Сообщение самосознание и социальная поведение человека. Самосознание и социальное поведение людей. Общественное и индивидуальное сознание
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.
Примеры:
антисоциальное:
1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
2) Драка учеников 11 а класса.
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) - форма девиантного поведения.
Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности , например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.
Пример:
Создание благотворительных фондов.
Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.
В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?
А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.
Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Девиантное поведение
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Классификация девиантного поведения
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
- аффективный тип поведения;
- семейные конфликты ;
- агрессивный тип поведения;
- ранние антисоциальные формы поведения;
- отрицательное отношение к учебе;
- низкий уровень интеллекта.
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
1) социально-психологическая:
Антидисциплинарное поведение;
Асоциальное;
Противоправное;
Аутоагрессивное.
2) клинико-психопатологическая:
Патологические;
Непатологические девиации.
3) личностно-динамическая.
Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека, и является необходимым условием сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же время, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и определяет социальное поведение человека.
Самосознание - это динамичное, исторически развивающееся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, который иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания своего «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.
Самосознание представляет собой единство трёх компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирования.
Самопознание является исходным моментом и основой существования самосознания. Результат самопознания проявляется в знании индивида о себе. Именно на этой основе формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке.
Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей.
Саморегулирование поведения осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает управление поведением индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри процесса саморегулирования.
Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности перед собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания.
Социально-групповое сознание - это исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Социально-групповое сознание, так же как и индивидуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различие условий бытия больших социальных групп обуславливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.
Каков источник и какова природа осознания собственной позиции, ее неповторимости? Откуда берется внутреннее сознание "Я"?
Если человек – вопрос вопросов философии, то центральным моментом в проблеме человека оказывается вопрос о природе уникального личностного бытия. Философы объясняют сознание, духовное начало в человеке по-разному. Согласно Платону сознание есть воспоминание о вечном мире идей, в котором пребывала душа до рождения на свет. Нетрудно заметить, что такое понимание фактически восходит к мифологическим взглядам о переселении душ. Согласно британскому философу Д. Локку сознание – суть развитые и усложненные системы чувственных восприятий. Согласно философам-рационалистам (отдающим разуму первенство перед чувствами) таким как Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц, идеи изначальны и существуют параллельно материальному миру и независимо от него. Согласно таким философам, как немец М. Бубер, француз Э. Левинас, отечественный мыслитель М. Бахтин, изначально присущий человеку Дух, соприкасаясь с другими духовными сущностями, как бы воплощается ими в конкретную Душу.
Причина таких разночтений связана с тем, что человеческое сознание, "Я", хотя оно вроде бы и совершенно очевидно дано каждому, не постижимо, так как постигаются другие предметы: стол, стул, химические вещества, планеты, произведения искусства, политические события и т.д. познаваемы объективно, т.е. как некие объекты, существующие вне познающего их субъекта. Сознание же собственного "Я" постижимо не путем объективации, а каким-то иным, более глубоким образом. "Я" – нс факт, не акт, не идея, оно одновременно и идеально, и реально. Более того, "Я" всегда как бы стоит вне пространства и времени: оно всегда, в любой момент времени сознается как "Я-неизменное", как "Я, которое именно Я", причем во всей своей полноте.
Смысл проблемы самосознания заключается в том, что субъект самосознания является носителем свободы. И проблема самосознания, таким образом, оказывается в центре любого осмысления человеком действительности и себя самого, возможности познания динамики культуры вообще. Главной проблемой оказывается внепространственное, вневременное начало самосознания, лежащее вне познаваемого мира, возможно, даже ему предшествующее. И речь идет тогда именно о свободе, носителем которой является субъект самосознания.
Поскольку самосознание трудно подвести под рациональные категории, в философии сложилась традиция рациональной неопределимости самосознания и связанных с ним философских идей свободы или существования. Данное вне времени и пространства, наше "Я" предстает как нечто не принадлежащее к привычному нам внешнему миру, поэтому проблема самопознания обнаруживает себя в конечном счете как проблема внебытийного начала бытия, как проблема религиозная. "Я" дано само по себе, но оно не может быть основанием самому себе и нуждается в каком-то основании, лежащем вне чувственно воспринимаемого мира. Поэтому подлинное самопознание достигается лишь через соотнесение с неким "абсолютным" началом всех проявлений реальности, чем-то свободным от этой реальности.
Проблема свободы личности
Что есть свобода? И есть ли свобода? Ведь существуют множество авторитетных мировоззренческих концепций – материалистических и религиозных – отрицающих свободу. Согласно материализму все в мире есть результат причинно-следственных взаимодействий. Согласно религии протестантизма в мире царит полное Божественное предопределение. Отрицали свободу и выдающийся немецкий философ Ф. Ницше, и сторонники бихевиоризма (от англ. behavior – поведение), согласно которому человеческое поведение полностью определяется внешними воздействиями.
Но свобода – понятие не столько физическое, сколько "сверхфизическое". Свобода – всегда что-то еще нереализованное, она еще не бытие, но некая возможность бытия. Она предшествует бытию, есть то, что "хочет" воплотиться в бытии. В этом смысле свобода выступает своеобразной "безосновной основой бытия". Поэтому всегда так трудно говорить о свободе – она не обладает конкретными характеристиками, представляя собой нечто неописуемое и невыразимое. Согласно российскому религиозному философу Н. А. Бердяеву даже всесильный над бытием Бог-Творец не всесилен над несотворенной свободой.
Свобода появляется только тогда, когда появляется человеческое сознание. Духовное, таким образом, непосредственно связано со свободой. Поэтому свобода предстает единственным условием адекватного восприятия и постижения реальности. Человеческая сущность и есть свобода, вечно ждущая за порогом человеческой определенности мира. Самосознание субъекта и есть самосознание свободы.