Гордость и высокомерие – главные враги человека

«Первый и главный из грехов дьявола, корень всех прочих грехов, самый тяжкий грех для человека.

Первенство гордыни среди грехов находило обоснование в библейском речении «начало греха - гордость (initium omnis peccati superbia)» (Сир. 10:15), которое было повторено богословами бессчётное множество раз. Первое деяние дьявола было продиктовано гордыней; можно сказать, что, возгордившись, он сразу же тем самым из ангела превратился в дьявола. Гордыня, таким образом, не есть некое статичное моральное «свойство»: она - поступок-превращение, ибо она немедленно изменяет саму сущность того, кто её испытал. «Возгордиться» - значит перестать быть самим собой, стать иным: из блаженного превратиться в падшего.

Однако, испытав гордыню, ангел изменил не только себя (немедленно превратившись в дьявола), но и весь мир: в мир вошёл грех. Гордыня - это ещё и космическая катастрофа. Действие гордыни, мгновенно изменившее ангела-отступника, выразительно описал Фульгенций: «Если будешь искать начало греха, то не найдёшь ничего, кроме гордыни. [...] Она возникла тогда, когда ангел, возвысившийся против Бога и самим своим возвышением низвергнутый (angelus adversus Deum elatus, et ipsa elatione prostratus), вожделением (которое есть корень всех зол) возжелал захватить то, что не было ему дано Богом, отступил от Бога и пал...

Дурным своим вожделением (per concupiscentiam malam) возжелал стать больше себя, а стал меньше себя. И хотя он не может на деле осуществлять это своё вожделение, волю к нему все же сохранил. Так стал он наказанием самому себе (se ipse sibi jam factus est poena), ибо наказание дурному - его дурная воля, как слепому - его слепота. И вожделение греха стало мучением для грешника; а мятежник и отступник, который бежал от невозмутимого порядка, теперь служит возмущению: он по праву покинут Благим Господом, ибо сам его покинул не по праву. И таким образом получилось, что он, упорствуя и утратив по своей вине порядок в самом себе, оказался всё же встроен в порядок (inordinatus ex se, ordinaretur in se): и из-за того, что в себе он потерял порядок, основа Божественного порядка (divini ordinis ratio) не погибла» (Фульгенций. К Мониму. Lib. I, Cap. XVII. Col. 165).

Итак, гордыня - одновременно и преступление, и наказание; как преступление она означает нарушение дьяволом порядка мироздания, как наказание она предполагает возвратное вторичное упорядочение самого дьявола - но уже в качестве вечного преступника, вечного наказуемого.

Как объясняется первенство гордыни в ряду других грехов? Для ответа на этот вопрос святые отцы находили простой логический ход.

Гордыня - первый грех, поскольку не имеет никакой причины.

Скажем, чревоугодие или прелюбодеяние могут быть вызваны естественными слабостями человеческой природы - они как бы обусловлены природой (самим устройством человеческого тела), имеют в ней «причину» (по крайней мере, «достаточную причину»). Гордыня же совершенно беспричинна. Следовательно, она и есть первый грех.

Примерно в таком духе рассуждает Иоанн Златоуст , для которого причина гордыни - лишь в «безумии» (avoia): «Разврат, блуд не так сильно осквернили человека, как гордыня. Почему же? Потому что разврат, хотя он и не заслуживает прощения, может всё же в оправдание сослаться на сладострастие: гордыня же не имеет никакой причины и никакого оправдания, которое могло бы снискать ей хотя бы тень прощения: она есть не что иное, как развращение души, тяжелейшая болезнь, рождённая безумием « (Иоанн Златоуст . Гомилия XVI на Евангелие от Иоанна. Col. 106). В чём же проявилась дьявольская гордыня?

Прежде всего, в желании стать равным Богу - стать равным не правом, но силой, уточняет Григорий Великий : ангел-отступник «пал, ибо возжелал стать подобным Богу не по праву, но силой (nоn per justitiam, sed per potentiam)... извратив порядок, пожелал стать подобным Богу» (Григорий Великий . Моралии. Lib. XXIX, cap. VIII. PL 76. Col. 487)».

Гордость – губительное состояние для души, тяжелейшая греховная страсть. Гордость изматывает человека и духовно и психологически. Гордый человек является сам для себя самой большой проблемой в жизни. Нередко страждущие недугами пьянства, наркомании и другими зависимостями порабощены именно этой греховной страстью, которая не дает им узреть свои немощи и грехи, и с покаянием обратиться ко Господу.

В Творении преподобного Ефрема Сирина есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и противоположной добродетели смирения:
Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец добраго — смиренномудрие, так начало и конец худаго — высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразнаго красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника искусством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем, истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так, высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Лк. 17, 10).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждение о гордости:
Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1—2, стр. 246).
Знаки гордости:
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться — стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:
Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин (Москва, 1894 г., том 1, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным.

Некоторые психологи ческие характеристики гордого человека:

Высокомерие
Не терпит критику
Обидчивость
Упрямство
Зависть
Не видит свои ошибки
Эгоизм или самолюбие
Самоуверенность
Большое самомнение
Не любит советы
Ничем нельзя удивить
Неумение общаться
Не может открыться
Не может говорить о своих слабостях
Не может смеяться над собой
Не хочет помощи
Отсутствие благодарности
Не помнит своих благодетелей
Не может простить
Не может извиниться или покаяться
Злоба к своей жертве
Помогает нуждающимся — чтобы себя возвысить

Укажу на еще одно очень важное духовное наблюдение: «Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги «Старец Силуан Афонский»).

Борьба с гордостью

Как врачевство против гордости чаще прочитывай следующие и другие подобные места Писания, направленные против нее.
Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко рабы неключимы есмы (Лк. 17, 10).
Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом (Лк. 16, 15).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, говорит Господь (Мф. 11, 29).
Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23).
Смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5).
Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5).

Преподобный Ефрем Сирин

«Нет у тебя ничего доброго, чего не приял бы ты от Бога. Для чего же величаешься чужим, как своим? Для чего хвалишься данным благодатию Божиею, как собственным своим стяжанием? Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его.»

Преподобный Нил Синайский

«Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.
Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».

Преподобный Иоанн Лествичник

  • Дмитрий Александрович, скажите, почему один человек склонен к неврозам, а другой – нет?

    С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле - чувства.
  • Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Гордыня – это иллюзорное и необоснованное завышение собственных достоинств, и желание того, чтобы это признали все окружающие. Человек настолько увлечен своим кажущимся превосходством над другими людьми, что не замечает их преимуществ и достижений, равно как и пороков в себе. Что такое гордыня в православном понимании, что это за грех и можно ли его побороть.

В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

Признаки

Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

Человек, носящий грех гордыни в сердце:

  1. Не замечает своих ошибок.
  2. Не воспринимает критики.
  3. Впадает в уныние от поражений.
  4. Завидует другим.
  5. Мучается от чужого успеха.
  6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
  7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
  8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

Осуждение

Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

Раскол — наследие падших ангелов

Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, - это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

Прелесть – бесовское искушение

Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

Как победить демонов в себе

Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости - это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

Любовь - это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, - это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек, ведущий борьбу с грехом гордыни и другими пороками, получает награду от Бога. Путь этот зачастую тернист и нелегок, но Бог по молитве верующих дает силы и благодать. Если не предпринимать усилий и не противится греху, можно дойти до полного ожесточения, которое повлечет за собой отчаяние и верную гибель.

Гордыня в христианстве — это самый тяжкий из семи смертных грехов, повлекший за собой все остальные

Гордыня лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д.

Что такое гордыня?

Что такое гордыня? И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость - чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек - это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость - грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8-9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13-14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16-17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали»

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18-19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43-44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4-8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20-23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Молитва от гордыни

«ОТЕЦ, прости прегрешения мои и самый главный грех мой - гордыню мою. Она причина боли моей и боли других людей, а значит ТВОЕЙ!

Рождение ее сокрыто во времени, но плоды ее пожинаю сейчас, ибо гордыня моя причина суда моего. Как гордыня рождает суд, так суд рождает ненависть. Я поняла почему родилась она. Причина проста - я не видела ТЕБЯ в мире моем.

Я не видела ТЕБЯ в событиях жизни моей, в близких моих, в людях, окружающих меня, и возвысилась над ТОБОЙ, позволяя себе судить ТЕБЯ (в матери своей, отце своем, жене своей, детях своих, близких и просто людях, окружающих меня. Судила ТЕБЯ во всех проявлениях ТВОИХ, судьбах людей и судьбах народов, законах государственных и законах морали … и т.д.).

ПРОСТИ, что делила мир ТВОЙ, а значит и ТЕБЯ, на добро и зло, свет и тьму. Я поняла теперь, что все это ТЫ! И жизнь сама по себе - это ТВОЯ жизнь. А ТЫ, как ОТЕЦ заботливый растишь меня - дитя своего с великой ЛЮБОВЬЮ, и все, что было в жизни моей, ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И все было для меня!

БЛАГОДАРЮ Тебя, ОТЕЦ, за уроки ТВОИ. Ибо все события жизни моей от малых до больших - это всего лишь уроки ЛЮБВИ - хлеб мой насущный, пища для размышлений моих. БЛАГОДАРЮ, БЛАОДАРЮ, БЛАГОДАРЮ!!!

Я склоняюсь перед врагами своими, ибо нет у меня врагов! Как можешь ты врагом быть мои? Враг мой - это друг мой! Это проявление ЛЮБВИ ТВОЕЙ! Это ТЫ стал таким ради меня, чтобы заставить меня думать, ибо ленива я, и болото благополучия и покоя ложного может засосать меня, и ТЫ не даешь погибнуть мне.

А потому БЛАГОДАРЮ я врагов своих, ибо это ТЫ и ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И БЛАГОДАРЮ я друзей и близких своих, ибо это плечо ТВОЕ, опора моя в жизни моей.

Я принимаю жизнь такой, какая она есть, ибо, как я могу не принять ТЕБЯ, уроков ТВОИХ. Все что есть - от ТЕБЯ и для блага моего, а потому БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за саму возможность жить и принимаю путь свой, каким бы тяжелым он ни был.

Я принимаю все испытания, какие были, есть и будут в жизни моей, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за все, что было, есть и будет в жизни моей - за радость, за боль, за ненависть и ЛЮБОВЬ, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

В любых испытаниях обещаю быть верной ТЕБЕ. А значит ЛЮБВИ!

Я выбираю жизнь - служение, ОТЕЦ! Ибо я знаю, что служить ТЕБЕ можно лишь одним - ЛЮБОВЬЮ СВОЕЙ! И знаю я, что рождается она в опыте жизни самой, в боли и испытаниях, которые ты нам посылаешь. Но жизнь без ЛЮБВИ не имеет смысла. Так прокали жизнь мою до алмазного состояния, и если не хватит дров в печи плавильной, то вот ТЕБЕ, ГОСПОДИ, тело мое.

Прими БЛАГОДАРНОСТЬ мою за жизнь прожитую! Вот ЛЮБОВЬ ТВОЯ в сердце моем, я сохранила ее, ОТЕЦ! Вот ЛЮБОВЬ моя в сердце моем, я научилась ЛЮБИТЬ! А меру ЛЮБВИ моей, знаешь только ты, ОТЕЦ!

Я дочь твоя, ОТЕЦ!!!

А мера ЛЮБВИ моей - мера свободы моей.»
Источник- Константин Никулин. Мир позитива.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле.
Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
www.logoslovo.ru

PS. В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этом посте говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого поста.

Избавляйтесь от гордыни, ведь гордыня несет с собой постоянные обиды, конфликты с близкими людьми; она не позволяет решать проблемы продуктивно и является признаком эгоцентризма, который не дает возможности человеку идти вперед на пути развития его личности.

Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы». Чтобы обнаружить в себе эти болезненные убеждения, порождающие гордыню, в самых обычных жизненных ситуациях ищите ту мысль, которая заставляет вас испытывать обиду или раздражение.

Если вы позволите себе отпустить на время тот контроль, который не позволяет осознать вам эту мысль, если вы захотите быть с собой откровенны, то обязательно сможете найти ядро ваших неприятностей. Не осуждайте в мыслях и на словах людей, совершивших, по вашему мнению, безнравственные поступки: ведь ваша точка зрения не единственная и не самая верная, она просто другая. Не считайте людей чем-то должными или обязанными вам лично или миру в целом - это не так. Старайтесь делать добро тайно, скрыто от людей. Ведь добро ради того, чтобы кто-то о нем узнал, небескорыстно: это тоже результат гордыни.

И успехов вам в этом нелегком пути - пути избавления себя от гордыни!

Почему Гордыня и Высокомерие это смертный грех?

Понятие «Грех» в современном мире потеряло своё влияние, грешить уже давно практически никто не боится, наоборот, отчасти это стало даже популярным. Но это не делает сами грехи менее опасными для человека и его судьбы!

Гордыня — сложная и опасная штука. Этот недостаток полностью не уходит никогда и преследует человека, каким бы он ни был праведником, вплоть до смертного одра.

Так что же такое Гордыня и чем она опасна?

Что такое Гордыня и Высокомерие

Гордыня - противоположность Ничтожества, то есть, заниженной самооценки, очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к Самооценке человека, вернее к проблемам самооценки.

Начну с вопроса: как выдумаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов? Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько…

71.
И вспомните,
Как Бог ваш ангелам сказал:
«Я человека сотворю из глины.

72.
Когда Я вид ему придам,
Вдохну в него от Духа Моего, —
Падите ниц пред ним в поклоне».

73.
И пали ангелы все вместе ниц
пред ним,
74.
Кроме (надменного) Иблиса,
Кто, возгордившись, отказался
И стал одним из нечестивых.

75.
(Аллах) сказал:
«О Иблис! Что помешало тебе ниц
упасть пред тем,
Что сотворили Мои собственные
Руки?
Ты возгордился или счел себя
из высших? «

76.
(И тот) сказал:
«Его я лучше! Ведь из огня меня
Ты сотворил,
Его же — из (ничтожной) глины».

77.
(Аллах) сказал:
«Тогда иди же вон отсюда, —
Ведь ты (отныне) побиваемый
камнями
78.
И над тобой — Мое проклятие до Дня
Суда».

79.
«Владыка мой! — (Иблис) сказал. —
Дай мне отсрочку
До Дня, когда воскрешены все…

«Первый и главный из грехов дьявола, корень всех прочих грехов, самый тяжкий грех для человека.

Первенство гордыни среди грехов находило обоснование в библейском речении «начало греха — гордость (initium omnis peccati superbia)» (Сир. 10:15), которое было повторено богословами бессчётное множество раз. Первое деяние дьявола было продиктовано гордыней; можно сказать, что, возгордившись, он сразу же тем самым из ангела превратился в дьявола. Гордыня, таким образом, не есть некое статичное моральное «свойство»: она — поступок-превращение, ибо она немедленно изменяет саму сущность того, кто её испытал. «Возгордиться» — значит перестать быть самим собой, стать иным: из блаженного превратиться в падшего.

Однако, испытав гордыню, ангел изменил не только себя (немедленно превратившись в дьявола), но и весь мир: в мир вошёл грех. Гордыня — это ещё и космическая катастрофа. Действие гордыни, мгновенно изменившее ангела-отступника, выразительно описал Фульгенций: «Если будешь…

Гордыня. Самый страшный грех и наркотик для души. В книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: «Начало греха — гордость» (Сир. 10:15).

Христианское представление о гордыне

Гордыня, или Высокомерие - один из семи смертных грехов, самый тяжкий из них. Отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.

Гордость и гордыня не суть одно и то же, но от гордости до гордыни недалеко. В качестве одного и самого страшного греха человека в обиход ввел это понятие Фома Аквинский, живший в далеком от нас 13 веке.

Много в этом слове слилось для человека. Это и фильтр, позволяющий переломлять отражение действительности сознанием, чтобы не сойти с ума, от собственной ничтожности и никчемности. Это и мощный стимул к достижению каких-то целей, по большей части нельзя их назвать благородными, но полезными для человека в нашем столь несовершенном мире.Это и ошибка,…

Семь смертных грехов

Самый тяжкий смертный грех называется гордыня.

