Освоение космоса человечеством. Мероприятие по Окружающему миру: «История освоения космоса. Достижения в освоении космоса

12 апреля наша страна отметила 50 летие освоения космоса - День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

Конструкторы

Циолковский Константин Эдуардович -

русский ученый, который один из первых задумался о полете в космос.

Судьба и жизнь учёного необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

Фридрих Артурович Цандер (1887-1933)

Юрий Васильевич Кондратюк

Сергей Павлович Королёв

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

Мужской состав

В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам.Перед вами портреты космонавтов В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Женский состав

Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец - из-под Могилёва, мать - из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец - тракторист, мать - работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 годы Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года - освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».
В отряде космонавтов

После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Валентину Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.
Подготовка

В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа - параболической горки - внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

Савицкая Светлана Евгеньевна - космонавт России. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича САВИЦКОГО. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно садится за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 г.). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР. В 1971 году окончила Центральную летно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР, а в 1972 году - Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. После учебы работала летчиком-инструктором. С 1976 года, пройдя курс обучения в школе летчиков-испытателей, летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР. За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов, имеет квалификацию «Летчик-испытатель 2-го класса». С 1980 года в отряде космонавтов (1980 Группа женщин-космонавтов № 2). Прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа Союз Т и орбитальной станции Салют. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составила 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут. После второго космического полета работала в НПО «Энергия» (заместитель начальника отдела Главного конструктора). Имеет квалификацию инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса. В конце 80-х годов занималась общественной работой, являлась первым заместителем председателя Советского фонда мира. С 1989 года все активнее начинает заниматься политической деятельностью. В 1989 - 1991 годах являлась народным депутатом СССР. В 1990 - 1993 годах являлась народным депутатом РФ. В 1993 году покинула отряд космонавтов, а в 1994 году ушла из НПО «Энергия» и целиком сосредоточилась на политической деятельности. Депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов (с 1993 года; фракция КПРФ). Член Комитета по обороне. С 16 по 31 января 1996 года возглавляла Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования. Член Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие».

Елена Владимировна Кондакова (родилась 1957 В г. Мытищи) была третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой - в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции Атлантис STS-84 в мае 1997 года. В отряд космонавтов её включили в 1989 году.

С 1999 г. - депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия».

Тематическая беседа о космосе для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема «Освоение космоса»

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Спицына Е.А.

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна звёзд полна, звёздам числа нет,

Бездне - дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», - добавлял к сказанному ученый.

Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: то он представлял себя необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках, изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию:

«Нужны особые жилища - безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в городе Калуге.

Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв.

Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни - «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью - строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно - пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, - был запущен первый искусственный спутник Земли.

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее. Что же представлял собой спутник Земли? Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами. Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках - собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек - ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была - Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет. Что было делать? Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик. Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю. Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

- Какая странная кличка! - удивился Королёв. Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало! Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы. Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами - Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений. Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники - собаки Чернушка и Звездочка. Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир. Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

Знаете ли вы его имя?

Правильно! Самый первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом?

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушайте рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юры Гагарина. После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком. В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом. Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества у Юрия Гагарина были! Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия». Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма». Как же проходил полет Юрия Гагарина? Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг. Полет начался утром - в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор - Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына! Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!» А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!». «Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» - написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов. Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин». В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник - День космонавтики.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном камбинате в городе Ярославле. Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля. Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету. Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.

Валентина Терешкова - необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем. На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку. Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов. Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой.

С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь. За последние годы космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Вопросы для закрепления

Кого считают основателем космонавтики?

Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском. Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?

Расскажите о Сергее Павловиче Королёве.

Расскажите о собаках, побывавших в космосе.

Как звали первого в мире космонавта?

Расскажите о Юрии Гагарине.

Как звали первую в мире женщину-космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

Как искусственные спутники помогают людям?

История освоения космоса: первые шаги, великие космонавты, запуск первого искусственного спутника. Космонавтика сегодня и завтра.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось... Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Анна Колесникова
Конспект НОД с применением ИКТ «Детям об истории освоения космоса» для детей старшей группы

Конспект НОД

для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых, личностно-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий

Тема : «Детям об истории освоения космоса » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Физическая культура» .

