Рассказы о войне кубанских писателей. Исследовательский проект " литературное творчество кубанских писателей для младших школьников. Леонид Михайлович Пасенюк

Сальников юрий васильевич. Родился 11 сентября 1918 года в Омске. В 1936 году окончил десять классов в Новосибирске, а в 1941 году – Московский институт философии, литературы, истории (МИФЛИ). Война. Армия. Фронт. В звании младшего лейтенанта находился на политработе в должности секретаря комсомольского бюро арт. полка. С 1947 года – профессиональная литературная деятельность. Корреспондент радио, завлит ТЮЗа, сотрудник редакции журнала «Сибирские огни», наконец, в 1952 году – первая книга рассказов «В кругу друзей». Вся последующая жизнь – непрерывная творческая работа – книги, в основном обращённые к школьникам и молодежи, – тридцать две книги, изданные в Новосибирске, Тюмени, Москве (издательства «Молодая гвардия», «Детская литература», Воениздат, Политиздат) и в Краснодаре, куда Ю. Сальников приехал в 1962 году. Ю. Сальников работал в самых разных жанрах – рассказы, повести, пьесы, историко-документальные книги, критика, публицистика. Активная общественная деятельность Ю. Сальникова оценена обществом. Медаль «3а трудовую доблесть» (1976 г), звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1987), лауреат кубанской премии имени казачьего просветителя К. Российского (1996), «Заслуженный учитель Кубани» (1998). Бессменно, в течение многих лет, с момента основания Российского Детского Фонда, Ю. Сальников возглавлял Краснодарское краевое отделение. В 1998 году награждён Патриаршим орденом Святого царевича Димитрия – «За дела милосердия». Член Союза писателей СССР с 1954 года. Член Союза российских писателей с момента основания организации. Умер в Краснодаре в 2001году.

создатели литературной экспозиции «Дома Музея Лермонтова в Тамани»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М.Ю.Лермонтов.

В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань сделались своеобразной Меккой. Да и как могло быть иначе. Оказавшись в этих местах, увидев быт и нравы местных жителей, услышав песни терских казаков – никто из них не мог молча пройти мимо. И для всех, кто с этим соприкоснулся, увиденное вошло в жизнь и творчество как личная тема. И, как справедливо было замечено, русская литература усыновила Кавказ, «открытый» ещё А.С.Пушкиным, и этим выразила свое определенное внимание к народу, населявшему эти места.

«С легкой руки Пушкина, — писал В.Г.Белинский, — Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний!..»

И, действительно, после «Кавказского пленника» Пушкина, который в 20-30-е г.г. прошлого века был необычайно популярен, многие стихотворцы стали подражать поэту. Но не только известные и популярные писатели и поэты обращались к этой теме, в печати стали появляться произведения мало известных и даже совсем неизвестных авторов.

Так в «Тифлиских ведомостях» в 1832 г. появилось подписанное инициалами П.Б…ий Н…ко, стихотворение «Гребенский казак». Тема стихотворения — прощание молодого казака со своей возлюбленной перед отъездом к чеченцу-кунаку за Терек. Казачка спрашивает своего любимого:

Ты за Терек идешь? — оставляешь меня!
Ненаглядный! Зачем оседлал ты коня?
Из станицы родной на чей зов ты спешишь?
Вижу, дротик в руке
И ружье на луке…
Лихой гребенец утешает её, говорит, что скоро вернется. Но любимая не верит его словам, её томит тяжкое предчувствие:
Там в ауле чужом.
На Кавказе седом,
За родную страну ляжешь ты головой!

Это стихотворение считают одним из самых ранних опытов подражания песням казаков-гребенцов. В жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, да и многих других Кавказ и Кубань заняли особое место — поэты не раз бывали здесь, сохранилось не мало интересных произведений, написанных об этих удивительных местах. В первой половине XIX в. под Кавказом понимали огромную географическую территорию от Черного моря до Каспийского и от Кубани до границы с Турцией в Закавказье. Первым, кто отметил эту особую близость наших великих русских поэтов с Кавказом, был В.Г.Белинский:

«Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта — писал критик… Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!

Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм — «Галуб» — тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума»… И вот является новый великий талант — и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену…»

Кавказ по-разному входил в жизнь Лермонтова. Каким он его представлял, когда проезжал ещё ребенком с бабушкой на Горячие Воды вначале через Воронеж, а дальше через земли Донских казаков: Новочеркасск, малые и большие почтовые станции на Кубанской кордонной линии? Не сохранилось записей юного Лермонтова, но судя по тому что, дошло до нас, мы можем с уверенностью сказать — мальчик зорко и внимательно всматривался в окружающий мир. Когда ему было четырнадцать неполных лет в его первой поэме «Черкесы» появились, например, описания казачьих сторожевых постов, которые в точности соответствовали видимой им раньше картине:

На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блистают,
Друг друга громко окликают…

В пятнадцатилетнем возрасте Лермонтов вспомнил как он «на водах Кавказских» испытал первое трепетное чувство. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?»

Шли годы, было время когда юноша увлекся Испанией, когда запоем читал французских, английских и немецких авторов, но он помнил о Кавказе и… тосковал о нем…

Я счастлив был с вами ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

В одной из своих тетрадей юноша записал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью. Нежданный. И страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы. Живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром — в тишине увядая душою — желающей, южной. С цепями судьбы незнакомой». Какое красноречивое признание в любви к свободному, всегда прекрасному краю, к его людям…

В Школе Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов прочел повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» и рука невольно потянулась к карандашу. В юнкерском альбоме сохранились иллюстрации, сделанные Лермонтовым к этим произведениям. Нас до сих пор поражает, с какой точностью он рисует нападение горцев на казачье укрепление, его внутренний вид, так и кажется, что этот рисунок сделан с натуры где-нибудь на Кавказской линии. Детские впечатления действительно наиболее устойчивы. Память поэта удержала их и много лет спустя. Лермонтов блестяще воспроизвел на бумаге увиденные картины.

1837 год стал переломным в судьбе поэта. Изменения коснулись всего — жизни, творчества. Лермонтов вновь едет на Кавказ, хотя и не по своей воле. Из Петербурга он успел отправить Святославу Раевскому письмо, в котором предвосхитил свою будущую славу:

«Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес — восток. Меня утешают слова Наполеона: Великие имена создаются на Востоке»…Ему было только двадцать два года от роду, он ехал в ссылку, не зная, что его ждет в этом, с детства знакомом, краю, но поэт готовился воспринимать его внимательно, хотел отразить в своем творчестве все события, которые будут с ним происходить.

Сейчас нам легко говорить об этом потому, что в романе «Герой нашего времени», в стихах и поэмах описаны Ставрополь и Кубань, маленькие города на Кавказских Минеральных Водах, Военно-Грузинская дорога, поездки по Кабарде и Чечне, посещение Владикавказа и Тифлиса, долины Грузии, вершина Казбека, сияющая «как грань алмаза» — ничто не ускользнуло от его взора.

И действительно, вернувшись с Кавказа, поэт вдруг стал великим, о нем заговорили в обществе, он был, как говорится, «нарасхват», его жаждут видеть в Высшем свете. Все это было для него ново и в письме к М.А.Лопухиной он не удержался, чтобы это не отметить: «Весь свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью; самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими, как величайшей победой».

В последние четыре года своей жизни, Лермонтов создал немало прекрасных произведений, в которых так или иначе описан Кавказ. Это и «Казачья колыбельная песня», и «Дары Терека», «Памяти А.И.Одоевского», «Я к вам пишу, случайно — право…», больше нам известное как «Валерик», «Спор», «Сон» и многие другие.

Покидая в 1841 году Петербург, Лермонтов снова ехал на Кавказ, но именно Кавказ не уберег поэта. Кавказ стал его последним приютом… Имя Лермонтова увековечено здесь в названиях населенных пунктов и улиц, школ и библиотек. Поэту установлены памятники в Пятигорске и Геленджике, Тамани, Кисловодске.

Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи и кубанских казаков, белоснежные вершины Казбека и Шат-горы, бурный Терек и не умолкающие волны Черного моря.

Представьте на миг: за спиной остался Петербург. Лермонтов проехал Москву, Воронеж, Новочеркасск, впереди дорога в страну, которую он видел последний раз в десятилетнем возрасте…

Краснодарская писательская организация создана постановлением секретариата Союза писателей СССР от 8.08.1947 г. и решением крайкома ВКП/б от 5.09.47 г. Учредительное собрание состоялось 5.09.47 года. С 1 июня 1950 года она получила статус отделения организация Союза писателей СССР. Создателями кубанского Союза писателей и первыми ее членами были прозаики А. Н. Степанов, П.К. Игнатов, П.К. Иншаков, драматург Н.Г. Винников, поэт А.А. Кирий. Краснодарское краевое отделение Союза писателей России сегодня насчитывает 45 мастеров слова.

