Суд признал экстремистскими высказывания юрия андропова. Современные проблемы науки и образования "Предлагаемый нами закон имеет цель впредь оградить незаконно репрессированных и их потомков от спекуляций по поводу преступления, которое было совершено Ста

" парламент Карачаево-Черкессии захотел, чтобы в Уголовном Кодексе появилась статья за "отрицание сталинских" репрессий. За отрицание репрессий карачаевские депутаты хотят наказания от одного до двух миллионов рублей штрафа, либо присудить "виновного" к обязательным работам на срок до 320 часов. Эту писульку разослали по всем кавказским республикам и везде, кроме Северной Осетии, получили согласие. Разумеется с этой паскудной инициативой в Думе нашлись согласные личности.

"Я не думаю, что найдутся люди, отрицающие сталинские преступления,- заявил глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Павел Крашенинников.- Но если такие примеры есть, то я считаю возможным законодательно оформить наказание за это".

Зачем это кавказцам нужно? Послушаем самого инициатора писульки некоего Ахмата Эбзеева.

"Предлагаемый нами закон имеет цель впредь оградить незаконно репрессированных и их потомков от спекуляций по поводу преступления, которое было совершено Сталиным и его режимом,- заявил господин Эбзеев.- Подобные нормативные акты действуют во всем мире, запрещая, например, отрицание холокоста".

Вон даже как, оказывается потомкам кавказских фашистов и карателей не нравится, что их предков постигло заслуженное наказание за предательства и преступления и они требуют за это наказания. Даже не за отрицание сталинских репрессий как таковых, а именно напоминание представителям кавказских народов о службе фашистским оккупантам.

Карачаевцы на службе вермахта.

А зачем этот закон вообще нужен? Ответ простой, чтобы любой кавказский фашист, националист или моджахед мог безнаказанно обвинять Россию и русский народ в геноциде и преступлениях против его народа, не получая в ответ ничего. Этакой "исторической виной" хотят обложить русский народ, да еще рот заткнуть на все грязные обвинения в геноциде их предков. Уже представляется диалог из будущего:

Карачаевец: Ты, русский, ты виноват в репрессиях против моего деда!

Русский: Но постой, твой дед служил в легионе СС.

Карачаевец: Ты отвергаешь сталинские репрессии? Я на тебя в суд подам и получу миллион!

Перед нами фактически диверсия кавказских сепаратистов и националистов против Российской Федерации и русского народа. И нужно просто удивляться наличию в Думе безмозглых индивидуумов, которые этого не видят.

Чтобы не быть голословным приведу отрывок из статьи "Мы отомстим!" кавказских коллаборационистов "Газават" от 11 августа 1943 года :

"В июне 1941 года в горах Кавказа прозвучала радостная весть: Германия начала войну против большевиков, Германия протягивает руку братской помощи угнетаемым большевиками народам Восточной Европы. Опустели аулы Карачая. Сотни, тысячи карачаевцев ушли в горы и там под руководством Кады Байрамукова организовали повстанческие отряды. Крупнейший из этих отрядов, непосредственно руководимый Кады, вскоре вырос до 400 человек. Далее, когда фронт был еще далеко, карачаевцы-повстанцы уже вели мужественную борьбу против большевиков, которым приходилось держать в Карачае многочисленные гарнизоны. Когда же фронт приблизился к горам Кавказа, действия руководимых Кады Байрамуковым повстанцев настолько активизировались, что они смогли отрезать для красных все пути отступления, в частности, Клухорский перевал, через который несколько тысяч красных пытались уйти в Сванетию. Сотни убитых комиссаров, тысячи пленных красноармейцев, большие отары отбитого у отступающих большевиков скота, огромное количество воинского снаряжения и оружия - таковы были трофеи повстанцев. При активной помощи карачаевцев германские войска заняли Карачай обходным движением без единого выстрела. По тропинкам, известным только сынам гор, вошли германские солдаты-освободители в аулы"

Тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Предательство среди карачаевцев было и предательство массовое. И вот теперь потомки этих предателей хотят запретить мне напоминать про предательство их предков. Они хотят заставить меня забыть про то, как их предки служили Гитлеру и убивали моих предков. Я должен, оказывается по воле карачаевских националистов, помнить только о сталинских репрессиях и вечно каяться перед потомками гитлеровских прислужников. А не много ли они хотят, физиономия не треснет от хотелок?

Карачаевские каратели отдыхают после боя.

Что я, как и любой другой гражданин Российской Федерации, могу ответить на писульку кавказских националистов. Эта писулька нагло попирает мои конституционные права. Согласно статье 29 Конституции РФ мне, как гражданину РФ, гарантируются права:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Отрицание сталинских репрессий не является пропагандой, возбуждающей какую-либо ненависть. Русский народ от репрессий пострадал не меньше, если не больше других народов. В репрессиях одинаково участвовали все представители народов СССР. Сам спор о репрессиях - это спор из области истории. Пусть историки спорят, кто, кого, в каком количестве и за что репрессировал. Это не является ни фашизмом, ни национализмом. Наша власть давно осудила репрессии и реабилитировала невинно осужденных. Этот вопрос закрыт раз и навсегда.

А вот когда потомки прислужников фашистов запрещают мне вспоминать о том, как их предки служили Гитлеру - это уже является преступлением против конституционного строя Российской Федерации и прямое нарушение моих гражданских прав.


Бойцы одного вспомогательных кавказских батальонов вермахта.

Законопроект кавказских националистов по наказанию за отрицание сталинских репрессий - это по сути есть оправдание фашизма и кавказского сепаратизма. Этот закон им необходим для легитимных репрессий против всех недовольных националистической и исламистской плесенью, разъедающей единство нашей страны. Не говоря уже о том, что сам законопроект является прямым оскорблением русского народа. Единственное к чему приведет принятие этого закона - это к подрыву единства Российской Федерации и посеет межнациональную рознь среди народов России. Нужно быть крутым идиотом, чтобы этого не понимать. Я еще могу понять кавказских националистов, ведущих тайную борьбу против нашей страны. Но как мне прикажете понимать индивидуумов в Думе, которые одобряют антироссийский закон? Это глупость или измена? Если это глупость, то таким личностям нечего делать во власти, а если измена, то им одна дорога - на нары. Если тот же Крашенинников не в состоянии сделать выводы и просчитать последствия предложенного закона, то делать ему во власти не чего. А вот всякими борцами со "сталинским наследием", должен разговаривать уже следственный комитет и ФСБ, чтобы стало понятно на кого они работают против России.

Этого оказалось достаточно, для того чтобы после освобождения Кавказа Сталин дал команду переселить карачаевцев за «нелояльность советской власти и сочувствие оккупантам»

Депортация карачаевского народа происходила в конце 1943 года, сразу же после освобождения Кавказа от фашистских захватчиков. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, согласно данным всесоюзной переписи 1939 года, на всей территории СССР проживало 75 763 карачаевца, 92,79% (70 301) из которых жили в пределах Карачаевской АО. Во время всеобщей мобилизации 15 600 карачаевцев были призваны на поля сражений с немецкими войсками, еще 3000 человек были задействованы как т.н. «трудовые резервы». Оставшиеся в тылу карачаевцы тоже не сидели без дела: в первые годы войны они собрали и отправили 6 вагонов вещей для фронта (валенки, полушубки, бурки, шапки-ушанки, шерстяные носки и т.д.).

Однако первые дни Великой Отечественной войны обернулись для СССР весьма печальным образом. Вермахт двигался семимильными шагами и уже в августе 1942 года немецкие войска заняли территорию Карачаевской АО. Около 1200 жителей, в т.ч. женщины, Карачаевской АО сформировали порядка 17 партизанских отрядов.

Оккупировав территорию, вермахт установил свои порядки на всей области: комендантский час (с 19:00 до 4:00), использование немецкой валюты, немецкое написание названий населенных пунктов и учреждений на оккупированной территории, листовки, в которых сообщалось о ликвидации колхозов. Последнее использовалось для вербовки коренного населения Карачаевской АО: предполагалось, что ликвидация колхозов спровоцирует переход рабочих к единоличному землепользованию, что улучшило бы жизнь крестьян. Напряжение в рядах карачаевцев области сопровождалось продолжающимся ухудшением материального положения населения и новым репрессиям против него. Карачаевцы, которые в годы Гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев, раскулаченные и противники советской власти стали переходить на сторону оккупантов. Антисоветские элементы начали формировать отряды для поддержки режима оккупантов и борьбы с партизанами.

Во времена Второй Мировой войны командование немецкого вермахта зачастую прибегало к формированию на оккупированных территориях разного рода организаций с целью поддержки оккупационного режима, например, «Карачаевский национальный комитет». Этого было достаточно для того, чтобы принять решение о депортации карачаевского народа.

Обвинения в коллаборационизме были поводом для депортации не только карачаевцев, но и большинства других народов Северного Кавказа. Одной из причин переселения были антисоветские движения 30-х годов XX века в период насильственной коллективизации. «Перегибы и искривления, допущенные при проведении коллективизации» спровоцировали выступление более двух тысяч карачаевцев, среди которых были не только сторонники белогвардейцев, но и религиозные деятели и князья. Несмотря на то, что выступления были подавлены, некоторые карачаевские семьи перешли на подпольную деятельность, стали создаваться т.н. «бандитско-повстанческие организации».

Оперативно-чекистская кампания по выявлению и аресту активных членов повстанческих организаций 1941-1942 гг. не принесла особых результатов. За указанный период на территории Карачая была выявлена 21 банда и 135 ее участников. С немецким наступлением антисоветские элементы активизировали свою работу. Некоторые историки не исключают того, что антисоветские выступления карачаевцев и немецкое наступление было спланировано синхронно. На это указывают тесные контакты руководителей повстанческих организаций с немецкими оккупантами, а некоторые из них даже проходили подготовку в немецких разведывательных школах. Об этом факте свидетельствовал доктор исторических наук Иван Бугай в своем труде «Их надо депортировать».

«Карачаевский национальный комитет», созданный при оккупационном режиме, пообещал, что колхозы будут упразднены, ее собственность, равно как и руководство экономикой и культурой автономии, будет передана в руки комитета. Комитет, по задумке вермахта, должен был отчитываться перед немецким дипломатом Эрнст-Августом Кестрингом, который позже принимал активное участие в заговоре против Гитлера.

Тема антисоветских выступлений карачаевцев присутствует и в исследованиях немецкого военного историка Йоахима Хоффмана. В своем труде «Немцы и калмыки 1942-1945» он указывает на то, что итогом образований административных управлений в Карачаевской АО было «признание на основе невмешательства независимых республик карачаевцев, кабардинцев и балкарцев на Северном Кавказе, которые поднялись на борьбу с советской властью еще до прихода немцев ».

В январе 1943 года советская армия вытеснила немецкие войска с территории Карачаевской АО и начала борьбу против антисоветских элементов. Повстанцы («главари бандповстанческих формирований», «мусульманское духовенство и националисты») в результате этих мероприятий были частично ликвидированы, а скрывшиеся продолжили деятельность в подполье. В ходе столкновений 10-15 февраля 1943 года карачаевцы ликвидировали 115 солдат и офицеров Красной Армии и сотрудников Государственной безопасности. Со стороны советских вооруженных сил были привлечены порядка двух тысяч сотрудников милиции и военнослужащих. Столкновения продолжались вплоть до октября 1943 года. За этот период было проведено 37 операций, в результате которых погибли как антисоветские элементы, так и сотрудники НКВД.

В разгар этих противостояний, 15 апреля 1943 года , вышла совместная директива НКВД и Прокуратуры СССР о переселении 573 членов семей главарей повстанцев. Позднее эта цифра была уменьшена до 472 человек. 9 августа все они были выселены за пределы области.

12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о ликвидации административного устройства Карачаевской АО и переселении оставшихся представителей карачаевского этноса (62 842 человека) в Казахскую и Киргизскую ССР. Решение вступило в силу со 2 ноября 1943 года .

Войска НКВД численностью 53 тысяч человек взяли в кольцо аулы и преградили пути въезда и выезда из города. В четыре часа утра чекисты начали аресты, а для выселения одного аула тратили в среднем от 3 до 6 часов.

К 5 ноября 1943 года из Карачаевской АО было вывезено 34 эшелона , каждый из которых состоял из 58 вагонов, вмещавших порядка 2-2,1 тысяч человек. Первые эшелоны из Карачаевской АО прибыли в Джамбульскую и Южно-Казахстанскую область 10 ноября. К декабрю на территории Казахской и Киргизской ССР было расселено 15 987 семей (12 500 мужчин, 19 444 женщин и 36 670 детей). На территории Южно-Казахстанской области была расселена основная часть спецпереселенцев - 25 142 человека (3689 мужчин, 6674 женщин и 14 679 детей).

Из сообщения начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина Л. П. Берии:

К моменту прибытия эшелонов на станциях разгрузки своевременно концентрировался автогужевой транспорт. Разгрузка эшелонов проходила организованно и планомерно. Как при приеме эшелонов, так и при вселении в колхозные и совхозные дома никаких эксцессов и происшествий, как со стороны прибывших карачаевцев, так и местного населения не было. Подавляющее большинство спецпереселенцев в первые же дни после расселения приступило к работе в совхозах и колхозах по уборке хлопка, свеклы, очистке ирригационной системы.

Через несколько месяцев, 3 марта 1944 года , на основании приказа Государственного комитета обороны были демобилизовано 2543 карачаевца, которые должны были направиться к месту расселения своих семей или родственников.

Специально к приезду спецпереселенцев в Казахской ССР было создано 488 спецкомендатур , к каждой из которых было прикомандировано 5-7 чекистов и офицерский состав. Особое внимание было уделено предотвращению попыток побега спецпереселенцев, однако на 1 июня 1944 года из мест поселения сбежало 77 человек, еще 19 человек было задержано.

Нехватка жилплощади для спецпереселенцев с Северного Кавказа заставило местное население уплотниться, а тем, кому не хватило мест, пришлось довольствоваться клубными зданиями, временными бараками, землянками и полуразрушенными домами. Кроме того, депортированные не имели никакой пригодной для местного климата одежды. Люди нуждались в большом количестве ткани на пошив зимней одежды и обуви, однако принятых мер было недостаточно. Стоит ли говорить, что у депортированных не было права покидать пределы района, а неповиновение жестоко каралось. Кроме того, глав переселенческих семей обязали в трехдневный срок сообщать о всех изменениях в своих семьях (побег, рождение ребенка или смерть члена семьи). Нарушение этого правила наказывалось штрафом до 100 рублей или же арестом до пяти суток. Для беглецов же указ Президиума Верховного Совета СССР предусмотрел наказание в виде 20 лет каторжных работ.

Первые годы за пределами родных земель были особенно трудны для карачаевского народа. К 1948 году у выселенных балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев родилось 28 120 ребенка , а умерло 146 892 человека .

Первые послабления для режима содержания северокавказских народов на территории республик Средней Азии были приняты в 1954 году , с граждан, рожденных после 31 декабря 1937 года, был снят статус спецпоселенцев. Это позволило детям старше 16 лет поступать в учебные заведения, выезжать за пределы пункта проживания.

16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». К тому моменту численность спецпоселенцев сильно сократилось (30 100 человек) во многом за счет указа 1954 года о снятии статуса спецпоселенцев с граждан, рожденных позже 31 декабря 1937 года.

Указы об отмене особого режима в отношении депортированных народов и других групп людей отличались половинчатостью, стремлением не подвергать ни малейшей критике проводившуюся ранее политику массовых депортаций. Речь шла о том, что люди были выселены «в связи с обстоятельствами военного времени», а теперь, мол, их пребывание на спецпоселении «не вызывается необходимостью». Из последней фразы логически вытекало, что раньше это «вызывалось необходимостью». Ни о какой политической реабилитации депортированных народов не было и речи. Они как считались народами-преступниками, так таковыми и оставались, с той разницей, что из наказанных народов превратились в помилованные.

В. Н. Земсков.

Среди карачаевцев, имеющих отношение к Казахстану, был карачаево-балкарский поэт, прозаик и драматург Альберт Узденов , который появился на свет в поселке Задарья, Арысского района Южно-Казахстанской области. Кроме него стоит отметить первого председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской республики Магомета Абрекова , третьего президента Карачаево-Черкесской республики Мустафу Батдыева , председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председателя ДУМ КЧР, муфтия Исмаила Бердиева , актера, уроженца Джамбулской области Шукура Тебуева и Героя Социалистического Труда Патию Шидакову .

Карачаевская АО была восстановлена 9 января 1957 года , но теперь Карачаево-Черкесская автономная область входила в состав Ставропольского края. Ей были возвращены некоторые районы, вошедшие в состав пограничных областей в период ликвидации области. Первые эшелоны карачаевцев прибыли на родину 3 мая 1957 года , что в истории карачаевского народа отмечается как «День возрождения карачаевского народа».

В Черкесске, столице КЧР, произошли столкновения между карачаевской и черкесской молодежью
18.02.2010 группа карачаевцев (около 30 чел.) избила 4-х черкесов, в том числе девушку, возле Драмтеатра в Черкесске. Дальнейшее развите событий - ниже. Сообщения очевидцев :

«БИТВА ПРИ ПАМЯТНИКЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

После групповаго избиения ребят около Драмтеатра в Черкесске 18.02.10г. на следуйщий день была набита стрелка. Встретились около стеллы (памятник дружбы народов), сошлись около 200 чел. (по 100 с каждой стороны). Карачаевская сторона попрасила подождать ихних разводящих и крутых. Черкесы (и небольшая часть Абазин тоже было) как всегда следуя Хабзэ согласилась подождать. Ждали более часа. Когда те приехали начался серезный разговор.
Карачаевци пытались вывести разговор на мировую, братскую, и более того они начали нагло лгать и говорить типа: что они избевали Черкесов не толпой а один на один и что Черкесы первыми ударили и справоцировали драку. Что является полным бредом сивой кобылы. Но один из участников драки на драмтеате реззонно ответил им что те несмогли ответит. Черкес сказал следуйщае:
Нас было 4 чел. А вас, сколько было? он задал вопрос. На что те ответили что их было около 30 человек. Черкес задал следуйщи вопрос, Если вас было 30 а нас 4 чел. был резон нам бить из подтешка первыми («из подтешка» это карачаевское толкование) на что логического ответа небыло, просто небыло ответа. А по словам того Черкеса ктото подоше к нему с зади и ударил и он рефлекторно развернулся и дал сдачу что тот вырубелся, а вся остольная толпа пошла на всех и начала групповое избиение.
:::возващаемся к "Стеле" на следйщий день (19.02.2010г.)
На эти вопросы граммотно поставленные, Карачаевци не смогли ответить, и просто начали бычатся и слово заслова пошла драка.
Драка была ожесточенная и очень мощная.
Черкесы пришли с голыми руками, а те были вооружены кастетами, дубинками, битами и т.д.
Когда началась драка у Карачевцев первый эшалон получив по харии разошлась моментально а второй эшелон карачей с битами и арматурой атакавала. Но наши сарентировались и эту группу замкнула в круг и уничтожила тут же, и наши ихними же битами начала их же избевать.
Карачаевци начали прижиматся к железному забору около кафе "драгон золотой" и под давлением наших Карачаевци выбели эти железные ворота и забежали туда.
Они стали забегать за дикаративные памятники. Произошла 30секунд. пауза, все осматривались.
Этот момент является очень важным потому что Черкесы психалогически убили противника и после этого они были полностю димарализованы. А произошло следуйщае:
Черкесы начали кричать АДЫГЭ УЕЙ УЕЙ!!! УЕЙЙЙЙ!!! и этот клич настолько запоминающийся, повторимое, воодушевляющае! Гул Адыгэ Уей Уей разходися по всему городу.
А самое интересное по воспоминанием участников с каждым Черкесским кличем Карачаевци делали шаг назад.
После первой волны все вышли с территории кафе и пошла вторая волны где Карачаевци уже были наголову разбиты, некоторые из них убегали на зеленный парк некоторых под давлением физич. скинули в зеленнй парк. короче Карачаевци были рассеяны.
А третья волна уже была чисто контрольная для потушения уже локальных сопративлений со стороны Карачаевцев.

Короче была полная и без опелеционная победа Черкесов.
Как вспомнил один из участников, в глазах у Карачаевцев юыл какойто безумный страх, испуг.
Огромное количество людей у Карачаевцев было госпитализировано. Вовремя драки многие из карачаевцев лежали без сознания.

Теперь понятно что Карачаевци хотят реванша. Ситуация очень серезная и в любой момент может всякое произойти, в плоть до вооруженного конфликта. Всему Черкесскому миру надо быть на готове.

На следуйщий день после "Стеллы" Карачаевци заходили открыто с кинжаломи битами ножами в институт и колледж и угрожали многим.
А прошлой,ночю как сообщили, стреляли в Черкесского пацана и он был ранен. Точо незнаю что там за события сейчас, слухи тревожные.
...
как мне рассказали, около 200-х сот человек там было. Соотношение было примерно 120(черкесов) и 70(карачаевцев). Но у джяшей были биты, ножи кастеты. Избили карачаевцев сильно. И по делом. Как можно приставать к человеку когда он идет с женой?
...
только сейчас разговаривал с другом-абазином из Псыжа. Он подтвердил и количество (в районе сотни с обеих сторон с небольшим численным преимуществом черкесов) и итог.

Президент КЧР Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений.

18-го февраля в г.Черкесск произошла очередная массовая драка между представителями черкесской и карачаевской молодежи. Каждый подобный конфликт еще более усугубляет и без того крайне напряженную общественно-политическую ситуацию в Карачаево-Черкессии. Множественные травмы и побои, десятки покалеченных людей- все это результат всевозрастающей межэтнической нетерпимости в обществе. Последние печальные события укрепляют нас во мнении о полной недееспособности руководства КЧР в сфере управлении внутриполитическими процессами. В республике нет ни национальной, ни информационной политики, ни политики в части взаимодействия с общественными, религиозными институтами и политическими партиями. На лицо и очевидные проявления этнократии при выборе кадров.
На протяжении длительного времени власти КЧР игнорируют интересы русских, черкесов, абазин, ногайцев и других национальных групп. Большое количество обращений общественности и интеллигенции, резолюции митингов и собраний, требования восстановить равенство и законность в республике откровенно игнорируются президентом Борисом Эбзеевым и его администрацией.
В течение последнего года стабильность в КЧР в значительной мере ухудшилась. Дело дошло до массовых волнений в среде различных общественных сил и требований о разделении республики.
Очевидно, что президент республики Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений по сложным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам. Есть масса свидетельств того, что руководитель КЧР лишь номинально исполняет роль главы субъекта РФ. На самом деле, процессами в республике активно манипулирует из Москвы небезызвестный член Совета Федерации Ратмир Айбазов. Другим кукловодом президента КЧР является один из основоположников современного карачаевского национализма – Исмаил Алиев, человек известный своими скромными достижениями в области электротехники и непонятно по какому праву возглавляющий в настоящее время экономический и финансовый блок в правительстве КЧР.
Мононациональная кадровая политика, поощрение лжеисторических публикаций заполонивших, в прямом смысле, информационное пространство республики, явно и скрыто поддерживающиеся карачаевские националистические движения - все это итог работы действующего правительства КЧР. Активно популяризируются разного рода псевдонаучные мифы пропагандирующие величие и превосходство одного народа над всеми остальными. Делается все, для того чтобы народы не объединялись, а наоборот - максимально разделились по национальному признаку.
В республике идет массовая выдача разрешений на травматическое и охотничье оружие, которое нередко используется при выяснении отношений, как например 19 февраля 2010 года, когда большая группа карачаевской молодежи, вооруженная битами, ножами, кастетами, огнестрельным оружием перемещалась по Черкесску, целенаправленно - в поисках жертв для нападения.
Итогом все более явной неуправляемости социально-политической ситуации может стать серьезное межэтническое столкновение, которое самым серьезным образом поставит под угрозу мирную жизнь народов КЧР. В этой связи важно учитывать риск вовлечения в конфликт народов из соседних республик, что неизбежно дестабилизирует обстановку на всем Северном Кавказе. Таким образом, мы рискуем прийти к точке невозврата.
Подобное развитие ситуации недопустимо. Мы очень рассчитываем на то, что здравый смысл, наконец, возобладает в умах руководителей КЧР, и они не на словах, а на деле будут обеспечивать гарантированные конституцией и Российскими законами права граждан вне зависимости от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Все иное – путь в пропасть братоубийственной войны, допустить которую никто не имеет права.

На протяжении всего постсоветского периода этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесской Республики проводит политику открытого игнорирования интересов черкесского народа, способствует пропаганде национальной исключительности карачаевского народа, основанной на целенаправленной лжи, подлогах и фальсификациях. В республике свободно издаются материалы, сеющие межнациональную рознь, содержащие оскорбления в адрес других народов. Подобные действия не находят должной оценки со стороны органов власти КЧР, нет никакой реакции и со стороны правоохранительных органов республики.

Этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесии способствует внедрению в сознание карачаевского населения националистических мифов, что отравляет взаимоотношения между народами, ставит вопрос о невозможности дальнейшего совместного проживания с карачаевцами в рамках единого субъекта федерации.

Участились случаи межнациональных столкновений в молодежной среде, провоцируемые карачаевской молодежью, оболваненной националистической пропагандой. Эти столкновения приобретают все более радикальный характер, примером чему служат события 18-19 февраля 2010 года.

Межнациональная рознь усиливается, напряженность обстановки в Карачаево-Черкесии достигает апогея, и любое последующее столкновение может перерасти в кровопролитие.

Нынешнюю ситуацию породила деструктивная политика правящей этнократической карачаевской власти. Всю ответственность за происходящее возлагаем на руководство Карачаево-Черкесской Республики.

Председатель Кабардино-Балкарского регионального общественного движения «Черкесский Конгресс»

Кешев Р.М.

От Натпресс: По полученным из КЧР сведениям из неофициальных источников, вечером 18 февраля группой карачаевской молодежи примерно из 20 человек были избиты трое молодых людей: два парня и одна девушка. В тот же вечер карачаевцы и черкесы вышли «стенка на стенку», в которой участвовало более 100 человек. В ход шли дубинки, доски со скамеек, была и стрельба. Исход – большое количество травмированных.

На следующий день (в 14 часов) на то же место явилась карачаевская молодежь, чтобы вызывать на новый «бой» черкесов. Она предпринимала эти попытки, когда съехался ОМОН, начал было их разгонять. Но собравшиеся кинулись и на ОМОН. В результате задержано около 30 человек, у которых изъяты дубинки, ножи, кастеты и тому подобное. Вроде бы против участников этой группы будут возбуждаться уголовные дела.

Как прокомментировал для Натпресс председатель молодежного движения «Адыгэ Хасэ» КЧР Тимур Жужуев, межэтнические драки в республике не редкость. «Карачаевцы "достали" черкесов, терпение у черкесов на исходе, - сказал он. - Это происходит везде – в институтах, училищах».

«Мы намерены выступить с заявлением по поводу всех этих событий, - сообщил также Тимур Жужуев. - Но сначала необходимо собрать как можно больше информации

Карачаево-Черкесская республика – ещё одна кавказская автономия, которая до сих пор тщетно пытается преодолеть и забыть непростое наследие выселения в годы Великой Отечественной войны. Однако, как оказалось, не менее трудно забыть и тот период, который принято называть «первой волной возвращения». Она пришлась на 1955-1965 годы и практически совпала с драматическим переделом границ после повторного объединения Карачая с Черкесией в единую автономную область в составе Ставрополья, которое было оперативно провёрнуто по указке из Кремля в феврале 1957 года.

На самом деле в Кремле фактически шли только вслед за процессом – сами многочисленные кавказские «наместники» после XX съезда КПСС торопились отчитываться перед Москвой в «преодолении последствий культа личности» самого разного рода. По национальным проблемам в том числе. В многочисленных письмах, уходивших тогда в Москву, но до неё, как правило, не доходивших, местные жители, в основном из числа тех, кого не депортировали, писали, что черкесов опять «положили под Карачай». Последствия такого интернационального решения сказываются и в наши дни.


При желании в Кавказа можно найти "обоснование" под любые территориальные переделы

Совсем недавно инициативные группы черкесов и абазинов заявили о своих планах создать на севере Карачаево-Черкесской республики отдельную двуединую автономию в составе Ставрополья. Причины такой инициативы известны, хотя и не очень активно освещаются центральными СМИ: в республике растёт социально-экономическая, языковая и политическая дискриминация менее многочисленных народностей со стороны карачаевцев.

Эти заявления стали по сути попыткой продолжить дело, начатое с направлением в Москву открытого письма президенту В. Путину практически с тем же содержанием. Как известно, его подписали Абу-Юсуф Банов, представляющий "Совет старейшин черкесского народа", Джанибек Кужев из общественной организации "Абаза" (самоназвание абазинов) и Рауф Дауров из "Центра черкесской культуры".

Необходимо напомнить, что всё это уже было, и было довольно давно. С теми же предложениями представители коренного населения ряда районов Карачаево-Черкессии выступали ещё четыре десятилетия назад. Показательна оценка, которую дал подобного рода инициативам председатель КГБ СССР Юрий Андропов, направивший 9 декабря 1980 года служебную записку в Политбюро. У неё абсолютно характерное для той эпохи, наверное, не случайно получившей название «эпохи застоя», название: «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской АО».

Итак, выдержки из документа.

«Среди определенной части коренного населения автономной области отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, особенно антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления. На характер этих процессов оказывают влияние также враждебные элементы из числа лиц старшего поколения, принимавшие ранее участие в вооруженной борьбе с советским строем, в т.ч. в 1942-1943 гг.
Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев, наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины. Черкесское население и другие национальные группы проявляют недовольство тем, что они фактически «отдалены» от большей части руководящих должностей в области в различных сферах…»

Как видим, национальные проблемы, какими бы назревшими они ни были, никак не решались ни в период развенчания культа личности, ни при развитом социализме. Есть ощущение, что и сейчас многое в федеральном центре хотели бы просто спустить на тормозах. Более того, на вооружение порой берётся отнюдь не самый удачный опыт из советской истории.

А советское руководство (истинные ленинцы, а значит, интернационалисты) изначально не было сторонником того, чтобы плодить на Северном Кавказе многочисленные этнические автономии, действуя по принципу «потом собирать замучаемся», озвученному ещё Серго Орджоникидзе.

Не слишком многочисленные этносы просто объединяли, не принимая во внимание, насколько близки они друг другу этнически и культурно. Религиозные предпочтения в стране государственного атеизма вообще игнорировали, главное, чтобы территориально всё получалось пристойно. Впрочем, обычно именно из-за территорий разгорались конфликты на национальной и религиозной почве, как это стало всё чаще случаться и сейчас. На базе именно такого подхода была сформирована не только Карачаево-Черкессия, но и Чечено-Ингушетия, и Кабардино-Балкария. А вот Осетию поделили на Южную и Северную, и даже после августа 2008 года там ещё очень и очень далеко до всеобщего национального счастья.

Сама же Карачаево-Черкесская автономия, сначала в статусе области, была образована в 1922 году. Её основой стал Карачаевский национальный округ из состава тогдашней Горской АССР. Но в 1926-м область было решено разделить на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ в составе Ставрополья, тогда ещё Северо-Кавказского края, который в конце 30-х годов получит имя того самого знатока национального вопроса – Орджоникидзевский. При этом в Карачае сохранится достаточно крупный черкесский анклав, точнее, если подходить формально, - эксклав.

Эксцессы между черкесами и карачаевцами возникли почти сразу, хотя они, вообще-то, не прекращались практически никогда, просто теперь появился достаточно серьёзный повод. При этом разного рода антисоветские группы, которые стали формироваться в горах, легко объединяли представителей обеих этносов. И те, и другие активно пытались срывать коллективизацию, боролись против ликвидации частной собственности, всеми возможными средствами противодействовали наступлению властей на Ислам. Кроме того, враждующие народности единым фронтом выступали против внедрения русского языка и других советских мероприятий, а главное - против обязательного военного призыва, хотя при царе служить отнюдь не отказывались.

Причем до половины этих групп, в основном карачаевских, сумели продержаться в таком своеобразном подполье вплоть до германской оккупации Северного Кавказа в августе 1942 года. А когда немецко-фашистские войска в феврале-марте 1943 года были с Кавказа выдворены, карачаевцы и черкесы тут же вернулись к партизанской деятельности. При поддержке германской и турецкой разведок они сумели продержаться ещё три-четыре года. Есть достаточно обширная информация о тех диверсионных группах, которые ухитрились получить помощь и от западных, прежде всего английских спецслужб, на их ликвидацию потребовалось ещё больше времени.

Стремительное продвижение германских войск к Главному Кавказскому хребту вызвало буквально шквал новых антисоветских эксцессов. Ответом спецслужб стали жестокие репрессии, которые зачастую явно запаздывали. Почти сразу, порой ещё до прихода немцев, большинство выходцев из зажиточных этносоциальных слоев, а также из тех, кто в Гражданскую воевал и против большевиков, и против белогвардейцев, выйдя из подполья, оказывались в рядах коллаборационистов. Туда же двинулись и «пострадавшие» при атеистических мероприятиях, жертвы раскулачивания, а также весьма многочисленные сторонники независимости так называемой единой адыго-черкесско-балкарской республики.

Из представителей именно таких слоев германскими властями были сформированы осенью 1942-го «Карачаевский национальный комитет» во главе с К. Байрамуковым и «Черкесская национальная управа» во главе с А. Якубовским. В этой связи характерно, что в Берлине, в отличие от Москвы, сразу учли сложные отношения между черкесами и карачаевцами, создав там по этническому принципу не одну, а две марионеточные структуры.

«Карачаевский национальный комитет» при этом получил конкретные властные полномочия: ему была «передана советская государственная, колхозная и общественная собственность, также руководство экономикой, культурой и пропагандой (под немецким контролем)». Он, по тем же данным, соучаствовал в оккупационных репрессиях, материально помогал оккупантам, установил связи с другими коллаборационистами в регионе, с национальными формированиями СС и вермахта. Об этом, ничуть не стесняясь, в период оккупации региона сообщали и местные марионеточные газеты и журналы.

Комитет даже успел провозгласить объединение Карачая и Балкарии в «единый Карачай» со столицей где бы вы думали - в русском Кисловодске!

В ноябре 1943 года в докладе начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. Леонтьева на имя замнаркома внутренних дел СССР С. Круглова отмечалось: «Вскоре после оккупации немецкое командование в Карачае установило тесную связь с местными националистами, главарями банд, руководителями духовенства и мюридских сект. И из их представителей создало так называемый «Карачаевский национальный комитет». Во главе комитета были утверждены Кады Байрамуков и Муратби Лайпанов (заместитель. – Авт.), впоследствии (с мая 1943 по апрель 1944 года. – Авт.) работавшие в немецкой разведшколе в Бешуе под Симферополем».

Всё это свидетельствует лишь об одном: основания, и немалые, для массовой депортации у советского руководства были. Для тогдашней практики это было вообще почти нормой. А по сравнению с депортацией черкесов ещё при царизме - и вовсе цветочки. Само выселение было проделано очень быстро: со 2 по 22 ноября 1943 года десятки тысяч человек (считается, что общая численность депортированных карачаевцев превышает 65 тысяч) «переехали» в Казахстан и Киргизию. Достоверной статистики по погибшим и пропавшим без вести в ходе депортационных перевозок нет. До 85% территории Карачая было передано Грузии (остальное – в Черкесскую АО и в Ставрополье).

Тем не менее, огульно обвинять карачаевцев в сотрудничестве с оккупантами – это всё же, мягко говоря, гипербола. По данным Обобщённого банка данных «Мемориал» и ряда других источников, на фронтах Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести свыше девяти тысяч выходцев из Карачая. На фронт ушли более 17 тысяч карачаевцев. 11 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

В военные годы жители Карачая собрали и отправили на фронт в 1941-1943 гг. шесть вагонов коллективных, индивидуальных подарков и дополнительно 68 650 единиц различных шерстяных и кожевенных изделий (а также национальный сыр, баранину, козье молоко, кумыс, минеральные воды, лекарственные травы). В боях за перевалы Главного Кавказского хребта участвовало 17 партизанских отрядов, девять из них были почти исключительно карачаевскими. Смертью храбрых пали в этих боях партизаны карачаевской и карачай-абазинской национальностей Р. Романчук, З. Эркенов, М. Исаков, З. Эркенова, И. Акбаев, X. Касаев, Я. Чомаев, многие другие.

Сам же факт реабилитации, а затем и репатриации карачаевцев, как, впрочем, и других кавказских народов, свидетельствует лишь о сомнительной принципиальности тогдашнего советского правосудия и полной беспринципности спецслужб и высшего руководства страны, пришедшего на смену сталинскому. Решение о возвращении было принято по личному указанию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва уже в 1955 году.

А в феврале 1957 г. была воссоздана Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставрополья. За всё это время внутренние границы автономии менялись не меньше пяти раз, а границы со Ставропольем – и того больше. В то же время Москвой были приняты и решения о максимальном благоприятствовании карачаевцам, как, впрочем, и другим «ссыльным» народам. А это, в свою очередь, спровоцировало многочисленные конфликтные ситуации между ними, с одной стороны, и черкесами, русскими, абазинами – с другой. Эти конфликты тлеют и по сей день, всё чаще разгораясь до прямых столкновений с применением