Гордыня, соратники, это не гордость в нашем понимании слова. Нет. Гордыня - это неверие человека в Бога. Я даже не так скажу. Вот все мы здесь сидим, люди верующие. Одни искренне верят, что Бог есть, а другие так же искренне верят, что Бога нет. Но среди людей, которые уверовали, что Бога нет, есть часть людей, которые впали в тягчайший смертный грех - гордыню. Это люди, которые уверовали, что если нет Бога, то не будет над ними высшего божьего суда. Это самые страшные и самые подлые люди, какие только живут на земле. Эти люди свободно могут совершить убийство, потому что убийство входит в гордыню. Почему убийство - гордыня? Да потому что человек себя ставит выше Бога: Бог даёт человеку жизнь, Бог её должен и забрать. И человек не вправе распорядиться чужой жизнью, иначе он себя поставит выше Бога.

Сюда, в гордыню, входит страшный смертный грех - самоубийство. Почему…

Желая разобраться в себе, стать, наконец, счастливыми, мы шаг за шагом проходим свой духовный путь. Причины, которые подталкивают нас к этому, могут быть самыми разными, но, все мы хотим добиться результатов, что-то понять для себя.

Очень часто причиной многих душевых страданий является наличие греха. Мы делаем, думаем что-то неправильно, даже не осознавая этого, а душа все это чувствует и предупреждает нас об этом, лишая покоя.

Одним из самых коварных и невидимых грехов является грех гордыни. Очень часто мы его даже не замечаем. Человек считает, что он не возвышает себя, не гордится собой, а между тем, в его речи все чаще и чаще проскальзывает слово «я».

Если человек осуждает других, обижается, оскорбляется, он уже не может называть себя безгрешным. Осуждая кого-то, мы тем самым показываем, что считаем себя выше другого человека. Обижаясь, мы демонстрируем, что лишены смирения. Если Бог создал такую ситуацию, значит, мы ее заслужили, и, вынашивая обиду, мы даем…

Я всегда в жизни гордилась чересчур. Теперь мучаюсь от одиночества.

Почему гордыня самый страшный грех?Потому что она не дает покаятся, а значит — спастись.

Гордый человек не хочет принять от Бога помощь — а без Бога спастись невозможно.

Гордыня превратила архангела Люцифера в мерзкого сатану…

бросил муж, нашел молодую, простить не позволяет гордыня!

бросил муж, нашел молодую, простить не позволяет гордыня!»И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»

Гордыня не является самым страшным грехом. Этот грех может быть прощен Богом. Непростительным грехом является грех против Святого Духа. Посмотрите в своих Библиях и проверьте, что об этом в Библии говорится:

«Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» - Матфея 12:31, 32;…

/ Главная / Разные статьи / Психология религии / грех гордыни

Гордость и грех гордыни

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГРЕХ ГОРДЫНИ»

Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор психологии ВФ МГЭИ

Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе семи смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в списке грехов, и поэтому данный порок стал объектом нашего исследования.

Следует отметить, что богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в…

М.Врубель. Демон поверженный

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место,…

Правда ли, что самой «тонкой» и глубокой болезнью нашей души является гордыня. Почему гордыня - грех? Как бороться с этой греховной страстью? Преподобный Антоний Великий говорил о гордыне так: «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех - гордость». Гордость - это сильная самоуверенность, с явным отвержением, всего того, что не свое, отказ от Божией помощи. Гордость, как стена между нами и Богом.

Откуда же берется эта страсть? Какие признаки указывают на присутствие греха гордыни у человека? В начале своего появления эта греховная страсть начинает поглощать человека постепенно: чрезмерная занятость собой, хорошее настроение, капризность в еде, часто любит влазить и давать навязчивые советы, появляется искренняя уверенность в своем превосходстве. После этих проявлений наступают более тяжкие симптомы - такие как попытки командовать другими и на все проявления чужого мнения отвечать агрессией и плохим настроением.

Душа человека при грехе гордыни становится…

Гордыня смертный грех! Второй тип страданий.

Гордыня смертный грех! Почему гордыня является причиной того, что от других существ к нам начинают приходить какие-то проблемы? Кто-то на нас начинает кричать, какие-то негативные события идут в нашу жизнь от других людей! Давайте попробуем разобраться.

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели первый тип страданий – страдания на уровне ума и тела, причина болезней человека. Второй тип страданий, о которых говорят мудрецы – страдания от других живых существ.

Это страдания, которые мы получаем от других людей, каких-то насекомых и животных. Кто-то нас кусает! Люди кстати тоже кусаться умеют! Непосредственно, и на уровне каких-то обвинений, люди кусаются.

