Учительские университеты. Джин из спичечной коробки нереальные события выдуманные герои

Замечательному художнику Евгению Мигунову, другу Алисы, подарившему идею этой повести

Глава 1
Нежданный джинн

Просто нежданный гость – это полбеды. Нежданный джинн в доме – это целая беда.

Однажды в июне Алиса получила посылку.

Посылка была тяжелой и со всех сторон оклеена надписями: «Не кантовать!», «Верх», «Низ», «Бок».

Семья собралась вокруг стола, на котором лежала посылка.

Дедушка считал, что посылка напоминает коробку с хрустальным сервизом. Бабушка решила, что внутри ящика находится аквариум, папа предположил, что Алисе прислали супертелевизор, принимающий программы с Марса, только мама призналась, что не представляет, что там находится. Тогда домашний робот Поля, которого все называют домроботником, поднял руку и произнес:

– Попрошу всех покинуть квартиру.

– Почему? – спросил дедушка.

– Потому что, скорее всего, в ящике находится бомба замедленного действия. Наконец-то террористы добрались до семейства Селезневых. Они хотят отомстить Алисочке за то, что она разоблачила космических пиратов.

Все засмеялись, но не очень громко.

Когда тебе говорят, что на столе лежит самая настоящая бомба, ты, конечно, понимаешь, что это шутка. А потом думаешь: а вдруг это не шутка?

– Ты меня смешишь, – сказал дедушка. – Неужели мы с тобой сами не обезвредим какую-то глупую бомбочку?

Но робот Поля уже укатился на кухню и оттуда вызвал группу саперов, которые через три минуты влетели в открытое окно. Саперов было двое, они были одеты в бронекостюмы, за их спинами вертелись пропеллеры. Саперы понюхали, потрогали, осмотрели ящик. Особенно их заинтересовал обратный адрес: «Эпоха легенд. Древняя Аравия. Пещера джиннов».

Силовое поле окутало посылку невидимой преградой, которая все пропускает снаружи, но ничего не пропускает изнутри.

Затем главный сапер со всей осторожностью разрезал ножницами шпагат, которым была обвязана посылка, снял оберточную бумагу, сильными пальцами раскрыл фанерный ящик, и оказалось, что внутри его находится большой ком ваты.

Сапер принялся распутывать вату и вскоре утонул в ней по уши. Вата не могла выбраться из силового поля, и поэтому саперу было очень неудобно работать.

– Есть! – закричал он, но никто не увидел, что же он нашел. – Это не бомба, – сказал он. – Снимай защиту!

Второй сапер отключил силовое поле, и первый сапер упал на пол в ворохе ваты. В руках он держал большой медный кувшин. Старинный, украшенный чеканными узорами, заткнутый медной пробкой.

Сапер сказал:

– Тяжелый кувшин. Видно, полный вина.

– Алисочка не пьет вина! – возмутился дедушка.

Сапер поболтал кувшином, и изнутри донесся глухой звук.

Словно крик, заглушенный подушкой.

– Там кто-то есть! – воскликнула бабушка. – Там находится несчастный пленник! Срочно освободите его.

– Я бы на вашем месте хорошенько подумал, – ответил главный сапер. – А если это кричит какой-нибудь гигантский зловещий микроб?

– Или чудовище из болот Ядовитых гор? – поддержал его второй сапер.

Сапер поставил кувшин на стол, и все смотрели на него, ожидая, что будет дальше.

И тогда в полной тишине кто-то постучал по стенке кувшина изнутри.

– Неужели злобный микроб будет стучать? – спросила Алиса.

– А тем более чудовище из Ядовитых болот, – сказал папа.

– Они бывают жутко коварными, – не сдавался второй сапер.

– Тогда придется кому-то окружить себя силовой защитой, открыть кувшин и рискнуть жизнью. Я старый, меня не жалко, – решил дедушка.

– Я возражаю, – сказал сапер. – Человеческая жизнь бесценна.

И все посмотрели на Полю, потому что понимали, что робота, в крайнем случае, можно починить.

– Почему вы так на меня смотрите? – взволновался робот. – Вы хотите пожертвовать мною? Говорите правду! И ты, Алиса, такая же жестокая, как все?

– Я согласна сама открыть кувшин, – заявила Алиса.

– Но мы ей этого не позволим! – хором закричали саперы.

– А если меня исковеркает до неузнаваемости? – спросил домроботник Поля.

– Мы сделаем тебе оболочку лучше прежней, – сказал дедушка.

– А я могу отказаться? – робко поинтересовался робот.

– Отказаться ты можешь, – ответил первый сапер. – Каждый робот, который забывает, что его главная задача – охранять людей, может отказаться. Но тогда нам придется…

– Пустить его на переплавку, – вздохнул второй сапер.

– Они шутят! – воскликнула бабушка.

– Вот расплавим, тогда и посмотрим, – ответил ей сапер. – У саперов не бывает чувства юмора, потому что бомбы не смеются.

– Алиса, – произнес робот Поля. – Я завещаю тебе коллекцию монет.

– Я сама! – закричала Алиса, так ей стало жалко робота.

Отец схватил ее и прижал к себе.

Робот Поля подошел к столу. Саперы выпустили из генератора невидимое силовое поле, и робот оказался в нем, как в круглой банке.

