, две концептуальные основы успеха применительно к ролевому набору студента-отличника. С одной стороны, члены семьи (будущего) отличника и преподаватели утверждают, что добиться успеха возможно лишь при условии отличной успеваемости, которая гарантирует выпускнику повышенные возможности карьерного роста, в том числе в закрытой от остальных сфере образования и науки (со слов преподавателя – отличная учеба является пропуском в аспирантуру), то есть правильным образом проигрывая ситуации, приносящие успех, осваивая лишь те роли, в результате проигрывания которых можно добиться успеха. В данном случае выполняется схема «чтобы стать успешным, сделай вот это». Родители и преподаватели как представители важнейших институтов социализации – семьи и образования – продуцирует и распространяет «рецепт успеха».

В книге психолога А. В. Иванова «Психология успешного бизнеса в России» показывается, что успех в бизнесе, в обретении материального достатка, в первую очередь зависит от определенного стиля поведения, который в России обладает ярко выраженной спецификой. И формулируются три ключевых признака стремящегося к материальному успеху человека: активность и последовательность действий, результатом которых является материальный достаток; способность генерировать бизнес-идеи, основанные на реальном опыте; наработка связей.

Для отличника подобная схема также подходит. В адаптированном виде она выглядит так:

– активная студенческая общественная деятельность и упорная работа на результат – свидетельством чему является наличие красного диплома. Последний, в свою очередь, открывает более широкие возможности карьерного роста: хорошая должность, высокая зарплата и т. д.;

– отличные знания, приобретенные в процессе обучения, профессиональная компетентность. Ориентированность на карьерный рост;

– умение коммуницировать с «нужными людьми» и добиваться желаемого результата, наличие большого количества важных знакомств.

Нормативный комплекс социального института «успеха» удачно очерчивает И. Богуславский в своей работе «Американский успех: люди и символы», выделяя десять особенностей, присущих самым успешным деловым лидерам:

(1) страстность;

(2) интеллект и ясность мышления;

(3) великое искусство общения;

(4) высокий запас энергии;

(5) эгоизм под контролем;

(6) внутреннее спокойствие;

(7) умение извлекать пользу из раннего жизненного опыта;

(8) крепкая семья;

(9) позитивная позиция;

(10) «делать нужные вещи правильно».

Как показала фокус группа, эти и другие ролевые особенности личности присущи также и студентам-отличникам.

Ключевые социальные ожидания студента, играющего роль отличника, связаны в первую очередь с:

1. Возможностью начать научную или преподавательскую карьеру: поступить в бюджетную аспирантуру и т. д., иными словами создать выгодные условия для «научной» профессиональной социализации, «получить приглашение» на работу в вуз.

2. Практическим подкреплением, официальным свидетельством наличия у него как будущего работника таких личностных профессиональных качеств, как: работоспособность, интеллект, целеустремленность, аккуратность, коммуникативный талант, успешность, амбициозность. Красный диплом, по сути, признание формального института (образования) за ним этих качеств, что повышает его шансы на занятие вакантной должности. Кроме того, «отличное» образование по специальности говорит о максимально возможной профессиональной компетентности соискателя на вакансию.

3. Решением ряда психологических комплексов, таким как «стремление оправдать надежды родителей», доказательством собственной состоятельности в той или иной социальной группе и т. д.

4. Получением возможности продвижения по общественной линии (партия, а также различные общественные объединения и союзы).

Принятие на себя роли отличника подразумевает интериоризацию определенного нормативно-ценностного комплекса, коррекцию «картины мира». Отличник старается отличиться, выделиться из общей массы окружающих его людей. Это, с одной стороны, отнесение себя к социальной группе с повышенным статусом, с другой стороны, стремление следовать эффективным путем социализации, который поддерживается и одобряется существующей общественной системой. Однако существует масса иных ролей, исполнение которых обещает индивиду успех в социализации. Отличная учеба в вузе – лишь одна из возможностей успешной социализации. Роли можно условно «сложить» в модели жизненных стратегий, или жизненная стратегия может быть раскрыта через соответствующий набор социальных ролей.

Другими словами, социологи хотят сказать, что отличная учёба в ВУЗе вовсе не так важна для человека, как думают сами отличники, причём даже не с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а, в том числе, и для успешной самореализации личности. Хотя остаётся открытым вопрос: если личность самореализует себя через учёбу и науку, почему бы ей не быть отличником? Короче говоря, почему нельзя быть отличником не для «кого-то», а для себя...