Проект по обучению грамоте "игры со словом". Педагогический проект проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему Проекты по грамоте в доу

Проект "Волшебный-кубик"

Воспитатель первой квалификационной категории

Конева Тамара Петровна

с.Мужи 2016

Направление: творческое.

Сроки реализации: 1 год.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

    развивать артикуляционный аппарат;

    закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;

    развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

    диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

    наблюдения;

    анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения, изготовили кубики разной величины, карточки - символы, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, учитель - логопед провел консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".

Деятельностный этап включает в себя проведение мастера - класса для родителей "Говорунок", консультацию учителя - логопеда "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения:

Кубик "Артикуляционная гимнастика";

Кубик "Звук (О, А, У и др.) в начале слова";

Кубик "Кто в домике живет?";

Кубик "Четверостишия";

Кубик "Цепочка слов";

Кубик "Чистоговорки";

Кубик "Найди пару";

Кубик "Ветерок";

Кубик "Собери букет";

Кубик "Настроение";

Кубик "Пальчиковая гимнастика".

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете, городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Критерии отслеживания результатов:

    дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

    дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

    дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Предлагаем вниманию коллег игры на развитие звуковой культуры речи детей.

Кубик "Ветерок"

Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.

Описание кубика. На гранях кубика изображены цветок, ворота, ладошки, веточка, султанчик, туча. Подвижные силуэты из легких бумажных, ватных материалов, закрепленные на леске.

Ребенок выбирает грань и с помощью воздушной струи выполняет разнообразные задания: мяч загнать в ворота, листик расположить на ветку дерева, бабочку посадить на цветок и др.

Кубик "Артикуляционная гимнастика"

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Описание кубика. На гранях кубика изображение: солнышко, лошадка, стрекоза, лягушка, уточка, слоненок. Возможно использование сказки и стихотворного материала.

    Упражнение "Солнышко": язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.

    Упражнение "Стрекоза": язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.

    Упражнение "Лягушка": язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.

    Упражнение "Слоненок": увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку.

А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну:

    Упражнение "Лошадка": увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, -улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.

Цок-цок-цок-цок!
Я лошадка - Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок-цок-цок-цок!

Покатался язычок на лошадке и отправился домой - язычок спрятать.

Кубик "Чистоговорки" (звук Ш)

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Описание кубика: каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

Список литературы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,1980.

3. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана - Граф, 2003.

4. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.

5. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска

Педагогический проект

«Играем – грамоте обучаем»

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Разработала:

учитель-логопед Зюсько Н.В.

2015 г.

Педагогический проект «Играем – грамоте обучаем»

По продолжительности: среднесрочный (2 месяца).

По числу участников проекта : групповой ( участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели , родители воспитанников) .

По содержанию: обучающий .

По доминирующей деятельности : игровой .

Актуальность проблемы.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму . Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является игра. Именно через нее легко и доступно усваиваются необходимые знания, формируются навыки и умения для дальнейшего развития личности. Дидактическая игра – это своеобразное средство обучения, которое имеет два значения: учебное и игровое. Цель дидактической игры заключается в том, что она позволяет детям решать интеллектуальные задачи в игровой форме.

В нашей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки дидактической игры, база настольно-печатных игр по обучению грамоте является очень скудной, родители детей плохо ориентируются в многообразии дидактических игр, их выборе и применении для своего ребенка, проявляют низкую активность в коррекционном процессе своих детей.

Цель проекта: активизация роли родителей в обучении грамоте детей с ОНР через дидактические игры.

Задачи проекта:

    расширять и систематизировать представления родителей по тематике: «Игры в обучении грамоте дошкольника».

    вовлекать в коррекционную деятельность всех членов семей воспитанников на основе игрового взаимодействия со своим ребенком.

    оборудовать педагогический процесс дидактическими играми по обучению грамоте с усложнениями и вариативностью, в соответствие с возрастом и интересами детей.

    формировать у детей навыки дидактической игры, чтения и письма.

    развивать коммуникативные навыки, активизировать познавательную активность детей и их родителей.

Предполагаемый результат:

1. Активизация роли родителей в обучении грамоте дошкольников с ОНР.

