Народы Азии: культура и традиции. Природа, население и возрастной состав стран юго-восточной азии Жизнь во имя науки

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (5 (17) июля (18460717 ) , село Языково-Рождественское Боровичского уезда , Новгородская губерния - 2 (14) апреля , Санкт-Петербург) - русский этнограф , антрополог , биолог и путешественник , изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ( -1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая).

День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов .

Биография

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в Новгородской губернии семье железнодорожного инженера Н. И. Миклухи - инженера-путейца, строителя Николаевской железной дороги и первого начальника Московского вокзала .

Семья имела потомственное дворянство, которое заслужил прадед Миклухо-Маклая - уроженец Черниговщины, а точнее Стародубского уезда, села Чубковичи (ныне это Стародубский район Брянской области Российской Федерации) казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова (). До сих пор среди жителей стародубского села встречаются носители фамилий Миклуха, Миклухин. Вторая часть фамилии знаменитого путешественника добавилась позже, после его экспедиций в Австралию.

Юные годы

Адреса в Санкт-Петербурге

1887 - 02.04.1888 года - дом Брискорн - Галерная улица, 53.

Память об учёном

Бюст Н. Н. Миклухо-Маклая у Музея им. У. Маклея в Сиднее

Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III , а затем Николая II .

  • В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР.
  • В 1947 году режиссером А. Е. Разумным снят художественный фильм «Миклухо-Маклай».
  • назван в честь Миклухо-Маклая.
  • В 1996 году , в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.
  • В том же году у здания Музея им. У. Маклея (Macleay Museum) на территории Университета Сиднея установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов).
  • В Мадане (en:Madang Папуа-Новая Гвинея) есть улица Миклухо-Маклая.
  • В городе Окуловка (Новгородская область) установлен памятник Миклухо-Маклаю.

Библиография

  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 1. Путешествия 1870-1874 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты. - М.: Наука, 1990.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Путешествия 1874-1887 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты. - М.: Наука, 1993.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 3. Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании. - М.: Наука, 1993.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Статьи и материалы по антропологии и этнографии Юго-Восточной Азии и Австралии. Статьи по естественным наукам. - М.: Наука, 1994.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 5. Письма. Документы и материалы. - М.: Наука, 1996.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 6. Ч. 1 Этнографические коллекции. Рисунки. - М.: Наука, 1999.
  • Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 6. Ч. 2 Указатели. - М.: Наука, 1999.

Ссылки

  • О Миклухо-Маклае на сайте Второй Санкт-Петербургской гимназии
  • Бутинов Н. А., Бутинова М. С. Образ Н. Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 300.
  • на Хроносе

Литература

  • Марков С. И. Николай Николаевич Миклухо-Маклай. - В сб.: Великие русские люди. М.: Молодая гвардия, 1984
  • Путилов Б. Н. Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Страницы биографии. М.: Наука, 1981

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Миклухо-Маклай, Николай" в других словарях:

    Николай Миклухо Маклай Этнограф, путешественник, изучавший коренное население Юго Восточной Азии … Википедия

    Николай Миклухо Маклай этнограф, путешественник, изучавший коренное население Юго Восточной Азии, Австралии и Океании Дата рождения: 17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 … Википедия

    Миклухо-Маклай Николай Николаевич - (1846—1888), этнограф, антрополог, зоолог, общественный деятель. В 1863—64 учился на физико математическом факультете Петербургского университета, уволен за участие в студенческих волнениях, завершил образование за границей. В 1869… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский учёный, путешественник и общественный деятель. Родился в семье инженера. В 1863 поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 за … Большая советская энциклопедия

    - (1846 88) российский этнограф. Изучал коренное население Юго Вост. Азии, Австралии и Океании (1870 80 е гг.), в т. ч. папуасов северо восточного берега Нов. Гвинеи (ныне Берег Миклухо Маклая). Выступал против расизма … Большой Энциклопедический словарь

    Миклухо-Маклай, Николай Николаевич - МИКЛУХО МАКЛАЙ Николай Николаевич (1846 1888) российский путешественник, антрополог, этнограф, природовед и общественный деятель. Украинец. В 1863 1864 гг. учился в Петербургском университете, из которого был исключён за участие в студенческом… … Морской биографический словарь

    - (1846 1888), этнограф, антрополог, зоолог, общественный деятель. В 1863 64 учился на физико математическом факультете Петербургского университета, уволен за участие в студенческих волнениях, завершил образование за границей. В 1869 вернулся … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1846 1888), путешественник, этнограф, антрополог. В 1864 исключён из Петербургского университета за участие в студенческом движении. Исследования по зоологии морских животных. Изучал коренное население Юго Восточной Азии, Австралии и Океании… … Энциклопедический словарь

    - (5 июля 1846 2 апр. 1888) рус. путешественник и ученый. Род. в с. Рождественском, близ г. Боровичи б. Новгородской губ. в семье инженера. В 1863 поступил в Петербург. ун т; в 1864 за участие в студенч. сходках был уволен из ун та без права… … Большая биографическая энциклопедия

  • Материал подготовил

  • ученик 6 «Б» класса

  • Фёдоров Иван

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (17.07.1846, имение Рождественское Новгородской губ. – 02.04.1888, Петербург)

  • русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи


Важнейшие экспедиции

  • В 1869 году Миклухо - Маклай при поддержке Императорского Русского Географического Общества получил разрешение совершить плавание к почти неизвестной тогда Новой Гвинее.

