Критерии оценивания по химии. Критерии оценивания работ по химии. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по химии

1. 1. Оценка устного ответа

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности,

литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4» ставится, если:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию

учителя.

Отметка «3» ставится, если:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный.

Отметка«2» ставится, если:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

учебного материала или допущены существенные ошибки, которые

учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

2. 2.Оценка письменных работ

3.

3.1. 2.1.Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного

отчета за работу.

Отметка «5» ставится, если:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения

и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил

работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота

рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» ставится, если:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но

при этом эксперимент проведен не полностью или допущены

несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Отметка«3» ставится, если:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена

существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении

работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с

веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в

объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся

не может исправить даже по требованию учителя.

3.2. 2.2. Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5» ставится, если:

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при

этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и

выводах.

Отметка «3» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но

допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических

реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

3.3. 2.3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена

рациональным способом.

Отметка «4» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача

решена нерациональным способом или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена

существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» ставится, если:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в

решении.

3.4. 3. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная

ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» ставится, если:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько

существенных ошибок.

Примечание

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо

учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие

при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Общая классификация ошибок.

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или

несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и

осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные

признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно

сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить

теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например,

упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества,

процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима-

тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном

виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных

ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

4.Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по химии

При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы

следующие формы:

Контрольная работа;

Билеты;

Тестирование.

Общие критерии оценивания на промежуточной аттестации за устные ответы

и письменные работы по химии, определены в пунктах 1, 3.

Структура работы на промежуточной аттестации

В работу включены все вопросы программного материала по химии.

Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 4 варианта

ответов, из которых только один является верным.

Система оценивания результатов

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу -21.

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов

В данной работе раскрыты критерии оценки при ответе обучающихся при устном ответе. Приводятся критерии оценки самостоятельных письменных, контрольных работ, а так же оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам, оценка проводить наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания по химии и биологии

Отметка ученических действий

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

Умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

Понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

Применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

Знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

Умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

Умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

Умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

Понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

Умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

Умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

Умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "1":

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Устный ответ.

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится , если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится , если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Критерии оценки ученика на экзамене по биологии

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.

Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.

Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае :

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание.

При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой " последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

Неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

Неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

Неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

Нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

Ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

Нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

Нерациональные методы работы со справочной литературой;

Неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётам и являются:

Нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

Арифметические ошибки в вычислениях;

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

Орфографические и пунктационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению

1. Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения

· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими

· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начи­нается культура научного труда.

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.

4. Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.

7. Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8. Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)

· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

· Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:

Соблюдения формальных требований к реферату.

Грамотного раскрытия темы:

Умения четко рассказать о представленном реферате

· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.


Таблица 1

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы ОГЭ по химии (без реального эксперимента), – 34 балла.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

Таблица 2

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), – 38 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы ОГЭ 2018 по химии в целом.

Проверка ответов учащихся на задания части 1 выполняется эксперта- ми или с помощью компьютера. Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами.

Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно на- зван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются не- верными и оцениваются 0 баллов.

Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий эксперт на основе сравнения ответа выпускника с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе обучающегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены обучающимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Управление образования администрации Шебекинского района

Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ по химии

с развёрнутым ответом

Подготовила

учитель химии МБОУ «Новотаволжанская СОШ»

Куропата Татьяна Леонидовна

Шебекино - 2016

    Вводная часть

    Основная часть

3. Список литературы 11

1. Вводная часть .

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по химии основной государственный экзамен (ОГЭ) ориентирована на проверку достижения выпускниками 9-х классов уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами.

Проводится ОГЭ в письменной форме с использованием контрольных измерительных материалов (КИМов) представленных в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант ОГЭ по химии включает в себя две части и является последовательностью выстроенных в определённой логике и сгруппированных по форме представления и уровню сложности заданий. Модель 2017 года без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: с 1 по 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). Ответ к заданиям этой части записывается в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трёх).

Задания части 1 в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: язык науки и основы химической номенклатуры; химические законы и понятия; закономерности изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических веществ; признаки и условия протекания химических реакций; особенности протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; правила обращения с веществами и техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.

Часть 2 включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом . При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения. 2 экзаменационного варианта содержит 3 задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом - 20, 21, 22.

Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений: реакции ионного обмена; окислительно-восстановительные реакции; взаимосвязь веществ различных классов; количество вещества, молярный объём и молярная масса вещества; массовая доля растворённого вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности комплексных умений:

Составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;

Объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом
и строением;

- составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде;

Проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.

При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.

Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчётов: вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет характер мысленного эксперимента. Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнения этих реакций.