Цели : познакомить детей с историей освоения космоса , достижениями ученых в области освоения космического пространства . Расширять представления детей о космической технике . Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам , восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.

Планируемые результаты : проявляет интерес к истории космонавтики ; умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (при просмотре слайдов о космосе , восхищается подвигами космонавтов ; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и соревнований.

Материал : мультимедийная установка, слайды фотографий о космосе ; плакаты, иллюстрации, фотографии, рисунки детей о космосе и космонавтах , макеты.

Предварительная работа : чтение произведений оГагарине, о космосе ; рассматривание иллюстраций, фотографий о космосе ; просмотр детских познавательных передач; продуктивная деятельность - рисование, аппликация, лепка; сюжетно-ролевые игры; заучивание стихов и загадок.

Ход образовательной деятельности :

Организационный момент.

Звучит музыка (космическая тема ) . Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал , где оформлена выставка посвященная «Дню Космонавтики » (плакаты, фотографии, рисунки детей , макеты и т. д.) . Дети рассматривают выставку, обмениваются впечатлениями.

2. Вводное слово воспитателя.

День сегодня не простой

Это в мире знает каждый.

Впервые в космос полетел

Человек с Земли отважный.

12 апреля 1961 года – совершен первый полет человека в космос . Назовите этого отважного человека.

3. Просмотр видеосюжета полета в космос Ю . А. Гагарина.

4. Ребенок читает стихотворение «Юрий Гагарин» В. Степанова :

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель :

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

5. Рассказ воспитателя о покорении космоса , сопровождается показом слайдов на мультимедийной установке.

1 слайд – древние ученые наблюдают в телескоп за звездами.

С глубокой древности людей интересовали звезды, Солнце, Луна. Наблюдали за звездами – звездочеты. Но простым глазом нельзя увидеть небесные светила. И древние ученые придумали первый телескоп. Много интересного можно было узнать из наблюдений в телескоп за звездным небом. Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия, а звездочетов стали называть – астрономами.

2 слайд – современные телескопы, обсерватория.

Прошло много лет, но наука астрономия постоянно развивалась. Ученые создают новые мощные телескопы, и обсерватории, с помощью которых сделали много важных открытий :

Сколько планет в солнечной системе? (показ 3 слайда – Солнечная система) . Есть ли на них жизнь?

Что позволяет звездам пылать, не сгорая по несколько миллиардов лет? (показ 4 слайда – галактика, млечный путь) .

Дети, а вы знаете, сколько планет в нашей Солнечной системе?

Назовите их. На каких планетах есть жизнь?

5 слайд – первый космический спутник .

Как, вы думаете, что это?

Правильно, это первый космический спутник , который был запущен в России в 1957 году. Искусственные спутники – это автоматические беспилотные корабли, которые выводятся на орбиту Земли, ракетами.

А для чего нужны спутники?

(Дети, делятся своими мнениями, воспитатель выслушивает ответы и обобщает их.)

Сегодня, на орбитах нашей Земли находятся около 300 спутников.

Они служат для того, чтобы передавать по всему миру телефонные разговоры, телевизионные передачи, а также информацию о погоде.

6 слайд – полет в космос двух собак .

Прошло еще несколько лет, и русские ученые и конструкторы создают первый космический корабль , на котором в космос отправляют двух смелых собак. Назовите клички этих собак.

Если собаки смогли полететь в космос и вернуться , то значит и человек может это сделать! И ученые, конструкторы , врачи стали готовить людей к полету в космос . В России, построили первый в мире космический корабль , на котором должен отправиться в космос человек .

7 слайд – корабль «Восток» на космодроме «Байконур» .

И наконец, наступает долгожданный день запуска ракеты 12 апреля 1961год! 4,3,2,1, - Старт ! Пуск! И космический корабль с первым человеком на борту взмывает в воздух.

8 слайд – взлет космического корабля «Восток» .

9 слайд – фотографии Гагарина в шлеме и скафандре.