  • В 1870-1871 гг. корвет "Витязь" перешел из Кронштадта вокруг Южной Америки в залив Астролябия, подойдя к северо-восточному берегу Новой Гвинеи.


Важнейшие экспедиции

  • В 1871 – 1872г., 1876 – 1877г. и 1883г. Миклухо – Маклай жил на Новой Гвинее, занимаясь научной работой и собирая многочисленные коллекции.

  • В 1872 – 1876г. совершил путешествие в Филиппины, Малаккский полуостров, западную Микронезию и северную Меланезию, посетив острова Палау, Вуап (Яп) и архипелаг Адмиралтейства.

  • В 1878 г. занимался устройством биологической станции в Ватсон-бае (Австралия).

  • В течение 1879 г. путешествовал по Новой Каледонии, островам Лояльти, Ново-Гебридским, Адмиралтейства, Соломоновым, а также некоторым островам Микронезии.


Цели экспедиций

  • Антропологическое и этнографическое изучение коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана.

  • Доказательство видового единства и родства различных рас.


Карта путешествий Миклухо - Маклая


Миклухо – Маклай в Новой Гвинее

  • Более двух с половиной лет (1871,1876 и 1883г.) Миклухо – Маклай прожил на северо – восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Маклая), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев.

  • Всё своё время учёный проводил за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов).

  • Его тетради были полны записей и рисунков.


Миклухо-Маклай и новогвинейцы

  • Жители окрестных поселений Горенду, Гумбу и Бонгу считали ученого чуть ли не "достопримечательностью" своих мест - посланцем богов. Папуасов подкупила доброта русского пришельца - "каарам-тамо" - "человека с Луны", лечившего их и всегда готового придти на помощь.


Результаты экспедиций

  • Около 15 лет провел Миклухо-Маклай вдали от родины, выполнив обширный план антрополого-этнографических исследований на Новой Гвинее, островах Меланезии, Микронезии, Индонезии, на полуострове Малакка.

  • Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справедливость своих суждений огромным фактическим материалом, собранным им за время многолетних путешествий по Океании.

  • Активно выступал в защиту прав папуасов против готовящегося колониального раздела Новой Гвинеи Германией и Англией, обращаясь в русскую и иностранную печать с заявлениями протеста.

  • Безуспешно добивался от царского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию»: 1886г получил окончательный отказ от Александра III, который собственноручно начертал: "Миклухо-Маклаю отказать".


Жизнь во имя науки

  • До конца своей жизни Миклухо- Маклай работал над томами описания своих путешествий, полагая своей целью «успех науки и благо человечества »

  • Лишения, неудачи и хронические болезни подорвали здоровье учёного. 2 апреля 1888 г. он умер в возрасте 41-го года в клинике Виллие при Военно-медицинской академии г.Петербурга.

  • Был похоронен в г.Петербурге на Волковском кладбище, спустя 50 лет его останки перезахоронили на Литераторских мостках. Череп Миклухо-Маклая, согласно его завещанию, находится в Кунсткамере г. Петербурга, в отделе Австралии и Океании.


Вклад Миклухо – Маклая в науку

  • Во время своих путешествий учёный собрал богатейшие коллекции по антропологии и этнографии изучаемых им народов (в настоящее время хранятся в Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) в Санкт – Петербурге, в отделе Австралии и Океании согласно завещанию учёного).

  • Уже после смерти учёного были опубликованы 76 его научных работ, дневники и письма.

  • Труды учёного и поныне служат делу борьбы с колониализмом, с человеконенавистническими теориями и практикой современных расистов.


Память об учёном

  • Ещё при жизни Миклухо – Маклая его именем назвали северо – восточный берег Новой Гвинеи и гору, расположенную недалеко от залива Астролябия.

  • В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии академии наук (СССР).

  • День рождения Миклухо-Маклая (17 июля) является профессиональным праздником этнографов.

  • В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

  • В Москве есть улица Миклухо-Маклая.

  • О Миклухо – Маклае сняты художественные и документальные фильмы, написаны литературные произведения.


В честь Миклухо – Маклая создано множество произведений искусств

  • Робертсон Маклай рядом

  • с бюстом своего деда

  • бюст, г.Сидней

  • бюст, г.Севастополь


На родине учёного (Окуловка, Новгородская область)

  • Ежегодно проходят Маклаевские чтения.

  • В честь Миклухо – Маклая установлен памятник и открыт

  • музей.


По следам Миклухо - Маклая

  • В 2006г. в рамках российского проекта «Семеро смелых» состоялась экспедиция в Новую Гвинею: путешественники прошли через такие места, где еще никогда не было европейцев, сняли уникальный материал о людях, живущих на деревьях, об их быте и традициях.


К Юго-Восточной Азии относится полуостров Индокитай и продолжающий его на юге Малаккский полуостров, а также Индонезийский (или Малайский) и Филиппинский архипелаги. Народы этой части Азии прошли разные пути исторического развития, их представители живут в разных государствах, имеют неодинаковые антропологические признаки и говорят на многочисленных и разнообразных языках. Изучение истории и культуры народов стран южных морей интересно еще и потому, что наряду с современным, индустриально развитым населением, там по сей день можно встретить рассеянные в труднодоступных лесных областях небольшие коллективы людей, еще не достигших уровня цивилизации.

В Юго-Восточной Азии расположены: Республика Мьянма (Бирма, ок. 45 млн. человек), Королевство Таиланд (ок. 60 млн.), Лаосская народно-демократическая республика (ок. 5 млн.), Социалистическая республика Вьетнам (ок. 72 млн.), Королевство Камбоджа (ок. 10 млн.), Федерация Малайзия (ок. 20 млн.), Республика Сингапур (ок. 2,9 млн.), Республика Индонезия (ок. 190 млн.), Султанат Бруней (ок. 0,3 млн.), самостоятельная территория Восточный Тимор (ок. 0,8 млн.), Филиппинская Республика (ок. 66 млн.).

Рельеф континентальной и островной частей Юго-Восточной Азии сильно пересечен; наряду с обширными речными долинами здесь поднимаются высокие горы, много вулканов, в том числе действующих. Климат жаркий, влажный, соответствующий тропической, субэкваториальной и экваториальной зонам. В году только два сезона: сухой и дождливый. В Юго-Восточной Азии много рек, как небольших, так и столь круп-

ных, как Меконг, Менам, Иравади, Барито. Обширные области заболочены. Некогда вся Юго-Восточная Азия была покрыта лесами, но со временем их площадь сильно сократилась, хотя и сегодня они занимают обширные пространства. Очень богат растительный и животный мир. Здесь обитают крупные хищники, слоны, носороги, множество змей, других пресмыкающихся, птиц. Юго-Восточная Азия богата полезными ископаемыми: драгоценными металлами и камнями, оловом, ура-ном и др. В морях добывают жемчуг, ведется лов рыбы.

1. ГОСУДАРСТВА К НАРОДЫ НА ОСТРОВАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Самое крупное островное государство в Юго-Восточной Азии и во всем мире - Индонезия. Она расположилась на почти 14 тыс. островов, из которых обитаемы немногим более 6 тысяч. Это такие крупные острова, как Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси (во многих европейских языках два последних острова традиционно именуются, соответственно, Борнео и Целебес), большое число средних и мелких островов: Бали, Тимор, Молуккские и др. В состав Индонезии входит так же Ириан – Джая (Западный Ириан) - западная половина второго по величине острова Земли- Новой Гвинеи, географически относящейся к Океании.

Ученые полагают, что в глубокой древности, в ледниковый период, архипелаг представлял собой как бы мост между Азией и Австралией. Затем - вследствие движений земной коры и повышения уровня Мирового океана из-за уменьшения площади материкового оледенения - большая часть суши оказалась под водой Море играет в жизни народов Индонезии очень большую роль: само слово «родина» в самом распространенном из языков этой страны (малайском) переводили как «земля и вода».

Территория Индонезии- одна из тех областей пира, где происходило становление человека. В 1890 - 1892 гг. на острове Ява голландским исследователем Э. Дюбуа пыли обнаружены кости питекантропа - ископаемого человека, обитавшего там более 500 тыс.

лет назад. В эволюционном ряду предков человека питекантроп стоит на ступени, предшествовавшей появлению неандертальца. С тех пор сделаны новые находки, в том числе и относящиеся к более позднему времени, в том числе стоянки предков людей современного вида.

Острова Индонезийского архипелага демонстрируют весьма неравномерное развитие человеческой культуры. На Яве и юго-западной Суматре еще во второй половине I тыс. до н. э. стала зарождаться государственность, чему позднее способствовало и переселение в начале нашей эры в эти области групп населения из Южной Индии. Переселенцы принесли с собой многие знания и хозяйственные навыки, письменность, начатки науки, а также индуистскую и буддийскую религии. Однако наряду с этим еще в XIX в., а в некоторых глухих лесных местностях и сегодня, сохраняются первобытные племена и весьма отсталые народности.

Начиная с раннего Средневековья в Юго-Восточную Азию стали усиленно проникать арабские и персидские купцы и переселенцы - главным образом на Яву, а отчасти и на Суматру. С их влиянием связано довольно быстрое распространение на островах мусульманской религии.

С конца XVI в. Индонезийский архипелаг стал объектом колониальных захватов. Первыми прибыли туда в поисках пряностей португальцы и испанцы, которых сменили голландцы. В течение 350 лет Индонезия - под названием Нидерландской Ост-Индии - была колонией Нидерландов и только после 1949г. в результате длительной национально-освободительной борьбы стала независимым государством.

Антропологическая характеристика, языковой и этнический состав населения. По физическому антропологическому типу почти все более чем 200-миллионное население островов Индонезийского архипелага - включая и жителей малайзийских территорий северного Калимантана - относится к южным монголоидам; лишь на западе Новой Гвинеи живут папуасы-австралоиды.

Большие и малые народы и племена островов говорят на многочисленных языках. И большинстве своем что языки малайской группы, к числу которых принадлежат и государственные языки Идонезии - бахаса индонесиа, и Малайзии - малайский (по сути, это один и тот же язык с небольшими различиями в орфографии).

Наиболее многочисленны и развиты в экономическом и культурном отношении яванцы, основное население Явы, и сунды, проживающие на западе этого острова. С ними соседствуют проживающие в отдельных горных местностях Явы племена тенггеров и бадуи, сохраняющие пережитки первобытности.

Население Суматры очень сложно по своему составу. Территории, прилегающие к побережьям, занимают достигшие высокого уровня развития культуры и хозяйства народы-минангкабау, батаки и др. Наряду с ними, в труднопроходимых лесах острова, можно встретить малочисленные группы первобытных охотников и собирателей (кубу и др.).

Побережья Калимантана заселены малайцами, банджарами, китайцами. В лесах и заболоченных принизменностях внутренних районов Калимантана живут сотни народностей и племен, объединяемых собирательным именем даяков (так нередко называют жителей внутренних частей острова). Сами даяки до недавнего времени и не подозревали, что их так называют, и именовали себя по названиям племен. И только в последние десятилетия они и сами стали

называть себя даяками. В наиболее труднодоступных местностях внутреннего Калимантана сохранились племена пунанов и букитов, находящиеся на первобытной стадии развития.

Этнический состав населения острова Сулавеси также очень сложен. На севере его живут минахасы, на южных побережьях - бут и макоссары, создавшие еще в Средние века обособленные княжества. Внутренние области Сулавеси занимает группа народов, называемых тораджи. Как и некоторые другие народы глубинных районов Сулавеси, они еще сравнительно недавно - в XIX в. - значительно уступали в развитии своим соседям. Самым отсталым было малочисленное племя тоала, обитавшее в пещерах и находившееся по уровню куль-ауры на стадии каменного века. Сегодня быт и культура этих народов приближаются к уровню соседей.

На расположенных к востоку от Явы Малых Зондских островах (Нуса Тенггера) живут балийцы, сумба-ванцы и многие другие народы, создавшие собственные яркие культуры.

Еще далее на восток лежат Молуккские острова. Коренное население некоторых из них в Средние века было почти целиком истреблено или вывезено и продано в рабство испанскими и португальскими работорговцами, посещавшими эти земли в поисках пряностей: гвоздики, корицы, мускатного ореха, перца. Поэтому современное население Молукк в значительной мере составляют многочисленные выходцы из западных областей Индонезии.

Самая восточная область Индонезии - Ириан-Джая, часть острова Новая Гвинея, в прошлом была полностью заселена папуасами. В последние десятилетия туда происходит значительный приток переселенцев из западной Индонезии, заселяющих интенсивно осваиваемые побережья.

На многих островах Индонезии, особенно в городах Явы, Суматры и Калимантана, проживает много китайцев и выходцев из Индии. Они занимаются преимущественно торговлей, ремесленным производством, ростовщичеством и включены в сферу обслуживания населения.

Самый многочисленный народ Филиппин - бисайя (или висайя) - составляет около половины всего населения. Бисайя расселены на Минданао, Самаре, Лейте, Лусоне и ряде других крупных и мелких островов. Второе место по численности занимают тагалы (около четверти населения Филиппин) -один из наиболее культурных народов страны, проживающий в центральных областях Лусона и на других больших островах архипелага. Все эти народы, как и индонезийцы, говорят на языках малайской группы. Большая часть населения Филиппин - христиане, ряд небольших народов, именуемых моро (испанское название мавро), исповедует ислам. Как и на островах Индонезийского архипелага, на Филиппинах наряду с высокоразвитыми цивилизованными народами сохраняются отдельные группы весьма отсталых и даже первобытных племен. К их числу принадлежат племена Аэта, обитающие во внутренних труднодоступных горных районах, и некоторые другие. Государственные языки Филиппин - тагальский (называемый также пилипино) и английский.

Характеристика хозяйства. Хозяйственные занятия народов Юго-Восточной Азии, в том числе и ее островной части, очень разнообразны: от современных развитых аграрно-промышленных хозяйственно-культурных типов (видов хозяйства) до самых примитивных, основанных на простом присвоении даров природы.

В дебрях девственных лесов, а также в горах сохраняются племенные группы, добывающие средства существования охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений и мелкой живности. Для изыскания пропитания небольшие племенные группы - кубу, акит, сакая Суматры, пунаны и букиты Калимантана, семанги Малакки, аэта Филиппин и другие - вынуждены почти ежедневно передвигаться I по территориям своих племен, попутно собирая все съестное, включая насекомых, личинок, червей, змей, корешки, молодые побеги и плоды растений. Охотятся они с помощью бамбуковых копий, дубинок и другого

1 Филиппины долгое время (с конца XVI в. до 1898 г.) были колонией Испании, и поэтому здесь

довольно широко распространен испанский язык.

