Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук П-Пь, Буква П. Конспект по обучению грамоте: "Звуки,, буква П" Предметы на звук п

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

Конспект логопедического занятия на тему: « Зуки П-ПЬ. Буква П.»

Цель: закрепить знания детей со звуками П-ПЬ, буквой П.

Задачи: учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Наглядные пособия и раздаточный материал: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

Ход занятия

1. ОРГМОМЕНТ

1) Развитие зрительного восприятия.

Презентация .

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

Произнесите звук П перед зеркалом

Расскажите о положении губ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

    Губы – сжимаются;

    Зубы – раскрыты;

    Язык – лежит спокойно;

    Связки не работают;

    Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

па- палка, пакет, пальто...

пу- пух, пушка, пуговица...

пи- пирог, пила, письмо..

по- почта, полка, ...

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый... (пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе...(пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и...(пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция: найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

В начале слова

В середине слова

В конце слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова:помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка. “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

    На огороде выросли красные...(помидоры)

    В саду распустились красивые... (пионы)

    Мальчик отправил бабушке...(письмо,посылку)

    Полина пришла из школы и сняла...(пальто, плащ, платье)

    Липу пилили... (пилой)

    На полку поставили...(посуду)

    Во время жары на голову надо надевать...(панаму)

    Бананы растут на...(пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

Пустой пузырёк

Полный пакет

Пополнить запасы

Печёт пироги

Покупает платье

Лепит петуха

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Подсказка загадка

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция:из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара...)

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

Составление рассказа при помощи вопросов.

Самостоятельный рассказ.

III. Итог занятия

Логопед:

    Чем мы сегодня занимались на занятии?

    Что особенно понравилось?

Прежде чем мы приступим к интернет уроку, отгадайте загадку…

Разноцветный Акробат
Забавляет всех ребят.
Он клюёт горох из миски
И болтает по – английски…..

Верно, попугай.

Попугаи – одни из самых красивых птиц, которые приручил человек. Они удивляют своими умственными способностями и веселым нравом. А вы знаете, что…

  • Попугаи могут подражать совершенно разные звуки: от голоса человека до шума работающих бытовых приборов.
  • В Красную книгу был занесен попугай Жако. Это самая говорливая птица. Он знал около 400 слов, говорил целыми предложениями да еще и на нескольких языках!


А это самый крупный попугай ара. Зовут Петя.

Вы догадались, почему мы заговорили о попугаях? … мы сегодня изучаем звук [п] . Произнесите вместе звук. Опишите его.

А кто запомнил как зовут нашего попугая? Какой первый звук? Верно, мягкий звук [п`].

1. Найдите слова на звук [п] и [п`]

2. «Кто больше?»

Сначала перебираем все слова со звуком [п] , находящиеся на полу (плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

3. «Светофор» . Если твердый звук, поднимите вверх синий карандаш, если мягкий звук — зелёный.

Паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.

4. «Профессии». Назовите десять профессий на [п] . (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

5. «Доскажи словечко»

  • И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
  • Вперевалку шел со льдин к нам на утренник…
  • Он круглый и красный, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней…
  • Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
  • Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
  • Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев.Как славно жить, когда они работы не боятся.И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
  • На цветы она садится, не устав с утра трудиться.Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).

6. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [п] , затем со звуком [п`] .

7. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [п] [п`] .

8. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.

9. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую цифру в квадрат.

10 . Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто

П’________________ П_________________
_________________ _________________
_________________ _________________

11. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий [п`] в словах.

12. Добавьте слоги , прочитай получившиеся слова.

13 . Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.

14. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [п] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.

А вот и буква П в летней панаме. Буква П любит лето — п есок, п ляж, п утешествия…

1. «Слова-невидимки»

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

2. «Лесенка»

3. «Выпусти пар!»


4. «По одной букве»

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

5. «Волшебная цепочка»

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

6. «Найди слово в слове»

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

7. «Составь новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

8. Начинай с буквы П

О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

9. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

10. Найди спрятанные буквы П . Обведи их.

11. Выдели знакомую букву.

12. Добавь недостающий элемент буквы.

13 . Обведи в кружок все буквы П .

14. Раскрась петушка где буква П в красный цвет.

15 . Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.

16. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков [п] и [п`].


17. Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.

18. Клоун. Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю, н о когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы П .
20.
Читаем…

21 . Пишем…

22.









Пословицы и поговорки

  • Пишут не пером, а умом.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
  • Правда глаза колет.
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • Признание – половина исправления.

Словарь

  • Павильон — небольшая постройка для отдыха и развлечений.
  • Погода — Состояние атмосферы в данном месте в данное время.

Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.

  • Пай — часть, доля.
  • Палитра — небольшая доска, на которой художник смешивает краски во время работы.
  • Пандус (или рампа ) — наклонная площадка, служащая для въезда детскиx и инвалидныx колясок в дома; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
  • Панорама — Вид местности (обычно с возвышенного места)
  • Пантомима — представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
  • Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие.
  • Позоло`та — нанесение на предмет тонкого слоя золота.
  • Политика — государственное управление.
  • Прибыль — доход от деятельности компании или предприятия.
  • Профессор — учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника.
  • Психология — наука изучающая внутреннее состояние человека.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Переливать из пустого в порожнее — пустословить ИЛИ заниматься бесцельным и безрезультатным делом.

Порожний — это пустой, ничем не наполненный.

  • Плавать как топор — тонуть, не уметь плавать (о человеке).
  • Плевать в потолок — бездельничать.
  • Побывать в чьей-либо шкуре — пережить ощущения, которые испытывает другой человек.
  • Поджать хвост — испугавшись, утратить самоуверенность.
  • Похожи как две капли воды — очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о сходстве лиц, предметов, явлений.
  • Припереть кого-либо к стенке — разоблачить кого-либо.
  • Пройти сквозь огонь и воду — о человеке, которому выпало на долю много трудностей, испытаний.

Звуки [П], [Пь], буква П

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи :

    Образовательные:

    уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

    совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    учить определять позицию звука в словах;

    познакомить детей с графическим образом буквы П;

    учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

    Развивающие:

    развивать слуховую память, внимание и восприятие;

    развивать умение концентрировать внимание;

    развивать умение контролировать импульсивные действия;

    учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

    Воспитательные:

    воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

    воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе заня­тия); конверты с заданиями; буквы; зву­ковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напря­жение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

    Сообщение темы занятия .

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонст­рируются конверты.)

    Посмотрите, кто это? (Это почтальон)

    Что он нам принес? (Письма)

    Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь])

    Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [ Пь ])

    Характеристика звуков [ П |. [Пь|.

    Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Гу­бы сжимаются и разжимаются)

    Попробуйте прочесть звук [П].

    Получается? (Нет)

    Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

    В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

    Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

    Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

    Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)

    А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)

    Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)

    Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеле­ным кружочком и поселим в зеленом домике.

    А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глу­хой)

    Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду на­зывать звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

    Тренировочные упражнения, направленные на форми­рование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

    Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])

Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].

    Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не про­стые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

    Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).

Первое письмо.

    Развитие фонематического синтеза.

    Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о... л П... и... л... а П... а... у... к П... а... р

    С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь])

    Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

    Какой общий звук во всех словах? ([П]).

    Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)

    Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)

    Где звук [П| в середине? (Лапа)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)

    Игра: «Говори». Развитие умении контролировать им­пульсивные действия.

    Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам про­стые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я ска­жу: «Говори!».

Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)

    Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пау­за. Говори! (Посуда)

    Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)

4. Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук П

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]

Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.

    Знакомство с графическим образом буквы П.

    Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. По­смотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота)

    Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1. Восстановление графического образа буквы П.

    Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

    Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

    Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на ли­стках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

    Игра «Маленькие привидения». Выплескивание нако­пившегося напряжения (гнева).

    Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

    Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

    Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я провери­ла, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт, пыль по полю летит.

    Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].


«Звуки [п, пь] и буква «П».

Повторите с Вашим ребенком:

Какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, И, Ы, Э) Почему они называются гласными? Правильно, когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через ротик свободно, и ничего ему не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Есть еще другие звуки, которые называются согласными звуками. Какие согласные звуки ты знаешь. («П» и «Пь». Согласные звуки необходимо произносить коротко, отрывисто, без призвука гласного [э], не “пэ”, а [п].)

Когда произносится согласный звук п , воздушная струя встре­чает преграду: губы. Звук [п] пытается прорваться сквозь преграду - сквозь губы. Произнесите звук [п] . Чем мы произносим звук [п] ? (Губами.) Наш голос спит или поет? Правильно, спит, поэтому звуки «п, пь» - глухие!

Повторяй за мной, какой звук [п]. (Со­гласный, твердый, глухой.) Согласные твердые звуки живут в Синем замке. Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим цветом..

У твердого звука [п] есть младший братец: звук [пь]. ^ Звук п" - братец звука п. Этот звук называется мягкий со­гласный. Его будем обозначать зеленым цветом.

ЗВУК

Фонетическая зарядка.

Как пыхтит каша? (П-п-п-п…) Какой звук услышал: твердый или мягкий?

Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи!..)

Повтори «пи». Покажи столько пальчиков, сколько звуков услышал. Назови первый звук: «пь»,мягкий; второй звук-«и».

^ Задания для развития логического и творческого мышления, внимания, памяти, обогащения словаря.

Кто больше?

Сначала перебираем все слова со звуком П «на полу» (плинтус, паркет, палас), затем «на потолке» (лампа, побелка, паучок).

Можно поискать слова на небе, в море, на улице и даже в кастрюле.

^ Доскажите словечко и назовите первый звук: «п» или «пь».


И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик).


Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева», -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал).

Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).


Наоборот.

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

^ Звук заблудился

^ Отгадывание загадок. В отгадке надо различить братцев п и пь.

Выучите понравившиеся вам загадки.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос?

(Пастух)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

(Полотенце)

^ Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка».

Запомните слова со звуком [п, п"], которые встретятся вам в сказке.

День поросенка

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону:

Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку. Моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

Помоги-те! Тону-у! - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо - Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.

Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

^ Слоговой аукцион

Придумай слова, в которых слог пи был бы первым (пила, пирамида).

Дополните предложения

На огороде выросли красные…
В саду распустились красивые…
Мальчик отправил…
Полина сняла…

(Ответ: помидоры, пионы, письма, пальто.)

Пословица

Что посеешь, то и… (пожнешь).

^ Придумайте рассказ

Почти все слова должны начинаться со звука [п, п"].

Например:

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег спать.

^ Составьте фразу

Составьте фразу или предложение со словами: почта, письмо, парикмахерская, прачечная.

Узнайте сказку

Сказки просят:
- А сейчас,
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Каких еще сказочных персонажей на П вы знаете?

^ Синонимы - антонимы

Пустой - порожний - полный. Полный - толстый - худой. Пугливый - трусливый - смелый.

Буква П

^ Выложи из мелких предметов букву «П».

Напиши эту букву на своей ладошке, на маминой ладошке.

Раскрась одну букву синим цветом, другую зеленым.

Повтори и продолжи:

Я знаю слова на звук «п»: …(назвать не менее 5 слов;)

я знаю слова на звук «пь»: … .

Назови картинки. Какая картинка лишняя и почему?

Прочитай сначала слоги с твердым звуком «п» (па, пу, по, пы), затем с мягким звуком «пь» (пи, пе).

Обведи все буквы «П».


Профессии

1. Назовите 10 профессий на П.

(Плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)

Образуйте женский род от следующих профессий: повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка), поэт (поэтесса), писатель (писательница).