Ключевые коллективные дела в а караковский. Педагогическая система воспитания караковского. цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы

Название системы :»Воспитательная система В.А. Караковского».

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор Владимир Абрамович Караковский), ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи системности, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий, приоритетности коллективного творчества.

1) Цель – способность к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде, создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.

2) Задачи воспитательной системы:

1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа;

2. формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4. развитие у подрастающего человека креативности;

5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

3) Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

4)Основная деятельность школы Караковского – это коммунарская методика, которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.

Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения - это основа воспитания личности.

5) Основные принципы и подходы:

  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.
  • Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
  • Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.
  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.
  • Целостный подход : воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качеств.

Караковский Владимир Абрамович родился 14.02.1932 года в Свердловске. Народный учитель СССР (1991), почётный доктор ЧГПУ, лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат премии Президента РФ в области образования. После окончания ЧГПИ в 1953 году работал учителем литературы и русского языка в школах № 48 и 109 города Челябинска, с 1962 года директор средней школы № 1 имени Ф. Энгельса, с 1977 года директор школы № 825 города Москвы. В 1988-1991 председатель Всесоюзного совета по народному образованию. В 1963 году в школе № 1 начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил её разработку в Москве. У Караковского была слава блестящего литература, организатора, вдохновителя, подтверждённая не только восторженной любовью учеников, но и опытом руководства кружками, театрами, хорами везде, где ему доводилось работать и учиться. В 1962 году через неделю после прихода В.А. Караковского в школу № 1, в неё создаётся худсовет. Какое-то время директор лично руководит хором старшеклассников. В 1963 году было принято решение будет новый праздник под названием «Праздник песни». После этого решения, началась подготовка. На любую репетицию в любом классе директор мог прийти в любой момент! Подкинуть пару свежих идей, оценить уровень сценария. В скором времени «Праздник песни» превратился в настоящие театрализованное представление – с элементами драматургии и хореографии, с декорациями, костюмами и реквизитом.
Про Владимира Абрамовича можно написать целый роман, начиная с момента его рождения, когда русская женщина, умирая, отдала своего сына еврейской семье. Далее – арест приемных родителей, расстрел отца, детский дом и воссоединение с матерью, преодолевшей тысячи километров в поисках осиротевшего (во второй раз) ребенка. Владимир Абрамович отмечен не только необыкновенной судьбой, но и талантом педагога. Это яркая личность, незаурядный человек, создавший два огромных радостных мира: в школе N 1 Челябинска и в школе N 825 Москвы.

Воспитательная система В.А. Караковского
Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство “мы” по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.
Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет “сборовских комиссаров”, дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.
Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая – это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа – остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила – лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих трех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.
Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение – характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.
В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор – это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.
Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.
Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.
Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор – это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.
Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства “мы”. Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор – это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.
В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.
Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.
Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.
Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.
Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении.
Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции “Мы – школа”; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.



Характеристика данной системы:

1.Организационное строение школьного коллектива.

Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

ü администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников

ü остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе.

ü лидирующая группировка старшеклассников

2.Творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

3.Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики или методики коллективной творческой деятельности.

Литература:

1. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
2. ”Владимир Караковский”. М: Издательско-книготорговый дом “Логос”, 2004 г.
3. Адамский А.И., Караковский В.А. // Российская педагогическая – энциклопедия. М., 1993. Т. 1.

Авторская модификация – это индивидуальное прочтение общей идеи и воплощение ее в практику в соответствии с личным пониманием, конкретными возможностями. Сегодня в нашей стране существуют сотни прекрасно работающих учебно-воспитательных заведений, где трудятся тысячи прекрасных учителей. Лучшие образцы наших технологий превосходят знаменитые западные системы. Для нас они особенно ценны тем, что вписаны в отечественные реалии, созданы для наших условий.

Авторская система В. А. Караковского

Владимир Абрамович Караковский (р. 1932) – народный учитель СССР, академик, директор московской школы № 825 , где идеи педагогики сотрудничества, развиваясь и совершенствуясь, воплотились в целостную технологию воспитания. И хотя ядром воспитательной системы у В. А. Караковского является сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, в ней наличествует много элементов, характерных для демократического свободного воспитания. Как отмечает В. А. Караковский, обновление воспитательной системы в школе пошло по пути актуализации. Была создана новая идеология школьной воспитательной системы, основанная на общечеловеческих, вечных моральных ценностях. Детей воспитывают на базисных понятиях:

  • Земля – общий дом человечества;
  • Отчизна – единственная для человека Родина;
  • Семья – ближайшее окружение человека, его опора;
  • Труд – основа человеческой жизни;
  • Знания – необходимое для человека средство развития;
  • Культура – духовное богатство человечества;
  • Мир – главное условие существования Земли и человечества;
  • Человек – высшая абсолютная ценность.

