Описание в рассказе тургенева певцы. Главные герои рассказа певцы тургенева характеристика. Характеристики главных героев

Певцы, который вошел в , мы переносимся в село Колотовка. Там в этом селе, на краю оврага и стоял Притынный — питейное заведение, куда съезжались все в округе. Забрел туда и наш охотник, автор рассказов Записки охотника. А чтобы познакомиться с сюжетом рассказа Тургенева Певцы, предлагаем ниже познакомиться с Тургеневым и его рассказом Певцы в кратком содержании.

Тургенев Певцы

Итак, зашел наш охотник в Притынный, чтобы немного отдохнуть и в этот жаркий день охладиться кружкой пива или кваса. В этом заведении работал Николай Иванович, целовальник заведения, благодаря которому и пользовался Притынный популярностью. Зайдя в заведение, охотник узнает о том, что сегодня здесь сойдутся в состязании два голоса в округе. Будут петь Яшка, о котором охотник наслышан и его соперник рядчик из Жиздры. Каждый покажет свое мастерство в пении, победитель же получит «осьмуху пива».
Далее автор Тургенев в рассказе Певцы ведает нам о жребии, который и решил, кто будет первый петь. Первым пришлось запеть рябчику. А пока рябчик пел, автор из своего дальнего уголка рассмотрел всех присутствующих. А собрался здесь разнообразный народ. Был здесь Обалдуй — загульный холостяк, присутствовал и Моргач — который служит кучером у барыни, не обошлось и без присутствия Дикого-Барина, который живет сам по себе.

Далее автор стал описывать пение участников. Рядчик пел плясовую песню. Пел очень хорошо, Яков даже подумал сдаться, но тут пришла его очередь и он запел, да запел так, что дух захватило. Его пение потрясло всех присутствующих. Прослезились все. Когда Яков закончил петь, рядчик сам признал свое поражение. Сам же автор рассказа вышел из заведения. Он устал и, найдя сеновал, прилег отдохнуть. Проспал до самого вечера, а когда проснулся, и проходил мимо заведения, то увидел, как все отмечали победу Яшки Все были уже пьяны. Одного Дикого-Барина не было видно.

Тургенев Певцы главные герои

В работе Тургенева Певцы главными героями являются Яшка и Рядчик. Яшка — сын турчанки, которому не более двадцати лет. Молодой, худой, но очень талантливый певец. Рядчик — мужчина, которому где-то тридцать лет. Его подбил помериться талантами в пении знакомый Дикий-Барин. Второстепенные герои — Николай Иванович, Моргач, Обалдуй, Стрыганиха, Дикий-Барин.

Тургенев Певцы аудиокнига

Небольшое село Колотовка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёх­угольная избушка, крытая соломой. Это - кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому - целовальник Николай Иваныч. Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Колотовке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.

У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его - бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей - умные и здоровые ребята.

Был жаркий июльский день, когда я, мучимый жаждой, подошёл к Притынному кабачку. Вдруг на пороге кабачка показался седой мужчина высокого роста и начал кого-то подзывать, махая руками. Ему отозвался низенький, толстый и хромой человек с лукавым выражением лица по прозвищу Моргач. Из разговора между Моргачом и его приятелем Обалдуем я понял, что в кабачке затевается соревнование певцов. Лучший в околотке певец Яшка Турок покажет своё мастерство.

В кабачке уже собралось довольно много народу, в том числе и Яшка, худой и стройный человек лет 23-х с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Возле него стоял широкоплечий мужчина лет 40-ка с чёрными блестящими волосами и со свирепо-задумчивым выражением на татарском лице. Звали его Диким Барином. Напротив него сидел соперник Яшки - рядчик из Жиздры, плотный, невысокий мужчина лет 30-ти, рябой и курчавый, с тупым носом, карими глазками и жидкой бородкой. Распоряжался действом Дикий Барин.

Прежде, чем описывать соревнование, хочу сказать несколько слов о собравшихся в кабачке. Евграф Иванов, или Обалдуй, был загулявший холостяк. Он не умел ни петь, ни плясать, но ни одна попойка не обходилась без него - его присутствие переносили как неизбежное зло. Прошлое Моргача было неясным, знали только, что он был кучером у барыни, попал в приказчики, был отпущен на волю и разбогател. Это опытный человек себе на уме, не добрый и не злой. Всё его семейство состоит из сына, который пошёл в отца. Яков, происходивший от пленной турчанки, был художником в душе, а по званию - черпальщик на бумажной фабрике. Никто не знал, откуда появился Дикий Барин (Перевлесов) и чем он живёт. Этот угрюмый человек жил, ни в ком не нуждаясь, и пользовался огромным влиянием. Он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

Первым запел рядчик. Пел он плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызвал улыбку Дикого Барина и бурное одобрение остальных слушателей. Яков начал с волнением. В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская душа звучала в нём и хватала за сердце. У всех на глазах выступили слёзы. Рядчик сам признал поражение.

Я вышел из кабачка, чтобы не испортить впечатление, добрался до сеновала и заснул мёртвым сном. Вечером, когда я проснулся, в кабачке уже вовсю праздновали победу Яшки. Я отвернулся и стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка.

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Один из главных героев рассказа, городской мещанин из Жиздры, соперник Яшки.­ С виду ему лет тридцать. Он невысокого роста с «живыми» карими глазками и жидкой бородкой. Лицо у него рябое, волосы курчавые. В кабаке Николая Иваныча он оказался не случайно. Рядчик соревновался в пении с Яшкой-турком, лучшим певцом в округе.

Один из главных героев рассказа. Мать Якова была пленной турчанкой, отчего он и получил свое прозвище. Все в округе знали, что он лучший в околотке певец. На вид ему было 23 года, стройный, худой, с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Лицо у него было впечатлительное и страстное.

Николай Иваныч

Владелец кабака Притынный, где состоялось состязание певцов. Он довольно толстый и седой человек, женат, есть дети. Имеет огромное влияние в округе, знает все тайны и новости. Умееет расположить к себе посетителя, поэтому к нему ходят чаще, чем к другим.

Жена Николая Ивановича

Полноватая и бойкая женщина, уважаемая мужем. Не любит шумных, любит тихих людей. Хранит семейные деньги у себя под ключом.

Моргач

Низенький и толстый человек, хромой. Когда то был в крепостных, но потом получил свободу и даже разбогател. Один из зрителей поединка между певцами, чей разговор с Обалдуем подслушал автор перед входом в кабак.

Обалдуй (Евграф Иванов)

Один из зрителей поединка между певцами, чей разговор с Моргачом подслушал автор. Местный пьяница, из дворовых. Совершенно не имея собственных денег он, однако, умудрялся пить каждый день за чужой счёт.

Дикий-Барин (Перевлесов)

Мужчина примерно сорока лет, крепкого телосложения и со свирепым взглядом. Один из зрителей поединка между певцами. Он почти не пил вина, не водился с женщинами и очень любил пение. Имел огромное влияние в округе.

Мужичок в изорванной свите

Яшка-Турок (Яков) - один из героев рассказа И. С. Тургенева «Певцы» из цикла «Записки охотника». Мать Якова была пленной турчанкой, отчего он и получил свое прозвище. Все в округе знали, что он лучший в околотке певец. На вид ему было 23 года, стройный, худой, с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Лицо у него было впечатлительное и страстное. Художник в душе, на самом деле, он работал черпальщиком на бумажной фабрике у купца. В один июльский день в кабачке «Притынный» в селе Котловка он состязался в пении с рядчиком и Жиздры. Яшка надел свой голубой кафтан и выглядел в нем удалым фабричным малым. Он очень волновался.

Первым пел рядчик. Песня его была плясовая с бесконечными украшениями и переходами. Голос его был сладкий и приятный. Он изо всех сил старался понравиться собравшейся публике. Когда он закончил петь, все были уверены, что победа за изворотливым рядчиком. Настала очередь Якова. Он закрылся сначала рукой, затем глубоко вздохнул и запел. Все вокруг замерли. Рассказчик был поражен его голосом, таким звонким, надрывным и полным грустной скорби. Его голос хватал за душу каждого. У многих из глаз катились слезы. Даже Дикий Барин не устоял и пустил скупую слезу. В отличие от рядчика, Яков не старался всем понравиться. Он просто пел всей душой, отдаваясь всецело своему счастью. Когда он закончил петь, рядчик и сам понял, что проиграл. А вечером в кабаке все праздновали Яшкину победу.

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
  6. Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

    Главные герои и их характеристика

    Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

    Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

    Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

    Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

    О другом певце рассказчик сообщает следующее:

    Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе - художник во всех смыслах этого слова, а по званию - черпальщик на бумажной фабрике у купца.

    Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

    Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

    Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

    Темы и проблемы

    Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
  • Главная мысль

    Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

    Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

    Средства художественной выразительности

    Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

    Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

    Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!