столь же примитивного оружия преимущественно на мелких и средних животных. Крупные животные становятся их добычей не часто. Эти племена испытывают частые длительные голодовки, особенно в сухие сезоны. Примитивность приемов их хозяйства и недостаток пищи в занимаемых ими заболоченных лесах непременно требует значительных пространств для охоты и собирательства. Между отдельными группами земли распределяются в соответствии с выработанными в течение веков правилами. Добычу средств к существованию охотой и собирательством эти племенные группы при возможности дополняют ловлей рыбы (для чего они порой прибегают к отравлению воды в водоемах с помощью растительных ядов), а в последнее время - и изготовлением на продажу изделий из дерева, кости, камня, раковин и т. п. Их орудия труда - простейшие палки, а оружие - копья, дубинки, главным образом, из бамбука. Из бамбука и других растительных материалов они плетут циновки и корзины для хозяйственных нужд, из дерева и листьев делают утварь, из внутреннего слоя коры (луба) некоторых деревьев - выделывают материал для одежды. Случалось, эти племена использовали куски металла, обработанные холодным способом (без нагрева). Из него делали ножи, наконечники для копий, а племена, знавшие применение лука, - и наконечники для стрел.

Изолированность групп бродячих охотников и собирателей - причина того, что обмен с соседями имел для них ограниченное значение и производился в так называемой немой форме: обменивающиеся стороны не вступали в непосредственный контакт, а оставляли в условленном месте предметы, предназначенные для обмена. Соседи лесных племен приносили металлические изделия, ткани, стеклянные бусы и другие украшения. Состав и количество обмениваемых предметов определялся традицией.

В наше время число бродячих лесных племен быстро сокращается. Они постепенно покидают леса и селятся около своих более развитых соседей. Государство по мере возможности оказывает этим малочисленным народам помощь, способствуя их переходу к зем-

леделию и другим видам занятий. При этом нередко происходит их аккультурация (интенсивное сближение с другой культурой) и даже ассимиляция малайцами. Те группы бродячих охотников и собирателей, что еще не ассимилированы более крупными народами и продолжают жить в лесах, тоже начинают заимствовать приемы простейшего земледелия с обработкой почвы при помощи палок или мотыг. На своих полях они чаще всего выращивают неприхотливые клубневые, растения.

Лесные области островных территорий Юго-Восточной Азии - зона распространения более сложной формы неорошаемого ручного земледелия - подсечно-огневой. Такой тип земледелия характерен для даяков Калимантана, папуасов Новой Гвинеи и ряда других народов. Подсечно-огневое земледелие предусматривает строгое разделение труда между полами. Мужчины рубят в сухой сезон деревья и кустарники, а когда тс высыхают, сжигают их. Выжигание леса освобождает поля от растительности (включая сорняки) и дает почве удобрение в виде золы. На подготовленном поле женщины роют палками или мотыгами ямки, куда сажают рис, кукурузу, клубни ямса, овощи. Участки постепенно зарастают сорняками, теряют плодородие, и всего через несколько лет поля приходится забрасывать и расчищать новые участки леса. Уход за полями обычно применяется самый простейший.

Собранный урожай бывает очень скудным, и его, как правило, не хватает для удовлетворения жизненных потребностей. На выручку приходят отчасти простейшее «птицеводство» - небольшое количество разводимых кур, отчасти- охота (главным образом, на диких свиней и травоядных животных), а также обмен продуктов в лесных промыслов - смол, змеиной кожи и т. п. – или (у племен морского побережья) жемчуга.

На лесные промыслы отсталых племен иногда возрастал спрос мировой экономики. В годы, когда в Европе и Америке появлялась мода на изделия из змеиной кожи, даяки начинали убивать змей в огромных количествах. И хотя в болотистых лесах змей очень и очень много, такой хищнический промысел приводил

к резкому снижению их численности. А ведь змеи - главные враги грызунов, поедающих урожай на полях. И не раз все кончалось тем, что поля запустевали, и наступал голод, - до тех пор, пока популяция змей не восстанавливалась.

К более высокому уровню хозяйства относится широко распространенное в Юго-Восточной Азии мотыжное земледелие с искусственным орошением. Основная культура при этом виде хозяйственной деятельности - рис. К числу народов, занимающихся ручным орошаемым земледелием, относятся: часть даяков Калимантана, горные батаки Суматры, некоторые группы тораджей Сулавеси, ифугао Филиппин, некоторые группы папуасов Новой Гвинеи.

Домашние ремесленные производства получили широкое распространение у этих народов. Изделия используются частью для своих нужд, но в основном идут на продажу туристам, музеям, коллекционерам. Постепенно эти производства превращаются в профессиональные ремесла. Художественный уровень изделий нередко очень высок, такие изделия представляют собой настоящие произведения искусства.

Более тысячи лет (с раннего Средневековья) ведущее занятие для большинства населения Юго-Восточной Азии - это орошаемое плужное земледелие. Этому благоприятствует климат, обилие рек. Местные природные условия позволяют получать два-три урожая в год. Главная культура повсеместно - орошаемый рис; наряду с ним выращивают бобовые и масличные растения, клубневые культуры, бананы, ананасы, манго, кофейное дерево, чай и многое другое. На Филиппинах большое значение имеет культура сахарного тростника. Из технических культур распространен каучуконос гевея.

Наиболее высокий тип хозяйства и культуры образует соединение плужного земледелия и индустриального развития. Этот хозяйственно-культурный тип характерен для народов Явы - яванцев и сундов, минангкабау и батаков Суматры, некоторых народов Калимантана и Сулавеси, большей части населения Филиппин. Своеобразны занятия жителей острова

Мадура, расположенного к востоку от Явы. Они, единственные в Юго-Восточной Азии, занимаются пастбищным и стойловым скотоводством, главным образом разведением крупного и мелкого рогатого скота.

Материальная культура. Предметы материальной культуры населения островных стран Юго-Восточной Азии нередко являются подлинными произведениями искусства, желанными объектами для коллекционеров и этнографических музеев. Некоторые народы сохранили традиционную материальную культуру почти в неизменной форме. У других- крупных развитых пародов - она испытала значительное европейское влияние, но во многом, в особенности в домашней жизни, сохраняет устойчивые черты. В Индонезии, Малайзии и на Филиппинах созданы многочисленные музеи народного быта.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным земледелием, теперь часто используют орудия фабричной выработки. У племен же, живущих примитивным земледелием, обработка полей, посев, жатва ведутся при помощи самодельных орудий. Таковы, например, сажальный кол - похожее на соху пахотное орудие, сделанное из суковатого дерева, разного рода мотыги, рабочие наконечники для которых делаются не только из металла, но также из камня и рога.

Эффективный и интересны различные виды оружия, которые выработали в соответствии со своим уровнем развития обитатели островов. Широко распространены у лесных жителей копья, которыми охотники владели и совершенстве. Наконечники для копий некогда изготавливались из камня или раковин, но теперь их делают из металла. А вот луки и стрелы используют лини, некоторые лесные племена. Лесные жители и сегодня редко используют для охоты ружья, распугивающие дичь шумом выстрелов. Вместо них они применяют духовые трубки сумпитан из бамбука или высверленных древесных стволиков. Из сумпитана стреляют маленькими стрелками, острия которых сманивают сильнейшим ядом. В приготовлении этого яда лесные племена достигли большого мастерства. Жи-

вотное, раненное такой стрелкой, скоро погибает, но мясо его остается при этом пригодным для употребления в пищу. Кстати сказать, в частых в прошлом межплеменных войнах отравленные стрелки не использовались.

Яванские кинжалы - крисы - знамениты своими лезвиями самых замысловатых форм. Рукоятки этих кинжалов покрывают резьбой, а ножны украшают орнаментом. В прошлом крисы использовались в качестве боевого оружия. Сегодня они сохраняют лишь обрядово-ритуальное значение, их носят как дополнение праздничной национальной одежды. Во всех музейных этнографических собраниях обязательно присутствуют даякские мечи мандау.

Лесные бродячие племена постоянных жилищ не строят, а устраивают в каждом месте ночлега платформы для сна из сучьев и листьев на деревьях или ветровые заслоны, в виде простейших шалашей. Деревни оседлых земледельцев в прошлом окружались высоким частоколом, что придавало им вид настоящих крепостей. Строительным материалом для него служили толстые колья, которые оплетали колючими растениями. Полосу земли вокруг частокола «минировали» заостренными бамбуковыми колышками. Теперь, когда военные столкновения практически прекратились, таких оград больше не строят. Поселения состоят либо из улиц, образуемых параллельными рядами жилищ, либо имеют беспорядочную (кучевую) планировку.

Дома, за исключением яванских, сооружаются на высоких столбах и имеют прочную тяжелую крышу, способную противостоять сильным ветрам. Для построек - как жилых, так и хозяйственных - характерны двускатные седловидные вогнутые крыши. Они встречаются на всех островах. Стены домов нередко покрывают искусной резьбой, назначение которой - охранять обитателей дома от злых сил. Интересны даякские поселения, состоящие из одного, двух или трех «длинных» домов, в каждом из которых обитает несколько семей. Такие дома также возводят на высоких столбах, а все поселение окружают труднопреодолимой оградой.

Интерьер сельских жилищ прост: на полу расстилаются циновки, на которых днем сидят, а ночью - спят; на стенах развешивают оружие, орудия, некоторые охотничьи трофеи, предметы утвари.

К числу наиболее сохраняемых элементов материальной культуры народов, населяющих страны южных морей (в том числе и таких развитых, как малайцы, ямайцы, сунды, тагалы и др.), относится народная одежда. У лесных народов одежда сведена к минимуму: мужчины носят набедренную повязку (которая в прошлом изготавливалась из таны - материи из древесного луба, а теперь чаще из покупной фабричной ткани), женщины- травяную или матерчатую юбочку. Обуви они, живя в заболоченных лесах, не носят. Зато неотъемлемую часть их наряда составляют различные украшения: ожерелья, ручные и ножные браслеты и г п. Их носят и мужчины и женщины. У многих племен существует обычай ритуальной татуировки, а так же боевой раскраски воинов. У некоторых народов примято подпиливать и чернить зубы или инкрустировать их вставками из различных металлов.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным земледелием, носят более сложную одежду- саронг. Он представляет собою прямой кусок ткани, которым женщины обертывают тело от груди до щиколоток, а мужчины носят наподобие длинной юбки. В последние десятилетия, наряду с привычными тканями и национальной одеждой, широкое распространение получили покупные фабричные ткани и одежда, причем не только среди горожан, но отчасти и среди сельских жителей. В городах часто наблюдается смешение традиционного и современного европейского стилей одежды. Служащие, представители интеллигенции носят одежду европейского образца, но нередко можно встретить и человека в костюме, состоящем из европейской рубашки, галстука и пиджака и в то же время - традиционного элемента: подобия штанов из цельного куска ткани, обернутого вокруг нижней части тела. Домашнем одеждой по сей день остается саронг. На его изготовление идет ткань батик, ныне получившая широкое распространение также в Европе и Северной

Америке. Это - высококачественная хлопчатобумажная ткань, окрашенная и орнаментированная путем сложной ручной обработки - «батикования». Батик очень дорог. Теперь продается очень много дешевых подделок. Батик, производимый с использованием воска, выделывается на Яве. В Малайзии тоже изготовляют батик, но с использованием не воска, а растительных масел; по качеству он хуже яванского.

Духовная культура. Обитатели лесов до сих пор верят в духов [анимизм, от лат. anima - душа), в животных и растительных предков (пережитки тотемизма), магические действия и шаманские обряды. Не так давно подобные верования были распространены среди многих теперь высокоразвитых народов. У даяков Калимантана бытовал обычай охоты за головами. Он был связан с верой, будто высушенная голова иноплеменника сообщает владельцу магическую жизненную силу. Этими головами пользовались в различных ритуалах и религиозных обрядах: свадьбах, при строительстве домов, заклинании духов и во многих других случаях. Считается, что этот кровожадный обычай ушел в прошлое, однако отдельные случаи охоты за головами известны у даяков даже после Второй мировой войны. Порой и теперь совершаются шаманские обряды в целях предсказания судьбы, исцеления и т. п. Среди оригинальных ритуалов интересен бытующий у жителей о. Бали танец на раскаленных углях, в наше время превратившийся в аттракцион для туристов.

По религиозной принадлежности большинство жителей современных островных государств Юго-Восточной Азии либо мусульмане (Малайзия, Ява, Суматра и отчасти Сулавеси, некоторые южные острова Филиппин), либо христиане (большая часть филиппинцев, отдельные группы населения Сулавеси и других островов). На острове Бали сохранилась древняя, принесенная из Индии религия, сочетающая элементы буддизма и индуизма. Здесь построено множество храмов, которые можно встретить в каждом уголке острова, проводятся различные, иной раз сложные и длящиеся много дней праздники поклонения добрым и злым

духам. Особую пышность имеют церемонии погребения (кремации)покойников.

Островитяне сохраняют разного рода классические народные танцы, оригинальную народную музыку. Интересен индонезийский оркестр гамелан, состоящий из ударных инструментов, издающих своеобразные «стонущие» звуки.

Самую большую популярность имеет театр теней паянг кулит, или кукольный театр ваянг пурво. В нем разыгрываются многодневные пьесы на мотивы древнеиндийского эпоса, а также на различные животрепещущие темы повседневной и политической жизни. Куклы этого театра - числом до двухсот - изготовлены из буйволовой кожи, их головы развернуты в профиль, руки- подвижные. Положительные и отрицательные персонажи различаются цветом, одеждой и т. и. Кукловод (даланг) одновременно выступаете роли ненца, рассказчика и автора многих реплик. В эпоху голландского колониального владычества представления на актуальные темы строго запрещались, так как н них в самом неприглядном свете изображались чиновники администрации, полицейские, утверждалось моральное торжество бедняков над богачами. Но постепенно все большее распространение получают американизированные виды культуры. Духовная культура народов Малайзии, Индонезии и Филиппин имеет яркие достижения. Так, особенностью фольклора малайцев и других народов являются пантуны - изящные по форме и разнообразные по содержанию четверостишия с перекрестной рифмой. У многих народов существуют давние литературные

традиции. Например, в литературе малайцев помимо переводов мусульманских религиозных книг издавна были известны хикаиаты - прозаические повествования, в которых буйная фантазия сочеталась с реалистическими описаниями исторических событий и жизненных фактов. Многообразно устное народное творчество народа минангкабау; его отличают, в частности, многочисленные сказки о хитроумном карликовом олене, устные импровизации. Наиболее известны каба - крупные произведения героико-приключенческого и назидательного характера, написанные ритмической прозой.

Все крупные народы этого островного мира имеют современную литературу, печать и другие элементы профессиональной культуры.

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии

Аборигены Юго-Восточной Азии

1. Интеллект аборигенов Юго-Восточной Азии

2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах

3. Размер мозга аборигенов Юго-Восточной Азии

4. Генетические и средовые детерминанты IQ аборигенов Юго-Восточной Азии

К аборигенами Юго-Восточной Азии принадлежит автохтонное население Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Филиппин и о-ва Борнео. В классической антропологии они именовались малайцами (Morton; 1849; Coon, Garn, Birdsell; 1950) или индонезийскими малайцами (Cole; 1965). Их расовая особенность была подтверждена генетическим анализом, выполненным Кавалли-Сфорца, Меноцци и Пиацца (Cavalli-Sforza, Menozzi, Piazza; 1994), согласно результатам которого эти народы составляют отдельный генетический «кластер». Они имеют генетическое родство с аборигенами Восточной Азии, с которыми до некоторой степени смешаны, но нос у них не такой плоский и эпикантус менее заметен.

Коренное население острова Борнео

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Глава 6 Аборигены Южной Азии и Северной Африки 1. Интеллект аборигенов Южной Азии и Северной Африки 2. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в Великобритании и Австралии 3. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в континентальной

Из книги автора

Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии 1. Интеллект аборигенов Юго-Восточной Азии 2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах 3. Размер мозга аборигенов Юго-Восточной Азии 4. Генетические и средовые

Из книги автора

1. Интеллект аборигенов Юго-Восточной Азии Показатели IQ выборок аборигенов Юго-Восточной Азии из пяти стран представлены в Таблице 7.1. Таблица 7.1. IQ аборигенов Юго–Восточной Азии В строках 1–4 даны величины IQ для Индонезии. В строке 1 приведен IQ в 86

Из книги автора

2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах Величины IQ выходцев из Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах и Нидерландах представлены в Таблице 7.2. Таблица 7.2. IQ аборигенов Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и

Из книги автора

3. Размер мозга аборигенов Юго-Восточной Азии Результаты исследований различий размера мозга между европейцами и аборигенами Юго-Восточной Азии приведены в Таблице 7.3. Таблица 7.3. Различия размера мозга (см 3) европейцев и аборигенов Юго-Восточной

Из книги автора

4. Генетические и средовые детерминанты IQ аборигенов Юго-Восточной Азии Величина IQ выходцев из Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах выше (93 балла), чем у местного населения Юго-Восточной Азии (87 баллов). Это различие можно приписать более высокому уровню жизни в

Из книги автора

1. Интеллект аборигенов Восточной Азии Исследования интеллекта аборигенов Восточной Азии проводились в Китае, Японии, Гонконге, Южной Корее, Тайване и в Сингапуре, где этнические китайцы составляют 76 % населения. Результаты этих исследований приведены в Таблице 10.1.

Из книги автора

2. Аборигены Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки Аборигены Восточной Азии обосновались во многих странах, включая Соединенные Штаты, Канаду, Европу, Бразилию и Малайзию. Наибольшее число исследований интеллекта аборигенов Восточной Азии вне Восточной Азии было

Из книги автора

3. Другие исследования аборигенов Восточной Азии вне Северо-Восточной Азии Исследования интеллекта аборигенов Восточной Азии, проживающих вне Северо-Восточной Азии и Соединенных Штатов, представлены в Таблице 10.3. Таблица 10.3. Другие исследования

Из книги автора

4. Аборигены Восточной Азии, усыновленные европейцами Было проведено шесть исследований интеллекта младенцев из Восточной Азии, усыновленных европейскими семьями в Европе и Соединенных Штатах Америки. Результаты представлены в Таблице 10.4. Таблица 10.4. IQ

Из книги автора

5. Гибриды аборигенов Восточной Азии с европейцами В Главе 4 приводилось немало свидетельств того, что величина интеллекта гибридов африканцев с европейцами находится в промежутке между величинами африканцев и европейцев. Можно ожидать, что уровень интеллекта гибридов

Из книги автора

9. Наследуемость интеллекта у аборигенов Восточной Азии Опубликовано всего лишь одно исследование наследуемости интеллекта у аборигенов Восточной Азии (Lynn, Hattori; 1990). В этой работе изучались корреляции между объединенными показателями 23 тестов для 543 пар идентичных и 134

Из книги автора

10. Средовые и генетические объяснения IQ аборигенов Восточной Азии Устойчиво высокие величины IQ аборигенов Восточной Азии в местах их исконного проживания в Восточной Азии, а также в Европе и на обоих материках Америки представляют проблему для сторонников средовой

Из книги автора

3. Аборигены Южной Азии и Северной Африки Первые группы людей, мигрировавших из районов Африки южнее Сахары, колонизировали Северную Африку и Юго-Западную Азию в период примерно от 100 000 до 90 000 лет назад. В период приблизительно 90 000–60 000 лет назад они колонизировали всю

Из книги автора

Из книги автора

8. Аборигены Восточной Азии Некоторые из народов Южной и Средней Азии начали колонизировать Северо-Восточную Азию в районе современного Китая от 60 000 до 50 000 лет назад, где они эволюционировали в аборигенов Восточной Азии и позже в арктические народы крайнего

Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии

(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах )

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы - монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых - чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству - совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии

(Праздник Навруз у Иракских Курдов )

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры - древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры - сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство - разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно - коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии

(Сингальский танец, Шри-Ланка )

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды - ораоны, брагуи, малто; южные - телугу, тамилы, каннара; центральные - пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения - их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии

(Посещение Тайского монастыря )

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы - сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная - от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии

(Праздник Дракона на улицах Китая )

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы, японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением.

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия - христианство.

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.