Классный час о благотворительности «Дорогою добра» классный час на тему. Классный час "творить благо" I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Тимакова Галина Васильевна
МБОУ СОШ №118, г.Самара
Учитель начальных классов

Классный час для учащихся начальной школы
Урок благотворительности.
Цели:
1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности и меценатства.
2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность», «меценатство».
3. Познакомить с деятельностью известных благотворителей и меценатов.
4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.
Оборудование кабинета:
1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;
2. портреты благотворителей и меценатов;
3. пословицы;
4. отдельные карточки с различными качествами людей
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.
Ученица читает стихотворение
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро - это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!

-Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Ребята сегодня на уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.
2. Основная часть.
- Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)
- Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)
- А помогут нам в этом разобраться сказочные лесные жители.
Инсценировка сказки
Идет Зайка по лесу, а навстречу ему Ежик, Лисичка и Медвежонок идут, о чем-то весело разговаривают.
Удивляется Зайка: «Интересно, что это с Бабой Ягой случилось? Встретил я ее на полянке, лапки затряслись, ну, все, думаю, пропал! А она мне морковку дала и по голове погладила. Чудеса!»
Смеются зверята, переглядываются.
Медвежонок - играем мы на опушке в салочки, вдруг трам-тара-рам, шум, грохот, Баба Яга собирала ягоды-грибы, да споткнулась о корягу. Всё из лукошка-то и высыпалось.
Ежик - не может Баба Яга снова все собрать, устала, да и косточки побаливают, тяжело наклоняться. Жалко мне ее, я и собрал все ягоды и грибы снова в лукошко.
Медвежонок – а я донес лукошко до избушки на курьих ножках.
Лисичка – а я в избушке всё своим хвостом подмела, порядок навела. Вот Баба Яга и подобрела.
–Спасибо артистам за сказку. Ребята, как можно сказать, что сделали зверята для Бабы Яги (зверята сделали доброе дело)
-А кто нибудь из вас делал добрые дела? (ответы детей)
- Что вы делали доброго, и для кого? (ответы детей)

Итак, давайте подведем итог, что же такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые умирают, да дела их живут.
Худо тому, кто добра не делал никому.
За добрые дела добром платят.
Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»
- В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»
Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.
- Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).
- А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)
Рассказ учителя
Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.
Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.
Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

- Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат, который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.
(Демонстрация фотографий с пояснением)
Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)
Павел Михайлович Третьяков
Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая стала свободна для посещения. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза
Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.
Билл Гейтс
Этот человек создал свой бизнес и сколотил огромное состояние без посторонней финансовой помощи. Ежедневно большинство жителей планеты имеют дело с результатами его труда. По самым скромным подсчетам он отдает на благотворительные проекты около половины своего гигантского дохода.
По оценке журнала «Тайм», благотворительный фонд, который он организовал совместно с женой Мелиссой, спас около 700 000 жизней в бедных странах, в том числе вкладывая капитал в программы прививок. Он так же жертвовал компьютеры и обеспечивал бесплатный доступ в Интернет для 11 000 библиотек и успешно спонсировал самый большой образовательный фонд в истории.
- Что же объединяет этих людей? Все они занимались благотворительностью, то есть помогали всем, кто нуждался в лечении, а еще помогали детям сиротам, у которых нет родителей.
- Как вы видите, благотворительностью люди занимались давно, но в наше время известные в России люди продолжают оказывать материальную помощь нуждающимся.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.
Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
- Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.
Волина Катя. В 5 месяцев был поставлен диагноз - непроходимость желчевыводящих путей. Единственный выход - донорская пересадка печени. Деньги на операцию собирали всем миром, кто сколько мог.
Было собрано 50 тысяч евро. Сейчас операция позади, Катя идет на поправку.
Настя Гонтаровская. Когда ей было 15 лет, поставили страшный диагноз- злокачественная опухоль мягких тканей саркома. Необходимы деньги на лечение и операция за границей. Было собрано 65 тысяч евро. Со всей страны ей слали письма поддержки, после операции по пересадке костного мозга появилась надежда. Теперь все будет хорошо.
- Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)
Методические комментарии.
Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.
МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ
ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ
ЖАДНОСТЬ
После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.
Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)
«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)
- Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)
- И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко.
Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. Рефлексия учащихся
- Что нового узнали на уроке?
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Кто такие меценаты, что такое благотворительность?
- Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?
- Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.
- А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Исполнение песни детьми

Классный час

Тема: «Добру откроются сердца »

Цели: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить знакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе; пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Возраст обучающихся: 2 класс, 8 лет

Степень вовлеченности в благотворительность: слышали о благотворительности и участвовали

Оборудование кабинета: экран, компьютер, электронная презентация, рисунок светлого и чёрного сердечек, листы бумаги А-4 по числу учащихся, простые карандаши, ручки, ножницы, карточки с заданиями для работы в группе.