Отличительной особенностью заданий с развёрнутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов. Выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход решения задания. выполнение заданий с развёрнутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.

Все перечисленные выше особенности заданий с развёрнутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом (задания 1-15) или 2 баллами (задания 16-19).

Задания 16-17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ - правильно выбран один из двух ответов или даны три ответа, два из которых верные, - выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.

Задания 18-19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трёх. Такой ответ оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трёх заданий части 2 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненные задания 20 и 21 составляет 3 балла, а за задание 22 - 5 баллов.

Поскольку задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведённые в пособии решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего это относится к способам решения расчётных задач.

Баллы, полученные учащимися за выполнение всех заданий, суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАРИАНТОВ, В ОТМЕТКУ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа -- 120 минут. Примерное время, необходимое для выполнения отдельных заданий, составляет:

для каждого задания базового уровня (часть 1) - - 2-3 минуты;

для каждого задания повышенного уровня (часть 1) - - 5-8 минут;

для каждого задания с развёрнутым ответом (часть 2) - - до 12-15 минут.

При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.

2.Основная часть

Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

20 Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

Р + Н 2 SО 4 + Н 3 РO 4 + SO 2 + Н 2 О.

Определите окислитель и восстановитель.

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

5 | S +6 + 2ё → S +4

2 | Р 0 - 5ё → Р +5

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

2Р + 5Н 2 SО 4 = 2Н 3 РО 4 + 5SО 2 + 2Н 2 О

3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а фосфор в степени окисления 0 - восстановителем

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

В ответе допущены ошибки в двух элементах

Максимальный балл

Ответ считать верным даже в том случае, если экзаменуемый обозначил окислитель и восстановитель только одной буквой («В» или «О»), поскольку по условию задания не выдвигается требование указания процессов окисления и восстановления.

Наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений (например, знаки «+» и «-» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя) следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания.

Второе задание 21 - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции, по которому в ней осуществляются расчёты, определить массу и количество известного растворенного вещества и ответить на вопрос задачи, найдя массу или объем искомого вещества.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Составлено уравнение реакции:

2NH 3 + Н 2 SО 4 = (NH 4) 2 SО 4

2) Рассчитаны масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе:

m(Н 2 SО 4) = m (р.ра) ω/100 = 350 0,07 = 24,5 г

n(Н 2 SО 4) = m(Н 2 SО 4) / М(Н 2 SО 4) = 24,5: 98 = 0,25 моль

3) Определён объём аммиака, вступившего в реакцию:

по уравнению реакции n(NH 3) = 2n(Н 2 SО 4) = 0,5 моль

V(NH 3) = n(NH 3) V m = 0,5 22,4 = 11,2 л

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й)

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

21 Через 350 г раствора серной кислоты с массовой долей 7 % пропустили аммиак до образования сульфата аммония. Вычислите объём (н. у.) вступившего в реакцию газа

При решении заданий 22 (в рамках модели 1) учащийся на начальном этапе решения должен составить общую схему превращений, включающую две стадии, соответствующие двум реакциям, которые необходимо осуществить для получения заданного условием задания вещества. После этого необходимо составить два уравнения этих реакций, записать признаки их протекания, и для одной из стадий - сокращенное ионное уравнение реакции.

При условии правильности записи предусмотренных условием задания пяти элементов ответа максимальная оценка за выполнение задания составляет 5 баллов.

22 Даны растворы веществ: FeCl 2 , Fe 2 (SO 4) 3 , HNO 3 , NaOH, AgNO 3 , HCl. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(III). Напишите уравнения реакций. Опишите признаки проводимых реакций. Для первой реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Составлены два уравнения реакции:

1) Fe 2 (SO 4) 3 + 6NaОН = 2Fe(ОН) 3 + 3Na 2 SO 4

2) Fe(ОН) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3Н 2 О

Описаны признаки протекания реакций:

3) для первой реакции: выпадение бурого осадка;

4) для второй реакции: растворение бурого осадка.

Составлено сокращённое ионное уравнение первой реакции:

5) Fe 3 + + 3ОН¯ = Fe(ОН) 3 ↓

Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

Правильно записаны четыре элемента из названных выше

Правильно записаны три элемента из названных выше

Правильно записаны два элемента из названных выше

Правильно записан один из названных выше элементов

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Методический материал

1.Демонстрационный вариант № 1контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ХИМИИ

2.Контрольно- измерительные материалы. Химия. 9 класс. М. « ВАКО»

3.Сборник ОГЭ по химии 30 вариантов. Национальное образование,ФИПИ 2017

4.Медведев Ю.Н. Типовые тестовые задания по химии. ОГЭ 2017

Интернет ресурсы

1. http://ege.yandex.ru/chemistry/

2.http://www.fipi.ru.