Вклад В. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии В бехтерев биография открытия жизнь личности

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

Карта мозга

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

Парапсихология

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе
подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения". Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Детская психология

Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье "Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении" Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери.

Опыты с животными

В. М. Бехтерев с помощью дрессировщика В.Л. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В.М. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот».

Бессознательная телепатия

Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.

Кстати...

Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% - это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас.

С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть - вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир.

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

3. Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

7. Из двух фильмов - произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив - вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.

8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так - правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после - действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - всё, о чем сможете вспомнить.

9. Разбивайте привычки и ритуалы. Чем более следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы «закоптитесь» и придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели.

10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!


РСФСР
СССР Научная сфера: Альма-матер :

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) , Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря , Москва) - выдающийся русский медик -психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик .

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину . Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет .

По мнению правнука В. М. Бехтерева, Медведева С. В. , директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга.»

Семья

  • Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна - дочь.
  • Бехтерева, Наталья Петровна - внучка.
  • Никонов, Владимир Борисович - внук.
  • Медведев, Святослав Всеволодович - правнук.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • Осень 1914 - декабрь 1927 года - особняк - набережная реки Малой Невки , 25.

Память

В честь Бехтерева были выпущены почтовые марки и памятная монета:

Памятные места

  • «Тихий берег» - усадьба Бехтерева в нынешнем посёлке Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга), - памятник истории.
  • Дом В. М. Бехтерева в Кирове - памятник истории.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с ), затем как психорефлексологию (с ) и как рефлексологию (с ). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева , запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева », «Анкилозирующий спондилит »). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», ).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», ) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», ). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Сочинения :

  • Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
  • Объективная психология, СПБ, 1907-10;
  • Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
  • Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни . СПб: Издание К.Л.Риккера, 1908
    • Bechterew, W. M. La suggestion et son rôle dans la vie sociale ; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval. Paris: Boulangé, 1910
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
  • Коллективная рефлексология, П., 1921
  • Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
  • Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
  • Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Из фотоархива

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров А. С. Бехтерев / Послесл. Н. Т. Трубилина.. - М .: Молодая гвардия , 1986. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 2 (664)). - 150 000 экз. (в пер.)
  • Чудиновских А. Г. В.М. Бехтерев. Жизнеописание. - Киров: ООО «Триада-С», 2000. - 256 с. с. - 1000 экз.

Историография и ссылки

  • Акименко, М. А. (2004). Психоневрология - научное направление, созданное В. М. Бехтеревым
  • Акименко, М. А. & Н.Деккер (2006). В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета
  • Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 февраля
  • Родившиеся в 1857 году
  • Родившиеся в Вятской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1927 году
  • Умершие в Москве
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психиатры России
  • Психиатры Российской империи
  • Физиологи России
  • Психологи по алфавиту
  • Персонологи
  • Похороненные на Литераторских мостках
  • Выпускники Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Казанского университета
  • Гипнотизёры России

Wikimedia Foundation . 2010 .

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

«…Знают только двое – Господь Бог и Бехтерев»

Ему удивлялись. Ученик академика Бехтерева профессор Михаил Павлович Никитин вспоминал свой разговор с одним из зарубежных ученых, который неожиданно признался: «Я бы поверил, что Владимир Бехтерев один сделал так много в науке и написал такое количество научных работ, если бы был уверен, что их можно прочитать за одну жизнь». Разные библиографические справочники свидетельствуют, что Владимир Бехтерев написал и опубликовал более тысячи научных работ.

В него верили. Рекомендуя молодого ученого Бехтерева на заведование кафедрой психиатрии Казанского университета, его учитель И. М. Балинский писал, что «он встал твердой ногой на анатомо-физиологическую почву – единственную, от которой следует ожидать дальнейших успехов в науке о нервных и душевных болезнях».

О нем складывали легенды. Одна из самых известных даже получила название «Бехтерев на обходе». «Бехтерев ходил по палатам, сопровождаемый «хвостом», пошучивал, улыбаясь, как-то свободно сегодня решая вопросы, ставившие других в тупик.

– Этот больной после ссоры оглох. Специалисты отоларингологи не находят никаких изменений в слуховом аппарате. Полагали, что глухота истерическая, но… – докладывала Бехтереву, деловито вскинув остренький подбородок, Раиса Яковлевна Голант.

