Энциклопедия сказочных героев: "По щучьему веленью". Русская народная сказка "По щучьему велению" (Клюхина) Сказка про емелю и щуку читать краткое

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что “гостинцев тебе не привезут”.

Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его “человечьим голосом”. “Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь”. Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки – сварить из

Нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности – отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: “По щучьему веленью, по моему хотенью”, с помощью которой он может выполнять все свои желания.

С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за “помятых” и “подавленных” пешеходов.

Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера – “его найти и привезти во дворец”.

Емеля расправляется и с офицером: “дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес”.

“Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу”. Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: “царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги”. Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.

Царь устраивает разбор ДТП: “Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил”. На что Емеля находит убедительный аргумент: “А зачем они под сани лезли”. После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос – “построить какую ни на есть избушку”. Емеле лениво. Но потом он все-таки создает “каменный дворец с золотой крышей” и приличествующий ему ландшафт: “кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют”.

Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. “Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю” – отвечает хозяин.

Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

Сочинения по темам:

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал...
  2. В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший - Данило - умный, средний - Гаврило - «и так,...
  3. Не сияет на небе солнце красное. то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят...

Читается за 35 минут, оригинал - 4 мин

Морозко

У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.

В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.

Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь - живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.

Гуси-лебеди

Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку - кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня - яблочка, речка - киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда - а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.

Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.

Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.

Иван Быкович

У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки - Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.

Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех... Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.

Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.

Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край - нужно спешить на помощь.

Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы - пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.

После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.

Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу - золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один - Объедайло, другой - Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый - звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице - золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.

Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.

Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице - золотые кудри и задаёт свадебный пир.

Семь Симеонов

У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой - смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый - кормчим, пятый - прятать корабль на дно моря, шестой - доставать его оттуда, а седьмой - быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.

Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого - Симеона-вора - царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.

Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря... А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.

Марья Моревна

У Ивана-царевича три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна и Анна-царевна. Когда родители у них умирают, брат выдаёт сестёр замуж: Марью за сокола, Ольгу за орла, а Анну за ворона.

Иван-царевич едет навестить сестёр и встречает в поле огромную рать, кем-то разбитую. Один из оставшихся в живых объясняет: это войско разбито Марьей Моревной, прекрасной королевной. Иван-царевич едет дальше, встречает Марью Моревну, гостит у неё в шатрах. Затем женится на королевне, и они едут в ее государство.

Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит - а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну. Муж едет искать ее.

По дороге Иван-царевич встречает дворцы сокола, орла и ворона. Он гостит у зятьёв, оставляет им на память серебряную ложку, вилку, нож. Добравшись до Марьи Моревны, Иван-царевич два раза пытается увезти жену домой, но оба раза Кощей на быстром коне догоняет их и отбирает Марью Моревну. На третий раз он убивает Ивана-царевича и тело его разрубает на куски.

У зятьёв Ивана-царевича чернеет подаренное серебро. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.

Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.

Иван-царевич идёт к Бабе Яге. По дороге он, хоть и голоден, из жалости не ест птенчика, львёнка и даже пчелиного мёда, чтобы не обидеть пчёл. Царевич нанимается к Бабе Яге пасти ее кобылиц Уследить за ними невозможно, но птицы, львы и пчелы помогают царевичу.

Иван-царевич крадёт у Бабы Яги паршивого жеребёнка (на самом деле это богатырский конь). Баба Яга пускается в погоню, но тонет в огненной реке.

На своём богатырском коне Иван-царевич и увозит Марью Моревну. Кощей догоняет их. Царевич вступает с ним в бой и убивает его.

Иван-царевич с Марьей Моревной заезжают в гости к ворону, орлу и соколу, а потом отправляются в своё царство.

Емеля-дурак

Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, - дурак. Отец умирает, оставляя каждому по «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.

Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он с большой неохотою идёт к проруби, наполняет ведро... И ловит в проруби щуку. Щука обещает сделать так, что любое Емелино желание исполнится, если он отпустит ее. Она открывает парню волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. Его первое желание с помощью чудесных слов исполняется: ведра с водой идут домой сами.

Немного времени спустя невестки заставляют Емелю идти во двор, нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении.

Они посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.

На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.

Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего офицера. Тот хочет везти дурака к королю. Емеля не согласен, и офицер даёт ему пощёчину. Тогда Емелина дубинка бьёт и офицера, и его солдат. Офицер докладывает обо всем этом королю. Король посылает к Емеле умного человека. Тот сперва говорит с его невестками и узнает, что дурак любит ласковое обращение. Суля Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.

В королевском дворце Емеля видит принцессу и загадывает желание: пусть она в него влюбится.

Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.

В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил себя и ее из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.

Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению возникают огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. Затем сам Емеля становится умным и красивым.

Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.

Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.

Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

У царя Выслала Андроновича три сына: Дмитрий, Василий и Иван. Каждую ночь в царский сад прилетает жар-птица и клюёт золотые яблочки на любимой яблоне царя. Царь Выслав обещает наследником царства сделать того из сыновей, кто изловит жар-птицу. Сначала идёт в сад караулить ее Дмитрий-царевич, но засыпает на посту. То же случается и с Василием-царевичем. А Иван-царевич подстерегает жар-птицу, хватает, но она вырывается, оставив у него в руках одно только перо.

Царь приказывает своим детям найти и привезти ему жар-птицу. Старшие братья едут отдельно от младшего. Иван-царевич приезжает к столбу, на котором написано: тот, кто поедет прямо, будет голоден и холоден, направо - будет жив, но потеряет коня, налево - потеряет жизнь, а конь будет жив. Царевич едет направо. Он встречает серого волка, который убивает его коня, но соглашается послужить Ивану-царевичу и везёт его к царю Долмату, у которого в саду висит клетка с жар-птицей. Волк советует птицу взять, а клетку не трогать. Но царевич берет клетку, поднимается стук и гром, сторожа ловят его и ведут к царю. Царь Долмат согласен простить царевича и дать ему жар-птицу, если тот приведёт ему златогривого коня. Тогда волк везёт Ивана-царевича к царю Афрону - у него в конюшне стоит златогривый конь. Волк убеждает не трогать уздечки, но царевич не слушается его. Снова Иван-царевича ловят, и царь обещает ему отдать коня, если царевич привезёт взамен Елену Прекрасную. Тогда волк похищает Елену Прекрасную, мчит ее и Ивана-царевича к царю Афрону. Но царевичу жалко отдавать королевну Афрону. Волк принимает облик Елены, и царь Афрон с радостью отдаёт царевичу коня за мнимую королевну.

А волк убегает от царя Афрона и нагоняет Ивана-царевича.

После этого он принимает вид златогривого коня, и царевич отводит его к царю Долмату. Тот в свою очередь отдаёт жар-птицу царевичу. А волк вновь принимает свой облик и прибегает к Ивану-царевичу. Волк везёт Ивана-царевича до того места, где разорвал его коня, и прощается с ним. Царевич с королевной едут дальше. Они останавливаются на отдых и засыпают. Дмитрий-царевич и Василий-царевич застают их спящими, убивают своего брата, забирают коня и жар-птицу. Королевне под страхом смерти приказывают обо всем молчать и везут ее с собой. Дмитрий-царевич собирается на ней жениться.

А серый волк находит разрубленное тело Ивана-царевича. Он дожидается появления воронов и хватает воронёнка. Отец-ворон обещает принести мёртвой и живой воды, если волк не тронет его детища. Ворон выполняет своё обещание, волк спрыскивает тело мёртвою, а потом живою водою. Царевич оживает, и волк везёт его в царство царя Выслава. Иван-царевич является на свадьбу своего брата с Еленой Прекрасной. При виде его Елена Прекрасная решается рассказать всю правду. И тогда царь сажает старших сыновей в темницу, а Иван-царевич женится на Елене Прекрасной.

Сивка-бурка

Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.

Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом.

Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же - Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет.

Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены.

Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван - царский зять».

Волшебное кольцо

Живёт старик охотник со своей старухой и сыном Мартынкой. Умирая, оставляет он жене и сыну двести рублей. Мартын берет сто рублей и едет в город закупить хлеба. Но вместо этого выкупает у мясников собаку Журку, которую они хотят убить. На это уходит вся сотня. Старуха ругается, но - делать нечего - даёт сыну ещё сто рублей. Теперь Мартынка выкупает у злого мальчишки кота Ваську за ту же цену.

Мать выгоняет Мартына из дому, и он нанимается в батраки к попу. Через три года поп предлагает ему на выбор мешок с серебром и мешок с песком. Мартынка выбирает песок, берет его и идёт искать другое место. Он приходит на лесную поляну, на которой горит огонь, а в огне - девица. Мартын засыпает огонь песком. Девица оборачивается змеёй и ведёт Мартына в подземельное царство к своему отцу, чтобы отблагодарить. Царь подзе-мельной стороны даёт Мартынке волшебное кольцо.

Взяв кольцо и немного денег, Мартынка возвращается к матери. Он уговаривает мать, чтобы она посватала за него прекрасную королевну. Мать так и делает, но король в ответ на это сватовство даёт Мартынке задачу: пусть он построит дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор за одни сутки. Сделает это - пусть женится на королевне, не сделает - будет казнён.

Мартынка перебрасывает кольцо с руки на руку, являются двенадцать молодцев и выполняют королевский приказ. Приходится королю выдать дочь за Мартына. Но королевна не любит своего мужа. Она похищает у него волшебное кольцо и с его помощью уносится за тридевять земель, в мышье государство. Мартынку она оставляет в бедности, в прежней избушке. Узнав об исчезновении дочери, король приказывает заточить Мартынку в каменный столб и морит его голодом.

Кот Васька и собака Журка прибегают к столбу, заглядывают в окошко. Они обещают помочь хозяину. Кот и собака бросаются под ноги уличным торговцам, а потом приносят Мартынке калачи, булки да бутылки кислых щей.

Васька и Журка идут в мышье государство - добывать волшебное кольцо. Они переплывают море - кот на спине у собаки. В мышьем царстве начинает Васька душить мышей, пока мышиный царь не просит пощады. Васька и Журка требуют волшебное кольцо. Один мышонок вызывается добыть его. Он пробирается в спальню к королевне, а она, даже когда спит, держит кольцо во рту. Мышонок щекочет ей хвостиком в носу, она чихает и теряет кольцо. И тогда мышонок приносит кольцо Журке и Ваське.

Идут собака и кот обратно. Васька держит кольцо в зубах. Когда они переправляются через море, Ваську в голову долбит ворон, и кот роняет кольцо в воду. Добравшись до берега, Васька и Журка начинают ловить раков. Царь-рак просит пощады, раки выталкивают на берег рыбу-белужину, проглотившую кольцо.

Васька первым хватает кольцо и убегает от Журки, чтобы всю заслугу присвоить себе. Собака догоняет его, но кот залезает на дерево. Журка караулит Ваську три дня, но потом они мирятся.

Кот и собака прибегают к каменному столбу и отдают кольцо хозяину. Мартынка возвращает себе дворец, хрустальный мост и собор. Возвращает и неверную жену. Король приказывает ее казнить. «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт».

Рога

Старик отдаёт своего сына, которого зовут Мартышка, в солдаты. Ученье Мартышке не даётся, и его дерут розгами. И вот Мартышке снится, что если он сбежит в иное королевство, то найдёт там однозолотные карты, которыми всякого обыграешь, и кошелёк, из которого деньги не убывают, хоть гору золота высыпь.

Сон сбывается. С картами и кошельком в кармане Мартышка приходит в трактир и затевает драку с маркитантом. Прибегают генералы - они возмущены поведением Мартышки. Правда, увидев его богатство, генералы меняют своё мнение. Они играют с Мартышкой в карты, он обыгрывает их, но весь свой выигрыш отдаёт им обратно. Генералы рассказывают своему королю о Мартышке. Король приезжает к Мартышке и тоже играет с ним в карты. Мартышка, выиграв, и королю отдаёт свой выигрыш обратно.

Король делает Мартышку главным министром и строит для него трёхэтажный дом. Мартышка в отсутствие короля три года правит королевством и делает много добра для простых солдат и нищей братии.

Дочь короля Настасья зовёт Мартышку в гости. Они играют в карты, а потом за трапезой Настасья-королевна подносит ему рюмку «усыпающего зелья». Затем отбирает у спящего Мартышки карты и кошелёк и велит бросить его в навозную яму. Проснувшись, Мартышка выбирается из ямы, надевает своё старое солдатское платье и уходит из королевства. По дороге он встречает яблоню, ест яблоко, и у него вырастают рога. Берет яблоко с другого дерева, и рога отпадают. Тогда Мартышка набирает яблок обоих сортов и возвращается в королевство.

Мартышка даёт доброе яблочко старушке лавочнице, и она становится молодая и толстая. В благодарность лавочница даёт Мартышке платье маркитанта. Он идёт продавать яблоки, даёт яблочко Настасьиной служанке, и она тоже становится красивой, толстой. Увидев это, королевна тоже хочет яблочек. Но ей они не идут на пользу: у Настасьи-королевны вырастают рога. А Мартышка, нарядившись доктором, идёт лечить королевну. Он ведёт ее в баню, стегает медным прутом и заставляет признаться, какой грех совершила. Королевна винится, что обманула министра, отдаёт карты и кошелёк. Тогда Мартышка угощает ее хорошими яблочками: рога у Настасьи отпадают, и она становится красавицей. Король опять делает Мартышку главным министром и отдаёт за него Настасью-королевну.

Безногий и безрукий богатыри

Задумывает царевич жениться, да только знает, что царевна, к которой он сватается, уже многих женихов погубила. Бедный мужик Иван Голый приходит к царевичу и обещает дело устроить.

Царевич с Иваном Голым едут к царевне. Она предлагает жениху испытания: стрелять из богатырского ружья, лука, ездить на богатырском коне. Все это выполняет вместо царевича слуга. Когда Иван Голый пустил стрелу, она попадала в богатыря Марка Бегуна и отбивала ему обе руки.

Царевна соглашается венчаться. После свадьбы она ночью кладёт на мужа руку, и тот начинает задыхаться. Тогда царевна догадывается, что ее обманули, а муж - никакой не богатырь. Она замышляет месть. Царевич с женой едет домой. Когда Иван Голый засыпает, царевна отсекает ему ноги, оставляет Ивана в чистом поле, приказывает царевичу стать на запятки и поворачивает карету назад, в своё царство. Вернувшись, она заставляет мужа пасти свиней.

Ивана Голого находит Марко Бегун. Безногий и безрукий богатыри вместе живут в лесу. Они крадут одну поповну, и она помогает им по хозяйству. К поповне прилетает змей, оттого она чахнет и худеет. Богатыри ловят змея и заставляют его показать озеро, где живая вода. От купания в этой воде у богатырей отрастают руки и ноги. Марко Бегун возвращает поповну отцу и сам остаётся жить у этого священника

Иван Голый отправляется искать царевича и находит его пасущим свиней. Царевич меняется с Иваном одеждой. Он едет на коне, а Иван гонит свиней. Царевна видит из окна, что скот гонят не вовремя, и приказывает выдрать пастуха. Но Иван Голый таскает ее за косы до тех пор, пока она не раскаивается. С этих пор она начинает слушаться мужа. А Иван Голый служит при них.

Морской царь и Василиса Премудрая

Царь путешествует по чужим землям, а тем временем дома у него рождается сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность.

Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления тринадцати голубиц - прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.

Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.

Иван-царевич рассказывает о своей беде Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь триста скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.

Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.

Морской царь снаряжает погоню. Василиса, заслышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа - в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.

Приезжают молодые в царство Ивана-царевича. Царевич хочет доложиться отцу-матери и просит Василису подождать его в лесочке. Василиса предупреждает, что царевич забудет ее. Так оно и происходит.

Василиса нанимается в работницы к просвирне. Она лепит из теста двух голубков, которые летят во дворец к царевичу и бьются в окна. Царевич, увидев их, вспоминает о Василисе, находит ее, приводит к отцу-матери, и все живут вместе.

Пёрышко Финиста - ясна сокола

У старика - три дочери. Собирается отец в город, старшая и средняя дочь просят купить им ткани на платье, а меньшая - пёрышко Финиста - ясна сокола. Возвратившись, отец дарит старшим дочерям обновы, но пёрышка ему найти не удалось. В следующий раз старшие сестры получают по платку, а обещанного младшей пёрышка опять нету. В третий раз старик наконец покупает пёрышко за тысячу рублей.

В комнате у меньшой дочки пёрышко превращается в царевича Финиста Царевич с девицей ведут разговор. Сестры слышат голоса. Потом царевич оборачивается соколом, и девушка выпускает его полетать. Старшие сестры втыкают в раму окна ножи и иглы. Возвратившись, Финист ранит о ножи крылья и улетает, велев девице искать его в тридевятом царстве. Она слышит это сквозь сон.

Девушка запасается тремя парами железных башмаков, тремя чугунными посохами, тремя каменными просвирами и идёт искать Финиста. По дороге она ночует у трёх старушек. Одна дарит ей золотое веретёнце, другая - серебряное блюдо с золотым яичком, третья - золотое пялечко с иголочкой.

Просвиры уже изглоданы, посохи изломаны, башмаки истоптаны. Девица узнает, что Финист в таком-то городе женился на просвирниной дочери, и нанимается к просвирне в работницы. Подарки старушек отдаёт просвирниной дочери в обмен на право пробыть с Финистом три ночи.

Жена подмешивает Финисгу сонного зелья. Он спит и не видит красной девицы, не слышит ее слов. На третью ночь горячая слеза девицы будит Финиста. Царевич и девица убегают от просвирни.

Финист вновь обращается в пёрышко, и девица приходит с ним домой. Она говорит, что была на богомолье. Отец и старшие дочери уезжают к заутрене. Меньшая остаётся дома и, повременив немного, едет в церковь с царевичем Финистом, в золотой карете и драгоценных уборах. В церкви родные не узнают девицы, а она не открывается им. На другой день происходит то же самое. На третий день отец догадывается обо всем, заставляет дочь сознаться, и красная девица выходит замуж за царевича Финиста.

Хитрая наука

У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен три года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через три года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя.

За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё одиннадцать учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.

Сын учит отца, как его можно будет узнать.

Хозяин (а он оказался колдуном) оборачивает своих учеников голубями, жеребцами, добрыми молодцами, но во всех обликах отец узнает сына. Отец и сын уходят домой.

По дороге они встречают барина Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.

Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.

Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун - щукою... Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.

Сестрица Аленушка, братец Иванушка

Умирают царь с царицей; их дети Аленушка и Иванушка отправляются странствовать.

Дети видят возле пруда стадо коров. Сестра уговаривает брата не пить из этого пруда, чтобы не стать телёночком. Видят они у воды и табун лошадей, и стадо свиней, и стадо коз. Аленушка всюду предостерегает братца. Но тот в конце концов, ослушавшись сестру, пьёт и становится козлёночком.

Аленушка привязывает его за поясок и ведёт с собою. Они заходят в царский сад. Царь расспрашивает Аленушку, кто она такая. Вскоре он женится на ней.

На Аленушку, ставшую царицей, напускает порчу злая колдунья. Она же сама берётся лечить царицу: велит идти к морю и пить там воду. У моря колдунья топит Аленушку. Козлёночек, видя это, плачет. А колдунья принимает облик царицы Аленушки.

Мнимая царица обижает Иванушку. Она упрашивает царя, чтобы тот приказал зарезать козлёночка. Царь, хотя и с неохотой, соглашается. Козлёночек просит позволения сходить к морю. Там он просит сестру выплыть, но она отвечает из-под воды, что не может. Козлёночек возвращается, но потом просится на море ещё и ещё. Царь, удивясь, тайком идёт за ним. Там он слышит разговор Аленушки и Иванушки. Аленушка пытается выплыть, и царь вытаскивает ее на берег. Козлёночек рассказывает о происшедшем, и царь приказывает казнить колдунью.

Царевна-лягушка

У царя - три сына. Младшего зовут Иван-царевич. Царь велит им пустить стрелы в разные стороны. Каждый из них должен посвататься к той девушке, на чей двор упадёт его стрела. Стрела старшего сына падает на боярский двор, среднего - на купеческий, а стрела Ивана-царевича - в болото, и подхватывает ее лягушка.

Женится старший сын на боярышне, средний - на купеческой дочке, а Ивану-царевичу приходится жениться на лягушке.

Приказывает царь своим невесткам испечь по белому хлебу. Иван-царевич огорчается, но лягушка его утешает. Ночью она превращается в Василису Премудрую и приказывает своим мамкам-нянькам испечь хлеб. Наутро готов славный хлеб. А царь велит невесткам соткать за одну ночь по ковру. Иван-царевич печалится. Но лягушка ночью вновь оборачивается Василисой Премудрой и даёт приказ мамкам-нянькам. Наутро готов чудный ковёр.

Царь приказывает сыновьям явиться к нему на смотр вместе с жёнами. Жена Ивана-царевича является в облике Василисы Премудрой. Она пляшет, и от взмахов ее рук появляется озеро, по воде плывут лебеди. Жены других царевичей пытаются ей подражать, но безуспешно. А тем временем Иван-царевич находит лягушачью кожу, сброшенную женой, и сжигает ее. Узнав об этом, Василиса горюет, оборачивается белой лебедью и улетает в окно, велев царевичу искать ее за тридевять земель у Кощея Бессмертного. Иван-царевич отправляется искать жену и встречает старичка, который объясняет, что Василиса должна была жить три года лягушкой - такое ей было наказание от отца. Старичок даёт царевичу клубочек, который будет вести его за собой.

По дороге Иван-царевич хочет убить медведя, селезня, зайца, но щадит их. Увидев на песке щуку, он бросает ее в море.

Царевич заходит в избушку на курьих ножках к Бабе Яге. Она говорит, что с Кощеем сладить трудно: его смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе. Яга указывает место, где находится дуб. Звери, которых Иван-царевич пощадил, помогают ему добыть иглу, и приходится Кощею умереть. А царевич увозит Василису домой.

Несмеяна-царевна

Живёт Несмеяна-царевна в царских палатах и никогда не улыбается, не смеётся. Царь обещает выдать Несмеяну замуж за того, кто сумеет ее развеселить. Все пытаются это сделать, да никому не удаётся.

А на другом конце царства живёт работник. Хозяин его - человек добрый. В конце года ставит он перед работником мешок денег: «Бери сколько хочешь!» А тот берет только одну денежку, да и ту роняет в колодец. Он работает на хозяина ещё год. В конце года происходит то же самое, и опять бедный работник свою денежку в воду роняет. А на третий год берет он монетку, подходит к колодцу и видит: две прежние денежки всплыли. Достаёт он их и решает белый свет поглядеть. Мышка, жучок и сом с большим усом выпрашивают у него по денежке. Остаётся работник опять ни с чем. Приходит он в город, видит в окошке Несмеяну-царевну и у неё на глазах падает в грязь. Сразу являются мышка, жучок и сом: помогают, платье снимают, сапожки чистят. Царевна, глядя на их услуги, смеётся. Царь спрашивает, кто причина смеха. Царевна указывает на работника. И тогда царь выдаёт Несмеяну за работника замуж.

Пересказала

В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.

Как-то раз удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой. Дело зимой было. Взял Емеля ведра и топор и пошел к реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой сами домой пошли.

Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.

Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.

Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.

Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.

Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению».

Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.

Название произведения: "По щучьему велению, по моему хотению".

Число страниц: 5.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Емеля-дурачек, невестки, Щука, Царь, Царевна.

Характеристика главных героев:

Емеля - простой парень.

Ленивый, но добрый.

Пощадил щуку и выпустил ее в реку.

Хитрый и ловкий.

Проучил царя.

Царь - требовательный и капризный.

Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.

Вовремя признал свою неправоту.

Марья-царевна - красивая и верная девушка.

Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.

Краткое содержание русской народной сказки "По щучьему велению" для читательского дневника

Жили в деревне три брата.

Старшие работящие были, а младший все на печи валялся.

Как-то послали невестки Емелю за водой на озеро, а парень в проруби увидел щуку и словил ее.

Щука просила, чтоб Емеля отпустил ее, а она взамен исполнит все его желания.

Стоило Емеле только сказать "По щучьему велению, по моему хотению", как ведра сами себя в дом заносили, а топор сам рубил дрова и отправлял их сразу в печь, а сани без лошадей отправлялись в лес.

О том, что Емеля своими чудо-санями подавил кучу народу в городе, узнал царь и отправил к нему вельможу.

Но первого в избушке отколотили, а второй привез гостинцев и всё-таки смог убедить дурака к царю приехать.

Когда Емеля прибыл во дворец, то увидел дочку царя и пожелал, чтоб девушка в него влюбилась.

Царь разозлился, посадил обоих в бочку и выкинул в море.

И тут желания щуки пригодились.

Емеля выбирается с Царевной на берег, строит красивый и высокий замок, а сам меняет себе внешность и становится настоящим красавцем.

Царь при встрече не узнает Емелю, но парень напоминает о себе.

Со страху Царь просит дурачка женится на его дочери.

Емеля сыграл свадьбу и стал править целым царством.

План пересказа сказки "По щучьему велению"

1. Жили три брата.

2. Невестки и Емеля-дурачек.

3. Емеля идет за водой.

4. Щука в проруби.

5. Рыба просит о пощаде, а взамен исполняет желания Емели.

6. Топор сам отправляется дрова рубить.

7. Невестки посылают Емелю в лес.

8. Сани топчут и давят людей в городе.

9. Емелю ловят, но его бита всех колотит.

10. Царь узнает о проделках дурака.

11. Вельможу избивает бита Емели.

12. Вельможа дает гостинцы.

13. Емеля на печи приезжает во дворец.

14. Царевна влюбляется в парня.

15. Приказ царя закрыть их в бочке.

16. Емеля и царевна выбираются на берег.

17. Высокий замок и Емеля-красавец.

18. Охота царя.

19. Разговор царя с Емелей.

20. Свадьба дурака с Царевной.

Рисунок-иллюстрация сказки "По щучьему велению"

Главная мысль произведения "По щучьему велению"

Главная мысль сказки заключается в том, что человек - сам кузнец своего счастья.

Каждый способен поймать удачу за хвост, но не каждый умеет правильно распоряжаться своими желаниями.

Сказка показывает нам, что для того, чтобы чего-то добиться, недостаточно просто лежать на печи, но и нужно что-то делать, чтоб мечта стала реальностью.

Чему учит русская народная сказка "По щучьему велению"

Сказка учит нас многим вещам:

1. Быть внимательным и добрым.

2. Слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.

3. Быть трудолюбивым, а не пролеживать штаны на одном месте.

4. Верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.

5. Быть ловкими и находчивыми.

6. С умом использовать свои желания.

Краткий отзыв о сказке "По щучьему велению" для читательского дневника

Сказка "По щучьему велению" мне очень понравилась.

В ней описывается история простого и ленивого парня по имени Емеля, у которого исполнялись все желания.

Поначалу я был в растерянности, почему именно лежебоке и лентяю Емеле посчастливилось так в жизни?

Но на самом деле, Емеля - добрый и отзывчивый парень, который просто сохранил жизнь волшебной щуке и получил взамен ее благодарность.

В сказке творятся настоящие чудеса: сани ездят сами, печь выезжает из избы и катает Емелю, а в конце парень и совсем делает из себя красавца.

И все это благодаря одной волшебной щуке.

Емеля сумел получить не только красавицу Царевну в жены, но и все царство.

Конечно, в жизни таких чудес не бывает.

И для того, чтоб мечты исполнились, нужно что-то делать.

Однако, мечтать надо и надо делать все, чтобы мечты становились реальностью.

Именно это я и понял из сказки "По щучьему велению".

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Царь ест, пьет и не надивится:

Кто же ты такой, добрый молодец?

А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить?

Я - тот самый Емеля.

Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

Какие пословицы подходят к сказке "По щучьему велению"

"У лодыря, что ни день, то лень".

"Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка".

"Не ленись, а трудись".

"Одна удача идет, другую ведёт".

"Все глупому удастся".

Неизвестные слова и их значения

Прорубь - отверстие во льду.

Вельможа - знатный офицер.

Дивится - удивляется.

Давеча - недавно.

Кафтан - мужская длинная накидка.

и множество других

Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке "По щучьему велению"

1. Перечисли главных героев сказки "По щучьему велению".

Главные герои сказки "По щучьему велению": Емеля, щука.

Еще в сказке задействованы царь, Марья-царевна, два брата Емели, старик, невестки, офицер, вельможа.

2. Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. Запиши в читательский дневник.

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся.

3. Куда собрались однажды братья? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.

Правильный ответ: на базар.

4. С какими просьбами к Емеле обращались невестки в сказке "По щучьему велению"? Восстанови последовательность просьб. Расставь цифры в нужном порядке.

Правильная последовательность просьб:

1) сходить на реку за водой;

2) нарубить дров;

3) съездить в лес и привезти дрова.

5. Где оказался Емеля и Марья-царевна? Отметь в читательском дневнике.

Правильный ответ: на берегу моря.

6. Вставь в предложение пропущенные слова. Определи количество слогов в каждом записанном тобой слове. Запиши в читательский дневник.

Пропущенные слова: Топор, лавки, двор, дрова, избу, печь.

Слово 1 – 2 слога;

Слово 2 – 2 слога;

Слово 3 – 1 слог;

Слово 4 – 2 слога;

Слово 5 – 2 слога;

Слово 6 – 1 слог.

7. Каким был Емеля? Перечисли черты его характера.

Емеля был ленивым, хитрым, сообразительным.

8. Кто не смог справиться с Емелей, когда царь приказал привести его во дворец? Отметь правильный ответ.

Правильный ответ: офицер.

9. Почему Емеля согласился поехать к царю? Запиши ответ.

Сначала вельможа разузнал у невесток, что Емеля любит.

А затем пообещал, что у царя он это получит.

Емеля не смог отказаться от красного кафтана, шапки и сапог.

10. Подбери к слову неохота слова, близкие по смыслу.

Неохота – лень, нежелание, не хочется, не тянет.

11. Понравилась ли тебе сказка "По щучьему велению"? Чем? Почему? Запиши свой ответ в читательский дневник.

Мне понравилась сказка "По щучьему велению".

Она имеет очень увлекательный сюжет, легко читается и вызывает улыбку.

К тому же, в сказке много неожиданных поворотов.

Все они по-своему интересны.

Сказка о Золушке

Каждая девочка мечтает вырасти, встретить принца, выйти за него замуж и жить с ним долго и счастливо. Если девочка родилась принцессой, она может не беспокоиться: папа Король позаботится о претендентах, свадебном кортеже и маленьком уютном замке вдали от земель, принадлежащих семейству Людоедов. Но речь пойдет о совсем других детях.

Речь пойдет о девочках, которым не так повезло в жизни. Девочках, вынужденных мыть полы, чистить кастрюли, шить платья и делать прически злым сестрам. Тысячи и тысячи современных Золушек проводят свои лучшие годы за перекладыванием скрепок в офисах, с парикмахерскими ножницами в руках, за прилавками сигаретных киосков, за мытьем сантехники в элитных отелях, возвращаются домой с опухшими от усталости ногами, с горлом, саднящим от никотина, с облупленным дешевым лаком на ногтях, спускаются в шумное, равнодушное, воняющее человеческим стадом метро, а потом оказываются в холодных, неуютных общагах-коммуналках-съемных квартирах на окраине вселенной, где их никто не ждет.

И мечтают, мечтают, мечтают о принцах.

Но, собственно, никаких оснований считать, что чудо возможно, нет нигде, кроме чрезвычайно вредной сказки, а также огромного множества ее современных римейков. Некоторые рано или поздно смиряются и приобретают философский склад ума. Так, героиня Сандры Баллок в фильме "Пока ты спал", продающая билеты в метро, в ответ на замечание коллеги по работе о том, что у нее в жизни ничего нет, произносит замечательную в своей показательности фразу: "У меня есть квартира, кот и телевизор с пультом. И это немало." Остальные - мечтают.

Я назвал эту сказку чрезвычайно вредной. Может быть, это не совсем верная формулировка. Вредна не сказка, а, скорее, повсеместно сложившийся стереотип ее прочтения. Очень коротко сюжетную линию с опорными смысловыми точками можно изложить так.

1. Живет добрая, трудолюбивая, красивая девушка по имени Золушка, нещадно угнетаемая мачехой и своими сводными сестрами.
2. В королевском дворце намечается бал.
3. Появляется добрая фея-крестная.
4. Золушка получает на время в подарок карету, роскошное платье и хрустальные туфельки.
5. Золушка едет на бал, где знакомится с принцем.
6. После некоторых треволнений - хэппи энд.

Само собой подразумевается. что все эти подарки судьбы свалились на голову несчастной (впрочем, уже счастливой) Золушки за ее трудолюбие и хороший характер, а также приятную внешность. То есть эти три условия в народном сознании считаются необходимыми и достаточными для того, чтобы чудо произошло и добродетель получила награду.

Но Шарль Перро ничего такого не утверждал! Откроем оригинал.

1. Сказка начинается с фразы: "Один богатый человек после смерти своей жены женился второй раз на вдове..." Золушка родом отнюдь не из лачуги! В сказке нигде не указывается, сколько лет было Золушке к моменту второй женитьбы ее отца, но, судя по тому, что на нее сразу же легла вся работа по дому, из младенческого возраста она давно уже вышла. Можно предполагать, что к этому времени она уже успела получить определенное образование, которое девицы из приличных семей получали в обязательном порядке. Во всяком случае, на балу всех присутствующих она поразила умением танцевать, и нигде, кроме как в социалистической экранизации сказки, не сказано, что она научилась этому "натирая полы".

2. В королевском дворце намечается бал. Заметьте, семья Золушки получает на него приглашение! То есть это семья, по своему социальному статусу относящаяся к высшему слою общества.

3. Добрая фея с золотой кредитной картой волшебной палочкой. Удивительным образом именно это звено обычно опускается в проекции сказки на реал.

4. Ситуация, в которой современная Золушка приезжает на модную тусовку бал в "прекрасном наряде от Версаче из золотой и серебряной парчи", и ее Bentley золоченую карету сопровождают аж шесть лакеев, настолько оторвана от реалий современной жизни, что она либо игнорируется, либо, как в фильме "Красотка" с Джулией Робертс, функциональной ролью доброй феи наделяется сам принц.

5. Случайная встреча с прекрасным принцем в современных римейках обычно происходит в минимизированных декорациях - например, по месту работы Золушки. Принц приезжает в отель (где Золушка работает горничной), либо является владельцем фирмы (где Золушка трудится с качестве секретарши) и т.п., и т.д.
Знакомство с принцем в первоисточнике происходит опять же не в рыбной лавке, хижине лесника или в огороде на фоне буйно растущей капусты. Первая встреча происходит во дворце. "Принцу доложили, что приехала какая-то молодая принцесса..." При этом всех поражает "замечательная красота незнакомки".

Где вы видите в этой истории безмерно распиаренный мезальянс? По большому счету, это просто повесть о любви принадлежащих к одному социальному слою юноши и молодой девушки, у которой в в определенном периоде ее жизни сложились сложные внутрисемейные отношения.

Сказка цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007 г. Изд. "Стрекоза-пресс". Пер. И.Медведковой.

Мальчик с пальчик

Ну и имечко у этого героя! Попробуйте его сначала просклонять.

Именительный: кто? Мальчик с пальчик
Родительный: кого? Мальчика с пальчик

Очарование рифмы восстанавливается только с помощью грамматической ошибки: кого? Мальчика с пальчика.

Что, собственно, и делает переводчик: "сапоги...пришлись Мальчику с пальчику как раз по ноге".

Но это я так, в порядке вредности. Перейдем к обсуждению сказки. Сначала - краткое содержание.

1. Жил дровосек с женой и семью сыновьями.
2. Наступили тяжелые времена, дровосек решает избавиться от детей и отводит их в лес.
3. Мальчик с пальчик благодаря белым камешкам находит дорогу домой.
4. Дровосек и его жена заводят детей еще дальше, " в самый густой, темный лес".
5. Мальчики сбиваются с дороги и попадают в дом к Людоеду.
6. Людоед решает сделать из братьев жаркое.
7. Ночью Мальчик с пальчик меняет местами колпачки на головах у братьев и золотые короны на головах у дочерей Людоеда.
8. В темноте Людоед по ошибке "прирезал всех своих дочерей".
9. Мальчики потихоньку убегают.
10. Людоед надевает сапоги-скороходы, пускается в погоню и засыпает от усталости на скале, под которой прячутся дети.
11. Мальчик с пальчик крадет у Людоеда сапоги и устраивается на работу гонцом - скороходом.
12. Мальчик с пальчик возвращается к родителям.

Сказка - это инструмент, с помощью которого социум передает подрастающему поколению одобряемые или, как минимум, приемлемые нормы общественной морали и стереотипы поведения. Рассмотрим текст с этой точки зрения.

1. Описание внутрисемейных отношений: "Братья часто обижали его и постоянно сваливали на него всю грязную работу по дому". Вы думаете, это зло хоть где-нибудь в тексте наказуемо? Отнюдь. Мальчик с пальчик выводит братьев из леса, спасает от Людоеда, отправляет домой и впоследствии содержит все семейство на свою зарплату королевского скорохода. Эдакое воплощение всепрощения и непротивления злу насилием.

2. Стереотип поведения родителей описан просто феерически. Добрый папаша, "хотя сердце у него сжималось от горя", заявляет жене: "я не хочу, чтобы они на моих глазах умирали с голоду". То есть не на глазах - это можно, это приемлемый способ разрулить ситуацию. И любящая мамаша в конечном итоге с мужем соглашается. Так и кажется, что это была любимая сказочка Иосифа Виссарионовича: "есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы".

3. Мальчик с пальчик, подслушав разговор родителей, своевременно запасается белыми камешками и выводит братьев из леса. Куда же ведет их "самый смышленый и рассудительный из всех семерых"? Да назад к родителям, которые только что послали их на смерть. Эту логику повествования я, честно говоря, ни понять, ни прокомментировать не могу.

4. Когда "снова наступил голод", родители опять отводят детей в лес, на этот раз принимая меры предосторожности. Цель была достигнута - дети заблудились. Это говорит о том, что такой способ решения проблемы вовсе не является случайным, выбранным под действием эмоционального всплеска, а является устойчивой стратегией поведения.

5. Мальчики попадают в дом к Людоеду. Мир оказывается не без добрых людей: жена Людоеда пытается спрятать их от мужа под кроватью, подвергаясь при этом нешуточному риску. "Так ты хотела обмануть меня! Надо бы мне давно тебя саму съесть"...

6. Несмотря на то, что в доме был "целый теленок, два барана и еще полсвиньи", Людоед проявляет немотивированную жестокость, решив сделать из детей жаркое.

7и 8. Такое зло уже никак не может остаться без ответа! Смышленый Мальчик с пальчик отвечает на него должным образом: дочери Людоеда (и доброй женщины, которая пыталась спасти братьев, рискуя собственной жизнью), виноватые лишь в том, что они "питались сырым мясом" (нигде не сказано, что человеческим), отчего "лица у них были красные", оказались зарезанными во сне собственным отцом.

Как просто сформировать образ врага! Некоторое несовпадение кулинарных пристрастий и некоторые различия в цвете лица являются вполне достаточным для этого основанием.

9. После этого братья "потихоньку спустились в сад и перелезли через забор". Что мешало им это сделать раньше, не провоцируя кровавый внутрисемейный геноцид, неясно.

10. Людоед, движимый отцовским горем, мечется в поисках братьев, которые бегут - ну, вы уже догадались, куда - в сторону родного дома, к своим любящим родителям. Устав, он засыпает на скале, под которой укрылись братья.

11. Добрый (он ведь положительный герой, правда?) Мальчик с пальчик решает, что гибель семерых дочерей является недостаточным наказанием злодею, и крадет у Людоеда семейную реликвию - волшебные сапоги-скороходы. Это замечательное приобретение, пусть даже и полученное не совсем легитимным путем, позволяет моментально решить проблемы с трудоустройством при дворе короля.

12. Мальчик с пальчик возвращается домой, к родителям, "и больше они уже никогда не знали нужды"... Ну вот, опять всепрощение. Чем, собственно, родители детей отличаются от Людоеда? По большому счету, ничем. Точно также пытались сжить их со света.

Таким образом, мораль главного героя и стратегия его поведения не определяются реальными действиями остальных персонажей. Единственным фактором, регулирующим его поступки и отношение к действующим лицам, становится отнесение себя к определенной части социума в рамках дихотомии "свой - чужой".

Своим позволено и прощается все - несправедливость, покушение на убийство. По отношению к чужим, даже таким, как жена Людоеда, проявляющая доброту и сочувствие, допустимо все, что угодно.

Цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007. Изд. "Стрекоза Пресс", пер. И.Медведковой.

Кот в сапогах

Как и в предыдущем посте, проведем анализ этой сказки с позиций норм, предлагаемых для усвоения детьми в процессе социализации. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

1. Мельник, умирая, оставляет в наследство младшему сыну кота. Сын "был неутешен, что ему досталась такая дрянь".

2. Сын (он в этой сказке - герой второстепенный) размышляет о планах на будущее: "что делать со своим котом? Сшить из его шкуры рукавицы?" Добрый мальчик, да?

3. Кот, выпросив у хозяина мешок и сапоги, идет в лес ловить кроликов. Поймав кролика, кот относит его во дворец и дарит королю от имени маркиза Карабаса. Носит королю дичь "два или три месяца сряду".

4. Узнав, что "король собирается прокатиться по берегу реки с дочерью", Кот советует хозяину купаться в определенном месте.

5. Кот обманывает короля, выдавая хозяина за маркиза Карабаса, и хитростью выманивает у короля "самый лучший костюм" для сына мельника.

6. Кот бежит, опережая королевский кортеж, и, шантажируя расправой ("всех вас в порошок истолку!"), заставляет крестьян, работающих в поле, лгать королю, что земельные угодья принадлежат господину маркизу Карабасу.

7. Кот является в замок к Людоеду и, играя на тщеславии последнего, провоцирует его превратиться в мышь, которую тут же и съедает. О самом Людоеде в сказке сообщается, что он "обладал нигде не виданными богатствами" и прекрасным замком, был вежлив, хлебосолен ("в большой зале их ожидала великолепная закуска, приготовленная Людоедом для своих приятелей") и обладал некоторыми нетривиальными способностями (мог обращаться в разных зверей). Ничего несимпатичного, кроме имени, в образе Людоеда не просматривается.

8. Кот приглашает короля со свитой и хозяина в замок Людоеда, выдавая его за замок маркиза Карабаса.

9. Короля поразило богатство и "очаровали добрые качества маркиза Карабаса". Король выдает свою дочь замуж за "маркиза Карабаса".

10. "Кот зажил большим барином и уж больше не ловил мышей".

Из всех известных мне сказок именно эта кажется мне наиболее поразительной. Всю стратегию успеха главного героя можно описать одной фразой:

обманом втереться в доверие (к королю) - запугать (крестьян на полях) - лгать, лгать и лгать (королю) - вовлечь в обман (хозяина) - убить и отнять имущество (Людоеда) => хэппи энд

Добры молодцы, извлекайте урок!

Цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007 г. Изд. "Стрекоза Пресс". Пер.И.Медведковой.

Поскольку Андрей фактически закрыл свой журнал, а сказок, на которые хочется посмотреть глазами взрослого человека, много, я хочу продолжить эту линию рецензий.

Давайте вместе перечитаем всем нам известную русскую сказку «По щучьему велению ».

1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что «гостинцев тебе не привезут».

2. Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его «человечьим голосом»: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки - сварить из нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности - отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: "По щучьему веленью, по моему хотенью", с помощью которой он может выполнять все свои желания.

3. С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за «помятых» и «подавленных» пешеходов.

4. Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера - «его найти и привезти во дворец». Емеля расправляется и с офицером: «дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес».

5. «Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу». Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: «царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги». Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.
Царь устраивает разбор ДТП: «Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил». На что Емеля находит убедительный аргумент: «А зачем они под сани лезли»? После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

6. Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

7. Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос - «построить какую ни на есть избушку». Емеле лениво. Но потом он все-таки создает «каменный дворец с золотой крышей» и приличествующий ему ландшафт: «кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют». Далее он по требованию влюбленной в него царевны становится «добрым молодцем, писаным красавцем».

8. Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. «Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю» - отвечает хозяин. Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

А теперь проанализируем текст. Какие черты характера и модели поведения отличают главного героя?

1. Главный герой - дурак. Об этом прямо говорится в первом абзаце сказки.

2. Его лень просто невероятна. На все просьбы и требования со стороны окружающих Емеля неизменно отвечает своей коронной фразой: «А мне неохота».

3. Кроме того, и это сквозит дальше в каждой строке текста, Емеля - человек без потребностей. Он ничего не хочет и не ставит никаких целей. Даже получив в руки волшебное заклинание, он использует его исключительно для выполнения задач, поставленных перед ним другими - наколоть дров, приехать во дворец, построить себе жилье. Единственное исключение - это попытка вызвать чувство у Марьи-царевны.

4. Любовь к людям явно не входит в число добродетелей Емели. Передавив санями кучу народу, Емеля не высказывает никакого сожаления. Зато легко перекладывает ответственность на других: сами виноваты - зачем на дороге попались. А попытки наказать его за членовредительство он пресекает быстро и жестко с помощью дубинки, предусмотрительно вырубленной в лесу. Причем заданные топору параметры не оставляли шансов для обидчиков - дубинку топор вырубил «такую, чтобы насилу поднять».

5. Смирением и всепрощенчеством Емеля тоже не отличается. «Все твое царство пожгу и разорю» - мстительность и шантаж в одной фразе.

Правда, прелестный портрет главного героя? И именно он получает все - красоту, невесту-царевну и царство в добавок. Просто так, потому что ему повезло со щукой.

Чему мы научим ребенка, читая с ним эту сказку?

P.s. Полный текст сказки лежит