Амнезия детства. Ученые выяснили, почему мы так плохо помним свое детство Если детство всплывает в подробностях

Наука

Ученые и родители уже давно задаются вопросом, почему мы не помним, что происходило с нами до 3-х лет . Каким бы важным не было событие в жизни ребенка, эти воспоминания стираются и через несколько месяцев от них не остается и следа.

Теперь же исследователи выяснили, почему существует так называемая "инфантильная амнезия", и почему мы не можем вернуть свои воспоминания детства.

Ученые из Университета Торонто объяснили, что в первые годы жизни происходит быстрый рост клеток в гиппокампе - центре памяти мозга , из-за чего связи между существующими клетками разрушаются.

В результате, воспоминания, которые там хранятся, уже невозможно восстановить.

Хотя дети какое-то короткое время помнят важные события, например, праздник дня рождения, они теряют воспоминания через несколько недель или месяцев .

Напротив, у детей более старшего возраста и взрослых, связи в мозге более стабильные, что позволяет нам хорошо сохранять воспоминания.

Так канадские ученые провели эксперимент, увеличив производство клеток в центре памяти взрослых мышей, и выяснили, что они стали быстрее забывать события.

Особенности памяти у детей

Предыдущие исследования показали, что мы обычно не помним, что происходило с нами до 2-3 лет .

Кроме того, у нас остаются обрывочные воспоминания того, что случилось с нами между 3-мя и 7-ю годами.

К 10 годам воспоминания обычно кристаллизуются .

Специалисты считают, что родители, которые хотели бы, чтобы их дети помнили какие-то события раннего этапа своей жизни, должны обсуждать их с детьми во всех деталях, чтобы ребенок понял значимость этого события. Это придает событию значение, которого у детей может не быть.

Развитие памяти у детей

Воспоминания обогащают жизнь ребенка и улучшают его разговорные навыки. Вот несколько советов по развитию памяти у детей дошкольного возраста:

Установите распорядок

Следование определенному порядку улучшает память ребенка. Так, если ребенок всегда ложится в кровать с плюшевым мишкой сразу после купания, он начнет сам помнить о том, чтобы взять мишку. Вы можете помочь ему вопросами: "Что происходит после того, как ты купаешься?"

Задавайте вопросы

Например, если вы проходите мимо дома ваших друзей, вы можете спросить: "Кто здесь живет?". Такие вопросы дают детям опыт для воспоминаний.

Показывайте действия

Дети копируют действия родителей. Если вы хотите чему-то научить своего ребенка, лучше один раз показать, чем много раз объяснять. Если же вы будете повторять действие много раз, это еще больше закрепит воспоминания.

Говорите с ребенком о его опыте

Сфокусируйтесь на важных воспоминаниях для вашего ребенка. Обсуждайте с ним то, что происходит вокруг, что ему нравится, куда он ходил, что ел на обед и тд.

Многие люди говорят, что им хотелось бы вернуться в детские годы – теплые, уютные, беззаботные, с молодыми (и живыми) мамами и папами, бабушками и дедушками… При всей нежности к воспоминаниям эти самые воспоминания бывают очень немногочисленными, обрывочными. Почему человек не помнит детство (имеется в виду раннее)? Ведь эта пора так нам дорога!..

Память маленького ребенка напоминает океан. Нежные волны баюкают и оптимистично настраивают на всю оставшуюся жизнь, но след каждого шторма – хотя буря в конце концов заканчивается, а зеркало воды разглаживается – остается в нас навсегда… Может быть, это ответ на вопрос, почему люди забывают, что с ними было в детстве?..

Каждый человек примерно в возрасте 7 лет теряет все свои самые ранние воспоминания. Почему практически каждый из нас может сказать о себе: «Ничего не помню из детства»? Неизвестно. Неврологи и психиатры пока не могут объяснить этого явления, получившего название «детская амнезия» и могут лишь высказывать предположения.

Мы забываем, но наш мозг – нет

Все согласны с тем, что именно в первые годы жизни формируются характер, способность к обучению и восприятие мира человека. Некоторые даже сравнивают человеческий мозг в этот период с зеркалом, которое отражает (но и запоминает за счет развития определенных нейронных сетей) «попадающие» к нам в это время эмоции.

Ребенок любимый и принятый семьей будет уверенным в себе, творческим и доброжелательным по отношению к миру взрослых. А нелюбимый? Обижаемый? Недосмотренный, практически брошенный на произвол судьбы? Вместо того чтобы в будущем ориентироваться на познание мира и саморазвитие, он сосредоточится на отражении угроз и подготовке к обороне. Чувство тревоги и неопределенности такой ребенок позднее будет пытаться компенсировать принятием модели рискованного сексуального поведения, вредными привычками, припадками гнева, перееданием.

Более того, многие люди, которые будучи детьми, пережили сильные обиды, ищут источники чувства собственной значимости, достоинства не в себе, а «снаружи» – в принятии их окружающими. Поэтому они обречены на вечную погоню за похвалами и словами признания, живут, вынужденные что-то постоянно делать, доказывать, получать очередные награды. Одновременно они остаются безжалостными в оценке самих себя, не жалеют для себя наказаний и унижений.

Почему я не помню свое детство?

До четвертого года жизни формируется наша личность, а значит, способ функционирования в обществе, – объясняют психологи Многие приобретенные в это время навыки в нас настолько сильно укореняются, что уже не подлежат дальнейшему процессу воспитания. То же самое касается, к сожалению, пережитых в этот период травм. Они также постоянно формируют наше взрослое поведение, предпочтения и страхи.

Но почему тогда происходит так, что человек почти ничего не помнит из раннего детства (на уровне сознания)? Странно, что мы теряем весь такой важный (если не самый важный) этап нашей жизни.

Детская амнезия распространяется на период примерно до 3 лет. По мнению ученых, это может быть связано с развитием мозга, а конкретно – гиппокампа, который является «домом» для человеческой памяти. Старые воспоминания должны уступить место новым. И поэтому мы забываем. Не можем вернуться ни в тот момент, когда отец впервые взял нас на руки, ни когда в первый раз осознанно увидели улыбку матери… Воспоминания гибнут, хотя раньше нас сформировали. Не все, однако, исчезают без следа…

Неврологи знают понятие „оси стресса». Оказывается, что травмирующие, сильные эмоциональные переживания с детства вызывают постоянные изменения в мозге. Ось идет от гипоталамуса через гипофиз до ответственных за выделение стрессовых гормонов надпочечников и отвечает за нашу реакцию на стресс. Если она будет встревожена сильными негативными эмоциями в первые месяцы и годы детства, то всю жизнь мы будем реагировать на подобные стимулы болезненно остро.

Возможно, природа просто оберегает нашу психику, делая так, что человек не помнит своего детства, «включая» детскую амнезию и «выключая» воспоминания о первых годах пребывания в этом мире. Заботится о том, чтобы возможные психологические травмы не калечили нашей будущей жизни. Наверное, нам стоит не обижаться на нее, сокрушаясь, почему я не помню детство, а поблагодарить за предусмотрительность.

Несмотря на то, что память о самих событиях первых лет жизни уже ушла из нашего сознания, все же эхо пережитых эмоций иногда возвращается — в легких обрывках смутных воспоминаний или снов. Значит, детство все-таки никуда не делось, осталось с нами навсегда, просто мы его не помним. Может, для многих из нас это и к лучшему…

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Инструкция

Воскресить прошлое можно самостоятельно, если психика не поставила барьер. Им обычно ограждаются слишком тяжелые воспоминания, события, которые вызвали сильный стресс. Через этот барьер пробиться сможет только профессиональный психолог. Но большинство событий можно вспомнить самостоятельно, главное - правильный настрой.

Вам понадобится провести сеанс психоанализа самостоятельно. Для этого определитесь, какой период жизни вы хотите вспомнить. Постарайтесь найти предметы, которые окружали вас тогда. Соберите их вместе. Подготовьте тетрадь, ручку - вы будете записывать все воспоминания и ощущения, которые будут проявляться во время сеанса.

Проводить сеанс воспоминаний нужно в одиночестве. Плотно закройте дверь и окна, чтобы шум не отвлекал вас. Задвиньте шторы. Сядьте удобно - на кресло или диван. Рядом поставьте маленький столик или стул - там вы расположите вещи из прошлого, тетрадь, ручку.

Закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте тяжесть и тепло в конечностях. Отключите органы чувств - вы не видите, не слышите, работает только сознание. Начинайте двигаться в прошлое с сегодняшнего дня. Вы сидите в кресле, встали, подготовили все для сеанса, проснулись, потом ночь, вы спите... Дальше ускоряйте воспоминания, думайте о знаковых событиях, произошедших с вами за определенный период. Приближаясь к нужной дате, старайтесь вспоминать детали. Чем больше подробностей, тем лучше. Время от времени смотрите на вещи, которые перед вам. Все ощущения и воспоминания вписывайте в тетрадь. Когда поймете, что больше ничего не можете вспомнить - прекратите сеанс.

Следующий сеанс работайте с тетрадкой, целенаправленно настраиваясь на произошедшие события. Расслабьтесь, закройте глаза и обдумывайте каждое записанное предложение. В процессе вам будут приходить все более подробные воспоминания. Все помечайте в тетради. Таким образом можно практически полностью восстановить событие, казалось бы, стертое из памяти навсегда.

Вспомнить прошлые жизни – сама эта мысль кажется невероятной, но люди, разбирающиеся в эзотерике и древних восточных учениях, утверждают, что, достигнув определенного уровня знаний и развития, вспомнить свои жизни может каждый.
Существует ряд методик, основанных на длительных медитациях и работе с сознанием. Например, метод под названием «Радуга», эффективность которого проявляется при регулярных практиках.

Инструкция

Выберите положение тела, в котором вы чувствуется себя максимально комфортно (сидя или лежа). Закройте глаза и постарайтесь расслабиться.

Основа медитации - в очищении сознания от любых мыслей; представьте метлу, которая выметает их при первом же появлении. Поначалу достижение ясного состояния будет непростым, но полученное ощущение блаженства стоит того.

Работайте с дыханием, выравнивайте его, это тоже поможет вам в процессе медитации. На счет четыре делайте глубокий вдох, затем на столько же задержите дыхание и выдохните так же на на счет четыре.

Продолжайте дышать подобным образом и наслаждайтесь достигнутым состоянием. Вскоре вы почувствуете, какое ваше тело тяжелое, будто огромный ледник. Запомните это состояние. Затем представьте свое тело невероятно легким, легче облачка, парящего в небе.

Главная цель на этом этапе – не заснуть. Как только почувствуете возможность этого, продолжайте работать с . Взгляните в себя. Вспомните и сконцентрируйтесь на своей главной задаче – вспомнить свою прошлую жизнь. Эмоции и , которые возникнут у вас в этом момент, являются ключевыми в разгадке тайны вашего прошлого.

Теперь представляйте по очереди цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Зафиксируйте возникшие ощущения.

Затем остановитесь, в этот момент вы можете увидеть картины из своей прошлой жизни. Конечно, видения придут к вам не сразу, но главное не останавливаться и продолжать практику.

Повторите предыдущее упражнение, представив цвета уже в обратном порядке.

Теперь приведите дыхание в его обычное состояние. Вдохните максимально глубоко и потянитесь телом.

Натрите свои ладони друг о друга, пока они не разогреются, и приложите их к закрытым глазам. Представьте и почувствуйте, как тепло от рук переходит к глазам и лицу.

Теперь откройте глаза и уберите от них ладони. Вставайте медленно, не совершая резких движений. Ваше состояние похоже на то, в котором вы выходите из сна, поэтому не нагружайте себя, отдохните некоторое время и займитесь чем-то легким.

Практикуя подобный метод длительное время, вы начнете замечать новые картины, не связанные с вашей нынешней жизнью, но явно связанные с вами. Услышите голоса, в том числе, свой и своего прошлого окружения. Главное, не останавливайтесь на начатом, и воспоминания ваших прошлых жизней посетят вас в жизни этой.

Видео по теме

Обратите внимание

Полезный совет

Как вспомнить прошлые жизни. Опять задаю себе вопрос. Звучит он предельно просто – “Зачем я делаю эту работу?” Это влияние на механизм памяти эмоционального фактора, читай - астральные влияния. То же самое происходит, видимо, и с механизмом воспроизводства воспоминаний о прошлых жизнях, если его запустить в действие. Такие эксперименты известны и распространены в виде регрессивного гипноза, медитаций с уходом в “прошлое” и других техник работы с подсознанием.

Источники:

  • Проект, посвященный комплексному развитию личности
  • вспомнить прошлые жизни

Многие люди верят в возможность реинкарнации - процесса, при котором душа человека через какое-то время после его смерти переселяется в другое тело и снова начинает жить. Если принять такое положение вещей, то все мы уже успели побывать в каких-то других, давно истлевших телах.

Инструкция

Первое, что нужно сделать - внимательнее смотрите собственные сны. Они могут рассказать вам много хорошего, но и много плохого. Это неправда, что во сне наш мозг перестаёт работать. Бывало ли у вас , что во сне вы писали , выдумывали механизмы или составляли таблицы, как Менделеев? Наверняка. Может быть, ваш собственный мозг каким-то образом сохранил память о прошлых ваших жизнях и даёт вам , пока вы спите, а вы просто хлопаете ушами и ничего не видите?..

Ещё один способ узнать, кем ты был в прошлых жизнях - отправиться к предсказателям и астрологам. Здесь нужно быть очень аккуратным: ведь есть такие предсказатели, которые прямо расскажут вам всю правду-матку о прошлых жизнях, а есть и такие образчики с воспалением , которые попросят позолотить ручку, а сами наплетут с три короба, что вы потом сами будете не рады и не захотите ложиться. Так что расспросите хороших друзей и знакомых, кого они посоветуют, а если тем нечего советовать, подумайте, не лучше ли прибегнуть к другим способам?..

Есть мнения, что он жизни к жизни вместе с душой передаются и стремления, привычки, таланты. Приглядитесь лучше к собственным способностям: наверняка они передались вам из прошлых жизней. Затем сядьте где-нибудь в тихом уголке, сосредоточьтесь и закройте глаза. Может быть, если вы хорошо рисуете, вы были Йоханнесом Вермеером или Рембрандтом, если хорошо разбираетесь в физике - может быть, самим Эйнштейном? Но, вполне возможно, что данные таланты передались вам от какой-нибудь домохозяйки, которая просто хорошо рисовала картинки своим детям, или от обычного провинциального учителя физики?..

Следующее, что надо обязательно проверить, - нет ли у вас тяги к различным местам. Возможно, в своей прошлой жизни вы жили не в Африке и не в Америке, а на соседней улице. Пройдитесь по хорошо знакомым местам и понаблюдайте за своими ощущениями. Если в каком-то определённом месте вас посещают странные мысли, приходят на ум образы людей или, не дай бог, душу тревожат видения, - определённо, у вас с этим местом какая-то сверхъестественная связь. Попробуйте остаться там одни. Может быть, само место, запахи и звуки напомнят вам о том, что произошло с вашим прошлым воплощением именно на этой улице.

Однако прежде чем вспоминать, кем вы были и что бы делали в своей прошлой жизни, подумайте, зачем вам это? Вполне возможно что, вы вспомните подробности, без которых бы обошлись. Ведь иногда лучше забыть прошлое, чем мусолить его в памяти и воображении. Кроме того, подробности пройденных ранее судеб могут повлиять на ту жизнь, которой вы живёте сейчас. Чем тревожить себя прошлыми жизнями, может быть, лучше жить здесь и сейчас и наслаждаться процессом?..

Видео по теме

Источники:

  • кем я был в прошлых жизнях

Лобные доли коры головного мозга, ответственные за память, созревают к двум годам: с этого возраста мы можем помнить все, что с нами происходило. Почему же этого не происходит?

Почему мы редко помним свое ранее детство? Фото: Lori.ru.

Одновременно в детстве мы формируем отношения с родителями. Отношения с ними потом и будут определять нашу способность создавать контакт с другими людьми. Связь с самыми значимыми образами в жизни — определенная матрица нашего восприятия мира и окружающих.
А если мы много чего-то о своем детстве не помним, часто это свидетельство того, что услужливая память стерла часть трудных воспоминаний.

Иллюстрацией этому служит вот такой сон:

«Недавно я заказала сон, который бы прояснил, что такое происходило в моем детстве, что до сих пор оказывает влияние на мою жизнь. И мне приснился сон, где главные герои — души. Как выглядят — сказать не могу, но по ощущениям — это души. Я лечу рядом со старшей душой. Очень родной мне. Она для меня — Бог. Я безгранично ей доверяю. И вдруг физически во сне, как наяву, начинаю ощущать на горле удушение. То есть она душит меня. И смеется. Я ничего не могу сделать. У меня только беспомощность, изумление, слабость и ощущение себя жалкой и ничтожной. И самое яркое чувство — дикий страх. Потом я почти проснулась и в полусне или наяву продолжила сон тем, что я ожила — то ли не додушили меня, то ли я вдруг в последний момент понадобилась этой душе. Я продолжала летать с ней рядом через некоторое время, потому что я ничего не помнила. Не помнила удушения. Осталось только непонятное ощущение собственной ненужности, неполноценности, беспомощности. Еще интуитивное недоверие к окружающим. Я стала летать чуть дальше от этой души, но с прежней любовью».

Сон свидетельствует о том, что есть какой-то абсолют, авторитетная душа рядом с нашей сновидицей. И эта душа вместо любви и поддержки оборачивается для сновидицы угрозой для жизни. Такие сны часто снятся тем, кого воспитывали и наказывали физически. Ребенок оказывается в ловушке. Нормальным поведением в случае побоев было бы убежать или дать отпор. Но поскольку обидчик — это взрослый, которого он любит и нуждается в нем, то ребенку приходится учитывать возможное наказание. Он превращается в тревожного, мнительного, подозрительного, недоверчивого.
Хотя многие родители воспитывают детей с помощью шлепков и ударов, но никто не придает этому значения. На самом деле, это одна из самых распространенных и фатальных родительских ошибок. Тем самым они внушают мысль ребенку, что его тело не ценно, что его можно разрушать и вторгаться в него по настроению. Вырастая, такие дети не умеют защищать себя перед другими, особенно перед авторитетами.

Видимо, сон нашей сновидицы в усиленной форме отражает то, что, вероятно, она переживала в отношениях с любимыми авторитетами — угрозу, которую она запомнила скорее бессознательно, чем осознанно.
И только через сон она имеет возможность соприкоснуться с дистанцией и страхом, которые всегда присутствует в отношениях.


Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт и ведущая тренингов личностного роста Тренинг-центра Марика Хазина