Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Три типа склонения имен существительных Виды склонений

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока : урок обобщения знаний.

Цели урока:

учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:

  • 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
  • 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
  • 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

должны уметь :

  • определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
  • определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
  • формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,

Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент . (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Улыбнулись, подбодрились.
Начинаем наш урок.

II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.)

– Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

+ – справился

? – сомневался

- – не справился

У кого «»?

У кого «?»?

У кого «-»?

Дети проверяют домашнее задание по образцу.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

Дети поднимают руку.

III. Актуализация знаний (3 мин)

– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

Да, научились.

Какого склонения бывают имена существительные?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1,2,3 склонения.

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Тема: 3 типа склонения существительных.

Задачи: учиться правильно определять тип склонения;

Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;

писать без ошибок слова и предложения;

сотрудничать между собой и с учителем.

V. Работа по теме урока . (20 мин.)

1. Упражнение "Собери в корзину"

На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

– Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.

К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта.

Что в корзине у 2 варианта?

Что не вошло в корзинки?

Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

Почему это существительное стало лишним?

Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.

2. Игра "Не ошибись".

Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.

Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

+ – справился,

– – не справился.

Физминутка электронная . (5 мин.)

3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93.

Спишите, определите склонения существительных.

К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.

VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

Самостоятельная работа.

VII Итог . (2 мин.)

Над какой темой мы сегодня работали?

Были ли трудности в выполнении заданий?

Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

Кому еще предстоит потренироваться?

Домашнее задание – разноуровневые карточки.

1 уровень на «3».

Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

2 уровень – на «4».

Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

У дружбы () нет границ, у знаний нет дна.

Не красна книга письмом (), красна умом.

Золото испытывается огнем, друг – опасностью ().

3 уровень – на «5».

Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.

Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла ().

Обсуждение.

4-в классе.
Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;

3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека

Ход урока:

1.Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Минутка каллиграфии.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».

- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.

-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)

Добро, дорога, походка

Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово)

-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк.

Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …

3. Постановка темы и целей урока. А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.

-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас.

Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять)

-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными)

4.Применение знаний, умений и навыков.

-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?

Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Мир не без добрых людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит, злое калечит.

6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

7. Путём зла не доходят до добра.

У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! (Жизнь- ед.ч., Им.п., (На) дела- мн.ч., Вин.п.)

Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных!

Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите их!

Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки!

Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных?

Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи.

5.Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся. Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину?

У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина?

Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.

Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.

Определите падеж имен существительных.

Проверка. С сигнальными карт.

Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили?

6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей»)

7.Проверка усвоения знаний. Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

ж.р. -

м.р. – м.р. –

ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы?
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3

Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.

8.Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу! О чем?

Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.

Проверка в парах.

Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)

- Кому было трудно выполнять такое задание?

9.Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»

Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным, чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!

(видеоролик «Живет повсюду красота»)

Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!

10. Задание на развитие внимания!

«Кто
с нами в прятки?»
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения!

кнотидружбаьжоменкв

ъдцсчастьеядакуычщш

чяьтвсодтолдсмелость

Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?

11.Снеговики!

Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку!

Например: смелость, внимательность, чуткость…

13. Рефлексия. Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?

Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»

14.Д/з- написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?»

15. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?

16.(Видеоролик «Дорога добра»)

Это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения - первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. - ø, - о (-е) В. - ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. - а (-я) Т. - ом (-ем)

Д. - у (-ю) П. - е

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. - а (-я) В. - у (-ю)

Р. - ы (-и) Т. - ой (-ей)

Д. - е П. - е

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. - ø В. - ø

Р. - и Т. - (ь)ю

Д. - и П. - и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение - это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. - ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. - ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. - ому/-ему -ой -ым/-им

В. И. (неодуш.), Р. (одуш.) - ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. - ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. - ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение - это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).


И. врем-я путь - ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь - ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном - по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже - окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные - названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные - фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные - названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын - конь, зверь; стена, рыба - дыня, соня; мышь - ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога - ноги, полк - полки, сноха - снохи, нож - ножи, ключ - ключи, пальцы - пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. - и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. - ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. - ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги - любить сестер, увидеть города - увидеть братьев, увидеть окна - увидеть чудовищ, увидеть степи - увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания - основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею - на клее, в спирту - в спирте, в отпуску - в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари - слесаря, инженеры - инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным - нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание -ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь - дочерьми, дверь - дверьми, лошадь - лошадьми.

Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь ) и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)

Д. -у (-ю) П.

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. -а (-я) В. -у (-ю)

Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)

Д. П.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. -ø В. -ø

Р. -и Т. -(ь)ю

Д. П. -и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. -ому/-ему -ой -ым/-им

В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).

И. врем-я путь-ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь-ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. -ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.

Открытый урок в 4 классе "Б"

Дата: 17. 10. 2017 г.

Предмет: русский язык

Тема: Три типа склонения имён существительных.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока:

    Организационный момент – 1 мин

    Минутка чистописания - 2 имнуты

    Актуализация знаний- 5 мин

    Постановка учебных задач – 1мин

    Решение задач -15 мин

    Физминутка - 2 мин

    Практическая работа -10 мин

    Итог урока. Рефлексия- 3 мин

    Домашнее задание. -1 мин

Ход урока.

1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

* Добрый день всем мальчишкам!

* Добрый день всем, кто любит свою Родину!

* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

Настроение каково?

Все такого мнения?

Все без исключения!

Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

Семнадцатое октября.

Классная работа.

б) прописать буквы Дд, Гг

в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

На помощь придёт,

Плечо, как всегда подставит.

Для отговорок слов не найдёт

И от проблем избавит.

Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

Какая орфограмма встретилась в слове друг?

Пропишите это слово.

3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

Докажите свое утверждение.

Что такое имя существительное?

б) групповая работа с кластером.

Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники

бывает ­­­­­______

бывает ­­­­­______

изменяется по


изменяется по

роль в предложении

бывает ­­­­­_____,

имя существительное


г) работа с листом оценивания:

6 правильных признаков - "5" баллов

5 названных признаков - "4" балла

4 - "3" балла

менее 4 - "2" балла

3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:

окончание -а,-я

 окончание

окончание -о,-е

 окончание

Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

б) самопроверка и самооценка:

Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

Какие слова составили 3 группу?

"5" баллов, если нет ошибок

"4" балла - 1 ошибка

"3" балла - 2-3 ошибки

"2" балла - более 3 ошибок

в) фронтальный опрос:

По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

6. Закрепление пройденного материала 10 мин

Задание 1.

Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

У: Пользуемся алгоритмом.

Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.

Задание 2.

К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

Злость - … (доброта)

грубость - … (вежливость)

жадность - … (щедрость)

У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

Оценка по критериям:

1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

7. Итог урока.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли ли мы её?

Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

8. Оценивание.

Посчитайте все баллы по листу оценивания.

Вид задания

Составление кластера

Работа по таблице

Подбор антонимов и определение склонения

15-14 баллов -"5"

13-12 баллов -"4"

11-9 баллов- "3"

9. Д/З стр. 51 упр. 135