Юрий Алексеевич Гагарин, первый поднялся в космос и облетел вокруг нашей планеты. Люди нашей страны гордятся тем, что первым был, именно русский человек!

Динамическая пауза.

Ты сегодня космонавт

Начинаем тренировку. (энергичные движения руками)

Чтобы сильным быть и ловким, (ходьба)

Отправляемся на Марс

Звезды в гости ждите нас.

Три, два, один… летим. (встать на носки руки вверх)

В невесомости плывем (имитация невесомости)

Мы под самым потолком.

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины, (ходьба)

Мы с полета возвратились

И на Землю опустились. (присели)

10 слайд – высадка людей на Луне.

Через восемь лет, американский космический корабль «Аполлон» , за три дня долетел до Луны, и на нее высадились первые люди.

11 слайд – луноходы.

Вместе с людьми были доставлены на спутник специальные машины. Как они называются? Для чего они нужны?

Изучать поверхность Луны, фотографировать.

12 слайд – международная космическая станция .

С наступлением космического века , для исследования планет, звезд, на орбиту Земли выводятся огромные космические станции , на которых работают космонавты из разных стран и называют их международные космические станции – МКС .

13 слайд – беспилотные космические станции .

В космос запускаются и беспилотные станции для изучения планет нашей солнечной системы. Эти станции долетели даже до Венеры и Марса.

14 слайд – современные искусственные спутники.

На космических орбитах работают современные искусственные спутники.

15 слайд – грузовые космические корабли .

Чтобы доставлять груз и людей на космические станции , построены специальные грузовые корабли.

16 слайд – выход космонавтов в открытый космос .

- Космонавтам приходиться выходить в открытый космос , чтобы устранять неполадки на станции.

17 слайд – корабль многоразового использования «Шатл» .

Американские ученые, создают корабли многоразового использования. Эти корабли доставляют спутники, оборудование для космонавтов на станции . Как они называются?

18 слайд – международный экипаж.

В космосе одному или двум космонавтам очень трудно . Поэтому сейчас на станции отправляются целые международные команды.

Много важных открытий сделали астрономы, ученые, космонавты , но узнать предстоит еще больше. И вы, ребята, можете стать не только свидетелями , но и участниками космических открытий . Давайте помечтаем.

19 слайд – будущие космические открытия .

6. Загадки.

А сейчас для вас ребятки, космические загадки .

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Телескопам сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная… (Луна)

Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы ее узнали дети?

Ну, конечно… (луноход)

Он вокруг земли плывет

И сигналы подает.

Этот вечный путник

Под названьем… (спутник)

С Земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

Стремительно… (ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски : «астронавт» ,

А по-русски… (космонавт )

Когда ты в космосе , мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это… (невесомость)

Он черен, как ночь,

И звезд в нем не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос.

И каждый ответит

Ведь это же… (космос )

7. Отгадывание кроссворда «Космос » .

По горизонтали : 1. Корабль многоразового использования.

2. Ученый, изучающий небесные тела. 4. Название первого космического корабля .

По вертикали : 3. Небесное тело с ярким хвостом. 5. Планета, на которой существует жизнь. 6. Первый летчик – космонавт .

7. Спутник Земли. 8. Прибор для изучения звездного неба.

8. Спортивная игра «Центрифуга»

Для двух команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два

стенда, на которых в беспорядке изображены цифры от 1 до 10 (20, здесь же на шнуре висит указка.

Задание : первые номера совершают обороты на стульях, затем бегут по доске, два раза подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко по порядку называют цифры. Вернувшись к команде первые номера, хлопают по плечу следующих игроков. И те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел.

9. Рефлексия.

Кто первый покорил космос ? Что нового вы узнали? Что бы вы хотели еще узнать о космосе .

Освоение космоса - исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.

Свой взор на космос человечество обратило ещё в глубокой древности. Сначала люди просто наблюдали за небом, подмечая закономерности в движении звёзд и небесных светил. Потом появились первые простейшие оптические приборы - в 1608 году (400 лет назад). Они позволили увидеть не видимые невооружённым глазом небесные тела. Так, например Галилео Галилей открыл 4 спутника Юпитера. С течением времени учёными изобретались всё более мощные телескопы, которые позволяли видеть всё больше.