Сценарий классного часа

1. Организационный момент .

Ребята, скажите, что может быть мягче подушки? (ответы учащихся)

Это наши руки, ладони.

2. Мотивация

Ладонь, длань, долонь - так в старину называли внутреннюю сторону руки. Многие пословицы и поговорки связаны с ладонью.

«Ладонь легка - дружба крепка». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Так что же умеют наши руки? (ответы учащихся)

Наши руки - часть живой природы, а значит, наши руки умеют сажать цветы, кормить животных.

Слайд 2

Русский писатель Лев Кассиль говорил: «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека».

3. Постановка целей

О чём пойдёт речь, вы сейчас узнаем с помощью подсказки.

2 ученицы читают стихотворение

Добро - это ты! Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о том, какое добро могут творить наши руки.

4. Основная часть

Послушайте отрывок стихотворения русского поэта Якова Полонского «Нищий».

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются на светлом сердечке)

Слайд 3

А сейчас послушайте еще один отрывок из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова с таким же названием «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются в черном сердечке.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими. А как быть с этими пороками, если они есть? (Ответы детей)

Да, их нужно уничтожать, бороться с ними.

Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим. Им не место в нашей жизни.

Народная мудрость гласит: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

В нашей Донецкой Народной Республике возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность».

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Слайд 4

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

А кто может быть благотворителем? (Ответы детей)

Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста. Для Давайте вспомним, что сделано в нашей Республике: Слайд 5

установлены пандусы около магазинов, аптек, разных организаций.

для инвалидов, воспитанников детских домов организуются различные поездки, праздники, встречи и т.д.

для помощи больным людям организуется сбор денег. Жертвуют деньги и пожилые, и молодые, кто сколько может. И многим людям уже была оказана медицинская помощь.

А когда люди начали заниматься благотворительностью? (Ответы детей)

5. Рассказ о роли благотворительности в истории и современном обществе

Благотворительная деятельность имеет давнюю историю:

Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Слайд 6

Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Слайд 7

Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Слайд 8

Императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность. Слайд 9

В 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

Может вы знаете конкретных людей, которые сейчас занимаются благотворительностью? (Ответы детей)

Сейчас очень много организаций, отдельных людей, которые делают благие дела, чтобы помочь жителям Донбасса в такое для нас страшное время, например: Слайд 10

Общественная организация "Фонд Единый Донбасс" выплатил летом 2017 года 40 000 руб. семье из нашего города, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, — сразу два ребенка больны тяжелой формой детского церебрального паралича. Помощь предназначена для послеоперационной реабилитации ребят.

Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы». За два года этот фонд спас жизни более 500 малышей, которые страдали разными тяжёлыми болезнями.

И таких фондов очень много. Огромную поддержку нам оказывает Российская Федерация.

Взрослые работают, могут помочь денежными средствами. Но вы не зарабатываете, как же вы можете помочь окружающим? (рассуждения учащихся)

(Например, детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность - это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

6. Работа в группах с произведениями, в которых прослеживаются благие намерения .

1 группа: сказка «Гуси-Лебеди» Какие добрые поступки совершила девочка, героиня сказки? (ответы учащихся).

2 группа: сказка «Курочка Ряба» Какое доброе дело сделала Курочка? (ответ: курочка снесла золотое яичко, чтобы не плакали дед и бабушка)

3 группа: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» чему учит? (забота и уважение к старым людям).

7. Практическая работа.

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали, то о каких добрых делах вы мечтаете. Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг светлого сердечка.

Учащиеся образуют круг, подняв руки вверх.

На ваших руках всегда будет солнце, всегда будет царить добро и любовь к окружающему миру - ведь нам сейчас так этого не хватает! Отпустите руки, возьмитесь за руки и подарите друг другу тепло ваших рук и улыбку.

8. Заключительная часть .

Наш урок хотелось бы закончить словами из стихотворения С. Я. Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

9. Подведение итогов .

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься?

Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Пусть вашим девизом будет: «Наши руки творят добро». Слайд 11

И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

(Исполнение песни детьми) Слайд 12

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

МКОУ Мамонтовская основная школа городского округа Сокольский

Нижегородской области

Классный час

«Творить благо»

Учитель математики и информатики Зотова Любовь Валерьевна

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в

эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается

мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство

удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно

совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы,

поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Пред-

лагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских

меценатов П.М. Третьякова и С.Т, Морозова. В процессе беседы классный

руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности -

православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет

провести в рождественские дни. Это время благотворительности и милосердия,

искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели:расширить представление детей о том, что такое благотворительность,

меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как

милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты,

душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа с детьми

Выбрать творческую группу (7 детей), которая подготовит информационный блок

классного часа. Тематика и содержание информационного блока могут быть взяты из

материалов сценария.

Оборудование

Портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской

галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХАТа.

Оформление

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф: «Бог дает

богатство в пользование и потребует по нему отчета». (Пословица)

Планклассного часа

I.Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. «Меценаты, спонсоры и благотворители».

2. «Подвиг купца Третьякова».

3. «"Спонсор" МХАТа».

IV. Интерактивная беседа.

IV.«Современные Тимуры».

V.VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску, Тема нашего классного часа

записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - «спонсор»,

«меценат» и «благотворитель». Сейчас мы поговорим о значении этих слов.

Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного

семиклассника.

Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю он клеит

какую- нибудь новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на

полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия,

какого- нибудь истребителя. И вот мама пошла на хитрость. Она сказала, что эти

авиамодели могут сделать доброе дело. Нужно отдать их соседским близнецам Саше

и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка

принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий

праздник. Эта идея так вдохновила Димку, что он сразу же бросился собирать

подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все

свои модельки и, расщедрившись, высыпал туда еще и детские свои машинки. Закрыл

коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка.

Мама видела с балкона, как Димка подошел к ребятам, как поставилперед ними

огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к

такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается

запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый

детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой добрый, счастливый и усталый, как Дед Мороз после

двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Натане«естест венно

сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не

согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель.Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась

называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель.Может, надо было назвать Диму спонсором малышей?

Дети говорят, что спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима

отдал игрушки.

Какже можно назвать поступок Димы?

Дети говорят, что лучше всего для определения поступка Димы подходитслово

«благотворительность».

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело

сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем он дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как ихзапускать, чтобы

они летали.

III. Информационный блок

«Меценаты,спонсоры и благотворители»

в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские,

Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги

на строительствошкол, больниц, приютов, столовых, ночлежек:

развитие культуры. Например, купцы Савва Мам онтов и Савва Морозов

покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце 1 века н. э. в

Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилияи

Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

«Подвиг купца Третьякова»

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве.

русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Этот музей создал на свои

деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались

покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники

бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие

патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из

таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но

Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным

человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому

удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. По-

смотрите на портрет мецената (показывает иллюстрацию из книги). Умное,

интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсемне похож на купца,

предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею

пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на

создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать

самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины

Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских

художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он

Михайловича Третьякова.

«Спонсор» МХАТа

Ученик 6. Все знают, что такое МХАТ. Это театр, который создали Станиславский

и Немирович- Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы

билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был

спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации,

зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известныймосковский купец

Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли

разных театров. Некоторым театральным труппам помогал деньгами. Только просил,

чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нр авилась сама идея

сделать театр не для богачей, а для народа. Савва Морозов стал одним из основателей

спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания,

Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пил ил, красил,

забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и

оборудование для сцены. В целом на божественный театр Савва Морозов истратил

около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на

весь ми р. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

-Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную формацию. (Обращается к

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов

тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

- Им тоже хотелось прославиться.

- Они любили искусство.

- Они жалели художников.

- Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

- Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и

С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

- Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

- Им было обидно, что русские художники живут в нищете.

- Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

- Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за

будущее России. Павел Михайлович Третьяков и Савва Тимофеевич Морозов, как и

превозносили. Он и стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы

Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые

занимались благотворительностью, действовали по правилу, которое мы взяли

эпиграфом к классному часу (читает пословицу, записанную на доске): «Бог дает

богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой «отчет»

имели они в виду?

Примерные ответы детей:

- Отчет по деньгам, куда они их потратили.

- Отчет о том, как добыл человек это богатство.

- Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет

и заберет богатство.

- Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель . Многие «новые русские» сейчас покупают яхты,

роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они

Примерные ответы детей:

- Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

- Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

- Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются

за нечестные.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве

благотворительности?

Примерные ответы детей:

- Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф.

кл час.docx

Картинками

Классный час на тему: Благотворительность, 7­8 класс Методическая разработка конспекта классного часа для 7­8 классов на тему: Благотворительность, меценатство, добрые поступки. Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета. Пословица В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений ­ это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни ­ наслаждение, а деньги ­ лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги ­ это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности ­ православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф. План классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал». II. Обсуждение ситуации. III. Информационный блок. 1. Меценаты, спонсоры и благотворители. 1

2. Подвиг купца Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ. IV. Интерактивная беседа. V. Современные Тимуры. VI. Подведение итогов. Ход классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал» Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске ­ «Творить благо». Ниже записаны еще три слова ­ спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким­то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно. Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним. II. Обсуждение ситуации Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом? Примерные ответы детей: ­ Она завидовала. ­ Она не поверила, что он на такое способен. ­ Она не знала, кто такой меценат. ­ Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей. 2

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.) ­ Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».) В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима? Примерные ответы детей: ­ Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил. ­ Он подарил радость малышам. ­ Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей. ­ Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали. III. Информационный блок 1. Меценаты, спонсоры и благотворители Ученик 1. Благотворительность ­ это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек. Ученик 2. Меценаты ­ это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат ­ это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами. 2. Подвиг купца Третьякова Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков. До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков. Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность ­ он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника. 3

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель ­ создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» ­ таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи ­ это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович­Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович­Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов. Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась. Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова. IV. Интерактивная беседа Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.) Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность? Примерные ответы детей: ­ Им тоже хотелось прославиться. ­ Они любили искусство. ­ Они жалели художников. ­ Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству. ­ Они просто сочувствовали людям. Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами? Примерные ответы детей: 4

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду. Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник ­ Рождество Христово. Рождественские дни ­ время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности? Примерные ответы детей: ­ Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей. ­ Можно купить продукты для соседской старушки. ­ Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку. ­ Можно заступиться за слабого, которого все обижают. Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто­то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, ­ и этот праздник станет еще более радостным для вас. VI. Подведение итогов Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что­то заставило вас задуматься? Примерные ответы детей: ­ Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители. ­ Узнал о том, кто создал Третьяковскую галерею. ­ Услышал о Савве Морозове, который помогал Художественному театру. ­ Задумался о том, что другим купцам жалко было отдавать такие большие деньги, вот их никто теперь и не знает, а Третьякова и Морозова люди с благодарностью вспоминают. ­ Если бы сейчас были тимуровцы, я бы стал членом их команды. 6

Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета.

Пословица

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа.

Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ.

Оформление : записать на доске тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. Меценаты, спонсоры и благотворители.

2. Подвиг купца Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ.

IV. Интерактивная беседа.

V. Современные Тимуры.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.

Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.)

Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».)

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

1. Меценаты, спонсоры и благотворители

Ученик 1. Благотворительность - это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек.

Ученик 2. Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

2. Подвиг купца Третьякова

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ

Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

Им тоже хотелось прославиться.

Они любили искусство.

Они жалели художников.

Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

Да, потому что им было обидно, что русские художники живут в нищете.

Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков, Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, в жизни руководствовались пословицей, которую мы взяли эпиграфом к классному часу: «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой отчет имеется в виду?

Примерные ответы детей:

Отчет по деньгам, куда они их потратили.

Отчет о том, как добыл человек это богатство.

Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестно нажитый капитал.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Дать денег на развитие науки.

Помочь талантливой молодежи.

Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. Современные Тимуры

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.

Можно купить продукты для соседской старушки.

Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.

Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

Примерные ответы детей:

Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.