Михаил казиник комплексно волновой урок. Человек, который несёт в себе хаос. Идеи выдающихся мастеров

В стране назрела необходимость пересмотра всей системы школьного образования. Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика.

Школа, формирующая клиповое сознание, уже невозможна, в ней нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение.

Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока, для внедрения которых необходимо обучение и воспитание учителей.


Идея такой Школы нашла горячий отклик во многих странах в форме конкретных масштабных мероприятий по внедрению Школы нового типа в систему образования. Для реализации этого проекта нужны только люди, готовые его воспринять. У педагогов Школы будущего не обязательно должно быть нынешнее педагогическое образование, ибо оно может сыграть консервативную роль. Но эти педагоги должны обладать определенной глубиной мышления и восприятия.

В России тоже есть люди готовые и способные воплотить концепцию Школы нового типа. Был проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который не только показал великолепную работоспособность методики комплексно-волнового урока, но и вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг - начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах.

Проект внедрения уже разработан. Мы приглашаем всех, кто хочет внести свой вклад в создание новой системы образования, принять участие в его реализации.

Международная Школа Михаила Казиника сегодня

В настоящее время Школа ведёт свою деятельность по трём основным направлениям:

1. Семинары для педагогов общеобразовательных школ, обучение учителей методике комплексно-волнового урока и внедрение идей Школы Будущего в общеобразовательные школы в масштабах страны. Сегодня Школа Будущего работает в качестве эксперимента в г. Выкса Нижегородской области, формируется в Липецке и Челябинске, и одобрена на уровне министерств образования в Болгарии и в Литве.

2. Конференции и семинары для среднего и крупного российского бизнеса, воспитание бизнесменов-меценатов и благотворителей. Для духовного возрождения России нужны современные Третьяковы и Морозовы.

3. Выездные творческие школы и мастер-классы, в как одной из форм дополнительного образования. Возраст, род занятий и образование значения не имеют. Если Вы верите в свои творческие возможности, если Вы не считаете, что Ваше обучение закончилось с последним экзаменом, если Вы хотите глубже изучить культуру разных стран и богатейшее наследие нашей страны, по-настоящему погрузиться в искусство, испытать новые озарения и потрясения от встреч с творениями гениев прошлого и настоящего - наши школы для Вас.

Мы встречаемся, чтобы объединить единомышленников, испытать радость от общения друг с другом и сделать для себя новые открытия в мире музыки и искусства.

Комплексно-волновые уроки в школе 7 ключей.

Город Челябинск.

Всё получается!!!


  • Cегодня дожди всех мастей пролились в 3 «а» классе

  • Комплексно-волновой урок «Под знаком Солнца»

  • "Волшебные звуки"

  • "Мы рисуем МУЗЫКУ"

  • Мастера символизма

  • Международный день музыки

  • Комплексно-волновой урок 2-а класса

Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей.

Методика родилась по необходимости - сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века.

Старая школа была создана давать знания и готовить будущих работников для индустриального производства. Сегодня это уже не нужно. Знания легко найти в интернете, процент занятых в собственно производстве постоянно снижается благодаря техническому развитию. В ближайшем будущем появится преобладающее количество людей свободных профессий. Именно они будут определять духовный потенциал страны, степень её творческой значимости, атмосферу жизни.

Поэтому сегодня главная цель учителя - не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Михаил Казиник провел такой эксперимент в г. Выкса Нижегородской области и назвал его методикой комплексно-волнового урока или Школой будущего.

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия - способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Методика не только успешно прошла испытание на экспериментальной площадке, но и вызвала большой интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования.

Сегодня мы готовимся к следующему этапу - внедрить комплексно-волновой урок в ежедневную практику обычных школ.

«Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений: за отдельными людьми - общества и законов развития общественно-исторических формаций; за отдельными представителями растительного и животного мира - биологических видов и законов их эволюции; за отдельными физическими телами и химическими соединениями - материальной системы Земли в единстве ее различных уровней и т. д.». Философ В. П. Кузьмин.

Для развития творческого мышления школьников в своем авторском курсе «Слово и Дело» я использую НФТМ-ТРИЗ. Это педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других приемов развития творческого мышления. Сама ТРИЗ довольно популярна в современном мире и многие крупные компании применяют ТРИЗ в своей деятельности. ТРИЗ - одна из самых сильных, на сегодняшний день, систем создания новых идей и изобретений.

Структура креативного моноурока НФТМ-ТРИЗ состоит из 6 блоков:

1. Мотивация (встреча с чудом);

3. Психологическая разгрузка

4. Головоломка (интеллектуальная разминка)

6. Резюме (итог)

Разработка урока:

Приветствие

Блок 1. Мотивация.

Задание 1. На доске написаны слова: организм, куча мусора, город, галька, урожай, симфонический оркестр. Требуется разбить на две группы по любому признаку общности объектов (кроме деления на группу природные и искусственные объекты). Обоснуйте классификацию.

Дети приходят к выводу о целостности одних объектов и «суммативности» других.

Задание 2. Послушайте отрывки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Какую идею могли бы проиллюстрировать эти строки:

Звучит, как древле, пред тобою

Светило дня в строю планет

И предначертанной стезею,

Гремя, свершает свой полет!

И быстро, с быстротой чудесной

Кругом вратится шар земной,

Меняя тихий Свет небесный

С глубокой Ночи темнотой.

Морская хлябь гремит валами

И роет каменный свой брег,

И бездну вод с ее скалами

Земли уносит быстрый бег!

И беспрерывно бури воют

И землю с края в край метут,

И зыбь гнетут, и воздух роют,

И цепь таинственную вьют.

Выслушав догадки детей сформулировать: Различные целостные объекты вступают во взаимодействие друг с другом или Целостные объекты находятся в процессе постоянного взаимодействия друг с другом.

Задание 3. Видео отрывок сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше и больше думали, сидя в стручке, - что-нибудь да надо же было делать!

Век, что ли, сидеть нам тут? - говорили они. - Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдаётся нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!..». Что еще мы можем сказать о целостных объектах? Выслушав догадки детей сформулировать: Существуют целостные объекты внутри целостных объектов.

Как же такие целостные объекты называют одним словом? Их называют системы. Далее формулируем цель урока: изучить новую тему «Система».

Блок 2. Содержательная часть.

Задание 1. Давайте сначала сформулируем что такое система. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Приведите примеры систем. На основании ответов формулируются идеи: Системы есть везде. Системы могут быть естественными и искусственными. Существуют системы внутри систем.

Задание 2. Работа в малых группах (4 группы). Разработать план-схему зоопарка, классной комнаты, научно-исследовательского центра изучения животного мира, комнаты психологической разгрузки. Далее (2 группы) решить проблему: Может ли зоопарк выполнять функцию научно-исследовательского центра изучения животного мира? Может ли классная комната выполнять функцию комнаты психологической разгрузки и снятия стресса? На основании ответов формулируется идея: Невозможно изменить функцию системы без изменения самой системы.

Задание 3. Фронтально. Представьте себе, что вы оказались в открытом море в лодке, в которой ничего не было, кроме 2 метров веревки. Помощь к вам может придти только через 10 дней. Что вы будете делать, для того, чтобы выжить? Выслушать идеи детей и записать их на доске. Прочитать все предложенные варианты решения проблемы и попросить детей найти в них что-то общее, принадлежащее всем вариантам: Что общего во всех ваших решениях? За счет чего можно решить проблему? Выслушать детей и, обобщая их ответы, подчеркнуть, что возможность использования каких-то вещей в непривычной функции может оказаться ключом к решению многих проблем.

Задание 4. Работа в малых группах (4 группы). Каждой группе предоставить схему какой-то одной системы и задание, связанное с ней:

1 группа: Какие еще функции могла бы выполнять городская транспортная система и каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

2 группа. Какие еще функции мог бы решать супермаркет? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

3 группа. Какие еще функции мог бы решать искусственный водоем, расположенный в черте города? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

4 группа. Какие еще функции могла бы выполнять система отопления? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

Блок 3. Психологическая разгрузка. Сконструируйте модель, для того чтобы можно было проиллюстрировать устройство какой-то системы (например, земная поверхность - географическая карта). Работа детей может быть как индивидуальной, так и групповой (по выбору учителя или детей). После завершения конструирования организовать выставку работ, предоставив детям побыть в роли экскурсоводов.

Блок 4. Головоломка (интеллектуальная разминка). Перед вами тексты: паровая машина, динамика популяций, кристаллы блещут симметрией, что такое Священное писание, Солнечная система. Они описывают системы: паровая машина, популяция, кристалл, Священное писание, Солнечная система. Один известный ученый разделил системы вот так:

Как вы думаете, по какому принципу он разделил эти системы? Выслушать предположения детей и познакомить их с существующим названием - статические и динамические системы. Какие из ваших моделей представляют собой статические, а какие - динамические модели систем?

Блок 5. Содержательная часть. Существуют какие-то общие принципы организации систем. Мы рассмотри с вами два таких принципа - «симметрия» и «пропорция». Они могут быть такими принципами.

Задание 1. Симметрия. На доске повесить несколько картинок с изображением различных примеров живых и неживых систем, имеющих симметрию, ярко выраженную в наружном строении (форме). На каждом примере должна быть проведена ось симметрии. Тексты: Что такое симметрия? Виды симметрии. Посмотрите на картинки и на ваши модели систем и ответьте на вопрос: Может ли симметрия быть общим принципом организации систем? Выслушав ответы детей записать сделанное заключение: Симметрия не может быть общим принципом организации систем, законы симметрии в живых и неживых системах различны (или имеют свои особенности).

Задание 2. Пропорция. Насыпьте в стакан с водой соли столько, чтобы образовался нерастворимый остаток, а затем спросить детей: почему соль не растворилась? Выслушать догадки детей. Причина случившегося - нарушение определенных соотношений. Действительно, качество вещи, ее свойства определяются не только составом ее частей, но и их количественным соотношением. Нарушьте соотношение песка, цемента, извести и воды - и в строительный раствор потеряет вяжущую способность, станет бесполезен; измените соотношение компонентов в приготовляемой пище - и самое изысканное по составу блюдо станет отравой. Эти факты позволили одному ученому сформулировать такую гипотезу: Пропорция - один из принципов организации систем. Как вы понимаете эту гипотезу ученого?

Давайте сначала вспомним, что в математике называется пропорцией. Выслушать детей и предложить им обратиться к словарю, для того чтобы выяснить более широкое значение этого слова (не только математическое).

Подвести итог и ввести понятие «золотого сечения» или «божественной пропорции»: Итак, пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. Вы, наверное, встречались с понятием «золотое сечение» или «божественная пропорция». Этот термин ввел Леонардо да Винчи. Слово «сечение» в этом случае означает «деление на части». Так называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, однако есть данные о его присутствии и в природных системах.

Что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ученым?

Выслушать детей, подвести итог и предложить им выполнить задания.

Задание 3. Текст «Парфенон», иллюстрация «Парфенон». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого» сечения в различных архитектурных сооружениях.

Задание 4. Текст «Человек - существо симметричное и пропорциональное», иллюстрация «Аполлон Бельведерский». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» в скульптурных изображениях античности.

Задание 5. Текст «Математика растений», иллюстрация «Растение». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» у растений.

Подведение итогов. Попросите детей оценить полученные факты, как подтверждающие или опровергающие гипотезу ученого. Сформулируйте заключение: пропорции лежат в основе организации естественных и искусственных систем. Сравнить сделанный вывод с формулировкой исходной гипотезы. Сделать заключение о частичной доказанности исходной гипотезы (не было данных о социальных системах, этот вопрос требует специального рассмотрения, прежде чем можно будет сделать какое-то заключение.

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Паритет-МВ, 2006.

Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2841-2845. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm . (Дата обращения 18.12.2017 г.)

Шумакова Н. Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей в средней школе / методическое пособие по программе «Одарённый ребёнок». Часть 6 (6 год обучения, тема «Система»). - М.: УЦ «Перспектива», 2015.


Должна признать, что на семинар Михаила Казиника я шла настороженно: некоторые фразы программы семинара уже вызвали сомнения. Например: «тайны стопроцентного восприятия» - это как? Измерьте, пожалуйста, своё восприятие в процентах... и?
Или - «нобелевское мышление»... что имеется в виду: мыслить как шведский химик 19-го века? или?...

Известный популяризатор-музыковед, писатель, скрипач, ведущий теле-радио-программ Михаил Казиник решил взяться за музыкальное образование в общеобразовательной школе.
Идея выглядит неплохо («...комплексно-волновой, ассоциативный урок»), цель - благая («…школа будущего – урок это игра, диалог, спор», «отказ от клипового сознания»), принципы перечислены и пронумерованы («...принципы волнового воздействия ведут к активному раскрытию творческих способностей детей на первом же уроке»), методика вроде бы заявлена («...методические приёмы волновых уроков»), забота о духовном развитии подрастающего поколения наличествует («...превращение в примитивные массы через медийные шоу»), опять же, методика уже апробирована («...мастер-классы в тысячах аудиторий»).

Михаила Казиника я слышала и раньше: на «Серебряном дожде». Слушать эту быструю речь, с наигранными интонациями и «эффектными» паузами - вживую, да ещё в течении трёх дней - оказалось труднее.

Семинара как такового не получилось: не возникла «обратная связь», не сложилась.
Мы слушали бесконечную болтовню, наблюдали, как надевает и снимает, раз за разом, свою улыбку-оскал седой и немолодой мужчина, и... молчали. Потому что увидели не то, что хотел показать уважаемый Михаил Семёнович.
Увидели постаревшего уставшего человека, который вдруг задумался о вечности и попытался оставить в ней след. Или подзаработать денег. Или ещё что...
- Консервативны люди, понимаете... они ещё не доросли до школы будущего! - сказал Михаил Казиник телерепортёрам в заключительном интервью.

Если бы не эта фраза, я не стала бы рассказывать о казинковской «методике».
Мне и так... было отчаянно его жалко; особенно в последний час последнего дня пресловутого «семинара». Когда Казиник отчаянно носился по сцене – уже поняв, что не получил поддержки, что так и не услышит (хотя бы единственный раз!) долгожданную фразу «да, я буду работать по вашей методике», и что три изматывающих дня прошли впустую.
Очень жалко. Потому что...

Нет методики, понимаете? Есть театр одного актёра с участием детей.
Нет «комплексно-волнового урока». Есть «волна ассоциаций» в голове Казиника и даром потраченные время-деньги.
Есть красивый новый термин, благородные слова. А что скрывается за ними?

Пересказ радиопередач с «Серебряного дождя», отягощённые подробностями и многословными отвлечениями по поводу и без. С затяжными паузами и нескончаемыми, мульти-кульминационными интонационными спадами-подъёмами.
Игра на рояле, часто неудачно-фальшивая, гротескно-пафосная... я понимаю, что Казиник – скрипач, и это его извиняет. Но уши болели.
Уровень обращения со взрослой аудиторией – на уровне учеников начальной школы, обладающих минимальными знаниями и интеллектом. Это называется «вешать лапшу малышам»: «...и пошёоооол Лев Николаевич Толстой, да заплааааакал...»
Попытки манипуляторства на самом примитивном уровне: «...если кто-нибудь из вас построит урок по моей методике, да мы с вами по всему миру поедем с эти уроком! по всему миру!», «...а вот в Выстре... ах, у меня там такие талантливые учителя, они-то смогли!», заглядывая в глаза вытащенной на сцену женщины: «...ну? будем? будем?! будем работать, ну??!»
Добил пересказ научно-популярного фильма, начатого словами «...МЫ провели эксперимент»...
Препарирование стихотворения Пастернака «Гамлет», начатое со слов «...Высоцкий хорошо читал это стихотворение, но я бы прочитал по-другому, глубже» - убило окончательно.

Его так «носило» во все стороны, во все области, что только глаза расширялись от удивления.
Только что говорил о валентности – уже показывает «золотое сечение» на своей руке, от локтя до кончиков пальцев, и примеряет строки известных стихотворений на эту мерку (!). Только что говорил о нобелевском обеде и знаменитом нобелевском соусе - уже оглашает теорию «поцелуя и удара». Вдруг - перескакивает к «Сказке о попе и работнике его Балде» как противостоянии букв «о» и «а», и тут же - о «родовой музыке» Моцарта и своей программе для беременных.
Презрительно избивая рояль, пародирует Стаса Михайлова и - почти тут же рассказывает сказку «об упущенном шансе» («Курочка Ряба снесла яйцо Фаберже»)...

Смешаны все эпохи и имена, факты и вымысел, «тайные знаки» и «логос»…
«…всё в кучу – кони, люди» (с)
Хаос. Такое впечатление, что я присутствовала при настройке симфонического оркестра: звуков много, а до настоящей музыки ещё далеко. Когда Казиник приводил свою очередную ассоциацию, от строения атома к музыке, он вновь был многословен.
И только одного слова я так и не дождалась: гар-мо-ни-я.
И с чего бы ему, этому слову, звучать: если внутри клубится хаос, гармонии там не место.

Со всеми «великими» Михаил Казиник на «короткой ноге»: он так живописует сцены быта и творчества, что кажется, что именно он открывал крышку рояля Бетховену и лечил больного Моцарта.
- Бородин писал музыку, когда болел. Знаете... ему даже друзья звонили (!) и спрашивали: может, ты заболел? Бородин удивлялся, а они объясняли: ты же когда болеешь, музыку пишешь...

Да что там Бетховен, Моцарт, Бородин! Казиник даже с богом «на одной ноге»:
- Вы сами подумайте: бог говорит Адаму и Еве – всё вокруг можно, а вот это... нельзя!!! И вышел куда-то... покурить (!). Он спровоцировал Адама и Еву! спровоцировал, чтобы выгнать из рая, чтобы у нас появился Бах, Пушкин, Пастернак...

О «Евгении Онегине»:
- Онегин – это сам Пушкин, а Ленский персонаж вымышленный: таким образом, Пушкин показывает, как хорошая поэзия убивает плохую поэзию (!). Почему Ленский – вымышленный персонаж? Во-первых, у него никого нет родных: у Онегина – дядя, у Татьяны и Ольги – семья, а у Ленского – никого! Далее: Ленский вернулся, насмотревшись на «германские туманы»... но нам известны английские туманы, а не германские (!), Пушкин даёт нам понять таким образом, что Ленский – выдуман!
Кто бы посоветовал Михаилу Семёновичу перечитать «Спартака» - по поводу «германских туманов»...

С детской аудиторией получилось не лучше: детей, почему-то, пригласили разного возраста, от шести до четырнадцати лет. «Волновой урок» длился полтора часа: младшие к тому времени уже изнывали от усталости, старшие к окончанию урока замкнулись, отвечали лишь на конкретно направленные вопросы и с лёгкой усмешкой наблюдали за «учителем», плывущим по ему одному ведомым «волнам ассоциаций» и не ведающим о возрастных особенностях детей.

По идее, «комплексно-волновой урок» должен был показать «методические приёмы, работу над речью и движением, артикуляцией и мелодией, сотрудничество педагога и учителя».
В реальности всё вылилось в заигрывании с детьми, творческих заданиях на воображение (придумать самую невероятную причину опоздания на урок, произнести порядковый счёт «в роли»), имитации завывания бури (чтение первых строф стихотворения Пушкина «Буря мглою небо кроет»), знакомством со скрипкой как музыкальным инструментом, шустрым галопом - по танцевальным жанрам с обработкой известной детской песни и... просьбой каждому (!) ребёнку крикнуть в подносимый микрофон «...я люблю тебя!» под звучащую музыку Моцарта.
Всё.

Вы, ребята, знаете Яндекс? Точно знаете? Зайдите в Яндекс и наберите слово «Казиник» с одной «н». Посмотрите там фильм «В лесу родилась ёлочка» - как песня звучит в разных жанрах.
- Говорите, Яндекс знаете? Наберите там слово «Казиник» с одной буквой «н», и найдите фильм «Скала и шторм», обязательно посмотрите!
- Вы снимаете? – переспрашивал Казиник у оператора, когда дети излагали «самые невероятные причины опоздания на урок».
Как я понимаю, предполагалось, что интересные ответы дети давали только благодаря Михаилу Семёновичу, и это будет доказательством воздействия его чудесной «методики»... а ответы детей, кстати, были действительно интересными, напишу о них позже.

Что у вас есть в школе? Кабалевский?! Фуууу... у него же сплошная скука: «какая музыка? красииииивая...»
Михаил Казиник, как я понимаю, даже не удосужился узнать, какие программы пришли на смену программе Кабалевского за прошедшие 30 лет. Вот это «фуууу...» в программе семинара было заявлено как «сравнительные характеристики традиционного, привычного урока и урока нового типа». То есть, существование Абдуллина, Николаевой, Алиева, Школяр, Терентьевой и их программ творческого развития детей Казинику неведомо – не сподобился ознакомиться.

Школа несёт клиповое мышление, от которого надо избавляться! Идеалом образования я считаю русский лицей, тот настоящий русский. Вот до того образования нам бы дотянуться...
Интересно, что сказали бы в лицее, услышав хаос «нобелевского мышления» Казиника: к лицеистам допустили бы?

Думаю, Михаил Семёнович был бы удивлён, узнав, что его «методика» хорошо «вписывается» в высказанную бывшим российским президентом (ныне премьером) теорию – о закрытии педагогических вузов и приходе в школу практиков от профессии. Трёхмесячные курсы, и уже педагог, чего заморачиваться-то?
Этот «волновой урок» надо было бы показать премьеру – пусть бы порадовался...

Популяризаторство и просвещение – не есть синонимы, и подменить одно другим нельзя.
А «методика Казиника»... я бы с удовольствие ввела подобный курс как развлекательно-образовательный факультатив, но ни в коем случае не учебный предмет.
Дети, всё-таки, в школе должны получать знания, а не «околопросвещение».

Теперь, после этих трёх псевдо-семинарных дней, от имени Казиника меня слегка плющит.
А от звуков его голоса – скручивает косой спиралью.
Спасало только одно: два очень хороших музыканта-исполнителя, пианист Вячеслав Зубков и скрипач Андрей Чистяков.
Они – играли, и играли на высоком уровне, возвращая участников семинара от хаоса - к гармонии, давая передышку, очищая души и сердца.

Наверное, благодаря им, этим замечательным музыкантам, и остался Михаил Казиник без «обратной связи»: музыка смывала весь нанесённый мусор, умиротворяла, поднимала ввысь. И... оставалось только чувство сожаления и сочувствия – к человеку, который несёт в себе хаос.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

болонский процесс музыкальный образование

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование

Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Школа должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Вся история, вся культура, все человечество всегда движутся вдоль единой линии, есть причинно-следственная связь, без которой школа мертва. Мы должны создать на уроке прецедент мышления, чтоб сформировать у детей волновое восприятие. Школа - это театр. Учитель же - и режиссёр, и сценарист, и актёр.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1. Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2. Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Привилегия училища или колледжа, как они сейчас называются, является выпуск дипломированного специалиста, имеющего право работать педагогом в ДМШ, а также быть концертным исполнителем, или продолжить свое образование в высшем звене.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление первых институтов музыкального обучения в XVIII-XIX веках. История создания Петербургской и Московской консерватории. Роль Бесплатной музыкальной школы в системе данного образования. Выдающиеся представители российских музыкальных школ.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе, его проявление как одного из направлений эстетического развития личности. Зарождение и специфические особенности музыкального образования на Дону. Структура мотивации музыкальной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Анализ возможностей применения новых средств и методов в традиционном образовании в целях повышения интереса детей к учебе. Внедрение вероятностного образования и использование обучения навыкам мышления. Исследовательский и ценностный методы обучения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Создание единого европейского образовательного и научного пространства. Реформы Болонского процесса. Высшее образование в Украине. Внедрение кредитной системы. Перспективы для студентов. Диверсификация методов обучения в системе образования Украины.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    История болонского процесса создания единого европейского пространства высшего образования. Положения болонской декларации. Необходимость решения социальной проблемы модернизации национального института образования. Экономическая проблема модернизации.

    реферат , добавлен 02.02.2009

    Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонская декларация, ее цель и основные положения. Характеристика влияния глобализации на образование в современном мире. Анализ проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2013

    Проблема музыкального мышления как психологического феномена. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Создание единого европейского пространства высшего образования в России, этапы и направления данного процесса в связи с введением Болонской системы образования. Магистр как высшая академическая степень и квалификация, программа и этапы ее получения.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Современные тенденции реформы образования. Основные направления модернизации российского образования. Болонский процесс в высшей школе. Единый государственный экзамене. Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения.

Экология жизни. Дети: Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность. Музыкант, философ и автор «комплексно-волнового урока» Михаил Казиник рассказывает, почему школа похожа на стюардессу, зачем учителя физики должны говорить о Бахе и кто крадет у детей лучшие годы жизни.

В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.

Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?

Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.

Современная школа - это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно - никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.

Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.

Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность

Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают.

Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.

Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение - другая школа, школа будущего. Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением.

Идеальная школа - это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.

Плюс междисциплинарности

Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом.

Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.

Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам.

Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка - это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.

В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется - лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский - великий, должна родиться в конце урока у самих детей.

Чувство юмора - необходимое качество педагога

Еще одно условие - чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям - устраивают перезагрузку.

Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких экзаменов, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы - это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?».

Обучение - это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона , где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия. Главное - чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.

Главный двигатель к знаниям

Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4–5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники - 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.

Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании - вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело - если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.

Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.

В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации - создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра… А кто был в это время цезарем - это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное - ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих.

Это Вам будет интересно:

Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга. Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь - достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека. опубликовано