Первым руководителем краевой писательской организации был избран П.К. Иншаков. Впоследствии организацию в разное время возглавляли А.И.Панферов, В.Б. Бакалдин, И.Ф. Варавва, С.Н. Хохлов, П.Е. Придиус и др.

Кубанских писателей-романистов, лауреатов Сталинской премии Анатолия Степанова, Аркадия Первенцева, оценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Высокое признание получили писатели Виктор Лихоносов (роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»), лауреат Государственной премии, лауреат премии «Ясная поляна», Почетный гражданин г. Краснодара, Герой Кубани; Анатолий Знаменский, лауреат Государственной премии, лауреат премии имени М.А.Шолохова (роман «Красные дни»),

С талантливыми произведениями вышли к всероссийскому читателю писатели-кубанцы: Павел Иншаков, Петр Игнатов, Александр Панферов, Георгий Соколов, Владимир Монастырев, драматург Николай Винников. По произведениям Виктора Логинова снимались фильмы, он автор более 40 книг, дважды орденоносец. Свое слово в развитие российского стихосложения внесли кубанские поэты Виталий Бакалдин, Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин г.Краснодара, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, Иван Варавва, лауреат Всероссийской литературной премии им. А.Т.Твардовского, лауреат краевых премий; Почетный гражданин г.Краснодара, Герой труда Кубани. А также Сергей Хохлов, Почетный гражданин города Краснодара, лауреат премии Союза писателей РФ, Борис Тумасов, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, тираж книг которого превышает 6 миллионов, Герой труда Кубани Кронид Обойщиков – Заслуженные работники культуры России, лауреаты краевых премий им. Е.Степановой, Н.Островского, К.Россинского. Заслуженные работники культуры Кубани Сейтумер Эминов, Валентина Саакова, Вадим Неподоба, Николай Краснов.

К плеяде этих блестящих литераторов-ветеранов можно смело добавить имена представителей среднего поколения. Николай Зиновьев, лауреат администрации Краснодарского края (2004 г.), Союза писателей России «Большая литературная премия» (2004 г.), имени А. Дельвига «Литературной газеты» 2007г.; международных литературных конкурсов: газеты «Литературная Россия» – «Поэзия третьего тысячелетия» (2003 г.) и «Золотое перо» (2005 г.); литературно-театральной премии имени Виктора Розова «Хрустальная роза» (2008 г.), премии Союза писателей России имени Эдуарда Володина «Имперская культура» (2009 г.), по праву принадлежит к числу поэтов, покоривших поэтический Олимп России. Победитель Международного литературного конкурса 2004 г. «Душа прикоснулась к душе», лауреат конкурса «Серебряное перо России», лауреат премии «Литературной газеты» им. Антона Дельвига, премии администрации Краснодарского края им. Е.Степановой Николай Ивеншев, Владимир Архипов, член- корреспондент Петровской Академии искусств, Международной академии поэзии, лауреат Всероссийского православного литературного конкурса имени Святого благоверного князя Александра Невского, международного литературного конкурса «Золотое перо», Заслуженные работники культуры Кубани Иван Бойко, Виктор Ротов; лауреат премии журнала «Наш современник» Нина Хрущ, лауреат литературной премии им. М.Алексеева Светлана Макарова, лауреаты литературных премий им. А.Знаменского Людмила Бирюк, Нелли Василинина, Владимир Кирпильцов, прозаики Александр Драгомиров, Геннадий Пошагаев. Известными стали имена кубанских поэтов лауреата Всероссийской премии им. Александра Невского Валерия Клебанова, лауреата международного литературного конкурса им. А. Толстого Любовь Мирошниковой, лауреата всероссийского литературного конкурса им. М.Булгакова Алексея Горобца, лауреата премии администрации Краснодарского края Владимира Нестеренко; Виталия Серкова и многих других. За большой вклад в укрепление могущества и славы России Высший Совет Форума «Общественное признание» наградил кубанского прозаика, Заслуженного работника культуры Кубани И.И. Мутовина Золотым знаком и присвоил звание лауреата 2003 года.

Членство в организации является фиксированным, на основании выписки из протокола о принятии в Союз писателей России, которая присылается из Секретариата СПР, и членского билета организации.

Основное направление деятельности Краснодарского регионального отделения Союза писателей России – создание высокохудожественных книг прозы, поэзии, публицистики, продолжающих духовные традиции русской классической литературы, популяризация творчества кубанских писателей.

Председатель правления Краснодарского отделения Союза писателей России – Светлана Николаевна Макарова. Члены правления организации: Л.К. Мирошникова, Н.Т. Василинина, Л.Д. Бирюк, В.А. Архипов, Н.А. Ивеншев, В.А, Динека, В.Д. Нестеренко.

