Гавриил Романович Державин: краткая биография. Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты Жизнь и творчество державина краткое содержание

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство.

Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью.
Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения - ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества.
Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

(1743-1816)
Один из исследователей русской литературы, Д.Д. Благой, писал о главных чертах характера ПР. Державина: «...неукротимая энергия и активность («действовать, надобно действовать», — твердил он своим несколько вялым начальникам), пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести». Эти личные качества Державина часто навлекали на него гнев сильных мира сего. Во время пугачевского бунта, несмотря на то что поэт принимал активное участие в его подавлении, выступая на стороне правительственных войск, главнокомандующий граф Петр Панин грозил повесить его вместе с Пугачевым. Было признано, что он «не достоин продолжать военную службу».
Новые служебные назначения (он был губернатором в Олонецке, в Тамбове, личным секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I) почти всегда заканчивались катастрофически. Державину приходилось подавать в отставку и покидать свой пост со скандалом. Все это происходило из-за честного, прямого, вспыльчивого характера поэта. Для Державина в соответствии с представлениями XVIII в. поэзия была лишь отдыхом от служебных дел. И именно на время опал приходятся наиболее плодотворные в поэтическом отношении периоды его творчества.
Первые стихотворные произведения Державина появились в середине 1770-х гг. (1776) и написаны были в манере песен Сумарокова. Однако как оригинальный поэт-новатор Державин проявил себя уже во второй половине 1779 г. и в 1780-х гг., когда были написаны стихотворения «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «Властителям и судиям» и др.
В стихотворениях Державина проявились черты нового стиля, они открыли новое художественное видение мира. Главное, в них определенно была высказана идея ценности личности, большое внимание уделено этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
Одним из важных произведений этой поры является ода «Фелица». Ода Г.Р. Державина была создана в 1782 г., и имела первоначальное название «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года». Опасаясь недовольства некоторых вельмож, Державин не предназначал оду для печати. Она стала известна благодаря О.П. Козодавлеву, который жил в одном доме с поэтом, выпросил оду на короткое время и прочитал на одном из обедов. Произведение вызвало всеобщее восхищение. Княгиня Е.Р. Дашкова, издававшая журнал «Собеседник любителей российского слова», в первой книжке этого журнала, не спрашивая Державина, поместила «Фелицу». Автор был вызван в Зимний дворец, представлен Екатерине II и пожалован золотой табакеркой с 500 червонцами. Императрица рассылала оду тем вельможам, на которых направлялась сатира оды, подчеркивая те строки, в которых заключался намек.
Название Екатерины Фелицей (лат. felicitas — счастье) навеяно одним из произведений императрицы, « Сказкой о царевиче Хлоре», сочиненной ею для маленького внука, будущего императора Александра I. В сказке рассказывалось о том, как царевна Фелица и ее сын Рассудок помогали Хлору найти розу без шипов — символ добродетели.
В оде Державина противопоставляются добродетельная и мудрая Фелица и непостоянный мурза, который, с одной стороны, представлен как собирательный образ екатерининского вельможи, с другой же — имеет конкретные черты многих вельмож эпохи. Мудрая Фелица изображалась не в торжественном, парадном виде, а в повседневной жизни, подчеркивались ее простота, трудолюбие, нелюбовь к развлечениям:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра...

