Тест куна кто я. Методы анализа особенностей идентичности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Опросник «Кто Я» разработан представителями интеракционистской ориентации М.Куном и Т.Макпартлендом. Данный опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Подчёркивается необходимость записывать ответы как можно быстрее. Вопрос «кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть с социальным статусом и теми чертами, которые по его мнению, связываются с ним. Требование теста дать двадцать высказываний , связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и мгногоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек более рефлексивный даёт в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Принято считать, что те характеристики самого се6я, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Является нестандартизированным самоотчётом. Теоретическое основание - теоретическое представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп.

Шкалы – объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания.

Процедура обработки – контент-анализ по ряду категорий:

    социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии)

    идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям)

    интересам и увлечениям

    стремлениям и целям

    самооценке

Количество вопросов (заданий) – в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос «Кто я?» и проводится контент-анализ.

Обработка и обсуждение результатов.

Данные теста «Кто я?» обрабатываются с использованием метода контент-анализа. Предлагается выделить следующие категории:

    Семейные и межличностные роли (к этой категории были отнесены варианты ответов типа: я - мать, жена, сын, муж, подруга и др.)

    Профессиональные роли (я будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь);

    Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

    Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);

    Маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный);

    Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности (я – весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина / женщина, юноша / девушка), и определяется порядок её упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).

После обработки результатов студентам предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.

Результаты обработки опросника «Кто Я».

Анализ и обсуждение результатов проводится в соответствии с предложенным выше планом. Теоретические знания, которые могут органично включаться в процесс интерпретации результатов, - это теория гендерной схемы С.Бэм и информация о гендерных стереотипах.

Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-феминности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботоливы и нежны. Соответсвтие стереотипам о ролевых предназначениях мужчины и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессионалным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей.

Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первы трёх ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого человека полотипизированной Я-концепции. Полотипизированный человек – это тот, чьё самоопредление и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.

Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристиски» имеют большое число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана. Спектр интерпретаций данного опросника может быть расширен.

Бланк ответов теста «Кто я?»

Инструкция

В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто Я?». Отвечайте так, как если бы Вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

    Я________________________

А теперь, пожалуйста, укажите свой пол____________

Возраст________________________________________

Ф.И.О. (инициалы)______________________________

Шкалы: самооценка; социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное Я

Назначение теста

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция к тесту

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов - количественный:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

. «+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
. «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
. «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
. «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

Сколько всего получилось ответов,
. сколько ответов каждого знака».

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Как анализировать самооценку идентичности?

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной .

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.

Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки.

Самооценка считается адекватной , если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом.

Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.

Самооценка считается неадекватно завышенной , если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Самооценка является неустойчивой , если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Можно условно выделить людей эмоционально-полярного , уравновешенного и сомневающегося типа .

К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».

Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу . Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу . Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?

Половая (или гендерная) идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

Во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
. во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

Напрямую,
. косвенно
. отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола - человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

Нейтральное,
. отчужденное,
. эмоционально-положительное
. эмоционально-отрицательное.

Формы прямого обозначения пола

Формы обозначения Примеры Интерпретация
Нейтральное «Мужчина», «женщина» Рефлексивная позиция
Отчужденное (дистантное) «Человек мужского пола», «Особь женского пола» Ирония, признак критического отношения к своей половой идентичности
Эмоционально-положительное «Привлекательная девушка», «веселый парень», «роковая женщина» Признак принятия своей привлекательности
Эмоционально-отрицательное
«Обычный парень», «некрасивая девушка» Признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие


Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола - человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Косвенные способы обозначения пола

Способ обозначения Примеры обозначения идентичности

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

. широким (если включает в себя несколько половых ролей)
. узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:

1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

В самом начале списка,
. в середине
. в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Как анализировать временной аспект идентичности?

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни.

Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в (будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.
Преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.
Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д.

Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы - другие» и низкий уровень определенности схемы «я - мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я - другие» и низким уровнем определенности схемы «мы - другие».

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

1. семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);
2. работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);
3. учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);
4. досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);
5. сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);
6. отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.
Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.

Что дает анализ физической идентичности?

Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Что дает анализ деятельной идентичности?

Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Существительные:

Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;
. Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека.

Прилагательные:

Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;
. Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.

Глаголы:

Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Под валентностью идентичности понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).

Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

Негативная - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);
. нейтральная - наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);
. позитивная - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
. завышенная - проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).

Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.

Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.

Соответствие видов валентности и самооценки


Как оценить уровень дифференцированности идентичности?

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации.

Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

Описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
. оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
. отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

Субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
. фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
. пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Источники

Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА М. КУНА И Т. МАКПАРТЛЭНДА «КТО Я?»

Исследование проводилось на базе Университета дружбы народов города Москвы. Выборка социолого-психологического исследования составила 40 студентов медицинского факультета, из них 25 юношей и 15 девушек; средний возраст на момент исследования составил (20,13±1,3) года. Цель данного исследования - провести психосемантический анализ важного компонента образа мира - «образа я» студентов как представителей современной молодежи по тесту «20 высказываний» М.Куна и Т. Макпартлэнда («Кто я?»).

Молодежь - это относительное понятие, в эту категорию входят старшеклассники, стоящие перед выбором своей будущей профессиональной деятельности, студенты, определившиеся в данном выборе, и работающая молодежь, в основном студенты заочного обучения. Именно в эти возрастные периоды социализации происходит устойчивое становление личности как носителя определенных норм и ценностей общества, развивается самосознание личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. В связи с изменением ценностей молодежи, их образа жизни, в отличие от прошлых поколений, можно предположить, что современная молодежь по-иному смотрит на мир, на свое место в нем и их отношение к жизни отличается своим новым, свежим взглядом.

Направления в изучении образа мира определяются исследованием его структурных элементов: когнитивного (содержательного), эмоционально-аффективного и поведенческого. Тест «Кто я?» Куна и Макпартлэнда относится к группе психодиагностических методов исследования когнитивного компонента образа мира. Методика позволяет выявить этноним (самоназвание) как показатель этнической идентичности в ряду других идентичностей: половой, семейной, профессиональной, личностной и т.д., а тем самым выявить степень актуальности этнического знания о себе.

Изучение образа Я проводилось по методике «Кто Я?». Студентам предлагалась следующая инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено». Время работы 12 минут, однако о нем студентам не сообщалось.

Исследование модальностей Я-концепции проводилось по методике «Тест различий между идеальным и реальным «Я» Батлера-Хейга. Тест включает в себя 50 утверждений-характеристик образа Я. В определенной последовательности студенты должны оценить в баллах от 1 до 5 предлагаемые характеристики.

На первом этапе оценивание происходит с учетом того, какими студенты видят себя; на втором - какими они хотели бы видеть себя. На третьем этапе студенты определяют степень различия между своим реальным и идеальным Я.

При исследовании особенностей Я-образа были изучены различные аспекты самопредставлений: степень рефлексивности (склонности к самопознанию), категории, индекс самоприятия (ИС).

Степень рефлексивности определяется количеством ответов, данных на вопрос «Кто Я?» за 12 минут. Средний показатель рефлексивности у юношей составляет 19,46, а у девушек - 19,76. Категориальный анализ показывает, что наиболее общей формой ответов было «Я -...». Часто «Я -...» было опущено и ответы представляли собой просто одно или несколько слов («девушка», «студент», «человек» и т.д.).

Обработка ответов осуществлялась методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: объективное или субъективное упоминание.

Эти содержательные категории различали, с одной стороны, отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все, т.е. конвенциональное, объективное упоминание, а с другой стороны - характеристики себя, которые связаны с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого студента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, т.е. субъективное упоминание.

Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «девушка», «муж», «дочь», «воин», «спортсмен», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам.

Примерами субъективных категорий являются такие, как «счастливый», «очень хороший студент», «ответственная», «хорошая жена», «интересный», «неуверенный в себе», «ласковая» и т.д.

Соотношение объективных и субъективных характеристик отражает индивидуальный «локусный балл» - количество объективных характеристик, указанных данным респондентом при работе с тестом «Кто Я?». Локусный балл юношей и девушек составляет соответственно (7,4 ± 5,0) и (7,2 ± 5,6).

Индекс самоприятия (ИС) равен отношению всех положительных оценочных (субъективных) ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% -положительных ответов, 34 % - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

ИС у юношей составляет (77,4 ± 19,5), у девушек - (80,8 ± 22,1). Более высокие значения этого показателя у девушек находит свое подтверждение в относительном преобладании его позитивного уровня (р>0,05). К особенностям самоприятия девушек можно отнести и более высокие значения его негативного уровня.

При анализе расхождений «Я-реального» и «Я-идеального» мы использовали следующие аспекты различий: общий показатель расхождения (среднее значение в баллах и отсутствие разницы в %) и оценки отдельного утверждения (максимальное расхождение и «конфликтное» расхождение - в %).

Общий показатель расхождения (ОПР) равен суммарной разнице оценки Я-реального и Я-идеального по 50 утверждениям. При отсутствии разницы общий показатель расхождения равен 0. Максимальное расхождение при оценке отдельного утверждения равно 4 баллам. «Конфликтное» расхождение - наличие у одного студента вышеназванного показателя как при оценке Я-реального, так и Я-идеального, т.е. структура обеих модальностей в таком случае состоит из противоположных качеств (конструктов).

Анализ общего показателя расхождения указывает, прежде всего, на невысокие средние его значения, если учесть, что максимальное расхождение может достигать у каждого студента 200 баллов. При этом диапазон различий у юношей составляет от 0 до 88 баллов, у девушек - от 0 до 77 баллов.

Гендерный анализ указывает на более низкое среднее значение ОПР у юношей (р>0,05). При этом у них более чем в три раза реже встречается отсутствие разницы (р<0,01).

Анализ оценок отдельных утверждений показывает, что у юношей в 2,4 раза чаще определяется максимальное расхождение в 4 балла (р<0,05) и чаще встречается «конфликтное» расхождение (р>0,05).

Данные исследования самопредставлений и расхождения между Я-реальным м Я-идеальным представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Таблица 2

Анализ различных аспектов самопредставлений студентов-медиков, прежде всего, указывает на высокие значения их рефлексивности - самопознавательной активности. Это подтверждает идеи Э. Эриксона о кризисе идентичности (чувства стабильного владения собственным Я) в юношеском возрасте.

На успешное прохождение этого периода указывают невысокие локусные баллы (большая часть ответов студентов носит субъективный - оценочный - характер).

Согласно социальной науке, люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми личностными качествами, а не ролевыми характеристиками занимаемых ими объективных социальных статусов. Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса.

Результаты исследования представим в виде диаграмм.

Диаграмма 1

Аспекты самопредставлений студентов-медиков

Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек. Это подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Гипотетически это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

Результаты исследования Я-образа согласуется с полученными нами ранее данными изучения копинг-поведения студентов. В качестве факторов, способствующих выбору наиболее конструктивных базисных стратегий совладания и индивидуальных копинг-стилей, можно рассматривать высокую самопознавательную активностью студентов и позитивный уровень самоприятия.

Диаграмма 2

Расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным»


При анализе расхождения между Я-реальным и Я-идеальным необходимо учитывать современные научные взгляды на эту проблему.

В западноевропейской литературе проблема расхождения (disparity) Я-реального и Я-идеального исследуется в русле психоаналитической теории, когнитивной и гуманистической психологии. В каждой из них суть и значение этого расхождения понимается по-разному.

В психоаналитических теориях говорится о развитии сверх-Я - высшей инстанции в структуре душевной жизни, выполняющей роль внутреннего цензора. 3. Фрейд и А. Фрейд считали, что сверх-Я и Я-идеал - это одно и то же явление. Его формирование - необходимый этап развития личности. При этом излишне сильное расхождение Я и сверх-Я становится причиной личностных конфликтов.

Развитие Я-реального и Я-идеального рассматривается и в современной психоаналитической теории. Согласно этой точки зрения, развитие Я-идеального представляет собой интериоризацию внешних, в первую очередь родительских, идеалов. Представители когнитивной психологии высказывают мнение, что обязательное расхождение Я-реального и Я-идеального сопровождает нормальное развитие человека. По мере взросления к человеку предъявляется все больше требований. У высокоразвитой личности данные требования становятся внутренними, а это приводит к тому, что она будет видеть больше различий между Я-идеальным и Я-реальным.

Кроме того, высокоразвитая личность подразумевает и высокую степень когнитивной дифференциации, т.е. такая личность склонна отыскивать в своей Я-концепции множество тонких нюансов. Высокая дифференцированность приводит к возникновению существенного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным. Проведенные представителями этого направления исследования показывают, что люди, имеющие более высокие показатели социальной зрелости, имеют и более значительные коэффициенты расхождения между Я-реальным и Я-идеальным.