2. Повышение компетентности родителей по вопросам игровой деятельности и обучению грамоте в дошкольном возрасте, вовлечение в коррекционную деятельность членов своих семей.

3. Пополнение базы настольно-печатных дидактических игр по обучению грамоте в группе детского сада.

3. Подборка словесных дидактических игр по обучению грамоте.

4. Формирование у детей навыков дидактической игры, чтения и письма.

5. Повышение познавательной активности, интереса к дидактическим играм у детей и их родителей.

1 этап

Подготовительный

    Доведение до участников проекта важности данной проблемы.

    Составление перспективного плана мероприятий.

    Материально-техническое оснащение проекта.

    Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

    Организация методической работы.

2 этап

Основной

Взаимодействие с детьми

ТЕМА

ПРОВОДИМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Слово. Предложение»

Словесные дидактические игры :

«Я дарю тебе словечко», «Словесная цепочка», «Назови предметы словами», «Назови действия словами», «Назови признаки словами», «Загадки», «Похожие слова», «Угадай, какое слово загадали», «Испорченный телефон», «Подбери синонимы», «Скажи наоборот» (антонимы), «Не зевай, слова добавляй», «Повторялки», «Составь предложение» (по опорному слову, по схеме, с определенным словом), «Сколько слов в предложении», «Чего не стало?», «Исправь ошибки в предложении», «Съедобное-не съедобное».

«Веселый поезд», «Сколько слов в предложении», «Составь предложение по схеме», «Игра в слова», «Умные кубики», «Карусель из слов, букв и слогов», «Ромашка».

Компьютерная игра «Логика».

«Звуки и буквы»

«Слови звук в ладошку», «Звук заблудился», «Четвертый лишний», «Найди букву», «Один-много», «Чего не стало?», «Превращалки», «Буква потерялась», «Восстанови букву», «Звуковая дорожка», «Кто больше назовет?», «Составь слово из звуков»

Настольно-печатные дидактические игры: «Пазлы с буквами», «В гостях у сказки», «Карусель из слов, букв и слогов» «», «Магазин», «Укрась елочку», «Звуковое лото», «Помоги Незнайке», «Найди пару», «Домино с буквами», «Мозаика с буквами», «Соедини букву с картинкой», «Посели слова в домики», «Ромашка», «Зачеркни букву...»

Игры с предметами: «Учимся писать» (вышивание без иглы), буквы и предметы на магнитах, «Выложи букву» (из палочек, нитей, бусинок, пуговиц, семян и т.д.), «Сделай букву» (из проволоки, теста, пластилина, бумаги и т.д.)

Компьютерная игры: «Учимся говорить правильно», «Баба Яга учиться читать»

«Гласные звуки», «Деление слов на слоги»

Словесные дидактические игры:

«Хлопушки» (деление на слоги), «Кто больше слов подберет?», «Слово измени, окончание назови», «Четвертый лишний», «Капитаны» (чтение слогов), «Телеграмма» (слоги), «Пальчики здороваются» (на каждый слог), «Закончи слово», «Добавь слог», «Молоток», «Не зевай, слова добавляй», «Повторялки».

Настольно-печатные дидактические игры: «Многоэтажный дом», «Поезд» (с разным количеством окошек), «Азбука», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери слова» (из слогов), «Ромашка»

Мультимидийные призентации: «Куп-куп, кап-кап», «Пик,пак,пок» Компьютерные игры:

«Согласные звуки», «Согласные твердые и мягкие», «Согласные звонкие и глухие»

Словесные дидактические игры:

«Ворота» (гласные-согласные), «Слова с определенным звуком», «Что в начале, что в конце», «Звенит-не звенит», «Не зевай, слова добавляй», «Кто больше слов подберет?», «Не зевай, пару называй» (можно с мячом), «Том и Тим», «Добавь звук».

Настольно-печатные дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди букву», «Карусель из слов, букв и слогов», «Домики», «Подарки Петушку и Глухарю», «Звуковая рыбалка», «Укрась елочку», «Собери бусы», «Посели слова в домики», «Звуковой кубик», «Подарки разным звукам», «Самолет и самолетик».