В образе жизни мурзы Державин представил все виды занятий знаменитых вельмож екатерининской эпохи: военные победы и франтовство, гурманство Потемкина:
Преображая праздник в будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельшаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают/.../
Там славный окорок вестфальский,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
Любовь к охоте и роговой музыке
С.К. Нарышкина:
...о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
Любовь к простонародной литературе А.А. Вяземского:
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.
Свой собственный домашний быт:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью/.../.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой...
Державин рассуждает о всеобщности описанного образа жизни мурзы, о трудности нахождения «пути добродетели прямого»:
Кто сколько мудростью ни знатен.
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой.
Между тщеславья и пороком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Только мудрой Фелице открыт «путь добродетели»:
Тебе единой лишь пристойно.
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласья
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Ода «Фелица» ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру. Державин отказывается от всяческих правил и ограничений как классицизма, так и сентиментализма. В стихотворение органически входит образ автора, с его неповторимыми индивидуальными чертами, поэт создавал яркие индивидуальные характеристики героев, в его произведениях обилие конкретных намеков на явления жизни XVI11 в., он с большим вниманием относится к бытовым деталям.
Воспевание мудрой Фелицы составляет одну из важных тем творчества Державина, не случайно современники дали ему прозвание «Певец Фелицы». За одой «Фелица» последовали стихотворения «Благодарность Фелице», « Изображение Фелицы».
Высоким гражданским звучанием отличается сатирическое стихотворение Державина «Властителям и судиям» (1780, 1787), которое представляет собой переложение 81-го псалма. Поэт обращает псалом в гневное обличение «богов земных», которые забыли о своем долге:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Однако цари не исполняют своего долга: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса...» Державин углубляет (в сравнении с псалмом) тему несправедливости, делая неправду вселенской:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Высший, Божий суд над земными царями непременно должен свершиться, ибо правление их неправедное:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
В стихотворении «Властителям и судиям» обращение к Богу вызвано причинами социально-нравственного характера. В оде «Бог» поэт философски раздумывает о «начале всех начал», его величии, непостижимости:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный.
Без лиц, в трех лицах божества!
Но к размышлениям Державина о Боге присоединяются раздумья о судьбе человека, его месте в мире. Кульминацией стихотворения является девятая строфа, в которой определяется глубокая суть человека:
Я царь — я раб, я червь — я — Бог!
Противоречия человека, совмещающего в себе и высокое, божественное, небесное, и низкое, ничтожное, земное, становятся одной из постоянных тем не только Державина, но и всей русской литературы. Не случайно эту строку державинского стихотворения можно услышать из уст героев романов Достоевского.
В 1804 г. Державин выпускает в свет сборник стихотворений «Анакреонтические песни». Над анакреонтическими стихами поэт работал преимущественно в 90-е гг. XVIII в. Источником поэтического вдохновения русского поэта был греческий лирик Анакреон, живший в VI в. до н.э. Его образ был одним из самых любимых в русской поэзии. Русских поэтов подкупали изящество, беззаботность, соединенная с житейской мудростью, — отличительные черты поэзии Анакреона. В александрийскую эпоху возникли стихотворения, подражающие Анакреону, — анакреонтика, написанные разными авторами в разное время. В анакреонтических стихах прославляются упоение жизнью, беззаботность, застольное веселье, чувственная любовь. Благодаря анакреонтике Анакреон стал одним из самых популярных поэтов Античного мира не только в русской, но и во всех европейских литературах. Часто позднейшие переводчики и подражатели Анакреона не отличали анакреонтику от творчества самого Анакреона.
Светлый мир поэзии Анакреона, образ самого жизнерадостного поэта и мудреца, презирающего шум света, был особенно привлекателен для Державина. В стихотворении «Венец бессмертия», посвященном Анакреону, он писал:
Цари его к себе просили
Поесть, попить и погостить;
Таланты злата подносили, —
Хотели с ним друзьями быть.
Но он покой, любовь, свободу Чинам, богатству предпочел...
Так же старался строить свою жизнь и Державин:
Что мне, что мне суетиться, Вьючить бремя должностей, Если мир за то бранится, Что иду прямой стязей.
В сборнике Державина представлены постоянные мотивы анакреонтики: радость любви, застольное веселье, красота природы, женская красота. «Этот новый и большой раздел поэзии Державина послужил для него выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях особенно ясно. Он не спорит с Анакреоном, как это делал Ломоносов, для гражданских мотивов творчества Державин оставляет другие жанры и в своих стихах создает небольшие поэтические картины, в которых запечатлевалась русская жизнь, выводились русские люди с подробностями их быта и поведения», — пишет исследователь А. В. Западов.
Среди произведений Державина встречаются не только те, которые внушены Анакреоном, но и стихотворения разнообразного характера, как правило веселого, легкого содержания. Однако некоторые стихотворения («Дар», «Тишина», «Свобода») имеют черты гражданской лирики, некоторые представляют собой глубокие размышления о назначении поэзии («Памятник»), о воинской славе русского народа и его полководцах («Снегирь»).
Стихотворение «Снегирь» (1800) написано в связи со смертью А. В. Суворова. В произведении представлен живой, яркий образ Суворова — полководца и человека. Державин воссоздает неповторимые черты его характера, поведения:
Кто перед ратью будет, пылая.
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари.
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью Россиян все побеждать?
Быть везде нерпым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать...
Стихотворения из «Анакреонтических песен» представляли не дословные переводы или подражания античному оригиналу, а их переработку, переделку на русский лад. Для этого поэт обращается к русским песням и сказкам, использует народную лексику. Имена античных богов часто заменяются славянскими: Лель — бог любви, Зимстрела — весна, Лада — богиня красоты, Услад — бог роскоши. Образы народной поэзии возникают в стихотворениях «Амур и Пси-шея», «Приношения красавицам», «Стрелок», «Русские девушки», «Птицелов» и др. В стихотворении «Птицелов» Державин описывает шалости Эрота и прибегает к простонародной лексике:
Эрот, чтоб слабым стариком
Казаться, гуню1 вздел худую.
Покрылся белым париком
И,бороду себе седую
Подвеся, посох в руки взял
Пошел в лесу ловить дичину.
В стихотворении «Русские девушки», воспевая женскую красоту, Державин обращается к поэту Античности:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка;
Как, склоняясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят...
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь;
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Державин с уверенностью говорит Анакреону:
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл,
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Создавая «Анакреонтические песни», Державин ставил задачу: «По любви к отечественному слову... показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся». Он, например, пишет десять стихотворений, в которых не употребляет букву «р». Это «Анакреон в собрании», «Соловей во сне», «Желание», «Песнь Баярда», «Тишина», «Шуточное желание», «Кузнечик», «Бабочка», «Свобода», «Весна». Писал поэт эти стихи «для любопытных» и в доказательство «изобилия и мягкости» русского языка:
Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.
«Соловей во сне»
По словам Белинского, «Анакреонтические песни» Державина свидетельствовали об «артистическом сочувствии поэта к художественному миру Древней Греции». Некоторые из песен были положены на музыку и имели большую популярность в XVIII—XIX вв., например, «Кружка» («Краса пирующих друзей, забав и радостей подружка»), «Пчелка» («Пчелка златая, что ты жужжишь») и др.
Одним из самых известных стихотворений Державина является «Памятник», написанный в 1795 г. и первоначально озаглавленный «К Музе». Это произведение представляет собой вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую до Державина переводил М.В. Ломоносов, а после — К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.А. Фет, В.Я. Брюсов и др.
Современники Державина издавна любили сравнивать его с Горацием. Так Пушкин поэтически представлял их вместе:
Питомцы юных граций
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
В стихотворении «Памятник» Державин впервые представляет себя, в первую очередь, как поэта, пишет о своих поэтических заслугах, выказывает уверенность в своем поэтическом призвании:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.
Главной темой стихотворения становится тема поэтического бессмертия, так как бессмертно само слово. Памятник, воздвигнутый поэтом, тверд, высок, стихии и время не могут сокрушить его. Поэт не умирает, часть его будет жить, пока жива Россия:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Своими главными заслугами Державин считает то, что он создал «забавный русский слог» (т.е. новую стилистическую манеру), которым воспевал просвещенного монарха, рассуждал о важнейших вопросах бытия; что он обладал гражданской смелостью (высказывал царям истину, но резкость тона смягчена была улыбкой, шуткой) и сердечной простотой (т.е. отсутствием аффектации):
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В стихотворении заметно стремление защитить положение поэта в обществе, отстоять свободу творчества. О себе как о поэте Державин рассуждает также во многих других произведениях, например в «Видении мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Лирик» и др.
Стихотворение Державина явилось непосредственным литературным источником «Памятника» А.С. Пушкина. Державин и Пушкин, переводя Горация, говорили о себе, о том, что ими было сделано для литературы и своего народа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каким вы представляете себе характер Державина?
Как особенности личности поэта сказались на творческой судьбе поэта?
Каково значение оды «Фелица» для развития русской поэзии?
В каких стихотворениях поэта возникает образ Фелицы?
Каково идейное содержание стихотворения «Властителям и судиям»?
Какие стихотворения Державина философского характера вы знаете?
Что такое анакреонтические стихотворения? Каково содержание сборника Державина «Анакреонтические песни»? В чем заключаются художественные особенности стихотворений сборника?
Как нарисован образ Суворова в стихотворении «Снегирь»?
Каково идейное содержание стихотворения «Памятник»? Какие заслуги перед русским обществом и русской литературой Державин считал для себя основными?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Державин и русские поэты XVIII в. (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков).
Образ Фелицы в поэзии Державина.
Философские взгляды Державина и их выражение в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.).
Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Видение мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Памятник», «Признание» и др.).
Тема воинской славы России в стихотворениях Державина («На взятие Измаила», «Осень во время взятия Очакова», «Снегирь» и др.).
«Говорящая живопись» в поэзии Державина (Державин как поэт-живописец).
Античные мотивы в творчестве Державина.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Державина Гавриила Романовича