Для усвоения каждым школьником главных ценностей, подчинения своей жизни многочисленным требованиям, вытекающим из их соблюдения, разработана и внедрена целостная система воспитательной работы. В ней в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, воспитание "большими дозами".

Главным композиционным узлом системы является коммунарcкий сбор. Он проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками. Его трудно определить как отдельный вид работы. Это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передаваемый от поколения к поколению. Коммунарский сбор – действующая модель оптимальных человеческих отношений. По времени он занимает меньше 1% учебного года, тем не менее является самым сильным катализатором формирования чувства "мы" – важнейшего для осмысления и понимания каждым воспитанником своего места в жизни, принадлежности к миру, стране, группе.

В школе действует система больших и малых традиций. Например, уже много лет ко Дню учителя готовится специальная творческая программа, в которой принимают участие все педагоги школы. Одна из ее частей – торжественный ритуал посвящения в учителя школы № 825. Новое пополнение (а это обычно выпускники школы) принимает обязательства трудиться в соответствии со школьными традициями, приумножать и развивать их. Нонетолько учителя, а и воспитанники школы обязаны развивать в себе семь добродетелей :

  • верность школе;
  • благонравие;
  • честное отношение к делу;
  • высокий профессионализм;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • любовь к детям;
  • уважение к администрации.

Перечень всех форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе № 825, занял бы слишком много места. Отметим среди них такие: общественный смотр знаний; работа штабов знаний; межпредметные, интегрированные уроки; межвозрастные уроки; разнообразные творческие работы учеников; учебно-воспитательная диагностика; перенесение на семью школьных форм работы; взаимное обучение; уроки обмена; дополнительные уроки по выбору; профильные факультативы; зачетная система обучения; уроки-бенефисы; уроки трех уровней; уроки под голубим небом; конкурс шпаргалок; создание ситуаций свободного выбора; многовариативность заданий; партнерство учителей и учеников; проведение уроков учениками педагогических классов; интегрированные зачеты; защита идей; тихий опрос; путешествие в страну тайн; клуб "почемучек"; читай-город; познавательный КВН; исторические игры; педагогиада; защита фантастических проектов; новые формы экзаменов; деловые и ролевые игры; мозговая атака; университет старшеклассников; научная конференция; брифинг; праздник знаний; суд над предметом; 60 секунд интересной информации; предметный ринг; посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники; работа учеников начальной школы на компьютерах; организация персональных выставок учеников и учителей; работа на уроке справочного бюро "Прямая линия"; практикум доброты; встречи на уроке; интервью с историческим персонажем; пятиминутка рефлексии; конкурс вопросов; использование коммунарской методики; встречи с интересом; обозреватели за круглым столом; час вопросов и ответов; устный журнал "Необыкновенное рядом"; игра "Что? Где? Когда?"; дидактические сказки; путешествие но предмету; аукцион знаний; пятиминутка любознательных; робинзонада; дидактический театр; азбука дидактических знаний; экскурсии; походы; экспедиции и т.д.

В школе № 825 ставка сделана на самоуправление. Три- четыре раза в году собирается Большой совет, включающий в себя ученический актив 5–11 классов вместе с классными руководителями, а также совет старшеклассников и все взрослое руководство школы. Особое место в воспитательной системе школы занимает трехдневный лагерный сбор актива – молодежная коммуна. Это идеальная модель воспитательного коллектива, интегрированная форма воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов воспитания.

Авторская технология В. А. Караковского вне всякого сомнения является значительным шагом вперед в деле демократизации школы, превращения ее в открытую социальную систему. Это вывод учебно-воспитательного процесса за рамки строгой регламентации, отход от жестких командно-административных схем управления. Школа Караковского движется в направлении свободного воспитания, предоставляя своим воспитанникам больше шансов для закрепления в рыночном обществе. По отзывам прессы, выпускники школы лучше вписываются в рыночные реалии, а это один из главных показателей правильности выбранного направления.