Не стояли на месте и теоретические исследования - они помогали астрономам понять, как и почему движутся наблюдаемые ими планеты, из чего они состоят, как они возникли. Дальнейший научный прогресс дал людям сверхсложные средства исследования космоса - радиотелескопы, космические аппараты, электронно-вычислительные машины, выполняющие сложные расчёты. Открытие эры космических началось с полёта советского «Спутника» в 1957 году и первым полётом человека в 1961 году открыл новые, невероятные возможности в освоении космоса.

Вскоре после этого были созданы долговременные космические станции, на которых люди могут находиться год и больше. На них ведётся научная и производственная деятельность. В космосе производят сверхчистые металлы, лекарства, композитные материалы. На Земле для создания космических аппаратов работает космическая промышленность. Она состоит из заводов, на которых производятся ракеты-носители, скафандры, космические корабли и оборудование для них. Разработкой этих средств освоения космоса занимаются научно-исследовательские институты. В специальных центрах подготовки обучаются космонавты. Космическое освоение широко представлено в культуре: книгах, фильмах, музыке, компьютерных играх. Оно заставляет людей мечтать о покорении космического пространства, о полётах к далёким звёздам, встречах с инопланетянами.

К настоящему времени научные зонды посетили все планеты Солнечной системы, а некоторые вышли и за её пределы. Это «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенные США в 1977 году. А в 1969 году люди впервые ступили на поверхность Луны. Искусственные спутники нашли широкое применение как спутники навигации и связи. Спутники-космические телескопы позволили заглянуть в дальние уголки Вселенной. Освоение космоса бурно развивается, и скоро принесёт новые, невиданные ранее открытия и возможности.

Вариант 2

Многие годы люди пытались понять тайны небесных светил и планет, строение вселенной и космического пространства в небе над головой. Но только в прошлом веке, с начала развития космической отросли, человечество смогло сделать пока еще не большие, робкие шаги в процессе знакомства с космосом.

Исследование и попытки обустройства жизненных процессов в космосе используя пилотируемые и автоматические космические аппараты, использование в промышленных и исследовательских целях космического простора, планет и спутников – вот основные направления освоения космоса.

В 1957 году СССР стал первой страной в мире, запустившей в космос искусственный спутник, вращающийся вокруг Земного шара и положившей начало целой эры освоения космоса.

Трудно перечислить все вехи продвижения этого нелегкого и опасного дела. Нельзя забывать всех героически погибших космонавтов, отдавших свои жизни в этом неизведанном и благородном деле. Но их жизненный подвиг не остался напрасным, учтя все ошибки трагических полетов, Советская космическая отрасль науки стала очень быстро развиваться.

Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года на корабле Восток-1 выполнил советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Этот скромный и добрый человек, с обаятельной улыбкой, навсегда стал кумиром миллионов людей по всему свету.

Уже в 1962 году на космическую орбиту выходят одновременно два космических корабля, совершая уникальное сближение на 6 километров.

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова в 1963 показала героический пример возможности полетов не только мужчин.

В 1964 году на орбиту Земли впервые выведен корабль Восход сразу с тремя космонавтами на борту.

А уже в 1965 году совершен рискованный и опасный выход человека в открытый космос. Героем этого события стал космонавт Алексей Леонов, навсегда оставивший след в истории развития космонавтики и ставший национальным героем.

Искусственные спутники, автоматические исследовательские станции на поверхностях планет, космические зонды для изучения грунта и состава почвы небесных тел, марсоходы, лунные и орбитальные станции, вот только некоторые современные методы и устройства для изучения межгалактического пространства.

Но еще больше открытий и чудес ждет человечество впереди, и каждый человек при желании может внести важный вклад в освоение космических просторов.

4, 5, 10 класс. По физике

  • Жизнь и творчество Софокла

    Софокл был одним из самых выдающихся драматургов в Афинах чьи работы сохранились до наших дней. Не так много известно о ранней жизни Софокла. Он родился в маленьком городке Колон недалеко от Афин