Сообщение самосознание и социальная поведение человека. Самосознание и социальное поведение людей. Общественное и индивидуальное сознание

Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.

Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.

Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.

Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.

Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.

Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.



Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Примеры:

антисоциальное:
1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
2)
Драка учеников 11 а класса.
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) - форма девиантного поведения.


Массовое поведение активность масс, не имеющая определенной цели и организованности , например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.


Пример:

Создание благотворительных фондов.

Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты ;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая.

Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и про­фессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онто­генезе процесс, связанный с общим развитием человека, и явля­ется необходимым условием сохранения тождественности лично­сти, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же вре­мя, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, че­ловек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ста­вит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и опреде­ляет социальное поведение человека.

Самосознание - это динамичное, исторически развивающе­еся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, ко­торый иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружаю­щих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосо­знания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания свое­го «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» дру­гих людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего со­вершать свободные поступки и нести за них ответственность.

Самосознание представляет собой единство трёх компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и са­морегулирования.

Самопознание является исходным моментом и основой су­ществования самосознания. Результат самопознания проявля­ется в знании индивида о себе. Именно на этой основе форми­руется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке.

Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведе­ния человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей.

Саморегулирование поведения осуществляется как двухуров­невый процесс. Первый уровень предполагает управление поведе­нием индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри про­цесса саморегулирования.

Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательно­сти, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности пе­ред собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самокон­троль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, вклю­чать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные ре­зервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания.

Социально-групповое сознание - это исторически обуслов­ленный уровень осознания членами большой социальной груп­пы (класса, страты, социального слоя) своего положения в систе­ме существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и ин­тересов. Социально-групповое сознание, так же как и индиви­дуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика по­требностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий лю­дей. Различие условий бытия больших социальных групп обуслав­ливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и вы­ражается реальность социально-группового сознания.

Каков источник и какова природа осознания собственной позиции, ее неповторимости? Откуда берется внутреннее сознание "Я"?

Если человек – вопрос вопросов философии, то центральным моментом в проблеме человека оказывается вопрос о природе уникального личностного бытия. Философы объясняют сознание, духовное начало в человеке по-разному. Согласно Платону сознание есть воспоминание о вечном мире идей, в котором пребывала душа до рождения на свет. Нетрудно заметить, что такое понимание фактически восходит к мифологическим взглядам о переселении душ. Согласно британскому философу Д. Локку сознание – суть развитые и усложненные системы чувственных восприятий. Согласно философам-рационалистам (отдающим разуму первенство перед чувствами) таким как Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц, идеи изначальны и существуют параллельно материальному миру и независимо от него. Согласно таким философам, как немец М. Бубер, француз Э. Левинас, отечественный мыслитель М. Бахтин, изначально присущий человеку Дух, соприкасаясь с другими духовными сущностями, как бы воплощается ими в конкретную Душу.

Причина таких разночтений связана с тем, что человеческое сознание, "Я", хотя оно вроде бы и совершенно очевидно дано каждому, не постижимо, так как постигаются другие предметы: стол, стул, химические вещества, планеты, произведения искусства, политические события и т.д. познаваемы объективно, т.е. как некие объекты, существующие вне познающего их субъекта. Сознание же собственного "Я" постижимо не путем объективации, а каким-то иным, более глубоким образом. "Я" – нс факт, не акт, не идея, оно одновременно и идеально, и реально. Более того, "Я" всегда как бы стоит вне пространства и времени: оно всегда, в любой момент времени сознается как "Я-неизменное", как "Я, которое именно Я", причем во всей своей полноте.

Смысл проблемы самосознания заключается в том, что субъект самосознания является носителем свободы. И проблема самосознания, таким образом, оказывается в центре любого осмысления человеком действительности и себя самого, возможности познания динамики культуры вообще. Главной проблемой оказывается внепространственное, вневременное начало самосознания, лежащее вне познаваемого мира, возможно, даже ему предшествующее. И речь идет тогда именно о свободе, носителем которой является субъект самосознания.

Поскольку самосознание трудно подвести под рациональные категории, в философии сложилась традиция рациональной неопределимости самосознания и связанных с ним философских идей свободы или существования. Данное вне времени и пространства, наше "Я" предстает как нечто не принадлежащее к привычному нам внешнему миру, поэтому проблема самопознания обнаруживает себя в конечном счете как проблема внебытийного начала бытия, как проблема религиозная. "Я" дано само по себе, но оно не может быть основанием самому себе и нуждается в каком-то основании, лежащем вне чувственно воспринимаемого мира. Поэтому подлинное самопознание достигается лишь через соотнесение с неким "абсолютным" началом всех проявлений реальности, чем-то свободным от этой реальности.

Проблема свободы личности

Что есть свобода? И есть ли свобода? Ведь существуют множество авторитетных мировоззренческих концепций – материалистических и религиозных – отрицающих свободу. Согласно материализму все в мире есть результат причинно-следственных взаимодействий. Согласно религии протестантизма в мире царит полное Божественное предопределение. Отрицали свободу и выдающийся немецкий философ Ф. Ницше, и сторонники бихевиоризма (от англ. behavior – поведение), согласно которому человеческое поведение полностью определяется внешними воздействиями.

Но свобода – понятие не столько физическое, сколько "сверхфизическое". Свобода – всегда что-то еще нереализованное, она еще не бытие, но некая возможность бытия. Она предшествует бытию, есть то, что "хочет" воплотиться в бытии. В этом смысле свобода выступает своеобразной "безосновной основой бытия". Поэтому всегда так трудно говорить о свободе – она не обладает конкретными характеристиками, представляя собой нечто неописуемое и невыразимое. Согласно российскому религиозному философу Н. А. Бердяеву даже всесильный над бытием Бог-Творец не всесилен над несотворенной свободой.

Свобода появляется только тогда, когда появляется человеческое сознание. Духовное, таким образом, непосредственно связано со свободой. Поэтому свобода предстает единственным условием адекватного восприятия и постижения реальности. Человеческая сущность и есть свобода, вечно ждущая за порогом человеческой определенности мира. Самосознание субъекта и есть самосознание свободы.