  • В 2011 г. В. А. Караковский ушел с поста директора и работает в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

Краткая биография
Караковский Владимир Абрамович – 14. 02. 1932 - 3. 03. 2015.
Караковский Владимир Абрамович – Народный учитель СССР, лауреат премии Президента Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент РАО, директор Центра Образования № 825 г. Москвы.
Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 года в Екатеринбурге. Свою родную маму он никогда не видел, так как она умерла при родах. Мальчика растила и воспитывала лучшая подруга мамы Роза Петровна Караковская. Ее муж Абрам Залманович Караковский работал директором школы №37 в городе Челябинске. То, что мальчик воспитывался в семье учителей предопределило его будущее. Когда Володе исполнилось 5 лет, он потерял отца, расстреляли его по делу о «правовом заговоре».
Как сына «врага народа» его не приняли в Уральский государственный университет. Он поступил в Челябинский педагогический институт на филологический факультет. После его окончания, в 1953 году, он работал учителем литературы и русского языка в школах №48 и №109 города Челябинска.
Владимира Абрамовича в 1963 году назначили на должность директора школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.
Директором московской школы №825 он стал с 1977 года.
С 1988 по 1991 годы был председателем всероссийского совета по народному образованию.
На Всесоюзном съезде учителей в 1988 году он был избран во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже стал его председателем.
В 1989 году защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук по теме: « Воспитательная система школы как объект педагогического управления».
С 1990 года являлся Член - корреспондентом РАО, состоял в Отделении общего среднего образования.
В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института в 2006 году.
С должности директора 825 школы В. А. Караковский ушел в 2011 году, но продолжал работать в школе на должности заместителя директора по науке.
3 марта 2015 года В. А. Караковский скончался в результате болезни.
Премии и Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Труды
Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
В. А. Краковский, Д. В. Григорьев. Школа воспитания: 825-ый маршрут. М., 2004.
В. А. Караковский. Воспитание для всех. М., 2008.
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 году в челябинской школе №1 Владимир Абрамович начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил ее разработку в Москве. Основной ценностью 825 московской школы является воспитательная система, которая базируется на принципах гуманистической педагогики, демократичности и идеях личностно-ориентированного подхода. Обучение и воспитание, в рамках данной системы, взаимосвязаны. Владимир Абрамович создал свою, авторскую школу – Школу Воспитания. Это школа – коммуна, в которой ученик раскрывает свои способности в активном сотворчестве, сотрудничестве с учителями.
Главной движущей силой воспитания является школьный коллектив, в котором взаимодействуют ученики, учителя и родители, объединённые общей деятельностью.
«Создание и развитие системы, и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы». В. А. Караковский.
Главной ценностью коллектива является личность ребёнка. « Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству».
Особенность воспитательной системы школы № 825 – это Ключевые Школьные Дела. В учебном году их 9:
Сентябрь – Туристско-краеведческий месяц,
Октябрь – Пушкинский месяц,
Ноябрь – Праздник Песни,
Декабрь – Семейный праздник Новый год. КВН,
Январь – Предметная неделя. Подростковый сбор.
Февраль – Праздник Знаний,
Март – Традиционный лагерный сбор старшеклассников,
Апрель – Праздник Чести Школы,
Май – Утро Победы. День Памяти. Последний звонок. Прощание с начальной школой.
Все коллективно-творческие дела проводятся поэтапно: коллективная разработка дела, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах дети и взрослые выступают как равноправные партнёры. Это создаёт атмосферу общей увлечённости и ответственности, способствует организации яркой, насыщенной, интересной жизни.
Отдельно хочется сказать о Большом СБОРе старшеклассников. Сбор – Самая большая общая радость. Его ждут целый год, это светлая, позитивная перспектива. В разновозрастных отрядах, под руководством комиссаров, дети готовят разные творческие дела, проявляют свои способности, учатся сопереживать и помогать друг другу. У сбора есть обычаи и законы. Это закон поднятой руки, закон песни, круг песни и другие. Кто пережил сбор хоть раз, изменился и сам к лучшему и свою жизнь тоже.
Источники

Первые воспитательные коллективы социалистического общества: проблемы и противоречия

«В развитии теории и практики воспитания в 20-30 -е годы большую роль сыграл опыт воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Большевской, Одесской и некоторых других коммун, опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР. Опыт этот был носителем как общих идей, разделявшихся в то время передовыми советскими педагогами, так и индивидуальных воззрений его организаторов. Одни идеи прочно вошли в советскую педагогику, другие, как показало время, были ошибочными и от них впоследствии пришлось отказаться. К некоторым же, забытым с силу тех или иных причин, мы возвращались на основе анализа современного опыта, как бы открывая их заново.