– Хм! – хлопнул в ладоши над самым ухом больного: никакой реакции. – Впрочем… – Жестом показал больному раздеться по пояс. Написал на листке бумаги: «Я проведу пальцем или бумажкой по вашей спине, а вы мне ответите – чем?» И тут же, проведя пальцем, одновременно прошелестел бумажкой.

– Бумажкой, – быстро сказал больной.

– Вы здоровы, уже слышите! Вас можно выписывать.

– Спасибо, – тихо согласился больной. Бехтерев сказал врачам, сопровождавшим его:

– Симуляция вульгарис.

– …Этого больного к нам перевели из Максимилиановской, – продолжала Голант. – Правосторонний паралич. Больной страдает пороком сердца. Предполагали эмболию сосудов. Лечение в течение двух месяцев не дало никакого улучшения. Вот решили посоветоваться с вами…

Бехтерев тщательно осмотрел больного и, прикладывая трубку к черепу, стал выслушивать его. Подзывал всех по очереди:

– Слышите? Это и есть то, что называется «шум волчка». Предполагаю аневризму. Она давит на двигательную область левого полушария. Больного надо немедленно оперировать.

Обход продолжался.

– Афазия… Инженер по профессии, поступивший к нам уже с полной потерей речи. Однако может объясниться письменно или с помощью специального словаря. Слух не нарушен.

Бехтерев помолчал, откашлялся. Наконец склонился к больному, взялся за пуговицу его халата:

– Скажите, уважаемый… а сколько будет два плюс два?

Больной смутился, пожал недоуменно плечами, жалко наморщил лоб. Бехтерев вздохнул:

– По-видимому, поражена передняя часть центра Брока, анатомически связанная с центром счета… – и, отойдя от больного, сказал: – Симптоматическое лечение. Бромиды. Физиотерапия. Покой! – и развел руки, подчеркивая бессилие медицины.

А к этой щуплой, шустрой старушонке, которая поднялась, улыбаясь, при входе академика в палату, Бехтерев подошел сам:

– Ну как, бабуся, лучше?

– Лучше, соколик, лучше.

– Ну вот. Прекрасно. Поезжайте к своему старику. И все будет хорошо. Я еще на вашу золотую свадьбу приду».

Им искренно восхищались. Коллеги Бехтерева не в шутку говорили, что анатомию мозга знают только двое – Господь Бог и Бехтерев.

Этапы его «большого пути» поражали воображение . Владимир Бехтерев был гением. Он первым в мире создал новое научное направление – психоневрологию и всю жизнь посвятил изучению человеческой личности. Именно для этого он основал 33 института, 29 научных журналов. Школу Бехтерева прошли более 5000 учеников. Начав с изучения физиологии головного мозга, он перешел к изучению его работы в различных режимах и отражение их на физиологии.

Серьезно изучал гипноз, и даже ввел его медицинскую практику в России.

Первым сформировал законы социальной психологии, разработал вопросы развития личности.

Своей титанической работой он доказал: одному человеку под силу сделать многое, если он идет к большой цели. И на пути к цели приобретает массу званий и знаний. Бехтерев – профессор, академик, психиатр, невропатолог, психолог, физиолог, морфолог, гипнотизер и философ.

Родился гений 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии в семье станового пристава. В девятилетнем возрасте остался без отца, и семья из пяти человек – мать и четверо сыновей – испытывала большие материальные трудности.

В 1878 году окончил Медико-хирургическую академию. С 1885 года был заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета, где впервые создал психофизиологическую лабораторию и основал журнал «Неврологический вестник» и Казанское общество невропатологов и психиатров.

С 1893 года работал в Петербурге, занимал пост профессора Военно-медицинской академии. С 1897 года – профессор Женского медицинского института.

В 1908 году стал директором организованного им Психоневрологического института.

В 1918 году возглавил созданный по его инициативе Институт по изучению мозга и психической деятельности (позже – Государственный рефлексологический институт по изучению мозга, получивший его имя).

В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Как ученого его всегда интересовал человек – его психика и мозг. По словам специалистов, он исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами, позже – через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе (получившей название рефлексологии).

Крупнейшим вкладом в науку стали работы Бехтерева в области морфологии мозга.

Почти 20 лет он посвятил изучению полового воспитания и поведения ребенка раннего возраста.

Всю жизнь исследовал силу гипнотического внушения, в том числе и при алкоголизме. Разрабатывал теорию внушения.