Державин Гавриил Романович – поэт эпохи Просвещения, государственный деятель.

Детство

Гавриил родился 3 июля (14 июля по новому стилю) в 1743 году в небольшом селе Сокуры (Казанская губерния). Его родители – Фекла Андреевна и Роман Николаевич – были мелкопоместными дворянами. Отец также носил чин секунд-майора. К сожалению, глава семейства очень рано ушел из жизни. Гавриил так и не успел как следует узнать своего отца.

В 1758 году Гавриил Державин поступил в местную гимназию. Именно там он впервые проявил свои незаурядные таланты – способность к пластическим искусствам и рисованию. В 1760 году директор гимназии даже повез карту Казанской губернии, нарисованной Державиным, в Петербург, чтобы похвастаться перед вышестоящими коллегами успехами своих учеников.

Служба

В 1762 году Гавриил, так и не успев окончить гимназию, был призван на службу. Он стал гвардейцем в Преображенском полку (город Петербург). Спустя десять лет он стал офицером. Примерно в то же время он начал потихоньку писать стихи, правда, тогда они еще не снискали особой популярности.

В 1777 году Державин ушел в отставку.

Государственная деятельность

После того, как военная служба осталась позади, Гавриил Романович занял пост статского советника в Правительствующем Сенате в Российской империи.

В 1784 году была создана Олонецкая губерния (город Петрозаводск). Гавриил Державин был назначен гражданским губернатором этой территории. Он выполнял свои обязанности главы города на славу: едва только Державин приехал в Петрозаводск, он тут же взялся за дело – организовал финансовые, судебные и административные учреждения, сделал городскую больницу, словом, постарался обеспечить жителям губернии все условия для хорошей жизни.

В период с 1786 по 1788 годы Гавриил Романович был губернатором Тамбовской губернии.

С 1791 по 1793 годы Державин добросовестно трудился в качестве кабинет-секретаря императрицы .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1793 году Гавриил Державин стал тайным советником. В 1795 году – президентом Коммерц-коллегии (учреждения, заведовавшего торговлей).

В 1802 году Державина назначали министром юстиции Российской империи. Через год Гавриил Романович покинул государственную службу и ушел на заслуженный покой.

Литературная деятельность

Известность к Державину как к поэту пришла в 1782 году. В тот год была опубликована ода «Фелица», которую мастер слова посвятил .

На протяжении всей своей жизни Гавриил Романович создал множество произведений, среди которых: «Бог» (1784 год), «Вельможа» (1794 год), «Водопад» (1798 год) и многие-многие другие. После отставки с государственной службы Державин еще более усиленно занялся литературой.

Сам поэт считал, что его главное предназначение (как и предназначение любого другого поэта или писателя) заключается в том, чтобы славить великие дела и осуждать дела неправедные, в том, чтобы донести до народна простые истины – что есть хорошо, а что есть плохо.

Личная жизнь

В 1778 году Гавриил женился на шестнадцатилетней красавице Бастидон Екатерине Яковлевне, дочери бывшего слуги российского императора Петра III. Увы, их счастливая семейная жизнь резко оборвалась в 1794 году – Екатерина скончалась. Ей было всего тридцать четыре года. Она так и не успела подарить супругу наследников.

Полгода Державин был безутешен, но затем он повстречал Дьякову Дарью Алексеевну, дочь сенатского обер-прокурора Алексея Афанасьевича Дьякова. Гавриил прожил с Дарьей до конца своих дней, ей же он и оставил все свое имущество (усадьбу «Званка» в Новгородской области). В этом браке детей тоже не появилось.