Что является причиной этих страданий, которые приходят в нашу жизнь? Мудрецы объясняют, что это ГОРДЫНЯ (ЛОЖНОЕ ЭГО) – тонкая кармическая причина.

Что такое гордыня? Каковы признаки гордыни? Это значит, что я возвышаю себя над другими людьми, начинаю относиться…

Почему гордыня – смертный грех? Почему гордыня – смертный грех?

Говорит Артазак (Знания о Человеке)

ГОРДЫНЯ – это когда человек думает, что он лучше других, но не знает, в чём лучше, потому что лучше других быть невозможно. Это можно назвать – болезнь нервов (то есть психики).

ГОРДОСТЬ – это очень хорошо. Это когда человек что-то делает настоящее, доброе, нужное, и может всегда сказать об этом, потому что совесть его чиста.

Гордыня – это энергия, она очень мощная, у неё напитан и вырос очень большой эгрегор. Если человек допускает этой энергии развиться в нём, то она начинает им руководить.

Энергию гордыни умело использовали тёмные силы. Они знали, что человек постепенно деградирует и не будет даже понимать, что такое гордыня, а что такое гордость, и всё было направлено на увеличение этой разрушительной энергии.

Например, спорт – победа во что бы то ни стало. На первый…

Гордыня, являясь неадекватной и завышенной самооценкой, препятствует развитию человека и ведёт к самопревозношению, приводящему к конфликтам.
Гордыня — это противление реальности, отрицание её (а это, а также любая мифологичность, ложь, в Христианстве считается грехом) .
Гордыня часто мешает человеку быть мудрым и не позволяет ему признавать свои ошибки и недостатки.

Под словом «гордыня» нередко подразумевают «гордость» (здоровую, естественную радость за себя, или за кого-то) . Но это смешение понятий.

Гордыне противопоставляется добродетель «СмЕрения» (греч. «просохе» — дословно «внимание», «сосредоточенность», «разумность», «трезвение», «трезвость», «трезвомыслие», «адекватность»). Это чувство меры и адекватное восприятие реальности, в т. ч. себя. Это обязанность быть трезвомыслящим и максимально объективным. Когда у человека адекватная самооценка, когда он, с одной стороны, не мнит о себе ничего иллюзорного, а с другой, не считает себя неудачником, это даёт…

Часть 1. Отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Что такое гордыня

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых…

Это лишь мнение; как на самом деле — не утверждаю…
Для меня три самых страшных греха — это трусость, гордыня и безверие.
Что такое трусость? Трусость — это не просто боязнь чего-либо или просто боязнь, это не инстинкт самосохранения, не слабина, слабое чувство и т. д. Трусость — это боязнь ответственности за свои поступки, за свои грехи, можно даже сказать. Почему, например, многие люди, оочень многие люди (и я их ни в коем случае не осуждаю!), не верят в Бога, или вообще не принадлежат ни к одной религии? Не потому, что это «ненаучно» и не потому, что это — глупо. Нет. Может быть вы будете удивлены, но ответ прост: ОНИ БОЯТСЯ. Боятся оказаться неправыми. Того, что Бог на самом деле есть, что они — люди с высшими образованиями, с философским мировоззрением, будут наказаны за свои плохие поступки. Трусость — это и заблуждение, и самообман, и лицемерие, и предательство (вспомните Иуду или Понтия Пилата), и остальные страшные грехи, если хотите. Но! Трусость — это…

Грех гордыни

Создано 23.02.2010 00:00

При этом церковь смешивает «в одну кучу» два человеческих качества «гордыню» и гордость», в то время как с точки зрения психологии между ними есть существенная разница. С точки зрения религии – гордость – тоже грех, а с точки зрения психологии – наоборот, положительное качество. Дело в том, что часто к психологам за помощью обращаются люди с проблемами застенчивости и заниженной самооценкой, и нам приходится развивать их самооценку и уверенность в себе. Некоторые служители церкви считают, что мы взращиваем в душе человека грех, но мы развиваем именно гордость за свои достижения, а не гордыню или тщеславие.

Действительно, что есть гордость? Необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Известный затворник Иоанн Лествичник называл гордость «демонской твердыней», а Авва Пимен — «медной стеной» между нами и Богом. Я же…