Председатель ревизионной комиссии – Андрей Николаевич Пономарев. Члены комиссии: Т.Н. Соколова, Г.Г. Пошагаев.

Продолжая цикл материалов об истории Екатеринодара, мы вновь обращаемся к теме утраченного наследия. Одно из мест, хранящих историческую память города, — Всесвятское кладбище, где в XIX и первой половине XX века хоронили военных, государственных и общественных деятелей. Некоторые могилы являются памятниками истории и архитектуры, многие разрушены, часть уже невозможно опознать. Именно здесь в разное время были похоронены известные кубанские писатели, но найти места их захоронений в данный момент невозможно.

Кубанских писателей XIX — начала XX века объединяет то, что писали они по‑украински, на Кубани их практически не печатали, могилы их неизвестны. Специально для портала Юга.ру Владимир Бегунов собрал информацию о пяти авторах, чьи биографии и произведения будут небезынтересны любому, кто интересуется историей Кубани.

Пленный атаман

Исполняющему обязанности наказного атамана Якову Герасимовичу Кухаренко жаловаться вроде бы не на что. Его считают первым кубанским писателем, в Краснодаре есть посвященная ему мемориальная доска, в учебнике по кубановедению за восьмой класс рассказ о жизни и творчестве атамана-литератора занимает целую страницу. А в его бывшем доме сейчас находится Литературный музей Кубани. Однако мало кто из кубанцев читал его книги, да и найти их проблематично. Писал Кухаренко на кубанском диалекте украинского языка. Самое известное его творение — пьеса «Черноморское житье-бытье» (этот поэтический перевод профессора Виктора Чумаченко ближе к сути произведения, чем общепринятое название «Черноморский быт») — написано в 1836 году. Через цензурный комитет пьесу протаскивал Шевченко, который был от нее в восторге, да и вообще писателей связывала крепкая дружба. В Екатеринодаре пьеса была поставлена спустя три года. Это комедия с классическим любовным треугольником: Маруся любит Ивана, но он должен ехать с казаками в поход против горцев. В это время мать девушки хочет отдать ее замуж за богатого старого казака.

Еще до атаманской должности Яков Кухаренко в соавторстве с Александром Туренко написал первый исторический труд о кубанском казачестве: «Обозрения исторических фактов о Черноморском войске». Заказала монографию в 1834 году войсковая канцелярия, однако опубликован текст был более чем через полвека в журнале «Киевская старина». В позапрошлом веке пользовался популярностью очерк атамана «Пластуны». Вот фрагмент из этого очерка в переводе Аркадия Слуцкого:

«Кроме охоты с ружьем пластуны ставят всякие самоловы: капканы, деревянные ловушки <…> Роскоши пластун не знает, одет кое-как, мыкается, бедствует, но пластунства не бросает. Высокие камыши, полома, местами кустарник защищает его. Одно небо видит пластун в плавнях, да и то, как глянет вверх; по ясным звездам ночами он узнает свою дорогу. В непогоду, хмарь — по ветру, который гнет высокие верхи камыша. В ветер, как днем, так и ночью, самая лучшая охота. Задует ветер — шумит, шуршит камыш, пластун идет не таясь. Затих ветер — остановился пластун, прислушивается».

17 сентября 1862 года группа горцев напала на Кухаренко, отправившегося без конвоя в Ставрополь. Дважды раненный в стычке атаман попал в плен. Пока горцы торговались с казаками о выкупе, шестидесятитрехлетний Кухаренко умер от кровопотери. Войско выкупило у горцев тело своего атамана, его похоронили с почестями на Всесвятском кладбище Екатеринодара. В конце XIX века родственники перезахоронили прах Кухаренко на Крепостной площади в ограде Воскресенской церкви. Во время строительства корпусов краевой клинической больницы им. Очаповского в 1960-х годах погост снесли, а вырытые из земли кости первопоселенцев Екатеринодара вывезли на свалку.

Побег из острога

Самым талантливым кубанским автором XIX века был Василий Мова. Писал он на украинском языке под псевдонимом Лиманский. В потере захоронения Мовы, в отличие от Кухаренко, советская власть ни при чем. Еще в 1910 году украинский поэт Михайло Обидный совершил литературное паломничество в Екатеринодар, но могилу писателя на Всесвятском кладбище отыскать не сумел. Обидный тогда написал возмущенные строки о недостойном отношении жителей города к памяти литератора.

Василий Мова родился в 1842 году в казачьей семье на хуторе Сладкий Лиман в Каневском районе. Здесь же кроются истоки его псевдонима — Лиманский. После окончания гимназии Мову в числе нескольких особенно способных учеников Кубанское казачье войско отправило учиться в Харьковский университет за казенный счет. Но к науке у будущего писателя душа не лежала. Из-за частых пропусков занятий войско в какой-то момент отказалось дальше оплачивать обучение нерадивого студента. Еще во время студенческой жизни Василий Мова начал активно печататься в прессе. По возвращении в Екатеринодар он работал судебным следователем, свободное время посвящая литературе.

Повесть «Из нашей роденьки (Из воспоминаний семинариста)» — одно из немногих произведений, написанных по-русски для русскоязычной газеты «Харьков». Вот фрагмент из него с пунктуацией автора:

«На другой день мне доставили долото. Каждую ночь я продалбливал стену, а к утру закладывал слегка кирпичами, замазывал глиной и задвигал койкой. В четыре ночи дело было кончено. Теперь осталось придумать, как выбраться за ворота. Старатели и об этом похлопотали. Наши арестанты носили в пекарню муку, и готовые кули часто стояли под навесом, — через эти-то кули и все дело произошло. Осторожно вылез я ночью, высыпал половину муки в помойную яму, забрался с мешком в самый темный угол и там вобрался в него и со страхом стал ждать утра. Долго тянулась ночь эта, всю жизнь буду помнить ее <…> Показалась заря <…> Скоро меня понесли, меня и мешки с мукою. Товарищ кряхтел подо мной, мне становилось душно: мука лезла в рот и нос, так что я раза два чуть ни чихнул; у самых ворот солдат сдуру саданул меня прикладом, я опять чуть не крикнул. Принесли мешки и свалили в кладовой <…> Жду я час, жду другой, — нет никого! А мука душит, мешки со всех сторон немилосердно давят, — смерть моя да и только! Слышу: скрипнула дверь, кто-то кашлянул и сказал: — Ну, живая мука, поворачивайся».

В 1933 году в Сухуме умер пенсионер из Краснодара Степан Эрастов. Тело покойного привезли на родину и похоронили на Всесвятском кладбище. В Краснодаре, возможно, он и не дожил бы до своих лет. Эрастов был революционером, в царские времена провел четыре года в сибирской ссылке, но к власти в России пришли не социалисты-революционеры, в чьих рядах он состоял, а коммунисты. Отношение к бывшему эсеру вряд ли было бы терпимым.

Впрочем, литературное наследие писателя ценно не только и не столько революционной биографией автора. Степан Иванович Эрастов родился в 1856 году в Екатеринодаре, в семье русского священника и кубанской казачки. Учился в ставропольской гимназии, а затем в Киевском и Петербургском университетах — в обоих городах в полиции числился неблагонадежным из-за своего круга общения, так как уже тогда тесно общался с народовольцами.

Помимо активной политической деятельности Эрастов был прекрасным бытописателем, пропагандировал украинский язык и культуру. Свои мемуары он посвятил родному городу. Печатались они в журналах «Родная Кубань» и «Кубань: проблемы культуры и информатизации» (журнал Краснодарского института культуры).

Эрастов, как Кухаренко и Мова, писал по-украински. Вот фрагмент из «Воспоминаний старого екатеринодарца». Перевод сделан группой лингвистов под руководством Виктора Чумаченко:

«Впрочем, я любил Старый базар и имел на нем свои радости. Малышом я бродил по базару и слушал музыку базарного гомона и звуков. Торговки приглашали меня к своим палаткам, завлекая вкусными пряниками, маковками, солеными огурцами; сластенницы громко зазывали: "А ну-те сластенов! А ну-те сластенов!", — которые тут же шипели у них в пахучем масле на сковородке. (Эх, полакомиться бы сейчас сластенами...). А там — предлагали борщ с салом, пирожки с печенкой; бубличницы тонкими голосами визжат о бубликах с маком, рыбаки степенно указывают на огромные кучи тарани, чабака и иной рыбы; цыгане басовито расхваливают свой товар. Каждый свое. И все это складывалось в густой вокальный коллектив, создавало своеобразную музыку. А особенно любил я пору предвечерья, когда садилось солнце и когда отовсюду на базаре собирался рабочий люд на отдых и ужин. Утомленные люди усаживались группками на скамьях или на земле и вели не спеша тихую беседу. А я глядел на усталые усатые лица и прислушивался к разговорам».

Затравленный меценат

Еще одна неизвестная могила на Всесвятском кладбище принадлежит поэту и писателю Якову Жарко, который тоже писал на украинском языке. В 1912 году в сборнике «Екатеринодарцам» Жарко высмеивал сатирическими стихами городскую думу и местных чиновников. После смерти Федора Коваленко стал директором картинной галереи. В 1928 году, когда в Краснодаре организовали Музей революции, Жарко отдал в дар в отдел христианской религии свою коллекцию икон.

В 30-е годы поэта затравило ОГПУ. Сына Жарко отправили в лагеря строить Беломорканал, сам Яков Васильевич несколько раз подвергался арестам и обыскам, во время которых погибло множество его рукописей. Жарко вместе с Эрастовым и Петлюрой состоял в революционной украинской партии. Было это, правда, до революции, но чекистов данная деталь мало интересовала. Несколько недель поэт провел в краснодарской тюрьме, где следователи пытались выбить из него признания в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Жарко отпустили, но сердце не выдержало, и вскоре он умер.

Книги Якова Жарко так и не были переведены на русский язык. Самые крохи выходили в литературных журналах и антологиях. К примеру, автобиография, написанная в конце жизни для сборника стихов, который в последний момент решили не печатать. Вот фрагмент из нее, где автор вспоминает свои юношеские годы в конце XIX века:

«Я доучился приходящим в фельдшерской школе и получил право работать учителем. Мечтал поселиться где-нибудь в селе и жить среди простого народа. Но не удалось! — губернатор "должность не утвердил". Я жил у отца. Отец и мать старели. Я покашливал. Меня никуда не отпускали. Мама пережила так много горя, смерть детей, а потому и слушать не хотела, чтобы я куда-нибудь ехал. Купили корову… Кормили и отпаивали меня теплым молоком "до схочу"… Может быть, оттого и остался в живых до сих пор» («О себе», 1933).

Неопубликованная повесть о Беломорканале

Возможно, где-то на Всесвятском кладбище покоится и Тихон Строкун. Он был поэтом-бандуристом, выступал в 30-е годы XX века с песнями на краевом радио. Играл Строкун на огромной пятидесятиструнной бандуре, сам делал эти музыкальные инструменты. Современники называли его выдающимся бандуристом. В 1931 году он окончил факультет украинской филологии Краснодарского пединститута, преподавал украинский язык и литературу, публиковал стихи и прозу на украинском языке. В 1933 году его арестовали и приговорили к десяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность. Как и сын Жарко, Строкун во время заключения строил Беломорканал. Вернулся в Краснодар Тихон Строкун только после войны, работал учителем русского языка и библиотекарем. В его уголовном деле хранится книга о строительстве Беломорканала, написанная на зоне. Когда-то фрагменты из нее и записи из дела готовили к печати, но до публикации дело так и не дошло.

Профессор Виктор Чумаченко, читавший рукопись, рассказывает:

«Повесть заканчивалась сценой, где зэки стоят на берегу, по водам Беломорканала идет первый пароход, а они кричат: "Слава товарищу Сталину! Слава товарищу Ягоде!" Строкун, как и многие, верил, что, если напишет такой панегирик вождям, его отпустят».

Кстати, в архиве КГБ выяснился и неизвестный литературоведам псевдоним, под которым печатался Тихон Строкун — Дядька Гаврила.

Найти фамилию Строкуна в архивных списках Всесвятского кладбища автору статьи не удалось. Официальный список захоронений заканчивается 3 января 1965 года, Тихон Строкун умер 20 июля того же года. Подхоронили его к родственникам уже после закрытия кладбища или его могила находится на тогда только открытом Славянском кладбище — неизвестно.

Найти фамилию поэта пытались и по спискам захоронений, составленных в 1985 — 1986 годах хранителем Всесвятского кладбища со слов родственников. Списки эти находятся в городском архиве. Но маловероятно, что возможно осилить 41 рукописный том, заполненный бессистемно, порой неразборчивым почерком. Так что четких свидетельств места упокоения поэта на данный момент нет.

Огромные деревья рушат корнями могильные плиты Всесвятского кладбища, все поросло травой, на погосте царит запустение. Возможно, через несколько лет спасать уже будет нечего. Могил писателей, о которых говорится в этой статье, уже не найти, но могут быть потеряны и другие старинные надгробия, напоминающие о людях, чьи жизни стали частью истории города.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное творчество кубанских писателей Васильченко Е.В.

Цель работы: - расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; -развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать; -уметь анализировать стихи - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за подвиг кубанцев 2

Задачи: расширить знания по теме; собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах; раскрыть значимость кубанской литературы. 30.05.2016 3

Методы исследования: чтение различной литературы; работа в интернете; опрос; интервью; экскурсия 30.05.2016 4

Родился в 1920 году на Дону. Детские и школьные годы провёл на Кубани: в станице Брюховецкой. Первые стихи написал в четвёртом классе. С первого дня войны был на фронте. Награждён орденами и медалями. Более двадцати лет служил в авиации. Автор двадцати поэтических сборников, из них - шесть написаны для детей. На эти стихи кубанские композиторы создали десятки песен и две оперетты. К. Обойщиков автор книг о Героях Советского Союза: «Кубани славные сыны» и «Золотые звёзды Кубани». Обойщиков Кронид Александрович

Я с утра сегодня добрый, Я избегался совсем. Целый день хожу по дому, Помогаю сразу всем. Вымыл папины ботинки, С мамой окна протирал. А потом ещё с Иринкой В папу-дочку поиграл. Я принёс больной соседке Из ларька картошку в сетке. Целый день одно лишь знал, Что кому-то помогал. Был бы я ещё добрее, Но увидел вдруг Сергея. Он ведёт себя нечестно И болтает языком: Нину дразнит он невестой, А меня - женихом. Я поймал его за домом И немножечко побил. Хорошо ещё, что добрый Я весь день сегодня был! (Обойщиков К.А) Стихотворение «Доброта» 30.05.2016 6

Неподоба Вадим Петрович 30.05.2016 7 Родился в 1941 году. Детство и юность поэта прошли в станицах Абинской и Белореченской. Стихи начал писать в ранней юности. Много лет работал редактором, выпустил в свет более сотни книг кубанских писателей. В.П. Неподоба - автор семнадцати книг поэзии и прозы для взрослых и детей: «Вербное утро», «Ранние заморозки»,«Гордость земли», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Моё пророчество» и другие.

Стихотворение «Улыбка Осени» Улыбка осени печальна, Когда ты сам грустишь. А ей, Расцвеченной необычайно, Что выси гор, что ширь полей. Она открыта и прозрачна, Крепка, как ядрышко зерна. Ровна, но все ж неоднозначна Ее живая тишина. Простым теплом душа согрета В преддверьи холода и тьмы. Есть от весны в ней и от лета, И ничего нет от зимы. А лист кружится плавно-плавно, Паденья путь как торжество. Но слаще этого обмана В природе нету ничего. (Неподоба В.П) 30.05.2016 8

Бакалдин Виталий Борисович 30.05.2016 9 Родился в 1927 году в городе Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи - в студенческие годы. Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывал о своей первой профессии - учитель! Он не только посвящал школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет зани-мался с одаренными ребятами в детской литературной студии. Его произведения для детей:«Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «У нас во дворе»,«Смешинки», для подростков «Царевна – недотрога»)

Стихотворение «Я не рос среди берез» Я не рос среди берез, Я не рос под елями, Мне не пел седой мороз Вьюгами-метелями. Я черемух не ломал Ночью под окошками, Сок березы не пивал И грибов не собирал Целыми лукошками. На Кубани вырос я, Мне родней, понятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами. И понятен мне прибой, Дикий ли, задумчивый, Разговор волны с волной Я как стих заучивал. Я запомнил у крыльца Тополя зеленые, Черномазого скворца Песни немудреные, В завитушках виноград, Горы седовласые И поток, что вечно рад Меж теснин отплясывать… Но, наверно, потому Что рожден в России я, Не пойму в каком краю, Где у нас красивее. Вид везде знакомый, свой Близким с детства кажется - Над Окою ли рекой, На Кавказе кряжистом. Велики у нас края- Вся земля российская, И везде она моя… Потому и близкая.

Нестеренко Владимир Дмитриевич 30.05.2016 11 Родился в 1951 году в станице Брюховецкой. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов « Мурзилка », «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. В. Нестеренко - большой друг детских библиотек.

Стихотворение «Родина» Это край чудесный Там, где синь небес Золотое поле И зеленый лес Ручеек звенящий И весенний гром. Это- запах хлеба. Это – отчий дом. Родина – родная Наша сторона. Ты на всей планете Лучшая страна. 30.05.2016 12

Беляков Иван Васильевич 30.05.2016 13 Родился Беляков 8 декабря 1915 года в деревне Мокрый Майдан Горьковской области. Участник ВОВ. . В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Одна за другой выходят его книги, сборники песен, поэмы, сказки. Боевой офицер, прошедший жестокую, кровопролитную войну, стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках», о «маленькой Ларисе». Он стал детским поэтом. Циклы «Я маме помогаю», «Летучий огонек», «Солнечные брызги» раскрывают ребятам удивительный мир растений и животных. Автор призывает маленьких читателей не проходить мимо красот природы, постигать ее тайны. Сказки «Однажды весной» и «Построил заяц дом», включенные в сборник «Веселый хоровод», учат детей любить животных.