Смерть

Гавриил Романович Державин умер у себя дома в «Званке» 8 июля (20 июля по новому стилю) в 1816 году. Его похоронили в Спасо-Преображенском соборе (Варлаамо-Хутынский монастырь, Новгородская область). В 1959 году его останки перезахоронили в Новгородском кремле (Спасо-Преображенский собор был почти разрушен). Однако уже в 1993 году, когда собор был полностью восстановлен, останки вернулись на свое прежнее место.

Награды

В свое время Гавриил Державин был удостоен нескольких наград, среди которых: два Ордена Святого Владимира (второй и третьей степеней) и Орден Святого

В. Боровиковский "Г.Р. Державин (фрагмент)

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим. (Г.Р. Державин)

Гавриил (Гаврила) Романович Державин (3 июля 1743 г. – 8 июля 1816 г.) – русский поэт эпохи Просвещения, который в различные годы своей жизни занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784-1785 г.г.), губернатор Тамбовской губернии (1786-1788 г.г.), кабинет-секретарь Екатерины II (1791-1793 г.г.), президент Коммерц-коллегии (с 1794 г.), министр юстиции (1802-1803 г.г.). Член Российской Академии наук с момента её основания.

Родился Гавриил Романович Державин в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать - Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Державин — потомок татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV веке из Большой Орды.

В 1757 году Державин поступил в Казанскую гимназию.
Учился хорошо, но закончить гимназию ему не удалось: в феврале 1762 года его вызвали в Петербург и определили в гвардейский Преображенский полк. Службу начал простым солдатом и прослужил десять лет, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.

Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшем на престол Екатерину II. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II.

И. Смирновский "Портрет Г.Р. Державина

Горячий от природы, Державин всегда имел сложности в жизни из-за своей несдержанности, нетерпения и даже из-за усердия к работе, которое не всегда приветствовалось.

Г.Р. Державин в Олонецкой губернии

В 1773 г. по указу Екатерины II создана Олонецкая провинция (состояла из двух уездов и одной округи).

Сложная система местных административных и судебных органов, существовавшая при Петре I, была разрушена после его смерти. К началу 60-х годов XVIII столетия на местах, по существу, сохранились лишь губернаторы и воеводы. Поэтому с первых лет царствования Екатерине II пришлось не столько реформировать, сколько создавать вновь систему местного управления и суда, пытаясь первоначально отдельными частными указами подправить их недостатки. До 1775 года она издала около сотни таких законов, правда, в подавляющем большинстве, по частным и малозначительным вопросам. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева заставила Екатерину действовать более решительно. Еще В.О. Ключевский отмечал, что местная администрация оказалась не в состоянии ни предупредить восстание, ни противостоять ему.

В 1776 году, в соответствии с «Учреждениями», было образовано Новгородское наместничество, состоящее из двух областей — Новгородской и Олонецкой.

Первым олонецким губернатором стал Г.Р. Державин. В соответствии с законом на губернатора возлагался обширный круг обязанностей: наблюдать за действиями всех остальных должностных лиц и исполнением законов. Это было очевидным для Державина, он считал, что наведение порядка в местном управлении и суде зависит исключительно от добросовестного отношения к делу и неукоснительного соблюдения законодательства чиновниками. Об этом красноречиво говорят строки стихотворения самого Г.Р. Державина:

Я знаю, должность в чем моя:
Все то, что скаредно, и гнусно, и порочно,
И так и сяк ни в ком не потерплю.
И буду только тех хвалою прославлять,
Кто будет нравами благими удивлять,
Себе и обществу окажется полезен —
Будь барин, будь слуга, но будет мне любезен.

В. Боровиковский "Портрет Державина"

Уже через месяц после образования губернии подведомственные учреждения были поставлены в известность о том, что все лица, находящиеся на государственной службе и нарушившие закон, будут наказываться, по мере важности их упущений, лишением места или чина.

При формировании чиновничьего аппарата Г.Р. Державин столкнулся с такой проблемой, как хронический недостаток грамотных чиновников.

Одновременно с созданием наместничества были учреждены и новые губернские судебные органы.

Державин старался навести порядок в губернии, боролся с коррупцией, но это привело лишь к конфликтам с местной элитой.

Г.Р. Державин — губернатор Тамбовской губернии

В декабре 1785 г. указом Екатерины II он был назначен на должность правителя Тамбовского наместничества, куда прибыл 4 марта 1786 г.

Прибыв в Тамбов, Державин застал губернию в крайнем расстройстве. За шесть лет существования губернии сменилось четыре губернатора, в делах был беспорядок, границы губернии не определены, недоимки достигли громадных размеров, губернский центр утопал в грязи. Ощущался недостаток образования всего общества, а особенно дворянства, которое, по словам Державина, «…так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели…»

Для юношества при нем были открыты классы грамматики, арифметики, геометрии, вокальной музыки, танцевальные классы. Гарнизонная школа и духовная семинария давали низкий уровень знаний, поэтому в доме купца Ионы Бородина было открыто народное училище. В доме губернатора давались театрализованные представления, а вскоре было начато и строительство театра. В заслугу Державину можно поставить написание топографии губернии и составление плана Тамбова, наведение порядка в делопроизводстве, открытие типографии, принятие мер к улучшению судоходства по реке Цне, выгодные для казны закупки муки для Петербурга. При новом губернаторе улучшилось соблюдение законов, была приведена в порядок тюрьма. Было положено начало сиротскому дому, богадельне, больнице. При нём открылись народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске. В первой губернской типографии начала печататься одна из немногих провинциальных газет - «Губернские ведомости». Деятельность Державина заложила крепкий фундамент для дальнейшего развития Тамбовщины.

