Казахи демография. Назарбаев рассказал о дружбе с путиным и схожести казахов с русскими. Последствия урбанизации

По данным Комитета по статистике, который замерял данные за разные отрезки 2018 года, количество выбывших из страны увеличилось примерно на 14% по сравнению с теми же периодами прошлого года. Если за первое полугодие 2017 страну покинули чуть более 15 тыс. человек , то за шесть месяцев этого года — уже более 17 тыс . При этом более 90% граждан уезжают в страны СНГ.

Если же перейти к более детальному описанию демографических процессов в Казахстане, можно констатировать, что меняется не только количественный, но и национальный состав страны. И есть летописцы этих перемен — такие, как учёный-демограф Александр Алексеенко , доктор исторических наук и профессор Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова. По словам Алексеенко, ещё в 50-60-х годах прошлого века республика пережила огромный демографический взрыв. И этот процесс, по словам учёного, во многом предопределил будущее страны.

Sputnik Казахстан поговорил с Алексеенко о демографическим будущем Казахстана и убедился, насколько крепка связь времен.

Детей и внуков стало меньше

Является ли большой проблемой старение населения нашей страны?

— Население в ближайшее время начнёт стремительно стареть. Мое поколение — 50-60-х годов прошлого века, периода подъёма рождаемости — уже начинает стареть.

Но у этого поколения есть дети, внуки…

— Дети есть. Но демографический взрыв всегда больше, чем его волны. Потому что следующее поколение живёт в других условиях. У них рождаемость, количество детей в семьях уже ниже.

Последствия урбанизации?

— Да, урбанизация, плюс получение образования. Я своих студентов спрашиваю: "Сколько у тебя бабушек-дедушек?" — "О, много". Родителей уже меньше. "А сколько вас в семье?" — и пирамида из трёх поколений стремительно переворачивается острием вниз. Другими словами, если взять среднее число рождений на одну женщину, так называемый суммарный коэффициент рождаемости в начале 60-х годов у казахов был 7,4-7,5. То есть столько рожала одна женщина. А сейчас он составляет 2,8.

Тоже немало.

— Немало, но за два поколения средняя казахская семья «потеряла» пять детей. Это очень быстро. А так как идёт мощнейший процесс урбанизации, сейчас будет быстрое снижение рождаемости. А поколение 50-60-х будет всё быстрее уходить. Поэтому динамика роста населения резко сократится.

Интересуют ваши расчеты: какой национальный состав будет в Казахстане, например, через 10 лет и через 20?

— Через 10 лет будет примерно 80% казахов, 20% — представителей других национальностей: в пределах 15% русских, 5% — других. Среди этих пяти процентов, конечно, больше будет узбеков.

А что касается 20-летнего прогноза? Такой временной зазор я взял из тех соображений, что он близок к устоявшемуся в науке поколению — 25 годам?

— Контекст большой — политический, социально-экономический, поэтому сказать сложнее…

Если исходить из неких тенденций, которые мы наблюдаем уже сегодня и договариваемся взять их за основу прогноза…

— Мы определились с 10 годами. А потом процессы, о которых мы говорим, будут несколько более быстрыми. Почему? Потому что тот процент русского населения, который есть сейчас, сконцентрирован в старшем возрасте "40+". Они будут постепенно уходить в мир иной. Процесс воспроизводства, уровень рождаемости будут определять казахи, а уровень смертности — в значительной мере русские. Через 20 лет при сегодняшней тенденции, при движении возрастной структуры без влияния внешних факторов 90% населения Казахстана будут представителями титульной нации. Русских — процентов 5-7. Это последствия демографического взрыва у казахов и волн старения у русских.

Естественный процесс

Этот демографический взрыв начался в двухтысячных годах?

— Нет, мы говорим о том, что у казахов он был в те же 50-60-е годы, когда резко снизилась смертность, а рождаемость сохранялась на высоком уровне, потому что казахи проживали в основном в сельской местности. В 80-е годы у этого поколения начали появляться дети — тогда среднестатистическое количество детей в семье уменьшилось, но так как много стало молодых мам, число рождённых резко увеличилось.

Увеличилось количество матерей за счет прироста предыдущих поколений 50-60-х?

— Да. И в 80-х был огромный рост рождаемости, в основном у казахов. В настоящее время начинается третья волна: в 2000-е годы у рождённых в 80-х начали рождаться дети. И пошла новая волна рождаемости.

Были ещё 90-е и резкий спад…

— …и сейчас рождаемость должна снизиться.

Мононациональное государство

Пользуются ли демографы термином «мононациональное государство»?

Хотелось бы понять, какое государство можно назвать моноэтническим, мононациональным — есть ли статистические границы?

— Это государства с более 90% представителей титульной нации, которые в них проживают.

То есть, исходя из вашего прогноза, через 20 лет Казахстан может стать мононациональным?

— Да, уже сейчас становится. Это не говорит о том, что будет какое-то давление, «выдавливание», дискриминация. Все идёт естественным путем. И механизм был запущен ещё лет 50 назад.

Социализм, рождаемость, будущее

Вы хотите сказать, что именно 60-е годы XX века определили движение Казахстана к моноэтничности?

— Да. Советское время - всё произошло именно тогда, 50-60-е годы - для демографии казахов это было «золотое время». Потому что численность казахов, если взять перепись населения 1959 и 1989 годов, увеличилась почти в 2,5 раза . Это огромный рост за 30 лет — за всего одно поколение.

То есть это явление даёт свои плоды сейчас, спустя десятилетия?

— Суть заключается в том, что индустриальные функции, городские, которые ведут к снижению рождаемости, выполняли "нетитульные", и у них было резкое падение рождаемости. А казахи оставались в сельской местности при всех социалистических преференциях, которые были — бесплатная медицина, бесплатное образование и прочее, — семья нагрузки почти не несла. Это был «золотой период», который даётся не часто и не многим народам в истории. Так совпало. И количество образованных людей среди казахов было одним из самых высоких в Союзе — и точно самым высоким в Казахстане, выше, чем у русских и других, если взять долю людей в своем этносе, получивших образование, не в проценте от общей численности. Но это и привело к тому, что у следующего поколения было снижение рождаемости. Так всегда: чем лучше образование, тем ниже рождаемость. То есть сейчас запущен алгоритм: чем более высокими темпами создается мононациональное государство, — а это означает, что представители титульной нации занимают те "городские" ниши, заполнение которых когда-то привело к снижению рождаемости у русских, — тем быстрее рождаемость пойдёт на спад.

Для своих изысканий вы пользуетесь только официальной статистикой или есть и другие источники?

— Нет, как я проведу исследования? Только официальная статистика. У нас статистика, кстати, неплохая. Зря ругают. У нас есть этническая статистика — неполная, но есть. Можно найти очень хорошие демографические данные. Ругают статистику те, кто берёт какую-то отдельную цифру и пытается на её основе сделать какой-то глобальный вывод. Надо брать её в контексте очень многих позиций.

Для справки. Население Казахстана на 1 сентября 2018 составляет 18,3 миллиона человек . На момент обретения независимости в 1991 году в стране жили 16,7 миллиона.

Широко отметил государственный праздник - День Первого Президента Республики. Он установлен в 2012 году в честь Нурсултана Назарбаева - бессменного лидера казахского народа уже почти три десятка лет.

1 декабря 1991 года в республике прошли первые президентские выборы, на которых победил Назарбаев. В последующие годы он еще пять раз подтверждал свои полномочия на всенародном голосовании.

В день праздника на площади перед Акордой - резиденция Нурсултана Назарбаева в Астане - состоялась торжественная церемония поднятия штандарта президента Республики Казахстан.

Нурсултан Абишевич, каким вам видится будущее Казахстана, азиатского региона и мира в целом? Куда все катится, к чему идем?

Это неблагодарное дело говорить о будущем - мы не пророки. И если можно от этого отойти, можно сказать, что будущее известно только Создателю, который создал этот мир, всех нас. Как мы видим Казахстан? Его нельзя видеть в отрыве от наших центральноазиатских соседей, от России , с которой у нас огромная протяженность границ, и от Китайской Народной Республики тоже. Почти 2000 километров границ. От их развития, состояния будет зависеть все. Говорят, если ты засеял свою землю, а у соседа растет сорняк, у тебя тоже будет сорняк. Поэтому желать соседям, с которыми мы торгуем, развития очень важно. Так что от многих составляющих зависит. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы сможем сделать так, чтобы быть в разряде 30 государств, - отметил Назарбаев.

Есть факторы, которые влияют на будущее, например, фактор вашей личной дружбы с Путиным . Ваши отношения с ним можно назвать личной дружбой?

Да, можно.

Это тоже фактор, который влияет на будущее всей Евразии?

Здесь, можно сказать, особый случай. Как только Владимир Владимирович Путин в 2000-м году пришел в политику, я с первых дней контактирую с ним, мы решаем вопросы, причем пришлось решать очень сложные вопросы совместно. Это определение общей границы - 7 тысяч 500 километров. Каждый метр, каждый километр надо было описать. Помните, с Китаем сколько? Сто лет не могли решить этот вопрос! И точно так же не могли провести границу в Каспийском море. И это были непростые вопросы. Допустим, проблема космодрома Байконур. И все это решилось благодаря доверию, добрым отношениям с Владимиром Владимировичем, которые продолжаются до сегодняшнего дня. И все вопросы интеграционные, которые происходили за это время и в СНГ, и в ЕврАзЭс. Взаимоотношения с нашими соседями разными бывают. И мы решаем все вместе, в нашем интеграционном объединении. Безусловно, Россия занимает центральное место. И по человеческим ресурсам, и по экономике. Поэтому эти отношения помогают сегодня. Я уже заявлял, что межгосударственны отношения России и Казахстана являются вообще эталоном, примером. Если бы такими были отношения между многими соседями в мире, мы бы не имели таких трудностей, которые сейчас переживаем.

Расскажите, вы по-прежнему за столом поете советские, русские песни?

Я вырос на них.

Это то, что объединяет русских и казахов духовно?

Да. Мы отсюда можем перейти на другую тему. Я воспитывался в двух культурах - родной казахской и русской. Так получилось в наше время. Мы выросли в советское время. Были единая страна и единое понимание. Были комсомол и партия. Был энтузиазм. Была молодость. Мы пели песни. Все эти песни за душу хватают до сих пор. Много их разных. Русские песни певучие, как раздолье, как поле, как река, как волны. И казахские песни певучие. Один американский гость у меня спросил, почему так громко кричат, когда песни поют? Есть же микрофон. Посмотрите, какая у нас степь, ответил я. Едет казах по этой широкой степи и поет на все раздолье, чтобы песню слышали. Так что у нас есть в этом схожесть.

За годы независимости численность русского населения страны сократилась в полтора раза

Опубликованные на прошлой неделе итоги всеобщей переписи населения Казахстана, проведенной в феврале-марте 2009 г., дают хороший повод оценить изменение его этнического ландшафта за годы независимости. «Этнические» результаты переписи 2009 г. тем более интересны, что накануне распада СССР Казахстан являлся самой полиэтничной союзной республикой, в которой казахи составляли менее половины населения, лишь недавно став относительным большинством, а большинство жителей принадлежали к европейским по происхождению этносам, главным образом - славянам.

Кардинальный перелом демографических процессов, сложившихся в течение советского периода, произошел в Казахстане, также как и в России, в начале 1990-х гг. Уровень рождаемости казахов опустился до уровня простого воспроизводства населения, а европейских этносов - еще ниже. Кроме того, резко увеличился миграционный отток европейского населения, которое в условиях превращения административных границ между республиками в государственные было поставлено перед жесткой необходимостью определиться со своим гражданством и страной проживания. Поскольку же европейские этносы накануне распада СССР в Казахстане численно преобладали, его население к концу 1990-х гг. заметно сократилось, уменьшившись по сравнению с 1989 г. на 7,7%.

Наиболее заметным изменением этнического ландшафта стало значительное увеличение численности титульного этноса. Накануне распада СССР в Казахстане, согласно официальным данным республиканского агентства по статистике, проживало 6,5 млн. казахов (40,1%) и 6,1 млн. русских (37,4%), то есть их численность была сопоставимой. К 1999 г. количество русских сократилось до 4,5 млн. чел., а казахов – увеличилось почти до 8 млн. чел. В итоге казахи, которые с 1930-х гг. являлись на территории своей республики этническим меньшинством, составили 53,4% ее жителей, превратившись в абсолютное большинство, а доля русских опустилась ниже 1/3 (30%).

Численность других европейских этносов в течение 1990-х гг. сократилась еще более значительно. Так, количество украинцев и белорусов снизилось почти на 2/3, а общий удельный вес восточных славян, достигавший в 1989 г. 43,9% населения и превышавший долю казахов, снизился до 34,4%, что привело к потере ими численного превосходства.

Наиболее значительно уменьшилось количество немцев, сократившееся в 2,7 раза. Если в 1989 г. их насчитывалось 946,9 тыс. (5,8%), то в 1999 г. – всего 353,4 тыс. чел. (2,4%).

Столь резкое сокращение немецкого населения Казахстана во многом было вызвано активной миграционной политикой ФРГ, стимулировавшей его возвращение на историческую родину. Еще более значительной была депопуляция менее многочисленных народов. Численность греков сократилась в 3,6 раза, башкир и мордвы – в 1,8 раза, молдаван – в 1,7 раза, болгар - в 1,5 раза, татар, поляков и армян - в 1,3 раза. Частично они, прежде всего украинцы и белорусы, были ассимилированы русскими, сменив свою этническую самоидентификацию, частично эмигрировали из республики.

Эмиграция «некоренного» населения из Казахстана после распада СССР приобрела особый размах. В первые годы после обретения независимости из республики уезжало по 300 тыс. человек, а в 1994 г. число эмигрантов достигло 477 тыс., превысив население Атырауской области. Затем размах эмиграции несколько снизился, временно увеличившись лишь в 1997 г., когда из республик уехало 300 тыс. чел. Всего же население Казахстана за счет миграций сократилось в течение 1990-х гг. на 1,8 млн. чел.

Рождаемость и естественный прирост коренных этносов Центральной Азии, проживавших в Казахстане, напротив, оставались высокими. Количество дунган в республике к концу 1990-х гг. увеличилось на 23,3%, уйгур - на 15,9%, узбеков - на 12%.

Особенно значительные изменения претерпело соотношение народов, исторически исповедовавших христианство и ислам. К концу советского периода население Казахстана было преимущественно христианским. В 1989 г. на территории республики проживало 7,6 млн. мусульман (47,3%) и 8,3 млн. христиан (51%). К концу 1990-х гг. они поменялись местами. По данным переписи 1999 г. в республике насчитывалось 9,1 млн. мусульман (60,7%), и 5,6 млн. христиан (37,5%). Если накануне распада СССР среди жителей Казахстана преобладали христиане, что отличало его от мусульманских республик Средней Азии, то спустя всего десять лет большинством стали уже мусульмане.

Следует учитывать и то обстоятельство, что этническая статистика в Казахстане, подобно расовой статистике в США, имеет крайне важное политическое значение.

Для казахов, численность которых в результате голода и массовой эмиграции начала 1930-х гг. в Монголию и Синьцзян сократилась как минимум в два раза, после чего они вплоть до конца 1970-х гг. уступали по численности русским, крайне важным является демографическое доминирование. Эта установка, видимо, повлияла и на подведение результатов переписи 1999 г., в материалах которой были скорректированы итоги предыдущей всесоюзной переписи 1989 г. Если по данным Госкомстата СССР численность населения Казахской ССР в 1989 г. составляла 16 464,5 тыс. чел., то в изданиях Агентства Республики Казахстан по статистике приводится цифра 16 199,2 тыс. чел. Тем самым население Казахстана накануне распада СССР "сократилось” на 265,3 тыс. чел. (на 1,6%).

Численность различных этносов при этом “снизилась” неравномерно. Количество русских и белорусов уменьшилось на 2,6%, украинцев – на 2,3%, а казахов – всего на 0,6%. Если исходные данные переписи 1989 г. сравнить с результатами переписи 1999 г., станет очевидным, что население Казахстана сократилось не на 1,2 млн., а на 1,5 млн. чел. (на 9,2%). Столь масштабного сокращения населения в этот период не переживала ни одна из бывших союзных республик. Главным объектом «корректировки» стали славяне, общая численность которых сократилась бы не на 1977 тыс., а на 2168,4 тыс., в том числе русских – на 1748,4 тыс. Занижение исходного числа казахов, напротив, увеличило их итоговый прирост, составивший не 1450 тыс., а 1488 тыс. чел. Тем самым статистические органы смогли не только «уменьшить» масштабы депопуляции населения, но и «повысить» долю титульного этноса, представив этнический ландшафт страны в более выгодном свете.

В течение первого десятилетия 2000-х гг. демографические процессы в Казахстане приобрели более плавный характер, сохранив, однако, сложившиеся на протяжении предыдущего периода тенденции. В связи со значительным сокращением миграционного оттока и повышением рождаемости, особенно у коренных этносов, сокращение населения сменилось его ростом. Согласно официальным данным переписи 2009 г. численность жителей Казахстана по сравнению с 1999 г. увеличилась более чем на 1 млн. чел., составив 16 млн. 5 тыс. чел.

Тем не менее, население Казахстана все еще меньше того, что проживало в республике накануне распада СССР.

В материалах предыдущей переписи 1999 г. численность жителей республики в 1989 г. оценивалась в 16 млн. 199 тыс. чел., а по данным всесоюзной переписи 1989 г. население Казахской ССР составляло 16 464,5 тыс. чел. То есть, население суверенного Казахстана все еще почти на 0,5 млн. (2,8%) меньше «советского» уровня. Это обстоятельство особенно интересно в сопоставлении с Россией, где сокращение населения с 1989 г. примерно на 3,5% подается в западных СМИ как катастрофическое явление и главный сдерживающий фактор ее социально-экономического развития.

Численность казахов в первом десятилетии 2000-х гг. продолжила быстро расти. По сравнению с 1999 г. их количество увеличилось на 1/4, а по сравнению с 1989 г. – более чем в полтора раза. Если накануне распада СССР в Казахстане проживало 6,5 млн. казахов, то в конце 1990-х гг. – 8 млн., а к 2009 г. их численность составила 10,1 млн. чел. Такой прирост населения был обусловлен высокой рождаемостью и низкой смертностью казахов. По данным казахстанской статистики за 2008 г. уровень рождаемости среди казахов составил 27, смертности – 7, а естественного прироста – 20 чел. на 1000 населения. Кроме того, численность казахов возрастала в результате миграционного прироста. В том же 2008 г. населении республики за счет миграционного притока казахов увеличилось на 39,5 тыс. чел. Во многом это было следствием активной политики по репатриации оралманов – казахов, проживавших в странах СНГ и дальнего зарубежья. Только в 1990-е гг. на территорию республики переселилось 184 тыс. оралманов, большинство которых прибыли из Монголии, где уровень значительно ниже, чем в Казахстане.

Помимо казахов быстро увеличивалась и численность второго по демографическому потенциалу коренного этноса Казахстана – узбеков. В 1989 г. их насчитывалось 331 тыс., в 1999 г. – 371 тыс., а в 2009 г. – уже 457 тыс. Причем по уровню естественного прироста в последние годы они заметно опережают казахов. Рождаемость среди узбеков в 2008 г. составила 33, смертность – 6, а уровень естественного прироста – 27 чел. на 1000 населения, что на 1/3 выше соответствующих показателей у казахов. Большинство из них (свыше 80%) проживают на территории граничащей с Узбекистаном Южно-Казахстанской области, где они образуют компактные районы расселения около Чимкента и Кентау.

Численность европейского населения Казахстана продолжила сокращаться, хотя и не так быстро, как в предыдущие годы. Количество русских в 1999-2009 гг. уменьшилось почти на 700 тыс. человек, а по сравнению с 1989 г. – на 2,3 млн. К 2009 г. их насчитывалось около 3,8 млн. чел., что в полтора раза меньше, чем накануне распада СССР. Тем не менее, русские пока остаются вторым по численности народом Казахстана, составляя немногим менее 1/4 (23,7%) его населения.

Еще быстрее сокращается число украинцев, уменьшившееся за последнее десятилетие почти на 40%.

Если в 1999 г. их насчитывалось 547 тыс., то в 2009 г. – только 333 тыс. Но наиболее впечатляющими темпами сокращается немецкое население, численность которого за десять лет снизилась в два раза, а по сравнению с 1989 г. – более чем в пять раз. Накануне распада СССР в Казахстане проживало почти 950 тыс. немцев, являвшихся третьим по численности народом республики, в конце 1990-х гг. – 354 тыс., а к 2009 г. их осталось всего 178 тыс.

Примечательно, что сокращение европейского населения в последние годы почти не связано с отрицательными показателями его естественного прироста и вызвано, прежде всего, миграционным оттоком. Так, естественная убыль русских с 1999 по 2008 г. снизилась с -5,4 до -2,7 чел. на 1000 населения, в связи с чем они приблизились к уровню, позволяющему говорить о воспроизводстве населения. Показатели естественного прироста немцев вообще являются положительными и увеличились за этот период с 3,5 до 10 чел. на 1000 населения. Высокой остается естественная убыль украинцев (-12,7 чел. на 1000 населения за 2008 г.), однако объясняется она, по-видимому, сменой этнической идентификации и ассимиляцией их другими народами республики, прежде всего русскими. Сокращение естественной убыли европейского населения Казахстана во многом напоминает развитие демографической ситуации в России и связано, главным образом, с адаптацией населения к новым экономическим условиям, в связи с чем рождаемость начинает приближаться к показателям последних десятилетий советского периода.

При этом миграционная убыль европейского населения, достигшая к середине первого десятилетия 2000-х гг. своего минимального уровня, в последние годы вновь стала расти. Если в 2007 г. число жителей Казахстана за счет миграционного оттока (количество выбывших за минусом числа прибывших) сократилось на 22,8 тыс. русских, 2,8 тыс. украинцев и 2,5 тыс. немцев, то в 2008 г. – уже на 25,4 тыс. русских, 3 тыс. украинцев и 2,6 тыс. немцев.

Причины эмиграции «некоренного» населения связаны с целым комплексом факторов, главным из которых является курс на построение казахского национального государства, где прочим этносам отводится роль этнических диаспор.

Наиболее ярким проявлением этого курса является повсеместное введение казахского языка, который по конституции и закону о языках может употребляться во всех сферах государственной и общественной жизни наравне с русским. Тем не менее, начиная с 2006 г. документооборот в республике последовательно переводится на казахский язык, которым плохо владеют не только русские, но и многие казахи. Эти закономерные процессы становления национального государства вызывают у русских вполне обоснованные опасения за будущее своих детей, заставляющие их задуматься о переезде в Россию. Примечательно, что именно с середины 2000-х гг., когда началось введение казахского языка, эмиграция славянского населения из Казахстана вновь усилилась.

Ощутимым в последние годы является и усиление националистических настроений среди казахского населения республики, также напоминающее развитие ситуации в России. Ярким примером этого является острая дискуссия вокруг разработанной по поручению президента Н. Назарбаева доктрины национального единства, главной идеей которой является формирование гражданской казахстанской нации по западному образцу. Протесты казахских национал-патриотических кругов, представленных главным образом интеллигенцией и молодежью, а также предложенные ими альтернативные концепции национальной политики, ориентированные на развитие титульной нации и откровенно игнорирующие интересы остальных этносов, заставили правящие круги заявить о прекращении обсуждения этого документа. Кроме того, опасения «некоренного» населения вызывает и политика будущего президента Казахстана, который почти наверняка будет вынужден учитывать рост национализма среди казахского населения.

В этих непростых условиях Казахстан в ближнее- и среднесрочной перспективе почти наверняка столкнется с продолжением, а возможно – и усилением миграционного оттока европейского населения.

По прогнозам казахстанских аналитиков только по программе переселения соотечественников в Россию из Казахстана может переселиться до 600 тыс. человек, что составляет около 1/7 всего русского населения республики.

Причем большая часть соотечественников пока переселяется в Россию вне этой программы. В течение двух-трех десятилетий удельный вес казахов может составить 70-80% населения, приблизившись к уровню соседних республик Средней Азии, а русские, численность которых накануне распада СССР была сопоставимой с титульным этносом, окончательно займут место этнического меньшинства. Как следствие, этнический облик Казахстана будет становится все более «азиатским», а конфессиональный – мусульманским.

При этом плотность населения Казахстана, граничащего с перенаселенным Китаем, Средней Азией, и расположенного неподалеку от демографически избыточных государств Среднего Востока и Южной Азии, остается самой низкой на территории СНГ и по данным на 2009 г. составляет всего 5,8 чел. на 1 кв. км. Учитывая сравнительно невысокие по сравнению с другими азиатскими странами темпы прироста населения, Казахстан по-прежнему будет испытывать его нехватку, которая в связи с эмиграцией европейских этносов только усилится. Поэтому демографические проблемы по-прежнему будут являться одним из самых острых вопросов его политического и экономического развития.

Специально для Столетия

Саиде 24 года, она родилась в Шымкенте, а сейчас проживает в Венгрии, в городе Будапеште. Она работает в международной IT-компании со штаб-квартирой в Великобритании, передает .

Фото из личного архива

В 18 лет Саида из Шымкента отправилась учиться в Астану.

“Помню тот день, когда я летела в самолете, только что выпорхнувшая из гнезда родителей, я сказала себе: «Пусть Астана будет мне транзитом в дальние страны ».

Что ж, слова, прозвучавшие как молитва у юной девушки, начали осуществляться. Конечно же, не без усилий и сильного желания.

"Во время моей учебы в ЕНУ я выиграла грант на обучение по академической мобильности (обмен студентами) в Братиславу, Словакию. С того дня, можно сказать, моя жизнь кардинально изменилась, мое мировоззрение, мышление поменялось: мне хотелось получить больше знаний, увидеть больше мест, познакомиться с разными культурами и национальностями.”

Фото из личного архива

Саида начала искать разные стипендиальные программы магистратуры, ее выбор пал на Венгрию. Девушка поступила в университет по программе, которая предоставляла возможность бесплатного обучения в любом вузе Венгрии на английском языке, также правительство Венгрии выплачивало ежемесячно стипендии студентам.

В Будапеште Саиде очень нравится и она уже успела заметить некоторые отличия столицы Венгрии от Астаны .

“Климат в Будапеште очень мягкий и благоприятный, здесь никогда не бывает сильных ветров, и только зимой температура уходит чуть за минус.

Фото из личного архива

Если в центре Астаны построили кучу небоскребов, то здесь вы не найдете ни одного. Весь старый центр Будапешта полностью под защитой ЮНЕСКО , дабы сохранить классическую архитектуру зданий.

Пробок в городе практически нет, так как в Венгрии хорошо развит общественный транспорт. В Будапеште очень много минеральных вод и спа-центров, как и по всей стране . Сами венгры иронично смеются: «в мире есть нефть, а у нас термальные источники».

В Будапеште, как и в Астане, очень много финансовых и IT-ведомств, международных компании. Постоянно проходит большое количество бизнес-форумов, конференций и выставок, говорит девушка.

Фото из личного архива

"А еще в Будапеште тоже есть красивая набережная, ведь этот город - “жемчужина Дуная”. Венгры, как и казахи - мясоеды . Практически, каждое их меню состоит из мяса, а национальное блюдо - гуляш.

А еще они очень торжественно и празднично отмечают свадьбы и знаменательные события, поэтому они похожи на наши тои . Кстати, в некоторых регионах Венгрии сохранилась традиция, схожая с казахским “бесікке салу”, - поделилась девушка.

Саида скучает по Казахстану, поэтому старается встречаться с казахской диаспорой в Будапеште, посещать мероприятия , организованные Посольством РК и поддерживать связь с казахстанцами.

“Цитирую казахскую пословицу “Туған жердің қадірін шетте жүрсең білерсің”, что в переводе означает: “Как родина дорога, поймешь, когда на чужбину попадешь », хочу сказать: несмотря на то, что Будапешт мне очень нравится, Казахстан есть и всегда останется моей Родиной.”

Авторы Михаил Владимирович Алейников - канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории; Иван Евгеньевич Боровиков, соискатель. Алтайская гос. академия образования (АГАО) им. В. М. Шукшина, г. Бийск.

Казахстан, наш партнер по Евразийскому союзу, инициатор постсоветской интеграции, вместе с Белоруссией считается самым благополучным относительно судеб русского вопроса в сравнении с прочими постсовесткими республиками. Тогда почему из Казахстана по программе переселения соотечественников в Россиию, и еще до ввода этой программы шел стабильный отток русскоцентричного населения? Предлагаем очень качественный анализ экспертов о русском измерении национального вопроса в Казахстане.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савоскул С. С. Русские в новом зарубежье. Выбор судьбы. - М., 2001. - С. 347; Тишков В. А. Русские в Средней Азии и Казахстане. Исследования по приклад­ной и неотложной этнологии. - М., 1993. - № 51. - С. 4.

2. Беликов В.Д., Четверикова-Беликова С. И. Вехи истории Руси. - Буэнос-Айрес - Новосибирск, 2006. - С. 68.

3. Лад. - 2003 № 4. - С. 9.

4. Население Республики Казахстан по национальностям и владению языками. - Алматы, 2000. - Т. 2. - С. 10­12.

5. Ларюэль М., Пейруз С. «Русский вопрос в независи­мом Казахстане: история, политика, идентичность. - М., 2007. - С. 27.

6. Макаренко А. Ф. Украинцы. - Алма-Ата, 1998. - С. 22.

7. Национальный состав населения Республики Казах­стан. Итоги переписи 1999 г. в Республике Казахстан. - Алматы, 2000. - Т.1. - С. 6.

8. Хлюпин В. Н. Геноцид. Русские в Казахстане: трагичес­кая судьба. - М., 2001. - С. 46.

9. Краткие итоги переписи населения 1999 года в Респуб­лике Казахстан. Стат. сб. - Алматы, 1999. - С. 102, 108.

10. Садовская Е. Некоторые политические аспекты эмиг­рации русскоязычного населения из Казахстана // Со­временные этнополитические процессы и миграцион­ная ситуация в Центральной Азии. - М., 1998. - С. 82.

11. Национальный состав населения Республики Казах­стан. Итоги переписи 1999 г. в Республике Казахстан. - Т. 1. - Алматы, 2000. - С. 38.

12. Лад. - 2003. № 1. - С. 8.

13. Курганская В.Д., Дунаев В. Ю. Казахстанская модель межэтнической интеграции. - Алма-Ата, 2002. - С. 187.

14. Население Республики Казахстан по национально­стям, полу и возрасту. - Алматы, 2000. - Т. 4, ч.1. - С. 6–9.

15. Занятое население Республики Казахстан по нацио­нальностям и занятиям. Итоги переписи населения в 1999 г. в Республике Казахстан.- Алматы, 2001. - Т. 3. С. 5.

16. Масанов Н. Е. Национально-государственное строи­тельство в Казахстане: анализ и прогноз // Вестник Ев­разии. - М., 1995. - № 1. - С. 120.

18. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999. - С. 195.

19. Лад. - 1995. - № 7. - С. 6.

20. Джунусова Ж. республика Казахстан: президент, ин­ституты демократии. - Алма-Ата, 1996. - С. 93.

21. Куртов А. А. Куда держит путь снежный барс? // Незави­симая газета. - 1996, 11 ноября.

22. Эшмент Б. проблемы русских Казахстана - этничность или политика? // Диаспоры. - М., 1999. - № 2­3. - С. 175.

23. Малинин Г.В., Дунаев В.Ю., Курганская В.Д., Нысанбаев А. Н. Теория и практика межэтнического и межкуль­турного взаимодействия в современном Казахстане. Учебное пособие для вузов. - Алма-Ата, 2002. - С. 138.

24. Статистический ежегодник Казахстана. 2000. - Алма­ты, 2000. - С. 98–99.

25. Лад. - 1999. - № 5–6. - С. 10.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