Стихотворение «Лётчик» Сегодня лётчик боевой Пришёл к могиле братской. Поправив прядь Седых волос, Он поклонился низко И положил букет из роз К подножью обелиска. Стоял он долго недвижим В своей большой печали. И чётко, Властно перед ним Воспоминанья встали. Как будто было всё вчера: Война, бои, зарницы. В степях горели хутора, Посёлки и станицы. Сражались люди на воде И под водой сражались, Сражались люди на земле И в небо поднимались - И в небе Смертный бой вели. Вели зимой и летом Бои За честь родной земли, За жизнь Страны Советов. 30.05.2016 14

Мирошникова Любовь Кимовна 30.05.2016 15 Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. В 1991 году вышел первый сборник стихотворений для детей «Кому быть воробьем», затем «Как воробей спас солнечного зайчика». Детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия» . Стихи поэтессы мы встречаем на страницах учебника « Кубановедения »

Стихотворение «Маленький доктор» Маленький доктор. Как у нашей у Алёнки Кот - в зелёнке, Пёс -в зелёнке. Перепачканный в зелёнке Даже нос самой Алёнки. А цыплёнок от Алёнки Убежал под кучу дров. -Ох, не любит он зелёнки И девчонок – докторов. 30.05.2016 16

Бардадым Виталий Петрович 30.05.2016 17 Виталий Петрович родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков. Печататься начал в 1966 году в краевых газетах, альманахе «Кубань», в «Литературной России», «Литературной Украине», «Неделе» и др. В серии ЖЗЛ опубликовал очерки «Кубанские казаки» и «Первые черноморцы» Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани. Виталий Петрович Бардадым является автором известных историко-краеведческих книг: «Радетели земли кубанской» «Этюды о Екатеринодаре » , «Ратная доблесть кубанцев», поэтические сборники «Казачий курень» , «Сонеты» , «Серебряная ложка» - сборник рассказов о судьбах екатеринодарцев, «Зодчие Екатеринодара » , «Кубанские портреты» , «Ими восхищались кубанцы» (2006).

Стихотворение «Рассвет» В моём окне сквозь сумрак голубой Яснее веток тонкая нарезка - Светает. Ситцевая занавеска Дохнула увлажнённою листвой. Я - из дому да в запах травяной, Потом в лесок. Горят кусты подлеска От зарева и дождевого блеска, Бодряще веет сыростью грибной. Заречная синица озорная Вдруг разбудила звоном глухомань. Среди ветвей, словно листвой играя, Сверкает зыбью резвая Кубань. Дыша калёной спелостью кизила, Душа, как пашня, набирает силу. 30.05.2016 18

Варавва Иван Федорович 30.05.2016 19 Родился поэт в 1925 году. Детство его прошло в станицах Кущевской и Староминской. Во время Великой Отечественной войны прошел путь от Кубани до Берлина, награжден орденами и медалями. Первые стихи написал еще на фронте. Сейчас опублико-вано более тридцати поэтических сборников И.Ф.Вараввы. Много лет он собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани». Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура», « Вишнёвый край». На стихи Ивана Вараввы компози-торы написали более двухсот песен.

Стихотворение «Кубань» Люблю тебя, мой солнечный простор, Мое неповторимое сказанье: Размашистые станы синих гор, Седая даль желтеющей Кубани. Под камышовой крышей вырос я, Собрав пути ушедших поколений. И нет мне в жизни этой забытья От дум твоих, от песен и волнений. 30.05.2016 20

« Замечательные сборники» 30.05.2016 21

Заключение «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее» Земля моя В жизни нам дана Родина одна. У меня она - Вишня у окна. Прямо у дверей Золото полей, Дума вековая стройных тополей. Здесь моя тропа Пролегла в хлеба, Здесь моя судьба - Радость и борьба, Здесь взращённый мной Колос налитой – Видно, так и быть, Здесь мне век прожить, До конца дружить, До конца любить, Здесь мои друзья, Здесь моя семья, Большего не скажешь - Здесь земля моя. В.Б. Бакалдин 30.05.2016 25