Для ревизии дел в губернии приезжали сенаторы Воронцов и Нарышкин. Улучшение было столь очевидно, что в сентябре 1787 г. Державин был награждён орденом Владимира 3-ей степени. Не имевший специальной подготовки, Державин проявил административный дар и доказал, что причиной его бездействия на предыдущем посту олонецкого губернатора было чужое противодействие.

Но прогрессивная деятельность Державина на Тамбовщине вошла в противоречие с интересами местных помещиков и дворян. К тому же генерал-губернатор И.В. Гудович во всех конфликтах становился на сторону своих приближенных. Те, в свою очередь, покрывали местных воров и мошенников.
Попытка Державина наказать помещика Дулова, приказавшего жестоко избить пастушонка за мелкую провинность, не удалась. Но окрепла неприязнь провинциальных помещиков к губернатору, ограничивающему их произвол. Также тщетными были действия по пресечению воровства купца Матвея Бородина, обманувшего казну при поставке кирпича для строительства, а затем получившего винный откуп на невыгодных для казны условиях. Крайне неудачно для Державина обернулось дело о закупке провианта для армии.

Поток рапортов, жалоб, клеветы на Державина увеличивался, и в январе 1789 г. он был отрешен от должности губернатора. Недолгое губернаторство Державина принесло большую пользу Тамбовщине и оставило заметный след в истории края.

В 1789 г. Державин возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время он продолжает заниматься литературным творчеством, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и другие произведения.

  • 1791-1793 - Кабинет-секретарь Екатерины II
  • с 1793 - Сенатор

При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался. «Поди назад в Сенат, — однажды накричал на него император, — и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил: «Ждите, будет от этого царя толк». Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания — назначил его министром юстиции. Но через год освободил: «слишком ревностно служит».

В 1809 г. он окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Державин и Пушкин

И. Репин "Державин на экзамене в Царскосельском лицее"

В 1815 г. на экзамене в Царскосельском лицее впервые произошла встреча Державина и Пушкина. Сохранились воспоминания Пушкина об этой встрече: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутна хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Творчество Г.Р. Державина

До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы — от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта. В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт. Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Державин смотрел на поэзию, на свой талант прежде всего как на некое орудие, данное ему свыше для политических битв. Он даже составил особый «ключ» к своим работам — подробный комментарий, указывающий, какие именно события привели к созданию того или иного произведения.

«Властителям и судиям»

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинные,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! - видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! - Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, -
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

В 1797 году Державин приобрел имение Званка, где ежегодно проводил по несколько месяцев. В следующем году вышел в свет первый том его сочинений, в который вошли такие обессмертившие его имя стихи, как «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Водопад», «Снегирь».

Выйдя в отставку, Державин практически полностью посвятил себя драматургии — сочинил несколько либретто опер, трагедии «Ирод и Мариамна», «Евпраксия», «Темный». С 1807 года активно участвовал в собраниях литературного кружка, позднее составившего известное общество «Беседа любителей русского слова». Работал над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде», в которой обобщил свой собственный литературный опыт.

Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! - весь я не умру; но часть меня большая.
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Воспоминания о Державине С.Т. Аксакова

Благородный и прямой характер Державина был так открыт, так определенен, так известен, что в нем никто не ошибался; все, кто писали о нем, - писали очень верно. Можно себе представить, что в молодости его горячность и вспыльчивость были еще сильнее и что живость вовлекала его часто в опрометчивые речи и неосторожные поступки. Сколько я мог заметить, он не научился еще, несмотря на семидесятитрехлетнюю опытность, владеть своими чувствами и скрывать от других сердечное волнение. Нетерпеливость, как мне кажется, была главным свойством его нрава; и я думаю, что она много наделала ему неприятных хлопот в житейском быту и даже мешала вырабатывать гладкость и правильность языка в стихах. Как скоро его оставляло вдохновение - он приходил в нетерпение и управлялся уже с языком без всякого уважения: гнул на колено синтаксис, слово-ударение и самое словоупотребление. Он показывал мне, как исправил негладкие, шероховатые выражения в прежних своих сочинениях, приготовляемых им для будущего издания. Положительно могу сказать, что исправляемое было несравненно хуже неисправленного, а неправильности заменялись еще большими неправильностями. Я приписываю такую неудачу в поправках единственно нетерпеливому нраву Державина. Я осмелился слегка сказать ему мнение, и он весьма благодушно согласился.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

(неоконченная ода Державина)

Гавриил (Гаврила) Романович Державин. Родился 3 (14) июля 1743 года в селе Сокуры Казанской губернии - умер 8 (20) июля 1816 года в имении Званка Новгородской губернии. Русский поэт, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Гавриил (Гаврила) Державин родился 3 (14 по новому стилю) июля 1743 года в селе Сокуры Казанской губернии в семье мелкопоместных дворян.

Отец - Роман Николаевич Державин, секунд-майор.

Мать - Фёкла Андреевна Державина (в девичестве - Козлова).

Согласно семейной легенде, Державины происходили от одного из татарских родов: Багрим-мурза переселился в Москву из Большой Орды и после крещения поступил на службу великого князя Василия Васильевича.

Детство прошло в родовом имении Сокуры под Казанью. Рано остался без отца.

В 1762 году поступил на службу рядовым гвардейцем в Преображенский полк. В составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол , позже неоднократно воспетая им в одах.

С 1772 года служил в полку в офицерской должности.

В 1773-1775 годах в составе Преображенского полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.

В 1773 году написал свои первые стихи.

Широкая известность пришла к Гавриилу Державину в 1782 году - после опубликования оды «Фелица» , которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II. В оде он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам.

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, -
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет...

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В мае 1784 года был назначен правителем Олонецкого наместничества. Прибыв в Петрозаводск организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение - городскую больницу. Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Державин показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края. Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».

В 1786-1788 годах служил правителем Тамбовского наместничества. Проявил себя просвещённым руководителем, оставил значительный след в истории края. При Державине были открыты несколько народных училищ, театр и типография, где в 1788 году печаталась первая в Российской империи провинциальная газета «Тамбовские известия». Также при нем был составлен план Тамбова, наведён порядок в делопроизводстве, было положено начало сиротскому дому, богадельне и больнице.

В 1791-1793 годах - кабинет-секретарь Екатерины II.

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.

С 1795 года по 1796 год - президент Коммерц-коллегии.

В 1802-1803 годах - министр юстиции Российской империи.

Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Творчество Гавриила Державина представляет собой вершину русского классицизма, основоположниками которого были и А.П. Сумароков.

Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина - прославление великих поступков и порицание дурных.

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Державин создал ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям.

Поэзию Державина называли говорящей живописью. Он обладал необыкновенным даром проникаться замыслом живописца и создавать свои поэтические образы.

Награды Гавриила Державина:

Орден Святого Александра Невского;
Орден Святого Владимира 3-й степени;
Орден Святого Владимира 2-й степени;
Орден святой Анны 1-й степени;
Орден Святого Иоанна Иерусалимского командорский крест.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов, как он сам писал: «уволен от всех дел».

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью.

Личная жизнь Гавриила Державина:

Дважды был женат. Детей не имел.

Первая жена - Екатерина Яковлевна Бастидон, дочь бывшего камердинера Петра III португальца Бастидона. Поженились в начале 1778 года. На момент свадьбы невесте было 16 лет. Увековечена поэтом как Пленира.

В 1794 году Екатерина Яковлевна скоропостижно скончалась в возрасте 33 лет. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Екатерина Яковлевна Бастидон - первая жена Гавриила Державина

Вторая жена - Дарья Алексеевна Дьякова. Женился на ней спустя полгода после смерти первой супруги. Поэт увековечил вторую жену как Милену. Дарья Алексеевна умерла в 1842 году.

Дарья Алексеевна Дьякова - вторая жена Гавриила Державина

Своих детей у Державина не было. В 1800 году после смерти своего друга, Петра Гавриловича Лазарева, принял на попечение его детей, в т.ч. и Михаила Петровича Лазарева, будущего выдающегося адмирала, открывателя Антарктиды, губернатора Севастополя.

Также в доме Державина воспитывались осиротевшие племянницы Дарьи Дьяковой - дети ее сестры Марии и поэта Николая Львова: Елизавета, Вера и Прасковья. Дневник Прасковьи содержит интересные подробности о семье Державина.

Гавриил Романович дружил с князем С. Ф. Голицыным и посещал усадьбу Голицыных в Зубриловке. В известном стихотворении «Осень во время осады Очакова» (1788) Державин призывал друга побыстрей взять турецкую крепость и вернуться к семье.

Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков Державина и его жены в Новгородский кремль.

В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения поэта, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Имя Гавриила Державина присвоено Тамбовскому государственному университету. Одна из улиц Тамбова носит название Державинской. В 2003 году Тамбовская областная дума присвоила Державину звание почётного гражданина Тамбовской области.

Его именем названа площадь в Лаишево (Татарстан). В Лаишево краеведческий музей носит имя поэта, которому посвящена большая часть экспозиции музея. В Лаишево ежегодно проводятся праздник Державина (с 2000 г.), Державинские чтения с вручением республиканской литературной премии имени Державина (с 2002 г.), всероссийский литературный Державинский фестиваль (с 2010 г.). Лаишевский район часто неофициально именуется Державинским краем.

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Г. Р. Державина.

Памятная стела установлена на родине поэта в селе Державино (Сокуры).

Памятники поэту: в Казани (существовавший в 1846-1932 годах и воссозданный в 2003 году); Санкт-Петербурге; на Державинской площади в Лаишево; в Тамбове; в Петрозаводске.

Мемориальный знак поэту установлен в Званке (ныне на территории Чудовского района Новгородской области на берегу р. Волхов).

В Санкт-Петербурге есть Музей-усадьба поэта - особняк Гавриила Романовича Державина, на набережной Фонтанки, 118, по соседству с Державинским переулком. С 2003 года литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина. Городская усадьба состоит из особняка поэта, двух парных флигелей, небольшого гостевого корпуса и оранжереи. Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворениях поэта «К первому соседу» (1780) и «Ко второму соседу» (1791), обращённых к откупщику М. С. Голикову и полковнику М. А. Гарновскому, соответственно. В большом двусветном зале после 1811 года проходили собрания «Беседы любителей русского слова».

В честь Державина назван кратер на Меркурии.

В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Татарстана Рустам Минниханов приняли участие в церемонии открытия памятника русскому поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину на его малой родине под Казанью (село Каипы), в день 200-летия со дня смерти поэта.