Игры с предметами: «Автобус», «Учимся писать» (вышивание без иглы), «Не зевай, карандаш поднимай» (по цвету: синий- твердый звук, зеленый-мягкий звук). Компьютерные игры: «Учимся говорить правильно», «Баба Яга учиться читать».

«Звуко-слоговой анализ слов»

Словесные дидактические игры:

«Не зевай, слова с определенным звуком называй», «Сколько слогов», «Сколько звуков», «Добавь слог», «Составь слово из слогов (из звуков)», «Продолжи ряд», «Цепочка», «Звуковая рыбка» (ладошка: начало, середина, конец слова), «Кто больше слов составит», «Повторялки».

Настольно-печатные дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Звуковое лото», «Где кто живет?», «Веселый поезд», «Звуковая фотография», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери свою сказку», «», «Звуковая пирамидка», «Звуковое лото», «Составь слово из слогов», «Ромашка»

Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение занимательных задач. Компьютерные игры: «Учимся говорить правильно», «Баба Яга учиться читать».

Взаимодействие с родителями

    Семинар-практикум «Играем-грамоте обучаем».

    Консультации «Умеете ли вы играть с детьми?», «Как научить ребенка проигрывать».

    Памятки родителям «Дидактическая игра», «Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей», «Умеет ли это ваш ребенок?», «Звуко-слоговой анализ и синтез слов».

    Акция «Моя игра» (совместное с детьми изготовление или приобретение дидактической игры, обучение своего ребенка правилам игры, формирование умения у ребенка самостоятельно организовать игру дома с членами семьи, а затем детьми в группе).

    Проведение игр по обучению грамоте с детьми в домашних условиях с учетом желания ребенка.

    Помощь в материально-техническом оснащении проекта (изготовление и приобретение готовых настольно-печатных дидактических игр, материала для проведения дидактических игр и др.).

3 этап

Итоговый

Итоги:

    Отчет с использованием мультимедийной презентации.

    Родители приняли активное участие в акции «Моя игра», вовлекли в коррекционную деятельность членов своих семей на основе игры.

    Провели итоговое мероприятие по презентации детьми игр, совместно приобретенных или изготовленных с родителями «Моя игра».

    Пополнилась база настольно-печатных дидактических игр в группе детского сада.

    Составлена подборка словесных дидактических игр по обучению грамоте.

    У детей сформированы первоначальные навыки дидактической игры, чтения и письма.

    Повысилась познавательная активность, интерес к дидактическим играм у детей и их родителей.

Список используемой литературы:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c

2.Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006

3.Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1989. – 528 с. http://www.ulera.net/view/12182

4.Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.

5. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.

6.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004.

7. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

8.Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006. – 181 с.

9. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.

10. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Ж. Логопед, № 2, 2004.

11. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

12.Османова Г.А. От игры к письму // Ж. Логопед в детском саду, № 1 (16), 2007

13. Российская Е.Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Ж. Дефектология, № 4, 1999.

14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 200с.

15. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда // Ж. Логопед, № 2, 2006.

16. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2003.- 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. - М., 2003.

17.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2005.- 94 с.

18.Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

19.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РОМАШКА

Цель игры: подбор картинок по заданному условию.

Материал: плоскостной макет ромашки с 6 лепестками и прозрачными кармашками на каждом лепестке и в середине;

карточки с изображением букв, цифр, кружков разного количества, напечатанными словами: «овощи», «фрукты», «деревья» и др.;

наборы картинок по различным темам.

1 вариант игры

В игре участвуют 6 детей.

Из предложенных наборов картинок, дети выбирают 1 набор и раскладывают по лепесткам. Водящий загадывает загадку об одной из предметов, а участник показывает ответ и называет отгадку, отгадавший игрок забирает себе картинку. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество картинок.

2 вариант игры

Картинки по выбранной теме находятся в кармашках, все лепестки свёрнуты (ромашка спит). Водящий выбирает участников по очереди, которые разворачивают свой лепесток (ромашка просыпается) и называют то, что изображено на картинке, подбирают к существительному прилагательные. Выигрывает тот, кто подобрал большее количество прилагательных.