Он обернулся, встретился взглядом с Алисой и кивнул ей. Алиса с трудом сдерживала слезы.

Робот поднатужился, вытащил пробку из кувшина, и оттуда вырвались клубы черного дыма. Видно было, как в дыму шевелится кто-то большой и страшный.

– Разве так встречают гостей? – послышался из дыма громовой голос.

Могучими ручищами неизвестное чудовище разорвало силовое поле и выросло до потолка.

Оказывается, в кувшине скрывался мужчина пожилого возраста с собачьими ушами, в чалме, украшенной драгоценными камнями, в расшитой куртке, распахнутой на груди, и широких шелковых синих шароварах. Его наряд заканчивался золотыми туфлями с острыми загнутыми носками.

– Я оскорблен и унижен! – рычал гость.

– Простите, – сказала Алиса, вырываясь из папиных рук и кидаясь к чудовищу. – Я вас узнала!

– Узнала?

– Вы Мустафа! Вы младший брат джинна Хасана ибн-Хасана, который помог мне, когда я путешествовала в эпохе легенд! Но почему вас прислали в посылке?

– А как мне еще до тебя добраться? – спросил джинн. – Я сидел в пещере на берегу Аравийского моря в медном кувшине и ждал, когда наступит ледниковый период. Но мне же было скучно! И я тогда спросил своего брата Хасана: «У тебя есть знакомая молодая волшебница, которая будет жить в далеком будущем?» И мой брат Хасан кивнул своей мудрой головой. «Ты сделал ей одолжение?» – спросил я. И мой брат Хасан подтвердил, что это именно так. И тогда я спросил: «Брат Хасан, можно ли мне немного размять ноги и слетать в далекое будущее, чтобы познакомиться с девочкой Алисой и слегка развлечься у нее в гостях?» И мой брат Хасан дал мне на это согласие. Тогда меня вместе с кувшином поместили в посылку. Эту посылку мой друг Синдбад-мореход отвез на край дикого леса, там отыскал в дупле векового дуба глубокоуважаемую машину времени, положил посылку со мной, то есть с кувшином, в машину времени и нажал соответствующую кнопку. Как я понимаю, посылку получили в вашем Институте времени и послали по почте дальше. И вот я оказался в твоем доме, я жду радости по поводу моего приезда, я жду музыки и развлечений, а вместо этого надо мной издеваются эти железные человечки.

– Простите, Мустафа, – сказала Алиса, – мне очень приятно с вами познакомиться. Но я совсем не ожидала, что вы приедете к нам в таком ящике. Я думала, что джинны приезжают на шелковых носилках или хотя бы верхом на слонах.

Мустафа сделал вид, что не услышал слов Алисы.

Вместо этого он строго спросил:

– А это что за людишки здесь собрались?

– Я как раз собиралась вас со всеми познакомить. Сначала с моей бабушкой Клавдией Матвеевной.

Джинн расплылся в улыбке. Он вытащил из мешочка, висевшего у него на поясе, скромный, но изящный нефритовый браслет и произнес:

– Дорогая Клавдия-джан. Всю свою жизнь я мечтал встретиться с такой мудрой и заслуженной женщиной, как ты. Я мечтал, что мы будем обсуждать с тобой строки древних сказаний, будем говорить о воспитании внуков и правнуков. Возьми мой скромный дар, Клавдия-джан, да хранит тебя небо. Этот браслет вырезан руками гномов в пещерах Бадахшанских гор.

Бабушка поблагодарила джинна, а Алиса познакомила с джинном дедушку. Алексей-ага получил в подарок от джинна сапфировые четки и шелковую чалму. Затем подошла очередь мамы. Маме досталось коралловое ожерелье. Папа Алисы особенно понравился джинну, и поэтому профессору Селезневу пришлось принять от джинна в подарок кривую саблю дамасской стали в серебряных ножнах.

Джинн сказал при этом:

– Учти, профессор-ага, этот клинок разрезает на лету конский волос. Хочешь попробовать? Возьми у любого своего коня и разруби!

– Простите, Мустафа, – сказал профессор, – но у меня дома нет ни одного коня.

– Не может быть, чтобы волшебница Алиса жила в такой бедной семье! Но у тебя должен быть хоть один верблюд!

– Простите, но у меня нет верблюда.

– Неужели на все хозяйство у вас только один осел? – расстроился джинн.

Он разволновался, пыхтел черным дымом, из глаз капали на ковер слезы, состоящие из серной кислоты, и прожигали в ковре дырки.

И тогда Алиса спасла положение.

– Вы не правы, глубокоуважаемый Мустафа! – воскликнула она. – Мой отец, премудрый профессор Селезнев, владеет несметными богатствами. У него есть железные слуги. Вот трое перед вами. – Она показала на саперов в касках и бронекостюмах и на домашнего робота Полю.

– То есть как? – удивился первый сапер. – Нас вызывали на обезвреживание, а теперь называют слугами!

– Вы свободны, – сказала им Алиса. – Спасибо за службу.

И она им так выразительно подмигнула, что саперы догадались, что Алиса шутит, взяли под козырек и дружно ответили:

– Рады стараться!

– Кроме того, мой премудрый отец, – продолжала Алиса, – владеет особым царством под названием Космический зоопарк, или Космозо. Слышали ли вы, Мустафа, о таком царстве?

– Нет, не приходилось, госпожа.

– Именно там собраны все самые страшные чудовища с разных звезд. И мой глубокомудрый отец повелевает ими, но держит в клетках, чтобы они не сожрали все живое.

– О небо! Какое счастье! – закричал Мустафа. – Я не ошибся! Я и на самом деле приехал в гости к могущественнейшему семейству на Земле.

И тут в комнату вошел марсианский богомол.

Надо сказать, что у Алисы всегда живут разные звери и птицы. Одни немного, другие подолгу, а марсианский богомол прижился навсегда. Потому что его почти не надо кормить и поить. Как известно, марсианские богомолы едят раз в месяц, а пьют только 29 февраля, в високосном году. Так что даже если все Селезневы, народ, как известно, беспокойный и непоседливый, разъедутся по разным концам Галактики, а домроботник Поля отправится на конгресс нумизматов, ничего с богомолом не случится. Он замрет посреди комнаты и не двинется, пока кто-нибудь не вернется.

Марсианский богомол похож на палку с круглыми глазами, приделанную к шести длинным, тонким, членистым, но очень крепким ногам. Ростом он Алисе по пояс. На первый взгляд к нему страшно подойти: заденешь слегка, и его ноги сломаются. Ничего подобного! Как-то богомол задумался, вышел на улицу и столкнулся со снегоуборочным комбайном. Комбайн спереди погнулся, а богомол только испугался и убежал обратно. Если, правда, бег богомола можно считать бегом. Его догонит и маленький ребенок. А когда он гуляет, то переставляет ноги, как сонная черепаха.

Надо добавить, что марсианский богомол – существо совершенно безмозглое, но доброе и привязчивое. И страшно любопытное.

Поэтому неудивительно, что, услышав шум в соседней комнате, богомол решил проверить, что же там случилось.

Он вошел в комнату, и никто, кроме Алисы, не обратил на это внимания. К марсианскому богомолу за несколько лет все настолько привыкли, что его не замечали. Алиса же испугалась – вдруг джинн Мустафа примет богомола за злого духа и захочет его убить?

– Не бойся, Мустафа! – воскликнула Алиса, кидаясь вперед, чтобы встать между богомолом и джинном. – Он не кусается.

– А я знаю, что он не кусается, – спокойно ответил джинн.

Он шагнул вперед, протянул лапищу и почесал когтем между выпуклыми круглыми глазами богомола.

Только знатоки марсианского животного мира и сами марсиане знают, что богомолы любят, чтобы их чесали между глазами.

Богомол замер от наслаждения, а Мустафа, к всеобщему удивлению, объяснил:

– Не удивляйтесь, уважаемые Селезневы. Я хотел бы признаться, что свою бурную молодость я провел не в кувшине, а немало путешествовал и шалил. Как-то мой дядя Эль-Менеджер взял меня на загадочную красную планету, которая поднимается кровавым оком над уснувшей пустыней. Мы побыли там недолго, потому что там нечего пить, нечего есть и нечем дышать. Сами жители той планеты обитают в пещерах и прячутся от яркого света. А по пустыне бегает только вот такая саранча, как ваш друг. Есть саранчу нельзя, потому что в ней только жилы и кости.

– Вы бывали и на других планетах? – спросил дедушка.

– Бывал, – ответил джинн и широко зевнул. Из его пасти вырвалось облако дыма.

Алиса поняла, что первое знакомство состоялось и обошлось без жертв. Пора сделать перерыв.

– А теперь, наш дорогой гость, – сказала она, – вам пора отдохнуть. Дорога была трудная, ваш возраст требует отдыха.

– О, как ты права, премудрая девица! – согласился Мустафа.

– Но где ты будешь спать?

– Удобнее всего мне спать в кувшине. Я уже привык. Ты меня заткнешь пробкой, чтобы шум вашего уважаемого города не мешал мне отдыхать.

Алиса, конечно же, согласилась.

Джинн подпрыгнул, взялся руками за горло кувшина, опустил внутрь ноги и, уменьшаясь, исчез в его горлышке. Когда снаружи осталась только голова и руки, джинн помахал на прощание Алисе и сказал:

– Спокойного сна, до встречи завтра утром. Разбуди меня на рассвете и не забудь, что на завтрак я пью чай с молоком!

С этими словами джинн исчез и сразу захрапел.

Алиса плотно заткнула кувшин пробкой.

И все на цыпочках, чтобы не побеспокоить гостя, разошлись по своим комнатам.

Так джинн Мустафа поселился в доме Селезневых.

Глава 2
Продай козу!

Жизнь в доме сильно осложнилась. Джинн Мустафа оказался существом неумным, жестоким и совершенно невоспитанным. Робота Полю он считал ничтожным рабом, пользоваться вилкой и ложкой не желал, все хватал со стола руками, жаловался, что его плохо кормят, и грозился уйти жить к соседям. К тому же он скучал и требовал, чтобы его развлекали.

В театр его водить было нельзя. Однажды Алиса попыталась это сделать. Она повела его на балет «Лебединое озеро». Джинн вел себя там так неприлично, что лучше и не вспоминать.

Мало того, что он выскочил на сцену и стал танцевать танец маленьких лебедей, так потом еще гонялся за одной балериной и кричал, что хочет на ней жениться.

Спектакль был сорван, женщины плакали, мужчины едва сдерживали гнев, некоторые даже требовали отправить джинна обратно в сказочную Аравию.

В книжках описаны случаи, когда джинны по разным причинам попадали в наши времена. И в конце концов с ними справлялись. Правда, это были выдумки писателей, а Мустафа существовал на самом деле. Джинны из книжек бывают скорее смешными, чем страшными. Какой-нибудь старик Хоттабыч вообще кажется добрым, хоть и сварливым дедушкой. Разумеется, на самом деле ничего подобного от джинна ожидать нельзя. Тем более что он всего-навсего приехал в гости, и за месяц его не перевоспитаешь.

К тому же было неизвестно, на сколько джинн приехал в гости.

– Не расстраивайся, Алиса, – сказал механик Зеленый, который как-то зашел к Селезневым в гости. – В крайнем случае мы его возьмем с собой в космос и потеряем вместе с кувшином в вакууме. Лет через тысячу его найдут…

– Это жестоко, – ответила Алиса. – Он же не виноват, что его никто никогда не воспитывал.

– Вот именно, – прорычал джинн Мустафа. Он беззвучно вошел в комнату, где происходил этот разговор, неожиданно схватил механика за шиворот и выкинул в окно.

– Как ты смеешь! – закричала Алиса.

– А как он смеет терять меня в космосе? – ответил вопросом на вопрос джинн.

Алиса побежала вниз, Зеленый с трудом поднялся с клумбы и сказал грустно:

– Я вас предупреждал!

С ним всегда случаются неприятности. И механик Зеленый давно не ждет от жизни ничего хорошего.

На третий день Алиса повела Мустафу на станцию юных натуралистов, ту самую, что занимает часть парка, бывшего Гоголевского бульвара. В зарослях пальм и сосен раскинулся мир чудес. Юные ботаники из соседних школ выращивают здесь вишни размером с арбузы и квадратные арбузы, чтобы их было удобнее перевозить, там вывели породу кур, покрытых курчавой шерстью, и назвали их куровцами. Эти куровцы несут яйца, а кроме того, их раз в месяц стригут. Известный многим Пашка Гераскин скрестил как-то обыкновенного комара с серой перелетной птицей. Получился комгусь – комар крупнее вороны и настолько страшный, что от него разбегалось все живое.

В этом уголке, который еще называют биостанцией, с увлечением трудятся Алиса и ее друзья, а также постоянно живут некоторые звери и птицы. Самые знаменитые из них – жираф Злодей и питекантроп Геракл. Геракла привезли на машине времени из древнейшей Индонезии, где он начал превращаться в человека, но не успел, потому что его хотел сожрать саблезубый тигр. Про него рассказывают, что он не дал улететь комгусю в Ледовитый океан, а убил его дубинкой, сделав таким образом важный шаг на пути превращения обезьяны в человека.

Алиса с утра позвонила на биостанцию и сообщила друзьям, что приведет гостя – джинна Мустафу. Близняшки Маша и Наташа Белые стали готовить к его приходу халву и шербет, потому что знали, как ублажить джинна, а Джавад Рахимов обещал сделать плов, какой делают только в его родном городе Баку.

Жираф Злодей, добрейшее существо высотой шесть метров, вымылся с шампунем, и только обезьяночеловек не проявил никакого интереса к визиту настоящего джинна, а объелся бананами и заснул.

Джинн потребовал, чтобы его везли по городу в кувшине, потому что вдруг начал стесняться людей отдаленного будущего. Алиса так и сделала. Она опустилась на флаере у биостанции, вытащила медный кувшин и под музыку игравшего на губной гармошке Пашки Гераскина принесла кувшин на площадку у входа на станцию, поставила на песок и вытащила пробку.

– Вылезай, Мустафа-ага, – сказала она, – приехали.

– Что-то мне не хочется вылезать, – ответил из глубины кувшина джинн, – поехали домой.

– Еще чего не хватало! – возмутился Пашка. – Мы готовились, старались, а он не хочет. Дай-ка мне кувшин, я вытряхну твоего джинна наружу!

Пожалуй, этого говорить не следовало.

Раздался отвратительный вой, и джинн Мустафа выскочил из кувшина со скоростью прыгающего льва.

Кувшин покатился в сторону, жираф Злодей подскочил так, что ударился рогом о пролетавший мимо воздушный шар, но, к счастью, никто не пострадал.

– Это кто меня чуть не вытряхнул? – взревел джинн, играя мышцами. – Мысленно попрощайся с матерью, которая имела неосторожность произвести тебя на свет, бездельник!

Аркаша Сапожков, который стоял неподалеку, развернув лист со стихами приветствия гостю из эпохи легенд, упал от поднявшейся бури. А стихи унесло на другой конец Москвы.

Лишь питекантроп Геракл ничего не испугался.

Он вышел вперед и начал бить себя кулаками в грудь, отчего получался звук, словно колотят молотком по пустой железной бочке.

Джинн Мустафа оторопел от звука и, конечно же, от вида обезьяночеловека.

– Это еще что такое? – спросил он куда тише, чем вопил минуту назад.

Геракл, переваливаясь, направился к всесильному джинну.

– Изыди! – загремел джинн и дыхнул в питекантропа огнем, опалив тому шерсть. Но Геракл – самое отважное создание в мире.

Он продолжал наступать на джинна, а джинн продолжал отступать.

– Это див! – закричал он. – Это сам дьявол! Мое могущество бессильно перед порождением адского пламени.

Мустафа упал на колени и наклонился вперед, намереваясь удариться головой о песок.

Все могло плохо кончиться, но Алиса не растерялась. Она кинулась вперед, обняла руками толстую шею Геракла и начала быстро шептать ему в ухо:

– Геракл, миленький, это свой, свой, только очень глупый джинн! Это гость! Давай его встретим и будем любить! Ну, Геракл, не опозорь нас!

Геракл почти не умеет говорить, но все понимает. И, уж конечно, он не хотел бы подвести свою любимицу Алису.

Он поднял волосатую ногу и поставил ступню на затылок джинна, замотанный шелковой чалмой.

– Геракл! – произнесла тогда Машенька Белая. – Сейчас же отойди, а то останешься сегодня без компота.

Это была страшная угроза. Геракл задрожал, взвыл и отскочил от джинна.

Мустафа приподнял голову, но так и остался стоять на коленях.

– Алиса, – сказал он, – попрошу немедленно вернуть меня в кувшин. Ваш мир захвачен страшными дивами, суккубами и инкубами. Честному джинну здесь нечего делать.

– Открой глаза, о высокочтимый Мустафа, – ответила Алиса. – И посмотри, с каким почетом тебя встречают на нашей биостанции.

Мустафа осмелился открыть глаза и увидел Пашку, который играл на гармошке «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» композитора Хачатуряна: он считал, что древние джинны любят эту мелодию.

Затем Мустафа увидел вежливого и воспитанного молодого человека Аркашу Сапожкова, который на хорошем персидском языке читал стихи Омара Хайяма, приветствуя высокого гостя. К сожалению, джинн никогда не был в Персии и персидского языка не знал. Да и с Омаром Хайямом не встречался.

Через два дня Алиса, опасаясь, как бы джинн не умер от голода и не задохнулся, спросила, вытащив пробку:

У тебя все в порядке, Мустафа?

У меня все в порядке, - ответил джинн. - Но скоро я подохну от скуки. Ты должна отвести меня в гости к своим друзьям.

К каким?

К маленьким. Я не люблю больших друзей. Друг должен меня бояться, разве непонятно?

Алисе это было неприятно, но она не стала спорить с джинном.

И когда Алиса совсем уж было пришла в отчаяние, выход нашелся сам собой.

Ей позвонил старый папин приятель Герман Шатров.

Алиса, - сказал он, - вся Москва говорит, что у тебя живет настоящий джинн, куда страшнее любого дракона.

Алиса оглянулась, не подслушивает ли гость. Но гостя не было. Его голос доносился из кухни - Мустафа давал советы домашнему роботу Поле, как жарить курицу.

Живет, - призналась Алиса Герману. - Страшное дело. Весь дом ждет не дождется, когда же он нагостится.

А он что думает по этому поводу?

Ах, Герман, - сказала Алиса, - эти джинны живут так подолгу, что для них наше «долго» все равно что минутка. Не исключено, что он проживет у нас...

Пять лет?

Не пугай, - рассмеялась Алиса. - Я хотела сказать - до осени.

Почему не дольше?

Потому что все эти джинны страшно теплолюбивые. Он боится сквозняков, холода, ветров и даже росы. С минуты на минуту он ждет начала ледникового периода.

Послушай, Алиса, - сказал Герман. - А как ты смотришь на то, чтобы отдать мне твоего джинна недельки на полторы?

Замечательно!

Мы тут снимаем фильм. По старинной детской повести «Старик Хоттабыч». Ты не читала такую?

Этой повести больше ста лет. Написал ее писатель Лагин. Там рассказывается о том, как один мальчик, который жил у нас в первой половине двадцатого века, случайно нашел кувшин, где был спрятан джинн.

Трудно поверить.

Что джиннам у нас делать?

Ну, это фантастическая повесть! Это сказка! Ее очень любили дети двадцатого века.

И что же делал тот джинн? - спросила Алиса.

Они с мальчиком очень подружились, и постепенно джинн настолько привык к нашей стране, что решил никогда ее не покидать. Он даже устроился работать радистом на полярную станцию.

Зачем на полярной станции радист? - спросила Алиса.

Все это происходило очень давно. Тогда даже телевизора не было. Но книжка получилась веселая.

Старик Хоттабыч, так звали джинна, ходил в цирк, на стадион и всюду попадал в смешные истории. Фокуснику он решил показать, как делать настоящие чудеса, а футболистам подкинул на поле много мячей, чтобы им всем хватило. И вот, снимаем исторический фильм для детей о старике Хоттабыче.

А зачем вам нужен мой Мустафа?

Одного джинна мы нашли. Это пенсионер, чемпион мира по длине бороды. Добрейший старичок. Его теперь даже внуки Хоттабычем зовут. Но в фильме у нас должен быть еще один джинн, старший брат Хоттабыча по имени Омар Юсуф. Это отрицательный герой. Настолько отрицательный, что в конце концов от него отделались, запустив в космос. Как ты думаешь, твой джинн не согласится у нас сняться в такой роли?

Мустафа никогда не согласится быть плохим джинном, - сказала Алиса. - Он думает, что все джинны хорошие.

Вот именно! - рявкнул Мустафа, который незаметно вошел в комнату. - Кто решил, что я плохой джинн? Тогда он пускай готовится к смерти. От него останется порошок и мокрое место.

Герман Шатров смотрел на Мустафу, широко открыв глаза.

Это чудо! - воскликнул он. - Второго такого джинна нам никогда не найти. Теперь я понимаю, почему джиннов так боялись дети!

И не только дети, - поправил его Мустафа и почесал когтями волосатую голую грудь. - Меня боялись целые армии. Из-за меня убежал из Индии Александр Македонский. Ты его знаешь?

Читал, - осторожно сказал Герман.

Алиса подмигнула Герману. Мустафа опять выдумывал - он только вчера посмотрел по телевизору исторический фильм об Александре Македонском и страшно завидовал славе древнего полководца.

Чем ты мне заплатишь? - спросил Мустафа.

Боюсь, что рубинов, алмазов и жемчуга у меня нет, - признался Герман.

Этого добра у меня целые сундуки, - расхохотался джинн. - Ты меня соблазни чем-нибудь бесценным, чистым, как весенний цветок.

Я обещаю тебе славу, - сказал Герман.

Какую? Неужели ты дашь мне войско, чтобы победить твоего ничтожного соседа и стать славным полководцем?

Нет. Я обещаю тебе аплодисменты зрителей, цветы поклонниц, наградные вазы и миллион писем от почитателей.

Чепуха, - проворчал джинн, - я не умею читать и не намерен учиться. Пускай учатся слабые!

Тебе даже не надо учиться, - сказал Герман. - Мы дадим тебе секретаря, который будет читать для тебя все вывески и объявления. Конечно, если тебе некогда играть в кино, то скажи - и мы найдем другого артиста.

Только попробуй! - рассердился Мустафа. - Или я играю главную роль, или я разнесу на куски все твое кино.

Просто уж и не знаю, что тебе сказать, - произнес Герман.

Но глаза у него были хитрые и смеялись. Он заманил к себе Мустафу, хоть Мустафа думает, что это он сам решил играть в кино.

Мустафа обернулся к Алисе и спросил:

А что думает по этому поводу моя недостойная сестра?

Я всю жизнь мечтала сняться в кино, - сказала Алиса, - чтобы потом все жители Земли и всей Галактики видели меня на экране или по телевизору и говорили: «Какая красивая девочка! Какая талантливая актриса!»

Мустафа знал, что такое кино и что такое телевизор. По вечерам его было не оттащить от экрана, особенно если показывали мультики. Поэтому слова Алисы ему были понятны. Но все же он продолжал сомневаться.

А вдруг, - сказал он не очень уверенно, - они захотят посмеяться над несчастным доверчивым и добрым джинном!

Если ты заподозришь что-то подобное, - удивилась Алиса, - неужели ты не сотрешь с лица Земли всю съемочную группу, а заодно и всю киностудию?

Сотру, - согласился джинн и обернулся к экрану видеофона. - Я согласен сниматься в вашем ничтожном фильме. Но только попробуйте не заплатить мне аплодисментами и премиями!

Нужно ли говорить, что, когда Алиса привезла Мустафу на съемочную площадку, при виде настоящего дикого и злобного джинна все заверещали, а некоторые смертельно перепугались. Мустафе там понравилось.

Только старика Хоттабыча он не уважал. Он его щипал, дергал исподтишка за бороду и ругал по-арабски.

Так как снимали исторический фильм, то со всей Москвы, из всех театров и даже музеев на площадку свезли множество вещей и инструментов, которыми пользовались древние люди в середине двадцатого века. Когда Алиса пришла в первый зал, где подготавливали декорации, она там увидела вот что: трамвай, примус, галоши, чайник, железный утюг, гладильную доску, этажерку, покрытую кружевной салфеточкой, патефон, модель самолета биплана, кровать с никелированными шариками на спинке, красный галстук, много портретов всяких забытых людей с усами и лысинами, в париках и шляпах, корыто, подкову, колесо от телеги, амбарный замок, эмалированную кастрюлю, шесть сковородок, валенки с заплатами, лапти изношенные и лапти новые, прялку, сани, ящик гвоздей и шурупов, костыли, шелковый веер, керосиновую лампу, связку толстых свечей, сундук, ножную швейную машинку, карету и еще массу вещей, которые Алиса не успела разглядеть.

Среди всего этого богатства стояла костюмерша, а может, реквизиторша Оксана с толстой белой косой и розовыми щеками. От нее пахло земляникой, и она казалась случайно залетевшей на свалку бабочкой.

Что делать? - спросила она у Алисы.

И тут Алиса увидела, что в глубине зала, за грудами вещей, стоят пожилые и даже старые люди. Человек десять.

Девушка-реквизитор заметила удивление Алисы и объяснила:

А это наши консультанты. Мы позвали сюда самых ученых стариков и старушек, чтобы они объяснили нам, какие из этих вещей были в ходу в тысяча девятьсот тридцатом году, а какие еще раньше. Вот они и думают.

Это очень сложно, - сказала Алисе одна бабушка. - Мне вот сто двадцать лет, и я совершенно забыла, в каком году по Пушкинской площади ходил трамвай, а в каком - троллейбус.

А я стараюсь решить, - вмешался в разговор старик с бородой почти такой же длинной, как у джинна, - что было сначала, свечки или керосиновые лампы? А вы как думаете?

Сначала все грелись у костра, - сказала Алиса, - и ложились спать на закате.

Чепуха! - возразил Мустафа, который тоже стоял в зале, где были разложены вещи. - Сначала были светильники. Причем некоторые из них волшебные. У нас в Аравии рассказывают о недостойном отроке Аладдине, который вызывал джинна с помощью светильника. Так вот, я уполномочен заявить, что это - сказка, и только сказка! Ни один уважающий себя джинн не будет связываться со светильниками.

Старики и старушки попрятались среди перин, сундуков, и некоторые даже залезли в трамвай. Девушка-реквизитор покраснела, но решительно заявила:

Я попрошу вас не пугать консультантов. Мы обещали докторам и правнучатам консультантов не волновать их. Пожалуйста, уходите отсюда и не кричите.

Смелая девушка! - вдруг улыбнулся Мустафа. - И очень красивая. Я ее беру.

Куда же ты ее берешь? - спросила Алиса.

Я ее беру к себе в гарем, - сказал джинн. - Она будет моей младшей любимой женой.

А где же твои старшие и нелюбимые жены? - спросила Алиса. Она и не подозревала раньше, что у Мустафы есть семья.

Мои старшие жены, к сожалению, умерли от старости, - ответил Мустафа. - Я же джинн, а они просто женщины. Я должен откровенно сказать, что, когда эта ваша русская красавица умрет от старости, я все еще буду таким же молодым и крепким мужчиной, как сегодня.

Джинн подкрутил усы, вытащил свой золотой гребень и принялся их расчесывать, как кот, который вылизывает свою шерсть.

Нет, - сказала Оксана, - пожалуй, нам лучше обойтись без вас, господин Мустафа. У вас совершенно неподходящий характер.

А у тебя, красавица? - спросил джинн. - Разве у тебя не отвратительный характер!

Мой характер нравится моему жениху, к тому же я не люблю лысых ушастых брюнетов.

Я постригу уши, - ответил джинн. - Затем я растерзаю твоего жениха, а потом украду тебя на ковре-самолете.

Тут в зал вошел Герман Шатров вместе с режиссером картины, невысоким человеком по фамилии Юзовский.

Они так и замерли, увидев Мустафу.

Это то, что мне нужно! - воскликнул Юзовский. - Это самый настоящий Омар Юсуф, джинн-хулиган. Я искал его всю жизнь!

Он протянул джинну руку и сказал:

Рад с вами познакомиться. Мы будем работать вместе. Мы получим самые высокие премии! Я вам гарантирую «Оскара».

Джинн Мустафа не знал, что «Оскар» - это знаменитая премия, которую дают за лучшее кино. Поэтому он ответил:

Никакого Оскара мне не нужно. У меня и без него достаточно рабов. Я буду у вас сниматься, если получу в награду вот эту красавицу!

Пускай не мечтает! - обиделась Оксана-реквизитор. - Дожили! Только посмейте расплачиваться с актерами честными девушками! Профсоюз не даст меня в обиду!

Может быть, вам подойдет дворец? Или катер? Или космический корабль? - спросил режиссер.

Все призы и премию Мира! - крикнул Герман.

Или девица, или ничего!

Подождите, - сказала тогда Алиса. - Я знаю, что делать. Можно я одну минуту поговорю с джинном один на один?

Разумеется, никто не возражал.

Алиса потянула джинна в угол за позолоченную карету и шепотом сказала:

Я полностью на твоей стороне, Мустафа. Я согласна с тем, что тебе нужна новая младшая красивая жена.

Разумеется, - ответил Мустафа. - Представляешь, возвращаюсь я в свою аравийскую пещеру, и тут же открываются все кувшины, в которых сидят мои родственники. Они выглядывают оттуда и спрашивают: что же ты привез из отдаленного холодного будущего, Мустафа? А я откидываю чадру с моей младшей жены, и они умирают от зависти! И я остаюсь последним и единственным джинном на Земле.

Замечательно! - сказала Алиса. - Я представляю, как погибают от зависти Хасан, Максуд, Мухаммед...

Али, - подхватил Мустафа. - Другой Хасан, Саллахаддин, Хуссейн...

Но есть одна маленькая сложность, - прошептала Алиса. - Конечно, тебе она покажется пустяком. И ты даже рассмеешься. Но я, как друг, должна тебя предупредить.

Говори свой пустяк!

Ты не спросил, кто же жених этой девушки с золотой косой и розовыми щеками.

Наверно, какой-нибудь ничтожный студент-математик или, что еще хуже, поэт-песенник!

Ты не угадал, мой драгоценный Мустафа, - сказала Алиса. - Хотя ты даже знаком с ее женихом.

Конечно! Ее жених живет в Космическом зоопарке, в пруду, и его зовут Бронтя. Помнишь бронтозавра, большого, как гора? Это он, ее жених. Он очень любит свою невесту. Но я думаю, что, когда ты скажешь ему, что берешь Оксану в младшие жены, бронтозавр тут же заплачет и согласится с тобой.

Конечно, - важно кивнул Мустафа. - Он заплачет и убежит. И я его презираю за это. Ничтожная ящерица! Как я его презираю!.. И ты говоришь, что он посмел напроситься в женихи к этой девушке?

Но он же не знал, что ты приедешь сюда!

Конечно... - Мустафа задумался. Он думал минуты две и думал так настойчиво, что слышно было, как поскрипывают его мозги, когда мысли пробираются сквозь узкие извилины.

А знаешь что? - вдруг спросил Мустафа. - Я тут подумал... я подумал и решил. Зачем мне такая толстая некрасивая невеста? Обойдусь я без нее! Я найду себе лучше... может быть, подожду, пока ты подрастешь, и возьму тебя, Алиса, в младшие жены. Разве ты хуже этой щекастой девицы?

Кому что нравится, - скромно ответила Алиса.

Пускай они дадут мне все награды, которые этот фильм получил на международных и галактических фестивалях! - сказал джинн. - И еще пускай мне дадут этого самого Оскара. Он будет чистить мне лаковые туфли!

И девушка Оксана нам не нужна?

Какая еще Оксана? - удивился джинн. - Не знаю никакой Оксаны. Где режиссер? Мне не терпится начать сниматься в кино! Я покажу всему человечеству, какие добрые, интеллигентные и сообразительные бывают джинны.

И, подмигнув Алисе, джинн Мустафа зашагал в съемочный зал. Свой медный кувшин он держал под мышкой.

Вслед ему со страхом глядели консультанты и девушка Оксана.

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь) ; учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.

С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.

2. Назовите главных героев произведения.

Где происходят описанные события?

Почему Алиса осталась без присмотра взрослых?

Что искали подводные археологи?

Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?

IV. Работа над темой урока.

1) Переходим к исследованиям.

Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения.

Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка-все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.

2) Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными, какими фантастическими качествами наделил их автор и для чего.

Анализ литературных героев.

Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Алиса. Кто она? Алиса - девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего - Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

Что реального и фантастического в портрете космонавта?

Космонавт. Описание космонавта.

С какой целью прибыл на землю?

Его отношение к жизни.

Составление синквейнов (по вариантам).

Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.

Продолжаем исследование.

Кто разрушил планы космонавта?

Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?

Почему произведение называется «Джин из коробки»?

Предложите свои варианты названий произведения.

Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?

Как вы думаете, как сложилась судьба космонавта?

1. Добро побеждает зло.

2. Дружба помогает преодолеть любые преграды.

3. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.

Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.

Закончите предложения:

Дружба-это…

Друг-это…

V. Рефлексия.

Какую гипотезу мы сегодня доказывали?

Какие факты привели в качестве доказательств.

(Описание пейзажа, герои произведения, характер героев повести, поступки героев повести, тема произведения, идея произведения)

- Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

VI. Оценки за урок.

Кого из наших научных сотрудников можно поблагодарить за стремление к познанию истины?

VII. Домашнее задание.

Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.

Конспект открытого внеклассного мероприятия

Тема: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Цель: формирование способности формулировать нравственные суждения по прочитанному произведению.

Задачи:

Формировать гибкость и скорость чтения; развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы; развивать творческое воображение;

Развивать у детей осознанность чтения вслух и про себя художественного текста;

Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Ход урока

    Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

    Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III . Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

    Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.

-С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.
    Назовите главных героев произведения.
Где происходят описанные события? Почему Алиса осталась без присмотра взрослых? Что искали подводные археологи? Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту? IV .Работа над темой урока. 1)Переходим к исследованиям. Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения. Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка-все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече. 2)Продолжаем исследования, после прочтения,нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными, какими фантастическими качествами наделил их автор и для чего. Анализ литературных героев. Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Алиса. Кто она? Алиса - девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего - Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

Что реального и фантастического в портрете космонавта? -Космонавт. Описание космонавта. -С какой целью прибыл на землю? -Его отношение к жизни. Составление синквейнов (по вариантам). Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки. Продолжаем исследование. Кто разрушил планы космонавта? Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические? Почему произведение называется «Джин из коробки»? Предложите свои варианты названий произведения. Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение? Как вы думаете, как сложилась судьба космонавта?
    Добро побеждает зло. Дружба помогает преодолеть любые преграды. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.
Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю. Закончите предложения: Дружба-это… Друг-это…
V . Итог урока. -Какую гипотезу мы сегодня доказывали? -Какие факты привели в качестве доказательств. (Описание пейзажа, герои произведения, характер героев повести, поступки героев повести, тема произведения, идея произведения) - Что особенно запомнилось на уроке? -Что понравилось? -Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? -О чём хочется продолжить разговор?
Мне понравилось… Я понял, что… Я научился… Я сегодня работал … Хочу поговорить о …
VI . Оценки за урок. Кого из наших научных сотрудников можно поблагодарить за стремление к познанию истины? VII . Домашнее задание. Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.