Стихотворения Гавриила Державина:

Автору, осмеявшему в комедии стихотворцев и переводившему Анакреона
Альбаум
Амур и Психея
Амур и Психея
Анакреон в собрании
Анакреон у печки
Анакреоново удовольствие
Аристиппова баня
Арфа
Атаману и войску Донскому
Атаману и войску Донскому
Афинейскому витязю
Бабочка
Без любезной грудь томится
Беседа с Гением
Бессмертие души
Благодарность
Благодарность Фелице
Блаженство супруги
Бог
Богатство
Богине здравия
Бой
Босканф, Лаба и Дольский
Братское согласие
Буря
Бывальщина
В день судьбины раздраженной
В память Давыдова и Хвостова
Варюша
Введение Соломона в судилище
Веер
Величество Божие
Вельможа
Венерин суд
Венец бессмертия
Венчание Леля
Весна
Вид автору «Сувороиды»
Видение мурзы
Виша
Властителям и судиям
Внимание
Водомет
Водопад
Возвращение Весны
Воинская песнь
Воцарение правды
Враги нам лучшие друзья
Вседневно муки умножая
Всемиле
Вывеска
Вывеска
Г-ну Дицу
Геба
Геркулес
Гимн Богу
Гимн Богу
Гимн Сафы Венере
Гитара
Голубка
Горелки
Горки
Горы
Горючий ключ
Гостю
Град, всех прелестей рожденье
Графине Орловой
Гром
Дар
Даше приношение
Деревенская жизнь
Детям на комедию их и маскерад
Дианин светлый блеск, ефирну чистоту
Добродетель
Доказательство Творческого бытия
Достигнул страшный слух ко мне
Другу
Другу женщин
Евгению. Жизнь Званская
Желание
Желание в горняя
Желание зимы
Жизнь деревенская
Жуковскому и Родзянке
Загадка
Задумчивость
Заздравный орёл
Зефирны ветры прилетели
Идиллия
Идолопоклонство
Из второй песни Моисеевой
Из поэмы «Пожарский»
Изображение Фелицы
Истина
Истинное счастие
К Анжелике Кауфман
К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова
К Грациям
К добродетельной красавице
К женщинам
К изображению императора Павла I
К Каллиопе (Сойди, бессмертная, с небес...)
К красавцу
К лире (Звонкоприятная лира)
К лире (Петь Румянцова сбирался)
К матери, которая сама воспитывает детей своих
К Меценату
К мраморному бюсту Екатерины II
К Музе
К Н. А. Львову
К первому соседу
К портрету адмирала Александра Ивановича Круза
К портрету адмирала Спиридова
К портрету В. В. Капниста
К портрету великой княжны Александры Павловны
К портрету Ивана Ивановича Дмитриева
К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
К портрету Ломоносова
К портрету Н. А. Дьякова
К портрету прекрасной и добродетельной женщины
К портрету преосвященного Иннокентия псковского
К портрету преосвященного Платона
К портрету сенатора князя Якова Фёдоровича Долгорукова
К портрету трудолюбивого
К портрету чрез злодеяния достигшего к добродетелям и славе
К самому себе
К силуэту Хемницера
К Скопихину
К Софии
К статуе Екатерины II
К Ф. М. Колокольцову
К Эвтерпе
Как с тобою повстречался
Кантата
Кантата на день военного ордена героям росским
Капнисту
Ключ
Ко второму соседу
Ко мне ты страстью тлеешь
Колесница
Крезов Эрот
Крестьянский праздник
Кружка
Кузнечик
Купидон
Ласточка
Лебедь
Лев и волк
Лето
Лизе. Похвала розе
Любителю художеств
Любовны мысли открывает
Любушке
Люси
Махиавель
Мельник
Меркурию
Мечта
Мне мученьи те известны
Модное остроумие
Мои грации
Мой истукан
Молитва (Боже Создатель)
Молитва (Кто может, Господи, Твои уставы знать?)
Молитва (Непостижимый Бог, всех тварей Сотворитель)
Молитва (О Боже, душ Творец бессмертных)
Молитва (О Боже! чту Твоих пределов светозарность)
Монумент Петра Великого
Мореходец
Мужество
Мщение
Н. А. Львову
На балет «Зефир и Флора»
На барсука
На безбожников
На болтуна
На брак графини Литты
На бракосочетание великого князя Павла Петровича
На брачные торжества
На бюст в медальоне великой княжны Александры Павловны
На вздорного писателя
На взятие Варшавы
На взятие Измаила
На возвращение графа Зубова из Персии
На ворожбу
На выздоровление Мецената
На гатчинские пруды в царствование императора Павла I
На гаубицы, графом Шуваловым, и на конную артиллерию, князем Зубовым введённые
На гроб Бодряги
На гроб вельможи и героя
На гроб графа Петра Ивановича Панина
На гроб Дубянского
На гроб князю Петру Михайловичу Голицыну
На гроб князя А. А. Вяземского
На гроб князя Александра Андреевича Безбородко
На гроб любимцу Фортуны
На гроб Петра Великого
На гроб Пожарского
На гроб N. N.
На гробницу П. В. Неклюдова
На домовую церковь князя А. Н. Голицына
На загородный дом сенатора Николая Ивановича Чичерина
На известного стихотворца
На изображение Екатерины II (Величества, любви, щедроты, красоты)
На изображение Екатерины II (Любовию к России дышит)
На изображение Петра Великого (Бог редко, чудеса творя)
На изображение Петра Великого (Кого блистающа я вижу средь лучей)
На изображение Суворова при отставке его
На изображение Феофана
На Кантемира
На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского
На кончину благотворителя
На кончину великой княжны Ольги Павловны
На кончину графа Орлова
На кончину Екатерины II
На кончину императрицы Екатерины II
На корыстолюбца
На Красавицу
На крещение великого князя Николая Павловича
На Лосенкова
На Мальтийский орден
На маскарад, бывший перед императрицей в Казани
На медальон графини Александры Васильевны Браницкой
На медальон Екатерины II у Мусиной-Пушкиной
На медальон Екатерины II у Протасовой
На медальон, на котором представлен Суворов в львиной коже
На монумент, воздвигнутый графинею Браницкой
На мраморное изображение митрополита Гавриила
На мраморную колонну в Красной мызе Нарышкиных
На надутого, несправедливого и хромоногого историка
На Новый 1797 Год
На Новый 1798 Год
На Новый год
На освящение Каменноостровского инвалидного дома
На освящение храма в кабинете ея величества Екатерины II
На освящение храма Казанской Богородицы в С.-Петербурге
На открытие наместничеств
На отражение шведов Грейгом
На отсутствие ея величества в Белоруссию
На падение нового Фаэтонта
На панихиду Людовика XVI
На перенесение мощей св. Александра Невского
На переход Альпийских гор
На Петергоф
На победу, одержанную эрцгерцогом Карлом
На победы в Италии
На победы Екатерины II над Турками
На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой
На покорение Дербента
На покорение Парижа
На полководца, хотевшего постричься
На Поповского
На посещение в Тамбове типографии епископом Феофилом
На преодоление врага
На приобретение Крыма
На прогулку в Грузинском саду
На пророчества Симеона Полоцкого и Димитрия Ростовского
На птичку
На разлуку
На рифмоплёта
На рождение в Севере порфирородного отрока
На рождение великого князя Михаила Павловича
На рождение великой княжны Ольги Павловны
На рождение царицы Гремиславы
На рондо Петру Великому
На Скрыплева
На случай разломки московского кремля
На смерть Бибикова
На смерть Бибикова
На смерть графини Румянцовой
На смерть Катерины Яковлевны
На смерть князя Александра Андреевича Безбородко
На смерть князя Мещерского
На смерть Нарышкина
На смерть Петра Великого
На смерть собачки Милушки
На смерть Суворова
На Сороку в защищение Кукушек
На сочинившего оду без еров
На статую Петра Великого
На Счастие
На трагедию «Лжедмитрий» князя Белосельского
На тщету земной славы
На увеселительный сад, названный Капризом
На умеренность
На характер императора Павла
На Хмельнина
На холодного стихотворца
На Чемесова
На шведский мир
На шествие императрицы в Казань
Над дверьми покоев, где лежат больные
Надгробие Шелехову
Надгробная императрице Екатерине II
Надежда на Бога
Надпись к портрету Екатерины II
Надпись к портрету княгини Е. Н. Орловой
Напротив тебя с тобою
Невесте
Незабудочка
Неизбежным уже роком
Нине
Новоселье молодых
О удовольствии
Обитель Добрады
Оборона от вора
Объявление любви
Ода Екатерине II
Ода к Мовтерпию
Ода на великость
Ода на день рождения ея величества
Ода на знатность
Ода на ласкательство
Ода на порицание
Ода на постоянство
Ода на смерть генерал-аншефа Бибикова
Оковы
Описание торжества в доме князя Потёмкина
Орёл
Осень
Осень во время осады Очакова
Открытие
Отрывок (Всторжествовал - и усмехнулся)
Отрывок (Не предавай себя печали)
Отрывок (Омывши костромских подошву твердых стен)
Охотник
Павлин
Памятник
Памятник герою
Параше
Пени
Пеночка
Первая песнь Пиндара пифическая
Песнь Баярда
Песнь брачная чете порфирородной
Песнь Екатерине Великой
Петру Великому
Пикники
Пирамида
Письмо к супругу в Новый 1780 год
Пламиде
Пленник
Победа красоты
Победителю
Подражание псалму
Покаяние
Полигимнии
Поминки
Помощь Божия
Портрет Варюши
Посылка плодов
Потопление
Похвала за правосудие
Похвала сельской жизни
Похвальные стихи Гавриле Андреевичу Суровцову
Праведный судия
Правило жить
Правосудие
Праздник воспитанниц девичьего монастыря
Предвестие
Препятствие к свиданию с супругою
При входе Григорьевской больницы
При чтении описания зимы в «Россияде»
Приглашение к обеду
Признание
Призывание и явление Плениры
Приношение красавицам
Приношение Монархине
Пришествие Феба
Проблеск
Провидение
Прогулка
Прогулка в Сарском селе
Проповедь
Птицелов
Пусть заутра, пусть я ныне
Пчёлка
Радость о правосудии
Развалины
Разлука
Разные вина
Раскаяние
Распускающаяся роза
Резолюция
Река времён в своём стремленьи
Решемыслу
Рождение красоты
Рождение Любви
Року надобно, чтоб рассталася
Русские девушки
Русским грациям
Сафо
Свобода
Сетование
Синичка
Скромность
Снигирь
Со властью в сердце путь открывши
Совет
Совет автору
Соловей
Соловей во сне
Соломон и Суламита
Сонет
Сострадание
Справка
Спящий Эрот
Стансы Кларисе
Старик
Стрелок
Суворову на пребывание его в Таврическом дворце
Суворову-Рымникскому в Роченсальм из Царского Села
Схоластик
Счастливое семейство
Тебе в наследие, Жуковской!
Тишина
Тончию
Тоска души
Ты когда бы сие знала
Улика
Умиление
Упование на защиту Божию
Уповающему на свою силу
Урна
Успокоенное неверие
Утешение добрым
Утро
Фелица
Философы пьяный и трезвый
Флот
Фонарь
Хариты
Хмель
Хор на шведский мир
Храповицкому (Товарищ давний)
Храповицкому (Храповицкий! дружбы знаки)
Христос
Царь-девица
Целение Саула
Цепи
Цепочка
Цыганская пляска
Челобитная о достройке дома
Чечотка
Шествие по Волхову российской Амфитриты
Шуточное желание
Эпиграмма
Эпистола И. И. Шувалову
Эпистола к генералу Михельсону на защищение Казани
Эпитафия Екатерине II
Эпитафия мудрецу нынешнего века
Эхо
Я вижу, в страсти мне
Я, лишась судьбой любезного
Явление Аполлона и Дафны на невском берегу
Fragmentum