Он впервые выделил ряд характерных рефлексов, симптомов и синдромов, важных для диагностики нервно-психических болезней. Описал ряд болезней и методы их лечения. Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний. Например, он изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Оценивая значение психологии для решения фундаментальных проблем психиатрии, Бехтерев не забывал, что и психиатрия как клиническая дисциплина в свою очередь обогащает психологию, ставит перед ней новые проблемы и решает некоторые сложные вопросы психологии. Это взаимообогащение психологии и психиатрии Бехтерев понимал следующим образом: «…получив толчок в своем развитии, психиатрия как наука, занимающаяся болезненными расстройствами душевной деятельности, оказала огромные услуги психологии. Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

В. М. Бехтерев родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 16 лет, по окончании гимназии, он поступил в Медико-хирургическую академию, впоследствии переименованную в Военно-медицинскую. Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре он попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н. Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией.

Стимулом к самореализации творческого потенциала Владимира Бехтерева стала возможность, начиная уже с третьего курса, активно включиться в исследовательскую работу.

В 1878 г., по окончании Академии, он был оставлен на кафедре нервных болезней у профессора И. П. Мержеевского для подготовки к профессорскому званию.

Об активной самореализации творческого потенциала В. М. Бехтерева свидетельствует такой факт. В 24 года он успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний».

На его научное творчество большое влияние оказал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Физиологические работы В. М. Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 г., он тщательно изучал вопросы, связанные с раздражением различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования В. М. Бехтерева (совместно с Н. А. Миславским), показавшие, что в промежуточном мозге (таламической области) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, глаз и других органов и систем. Исходя из этих данных, В. М. Бехтерев утверждал, что в этом отделе центральной нервной системы существуют высшие вегетативные (в частности, симпатические) центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909 – 1912 гг. австрийскими неврологами Карплусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано В. М. Бехтеревым. В частности, он показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. М. Бехтерев получил извещение о том, что он избран ординарным профессором кафедры психиатрии Казанского университета. Это случилось в 1885 г., когда ему было 28 лет. Здесь в полной мере раскрылся его творческий потенциал как органи­затора науки. В.М.Бехтерев стал основателем первого русского журнала по неврологии – «Неврологического вестника» и первого Б России Казанского общества неврологов и психиатров. В 1895 г. в Казани он создал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1888 г. опубликовал монографию «Сознание и его границы». Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы.


В работах В. М. Бехтерева освещались также ключевые вопросы психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Морфологические работы В. М. Бехтерева посвящены строению всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга. Он значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров; впервые описал ряд не известных до него пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, было описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядро Бехтерева».

Результаты своих многочисленных исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном труде «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). Второе двухтомное издание вышло в свет, когда он уже работал в Петербурге (1896 – 1898).

В 37 лет В. М. Бехтерев стал профессором Военно-медицинской академии, а в 1897 г. – профессором женского медицинского института. Здесь он создал вторую (после Казани) психологическую лабораторию. Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, В. М. Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и др. представлены в коре больших полушарий соответствующими центрами. Им была установлена также локализация других центров в коре больших полушарий.

В 1895 г. В. М. Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга ведет к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этот принцип имел существенное значение в деятельности нервной системы.

Результаты своих двадцатилетних исследований в области физиологии нервной системы В. М. Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в семи выпусках (1903 – 1907).

Клинические работы В. М. Бехтерева посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Он первым выделил ряд характеристик рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней. Кроме того, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения костных рефлексов. В. М. Бехтеревым описаны самостоятельные формы заболеваний, ранее не выделенные невропатологией, например, одеревенелость позвоночника, названная «болезнью Бехтерева».

Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных им работ; некоторые из них нашли отражение в монографиях «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (вып. 1 – 2, 1894 – 1899) и «Общая диагностика болезней нервной системы» (ч. 1 – 2, 1911 – 1915).

В работах по психиатрии В. М. Бехтерев рассматривал расстройства психических процессов во взаимосвязи с нарушением телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и др., предложил свои способы лечения ряда болезней (в частности, лечение алкоголизма гипнозом). Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской».

В психологической лаборатории при Военно-медицинской академии было выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, аксто-метр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и эксперименталь­ной психологии», который был основан В. М. Бехтеревым в 1896 г.

Занимаясь практическим лечением детей и взрослых, В. М. Бехтерев обобщил свои наблюдения за особенностями психики взрослых людей и причинах их болезней. В этих обобщениях по существу заложены основы современной акмеологии.

Современники в России и за рубежом отзывались о В. М. Бехтереве как об ученом, который больше и лучше других знал об устройстве и функциях головного мозга. Благодаря его трудам было установлено, что мозг есть орган психики. В связи с этим все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Ана-томо-физиологические исследования головного мозга явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы.

В. М. Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал теорию изучения объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Он ратовал за объективную психологию (1907), называя ее «наукой поведения». В свое время это име­ло положительное значение в борьбе против идеализма в психологии.

Свидетельством исключительного организаторского таланта В. М. Бехтерева является создание им в 1908 г. Психоневрологического института, построенного на пожертвования специально выделенных для этих целей царских землях. Деньги надо было получить, а строительство – организовать. И все это В.М.Бехтерев сумел сделать.

Уникальность этого научно-образовательного комплекса состояла в том, что в нем располагались университет, который принимал слушателей независимо от сословного происхождения, и научно-исследовательские учреждения. На его базе была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе первый в России Педагогический институт. Это позволило В. М. Бехтереву связать теоретические и практические исследования в области как психиатрии и неврологии, так и психологии.

В состав преподавателей Психоневрологического института входили такие передовые ученые, как М. М. Ковалевский, Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров. Его студентом впоследствии был самый знаменитый социолог XX в. Питирим Сорокин.

Огромный диапазон объектов экспериментальных исследований – от новорожденных до стариков, от глубинных структур мозга до поведения человека в разной социальной среде – позволил В. М. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия.

Проанализировав различные определения личности, данные психологами того времени, В. М. Бехтерев установил, что не только и не столько синтез памяти, характера, ума, эмоций, способностей и других граней создают личность. Главное – ее направленность, устремленность и нацеленность, т.е. тот организующий стержень, вокруг которого собираются в неповторимый ансамбль все остальные особенности человека.

В конце февраля 1916 г., в годовщину открытия курсов Психоневрологического института, В. М. Бехтерев выступил с речью о бессмертии человеческой личности и человека вообще.

В 1918 г. В. М. Бехтерев стал основателем нового научно-исследовательского учреждения – Института по изучению мозга и психической деятельности. В качестве самостоятельной области знания он рассматривал рефлексологию. Составной частью рефлексологии является учение В. М. Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. Совместно с М. В. Ланге и В. М. Мясищевым В. М. Бехтерев проводил свои эксперименты в группах студентов Медицинского, Педологического и Психоневрологического институтов. В опытах сначала определялись показатели каждого студента (они фиксировались на одном листе); затем проводились обсуждение результатов и голосование. Испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние показатели (они фиксировались на другом листе).

В результате исследований В. М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет их ошибки, смягчает отношение к поступку, дает общие сдвиги в сформулированных показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и врожденные различия в отношении к сдвигам психических процессов в условиях коллективной деятельности.

Результаты экспериментальных социально-психологических исследований были обобщены В. М. Бехтеревым в его работах: «Сознание и его границы» (Казань, 1888 г.), «О локализации сознательной деятельности у животных и человека» (СПб., 1896 г.), «Невропатологические и психиатрические наблюдения» (СПб., 1900 г.), «Психика и жизнь» (СПб., 1904 г.), «Основы учения о функциях мозга», вып. 1 – 7 (СПб., 1903 – 1907 гг.), «Гипноз, внушение и психотерапия» (СПб., 1911 г.), «Коллективная рефлексология (Петроград, 1921 г.), «Мозг и его деятельность» (М.; Л., 1928 г.).

В. М. Бехтерев является основоположником целостного подхода к изучению человека, ставшего методологическим принципом современной акмеологии.

После загадочной смерти В. М. Бехтерева в 1927 г. – когда он был здоров, весел, энергичен, полон новых идей и проектов, – начались критика его научного наследия, последовательное его противопоставление И. П. Павлову, замалчивание его заслуг. Особенно резкой критике подверглись его собственно психологические работы.

В 1948 г. в связи с борьбой против генетики Институт по изучению мозга и психической деятельности был закрыт. В этих условиях сохранение и развитие психологического направления исследований, заложенного В. М. Бехтеревым, потребовало от его последователей большого мужества, целеустремленности и проявления организаторского таланта в новых условиях. Одним из талантливых продолжателей идей В. М. Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, стал Б. Г. Ананьев.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие условия влияют на проявление творческого потенциала?

2. Как вы понимаете смысл понятий «микроакме» и «макроакме»?

3. Какой фактор сыграл решающую роль в раннем самоопределении Н. И. Пирогова?

4. В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике?

5. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены?

6. Каково ваше отношение к отдельным мыслям Н. И. Пирогова, высказанным в статье «Вопросы жизни»?

7. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф. Лесгафта.

8. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужила основой для научного обоснования физического образования?

9. Какие работы П. Ф. Лесгафта вам известны?

10.Расскажите, в каких направлениях проявились разносторонние научные интересы В. М. Бехтерева.

11.Каким образом новые теории и концепции В. М. Бехтерева находили развитие в организации творческих научных коллективов?

12.Охарактеризуйте основные вершины творчества В. М. Бехтерева.

1.Бехтерев В. М. Психика и жизнь. – СПб., 1904.

2. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1977.

3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. – М., 1949.

4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М, 1985.

6. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность // Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для пед. ин-тов. – М., 1989.

В 2007 г. исполнилось 150 лет со дня рождения В.М. Бехтерева - ученого-энциклопедиста: невропатолога, психиатра, морфолога, физиолога, психолога, основателя отечественной школы психоневрологов.

Бехтерев Владимир Михайлович родился 20 января (1 февраля н.ст.) 1857 г., в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии – ныне село Бехтерево в республике Татарстан.

Отец Бехтерева, Михаил Павлович, был становым приставом; мать, Мария Михайловна, дочь титулярного советника, получила образование в пансионе, где обучали и музыке, и французскому языку. Кроме Владимира, в семье было еще двое сыновей: Николай и Александр, на 6 и на 3 года старше его. В 1864 г. семья переехала в Вятку, а через год умер от чахотки глава семьи. Материальное положение семьи было очень тяжелым, тем не менее братья получили высшее образование.

В 1873 г. в возрасте 16,5 лет В.М. Бехтерев поступил в Медико-Хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Вскоре после поступления он перенес душевное расстройство – «резкую неврастению» (диагноз самого В.М. Бехтерева), – вызванное, возможно, новыми условиями жизни провинциального юноши в столице, но 28 дней лечения в клинике душевных и нервных болезней академии восстановили здоровье. Возможно, поэтому студентом 4-го курса он выбрал специальность «нервные и душевные болезни», но сам он в автобиографии объяснил выбор тем, что это давало возможность быть ближе к общественной жизни. Студентом последнего курса Бехтерев принял участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в составе «летучего санитарного отряда братьев Рыжовых». Один из братьев был слушателем Медико-Хирургической академии. В отряде из 12 человек было 7 студентов-медиков МХА. Под псевдонимом «Санитар» Бехтерев писал заметки в газету «Северный вестник». В 1878 г. Бехтерев досрочно и весьма успешно сдал выпускные экзамены и был оставлен для дальнейшего совершенствования в Профессорском Институте при академии.

9 сентября 1879 г. Бехтерев заключил брак с Натальей Петровной Базилевской, с которой был знаком с гимназической скамьи еще в Вятке. Они имели шестерых детей: родившийся в 1880 г. Евгений вскоре умер, в 1883 г. родилась Ольга, в 1887 г. – Владимир, в 1888 г. – Петр, в 1890 г. – Екатерина, в 1904 г. – любимая дочь Мария.

В 1881 г. Бехтерев защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а 20 ноября того же года он получил ученое звание приват-доцента. В 1883 г. Итальянское общество психиатров избрало В.М. Бехтерева действительным членом, а Общество русских врачей присудило ему серебряную медаль за исследование «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы».

В качестве кандидата на стажировку В.М. Бехтерев представил в конкурсную комиссию 58 работ по различным вопросам экспериментальных исследований и клиники нервных и душевных болезней, и 01.06.1984 г. решением Конференции академии он направляется в первую научную заграничную командировку в Германию. В.М. Бехтерев посещал лекции Вестфаля, Менделя, Дюбуа-Раймона и других известных немецких ученых, занимавшихся изучением нервной системы. Затем в Лейпциге он работал с крупнейшим неврологом и морфологом того времени П. Флексигом, которому вскоре посвятил свою первую фундаментальную монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга». Здесь же он начал изучать психологию в лаборатории знаменитого В. Вунда. В декабре 1884 г. В.М. Бехтерев получил официальное приглашение министра народного просвещения Делянова занять кафедру психиатрии в Казанском университете. Он принял это приглашение с некоторыми условиями, одно из которых предусматривало завершение полной программы научной командировки. После Лейпцига Бехтерев посетил Париж, где познакомился с работой великого Ж. Шарко, а затем Мюнхен (клиника проф. Гуддена) и завершил командировку летом 1885 г. в Вене в клинике проф. Мейнерта.

Осенью 1885 г. В.М. Бехтерев приступил к работе в Казанском университете. Он реорганизовал кафедру психиатрии, при которой им вскоре была организована первая в России психофизиологическая лаборатория, где В.М. Бехтерев начал изучать морфологию нервной системы. В казанский период жизни В.М. Бехтерев обогатил науку открытиями в области анатомии и физиологии различных структур головного и спинного мозга. Эти исследования были обобщены в первой монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г.); через три года, в 1896 г. вышло второе, основательно переработанное, издание, втрое большее по объему и дополненное 302 рисунками, выполненными с препаратов мозга. Это – огромной ценности свод эмпирического материала, полученного как самим автором, так и другими исследователями. Немецкий профессор Ф. Копш (1868–1955) утверждал, что «знают прекрасно анатомию мозга только двое – это Бог и Бехтерев». В 1892 г. В.М. Бехтерев был инициатором создания Казанского Неврологического общества, а в 1893 г. создал журнал «Неврологический вестник», редактором которого был многие последующие годы.

26 сентября 1893 г. В.М. Бехтерев, вместо ушедшего в отставку по выслуге лет его учителя И.П. Мержеевского (1838–1908), возглавил кафедру душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии и стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя, на базе которого располагалась кафедра. Здесь продолжались исследования, начатые еще в Казани и завершившиеся изданием в 1903–1907 монографии «Основы учения о функциях мозга», в 7 частях. Этот труд объемом в 2500 страниц содержит анализ функций различных отделов нервной системы. В 1909 г. работа была переведена на немецкий язык. В период службы в ВМА (1893–1913) семья В.М. Бехтерева занимала казенную квартиру при психиатрической клинике Военно-медицинской академии (Боткинская ул., д. 9).

В Петербурге в 1896 г. В.М. Бехтерев создал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», а 1897 г. была открыта вновь построенная клиника нервных болезней Военно-медицинской академии (Лесной пр., д. 2), в которой организовали специальную операционную для хирургического лечения некоторых нервных и душевных болезней.

В 1899 г. В.М. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Через год (в 1900 г.) за монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга» В.М. Бехтерев был награжден премией Бэра Российской Академии наук. В этом же году он избирается председателем Русского общества нормальной и патологической психологии и профессором Женского медицинского института по кафедре нервных и душевных болезней.

В течение зимы 1905/1906 г. В.М. Бехтерев исполнял обязанности начальника Военно-медицинской академии. В автобиографии он писал об этом времени: «От меня требовалось провести академию, как учреждение военного ведомства, "благополучно" сквозь бурю и натиск революции. Могу сказать, что это было выполнено с честью, но передавать здесь подробности всех происшествий, бывших за это время в академии, было бы излишне». Военный министр приглашал В.М. Бехтерева занять этот пост «окончательно…, сохранив за мной кафедру и директорство по клинике», но В.М. Бехтерев отказался: в эти годы его научные интересы направлены на изучение психологии – в 1903 г. он впервые выступил с предложением о создании Психоневрологического Института. Эти замыслы успешно осуществились в 1907 г. В этом же году В.М. Бехтерев получил звание заслуженного ординарного профессора.

За последующие четыре года, наполненные хлопотами по созданию института, В.М. Бехтерев завершил трехтомную монографию «Объективная психология». В 1911 г. появились первые собственные здания Института в так называемом Царском городке за Невской заставой, построенные известным специалистом по строительству медицинских учреждений придворным архитектором Р. Ф. Мельцером (1860–1943). В этом же 1911 г. В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Гипноз, внушение и гипнотерапия и их лечебное значение».

В 1912 г. в структуре Психоневрологического института был открыт Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма. Через год международное научное сообщество решило преобразовать его в международный научный центр. 19 января 1913 г. Совет Психоневрологического института единогласно избрал В.М. Бехтерева Президентом института на следующее пятилетие; 24 января соответствующие документы были направлены на утверждение в Министерство народного просвещения.

В сентябре-октябре В.М. Бехтерев принимал участие в широко обсуждавшемся в России «Деле Бейлиса»: он провел повторную психиатрическую экспертизу и доказал невиновность Менделя Бейлиса (ему предъявлялось обвинение в ритуальном убийстве православного 13-летнего мальчика Андрея Ющинского, а по результатам первой экспертизы, проведенной профессором И.А. Сикорским, эта возможность не исключалась). После выступления В.М. Бехтерева на процессе М. Бейлис был оправдан судом присяжных. Экспертиза по делу Бейлиса вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Тотчас же после выступления В.М. Бехтерева по «Делу Бейлиса», 5 октября, пришел ответ министра народного просвещения Л.А. Кассо (1865–1914) на представление Психоневрологического института: он не нашел «возможным утвердить академика Тайного советника Бехтерева на новое пятилетие в звании президента Института». Одновременно В.М. Бехтерев был уволен из Военно-медицинской академии и из Женского медицинского института.

В 1913 г. семья Бехтерева поселилась в собственном доме, построенном по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера на Каменном острове. В те времена на участке при особняке были подсобные постройки: конюшня, гараж для автомобиля ученого и др. (сохранилось только главное здание). Кроме того, семья имела дачу «Тихий берег» на берегу Финского залива (район нынешнего пос. Смолячково), где проводила воскресные, праздничные дни и все лето. Неподалеку от дачи Бехтерева, верстах в тридцати, находились «Пенаты» – усадьба русского художника И.Е. Репина (1844–1930), которого нередко посещал Бехтерев. По воспоминаниям дочери ученого Марии, они ездили к Репину вдоль залива на лошадях по сыпучим пескам раза два за лето и обязательно на Ильин день. Летом 1913 г. И.Е. Репин написал знаменитый портрет В.М. Бехтерева, хранящийся в Русском музее, а его авторская копия находится в мемориальном музее В.М. Бехтерева при Психоневрологическом институте. В этом же музее хранится и работа скульптора Э.А. Блоха – бюст ученого. Во время позирования В.М. Бехтерев сам вылепил из куска глины голову страждущего мальчика, а скульптор Блох присоединил эту работу ученого к выполненному им бюсту Бехтерева. Смысл удивительной композиции можно выразить так: страдания больного – суть Бехтерева-врача.

В период Первой мировой войны В.М. Бехтерев способствовал переоборудованию Психоневрологического института в Военный госпиталь, в котором функционировало первоклассное нейрохирургическое отделение, впоследствии преобразованное в первый в России Невро-хирургический институт. В 1916 г. учебные подразделения при Психоневрологическом институте были преобразованы в Частный Петроградский Университет.

Революцию 1917 года В.М. Бехтерев принял и с декабря 1917 г. начал работать в научно-медицинском отделе Наркомпроса. С 1918 г. он уже член Ученого Совета при Наркомпросе, и в том же году ему удается организовать Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), под который правительство выделило здание дворца Великого князя Николая Николаевича-младшего (Петровская наб., 2). В Институте полным ходом начались исследования в рамках нового научного направления, названного В.М. Бехтеревым рефлексологией. В этом же году выходит в свет его монография «Общие основы рефлексологии».

В 1918 г. Частный Петроградский Университет при Психоневрологическом Институте получил официальный статус Второго Петроградского Университета. Но в 1919 г. в Петрограде прошла реорганизация высшей школы, в результате чего юридический и педагогический факультеты были переданы в состав Первого Петроградского университета, медицинский факультет был преобразован в Государственный Институт Медицинских Знаний (ГИМЗ), химико-фармацевтическое отделение – в Химико-фармацевтический институт, зооветеринарный факультет – в Ветеринарно-зоотехнический институт. Таким образом, созданная система подготовки в университете при Психоневрологическом Институте оказалась столь совершенна, что при возникшей необходимости отдельные факультеты и даже отделения были превращены без особых сложностей в самостоятельные высшие учебные заведения.

1 января 1920 г. В.М. Бехтерев обратился в печати к врачам всего мира с протестом против продовольственной блокады России, которую организовали страны Антанты. Это выступление в печати было передано в тот же день и по радио за границу. Выступление всемирно известного ученого оказало определенное воздействие на общественность зарубежных стран, и через некоторое время в газетах появилось сообщение, что блокада снимается.

С 1920 г. и до конца жизни В.М. Бехтерев был депутатом Петроградского Совета, принимая активное участие в работе постоянно действующей комиссии по народному просвещению.

В 1921 г. В.М. Бехтерев добился реорганизации системы научно-исследовательских учреждений Психоневрологического Института в Психоневрологическую академию и был избран ее Президентом. В этом же году В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Коллективная рефлексология». В этот период ученый много внимания уделял изучению физиологии трудовых процессов различных профессий и вопросам научной организации труда.

В воспоминаниях сотрудников В.М. Бехтерева и его родных отмечается его отличительная черта – невероятная трудоспособность. В перерывах между лекциями он не отдыхал, а проводил сеансы гипноза в соседней аудитории. Постоянно что-то писал, даже в дороге. Спал не более 5–6 часов в сутки, засыпал обычно в 3 часа ночи. После пробуждения, часто еще не вставая, В.М. Бехтерев принимался за работу над рукописями. Был скромен и нетребователен. Внешние условия жизни для него и его работы не играли никакой роли. Три раза в неделю В.М. Бехтерев проводил приемы больных на дому с восьми часов вечера и нередко до глубокой ночи (до 40 больных за вечер).

Летом на даче В.М. Бехтерев спал и работал на балконе с громадным открытым окном, выходящим на залив. Здесь стояли небольшой стол и удобное соломенное кресло, в котором он иногда для отдыха писал стихи, и со временем у него скопилось их довольно много. Дорожа временем, он почти не ходил пешком. Ел мало, главным образом вегетарианскую и молочную пищу. На завтрак предпочитал крутой овсяный кисель с молоком. За обедом ему подавали отдельно свежий салат, без приправы, целыми листьями. Совершенно не употреблял алкоголь и не курил. Систематически купался в заливе до глубокой осени.

Блестящие способности, пытливый ум, непреклонная настойчивость в достижении поставленной цели и ни с чем не сравнимая трудоспособность В.М. Бехтерева были направлены на последовательное разрешение труднейших задач медицинской теории и практики по изучению, лечению и предупреждению нервно-психических заболеваний.

После революции жена Бехтерева Наталья Петровна жила на даче «Тихий берег», оказавшейся за границей, в Финляндии. В период послереволюционной разрухи в жизни В.М. Бехтерева появилась другая женщина – Берта Яковлевна Гуржи (в девичестве Арэ). Б.Я. Гуржи, сотрудница канцелярии в Комиссии улучшения быта ученых (КУБУ), предоставила В.М. Бехтереву свою квартиру, находившуюся в центре города, для приема пациентов. После кончины Натальи Петровны в 1926 г. Бехтерев официально оформил отношения с Бертой Яковлевной, и она стала носить его фамилию.

В 1927 г. В.М. Бехтерев получил звание заслуженного деятеля науки. 24 декабря 1927 г. в период работы I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров в Москве, на котором В.М. Бехтерев выступил с докладом, он скоропостижно скончался. Обстоятельства болезни – развитие ее в течение суток, непрофессионализм проведенного лечения, – а также особенности патологоанатомического вскрытия (был извлечен и исследован только мозг), поспешная кремация тела в Москве и последующее в течение 30 лет забвение ученого – все это наводит на мысль о насильственном характере смерти. Берта Яковлевна, сопровождавшая Бехтерева в Москву, присутствовала при его кончине. В 1937 г. она была репрессирована и через месяц после ареста расстреляна. Урна с прахом В.М. Бехтерева, хранившаяся долгие годы в мемориальном музее В.М. Бехтерева, только в 1970 г. был захоронена на Литераторских мостках. Автор надгробного памятника – М.К. Аникушин (1917–1997).

«Систематический указатель трудов и выступлений В.М. Бехтерева, напечатанных на русском языке», составленный О.Б. Казанской и Т.Я. Хвиливицким в 1954 г., содержит около тысячи названий. В этих работах отражены: открытия В.М. Бехтерева в морфологии и физиологии нервной системы, описание 19 новых форм болезней в психоневрологии, изобретения многих новых способов диагностики и лечения и т. д. Известно, что В.М. Бехтерев провел примерно тысячу судебно-психиатрических экспертиз. Журнал «Вестник знания» в 1926 г. опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений – 33, журналов – 10. Впоследствии проведенные исследования творчества ученого позволили добавить к этому перечню еще 17 учреждений и 2 журнала. Работа по библиографии трудов В.М. Бехтерева продолжается, и в настоящее время установлено 1350 опубликованных в различных журналах и отдельных изданиях работ на русском языке и около 500 на других языках, преимущественно на немецком и французском. Однако до сих пор не издано полное собрание сочинений.

В 1957 г. к 100-летнему юбилею ученого улица, на которой расположен Психоневрологический институт, названа улицей Бехтерева, в 1960 г. перед главным зданием института ему поставлен памятник (скульптор М.К. Аникушин), на здании помещена мемориальная доска: «Основатель Психоневрологического института академик В. М. Бехтерев работал здесь с 1908 по 1927 г.». С 1925 г. Психоневрологический институт носит его имя.