Сравнение осени с чем либо. Анализ стихотворения «Осень» Пушкина. Все на бал

Но всё же, как поётся в песне, вместе будем до весны. Да, ещё будет зима, весна, лето, а сегодня - последний месяц этого удивительного времени года. На что похожа осень? Такой вопрос мы задали слушателям областной школы журналистики на первом занятии. И вот их ответы.

И это прекрасно!

Первый месяц осени - сентябрь - напоминает позднее лето. Ещё тепло, но птицы уже прощаются и улетают в дальние страны. Листья желтеют.
Октябрь похож на сказочный лес, ярким разноцветным ковром устилают землю листья. От буйства красок пестрит в глазах. В лужицах, словно корабли, плавают сухие листочки.
Ноябрь - конец тепла и начало холодов. Тучи закрывают небо, и темнота окутывает землю.
Каждый месяц осени не похож на другой, и это прекрасно!

Анастасия Васюкова, ученица Сатинской школы Сампурского района

Подвести итоги или… всё начать сначала

Для меня осень в первую очередь ассоциируется с началом учебного года. А ещё это красивые пейзажи, тёплые бесформенные свитера, так долго пролежавшие в шкафах. Осень может быть началом чего-то нового или, наоборот, временем подведения итогов.
Это время года представляется мне в образе маленького ребёнка, постоянно меняющего настроение. Согласитесь, осенняя погода переменчива - то солнце, то дождь, а то и снег. В то же время образ жизни становится размеренным: приятно сидеть дома в уютном кресле, укутавшись пледом, с чашкой ароматного горячего чая и интересной книгой. Наверное, этим и прекрасна осенняя пора.

Алина Швецова, ученица 9-го класса лицея № 6 г. Тамбова

Все на бал!

На центральной площади нашего посёлка в это время года проходит мероприятие под названием «Осенний бал». Школьники готовят концертную программу, люди веселятся, общаются, участвуют в конкурсах, делятся хорошим настроением. Завершает праздник красочный салют. Вот такое яркое событие ассоциируется у меня с осенью.

Ирина Гуськова, ученица 8-го класса Ржаксинской школы

Как альбом с красками

Осень - прекрасное время года. Можно сделать много интересных, ярких фотографий - себя, друзей, красивые пейзажи.
В это время года я родилась. У меня всегда хорошее настроение в этот день, и я рада, что мой день рождения осенью. Я делаю фотографии на память (я называю этот день днём селфи).
А вообще осень похожа на альбом с яркими красками, искусно расплескавшимися по страницам. Например, когда выходим на улицу утром, у нас может быть плохое настроение. Но стоит посмотреть на разноцветные деревья, и становится легче, жизнь наполняется позитивом и добром.

Полина Игнатушина, ученица 7-Б класса Сатинской школы Сампурского района

Как можно не любить?

Осень… Красивое слово. Сразу представляется прохладная, может быть, немного дождливая погода, шуршащие под ногами листья. А вот на что похожа осень? У каждого возникают свои образы. Мне кажется, что это время года можно сравнить с сумерками - ти-хими, по-своему красивыми, завораживающими. Природа осенью - как наш шумный, бурлящий, очень разный мир, жизнь в котором готовится к отдыху после тяжёлой интересной работы. Вот так же и к человеку приходит осенью состояние умиротворённости, спокойствия…
Не понимаю, как можно не любить осень.

Анастасия Панфёрова, ученица 9-В класса школы № 11 г. Тамбова

Лучше её нет!

Какое же это всё-таки красивое время года! Кажется, будто невидимый художник разрисовывает всё вокруг. В это время года я люблю бродить по паркам, собирая разноцветные листья в букет; наблюдать, как они, кружась, падают с деревьев. Вспоминают свои стихи:
Как люблю я осень, жёлтый листопад,
Яркие листочки падают, кружат,
Соберу листочки в яркий я букет.
Как прекрасна осень! Лучше её нет!

Осень - это холода, тёплые свитера, горячий чай, книги и дождик, мелодично стучащий по стеклу. В это время хочется писать стихи, я становлюсь какой-то… задумчивой что ли.
У каждого осень своя, в разных красках и образах. Но всё же для большинства людей, думаю, это волшебное и неповторимое время года.

Алёна Белоглазова, ученица 9-го класса Оборонинской школы Мордовского района

Воспоминания согревают

Осень - это пора, когда каждый человек окунается в ностальгию и размышления о жизни. Я частенько по вечерам укутываюсь в тёплый плед, беру чашку горячего шоколада, наушники - и я счастлива! Предаюсь воспоминаниям, смотрю фотографии и думаю о будущем. В эти моменты я спокойна и расслаблена. Для меня осень - время успокоения души, когда я превращаюсь из весёлой бунтарки в меланхолика. Думаю, у каждого случаются такие минуты в осенние дни. Холод, ветер, дождь загоняют людей в тёплые уютные дома, где каждый на время может забыть себя настоящего и представить в другой роли. Вспомнить лучшие моменты жизни всегда здорово. Хорошие воспоминания и мысли согревают и поднимают настроение в осенние будни…

Анастасия Максимова, ученица Бондарской школы

Главное - быть кому-то нужным

Пожалуй, это самая романтичная пора. Парки окутаны яркими листьями деревьев, а когда поднимается ветер, они будто кружатся в вальсе. Осенью меняется состояние души: не хочется летнего веселья, и всё, что надо, это тёплый плед, горячий чай, плачущая за окном погода и, главное, ощущение, что ты кому-то нужен.

Алина Ускова, ученица 8-Е класса лицея им. А.И. Данилова г. Уварово

Упавший лист осенний…

Люблю осень. Лес преображается, одевается в самые яркие и пёстрые краски. Погода в это время года разная. Бывает ощущение, что осень, как малое дитя, её капризы воздействуют на природу. Подует тёплый осенний ветерок, и листья превращаются в маленькие самолётики. Туча пролетит, ветер затихнет, листья опускаются на воду и становятся похожи на кораблики. А другие оставшиеся листья упадут на землю и покроют её разноцветным ковром. В небе стая птиц улетает на юг, прощаясь с нами до будущей осени...

Алина Загумённова, ученица 7-го класса Сатинской школы Сампурского района

Грусть, печаль и немного тепла

У каждого человека осень вызывает свои ассоциации. Чтобы выяснить, что думают об этом времени года мои ровесники, я провела небольшой опрос.
Моя одноклассница Александра считает ужасным это время года: печаль, грусть и слякоть. Вика поделилась интересным мнением: осень у неё ассоциируется с холодом снаружи и ощущением внутренней теплоты. Юля сразу же представила чаепитие. Алину осень заставляет задуматься о жизненных целях и планах. Удивительно, но у некоторых людей это время года не вызывает никаких особенных эмоций - как, например, у Насти.
Но, может быть, тем и интересна осень, что она такая разная…

Екатерина Беркетова, ученица школы № 1 г. Мичуринска

Узнаю твои черты…

Осень - самое яркое время года. Буйство красок разбрызгано по полям, лугам и лесам: зелёные, жёлтые, золотые, багровые. В осени я узнаю черты своей лучшей подруги Софьи Чадаевой. Как похожи они! Жёлто-багровое убранство лесов напоминает мне золотистые волосы подруги. А рыжие грибочки в лесу напоминают веснушки на её щеках. Птицы в это время становятся шумными и крикливыми - проявляется забота о подрастающем потомстве и слышны призывы к полёту. Речь Сони тоже бывает и тихая, и громкая. По её интонации можно понять настроение. Если голос звучит, как осенний дождь, - она задумчива, что-то волнует её. Как только слышим тихий шёпот, как шум падающих листьев, - жди новых идей!
Почему все черты осени я нашла в свое подруге? Может, потому, что это пора чудес и волшебства, которая влечёт красотой и яркостью цветов.

Ксения Корабельникова, ученица Умётской школы

А зима лучше

Унылая пора. Всё вокруг становится мрачным, тёмным. Деревья напоминают большой красивый букет. Листочки из последних сил еле удерживаются на ветках. А когда наступает сезон дождей, тяжёлые капли сбивают листья, и деревья становятся голыми, серыми.
Я больше люблю зиму с её крещенскими морозами и снегом.

Андрей Климов, ученик 9-А класса школы № 11 г. Тамбова

Золотой сентябрь

Многие поэты характеризуют осень словом «золотая». Так действительно можно сказать, особенно о её начале. Сентябрь - это время, когда опадает листва с деревьев, и это действо похоже на золотой листопад. Выглядит завораживающе: листья, опадая, покрывают зем-лю, словно пушистым золотым одеялом.
Осень можно сравнить с чудесной волшебницей из детских сказок. Она приходит, неся с собой богатый урожай, раскрашенные в яркие краски леса, чудесные закаты.
В моём представлении осень всё же ассоциируется с грустью и печалью. Поздняя осень - это пора дождей, гроз и холодов. Именно из-за плохой погоды меняется настроение, чувствуешь себя уныло. Но тем не менее это время года - одно из моих любимых.

Кристина Князева, ученица Умётской школы

Ғалия Абдихамиқызы-

учитель русского языка СЛОД №20 г. Талдыкорган

Тема осени в произведениях русских поэтов.

У писателя К.Паустовского есть такие прекрасные слова:»И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей стране».

Заслуживает внимания откровение Паустовского, писавшего, что «мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения,- счастливейший человек, особенно если он художник или писатель» . К числу счастливых можно отнести всех русских поэтов, восхищавщихся и певавщих родную природу.

Певец природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек- это одно целое. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным. Такой человек найдет природу прекрасной во все времена года.

« Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду и жесткими, хрупкими в морозы
»- так прекрасна природа в описании русских писателей.

Поэты учат нас вслушиваться в мир звуков, чтобы постичь его красоту. Прекрасное в природе всегда привлекало литераторов. Они открыли в природе мир тончайшей и светлой поэзии. Птичьи голоса, шум ветра, рокот моря- все, что звенит,гудит, стонет, заливается свистом и плачем- все это служит предметом эстетического освоения и становится достоянием муз, главным образом поэзии.

К примеру, раскройте Есенина, и вы сразу попадете в мир причудливого колорита, игры цветовых тонов, красочного разнообразия, к тому же звонкого. Здесь есть красный вечер и синий мрак, липовая цветь и деревенская синь, зеленый вечер и рыжие стога. Всего не исчерпать, все несет в себе песню. Многие есенинские зарисовки полны музыкального звучания: «Отговорила роща золотая.... Мир красочных переливов и светлых видений отражен в поэзии. Поэзия богата за счет самой природы. Но это не мертвый отблеск чужих цветов, а ярко горящие самоцветы. Они согреты мыслями, чувствами поэта и потому живые, трепетно- сладкие, чарующие. Природа дает материал, но вдохнуть в него жизнь, зарядить чувствами-это может поэт или писатель. Они вкладывают в этот материал частицу своей души.» Поистине бриллиант оживает в алмазе под умелой рукой гранильщика»-, писал Федор Худушин. «Прохожу садом и проникаюсь интересом к каждому дереву. Всматриваюсь в туманную даль и горю желанием отправиться в неведомые пределы, пройти родную землю из края в край. Примечаю, как светлеют дали с приближением весны и наполняются синевой небеса. В разгар лета вдруг обнаруживаю первые признаки грядущей осени: день убывает. Дрогнет сердце при мысли о долгих ночах и коротких днях, о ненастье и распутице- поистине унылая пора... Впрочем, убыль светлого времени возмещается красотой золотого наряда деревьев. Сады и леса будут пламенеть кострами. Унывать вроде бы некстати- дивная пора!»

Благоухающее очарование природы. Кто только не воспевал родную природу? В осенних ветрах мы улавливаем аромат яблок, целебную свежесть мяты, манящий вдаль грибной дух. Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Но она же умеет и околдовать, и очаровать, и дурманить.

«В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не всякому художнику видна»,- писал Николай Заболоцкий

В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью, - все словно обсыпано пудрой.
Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой. Это ли не волшебное царство! Остановись перед этой дивной картиной и вознаградишь себя сказочным зрелищем. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окутывается лиловой дымкой.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной», «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…», «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее…»«Осень, осень… Солнце в тучах отсырело. Даже в полдень светит тускло и несмело», «В саду осеннем у дорожки…», «В ноябре на дворе очень пусто..», Есть в осени первоначальной…», «Весь лес ещё зелёный…». «Зашумела у опушки ярко-жёлтая листва» .

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все-простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф.Тютчев. Осень

Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят ;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин...

(А. Толстой)

Поэты нарекли сентябрь вечером года.В садах доцветают астры, поникают пышные георгины. С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем.

И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.Баратынский)

Август- астры,

Август- звезды,

Август- грозди

Винограда и рябины

Ржавой- август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных-

Август!- Месяц

Ливней звездных!

М.Цветаева

Ясные дни пронизаны ароматом поздних цветов и яблок. И хотя уже скошены поля, добрый запах хлеба держится еще долго.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

С. Есенин

Последние дни сентября оглашены кликами отбывающих гусей и журавлей.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Н.Некрасов

Как жадно к югу рвутся птицы

Сквозь листопад, сквозь холода.

Чтоб солнца досыта напиться

И на чужбине убедиться,

Что Родина не повторится

Ни в чем,

Нигде

И никогда...

В.Молодяков.

Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду,как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

Ну как не воскликнуть тут: «Красота-то какая! Как упоительны в России вечера!»

Осень

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

Октябрь- месяц листопадов. Оранжевые, бурые, красные, желтые листья падают на землю. Как живые шуршат под ногами. Самый длинный срок листопада у березы: он длится два месяца. А как чудесен букет из осенних листьев!

В октябре между нудными осенними дождями сияет чистое небо.

На севере в конце октября деревья стоят голые, притихшие. Поля опустели. Пришла настоящая осень- дождливая, холодная.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И.Северянин

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. Они пропитались солнцем. К осени листочки стали золотыми. Капля воды стукнула по листку. Лист упал. Синица села на дерево. Во все стороны брызнули листья. Ветер закружил листву. Зашумел золотой дождь. Как красиво осенью в лесу. Ты видел золотой дождь.

« Три осени » А.Ахматовой :

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней.

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

Яснее понимаем мы.

Афанасий Фет

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь. Люблю я солнце....

Михаил Лермонтов

Осень

Настала осень; непогоды

Несутся в тучах от морей;

Угрюмеет лицо природы.

Не весел вид нагих полей;

Леса оделись синей тьмою,

Туман гуляеет над землею

И омрачает свет очей.

Все умирает, охладело;

Пространство дали почернело;

Нахмурил брови белый день;

Дожди бессменные полились;

К людям в соседки поселились

Тоска и сон, хандра и лень.

Алексей Кольцов

Осенние листья по ветру кружат..

Осенние листья по ветру кружат.

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны.

И зреет в нем сила для новой весны.

Аполлон Майков

Порыжели холмы...

Порыжели холмы.

Зноем выжжены,

И так близко обрывы хребтов.

На стене нашей глинистой хижины

Уж не пахнет венок из цветов.

Из заветных засохших цветов.

Море еще в блеске теряется,

Тонет в солнечной светлой пыли:

Что ж так горестно парус склоняется.

Белый парус в далекой дали?

Ты меня позабудешь вдали

Иван Бунин

Осень

Осень! Небо тучно,

Ветер шумит.

Природа скучно

Всюду глядит.

Цветы поблекли;

Деревья голы:

Сады заглохли,

Печальны долы.

И птиц не слышно,

Все улетели.

В последний раз весне

Песню спели.

Осень! Небо тучно.

Дождик льет,

Печально, скучно

Время идет.

Сергей Есенин

О каждом осеннем месяце писали поэты.

Осыпал лес свои вершины.

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь..

Афанасий Фет

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад-

Дорога промерзает.

Журча, бежит за мельницу ручей.

Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумомо обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин

Задания:

    Найти сравнения в тексте и подчеркнуть , найти выразительные средства.

    Какой период осени описан в данном стихотворении?
    – Как называется середина осени?
    – Какие строки стихотворения говорят нам, что это золотая осень?
    – Подберите иллюстрацию к этому стихотворению?
    – По каким приметам узнаем, что это середина осени?

Определите автора поэтических строк.

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной», «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…», «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее…» «Осень, осень… Солнце в тучах отсырело. Даже в полдень светит тускло и несмело», «В саду осеннем у дорожки…», «В ноябре на дворе очень пусто..», Есть в осени первоначальной…», «Весь лес ещё зелёный…». «Зашумела у опушки ярко-жёлтая листва»)

Определить пространство в художественном тексте.

Внешние и открытые:

Внутренние и закрытые:

Динамические: (находится в движении)

Географические:

Алгоритм моделирования:

    Разметка художественного текста.

    Сбор информации по тексту:

    Задания: подчеркните в тексте существительные, глаголы, прилагательные, которые называют, обозначают пространство, движение в пространстве.

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи этого материала. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Презентацию к этому уроку Вы можете скачать по ссылке:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)

Тематическое планирование

Номер

урока

Тема

Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).

3. Пр.

Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)

И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)

5.Пр.

Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)

6.Пр.

Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)

С.Есенин. Поэтический образ Родины.

8.Пр.

Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)

И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цели уроков :

  1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
  2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
  3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.

2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,

3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции

Межпредметные связи : русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Мультимедиа-урок №5

Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»

Тип: урок-практикум

Задачи:

  1. Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
  2. Развивать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование : учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.

План урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Повторение изученного Литература и другие виды искусства

  1. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Частичный анализ стихотворения И.Бунина

  1. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
  2. Творческая мастерская.
  3. Подведение итогов урока.

Конспект урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Слайд 2

Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями . Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3

  1. Музыка.

Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?

Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.

Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)

С помощью каких слов это настроение создается?

Стали дни холоднее , стало грустнее, реже смеется , осень… заплачет спросонья.

Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 4

В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?

Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.

Какие чувства вызывает эта картина?

Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

Сделаем вывод:

Что объединяет все виды искусства?

Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.

Чем поэзия отличается от других видов искусства?

Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.

Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.

Слайд 5

На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Какую картину вы представляете?

  1. Учащиеся делятся впечатлениями.

Примерные ответы:

Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту

Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.

Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 6

Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

  1. Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
  2. Проверка.

Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.

Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.

  1. Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.

Вспомните определение эпитета.

Слова какой части речи могут быть эпитетами?

Всякое ли прилагательное – эпитет?

  1. Проверка.

Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?

Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.

Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.

Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 7

  1. Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Слайд 8

  1. Составление опорного конспекта.

1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?

Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 9

Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.

  1. Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:

Лес - словно терем расписной

Стоит стеной

Елочки – как вышки

Просветы в небо – что оконца

Осень – вдовой вступает

Слайд 10

Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 11

2) Открываем секрет 2.

Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 12

Запишите секрет 2:

Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 13

3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?

Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.

А какова роль сравнения осени с вдовой?

Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.

Сформулируйте вывод.

- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)

  1. Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 14

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

Вывод:

Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.

Слайд 15

  1. Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

  1. Практикум. Закрепление изученного

Слайд 16

Игра «Осенние дары»

Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 17

  1. Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
  1. Чтение стихотворения.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 18-20

Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
  2. Липы обруч золотой -
    Как венец на новобрачной .
    Лик березы - под фатой
    Подвенечной и прозрачной
  3. Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах .

Слайд 21-23

  1. Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?

В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.

Слайд 24

Соревнование с поэтом.

Слайд 25

У поэта С.Орлова есть такие строки:

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,

Словно…

Завершите строку, используя сравнение.

  1. Учащиеся читают свои варианты
  2. Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
  1. Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
  1. Подведение итогов урока.

Слайд 26

Н. Сладков писал:

«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»

Как вы понимаете эти слова?

Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 27

Рефлексия

Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?

Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.

Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?

Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.

Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?

Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 28

Домашнее задание (на выбор)

  1. выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
  2. написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
  3. Сочинить стихотворение об осени.


1.Голубева Елена Альбертовна, МОУ Заволжский лицей, учитель русского языка и литературы.
2. Урок + : "Секреты осеннего леса.Сравнение"
3. Литература
4. 5 класс
5. Конспект урока.
I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд 2
- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3
Музыка.
Вы слушаете музыку известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
- Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.
- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
- С помощью каких слов это настроение создается?

Слайд 4
-Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
- Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 5
- В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
- Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
- Сделаем вывод:
- Что объединяет все виды искусства?
- Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
- Чем поэзия отличается от других видов искусства?
- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
- Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.
Слайд 6
- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.
(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Какую картину вы представляете?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Примерные ответы:
- Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
- Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
- Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 7
- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
Проверка.
- Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
- Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.
Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
- Вспомните определение эпитета.
- Слова какой части речи могут быть эпитетами?
- Всякое ли прилагательное – эпитет?
Проверка.

Слайд 8
- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
- Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.
- Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 9
Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 10
Составление опорного конспекта.
1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 11
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес - словно терем расписной
- стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает

Слайд 12
Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 13
2) Открываем секрет 2.
- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 14
- Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 15
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
- А какова роль сравнения осени с вдовой?
- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
- Сформулируйте вывод.
- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 16
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Вывод:
- Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.
Слайд 17
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

IV. Практикум. Закрепление изученного
Слайд 18
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 19
1) Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
Чтение стихотворения.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 20 - 22
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
Самостоятельная работа.
1. Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
2. Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной
3. Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Слайд 23-25
Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
- В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.
Слайд 26
Соревнование с поэтом.
Слайд 27
У поэта С.Орлова есть такие строки:
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно…
- Завершите строку, используя сравнение.
Учащиеся читают свои варианты
Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта

VI. Подведение итогов урока.
Слайд 28
- Н. Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»
- Как вы понимаете эти слова?
- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 29
- Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 30
Домашнее задание (на выбор)
1) выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
2) написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
3) Сочинить стихотворение об осени.


Полный текст материала Урок+презентация по литературе

С Вами Реджина 80.

Давайте проведем Опнутый конкурс тёплых и лиричных стихов. Начнём радоваться поэтической осени! На этот раз тема - «Сравнения осени».
Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Золотая осень - пора вдохновляющая красотой и удивляющая красками. Как много русских поэтов любили и описывали её в своих творениях!

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Борис Пастернак

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

***
Ваши стихотворения могут быть о пришедшей осенью любви, об интересном путешествии, о поразительном осеннем пейзаже, но обязательно должно быть сравнение.
Сравним осень!

Предлагаю прислать на конкурс для открытого прочтения и голосования стихи на тему «Сравнения осени»
Жанр стиха - любой. Это может быть стихотворение для детей, сказка, лирическая история. Что угодно, но не поэма и не пародия.
Все стихи, которые не соответствуют теме, будут автоматически ведущим определяться во внеконкурсные. Но Вы можете и сами изъявить желание участвовать своим стихотворением во внеконкурсной группе.
Форма стиха - любая.
В этом конкурсе участвуют ранее опубликованные стихи, и его цель авторам известна - получить и написать рецензии.
Поскольку в рейтинг попадают ОПнутые стихи, которые очень понравились (ОП) рецензентам, то пора нам попробовать попасть в рейтинг в конце сентября 2017 г.
Участвовал ли стих в каком-либо стихирском конкурсе или нет - это на рейтинге не отражается. А зря.
Давайте совместим полезное и приятное.

Проведем конкурс по опубликованным стихам. И при голосовании мы не просто будем выбирать лучшие, а будем посещать страничку и писать рецензии, и нажимать зеленую кнопочку (заветную!). Если я голосую за это стихотворение - значит, я пишу рецензию автору. И ему приятно, и баллы капают, и в рейтинг попадаем.

Каждый автор приходит на конкурс сам или с подружкой, или другом (желательно). Чтобы было больше читателей и ОПов. Вот будет веселье!
Но чтобы не портить веселье не надо брать с собой клонов!
Принимаются стихотворения от авторов, зарегистрированных на Стихи.ру не позднее 1 сентября 2016 года, от авторов - постоянных участников конкурсов на Единомышьленниках или по рекомендации постоянных участников-Единомышьленников.
На голосование отводится 2 дня (предположительно 26 и 27 сентября 2017 г.) , а то смысла нет, рейтинг не учтет эти ОПы. Пока - набор стихов.

Итак, условия конкурса понятны!

Участие в конкурсе платное - перечисляем минимум 100 баллов, а можно и больше, кто не жадный, на логин adherent.
Присылаете стих и перечисляете баллы!
Из этих перечислений создается казна этого конкурса, которая разделится на несколько призовых мест и другие призы.

Внимание!

П О Ж А Л У Й С Т А!
Оформляйте заявку ТОЛЬКО так: