Особенности комплектования вс рф мобилизационными людскими ресурсами в современных социально-экономических условиях. Развертывание мобилизационное вс Что значит мобилизационное развертывание вс рф

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 27-32

Особенности комплектования ВС РФ мобилизационными людскими ресурсами в современных социально-экономических условиях

Начальник направления ЦВСИ ГШ ВС РФ полковник В. Г. ТАРАРАЕВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт показывает, что государству для развертывания вооруженных сил и восполнения потерь личного состава в ходе войны требуются значительные по количеству мобилизационные людские ресурсы.

В странах, участвовавших во Второй мировой войне (без колоний), из 210 млн мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 млн человек, что составило свыше 10 % общей численности населения.

Сегодняшняя Россия также нуждается в значительном объеме запаса Вооруженных Сил, в котором должны состоять подготовленные по военно-учетным специальностям граждане.

Основными нормативными актами, регламентирующими создание запаса Вооруженных Сил и пребывание в нем граждан, являются федеральные законы: «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и «О воинской обязанности и военной службе». В положениях указанных законов определено, что запас предназначен для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, его составляют военно-обученные людские ресурсы, а пребывание в запасе является одной из форм реализации гражданами воинской обязанности. Отсюда видны основные требования к гражданам, находящимся в запасе. Они должны состоять на воинском учете, быть приписанными к соответствующим воинским частям и подготовленными в военном отношении, т. е. совершенствовать или получать подготовку по определенным военно-учетным специальностям.

Комплектование Вооруженных Сил мобилизационными (военнообученными) людскими ресурсами в новых социально-экономических условиях развития Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые заключаются: в наличии достаточного количества граждан, пребывающих в запасе, при одновременной невозможности их качественной подготовки по военно-учетным специальностям в существующей системе; в бесперспективности практики применения высокозатратного механизма проведения практически безадресной военносборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе, на фоне повышения потребностей Вооруженных Сил в специалистах для эксплуатации высокотехнологичных образцов и комплексов вооружения и военной техники; в нежелании граждан, пребывающих в запасе, замещать работу на предприятиях и в организациях подготовкой по военно-учетным специальностям и на воинские должности, поддерживать дисциплину воинского учета из-за низкой привлекательности военных отношений, слабости нормативной правовой базы государственного принуждения и практического отсутствия компенсации их финансовых и материальных потерь; в отсутствии должностной ответственности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за руководство подготовкой и накоплением на подведомственных территориях мобилизационных людских ресурсов и за контроль исполнения государственных нормативных и ведомственных актов органами военного управления, обеспечивающими эти процессы.

Все это нуждается в осмыслении и выработке предложений по улучшению ситуации.

В настоящее время наличие мобилизационных людских ресурсов в Российской Федерации в целом обеспечивает проведение мобилизационного развертывания войск (сил) до штатов военного времени в соответствии с существующими планами. Однако показатели качества подготовленности граждан, пребывающих в запасе, очень низкие. Сегодня в войска (силы) по мобилизации может быть призвана лишь треть граждан от требуемого объема, которые не утратили военных знаний, умений и навыков, не требуют длительной подготовки по военным специальностям. По прогнозам, к 2010 году этот показатель снизится до 20% от потребности Вооруженных Сил.

Основной способ подготовки граждан по военным специальностям посредством прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности уже не обеспечивает накопление в запасе потребного количества специалистов. Ожидается, что к 2005 году количество граждан, пребывающих в запасе, из числа прошедших военную службу в течение последних 10 лет сократится и составит менее 5 млн человек, а к 2010 году - менее 2 млн человек, чего явно недостаточно. При этом негативные тенденции снижения количества накопленного военнообученного людского ресурса в ближайшие 10 и более лет практически не будут зависеть от перехода на добровольный способ комплектования Вооруженных Сил в мирное время рядовым и сержантским составом. Причины - в социально-политических, экономических и демографических факторах, влияющих на жизнь общества.

На этом фоне повышается потребность привлечения граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, на военные сборы. В существующей системе подготовки мобилизационных людских ресурсов в целях выполнения требований по ее качеству необходимо ежегодно гото-

вить на сборах около полумиллиона человек, что потребует значительных сроков накопления заданного запаса Вооруженных Сил. Так же остро стоит вопрос о качестве такой подготовки.

Учитывая реальные возможности финансирования проведения военных сборов в настоящее время и обозримом будущем, целесообразно привлекать на них только третью часть требуемого количества мобилизационных людских ресурсов, прежде всего для подготовки особо дефицитных специалистов.

Изменить такое положение без должного повышения престижа военной службы и обеспечения необходимого ее финансирования, а также улучшения условий армейского быта, уровня руководства и контроля со стороны государственных органов представляется затруднительным.

В складывающейся ситуации необходима новая организация подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая бы обеспечила потребности Вооруженных Сил в военно-обученных людских ресурсах в новых социально-политических и экономических условиях развития государства. По существу, необходима новая система формирования запаса Вооруженных Сил. В ее основу должен быть положен комплексный (с учетом добровольного) способ комплектования мобилизационными людским ресурсами. Не следует забывать призыв граждан для мобилизационного развертывания войск (сил) из числа общего запаса Вооруженных Сил, но приоритетом в совершенствовании системы необходимо считать опору на наиболее подготовленный добровольный резерв, за счет которого возможно решить возникшую проблему с наименьшими затратами.

Основные усилия в подготовке мобилизационных людских ресурсов в новых условиях целесообразно было бы сосредоточить на подготовке их в интересах доукомплектования прежде всего соединений и воинских частей постоянной готовности, а также отмобилизования соединений и воинских частей других категорий содержания с учетом их оперативного предназначения.

Для функционирования новой системы необходим комплекс государственных мер, обеспечивающих заключение с гражданами, пребывающими в запасе, контрактов с Министерством обороны РФ на прохождение ими военной службы в резерве. Заключившие контракт граждане должны быть приписаны в определенные очереди запаса Вооруженных Сил (первую, вторую, третью и, возможно, в общий резерв) с одновременным их предназначением в конкретные соединения и воинские части на воинские должности, предусмотренные штатами военного времени. При этом контрактами должны предусматриваться обязательства граждан перед Министерством обороны по выполнению ими воинской обязанности в мирное и военное время и льготы, стимулирующие выполнение условий контракта.

Комплектование всех очередей запаса Вооруженных Сил должно проходить при непосредственном руководстве со стороны исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органам исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления надлежит кроме обеспечения трудовыми ресурсами предприятий экономического комплекса, связи и управления не только руководить, но и контролировать, а в ряде случаев и обеспечивать подготовку и накопление на своей территории мобилизационных людских ресурсов для Вооруженных Сил.

Отбор кандидатов для прохождения военной службы в резерве (первой, второй и третьей очереди запаса) из числа граждан, пребывающих в запасе, должны осуществлять военные комиссары и командиры воинских частей. Заключение контракта должно быть всесторонне обеспечено как в материальном, так и в социальном плане. Подготовку граждан, заключивших контракт с воинскими частями, предполагается проводить путем привлечения их на тренировочные занятия, военные сборы и практические развертывания воинских частей в научно обоснованные расчетные сроки.

Таким образом, новая система позволит уйти от большого, но не подготовленного запаса и сосредоточить основные усилия на подготовке и накоплении мобилизационных людских ресурсов, предназначенных для доукомплектования (отмобилизования) воинских частей постоянной готовности, а также других воинских частей, развертываемых в первую очередь.

Учитывая, что реализация перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил затронет интересы значительной части федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, необходимо создать межведомственную рабочую группу, в которую должны войти представители от всех заинтересованных структур с привлечением научно-исследовательских организаций.

Главными задачами этой группы должны стать: разработка для граждан условий социальной привлекательности постановки на воинский учет и периодического совершенствования своих военных знаний, умений, навыков; выработка предложений и рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы подготовки и накопления в запасе мобилизационных людских ресурсов и финансово-экономического обеспечения функционирования новой системы.

По существу, необходимо разработать и предложить правовой акт «О резерве Российской Федерации», в котором дать определение резерва, обосновать принципы его создания, задачи, виды резервов и порядок их использования в мирное и военное время, а также в период мобилизации.

Процесс перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов целесообразно было бы осуществить в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе необходимо разработать концептуальные основы организационного построения и функционирования новой системы, военно-экономическую оценку перехода и основы ежегодного функционирования новой системы, выработать предложения по изменениям и дополнениям нормативно-правовой базы.

Стержнем функционирования такой системы должна стать организация добровольного прохождения гражданами, пребывающими в запасе, военной службы в резерве Вооруженных Сил.

Новая система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должна обеспечивать: накопление заданных объемов военнообученных людских ресурсов, предназначаемых по прямым военно-учетным специальностям и удовлетворяющих мобилизационные потребности Вооруженных Сил, прежде всего соединений и воинских частей, определяющих их боеспособность; поддержание требуемого уровня подготовки специалистов в запасе, предназначенных в конкретные соединения, воинские части; создание условий для граждан, пребывающие в запасе, социальной привлекательности совершенствования своих военных знаний, умений и навыков.

В качестве начальных мероприятий обеспечения таких требований могут быть: обоснование количественных показателей накопления объемов мобилизационных людских ресурсов в мирное время для мобилизационного развертывания войск (сил) Вооруженных Сил; обоснование критериев подготовки мобилизационных людских ресурсов по различным военно-учетным специальностям, в первую очередь - определяющим боевую способность соединений и воинских частей; разработка оптимальных форм, способов и методов подготовки и накопления в запасе мобилизационных людских ресурсов для обеспечения высокого качества укомплектованности Вооруженных Сил; планирование государственных мероприятий, обеспечивающих социальную привлекательность подготовки мобилизационных людских ресурсов в интересах конкретных соединений и воинских частей; определение критериев распределения граждан, проходящих военную службу в резерве, по очередям запаса: по возрасту, уровню подготовки, а также исходя из требований, предъявляемых для предназначения в конкретные соединения, воинские части; разработка требований и принципов поэтапного перехода к подготовке и накоплению военно-обученных ресурсов преимущественно на контрактной основе; обоснование потребных финансово-экономических затрат государства для перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; прогнозирование ежегодных объемов финансово-экономического обеспечения функционирования новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

Существующую систему подготовки и накопления военно-обученных ресурсов на этом этапе следует в целом сохранить, что позволит (в зависимости от темпов экономического развития страны и результатов работы межведомственной рабочей группы) перейти ко второму, исполнительному этапу.

Содержанием второго этапа должно стать: вступление в силу нормативных правовых актов, обеспечивающих заключение с гражданами, пребывающими в запасе, контрактов с Министерством обороны на прохождение ими военной службы в резерве первой, второй и третьей очереди запаса Вооруженных Сил; привлечение, отбор граждан, пребывающих в запасе, и заключение с ними вышеназванных контрактов; сокращение срока военной службы по призыву до 1 года.

Переходные процессы будут сопровождаться увеличением доли численности военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах по контракту, до 50-60%.

В пределах времени действия контракта граждане, его заключившие, будут привлекаться на тренировочные занятия и военные сборы. С гражданами, пребывающими в запасе, не проходившими военную службу в Вооруженных Силах и не имеющими военной специальности, возможно заключение контрактов на прохождение военной службы в третьей очереди запаса Вооруженных Сил после соответствующей подготовки на военных сборах и аттестования по военно-учетной специальности.

Руководители предприятий и организаций не должны привлекать к какой-либо ответственности, увольнять или переводить на другие должности работников в связи с выполнением ими воинских обязанностей в период прохождения военных сборов. Участие граждан, пребывающих в запасе, в мероприятиях, проводимых по планам Министерства обороны, не должно влиять на непрерывность и продолжительность трудового стажа по месту их основной работы.

Таким образом, в ходе исполнительного этапа государство в основном перейдет на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

На третьем этапе перехода к новой системе необходимо провести завершающие мероприятия: формирование структур в органах исполнительной власти субъектов федерации, органах муниципальной власти, призванных производить отбор граждан, пребывающих в запасе, для прохождения ими военной службы в резерве, заключение с ними контрактов, обеспечение социальной привлекательности такой службы и социальной защищенности граждан ее проходящих; создание и совершенствование учебно-материальной базы подготовки военно-обученных людских ресурсов в войсках (силах) Вооруженных Сил, органах исполнительной власти субъектов федерации, органах местного самоуправления; создание и совершенствование инфраструктуры оповещения граждан, проходящих военную службу в резерве Вооруженных Сил, их сбора и отправки в войска (силы); совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей прохождение гражданами военной службы в резерве Вооруженных Сил, и основы их подготовки.

Планомерное увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах по контракту, в ходе завершающего этапа перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должно сопровождаться таким же плановым ростом числа граждан, добровольно проходящих военную службу в резерве Вооруженных Сил, на фоне численности общего запаса Вооруженных Сил.

Без адаптации существующей системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов к новым социально-экономическим условиям преодолеть тенденцию снижения качественных показателей укомплектованности войск личным составом по штатам военного времени невозможно.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Для поддержания войск (сил) в боеспособном состоянии объединения, соединения, воинские части, корабли должны быть полностью укомплектованы мобилизационными людскими ресурсами. Система их подготовки в мирное время должна обеспечивать достаточное накопление мобилизационных ресурсов, необходимых для полномасштабного мобилизационного развертывания Вооруженных Сил.

Мобилизационное развертывание войск (сил) возможно осуществить в установленные сроки, только решив проблемы качественной подготовки и заблаговременного накопления в необходимом объеме мобилизационных людских ресурсов на основе заинтересованности граждан в добровольном приобретении военной специальности и приписке к конкретным соединениям (воинским частям) Вооруженных Сил.

Руководство накоплением военнообученных людских ресурсов с предназначением в конкретные соединения и воинские части должно осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Процессы накопления необходимых объемов мобилизационных людских ресурсов и их подготовки должны сопровождаться всесторонним контролем государственных структур.

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 7.12.2001 г. № МК-П4-42-пр. Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ 25 августа 2003 г. № 523.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Мобилизация (мобильное развертывание) – планомерный, заранее подготовленный перевод войск на организацию и состав военного времени с доукомплектовыванием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых у организаций и граждан. Объявляется президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил.

По объему мобилизация бывает:

ОБЩАЯ – охватывает все вооруженные силы и проводится на территории всей страны;

ЧАСТИЧНАЯ – отмобилизовывается часть вооруженных сил на определенном стратегическом направлении или регионах страны.

Отмобилизация – комплекс мероприятий по переводу части на организационную структуру военного времени с доукомплектовыванием личным составом, дообеспечением материальными средствами и приведением в готовность к выполнению боевых задач в установленные сроки.

Способы мобилизационного развертывания:

Воинская часть сохраняет свою организацию и наименование но переходит на штаты военного времени (ОИСБ МСД);

Воинская часть меняет свою организацию и развертывается в часть или разделяется на ряд самостоятельных частей (части сокращенного состава и кадра);

Воинская часть формируется вновь по штату военного времени (части, формируемые частью формирователем).

Успешное проведение мобилизации достигается:

Качественной разработкой мероприятий по переводу части с мирного на военное время (реальность планов);

Совершенствованием процесса перевода части на организацию и состав военного времени;

Укомплектованностью личным составом, обеспеченностью материальными средствами;

Организацией своевременного вывода личного состава, техники и вывоза запаса материальных средств в район сосредоточения;

Знанием приписного состава, накоплением военно-обученных ресурсов;

Устойчивой системой оповещения, сбора и поставки ресурсов;

Организацией скрытого управления мобразвертыванием;

Организацией мобилизационной подготовки;

Защитой мобилизационных ресурсов от ОМП и надежной работой пунктов приема ресурсов;

Моральной готовностью и психологической устойчивостью личного состава;

Постоянным взаимодействием с частями, военкоматами, органами власти, управлениями ГО и ЧС.

Вопрос 5: Содержание плана перевода части с мирного времени на военное

1. Общие положения

2. Замысел командира соединения на перевод соединения с мирного на военное время

3. Оповещение

4. Порядок отмобилизования и перевода с мирное на военное время

5. Организация взаимодействия

6. Организация управления

7. Проверка боевой и мобилизационной готовности

30.05.2014 17:45

В соборном прошлом русского народа, противостояние княжеских семей и отдельных групп влияния часто становились борьбой за властные интересы, и были причинами ведения военных действий между враждующими княжествами и войной с иноземцами.

Теперь, войны стали глобальными, имеют наибольший масштаб. Ведение войны преобразовалось в масштабные столкновения, по всем вовлечённым подсистемам народного хозяйства, всем отраслям экономики участвующих в войне государств. Тем более, ведение затяжной войны.

В условиях длительной войны, мощь экономики и возможности адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям внешней среды, вследствие ведения военных действий, всё больше является определяющим фактором стабильности и победы в экономической борьбе. Фактором выживания для промышленности, бизнеса и предпринимательства.

В настоящее время, основным фактором глобального противоборства становится потенциал совокупных возможностей экономики противостоять внешним силам: эффективному опережающему развитию промышленности и развёртыванию новых предприятий гибких форм производственной деятельности, развитию общей среды хозяйствования на основе потенциала производительных сил и средств производства, воспроизводства ресурсов. А также возможности ведения восстановительной и обеспечительной деятельности территориальной экономики, которая вовлечена в мобилизационную деятельность стран, участвующих в военных действиях.

Мобилизационное развёртывание – это реализация планов по переводу народного хозяйства и военной промышленности, переводу деятельности войсковых подразделений и ополчения к работе и несению службы в условиях военного времени.

С целью государственного обеспечения данного процесса, перевода дееспособной части государственных подсистем – производится расширение деятельности соответствующей надстройки госуправления по осуществлению целенаправленного перехода к актуальному укладу хозяйствования и военной службы.

Для решения задач мобилизационной работы и перевода деятельности промышленных предприятий и жизнедеятельности народа к новой событийной действительности – нужно, задолго, обеспечить функционирование эффективного задела, направленного на последующее использование при развёртывании с наибольшим эффектом, набранным за время предварительной подготовки (наработки на кумулятивный эффект).

Отрасли хозяйствования должны быть максимально подготовлены и соответствовать требованиям переводу на рельсы военного строительства. Кроме того, нужно добиться наибольшей готовности экономики к опережающему развитию и осуществлению рывка в новый технологический уклад (6-го поколения), соответствующий высокому уровню технологического развития, с целью добиться технологического преимущества над противником.

Кроме того, дальнейшее развитие должно развиваться поступательно в сторону сверхсовременного производства. А также, с учётом сохранения преимущества, и внедрения технологические новинки следующих поколений, 7-го и 8-го.

Соответственно, в ближайшее время потребуется обеспечить формирование задела критического веса, который преобразует затраты усилий в последовательную поступательную работу, по модернизации экономики и усовершенствованию выпускаемой промышленной продукции.

Это обусловлено насущными требованиями сбережения людей, обеспечения государственной безопасности в разрезе ключевых отраслей хозяйствования, обеспечения условий для выживания людей – в условиях борьбы за существование русского народа.

Своевременный перевод народного хозяйства, военной промышленности, личного состава резервистов и войсковых подразделений к деятельности в условиях военного времени позволит избежать тяжких испытаний русского народа в случае внезапного перехода к жизнедеятельности в условиях начавшихся военных действий. Избавит от бремени социальных перетурбаций в районах ведения военных действий.

Позволит подойти к мобилизационному развёртыванию в полном соответствии сил и средств, получить дополнительные совокупные возможности в масштабе преобразований экономики и жизни людей. Кроме того, придаст толчок ускоренному развитию после начала развёртывания русской военной машины.

Глобальные военные действия современности отличаются массированным длительным воздействием на противника, где целевой максимум достигается продолжительно долго – до критического истощения резервов противника, либо нанесения неприемлемого ущерба одной из сторон.

В длительном военном противоборстве на первый план выходят факторы мобилизационного развития, в условиях объединения народных усилий в осуществлении противодействия врагу, и упорядочению усилий, развитию самообороны до самоотверженности и расширению борьбы за существование народа на уровне сверхусилий.

Причём, сверхусилия должны предприниматься наиболее подготовленными людьми (на переднем крае борьбы), для достижения наибольшей полезности затрат усилий.

Поэтому, сохранение народного большинства становится первостепенной задачей выживания в длительной войне и несению затрат усилий на постоянном высоком и сверхвысоком уровне.

То же касается и военнослужащих частей постоянной готовности, вовлечённых в боевые действия высокой интенсивности.

Значит, проведение мобилизационного развёртывания должно учитывать распределение управления подсистем развёртывания: как по направлениям промышленного производства, разграничению нагрузки по весам распределения, так и по территориям распределённого управления.

Возможности быстрого увеличения резервов экономики и развития хозяйствования – также является значимым фактором победы в длительной войне. Как и возможности получения военной помощи, по средствам производства продукции военного назначения, так и получения военной техники.

Следовательно, на уровне упорядоченных усилий, государственное строительство, как деятельность, должно опираться на развитие территорий, расширение опережающего развития, на вовлечение новых территорий под строительство военно-промышленных объектов (прежде всего, на востоке страны). опираться на развитие военного строительства в позиционных районах и зонах контроля войск – ещё до момента перехода экономики на режим мобилизационного развития.

В целом, мобилизационное развёртывание, в условиях военного времени, имеет только положительные стороны и движущие силы государственного развития, позитивные тренд-факторы.

Центростремительным моментом в мобилизационном развёртывании является подготовленный задел, подготовка последующего расширения мобилизационной работы до пределов государственных масштабов экономики.

Российская подсистема госуправления, деятельность которой сосредоточена в подготовке мобилизационного развёртывания, пребывает в неудовлетворительном состоянии, и требует значительного пересмотра основ построения и порядка ведения мобилизационной деятельности.

Расширение работы на новых принципах выживания народного большинства требует осуществления запуска новых подсистем мобилизационного развёртывания. Прежде всего, в обеспечении защиты от современных и разрабатываемых видов вооружений, проведения организационной и просветительской работы с подавляющим большинством граждан, вовлечённым в мобилизационную деятельность по планам развёртывания, в построение новой мобилизационной экономики.

А также, мобилизационную работу нужно проводить с учётом требований широкой разъяснительной работы, учётом развития народного самосознания в борьбе за существование русского народа. С учётом противодействия и враждебной деятельности противников русского народа и русской государственности.

Проведение подготовки мобилизационного развёртывания сопровождается следующими мероприятиями, которые составляют набор доступных действий госучреждений:

1 . Проведение специализированных конференций, с последующей государственной просветительской кампанией.

2 . Проведение государственных целевых программ подготовки мобилизационного развёртывания.

3 . Расширение государственного строительства с учётом дальнейшего перехода к мобилизационной работе.

4 . Расширение программ строительства предприятий военной промышленности.

5 . Проведение учений по самообороне военнообязанных лиц (на постоянной основе).

6 . Осуществление деятельности центров самообороны по проведению просветительской работы с военнообязанными гражданами (на уровне подразделений ГО и ЧС муниципальных округов по всей России).

Реализация подготовки мобилизационной работы значительно упростит переход экономики к деятельности в условиях военного времени, обеспечит стабильность современной экономике, поддержку в борьбе мировых экономических систем. Направит усилия русских специалистов на модернизацию промышленности и расширение глобальных программ освоения природных ресурсов, реализацию крупных государственных проектов сотрудничества с союзниками.

Подготовка к мобилизационному развёртыванию должна осуществляться на высоком управленческом и профессиональном уровне военного планирования. Что может выражаться в продолжении советской практики военного строительства – на новых опытных современных основаниях. То есть, с учётом складывающейся обстановки и факторов-рисков по актуальным вызовам среды, окружающей жизненное пространство русского народа.

А также, дублировании производства товаров военного назначения, увеличению сборочных площадок и расширению резервов по изготовлению запчастей, модульного исполнения сложных узлов и агрегатов изделий военного и двойного назначения, стандартизации типов военной техники. Расширении союзнического военно-технического сотрудничества на условиях использования совместимости военной продукции.

Значит, нужно расширять работу в направлении общенационального строительства объектов промышленного производства, строительства военных объектов (прежде всего, на западе страны), перемещения нового военного производства и производства двойного назначения за пределы существующих городов, строительства новых объектов сети капониров и командных пунктов, строительства военных объектов за пределами русского государства.

Что закономерно приведёт к повышению стабильности военной промышленности и увеличению товарного производства всей экономики, как внутри страны, так и у наших ближайших союзников. А также, приведёт к укреплению союзнического взаимодействия и расширению опережающего технологического развития.

В осуществлении прямой работы по мобилизационному развёртыванию нужно учитывать следующие процессы, которые способствуют упрочению результативной мобилизационной деятельности:

1 . Укрепление государственного строительства, расширение деятельности исполнительной власти.

2 . Укрепление единства народного большинства.

3 . Перемещение предприятий промышленного производства по целому ряду направлений военной промышленности.

4 . Развёртывание новых предприятий с учётом требований по защите от поражения современным оружием.

5 . Укрепление народнохозяйственной деятельности и самообороны русского народа, укрепление основ русской государственности.

6 . Целенаправленное расширение мобилизационной работы в дальнейшем, с горизонтов планирования в 4, 6, 10 лет.

Поэтому, нужно чётко и последовательно преодолевать помехи мобилизационному развёртыванию. Значит, осуществлять деятельность по следующим направлениям государственной мобилизационной работы:

1 . Осуществлять поддержку в перемещении предприятий промышленности в соответствии с планами мобилизационного развёртывания.

2 . Осуществлять подавление противников мобилизационного развёртывания, поражение в правах противников государственной мобилизационной деятельности.

3 . Обезвреживать противников госстроительства и противников самостоятельного хозяйствования народного большинства.

4 . Осуществлять защиту народного большинства, поддерживать укрепление народного единства.

5 . Осуществлять последовательное расширение государственной мобилизационной политики, с учётом прогнозируемого подъёма уровня глобального противоборства и возможного масштабного вторжения на российскую территорию.

Чёткая и последовательная работа в направлении проведения мобилизационного развёртывания позволит избежать жертв среди мирных жителей русского государства в период перевода экономики страны к работе в условиях военного времени.

Увеличит возможности для реализации потенциала военнослужащих и мобилизованных граждан.

Подготовка народного большинства к мобилизационному развёртыванию обеспечит значительное ускорение технологического развития экономики, упрочит преимущества народного большинства в борьбе за выживание в войне. Сделает возможным перевод к последующему мобилизационному развитию совместимым с выживанием народного большинства.

Соответственно, мобилизационное развёртывание, которое будет осуществляться с позиций мощной подготовительной работы, обеспечит прорыв к технологическому преимуществу русского государства. Что позволит, в преимущественном положении, вступать в противоборство с врагом русского народа. Тем самым, обеспечит ведение военных действий, совместимых с выживанием народного большинства.

Мобилизационное развёртывание, последовательно проводимое в промышленной политике русского государства, обеспечит приращение поступательным технологическим прорывам, как частным отраслевым, так и общеотраслевым. Причём, общеэкономические преобразования позволят обеспечить переход к новой формации экономических отношений, отвечающей интересам народного большинства в части мощного мобилизационного прорыва. Причём, Последнее, увеличит опережение общемирового уровня технологического развития: на отдельных площадках и территориях, затем, масштабных преобразованиях промпроизводства. Что отразится на уровне изготовления продукции, увеличении технологического качества выпускаемых изделий, увеличении товарного производства. А также совокупного увеличения технологического превосходства над государствами вероятных противников.

Последующие мероприятия по расширению мобилизационной работы сформируют устойчивое экономическое развитие русского государства в качестве мобилизационного. Которое будет заключаться в расширении использования новых симбиотических и оборонных технологий в порядке определяющего цивилизационное развитие русского народа. Что закономерно приведёт к формированию русского государства в естественных пределах Русских Земель, как наиболее соответствующему соборному развитию народной общности.

Дальнейшее мобилизационное развитие обеспечит расширение упорядоченного хозяйствования и промпроизводства на сверхсовременном уровне технологии. Увеличение веса использования продвинутых технологий снизит последствия военных действий, развязанных враждебными государствами в ближайших зарубежных странах, а также будет способствовать снижению эффективности террористической войны против русского государства.

Безусловно, мобилизационное развитие русского государства будет оказывать прямое влияние на опережающее развитие наших союзников, обеспечит позитивное влияние на обороноспособность союзных стран и государств. Что увеличит совокупную мощь наших союзников в составе содружества стран единой коалиции, в борьбе за выживание народного большинства.

Что, в свою очередь, увеличит сопротивляемость наших союзников – в борьбе с нашими общими вероятными противниками. Увеличит совокупную мощь нашего содружества государств. Придаст сил нашей военной коалиции, в борьбе за существование народов.

Способы стратегического развертывания вооруженных сил капиталистических государств

По опыту второй мировой войны стратегическое развертывание представляло собой систему мероприятий государств, включавшую мобилизационное развертывание вооруженных сил; стратегическое сосредоточение войск на театрах военных действий; развертывание вооруженных сил на театрах в определенных стратегических и оперативных группировках и занятие войсками исходного положения для ведения военных действий; прикрытие мобилизации, сосредоточения и развертывания от ударов противника с воздуха, моря и суши.

Под влиянием бурного развития технических средств ведения боевых действий стратегическое развертывание вооруженных сил главных капиталистических стран накануне и в начале второй мировой войны приобрело новые черты, а способы его осуществления претерпели существенные изменения.

В соответствии с установившимися взглядами на характер будущей войны как войны, требующей предельного напряжения материальных и духовных сил государства, и в странах фашистского блока и в державах, противостоявших ему, коренным образом изменились понятия о содержании мобилизации. Если раньше мобилизация рассматривалась лишь как перевод вооруженных сил с мирного на военное положение, т. е. как собственно военная мобилизация, то теперь она выступала как всеобъемлющая мобилизация по переводу уже всей страны на обеспечение нужд войны, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, науку, аппарат управления, систему духовной подготовки населения и т. д.

Решающее значение приобрела экономическая мобилизация, под которой стали понимать организованное использование экономических ресурсов страны для ведения войны. Она потребовала разработки особых мобилизационных планов, согласно которым с началом войны на производство военной продукции намечалось перевести многие из промышленных предприятий, выпускавших мирную продукцию.

Вовлечение в войну фактически всего населения той или иной страны требовало от буржуазных правительств заблаговременного проведения политической мобилизации, которая с началом военных действий приобретала огромные размеры. Готовясь к войне и стремясь к укреплению своего тыла, господствующие классы развертывали бешеную шовинистическую пропаганду и под флагом защиты нации обрушивали удары на передовые силы общества и прежде всего на коммунистов, разоблачавших империалистический характер политики буржуазных правительств.

В агрессивных государствах антикоммунизм, возведенный в ранг государственной политики, сочетался с разнузданной пропагандой расизма, идей реванша и борьбы за «жизненное пространство» .

Мероприятия экономической и политической мобилизации, тесно связанные с собственно военной мобилизацией, были призваны обеспечить успешное развертывание и применение вооруженных сил для достижения политических целей войны.
1. Мобилизационное развертывание вооруженных сил

Характер мобилизационного развертывания в Германии и Японии
Подготовка и осуществление мобилизации в Германии. К подготовке мобилизационного развертывания армии Германия приступила фактически тотчас же после поражения в первой мировой войне. С приходом к власти фашизма ее темпы и размах резко усилились.
Планирование увеличения армии мирного времени началось еще в 1926 г. с разработки так называемого плана «А», по которому предусматривалось троекратное увеличение дивизий — с 7 до 21. Летом 1934 г. он был выполнен. Тем самым создавалась база для комплектования армии на основе всеобщей воинской повинности, которая была введена в 1935 г. К осени 1936 г. сухопутная армия насчитывала уже 41 дивизию.
Развертывание армии военного времени было осуществлено на основании мобилизационного плана на 1939—1940 гг. и директивы по стратегическому развертыванию в соответствии с так называемым «Белым планом».
.....
Значительная часть соединений мирного времени имела такую организационную структуру, которая легко позволяла довести их численность до штатов военного времени без объявления какой-либо мобилизации, например, под видом призыва резервистов и привлечения транспортных средств на учения. Так, по мобилизационному плану 1939—1940 гг., в пехотных дивизиях первой волны тридцать один полк двухбатальонного состава укомплектовывался до полного штата именно таким способом, причем резервисты поступали для формирования третьего батальона. Это в значительной мере способствовало скрытому переводу армии на положение военного времени непосредственно перед войной.

Важную роль в сокращении сроков проведения мобилизации играла нарезка районов отмобилизования и формирования новых частей с таким расчетом, чтобы довести до минимума мобилизационные перевозки людей и материальных средств и создать мобилизационные запасы вблизи пунктов формирования. Нарезка районов строго по территориальному принципу ускоряла процесс мобилизации и содействовала обеспечению ее скрытности.

Большое значение для подготовки мобилизации имело проведение различных по масштабу мобилизационных учений и пробных отмобилизований, которые преследовали двоякую цель. Во-первых, с их помощью проверялась действенность предмобилизационных и мобилизационных мероприятий и вырабатывались навыки в проведении мобилизации, и, во-вторых, они были рассчитаны на усыпление бдительности населения зарубежных стран и собственного населения, ибо периодическое проведение этих мероприятий постепенно становилось привычным и рассеивало возникавшие было опасения.

Значительное внимание уделялось планомерному накоплению людских резервов. До 1935 г. подготовка резервистов велась скрытно, через различные добровольные военизированные организации, а после 1935 г. — на основе всеобщей воинской повинности.
....
Накоплению людских резервов и ускорению мобилизационного развертывания армии помогало включение в общую систему мобилизационных приготовлений многочисленных полувоенных и военизированных формирований. Например, из молодежной организации имперской трудовой повинности с объявлением мобилизации в самые короткие сроки были сформированы строительные части. Они насчитывали в своем составе около полумиллиона человек.

Накануне второй мировой войны система подготовки людских резервов в фашистской Германии позволяла полностью обеспечить мобилизационные потребности для развязывания агрессивных акций, а в ходе всей второй мировой войны поставить под ружье около 17 млн. человек. Это составило 24,5 процента всего населения, в то время как в первой мировой войне было призвано в армию 13,2 млн. человек (19,7 процента населения). ...
Способы мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистской Германии подчинялись идее нанесения мощного первоначального удара по противнику, причем в такой момент, когда этого удара он меньше всего ожидает. Они отличались разнообразием, но имели и общие черты — проводились в жизнь с учетом конкретно сложившейся военно-политической обстановки и обязательно скрытно.

Проведение частичных мобилизаций под прикрытием ограниченных военных акций. Для постепенного скрытого мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистские государства широко использовали локальные войны и любые ограниченные военные акции. Фашистская Германия, например, проводила скрытое развертывание армии, используя такие агрессивные акции, как аншлюс Австрии, присоединение Судетской области, оккупация Чехословакии и др.
...
Мобилизационное развертывание вооруженных сил Польши и Франции

Польша. Мобилизационная система, действовавшая в Польше накануне войны, во многом отставала от мобилизационных систем других капиталистических стран. В основе мобилизационных планов Польши лежала военно-теоретическая концепция, согласно которой считалось, что будущая война начнется так же или почти так же, как и первая мировая война, то есть пройдя «классические» стадии мобилизации, сосредоточения, развертывания вооруженных сил и, наконец, собственно начала военных действий.

Правда, польский план мобилизации частично допускал такое положение, когда Польша может оказаться захваченной противником врасплох. Однако все-таки считалось — и это было главным, — что Германия, прежде чем начать активные боевые действия, должна будет предварительно провести мобилизацию, сосредоточение и развертывание сил и, следовательно, затратит на эти мероприятия какое-то время. Это позволит польскому командованию вскрыть проводимую Германией подготовку к нападению и принять необходимые ответные меры, если даже она несколько упредит Польшу в проведении аналогичных мер. При этом предполагалось, что Германия будет, как и в первой мировой войне, проводить открытую, а не скрытую, как оказалось на самом деле, мобилизацию.

Польский план мобилизации предусматривал приведение вооруженных сил в состояние боевой готовности как на всей территории страны, так и на территории одного или нескольких корпусных округов. На случай локального конфликта планировалось выставить корпус вторжения. Проведение мобилизации могло быть осуществлено двумя способами: открытым объявлением мобилизации (всеобщая мобилизация) и по тревоге — путем вручения резервистам, а также владельцам лошадей, повозок и. автомобилей специальных карточек явки (скрытая мобилизация). ...
Франция. Главной особенностью мобилизационного развертывания французской армии явилась его фактическая завершенность к началу активных боевых действий на Западноевропейском театре, т. е. к маю 1940 г.

В известной мере это объяснялось применением довольно гибкой мобилизационной системы, тщательно разработанной французским генеральным штабом. Она энергично стала проводиться в жизнь, когда агрессивные действия фашистской Германии непосредственно затронули интересы французского монополистического капитала. Французский мобилизационный план предусматривал осуществление всего комплекса мероприятий по стратегическому развертыванию вооруженных сил, включая мобилизацию, сосредоточение и прикрытие войск. С августа 1939 г., т. е. со времени, когда фашистская Германия заметно усилила приготовления к развязыванию войны, форсированное осуществление мероприятий предмобилизационного характера началось и во Франции. ...
Особенности мобилизационного развертывания вооруженных сил Англии и США

Англия. Мобилизационное развертывание вооруженных сил Англии и США имело особенности, определявшиеся военными доктринами и географическим положением этих государств.

Как известно, согласно официальным военным взглядам и стратегическим планам правящие круги Англии и США кульминационный пункт своих усилий в войне относили на ее конец. При этом предполагалось, что мобилизационное развертывание вооруженных сил начнется уже после вступления государств в войну. Руководящие политические и военные деятели Англии и США, разрабатывая мобилизационные планы, учитывали и то, что из-за своего географического положения эти страны могут не бояться неожиданного вторжения противника на свои территории. По этой причине ни Англия, ни США не содержали в мирное время крупных сухопутных армий. Большое внимание Англия и США уделяли лишь росту и поддержанию в боевой готовности военно-морских флотов. Кроме того, в Англии накануне войны интенсивно развивались военно-воздушные силы. Придавалось серьезное значение и противовоздушной обороне страны.

Английский флот к началу второй мировой войны являлся одним из самых сильных в мире и насчитывал в своем составе 12 линкоров, 3 линейных крейсера, 7 авианосцев, 15 тяжелых и 50 легких крейсеров, 184 эсминца и 69 подводных лодок. Строились еще 7 линкоров, 19 крейсеров и 6 авианосцев. Авианосная авиация Англии насчитывала около 500 самолетов, а морская авиация берегового базирования — 232.

После начала второй мировой войны основные усилия Англии сосредоточивались на строительстве тех кораблей, которые могли стать в строй до 1942 г. Одновременно были реквизированы некоторые из кораблей, строившихся для других стран. Уделялось большое внимание созданию вспомогательных военных кораблей, особенно переоборудованию торговых судов в крейсеры и тральщики{125}. .....
США. В вооруженных силах Соединенных Штатов Америки, как и Англии, ведущую роль играл военно-морской флот, К началу войны он был самым сильным в мире и насчитывал в своем составе 16 линкоров, 7 авианосцев, 18 тяжелых и 18 легких крейсеров, 181 эсминец, 111 подводных лодок{128}. Кроме того, на стадии строительства находилось 8 линкоров, 3 авианосца, 4 тяжелых и 21 легкий крейсер, 98 эсминцев и 37 подводных лодок. Морская авиация имела 1 885 самолетов, в том числе около 500 самолетов, базировавшихся на авианосцы.

В предвоенные годы США далеко отставали от главных капиталистических стран в развитии своих сухопутных и военно-воздушных сил. В составе сухопутных войск, по оценке начальника штаба армии генерала Маршалла, имелось жалкое подобие трех с половиной дивизий, разбросанных мелкими подразделениями по всей стране. Военно-воздушные силы, организационно входившие в состав сухопутных войск, состояли из нескольких не полностью укомплектованных эскадрилий.

К созданию армии и военно-воздушного флота США практически приступили после развязывания фашистской Германией войны в Европе. В июле 1941 г., когда Соединенные Штаты Америки еще не участвовали в войне, президент США официально запросил расчеты на потребность вооруженных сил в военных материалах. В сентябре 1941 г. военное министерство приступило к стратегическим расчетам для определения размеров мобилизации и развертывания американской армии. Эти расчеты легли в основу первоначального варианта так называемой «программы победы».

По предположениям объединенного комитета начальников штабов, общая численность армии к 1 июля 1943 г., т. е. к сроку, когда сухопутные войска и военно-воздушные силы будут готовы к «окончательным, решающим современным боевым действиям», должна была составить около 8,8 млн. человек, или приблизительно 215 дивизий. При этом армия должна была состоять преимущественно из воздушных, танковых и моторизованных соединений{129}.

Из 8,8 млн. человек общей численности армии около 2 млн. человек предназначалось для комплектования военно-воздушных сил, в составе которых предусматривалось создание 239 авиакрыльев (около 63,5 тыс. самолетов).

Первоначальные расчеты и планы по мере уточнения политических целей и задач стратегии США в войне не раз пересматривались и конкретизировались. Тем не менее они послужили основой для довольно быстрого развертывания американских вооруженных сил, особенно после вступления США в войну. Численность сухопутных войск составляла на 1 января 1941 г. свыше 1,6 млн. человек, к концу 1942 г. она возросла почти до 5,4 млн. человек, а к 1 июля 1943 г. общая численность армии достигла 8,3 млн. человек{130}. Военно-воздушные силы в 1942 г. насчитывали 5 042 боевых самолета, из них 2 308 тяжелых бомбардировщиков. В течение 1942—1944 гг. было сформировано девять новых воздушных армий, в том числе четыре армии стратегической авиации. К концу войны США имели семнадцать воздушных армий.

Таким образом, США хотя и со значительным опозданием, однако весьма энергично проводили мобилизационное развертывание своих вооруженных сил, добиваясь уже в ходе войны создания массовой сухопутной армии и мощного военно-воздушного флота

2. Стратегическое сосредоточение и развертывание вооруженных сил на театрах военных действий

Анализ истории войн, особенно опыта мировых войн, показывает, что исторически сложилось два основных способа осуществления стратегического сосредоточения и развертывания вооруженных сил на театре военных действий.

Первый из них состоял в том, что сосредоточение и развертывание войск проводилось с большой активностью и в ограниченные сроки одновременно на всем фронте, открыто и уже после начала войны. Он был типичным для вступления государств в первую мировую войну, вполне соответствуя политическим устремлениям и установившимся военно-теоретическим воззрениям держав обеих коалиций. Хотя воюющие государства и стремились еще в мирное время провести в жизнь как можно больше мероприятий, которые раньше осуществлялись лишь с объявлением войны, стратегическое сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий падали на время после начала войны.

Характерным для вступления ряда государств во вторую мировую, войну было проведение сосредоточения и развертывания войск еще в мирное время, причем сосредоточение проходило в условиях строжайшей маскировки и растягивалось на длительное время. Развертывание же войск в исходных районах и создание исходных группировок для наступления или обороны, наоборот, осуществлялось в сжатые сроки, непосредственно перед началом боевых действий.

Это было то, что составило основное содержание второго способа стратегического сосредоточения и развертывания войск на театрах военных действий.

Государства, которые не успевали провести сосредоточение и развертывание главных сил еще в мирное время, попадали в тяжелое положение. Они не могли в первые дни противопоставить врагу на направлениях его главных ударов достаточно сильные группировки своих войск и оказывались не в состоянии отразить в начале войны его внезапные массированные удары с воздуха и противодействовать глубокому вторжению его наземных войск на свои территории. Это крайне затрудняло завершение стратегического развертывания вооруженных сил, так как его приходилось проводить одновременно с тяжелыми оборонительными боями.

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.

Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек . Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек.

Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.

Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.

Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.

Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 % повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 % потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек.

Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 млрд. рублей или 5% от расходов на национальную оборону.

/Владимир Останков, генерал-лейтенант, доктор военных наук, vpk-news.ru /