Общее в опыте учреждений тех лет, весьма разных по количеству и составу входящих в них детей, специфике окружающей их социально-экономической среды, материальным условиям, объясняется общностью исходных педагогических позиций в работе с детьми, которые были характерны для учителей-гуманистов тех лет. Это общее касалось содержания деятельности детей, методов работы педагогов с ними, функций самоуправления, характера взаимоотношений детей и взрослых, характера взаимоотношений самих детей.

Так, общим для всех учреждений было стремление включить всех детей в разнообразную деятельность по самообслуживанию: по приведению в порядок жилищ, учебных помещений, окружающей территории. Труд по самообслуживанию был непременным компонентом совместной деятельности детей не только в силу необходимости, вызванной условиями времени. Самообслуживание было одним из важнейших принципов организации жизни детей, их коллективов. Правда, и удельный вес труда по самообслуживанию в общей совместной деятельности детей, и содержание, о организационные формы его были различными.

Если у А.С. Макаренко труд по самообслуживанию использовался настолько широко, что даже сливался с трудом производительным, то у В.Н. Сороки- Росинского он не выходил за рамки бытового труда. У А.С. Макаренко организовывалась работа сводных отрядов; у С.М. Ривеса в коммуне функции самообслуживания взяла на себя группа старших, физически наиболее сильных ребят, которые с гордостью называли себя "кружком чернорабочих" и выполняли самые тяжелые трудовые обязанности в коллективе. Однако при всей разнице содержания и организационных форм труда по самообслуживанию педагоги неизменно приходили к выводу, что чрезмерное увлечение этим имеет отрицательные последствия для детей; они замыкаются в себе, усиливаются ссоры и дрязги, преодолеть которые можно, только включая их в более широкие общественные отношения, в общественно полезный труд, выходящий за рамки школы. Такой труд ставит детский коллектив в положение соревнующегося с другим, помогающего другим, берущего на себя ответственность за состояние дел более широкого социального целого. Не случайно А.С. Макаренко в свое время потребовался переезд в Куряж, С.М. Ривесу - выезд в Люстдорф, С.Т. Шацкому - самые широкие трудовые связи с окружающей социальной средой. Выход за рамки своих коллективов в каждом из этих случаев вызывал усиление их сплоченности, способствовал формированию чувства "мы - коллектив" .



Сколь ни велико было в те годы увлечение трудом как основой сплочения детского коллектива, многие педагоги считали, что труд без идущего рядом образования и воспитания становится малопривлекательным в глазах ребят, превращается в нейтральный для воспитания процесс. Не случайно в структуре деятельности колонистов и коммунаров А.С. Макаренко, воспитанников В.Н. Сороки-Росинского, коммунаров С.М. Ривеса, школьников З.Н. Гинзбург мы встречаем игру, театрализованные представления, занятия любимым делом, общественно-политическую деятельность среди населения, воспитательную деятельность среди малышей. Разнообразные виды деятельности обогащали духовную жизнь детей, делали ее увлекательной, яркой, красочной. При этом они не вытесняли труд, а, переплетаясь с ним, превращали его из необходимости в заботу и радость.

В результате в коллективах создавалась эмоционально приподнятая атмосфера радостной коллективной жизни, способствующая всестороннему развитию личности каждого из детей.

Педагоги использовали принцип самоуправления в организации работы с детьми. Совместно с ребятами обсуждали предстоящие дела, планировали деятельность по их реализации, привлекали ребят к руководству этой деятельностью, к анализу и подведению итогов. Педагоги стремились к тому, чтобы дети были хозяевами в своих коллективах, и поэтому предоставляли им максимум инициативы в организации своей жизни. Это стремление превратить детей в хозяев своего коллектива порой было настолько велико, что ребятам в ряде случаев предоставлялась чрезмерная свобода в решении коллективных дел. Такая свобода которой они еще не умели пользоваться.

Наряду с общими принципами, на базе которой строилась воспитательная работа в образцово-показательных учреждениях того времени, каждое из них имело свое лицо, свою специфику, отражающую не только своеобразие окружающих учреждение условий и состав воспитанников, но и педагогический почерк их руководителей. Это были авторские школы, и коллектив каждой из них имел собственное индивидуальное лицо.

Так, если основой жизни детского коллектива у А,С, Макаренко был труд, для школы имени Ф.М. Достоевского было характерно, что основным видом деятельности, сплачивающей детей в единый коллектив, живущий богатой и содержательной духовной жизнью, было учение, учебный труд. Сфера физического труда в силу специфических условий здесь была сравнительно узкой.

В.Н. Сорока-Росинский сумел заставить забыть чувство голода и холода у полуголодных, полураздетых детей, превратить учение в почти сказочно-увлекательный процесс, создав в коллективе атмосферу жажды познаний, атмосферу коллективного творческого поиска в неведомой или почти неведомой им ранее стране знаний. "Нас лечили трудом, - вспоминал ее воспитанник Л. Пантелеев, - но трудом не физическим, не переплетным делом, не чемоданами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой десять уроков в день, летом, кажется, шесть или семь. И никакого протеста - ни тогда, ни теперь, в памяти. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру".

Чтобы создать необходимую атмосферу, педагоги Шкиды использовали многое: творчески применяли исследовательский метод и индивидуальный подход в работе с детьми, связывали обучение с актуальными проблемами окружающей жизни, бурно врывающейся в школу; стремясь к тому, чтобы в сознании детей знание не оставалось мертвым, изобрели и воплотили в жизнь лозунг: "Всякое знание превратим в деяние", ввели систему "учетов" - публичных демонстраций учебных успехов детей, ввели в обиход пять разрядов, характеризующих различные уровни дисциплинированности детей (у А.С. Макаренко их было два - колонисты и воспитанники); всеми способами и небезуспешно старались показать ребятам, что только знания помогут им "выйти в люди".

Особенно большое значение для создания приподнятой, оптимистической атмосферы в школьном коллективе, позволяющей преодолевать самые различные трудности (тяжелое материальное положение, трудные характеры у детей, их отрицательный социальный опыт в прошлом), имела игра, то игровое начало, которое вносилось во все области жизни школы, в учение в первую очередь.

Шкида играла вдохновенно, взахлеб. Весь процесс обучения (уроки, домашние задания, "отчеты"), трудовые задания и поручения, внеклассные занятия были пронизаны игрой, проводились в виде инсценировок, включали бесчисленное множество игровых ситуаций.

Игровые ситуации нередко возникали и стихийно. Тогда педагоги включались в игру детей и, опираясь на ее правила, поворачивали в нужную сторону.

Весьма характерной для Одесской школы-коммуны была воплощенная в жизнь идея ее руководителя С.М. Ривеса и М.М. Шульмана - организация детской радости. Большие гуманисты, беспредельно любившие детей, эти педагоги всю свою инициативу и творчество отдали тому, чтобы сделать одухотворенной и красочной жизнь коллектива. Они изобретали приемы, помогающие тяжелый бытовой труд сделать привлекательным для детей; проводили праздничные шествия, ставили фантастические сказки-феерии, в которых участвовали все дети; стремились вносить дух творчества и соревнования в многогранную жизнь коллектива; будили, подхватывали и поощряли всякую полезную инициативу детей, направленную на совершенствование их жизни. С помощью самых разнообразных приемов они культивировали атмосферу доброжелательности, взаимного уважения в детской среде. (Интересная деталь: в коллективе было Знамя надежды, вручавшееся по итогам соревнования первичным коллективам - патрулям, которые пока что не смогли, хотя и пытались, добиться успеха в решении задач, стоявших перед коллективом школы).

В коллективах названных воспитательных учреждений по-разному понимался и воплощался в жизнь принцип детского самоуправления.

Так, в Одесской школе-коммуне все вопросы организации своей жизни, быта и деятельности решали сами дети. Взрослые, считавшие себя членами коллектива, равными в правах с детьми, высказывали лишь свое мнение относительное тех или иных ситуаций в жизни коллектива, требующих решения. Здесь даже организационная структура детского коллектива, обычно задаваемая взрослыми, складывалась в значительной степени стихийно. Сначала из общей массы выкристаллизовались кружки - группы детей, бравшие на себя те или иные функции в коллективе (коммунистический кружок, боровшийся за принципы коллективной жизни, кружок чернорабочих, взявший на себя уборку помещений и территорий и т.д.). затем дети пришли к мысли (не без помощи педагогов, разумеется), что ряд функций в коллективе должны выполнять все. В итоге образовались так называемые патрули, в своей совокупности образующие легион (прообразы первичных и общешкольных коллективов).

Наряду с этим дети, опять-таки по собственной инициативе и с одобрения взрослых, образовали столовые-коммуны.)Дети, сидевшие за одним столом и объединявшие себя коммуной, ликвидировали порции: каждый ел, сколько хотел, учитывая скудные возможности тех лет и потребности товарищей.)

В этом множестве первичных объединений, образовавших коллектив учреждения, особую роль играл коммунистический кружок, в состав которого вошли наиболее грамотные и политически развитые ребята. Они занимались пропагандой политических знаний, активно обсуждали события, происходившие в коллективе, влияя на формирование общественного мнения.

Кружок был серьезной опорой педагогов в воспитательной работе с детьми. Однако и он требовал твердого педагогического руководства, а не только осторожных советов со стороны педагогов, считавших принципиально неправильным что бы то ни было навязывать детям.

Переоценивая возможности детей в организации собственной жизни, руководители Одесской школы-коммуны испытывали порой горькие разочарования, но вновь и вновь искали такие формы работы, которые позволяли бы обходиться без авторитарных требований педагогов, максимально используя детскую инициативу. Здесь, как и в опыте ряда других педагогов тех лет, в значительной степени сказалось влияние идей свободного воспитания.

Иначе складывался характер взаимоотношений педагогов и детей в школе имени А.Н. Радищева. Здесь задача воспитания инициативы у детей рассматривалась как наиболее важная и трудная. При этом педагоги не просто представляли ребятам возможность проявить инициативу, а учили их быть инициативными. Не навязывая детям своих идей и мнений, они вместе с тем и не ждали, когда эти идеи и мнения появятся в детской среде, а незаметно в процессе общения с детьми и совместной деятельности с ними силой личного и коллективного примера старших подводили к этим идеям и мнениям, побуждали к желаемому поведению. Педагогический совет школы уделял особое внимание выработке единого подхода к детям, единой линии полведения.

Мы коснулись опыта лишь некоторых воспитательных учреждений 20- годов, не ставя задачи давать лишь сколь-нибудь полную его характеристику, так как стремились лишь подчеркнуть существовавшую в те годы вариативность, различные подходы к решению актуальных проблем коллективного воспитания. Из многих родившихся в те времена вариантов всеобщее признание и дальнейшее развитие в последующие годы получил проверенный на практике учреждений (колонии имени М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского) вариант А.С. Макаренко. Вместе с тем в современных условиях творческого поиска новых вариантов воспитательных систем опыт работы образцово-показательных учреждений 20-30-х годов вновь и вновь привлекает внимание педагогов, ибо он является настоящей сокровищницей интересных форм, методов, отдельных приемов воспитания, способных обогатить и современный педагогический инструментарий».

¨ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

· Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

· Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

· Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

· Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 208 с.

· Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.

· Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

· Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

· Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

· Лутошкин А. Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.

· Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

· Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности: Сб./Сост. В. В. Кумарин. - М.: Педагогика,1972. - 336 с.

· Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса// Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1983. - Т. 1. - С. 267-329.

· Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М.,1984. - Т.3. - 512 с.

· Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции / / Пед. соч.: В 8 т. - М., 1984. - Т.4. - С. 123-203.

· Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

· Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

· Общая психология: Учеб. Пособие /А. В. Петровский, А. В Брушлинский, В. П. Зинченко и др. Глава 6. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

· Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

· Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

· Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

· Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990. - 80 с.

· Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1979. - 240 с..

· Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

· Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. Пособие. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

· Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

· Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

· Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

· Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.


См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1989. - Т.1. - С.401.

См.: Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. - М., 1984. - С. 25.

Времена меняются, и мы меняемся с ними (лат.).

См.: Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1997. - 512 с.

См.: Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М., 1997. - 512 с.

См.: Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1992. - 512 с.

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М., 1997. - 288 с.

См.: Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. - 496 с.

См.: Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 1. - М., Воронеж, 1996. - 318 с.

См.: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996. - 602 с.

Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педаго­гических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург, 1996. - С. 246.

См.: Подласый И. П. Педагогика. - М., 1996. - С.489-490.

См.: Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса// Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. - М., 1983. - Т.1. - С. 318.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т.3. -С. 267.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т.3. - С. 397.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы) //Макаренко А. С. Пед. Соч.: В 8 т. - М., 1984. - Т.4. - С. 120-121.

Там же. - С. 119.

См.: Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996. - С. 30-36.

См.: Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. - С. 77-82.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. - С. 79-80.

См.: Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М., 1983. - С. 46-47.

Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 233.

Азаров Ю. П. Не подняться тебе, старик. - М., 1989 // Подласый И. П. Педагогика. - М., 1996. - С. 501.

См. список литературы к теме.

См.: Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. - С. 80.

См.: Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие. - М., 1984. - С.182.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996. - С.77-82.