В противовес психоаналитическому и когнитивному подходам, в которых расхождение между Я-реальным и Я-идеальным рассматривается как нормальное явление, представители гуманистической психологии подчеркивали его негативный характер. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность этих структур соотносится с положительной Я-концепцией, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот.

Таким образом, существуют различные подходы к пониманию роли данного аспекта Я-концепции в социальной адаптации индивида.

В.В. Столин утверждает, что отношение человека к себе неоднородно. В нем выделяются как минимум принятие себя (аутосимпатию) и самоуважение. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, видимо, составляет основу для развития самоуважения человека, являющегося одним из элементов отношения человека к себе.

Уважение или неуважение к себе - это, скорее всего, более позднее образование отношения к себе. Видимо, у ребенка в первые годы развивается принятие себя, являющееся интериоризацией родительского отношения. Этот аспект отношения к себе носит безусловный характер.

Расхождение же между Я-реальным и Я-идеальным подчеркивает, насколько близко или далеко человек подошел к своему идеалу. Так обнаруживается условный характер этого аспекта отношения к себе. Он отражает степень критического отношения человека к себе.

Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным как бы задает направление самосовершенствования человека. Но это расхождение не должно быть слишком большим: идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Судя по всему, есть некоторая норма расхождений Я-реального и Я-идеального, иными словами, норма в степени критичности к себе:

1) излишне малое расхождение между этими структурами свидетельствует о несформированности критического отношения к себе, что говорит о незрелости Я-концепции человека;

2) очень большое расхождение, видимо, свидетельствует об излишней самокритичности, что может приводить к затруднениям в социальной адаптации человека.

Данный анализ находит своё подтверждение в полученных нами результатах исследования Я-образа и самоуважения студентов МГУ. Доминирование позитивного уровня самоприятия и высокого уровня самоуважения соответствует невысоким средним значениям ОПР. Возможно, данное расхождение между Я-реальным и Я-идеальным и является «оптимальным», при котором идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Отсутствие разницы означает практически полное отождествление Я-реального с Я-идеальным. Данная конгруэнтность этих структур может быть выражением положительной Я-концепции, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот. С другой стороны, отсутствие расхождения может отражать низкую степень критического отношения человека к себе.

Наличие у студентов максимального и «конфликтного» расхождения может быть показателем повышенной проблемной нагруженности и признаком недостаточной психосоциальной адаптации. Гендерные различия между юношами и девушками по «отсутствию разницы», максимальному и «конфликтному» расхождению также согласуются с результатами исследования Я-образа и самоуважения. У девушек выявлены: более высокая рефлексивность (стремление к самопознанию), оценочный характер самоописания, более высокие индекс самоприятия и средний балл самоуважения.

Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса. Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек, что подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

Выявленное нами расхождение между Я-реальным и Я-идеальным студентов, возможно, является «оптимальным», при котором реально достижимые идеалы сочетаются с адекватной оценкой своих возможностей. Данная закономерность более характерна для девушек. Студенты с максимальным и «конфликтным» расхождением между Я-реальным и Я-идеальным нуждаются в психологическом консультировании.

Результаты проведенного социологического исследования можно будет использовать в работе психологической и социальной служб, при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации, а также в содержании психолого-педагогической подготовки студентов данного Вуза.

Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

Цель : выявление сформированности Я-концепции и СО.

Оцениваемые УУД : действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст : ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания) : фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания : Учащимся предлагается следующая инструкция:

Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность

3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений

Уровни:

Дифференцированность

2 - 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)

3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

Обобщенность

1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;

2 – совмещение 1+3;

3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)

Самоотношение

1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

2 - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)

3 . – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Результат

Дифференцированность

Всего обследовано (чел.)

Низкий уровень -1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям

Средний уровень -3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)

Высокий уровень - от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

Обобщенность

Всего обследовано

1. Низкий уровень- указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;

2. Средний уровень- совмещение 1+3;

3. Высокий уровень- указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)

Самоотношение

Методики оценки... : кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват... социальным педагогом, опе­кунами , родителями или лицами, ... методы социометрии и референтометрии (модификации Я.Л.Коломенского и Н.А. Березовина) ...

Всего обследовано

Низкий уровень- преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений

Средний уровень- незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений

Высокий уровень- преобладание положительных суждений