3 вариант игры

По лепесткам раскладываются картинки одного набора, в средний кармашек кладется определенная цифра, которая указывает какое количество изображенных предметов должен сосчитать ребенок (один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов, шесть бананов). Если ребенок правильно согласовал все существительные с числительными, он забирает картинку. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество картинок.

Аналогично идет игра и с изображением количества кружками.

4 вариант игры

По лепесткам раскладываются картинки разных наборов, в средний кармашек кладется напечатанное название обобщающего понятия (ОВОЩИ), детям предлагается убрать лишние картинки и обосновать свой выбор (лишний персик, потому что это фрукт, а ромашка собирает только овощи). Затем детям предлагается назвать еще предметы, «которые собирает ромашка». Выигрывает тот, кто назвал большее количество слов.

5 вариант игры

В средний кармашек кладется определенная буква, детям предлагается выбрать из одного или разных наборов картинок те, в названии изображенных на них предметов которых есть эта буква (звук, обозначаемый этой буквой). Кто из детей нашел большее количество предметов с определенной буквой (звуком) в названии, тот и выиграл.

Консультация для родителей

«Как научить ребенка проигрывать»

И дети, и взрослые переживают свои неудачи. Чувство зависти тоже возникает, вне зависимости от возраста. Но взрослые умеют контролировать свои эмоции и адекватно относится к неудачам. Но с детьми все не так просто. Есть дети, которые умеют радоваться чужим победам и успехам. Но, к сожалению, встречаются такие, для которых чужой успех вызывает бурю негативных эмоций. Здесь необходимо не злиться на ребенка, а постараться изменить его отношение к таким моментам в жизни.

Один детский психолог рассказал такую историю. Ребенок семи лет устроил дома истерику по поводу того, что у него некрасивый номер телефона, до этого точно такая же истерика была по поводу его модели. Как выяснилось, этот мальчик в классе не пользовался авторитетом, но при этом очень сильно хотел быть лидером класса. Из разговора с родителями он услышал, что есть так называемые «золотые номера», что иметь такой номер - это престижно, их имеют все серьезные люди. Это и послужило причиной его требований. Мальчик болезненно реагировал, если у кого-то из одноклассников появлялась новая модель мобильного, золотой номер или какие-либо другие престижные по его мнения «мелочи». При этом, чужие успехи в учебе его совершенно не волновали.

В этом были виноваты его родители, которые постоянно обсуждали материальные успехи своих знакомых, при этом мама упрекала мужа в том, что им недоступны многие вещи. У ребенка сложилось стойкое мнение, что если у него нет «навороченных модных аксессуаров», то он выглядит глупо.

Другой случай, когда ребенок часто расстраивается из-за проигрыша в игре. Нужно уметь сказать ему правильные слова, например: «Тебе обязательно повезет в следующий раз». Недопустимо драться с соперником по игре, кидать предметы, сбрасывать настольные игры на пол. Обязательно сделайте замечание: «Так не поступают хорошие дети. В следующий раз с тобой никто не захочет играть». Приведите ребенка в чувство. Не разрешайте продолжать игру и сами не играйте. Объясните ребенку, что игра должна приносить радость, сядьте вместе и обговорите его ошибку. Расскажите, что нужно сделать для улучшения результата в игре. Ребенку следует научиться справляться с самим собой, а не с соперником. Только так он будет сосредоточен на своем результате, а играть станет интереснее. Приведите ему в пример себя: «Я же не ругаюсь когда проигрываю».

Вместе с ребенком придумайте призы для игры и пригласите поиграть его друзей. Когда друзья будут выигрывать, ваш ребенок будет рад за них и горд, что сам выбирал призы. В конце концов, он научится выражать свое недовольство результатом игры менее эмоционально.

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Консультация для родителей

« Умеете ли вы играть с детьми?»

В игре таятся большие педагогические возможности. Она способна вызывать столь сильное эмоциональное переживание, что человек может забыть и про свой возраст, и про свое положение. А чем же тогда игра является для тех, которым пять, семь или десять лет?

Дети вообще действенны. С окружающей средой их знакомят поступки взрослых, которым они стремятся подражать. И это желание из – за отсутствия опыта и других возможностей они осуществляют лишь в игре. Малыши не интересуются результатом своих действий. Для них важен сам процесс: скакать на коне, летать в ракете, плыть на пароходе. Таким образом, они знакомятся с разнообразными свойствами предметов и явлений, проявляют самостоятельность, сообразительность, находчивость, инициативность. Правильно организованные игры развивают у детей воображение и физическую силу. Руки у них становятся сильнее, тело более гибким, глаза наблюдательнее. Игра подготавливает малышей к учебе, а школьников-к труду. Она связана с их интересами и доставляет им большое удовольствие. В этом заключается ее психологический секрет. Поэтому все заботливые родители должны уметь играть со своими детьми, знать точно свое место в их игре, использовать последнюю в педагогических целях.

К сожалению, мы, взрослые, относимся слишком несерьезно к этому роду детской деятельности, не обращаем внимание, как и во что играют наши дети, не разделяем их мыслей и чувств, вызванных пережитым, очень часто не отвечаем вовремя на волнующие их вопросы.

Родители могут сами организовать игру и руководить ею, не принимаю в ней участия, но могут также направлять ее посредством ребенка, который взял на себя командную роль. Это вариант очень удобен, так как мысль, умело поданная взрослым, кажется ребенку его собственным изобретением.

Родители могут участвовать в игре и как нейтральные лица: советчика, консультанты или посредники. Независимо от того, что они находятся «вне игры», контроль за ее развитием будет находиться в их руках. Иногда в игре с детьми мама или папа могут взять на себя и командную роль. Но независимо от занимаемого ими в игре места они всегда должны давать ей направление. Важно только, чтобы это не делалось явно и навязчиво. Во всех случаях отношение взрослых к игре, к детским выдумкам, к эмоциям и переживаниям должно быть совершенно серьезным и внимательным. Необдуманными поступками, репликами, порой даже взглядами родители могут убить у ребенка желание играть, испортить ему настроение.

Для наблюдательных родителей ясно, что дети стремятся к преодолению препятствий и трудностей и если таковых нет, игра быстро надоедает им. Не случайно при распределении ролей дети хотят исполнять самые трудные, которые дают им возможность активно действовать. Всем известно, что девочки любят играть в «дочки-матери», но каждая из них хочет быть матерью. И нередко малыши настаивает на своем так упрямо, что старшим детям приходиться уступить им согласно принципу «сегодня-я, завтра-ты».

В основе многих игр лежит элемент соревнования. В этих случаях важно, чтобы играющие были приблизительно одного возраста, в противном случае интерес к игре пропадает. Очень важно уметь вносить в игре с детьми юмор, потому что он способствует повышению настроения у всех играющих. К тому же надо помнить, что малыши особенно ценят шутку и смех. Хороший педагог всегда умело сочетает игру с трудом. И главное нужно уметь подбирать детям игрушки, соответствующие их возрасту и интересам. Игрушка, как книга, заключает в себе большой педагогический заряд.

Итак, игра необходима для всестороннего развития детей.

Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей

Не смешивать понятия звук и буква.

Звук -слышим, произносим.

Букву -видим, читаем, печатаем.

Сколько в слове гласных

звуков ,

столько и слогов (частей).

Гласные А О У Ы Э после согласных указывают на

твёрдость согласных звуков,

гласный звук И – мягкость согласных звуков.

Признаки гласных звуков:

2.при произнесении гласных воздух, выходящий изо рта не встречает преград,

3.гласные образуют слог.

Е Ё Ю Я – буквы. Называем букву и слышим два звука:

Е -«Й» и «Э»,

Ё -«Й» и «О»,

Ю -«Й» и «У»,

Я -«Й» и «А».

Признаки согласных звуков:

1.произносятся с шумом, отрывисто,

2.при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ,

3.согласные звуки не образуют слог,

4.согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким и глухим.

Звуки Ш Ж Ц – всегда твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й Щ – всегда мягкие.

ЖИ, ШИ - пиши через И

ЧА, ЩА - пиши через А

ЧУ, ЩУ - пиши через У

Первое слово в предложении пишется с большой буквы . В конце предложения ставится точка .

Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, населённых пунктов, рек, улиц пишутся с большой (заглавной) буквы.

Педагогический проект.

Тема:

«Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора.»

Выполнила: воспитатель: Патлашинская А.В

МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»

Ростовская обл.р.п.Усть-Донецк

2016 год.

CОДЕРЖАНИЕ:

Тип проекта……………………………………………………………….3

Обоснование проекта……………………………………………………4

Актуальность проекта…………………………………………………….......7

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………10-11

Формы и методы проекта…………………………………………………..13

Прогнозирование…………………………………………………………….20

Результативность………………………………………………………….....21

Список используемой литературы………………………………………….24

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, воспитатель группы, родители.

По времени проведения : долгосрочный

По характеру контактов : в рамках ДОУ, сотрудничество с социо-культурными центрами.

Обоснование проекта:

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста я выбрала методическую тему «Малые формы фольклора как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и других.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк.

Отсюда была определена моя тема исследования: « Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора».

Цели проекта:

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования:

  • Повысить уровень познавательной активности старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи с помощью разнообразных форм фольклора;
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие познавательно-речевых способностей детей средствами различных форм фольклора.

Задачи:

Задача № 1: Проанализировать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста для определения познавательных способностей (наблюдать,описывать, правильно строить предложения)

Задача № 2: Определить основные методы, формы использования разнообразных форм фольклора в процессе познавательно-речевого развития детей.

Задача № 3 : Обогащать словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.

Задача №4: Проследить изменения уровня познавательно-речевого развития в процессе работы.

Нами была сформулирована гипотеза : уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Широкое применение русского народного фольклора на практике в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Активное вовлечение детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики.

Наша исследовательская работа может претендовать на новизну : систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, а также в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Формы и методы проекта

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы :

Наблюдение, рассказ, игры, показ, анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, анкетирование .

Этапы и сроки реализации:

1этап – начальный,

2 этап – продуктивный

3этап – результативный

4 этап - перспективный

  1. Определение, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

2) Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта

3) Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4) Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Формы реализации проекта:

Свою работу мы строим на следующих основных принципах:

1. тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

2. интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активное включение детей;

4. максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития связной речи представляют малые формы фольклора, к ним относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Запланирован ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками, сказками:

уточнение жанровых особенностей, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, подбор пословиц к художественным текстам и т.д.

Также пословицы и поговорки включаются в различные фольклорные праздники и развлечения.

Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются мотивационные установки:

Игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с по мощью подходящей пословицы";

Общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

Подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

Соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде...?";

Личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу, загадку, сказку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  • найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
  • включение пословиц и поговорок в беседы с детьми по патриотическому воспитанию, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
  • сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

При работе с загадкой используем такие формы:

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе мы придерживаемся методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Прогнозирование

  • Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
  • у детей повысить интерес к устному народному творчеству;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
  • у детей сформировать представления о нравственно-ценностных нормах и правилах поведения;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
  • у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Результативность:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора .

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составлен комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями .

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в доу и семье.

Составила картотеку по русским народным играм: «гуси-лебеди», «жаворонок», «морская фигура», «утка и селезень», «у медведя во бору», «мосток», «жмурки», «палочка-выручалочка», «горелки», «ляпка», «заря», «малечена-калечена»

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает связную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.


Светлана Смирнова
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры со звуками и словами»

ПРОЕКТ ПО ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

ЛОГОПЕД : БОЛОТОВА И. М

ВОСПИТАТЕЛИ :

СМИРНОВА С. А

ШАРЫГИНА Л. Е

РОДИТЕЛИ

Проект по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Игры со звуками и словами »

Актуальность.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи . Если ребенок не будет правильно произносить звуки , то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком , в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен .

План - проекта «Игры со звуками » построен на следующих положениях :

1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.

2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения .

3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий .

Паспорт проекта :

Возраст : дети подготовительной группы

Участники проекта :логопед воспитатели, дети, родители,

Цели и задачи проекта :

Цель : Подготовка к обучению грамоте и чтению

Задачи :

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово » , «предложение» , «текст» , как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов , делить двухсложные и трехсложные слова на слоги , составлять слова из слогов .

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Планируемые результаты :

овладеть понятиями : «слово » , «звук » , «буква» , «предложение» , "слог"

Знать порядок букв и их название «алфавит» ;

Различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Различать звонкие и глухие согласные звуки

Различать ударные и безударные гласные звуки

Отвечать на вопросы по тексту;

Составлять из букв разрезной азбуки слова ,

Писать элементы печатных букв.

Перспективное планирование

Месяц Название мероприятия Задачи Форма

Октябрь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте » Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание

Октябрь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок Анкетирование

Ноябрь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа

Сентябрь- Декабрь «Звук слог слово » Продолжать знакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательные игры

Январь Игра «Подбери семейку слов »

Игра «Лишнее слово » 1. Учить подбирать однокоренные слова

2. Учить выделять однокоренные слова среди групп слов , сходных по звучанию Дидактические игры

Январь «Живое предложение» Закрепить у детей понятие «предложение» Игра

Январь 1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»

4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных

2. Употребление предлогов

3. Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры

Февраль «Звук и буква »

Д/ И : «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность

Февраль Сказка «гласные и согласные»

"Алфавит" Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы . НОД

Февраль Гласные буквы

(А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)

Д/и : «Слово на букву … » Закрепить умение подбирать слова с определённой буквы Игра

Дидактическая игра

Февраль Согласные буквы

Д/и : «Слово на букву… » Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы Игра

Дид. игра

Февраль Гласные и согласные звуки «С какого звука начинается слово Совершенствовать умение детей правильно подбирать слова с заданны м звуком Занимательные упражнения

Февраль «Что такое слог?» Совершенствовать умение детей читать по слогам. Игры

Март «Сколько звуков в слове

Д/и : «Посчитай звуки… » Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры

Март «Какой слог стоит с начале слова

Д/и : «Придумай слова на определённый слог….» Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения

Дид. игры

Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД. Чтение художественной литературы

Март «Читаем слово »

Д/и : «Слово в картинке »

Д/И : «Слово в предложении »

Д :И : "Я начну, а ты продолжи" Продолжать учить детей читать слоги и слова , слитно произнося звуки ; закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов , строить предложения Занимательные упражнения

Дид. игры

Март Посчитаем слоги

Д/и : «Исправь ошибки» Закрепить умение детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика

Игры

Март «Буквы не имеющие звука » Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ , Ь, Игры

Март «Какая буква заблудилась»

Д/и : «Слово на слог… » Продолжать учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения

Март «Составляем слова из слогов » Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова Занимательные упражнения

Март "Готовимся к письму" развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению обводки, штриховки, трафареты буквобеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения

Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любой букве собственное изображение Художественное творчество

Выставка

Апрель «Читаем слова »

Д/и : «Цепочка слов » Печатание слов Продолжать учить детей соединять слоги в слова

Апрель «Читаем слова по слогам »

Разв. игра «Прочитай по буквам» Учить детей слаживать слоги в слова , писать печатными буквами Занимательные упражнения

Апрель Д :И : "Продолжи слово "

"Сплетем венок из предложений" Совершенствовать умение детей делить слова на слоги .

Упражнять детей в составлении сложныхпредложений, объединенных одной темой, воспитывать речевое внимание. Дид. игры

Апрель Д/и :«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове , производит фонематический анализ и синтез слова , развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дид. игры

Апрель "Чтение слов по слогам "

Д/и : "Угадай слово " Продолжать учить детей соединять слоги в слова , писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги . Занимательные упражнения

Дид. игры

Май Д/и : "Предложение в картинке"

"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке и записывать его печатными буквами.

Май "Согласные и гласные звуки "

Д/и : "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные)

Совершенствовать навык звукового анализа , закреплять умение детей определять количество звуков в слове . Игры

Май Викторина «Игры со словом » Закрепление звукобуквенного анализа Викторина

Заключение.

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение детей собственного осознания основных закономерностей изменения слов , соединения их в предложениях. Значительно увеличилось употребления в речи детей сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные : один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то , что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом , у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов , предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении !