Новая психология ф брентано. Новая психология” Ф.Брентано. Смотреть что такое "брентано" в других словарях

Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.

Брентано (Brentano) Франц

(16.01.1838, Мариенберг - 17.03.1917, Цюрих) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - "психологии акта".

Биография. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват-доцент, затем (с 1872) профессор философии в Вюрцбурге и (с 1874 по 1896 г.) в Вене.

Исследования. Разработал основы описательной психологии, которая, в отличие от генетической психологии с ее причинным анализом, требует непосредственного описания психических явлений с дальнейшим определением их структуры. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком - интенциональностью, направленностью на иное. Ставил в основу постижения реальности природу сознания, в котором особую роль признавал за переживанием времени. Оказал существенное влияние на Вюрцбургскую школу.

Сочинения. Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867;

Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1889;

Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1889;

Von Klassifikation der psychologischen Phanomene. Lpz., 1911;

Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum, Hamb., 1976;

Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Hamb., 1979;

Избранные работы. М., 1996

Австрийский католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы, принятой в 1870 году на I-м Ватиканском соборе; философ, предшественник философии Эдмунда Гуссерля .

Франц Брентано полагал, что психология «… должна твёрдо придерживаться метода эмпирического наблюдения и выбраться из филос. трясины, куда она попала в эпоху (и не без влияния) Иммануила Канта , которого Брентано считал мистиком. Для Брентано «слово «эмпирический» означало чувственный опыт с акцентом на деятельности». Он считал, что определённый опыт следует всегда непосредственно соотносить с определённым объектом. Вундт утверждал, что психология должна изучать содержания опыта (сознание), а задача психолога - расчленять эти ментальные содержания на их дискретные элементы. Брентано выступал против такого подхода и стал одним из самых строгих критиков Вундта . Для Брентано психологические процессы лишь тогда приобретают своё значение, когда они составляют акты сознания. Когда мы видим «красный» цвет, значимым ментальным событием является не цвет как таковой, а акт «переживания красного»…»

Психологическая энциклопедия, 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, СПб, «Питер», 2006 г., с. 679-680.

Франц Брентано наиболее известен своим учением об интенциональности сознания (эта идея была заимствована им из схоластики) как родовом признаке психических феноменов.

В 1874 году Франц Брентано издал книгу: Психология с эмпирической точки зрения / Psychologie vom empirischen Standpunkt, где фактически предложил программу построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Ф. Бретано назвал «психологией акта» (в литературе иногда используется термин: «интернациональные акты сознания»). Общая идея: человек воспринимают в опыте феномены 2-х родов: физические (например: звуки и цвета) и психические.

Психические феномены нельзя рассматривать изолировано, так как все они - так или иначе - всегда направлены на тот или иной объект. Или: невозможно мыслить, не мысля что-нибудь; видеть, не видя что-нибудь; любить, не любя что-нибудь и т.п.

Именно эта направленность и имеется в виду, когда говорят об «интенциональности сознания». А физические объекты не обладают интенциональностью…

Франц Брентано выделил 3 класса психических феноменов:

1) Психические акты восприятия или представления;
2) Психические акты суждения (утверждения или отрицания объекта);
3) Акты любви и ненависти (то есть, эмоциональные акты).

При этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются философом как очевидные и лежащие в основе других актов: суждения и любви.

Свою теорию философ называл психогнозией, или феноменогнозией, но эти названия не получили дальнейшего распространения.

Понятие интенциональности Франц Брентано позаимствовал от средневековых мыслителей, в частности от Фомы Аквинского , который, опираясь на Аристотеля , писал о том, что способность представления (то есть того, как предметы предстают перед человеком в его мышлении) есть чистая форма без материи, то есть и что эта способность уже находится в мозгу ещё до того, как человек сталкивается с окружающим миром вещей…

В свою очередь, идеи Франца Брентано оказали влияние на творчество Зигмунда Фрейда , Эдмунда Гуссерля и многих других.

Франц Брентано - известный немецкий философ и психолог, ввёл понятие инденциональности в современную философию.

Франц Брентано родился 16 января 1838 года в Мариенберге-на-Рейне в Германии в религиозной семье итальянско-немецкого происхождения. Франц Брентано изучал философию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине. Его философские взгляды отчасти основываются на учении Аристотеля, в 1862 году Брентано защищает диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля» на философском факультете в Тюбингине..

В 1864 году Франц Брентано получает сан католического священника (но через девять лет отходит от церкви как убежденный противник «папской непогрешимости»), через два года становится приват-доцентом философии в Вюрцбурге. Среди его слушателей были Карл Штумпф и будущий рейхсканцлер Георг Харлинг. Блестящие лекции, популярность среди студентов, переполненные аудитории вызывали ревность среди коллег.

В 1872 году он уезжает за границу и разрабатывает собственную концепцию. Еще в сане священника он утверждал абсолютную независимость философии от теологии, не мог примириться с объединением Германии, предвидел опасность для свободы личности, был пацифистом и противником идеи, что «сила есть право».

В 1874 году Брентано возглавляет кафедру в Вене, его лекции посещают до 360-ти человек, среди его слушателей - Эдмунд Гуссерль, Франц Хиллебранд, Зигмунд Фрейд, Христиан фон Эренфельс, Казимир Твардовский и другие известные люди. В 1879 году он отказался от кафедры профессора философии в Вене, но продолжал читать лекции в этом университете, будучи приват-доцентом.

Еще в 1860 году Брентано разработал концепцию «четырех фаз развития философии». Первая фаза - фаза расцвета философии. Вторая фаза - начало упадка, когда доминировали «практические» цели, это превращение философии в служебную дисциплину. Третья фаза - фаза скепсиса, которая лишает науку доверия, обосновывая всё, иногда прямо противоположное. Четвёртая фаза - восстанавливает в правах познавательную способность человека, это фаза «мистицизма». По мнению Бретано через четыре фазы развития прошли Античная философия, Средневековая философия и философия Нового времени. После фазы «крайнего упадка философии» предстоит фаза подъема новой философии. Вкладом в новую философию стал основной труд Брентано «Психология с эмпирической точки зрения», изданный в 1874 году.

По мнению Брентано психология изучает элементы человеческого сознания и способы их соединения. Первое - сфера феноменологии, второе - предмет генетической психологии. Свою работу Брентано относил к феноменологии, которая анализирует феномены нашего сознания. Различаются психические и физические феномены. Особенность психических феноменов и свойство самого сознания - его интенциональность или «отношение к содержанию». К психическим феноменам относятся: «акт представления, акт суждения и эмотивные акты (желания и чувствования), то есть необходимо разграничить акт и содержание сознания. Психология, по мнению Брентано, как раз и является наукой об актах (функциях) сознания.

Физические феномены - это цвет, форма, тепло, запах. Сознание всегда направлено на что-то, его структура может быть описана в терминах отношения и предполагает пару из акта сознания и того, на что он направлен (например, акт представления - «представленное»). Акт представления обладает реальным бытием, а «представленное» обладает интенциальным существованием «внутри» акта сознания.

Франц Брентано развил проблему сознания времени. Любовь к истине и ненависть к заблуждению - эти акты характеризуются как правильные с «самоочевидностью», сравнимой с очевидностью, то даёт убеждённость в правильности закона противоречия. Брентано показал, что невозможно исследовать психологические феномены, пока не описано, что же конкретно исследуется.

Ученый отмечал противоречивость термина «бессознательное сознание», не допуская наличия бессознательных психических феноменов. С тех пор появились разные версии феноменологической трактовки бессознательного. О себе говорил так: «философ, который не культивирует и не практикует созерцания, просто-напросто не заслуживает этого имени».

Ранняя смерть жены как-то сломила Брентано. В 1895 году он уезжает с сыном в Швейцарию, а через год переезжает во Флоренцию, где ведёт занятия по философии. Однако в это время у него развивается глаукома, и он постепенно теряет зрение, но продолжает работать над проектом своей новой философии.

В год начала Первой мировой войны, Брентано переезжает в Цюрих, где 17 марта 1917 года в возрасте 79 лет умирает при диктовке своей рукописи.

Нельзя не отметить, что огромная часть работ при жизни Брентано осталась неопубликованной, однако усилиями его учеников уже после смерти всё же было издано 17 томов.

В 1831 году при участии его ученика Томаша Масарика, первого президента Чехословакии, в Праге было основано Брентановское общество.

Франц Брентано (1838–1917)

С 16 лет австриец Франц Брентано изучал богословие в университетах Берлина, Мюнхена и Тюбингена. Степень по философии он получил в Тюбингене в 1864 году. В том же году был посвящен в духовный сан, а двумя годами позже начал преподавать философию в университете Вюрцбурга. Сферой его научных интересов был Аристотель. В 1870 году Ватиканский Собор в Риме принял доктрину о непогрешимости папы. с чем Брентано был решительно не согласен. Он отказался от сана и от профессорской должности, которую получил как священник.

Самая известная работа Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» (Psychologie vom empirischen Standpunkie aus) была опубликована в 1874 году, год спустя после выхода второго тома «Принципов физиологической психологии» Вундта. В своей книге Брентано полемизирует с Вундтом, что говорит об уже наметившемся расколе внутри новой психологии. В том же 1874 году ему предложили место профессора в Венском университете. Там он проработал 20 лет, в течение которых неизменно крепли его авторитет и влияние. Лекции Брентано были необычайно популярны; среди его студентов были выдающиеся психологи: Карл Штумпф, Христиан фон Эрен - фельс, Зигмунд Фрейд. В 1894 году Брентано ушел на покой, довольно долго жил во Флоренции, где продолжал много писать. Умер он в Цюрихе.

Разнообразие научных интересов Брентано сделало его одним из влиятельнейших фигур среди первых психологов. Далее мы расскажем о том, как он стал духовной предтечей гештальт - психологии и гуманистической психологии. Подобно Вундту, он ставил своей целью сделать психологию наукой. Но если психология Вундта была чисто экспериментальной, то основным научным методом Брентано было наблюдение, хотя он и не отрицал полезности экспериментов. Он придерживался мнения, что полноценный эмпирический подход все же шире, так как пользуется данными, полученными не только экспериментально, но и в результате наблюдения и личного опыта.

Брентано не принял фундаментальную идею Вундта о том, что психология должна изучать содержание сознания. Главным предметом изучения психологии он полагал психическую активность - то есть не содержание процесса восприятия, не видимый объект, а сам акт видения. Таким образом, психология акта Брентано противостоит взглядам Вундта о том, что психология должна заниматься элементами психических процессов.

Брентано утверждал, что необходимо различать опыт как структуру и опыт как деятельность. К примеру, так называемое сенсорное содержание красного цвета, выступающего как раздражитель, отличается от акта его восприятия. Брентано говорил, что настоящим предметом психологии является акт переживания. По его мнению, цвет является не психическим, а исключительно физическим качеством. А вот акт видения цвета - это психический процесс. Конечно, любой акт предполагает наличие объекта; некоторая доля сенсорного содержания всегда присутствует, поскольку акт видения невозможен, если нечего видеть.

Новая концепция предмета изучения психологии потребовала создания иного научного метода, так как акты восприятия не поддаются анализу путем интроспекции - метода, который применялся в лейпцигской лаборатории Вундта. Изучение психических актов требует наблюдения на более широкой основе, чем это практиковал Вундт. Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической. Но это не было возвращением к спекулятивной философии - не будучи экспериментальной, психология Брентано все же опиралась на систематическое наблюдение.

В частности, Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами: посредством памяти (припоминая, какие психические процессы присущи тем или иным психическим состояниям) и посредством воображения (представляя себе некое психическое состояние и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами).

Психология акта - концепция психологии Брентано, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

У Брентано было много последователей, но в психологии продолжала господствовать система Вундта. Взгляды Вундта были известны шире, поскольку он больше печатался. Кроме того, легче было заниматься изучением ощущений или содержания сознания с помощью методов психофизики, чем исследовать, как Брентано, процессы более неуловимые.

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Введение в психоанализ автора Фрейд Зигмунд

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ (1917- г.)

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Кеннет Б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983) Кеннет Кларк родился в зоне Панамского канала, куда его родители эмигрировали в поисках работы. Когда Кларку было семь лет, он вместе с матерью, как и многие эмигранты, оказался в Нью - Йорке в поисках лучшей доли. Матери

Из книги Человек и его символы автора Юнг Карл Густав

Мария Луиза фон Франц Процесс индивидуации

Из книги Проблема Спинозы автора Ялом Ирвин

Мария Луиза фон Франц Заключение

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

ГЛАВА 8. РОССИЯ, ЭСТОНИЯ, 1917–1918 гг Предсказание директора Эпштейна о том, что нелюбознательность и ограниченный ум Розенберга сделают его безвредным, сбылось с точностью до наоборот. И столь же неверным оказалось его предположение о том, что Гете и Спиноза мгновенно

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Из книги автора

Из книги автора

ФРАНЦ АНТОН МЕСМЕР Установить точную дату появления гипнотизма на Западе, как показала предыдущая глава, достаточно трудно. Мы вынуждены пробиваться через дебри домыслов и ложных фактов. Однако по мере того, как мы прорубаем себе дорогу через эти джунгли, нам то и дело

Из книги автора

Часть третья Общая теория (1917 )

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариенберг - 17.3.1917, Цюрих, Швейцария), немецкий философ. Племянник К. Брентано и Беттины фон Арним, брат Л. Брентано. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866-73) и Венском (1874-95) университетах. С 1864 года католический священник, в 1873 году в связи с выступлением против догмата о непогрешимости папы сложил с себя духовный сан. С 1896 года жил во Флоренции. Его непосредственными учениками в Вюрцбурге были К. Штумпф, А. Марти и др., его лекции в Вене слушали Т. Масарик, А. Мейнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. фон Эренфельс, 3. Фрейд и др. В соответствии со своим учением о четырёх фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка) Брентано негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, однако, полемизировал. Под влиянием Ф. А. Тренделенбурга Брентано обратился к Аристотелю, философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании.

Считая фундаментальной наукой психологию, Брентано подвергает критике экспериментальную и интроспекционистскую психологию и создаёт дескриптивную психологию - учение о сознании, основывающееся исключительно на внутреннем опыте. Психология - это наука о психических феноменах, или актах сознания (Брентано отрицал существование бессознательных психических феноменов), которые необходимо строго отличать от физических феноменов - предмета естествознания. Физические феномены обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и так далее) и, будучи представлены в воображении, остаются явлениями физических предметов, тогда как сама фантазия, как и видение, слышание и так далее, - это акты сознания. Источник знания о них - внутреннее восприятие, которое следует отличать от самонаблюдения, ибо нельзя наблюдать за актами сознания, не изменяя их. Внутреннее восприятие не является чем-то внешним по отношению к актам сознания, но сосуществует с каждым из них в одном и том же акте и является источником очевидности: акт представления или суждения осознаётся в нём именно как тот акт, который мы осуществляем «здесь и теперь». Здесь Брентано расходится с И. Кантом, считая, что внутренний опыт не содержит в себе разделения на «вещи в себе» и явления.

Важнейшим отличием психических феноменов от физических является интенциональное (ментальное) существование в них предмета, или направленность их на объект (Брентано вводит в современную философию термин интенциональностъ, широко использовавшийся в средневековой схоластике). Классификация психических феноменов проводится Брентано согласно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта. Брентано выделяет три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признаётся или отвергается; акты любви и ненависти (чувство и воля). Последние, как и акты суждения, в отличие от представлений обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного; акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли - источник нравственного сознания. В поздний период Брентано уточняет, что только индивидуальные вещи (тела и духовные субстанции) обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие - реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее.

Выдвинутая Брентано идея философии как строгой науки была затем подхвачена Э. Гуссерлем. Влияние идей Брентано прослеживается в феноменологии, неореализме, аналитической философии, вюрцбургской школе и гештальтпсихологии.

Соч.: Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg, 1862. Hildesheim, 1960; Aristoteles und seine Weltanschauung. Lpz., 1911; Die Lehre Jesu und ihre bleibende Bedeutung. Lpz., 1922; Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1924-1928. Bd 1-3; Versuch über die Erkenntnis. Lpz., 1925; Die vier Phasen der Philosophie... Lpz., 1926; Vom Dasein Gottes. Lpz., 1929; Wahrheit und Evidenz. Lpz., 1930; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1934; Grundlegung und Aufbau der Ethik. Bern, 1952; Religion und Philosophie. Bern, 1954; Die Abkehr vom Nichtrealen. Bern; Мünch., 1966; Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum. Hamb., 1976; Избранные работы. М., 1996; О многозначности сущего по Аристотелю // Богословие. Философия. Культурология. СПб., 1997; О происхождении нравственного познания. СПб., 2000.

Лит.: Kastil А. Die Philosophie F. Brentanos: Eine Einführung in seine Lehre. Bern, 1951; The Philosophy of Brentano / Ed. by L. L. McAlister. N. Y., 1977; Твардовский К. Ф. Брентано и история философии // Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997.