Здание адмиралтейства кратко. Главное адмиралтейство. Новый фасад Адмиралтейства

Главное здание Адмиралтейства - одно из самых известных строений, появившееся в Северной столице практически сразу после её основания, а кораблик, установленный на его шпиле, наряду с фигуркой ангела на шпиле и , является неофициальным символом города на Неве. Здание Адмиралтейства имеет статус памятника архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

Адмиралтейский дом

Среди множества зданий - памятников гражданской архитектуры, которыми так богат , есть одно, без которого немыслима история северной столицы - Адмиралтейство, появившееся в городе на Неве более трёх столетий назад и сразу ставшее архитектурно-планировочным центром новой столицы.

Необходимость в возведении здания Адмиралтейства была очень символичной и знаковой - создавал империю, поэтому стремился сосредоточить все важные для государства ведомства и предприятия именно в будущей столице, для чего создавал эскизные наброски зданий и лично контролировал все этапы строительных работ.

Чертежи Адмиралтейства, изначально возводимого как верфь для строительства кораблей, были одобрены Петром I осенью 1704 года, причём в его походном журнале здание имеет собственное имя - «Адмиралтейский дом», и в середине ноября того же года после торжественной закладки камня в фундамент строения, начались строительные работы, завершившиеся в очень короткий срок.

Общее руководство работами Пётр I поручил своему любимцу и ближайшему сподвижнику , в помощь которому были направлены обер-комендант Санкт-Петербурга Р. В. Брюс и комендант Олонецкой верфи И. Я. Яковлев.

В начале 1705 года на верфи помимо одноэтажного в форме сильно вытянутой буквы «П» строения мазанкового типа, в центральной части увенчанного башенкой и раскрывшего свои крылья в сторону Невы, были возведены десять эллингов, всевозможные хозяйственные постройки и заложены первые корабли. Общая протяжённость верфи вдоль берега составила 425 метров, а её ширина - 213 метров.

В зданиях Адмиралтейства расположились ведомственные службы, кузницы, склады, мастерские, во внутреннем дворе для спуска кораблей на воду был прорыт Адмиралтейский канал, выполнявший транспортную и оборонительную функции. По соединившемуся с городским каналом небольшому каналу верфи не только спускались на воду суда, но и транспортировались материалы и строевой лес из Новой Голландии.

Весь комплекс представлял собой хорошо укреплённую цитадель. Высокие земляные валы, с куртинами и пятью бастионами, оснащённые корабельными пушками, наполненный водой глубокий ров, гласис (небольшая насыпь с внешней стороны рва), простиравшийся до самой Мойки и эспланада (открытая и хорошо просматривавшаяся территория), получившая у жителей города собственное название - Адмиралтейский луг - и, кстати, выполнявшая и противопожарную функцию, были возведены не случайно. как раз находилась в состоянии войны со Швецией (Северная война) и нападение неприятеля было очень даже возможным, поэтому такая защита построек была нелишней.

Первый корабль - 18-ти пушечный прам - был спущен на воду с Адмиралтейской верфи в апреле 1706 года, а спустя год, в декабре 1707 года, в помещении над главными воротами Адмиралтейства разместились службы Адмиралтейств-коллегии, созданной указом Петра I. Всего на верфи трудились без малого десять тысяч человек, рабочий день которых начинался в 5.00 часов утра и заканчивался в 21.00 час вечера.

В 1709 году в одном из помещений Адмиралтейства была устроена специальная кладовая (модель-камера) для хранения чертежей и моделей кораблей, в которой с 1722 года находились уменьшённые копии всех судов, построенных на Адмиралтейской верфи. Кстати, при жизни Петра I на эллингах Адмиралтейства были построены и спущены на воду 262 корабля, 23 из которых - линейные.

Из расположенного на левом берегу Невы здания Адмиралтейства открывался хороший вид на каналы и реку, поэтому в коллегии была создана специальная контора, служащие которой не только вели наблюдение за перемещением судов, но и записывали в специальный журнал их названия, маркировку и количество грузов, а также фамилии шкиперов.

Для обеспечения квалифицированными кадрами зарождавшегося в то время Императорского Российского флота в одном из корпусов Адмиралтейства размещалась морская школа, в которой обучались будущие представители высшего командного состава и судостроители.

Здание со шпилем и корабликом

К 1711 году назрела необходимость в реконструкции корпусов Адмиралтейства, поэтому их частично перестроили в камне. В 1719 году башню над центральными воротами декорировали деревянными колоннами с кронштейнами, а по углам расположили фигуры орлов. Над башней установили и оббили железом знаменитый теперь шпиль, с лёгкой руки получивший название «Адмиралтейская игла», навершие которого украсил декоративный кораблик-флюгер на яблоке и короне. Шпиль с корабликом был мастерски выполнен голландским мастером Харманом ван Болосом (Германом ванн Болесом).

Интересно, что вокруг кораблика до сих пор идут споры между специалистами. Одни считают, что прообразом силуэта кораблика стало судно, первым вошедшее в построенный порт Санкт-Петербурга, другие же склоняются к тому, что кораблик на шпиле очень похож на первый парусный корабль «Орёл», построенный ещё в 1667-1669 годах по указу царя .

К сожалению, до наших дней первый кораблик не сохранился - во время ремонтных работ, проводившихся в 1815 году, он был снят и исчез - но легенды гласят, что все три его паруса были выполнены из золота, а в районе носовой части находился личный геодезический инструмент Петра I - буссоль. Как бы то ни было, шпиль с корабликом сразу стал не только местной достопримечательностью, но и неофициальным символом города, оставаясь таким и в наши дни.

Сейчас Адмиралтейскую иглу украшает третий по счёту кораблик-флюгер (точная копия второго кораблика), установленный на её навершие в 1886 году во время очередных ремонтных работ. Сам же снятый перед ремонтом шпиля второй кораблик был передан в Морской музей (сейчас - ), преобразованный из модель-камеры в 1805 году, где находится и поныне.

Перестройка Адмиралтейства в камне

В 1732-1738 годах здания Адмиралтейства по указу императрицы были перестроены архитектором И. К. Коробовым. Не нарушая общую планировку, зодчий возвёл каменные корпуса и полностью реконструировал главные ворота, придав их основанию вид каменной, прорезанной окнами трёхэтажной башни с арочными проездными воротами в центре. Над третьим ярусом башни была сделана открытая терраса, ежедневно с 11.00 до 12.00 часов дня являвшаяся своеобразной концертной площадкой - полковые духовые оркестры играли военные марши, а в башне под шпилем было устроено специальное помещение для адмиральского состава.

В восьмигранном куполе башни И. К. Коробов установил круглые часы, обращённые к четырём сторонам света, а под шпилем - набатный колокол весом чуть менее 1 тонны, отбивавший время начала и окончания работы, а также предупреждавший о наводнениях. Верх башни архитектор украсил уже ставшим традиционным 72-метровым позолоченным шпилем с яблочком, короной и корабликом, причём, как считают некоторые исследователи, для позолоты шпиля были переплавлены дукаты, подаренные Петру Великому одним из государств Соединённой провинции, вероятно, представителями Голландии, с которыми у российского императора были довольно дружеские отношения.

Ещё с самого первого дня существования Адмиралтейства луг вокруг него облюбовали жители Морской слободы - работники Адмиралтейской верфи, выпасая не нём скот, городские власти в дни праздников стали устраивать на нём массовые гуляния и общегородские ярмарки с балаганами, каруселями и катальными горками, а гарнизоны - проводить военные сухопутные и морские (по водам канала) учения.

Обустройство прилегающей к Адмиралтейству территории проводилось на протяжении длительного времени. Так, во второй половине XVIII столетия сформировался окружающий комплекс верфи ландшафт - появились три главные улицы с расположенными на них нарядными зданиями - Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Архитектором А. В. Квасовым были очерчены чёткие границы Сенатской (с ) и Дворцовой (с Зимним дворцом) площадей.

Адмиралтейство оказалось архитектурно-планировочным центром города, но окружённое валами и рвом, оно плохо вписывалось в нарядную городскую застройку, поэтому, чтобы хоть немного облагородить территорию, к концу XVIII века Адмиралтейский луг постепенно замостили, в результате чего определились границы ещё одной площади - Адмиралтейской, оказавшейся перед центральным фасадом здания.

Настоящее здание

К началу XIX столетия облик центральной части города полностью сформировался - величественные дворцы и строения украшали площади и улицы Санкт-Петербурга, прилегающие к Адмиралтейству, и монументальные, казённого вида строения верфи резко диссонировали с ними.

Для придания более нарядного вида зданиям верфи городскими властями было принято решение полностью видоизменить фасады Адмиралтейства. Решить эту задачу поручили архитектору, работавшему в стиле «ампир», Андреяну Дмитриевичу Захарову, который в 1806 году приступил к работе.

По проекту зодчего все корпуса верфи к 1823 году были перестроены и перепланированы их интерьеры, а на месте срытых валов, куртин и бастионов был устроен бульвар, в 1874 году переименованный в Александровский сад (в честь императора ). В саду с более чем четырьмя тысячами растений, кустарников и деревьев установили бюсты известных людей - Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, В. А. Жуковского, А. М. Горчакова и памятник Н. М. Пржевальскому.

Увидеть здание нового Адмиралтейства А. Д. Захаров не смог - он скончался в 1811 году, но его проект полностью реализовали ученики и помощники, воплотив в жизнь идею автора проекта - прославление России как морской державы и могущества её флота.

Главный фасад выстроенного в стиле «ампир» величественного здания протянулся вдоль Невы на 407 метров. Его два П-образных корпуса, разделённые каналом, заняли всевозможные службы и мастерские - во внешнем корпусе расположились учреждения речного и морского флотов, во внутреннем - производственные цеха.

Главный элемент ансамбля Адмиралтейства - башню со шпилем - в средней части опоясали колоннадой и украсили скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими мощь российского флота, самый известный среди которых «Заведение флота в России». Помимо него башню украсили 28 скульптурными аллегорическими фигурами: четырёх стихий, четырёх сторон света, четырёх времён года, богинь астрономии, правосудия, материнства и плодородия, а фронтоны боковых корпусов - фигурами античных героев, двенадцати месяцев и гениев Славы, передающих венки славы труженикам - землепашцу, виноделу, пастуху, стеклодуву.

В 1821 году во внутреннем дворе Адмиралтейства был выстроен главный храм Русского флота - церковь святителя Спиридона Тримифунтского, в 1858 году по велению императора Александра II получившая статус собора.

Строительство кораблей в эллингах Адмиралтейства продолжалось до 1844 года, после чего здания комплекса вновь были немного перестроены для размещения в них главных имперских учреждений флота: Морского министерства, Главного морского штаба, Главного гидрографического управления, а также для училища корабельной архитектуры, казарм флотского экипажа и квартир для высшего флотского командного состава. Тогда же частично засыпали, а частично спрятали в трубу и Адмиралтейский канал, проложив на том месте Конногвардейский бульвар, и обустроили Адмиралтейскую набережную.

В 1869 году на башню Адмиралтейства подняли новые часы - куранты марки «Винтер», а в 1874 году в очередной раз позолотили её шпиль, причём стоит отметить, что золочение шпиля проводилось регулярно (раз в 20 лет).

Адмиралтейство в XX веке и в наши дни

К началу XX столетия в зданиях Адмиралтейства помимо министерства, штаба флота и училища корабельной архитектуры (с 1998 года - Военно-морской инженерный институт) размещались Морской музей, библиотека и типография, но после Октябрьской революции здания были национализированы и в них размещались Центрофлот (1917), Военно-морской революционный комитет (1923), Газодинамическая лаборатория (1932-1933), штаб Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы (1919-2008). Храм свт. Спиридона Тримифунтского в 1919 году закрыли, а освободившееся помещение много десятилетий использовали в качестве актового зала военно-морского института.

В годы Великой Отечественной войны уникальный символ города - Адмиралтейскую иглу - зачехлили и раскрыли только в апреле 1945 года, поэтому она не пострадала.

В течении всего XX столетия здание Адмиралтейства реставрировалось трижды - в 1928, 1977 и 1997-1998 годах, причём при очередном золочении шпиля в шкатулку, находящуюся в полом шаре под корабликом был положен главный документ советских времён - текст Конституции СССР. Интересно, что этот документ оказался не первым в шкатулке - оказывается, в ней хранятся записи о дате всех ремонтов кораблика-флюгера, медная памятная доска, а также несколько городских газет, датируемых XIX столетием, документы и газеты минувшего века, содержащие сведения о капитальном ремонте кораблика.

В начале нынешнего века штаб военно-морской базы и военно-морской инженерный институт выехали из зданий Адмиралтейства и в них в октябре 2013 года расположился Главный штаб военно-морского флота РФ.

Благодаря поданному главнокомандующим ВМФ В. В. Чирковым прошению на имя тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) церковь Спиридона Тримифунтского передали в ведение РПЦ и в декабре 2013 года в ней было совершено первое после долгих лет забвения торжественное богослужение.

Информация для туристов: как добраться

  • Адмиралтейство находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1.
  • Добраться до него удобнее всего на метро, доехав до станций «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия), «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия) или «Гостиный двор» (Невско-Васильевская линия), только стоит учесть, что выйдя на станции «Адмиралтейская», нужно пройти по Кирпичному переулку до Малой Морской улицы, затем выйти на Невский проспект и идти по нему в сторону уменьшения нумерации домов. Две другие станции расположены на Невском проспекте, поэтому можно выйти прямо на него и также идти в сторону уменьшения нумерации домов.
  • Можно воспользоваться наземным городским транспортом - автобусом или маршрутным такси. Маршруты и расписание городского транспорта указаны на специальных тематических сайтах Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов. Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка). Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П», имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину. В самой глубине двора располагалась «государева контора» - Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом. Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев. По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес. Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля. При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей. На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К. Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника. Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Адмиралтейство

Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I.

Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен

Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и экспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

По словам министра обороны Анатолия Сердюкова (сентябрь 2010), переезд Главного штаба ВМФ и основных структур в Петербург начнется после окончания ремонта в Адмиралтействе. В 2009 году оттуда выехало Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы. Вместе с тем глава Минобороны отметил, что командный пункт управления переноситься в ближайшие год-два все же не будет.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:
Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.


В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками.


Адмиралтейство на гравюре 1716 года

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов Санкт-Петербурга

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года):
На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта
.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.


Башня адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство на картине Б. Патерсена. 1803 год

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.


Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).


Александровский сад и Адмиралтейство

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адмиралтейство (внутри)

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота после окончания ремонта в Адмиралтействе.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Узнайте еще больше про Санкт-Петербург:

Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.