Составить рассказ язык и человек. Эссе о русском языке на тему "Язык надо беречь!". Список использованной литературы

Язык и человек

Язык является загадочным явлением, изучение которого началось задолго до начала нашей эры. Языковые системы различны по своей форме и структуре, по степени комплексности; их можно рассматривать во многих аспектах и анализировать с позиций различных подходов и воззрений. Безусловно, язык является основным средством коммуникации и передачи информации между людьми - любой факт, будь то историческое событие, новое знание об окружающем мире или нечто, происходящее в культурной среде, проходит фиксацию и обретает новую форму в образе языкового выражения и может быть в дальнейшем передан окружающим индивидам и будущим поколениям. Тем не менее, следует рассматривать языковые системы не только лишь с позиции инструментализма, ведь, как основной способ выражения мысли и духовной сферы человека, язык может и должен быть проанализирован с точки зрения философской. Как пишет Ю.С. Степанов, язык может быть определен как «дом бытия духа». Если исходить из этого определения, язык должно связывать с глубоким философским постижением действительности, которое предполагает тщательного изучение взаимодействия человека, окружающего мира и способа его выражения - языка, как такового.

Такая парадигма нашла свое прочное выражение в такой дисциплине, как лингвофилософия, хотя и многие другие стали обращаться к ней, как к основе своих исследований. Лингвокульторология, этнопсихолингвистика и этнолингвистика отталкиваются от данной парадигмы и базируются на том основании, что бытие человека как таковое отталкивается от культурных, духовных и культурно-социальных ценностей. Под этим подразумевается то, что человек не может существовать изолированно от общества в целом, отдельного, «своего», социума (нации, культурного объединения, диаспоры) и неизбежно вступает с ними в контакт, позволяя трансформировать свое собственное мышление и так же неизбежно влияя на окружение. Это приводит нас к тезису, что сознание и мышление индивида социально обусловлены. Основным же инструментом этого взаимодействия между индивидом и социумом выступает язык.

Язык же, как мы предположили ранее, является частью внутреннего бытия человека и поэтому так же социален. Детерминируя отношения между индивидом и обществом, язык становится фундаментальной основой общения как такового и начинает создавать уникальное индивидуальное или коллективное «языковое мировидение».

Проявляя себя определенным образом (исполняя определенную социальную роль), человек начинает причислять себя к определенной национальной (или поднациональной) культуре, что включает в себя приверженность определенным национальным традициям, языку, истории, религиозным верованиям и самосознанию, а также, что немаловажно, способы и стили языкового взаимодействия с другими культурами, нациями или индивидами внутри своей группы. Язык в данном случае является основой выражения человеком отношения к миру, реализации им мыслительных процессов, выражения своих намерений и готовности разделить эти намерения с окружающими людьми.

Таким образом, мы переходим к проблеме и концепции антропоцентризма языка. В наиболее сжатом и сконцентрированном виде ее можно выразить как «человек является центральной фигурой языка и как лицо говорящее, и как главное лицо мира, о котором говорит» [Золотова, 1982]. Для многих иных отраслей науки антропоцентризм является идеалистическим воззрением, мало что имеющим с научным подходом, но в лингвистике и лингвокультурологии он находит свое полное отражение. Антропоцентризм в данном контексте позволяет сделать то, что до 1920-ых годов (к тому же времени относится и «обрастание» терминологией концепта «человек»: индивид, индивидуум, личность, персона, языковая личность…) в лингвистике не было в полной мере представлено: рассматривать и осмыслять системные связи языковых явлений не в принудительном разделении формы и содержания, а в их естественном синтезе, так как служат они единым потребностям общения. Данная научная парадигма ставит новые задачи в исследовании языка, требует новых методик его описания, новых подходов при анализе его единиц и категорий. С позиций антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем. Сущность антропоцентрической модели исследования заключается в том, что человек становится отправной точкой в исследовании тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы, конечные цели и результаты.

Кроме того, следует принять во внимание такую тесно связанную с антропоцентрической парадигмой проблему, как проблема «языковой личности», что подразумевает под собой языковую, словесно-речевую форму реализации личности, подразумевающую под собой автора или персонажа. Раскрыть это понятие можно так: языковая личность - человек в его способности совершать речевые поступки. Это определение подразумевает тесную связь между носителем (индивидом) и используемым им речевым средством (языком).

Центром и ядром языкового сознания является понятие «человек», поэтому и получать наиболее полные сведения в ходе исследований можно только если отталкиваться от этого понятия. Данный тезис подтверждается наблюдением за различными национальными культурами, ведь в каждой из них центральное место как в системе ценностей, так и в языковой системе, системе воззрений и самосознания, занимает концепт «человек». Именно это привело к тому, что антропоцентрический и антропологический подходы стали ведущими в профилях гуманитарной направленности, а особенно в этнолингвистики и лингвокультурологии, что, в свою очередь, отразилось в том, что лингвистика постепенно стала отказываться от узкого рассмотрения языка только лишь как некого инструмента, самодостаточной сущности, системы знаковых единиц - напротив, эта наука стала выдвигать антропологическую программу изучения различных аспектов своего предмета, ставящую своей главной задачей изучение языка и человека в неразрывной связи. Все это является естественным переходом к, безусловно, уже занимающей видное место и продолжающей становится все более заметной во многих областях науки антропологической парадигме.

Человеческое сознание стремится познавать мир, разбивая его аспекты на подклассы, называемые «картины мира», позволяющую освещать различные стороны жизни с разных позиций. Существует, например, религиозная, научная, художественная картина мира. Есть и языковая картина мира, которая является инструментом интерпретации для всех прочих картин мира, воссоздает их образы в знаково-словесной форме. Основой для исследования языковой картины мира выступают стереотипа языкового и более широкого контекста - так называемые концепты. Этот термин ввел в лингвистическую науку философ-спиритуалистС.А. Аскольдов-Алексеев в 1928 году и раскрыл его так: «концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». Концепт, в бытовом смысле, и является теми самыми стереотипами и объединенными классами понятий, которые путем замены сложных значений облегчают общение. Концепт по своей природе приближен к структуре сознания человека, его ментальному миру. Концепты возникают в сознании человека не только лишь как метод замещения сложных понятий в бытовом общении, но как способ объединения понятий, полученных в процессе осмысления личного опыта или опыта своей этнической / культурной группы, осмысления исторических процессов. Существование концептов (и прочих форм категоризации знания) и концентрация заложенной в них ментальной информации еще раз показывает важность исследования языка и человека как единой системы. Познание мира, построение образа и картин этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных желаемых целей.

Исходя из всего вышесказанного ясно, что смена лингвистических ориентиров привела к формированию новой научной парадигмы. В антропоцентрической научной парадигме рассматривается неразрывное единство языка и человека, где главной функцией языка является отражение совокупности знаний о мире посредством лексико-семантических единиц и категоризация знания.

социокультурный язык культура лингвистический

Список использованной литературы

  • 1) Степанов Ю.С. «Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности» - М.: РГГУ, 1995 - 432 с.
  • 2) Золотова Г.А. «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса» - М., 1982
  • 3) Альбрехт Э. «Критика современной лингвистической философии» - М.: Прогресс, 1967 - 692-699 с.
  • 4) Маслова В.А. «Лингвокультурология» - М.: Академия, 2001 - 201-212 с.
  • 5) Апресян Ю.Д. «Образ человека по данным языка: попытка системного описания сознания» - Вопросы языкознания, 1995.
  • 6) Аскольдов С.А. «Концепт и слово» - М.: Русская словесность, 1997

Которые он несет - это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества.

Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая - непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная - это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества - насыщение внутреннего мира людей идеалами.

Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.

Речь - визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором.

Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель - достижение взаимопонимания.

Но чтобы общество не деградировало, каждый должен соблюдать правила хорошего тона - так называемую культуру речи. Она помогает людям грамотно и правильно общаться. И здесь находит свое отражение значимая роль языка в жизни общества.

Существует 3 нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный включает в себя различные правила и нормы человеческой речи: то, как люди должны говорить. Коммуникативный представляет собой правильное взаимодействие с другими людьми - участниками общения. А этический являет собой соблюдение определенных правил: «Где, с кем и как можно разговаривать».

С течением времени роль языка в жизни общества только усиливается. Все больше нужно передать, сохранить. Также язык превратился в некую науку, которую нужно постигать. Есть определенные правила, системы понятий, знаки и символы, теории и термины. Это все усложняет язык. Поэтому проявляются «семена» деградации общества. Все больше людей хотят «схалявить» и не уделять языку должного внимания.

Потому в последнее время наблюдается усиленная вульгаризация речевой практики. Общество выходит за пределы литературного языка, все больше людей используют жаргон, блатные выражения, ненормативную лексику.

Это актуальная проблема на сегодняшний день, ибо без поставленной невозможно решение общесоциальных, культурных и экономических вопросов.

Происходит криминализация человечества, что выражается в речи. Роль языка в жизни общества обычно недооценивается - это не считается наивысшим благом, которое у нас есть. Но нужно отдавать себе отчет в следующем: как человек говорит, так он и действует, и мыслит.

Сочинение

Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остается помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства. Язык – основное средство общения. Он служит для выражения мысли. Выражать свою мысль нужно всегда ясно, точно и образно, чему нужно научиться. Л.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.»

Русский язык – это язык русской нации. Изучая язык, мы изучаем культуру и историю страны. Впервые в современном виде русский язык появился в 19 веке, в эпоху А.С. Пушкина, так как он является основателем современного русского языка, на котором мы разговариваем, и который понятен всем.

Русский язык – официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы человеческой деятельности на территории Росси: на нем производится оформление всей документации, ведется преподавание во всех учебных заведениях.

Наша страна многонациональна и русский язык служит средством межнационального общения. Он является родным для большей части нашей страны.

Не менее важная роль русского языка в мире: он является интернациональным языком (одним из официальных языков ООН).

Русский язык кодифицирован, т. е. языковые явления упорядочены в единый свод правил.

Русский язык очень разнообразен. В нем огромное количество выразительных средств. Имеет огромный лексический запас. Богатство языка позволяет не только назвать предмет, его действие или признак, но и подчеркнуть оттенки, выразить через все это свое отношение к предмету речи. Например: Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои – рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль.)

Значения слов изменяются при помощи суффиксов и приставок, которые придают тончайшие смысловые оттенки: ходить – уходить – приходить – заходил; девочка – девчонка – девчушка; кузнец – кузница – кузнечик.

Одну и ту же мысль можно выразить и простыми и сложными предложениями: Алексей грустит. Алексею гркстно, оттого, что он не встретил друга.

Русский язык включает в себя как литературную (в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматике правила), так и нелитературную (просторечия, диалекты, жаргоны и арго – случаи отклонения от литературной нормы): специалист – спец

Русский язык богат и выразителен, играет огромную роль в истории цивилизации, что неоднократно отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.

Разделы: Русский язык

Цель:

  1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
  2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
  3. Формировать навык работы со словарями.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).

Ход урока

II. Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).

II. Выставка словарей на классной витрине.

1. Слово учителя.

Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.

Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.

И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.

А начнем прямо сейчас.

III. Словарная работа.

– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.

(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)

– Слово “язык” тоже многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

IV. Выборочный диктант.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).

V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)

1. Чтение текста учителем.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).

3. Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?

“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

VI. Вывод.

Слово учителя.

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.